Ноты сырба для баяна

Народная музыка Молдавии

Народная музыка, песни и танцы


Песни и танцы Молдавии
для баяна или аккордеона
составитель И.Дубяга
«Музыка», 1977г.
номер 9450

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

ПЕСНЯ О КОДРЯНУ. Обработка П. Лондонова
ПО ДОРОГЕ В КИШИНЕВ. Обработка О. Сосновского. Перевод А. Годова
ЦВЕТИК МИЛЫЙ МОЙ. Обработка Ю. Цибульской. Перевод А. Годова
МНЕ БЫ ЛЕСЕНКУ ДО НЕБА. Обработка Ю. Цибульской. Перевод Д. Виноградова
В ДОФТАНЕ. Обработка П. Лондонова
У ОДИНОКИХ ТОПОЛЕЙ. Обработка Ю. Акимова. Перевод А. Годова
ХОРОШО У НАС В КОЛХОЗЕ. Обработка Ю. Акимова
ИЛЯНА, МОЯ РАДОСТЬ. Обработка П. Лондонова

НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ
XOPA. Обработка И. Дубяги
СЫРБА. Обработка И. Дубяги
ЖОК. Обработка Ю. Акимова
БЭТУТА. Обработка П. Лондонова
ЖОК МАРЕ. Обработка О. Сосновского
ОЛЯНДРА. Обработка О. Сосновского
ХАНГУ
ЫНВЫРТИТА. Обработка И. Дубяги
ДВА МОЛДАВСКИХ НАРОДНЫХ ТАНЦА:
1. Медленная хора. Обработка И. Дубяги
2. Быстрая сырба. Обработка И. Дубяги

ПЕСНИ МОЛДАВСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
В. Сливинский. О МОЛДАВИЯ РОДНАЯ! Слова Г. Виеру. Перевод А. Годова
Д. Георгицэ. ВИНОГРАД МОЙ, КУСТ ПАХУЧИЙ. Слова П. Заднипру
Е. Дога. ХОРА ДРУЖБЫ. Слова И. Подоляну
Е. Дога. ВЕСЕЛАЯ СВАДЬБА. Слова Н. Чепраги. Перевод А. Годова
Ю. Цибульская. КОЛЫБЕЛЬНАЯ. Слова Г. Виеру. Перевод А. Годова

ТАНЦЫ МОЛДАВСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
П. Сырбу. РУСЯСКА. Обработка О. Сосновского
А. Кучеровский. КАК У НАС В ЕДЕНЦАХ. Концертная хора. Обработка И. Дубяги
В. Раду. ВЕСЕННЯЯ ХОРА

Скачать ноты


Художественной самодеятельности
Молдавские народные мелодии

в обработке для баяна или аккордеона
«Музыка», 1988г.
номер 3508

Народная музыка Молдавии ярка и самобытна. Своеобразна ее мелодика, обогащенная красочной игрой ладов и расцвеченная орнаментикой, динамична ритмика. Эмоциональная, жизнерадостная молдавская музыка пользуется широкой популярностью, исполняется не только ансамблями и оркестрами, но и солистами-инструменталистами — в том числе баянистами и аккордеонистами.
Настоящее издание включает обработки песен и танцев, принадлежащих различным областям республики (неслучайно некоторые названия указывают на местность, в которой родился тот или иной танец,— например, «Хора из Перерыты», «Хора из Березложи» и др.). Большинство пьес сборника — веселые, задорные, танцевального склада. Среди них
выделяются массовые танцы: хора на 6/8, хора на 2/4, сырба, остропэц, которые полнее всего передают характер молдавского народа, его манеру веселиться.

Хора на 6/8 отличается плавностью, грациозностью. Ее мелодия, проникнутая вокальным началом и опирающаяся на мягкий, но упругий аккомпанемент, обычно изобилует мелизмами. Танцы типа хоры на 2/4— сдержанного характера; к этому типу
относятся жок, брыул, хангул, пынза. Напротив, танцы типа сырбы очень темпераментны и исполняются в быстром темпе. Весьма специфичен в ритмическом отношении свадебный танец остропэц (танец с приданым) на 7/16: третья доля каждого такта как бы растягивается по сравнению с двумя предыдущими. Эта несимметричность придает незатейливым мелодиям особую изысканность, создает настроение праздничного веселья.

