Ноты табакерочный вальс даргомыжского

Ноты Даргомыжский Александр Сергеевич

Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869).

Знаменитый русский композитор, творческие идеи которого оказали большое влияние на развитие русской национальной школы XIX века. Написал 6 опер, более 10 пьес для фортепиано и свыше 100 вокальных произведений. Наиболее популярными остаются романсы и вальсы Даргомыжского.

Скачать Ноты Даргомыжский Александр Сергеевич

Файл Название произведения Название и размер файла (количество загрузок)
Даргомыжский. Табакерочный вальс dargomyjsky_tabakerochny_vals.pdf (234 Загрузки)

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Архив нот

Статистика нотной библиотеки:
Композиторов — 115.
Файлов — 313.
Размер файлов — 155.3Mb.

Источник

А. Даргомыжский Собрание сочинений для фортепиано

Переложения для фортепиано сочинений русского композитора Александра Даргомыжского


А. Даргомыжский
Собрание сочинений для фортепиано

редакция, вступительная статья и примечания М.С.Пекелиса
“Государственное музыкальное издательство”, 1954г.
номер м23241г

Произведения Даргомыжского для фортепиано — наименее известная часть наследия великого русского композитора. Почти все они были изданы в первой половине XIX столетия отдельными пьесами или в альманахах и сборниках, в последующее время, как правило, не перепечатывались и потому стали большой редкостью. В крупнейших библиотеках нашей страны, в Москве и Ленинграде, имеются лишь отдельные фортепианные сочинения Даргомыжского, хранящиеся. среди уникальных изданий. Некоторые из пьес, о существовании которых известно по современной композитору периодической печати, вовсе найти невозможно даже среди библиотечных редкостей. Наконец, часть раннего фортепианного наследия Даргомыжского вообще никогда не печаталась и дошла до нас лишь частично в количестве нескольких произведений, так как архив композитора юношеских лет за отдельными исключениями не сохранился.
Состояние материалов по фортепианной музыке Даргомыжского свидетельствует не столько о пренебрежении к этим произведениям, сколько, о месте, которое занимают пьесы для, фортепиано творческом наследии композитора.

Художественный уровень фортепианных произведений Даргомыжского значительно уступает уровню его сочинений в других жанрах. Несмотря на то, что Даргомыжский сам был отличный пианист, еще в юности проявивший незаурядные исполнительские способности, удельный вес фортепианной музыки в его творчестве очень невелик. Объясняется это общим направлением творчества Даргомыжского, теми тенденциями, которые определили его художественное развитие.
Увлеченный !идеей психологического реализма, раскрытия человеческого образа в музыке через живую речевую и песенную интонацию, Даргомыжский, естественно, сосредоточил свое внимание главным образом на вокальной музыке. В опере, песне-романсе заключены были его основные творческие интересы. Лишь в шестидесятые годы Даргомыжский серьезно занялся и симфоническим творчеством, предприняв создание, как он сам писал, ряда «характеристических фантазий для оркестра». До того же инструментальная и. в. частности фортепианная музыка редко, эпизодически обращала на себя внимание композитора.

И тем не менее, хотя и. немногочисленные, стоящие на втором плане, фортепианные произведения Даргомыжского представляют несомненный интерес. В своеобразной форме в них отразился процесс развития замечательного композитора-классика, а в пьесах зрелого периода — те передовые идеи реализма и народности, которые с такой силой проявились в его вокальном творчестве.
В русской же фортепианной музыке первой половины XIX века пьесы Даргомыжского занимают свое немаловажное место, существенно расширяя наши представления о пианистической культуре того времени.