В пьесах танцевального склада рекомендуется обратить большое внимание на ритмическую устойчивость, а также точную артикуляцию (особенно в штрихе нон легато). Смены меха должны соответствовать фразировке (по 4 или 8 тактов).
Особую проблему составляет молдавская народная мелизматика, импровизационная по своей природе. Чтобы облегчить исполнение, в некоторых пьесах сборника расшифровка мелизмов вписана непосредственно в нотный текст, иногда ее варианты даются отдельно, над нотной строкой. Приводимые расшифровки, конечно, не могут передать все тонкости импровизационного стиля игры, но все же дают музыканту определенные ориентиры.
Следует иметь в виду, что трактовка мелизмов в молдавской народной музыке отличается от классической. В частности, мордент даже при традиционной расшифровке играется быстрее и легче. Нередко мордент исполняется необычным образом:

В приведенном примере следует обратить внимание на лигу, предписывающую снятие второго звука (при сохранении общего легато).
Возможны и другие варианты мордента — например, такой, при котором повторяется предыдущий звук мелодии:

Исполняя все виды мордента, следует легко, как бы непроизвольно касаться клавишей, не нажимая их до упора. В результате между звуками возникает специфическая связь (впечатление одновременности звучания основного и вспомогательного тонов), что создает особый акустический эффект.
Трель в молдавской народной музыке также имеет различные варианты. В одних случаях она играется традиционно (на всем протяжении ноты), в других начинается с запозданием или, наоборот, укорачивается. Применяются и разные виды форшлагов; наряду с обычным вариантом возможны и более своеобразные (в настоящем сборнике они приводятся с расшифровкой), например:

При исполнении форшлагов необходимо столь же легко, поверхностно касаться пальцами клавишей, как при игре мордентов, но с еще большей скоростью.
Разумеется, в кратком предисловии нельзя подробно обрисовать особенности молдавской народной музыки. Остается пожелать неопытным баянистам и аккордеонистам вслушаться в игру народных музыкантов, постараться перенять их специфическую манеру. Это поможет исполнителям верно передать дух молдавского фольклора.
В. Шаров

Колыбельная. Обработка В. Шарова
Кукушка. Обработка В. Шарова
Лист ореха. Обработка В. Шарова
Поцелуй меня, Мария! Обработка В. Острикова.
Солнечный закат в Матеуцах. Обработка В. Шарова
Брыулец. Обработка В. Шарова
Пойдем на хору! Обработка В. Шарова.
Танец овечек. Обработка В. Шарова.
Танец Кирьяка. Обработка В. Шарова.
Ну, сыграй ты мне на скрипке. Обработка В. Шарова
Танец Марии. Обработка В. Шарова
Любовь — не огненная река. Обработка В. Шарова
Игра девочек. Обработка В. Шарова.
Танец Кэтэнуцы. Обработка В. Шарова.
Танец Драгейкуцы. Обработка В. Шарова.
Хора. Обработка В. Шарова
Хора из Березложи. Обработка В. Шарова.
Сырба. Обработка В. Шарова
Козлятки. Обработка В. Шарова
Танец виноградарей. Обработка В. Шарова.
Танец косарей. Обработка В. Симонова.
Хора. Обработка В. Шарова
Хора из Миклеушен. Обработка В. Шарова.
Милый, светлоглазый. Обработка М. Брухиса.
Брыул из Селишты. Обработка С. Штаубера.
Свадебный танец. Обработка В. Шарова.
Сырба. Обработка М. Брухиса
Пынза. Обработка В. Симонова
Хора. Обработка С. Штаубера
Хора. Обработка В. Шарова
Хора. Обработка С. Штаубера
Хора из Перерыты. Обработка В. Шарова.
Сырба. Обработка В. Острикова
Танец Теадора Няги! Обработка М. Брухиса
Радость. Обработка И. Бирбрайера.
Женский танец. Обработка Л. Гнипеля.
Мокэнкуца. Обработка В. Шарова
Танец ветра (Сырба). Обработка В. Шарова
Хора. Обработка.А. Гнипеля
Хора. Обработка А. Гнипеля
Иленуца. Обработка А. Гнипеля
Танец мальчиков. Обработка И. Бирбрайера.
Хангул. Обработка А. Гнипеля
Хора. Обработка И. Бирбрайера
Хора. Обработка А. Гнипеля
Сырба из Скулен. Обработка В. Шарова.
Хора. Обработка С. Гонцы
Жок. Обработка В. Симонова
Девичья сырба. Обработка В. Симонова
Сырба. Обработка С. Штаубера
Сырба. Обработка В. Симонова
Остропэц. Обработка В. Острикова
Остропэц. Обработка С. Штаубера

Скачать ноты

Источник

Читайте также:  Как рисовать разноцветные ноты
Оцените статью