  • ОРИГИНАЛЬНЫЕ ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
    • Марш
    • Контрданс
    • Меланхолический вальс
    • Вальс
    • Казачок
    • Блестящий вальс
    • Вариации на тему русской песни «Винят меня в народе»
    • „Мечты Эсмеральды», фантазия
    • Галоп из оперы „Эсмеральда»
    • Марш из оперы „Эсмеральда»
    • Танцы на мотивы из оперы „Эсмеральда»:
      • 1. Полька-мазурка
      • 2. Мазурка
    • Две новые мазурки
    • «Почта», французская кадриль
    • Полька
    • Скерцо
    • „Пылкость и хладнокровие», скерцо
    • „Табакерочный вальс»
    • Песня без слов
    • Фантазия на мотивы из оперы: „Иван Сусанин» М. И. Глинка.
    • Вальс
    • а) „Ты и Вы», романс, переложенный автором для фортепиано
    • б) „Ты и Вы», романс, переложенный автором для фортепиано (посмертное издание)
    • Славянская тарантелла
  • ПРИЛОЖЕНИЕ I Незаконченные произведения, отрывки и наброски
    • Для симфонической фантазии, неоконченный фортепианный эскиз
    • Фортепианные отрывки и наброски из черновой тетради
  • ПРИЛОЖЕНИЕ II
    • Переложения произведений Даргомыжского для фортепиано, сделанные другими авторами
    • Т. Куллак. Романс „Мне грустно»
    • А. Гензельт. Романс „Я все еще ею люблю»
    • А. Дюбюк. Песня „Душечка девица»
    • А. Дюбюк. Романс „Я сказала зачем»
    • К. Лядов. Кадриль на мотивы из оперы „Русалка»
    • К. Лядов. Мазурка на мотивы из оперы „Русалка»
    • К. Лядов. Полька на мотивы из оперы „Русалка».
    • Э. Габербир. Песня „Душечка девица»
    • Ф. Лист. Тарантелла
  • Примечания

Скачать ноты

Источник

Табакерочный вальс [Ноты] : для фп. / ред. Н. Кувшинникова

О произведении

Другие книги автора

РУСАЛКА Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

АРИИ ИЗ ОПЕР Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

ИЗБРАННЫЕ РОМАНСЫ Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

ИЗБРАННЫЕ РОМАНСЫ И ПЕСНИ Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

РОМАНСЫ / ПЕРЕЛОЖ. ДЛЯ ФП. А.МЫНОВА Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

Романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. Псковская областная универсальная научная библиотека

Музыка в школе. Я вас любил Калининградская областная научная библиотека

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

А. Даргомыжский Собрание сочинений для фортепиано

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО А. ДАРГОМЫЖСКОГО
Вступительная статья

Вступительная стстья М.Пекелиса о фортепианном творчестве русского композитора Александра Даргомыжского

Фортепианные пьесы Даргомыжского

К периоду увлечения романтическим искусством относятся и фортепианные пьесы Даргомыжского, возникшие под непосредственным воздействием «Собора Парижской богоматери» Виктора Гюго. Почти все они связаны с оперой «Эсмеральда», Лишь фантазия «Мечты Эсмеральды», судя по музыке, родилась как более широкий отклик на поэзию Гюго. Мечты юной цыганки о любви (о них говорит эпиграф из романа «Собор Парижской богоматери») сплетаются для композитора с образами лирических стихов Гюго. В центре фантазии мелодия припева песни Даргомыжского, написанной им на текст стихотворения Гюго: «О ma charmanteb незадолго до этой фортепианной пьесы:

Романтические. образы запечатлены в фантазии «Мечты Эсмеральды» своеобразно и по-новому. В фортепианной музыке Даргомыжского, впервые появляется элемент красочности, тембрового колорита. Через всю фантазию проходит в сопровождении аккордовая «вибрация», репетиционность, создающая ощущение трепетности, взволнованности1. Мелодию автор проводит в «виолончельном» регистре, сообщая тем самым главному голосу эмоциональную яркость, интенсивность. «Мечты Эсмеральды» производят в целом, впечатление романтической импровизации с типичным преобладанием колористических средств выразительности.

Фортепианные пьесы Даргомыжского 40-х годов представляют значительный интерес теми исканиями, которые проникают в эту область творчества композитора и указывают пути выхода за пределы чисто бытовых форм искусства.
Как известно, 40-е годы являются переломными в творческом развитии Даргомыжского. Именно в это десятилетие окончательно определились основные тенденции его творчества, сложилось его национальное, реалистическое направление. Композитора все более увлекает музыкальное воплощение душевного мира человека в его индивидуальном выражении, в его сложном и подчас капризном развитии. Уже в эти годы с полной отчетливостью сказываются в произведениях Даргомыжского острый ум и наблюдательность, влекущие композитора нередко к гоголевскому заострению образов, к своеобразным причудливым характеристикам, к оригинальным, неожиданным замыслам. Все эти особенности в том или ином виде проявляются и в фортепианной музыке Даргомыжского, сочетаясь с привычными типами клавирного творчества.

Среди фортепианных пьес Даргомыжского 40-х годов—ряд танцевальных произведений, написанных в популярнейших бытовых формах мазурки, вальса, кадрили, польки. И вместе с тем почти каждая из этих пьес отмечена индивидуальными чертами, выводящими ее за пределы бытового сочинительства.
Если в «Двух новых мазурках» привлекает теплота лирического чувства сдержанного благородного оттенка, своеобразные очертания мелодии, то в других пьесах этого рода интересны и необычны замыслы. На вид совсем непритязательная «Полька» любопытна своей остротой и причудливостью. «Прыгающие» форшлаги, встречающиеся почти на протяжении всей пьесы, ходы мелодии на септиму, тритон, стаккатное изложение,— все это придает «Польке» какую-то гротескную угловатость. Словно в эпоху сплошной «полькомании» — поголовного увлечения новым танцем — Даргомыжский нарочито создает польку пародийного оттенка.

Пять фигур своей кадрили «Почта» Даргомыжский связывает конкретным программным содержанием, которое он последовательно намечает в заглавиях всех частей пьесы. Поэтическое программное толкование фортепианных, и в частности, танцевальных произведений — явление нередкое в русском творчестве первой половины XIX века. Встречаются и программные кадрили («La couventine» Глинки). Однако лишь Даргомыжский использовал многочастное строение кадрили для сюжетного развития программы. В музыке «Почты», простой и танцевальной, видно стремление автора отобразить в соответственной, несколько даже наивной форме образную сторону сюжета. Так, в первой части — «Расставание» — выразительны повторяющиеся в среднем голосе томительные нисходящие секунды ля-бемоль—соль, как бы вступающие в диалог с верхними голосами. Остроумно передает движение дилижанса моторная вторая часть. Меткая звукоподражательность налицо и в третьей части «Кадрили» — «Пароход».
Нов и интересен по замыслу и «Табакерочный вальс». Весьма вероятно, создание «Табакерочного вальса» было вызвано литературными впечатлениями. Пьеса эта написана Даргомыжским в 1845 году, а незадолго до того были изданы «Детские сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. Еще Белинский отмечал среди них как одну из лучших «Городок в табакерке». В ней рассказывается о музыкальной табакерке, на крышке которой был изображен городок, о мальчике Мише, которому захотелось побывать в этой табакерке, о том, как ему снилось, что он вошел в табакерку и «там увидел целое царство говорящих мальчиков-колокольчиков, своды, галереи и прочее, словом— весь механизм маленького органа». Сказка эта сразу приобрела широкую популярность, и Даргомыжский, дружески связанный с Одоевским, конечно, не мог не знать «Городка в табакерке». Даргомыжский и сочинил фортепианную пьесу, в которой передан причудливый колорит музыки механического органчика, ее кукольно-автоматизированный и вместе с тем изящный характер. Интересна в «Табакерочном вальсе» средняя часть с ее несколько жеманными «приседаниями» и диалогическим двухголосием. Если замысел этой пьесы мог возникнуть под влиянием сказки Одоевского, то музыкальная его реализация, конечно, связана с впечатлениями от волшебных образов 4-го действия «Руслана», в частности от колыбельной волшебных дев: «Мирный сон». От «Табакерочного вальса» Даргомыжского тянется целая цепь «кукольно-табакерочных» произведений в русской музыке, среди которых наиболее известна «Музыкальная табакерка» А. К. Лядова.

Источник

Даргомыжский Александр Сергеевич

Выдающийся русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие отечественного музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством М. И. Глинки и «Могучей кучки», Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.

Портрет работы В. Е. Маковского (1869)

Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии. Его отец, Сергей Николаевич, был внебрачным сыном богатого дворянина и владел землями в Смоленской губернии. Мать, урождённая княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей; она была хорошо образована, писала стихи и небольшие драматические сцены, публиковавшиеся в альманахах и журналах в 1820-е — 30-е годы, живо интересовалась французской культурой. В семье было шестеро детей: Эраст (р. 1811), Александр, Софья (р. 1815), Виктор (р. 1816), Людмила (р. 1827) и Эрминия (р. 1827). Все они воспитывались дома, в традициях дворянства, получили хорошее образование и унаследовали от матери любовь к искусству. Брат Даргомыжского, Виктор, играл на скрипке, одна из сестёр — на арфе, а сам он интересовался музыкой с ранних лет. Тёплые дружеские отношения между братьями и сёстрами сохранились в течение многих лет, так, Даргомыжский, у которого не было своей семьи, впоследствии несколько лет жил вместе с семьёй Софьи, ставшей женой известного художника-карикатуриста Николая Степанова.

Показать полностью Свернуть

До пятилетнего возраста мальчик не разговаривал, его поздно сформировавшийся голос остался навсегда высоким и чуть хрипловатым, что не мешало ему, однако, впоследствии трогать до слёз выразительностью и художественностью вокального исполнения. В 1817 году семья переселилась в Петербург, где отец Даргомыжского получил место правителя канцелярии в коммерческом банке, а сам он начал получать музыкальное образование. Первой его учительницей по фортепиано была Луиза Вольгеборн, затем он начал заниматься с Адрианом Данилевским. Тот был хорошим пианистом, однако не разделял интереса юного Даргомыжского к сочинению музыки (сохранились его небольшие фортепианные пьесы этого периода). Наконец, в течение трёх лет учителем Даргомыжского был Франц Шоберлехнер, ученик известного композитора Иоганна Гуммеля. Достигнув определённого мастерства, Даргомыжский начал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях. В это время он также занимался у известного учителя пения Бенедикта Цайбига, а с 1822 осваивал игру на скрипке, играл в квартетах, однако вскоре потерял интерес к этому инструменту. К тому времени он уже написал ряд фортепианных сочинений, романсов и других произведений, некоторые из которых были изданы.

Осенью 1827 года Даргомыжский, следуя по стопам отца, поступил на государственную службу и благодаря трудолюбию и добросовестному отношению к делу быстро начал продвигаться по карьерной лестнице. В этот период он нередко музицировал дома и посещал оперный театр, основой репертуара которого были сочинения итальянских композиторов. Зимой 1833 он познакомился с Михаилом Глинкой, с которым играл на фортепиано в четыре руки, занимался анализом творчества Бетховена и Мендельсона. Глинка также передал Даргомыжскому конспекты уроков теории музыки, которые он получал в Берлине от Зигфрида Дена. Побывав на репетициях готовившейся к постановке оперы Глинки «Жизнь за царя», Даргомыжский задумал самостоятельно написать крупное сценическое произведение. Выбор сюжета пал на драму Виктора Гюго «Лукреция Борджиа», однако создание оперы продвигалось медленно, и в 1837, по совету Василия Жуковского, композитор обратился к другому сочинению того же автора, которое в конце 1830-х было весьма популярно в России — «Собор Парижской Богоматери». Даргомыжский использовал оригинальное французское либретто, написанное самим Гюго для Луизы Бертен, чья опера «Эсмеральда» была поставлена незадолго до того. К 1841 Даргомыжский закончил оркестровку и перевод оперы, для которой также взял название «Эсмеральда», и передал партитуру в дирекцию Императорских театров. Опера, написанная в духе французских композиторов, ждала своей премьеры несколько лет, так как намного большей популярностью у публики пользовались итальянские постановки. Несмотря на хорошее драматическое и музыкальное решение «Эсмеральды», эта опера через некоторое время после премьеры сошла со сцены и в дальнейшем практически никогда не ставилась.

В автобиографии, помещённой в газете «Музыка и Театр», издававшейся А. Н. Серовым в 1867 г., Даргомыжский писал:
Эсмеральда пролежала у меня в портфеле целые восемь лет. Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжёлым бременем на всю мою артистическую деятельность.
— Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Переживания Даргомыжского по поводу неудачи «Эсмеральды» усугублялись ещё и растущей популярностью работ Глинки. Композитор начинает давать уроки пения (его ученицами были исключительно женщины, при этом он не брал с них платы) и пишет ряд романсов для голоса и фортепиано, некоторые из которых были изданы и стали весьма популярными, например «В крови горит огонь желанья…», «Влюблён я, дева-красота…», «Лилета», «Ночной зефир», «Шестнадцать лет» и другие.

В 1843 году Даргомыжский уходит в отставку, а вскоре уезжает за границу, где несколько месяцев проводит в Берлине, Брюсселе, Париже и Вене. Он знакомится с музыковедом Франсуа-Жозефом Фети, скрипачом Анри Вьетаном и ведущими европейскими композиторами того времени: Обером, Доницетти, Галеви, Мейербером. Вернувшись в 1845 в Россию, композитор увлекается изучением русского музыкального фольклора, элементы которого ярко проявились в романсах и песнях, написанных в этот период: «Душечка-девица», «Лихорадушка», «Мельник», а также в опере «Русалка», которую композитор начал писать в 1848.

«Русалка» занимает в творчестве композитора особое место. Написанная на сюжет одноимённой трагедии в стихах А. С. Пушкина, она создавалась в период 1848—1855 годов. Даргомыжский сам адаптировал пушкинские стихи в либретто и сочинил окончание сюжета (у Пушкина произведение не окончено). Премьера «Русалки» состоялась 4 (16) мая 1856 года в Петербурге. Крупнейший русский музыкальный критик того времени Александр Серов отозвался на неё масштабной положительной рецензией в «Театральном музыкальном вестнике» (её объём был столь велик, что она была напечатана по частям в нескольких номерах), что помогло этой опере некоторое время держаться в репертуаре ведущих театров России и добавило творческой уверенности самому Даргомыжскому.

Через некоторое время Даргомыжский сближается с демократическим кружком писателей, принимает участие в издании сатирического журнала «Искра», пишет несколько песен на стихи одного из главных его участников, поэта Василия Курочкина.

В 1859 Даргомыжского избирают в руководство только что основанного Русского музыкального общества, он знакомится с группой молодых композиторов, центральной фигурой среди которых был Милий Балакирев (эта группа позднее станет «Могучей кучкой»). Даргомыжский задумывает написать новую оперу, однако в поисках сюжета отвергает сначала «Полтаву» Пушкина, а затем и русскую легенду о Рогдане. Выбор композитора останавливается на третьей из «Маленьких трагедий» Пушкина — «Каменном госте». Работа над оперой, тем не менее, идёт довольно медленно из-за начавшегося у Даргомыжского творческого кризиса, связанного с выходом из репертуара театров «Русалки» и пренебрежительным к себе отношением более молодых музыкантов. Композитор вновь едет в Европу, посещает Варшаву, Лейпциг, Париж, Лондон и Брюссель, где с успехом исполняются его оркестровая пьеса «Казачок», а также фрагменты из «Русалки». Одобрительно отзывается о творчестве Даргомыжского Ференц Лист.

Вернувшись в Россию, вдохновлённый успехом своих сочинений за границей Даргомыжский с новыми силами берётся за сочинение «Каменного гостя». Язык, который он выбрал для этой оперы — почти полностью построенный на мелодических речитативах с простым аккордовым сопровождением — заинтересовал композиторов «Могучей кучки», и в особенности Цезаря Кюи, искавшего в то время пути для реформирования русского оперного искусства. Однако назначение Даргомыжского на пост руководителя Русского Музыкального общества и провал оперы «Торжество Вакха», написанной им ещё в 1848 и не видевшей сцены почти двадцать лет, ослабили здоровье композитора, и 5 (17) января 1869 он умер, оставив оперу неоконченной. По его завещанию, «Каменный гость» был завершён Кюи и оркестрован Римским-Корсаковым.

Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища, неподалёку от могилы Глинки.

В течение долгих лет имя Даргомыжского связывалось исключительно с оперой «Каменный гость» как с произведением, оказавшим большое влияние на развитие русской оперы. Опера написана в новаторском по тем временам стиле: в ней нет ни арий, ни ансамблей (не считая двух небольших вставных романсов Лауры), она целиком построена на «мелодических речитативах» и декламации, положенной на музыку. Как цель выбора такого языка Даргомыжский ставил не только отражение «драматической правды», но и художественное воспроизведение с помощью музыки человеческой речи со всеми её оттенками и изгибами. Позднее принципы оперного искусства Даргомыжского были воплощены в операх М. П. Мусоргского — «Борисе Годунове» и особенно ярко в «Хованщине». Сам Мусоргский уважал Даргомыжского и в посвящениях нескольких из своих романсов назвал его «учителем музыкальной правды».

Другая опера Даргомыжского — «Русалка» — также стала значительным явлением в истории русской музыки — это первая русская опера в жанре бытовой психологической драмы. В ней автор воплотил одну из многочисленных версий легенды об обманутой девушке, превращённой в русалку и мстящей своему обидчику.

Две оперы относительно раннего периода творчества Даргомыжского — «Эсмеральда» и «Торжество Вакха» — ждали своей первой постановки в течение многих лет и не пользовались у публики большой популярностью.

Большим успехом пользуются камерно-вокальные сочинения Даргомыжского. Его ранние романсы выдержаны в лирическом духе, сочинённые в 1840-х годах — испытывают влияние русского музыкального фольклора (впоследствии этот стиль будет использован в романсах П. И. Чайковского), наконец, поздние наполнены глубоким драматизмом, страстью, правдивостью выражения, явившись, таким образом, предвестниками вокальных работ М. П. Мусоргского. В ряде произведений ярко проявился комический талант композитора: «Червяк», «Титулярный советник» и др.

Для оркестра Даргомыжским написано четыре сочинения: «Болеро» (конец 1830-х), «Баба-Яга», «Казачок» и «Чухонская фантазия» (все — начало 1860-х). Несмотря на оригинальность оркестрового письма и хорошую оркестровку, они исполняются достаточно редко. Эти произведения являются продолжением традиций симфонической музыки Глинки и одной из основ богатого наследия русской оркестровой музыки, созданного композиторами более позднего времени.

В XX веке интерес к музыке Даргомыжского возродился: его оперы ставились в ведущих театрах СССР, оркестровые сочинения вошли в «Антологию русской симфонической музыки», записанную Е. Ф. Светлановым, а романсы стали неотъемлемой частью репертуара певцов. Среди музыковедов, внёсших наибольший вклад в исследование творчества Даргомыжского, наиболее известны А. Н. Дроздов и М. С. Пекелис, автор множества трудов, посвящённых композитору.

Даргомыжский весь в нестройности. Он предпочитает яркие характерные и подчёркнутые свойства. Он стремится ухватить моменты решительные: напряжение страсти, драматический конфликт, острый миг горя, ужаса и боли. Устойчивость и покой в чём бы то ни было ему чужды. Он умеет не только метко схватить характерное, но и высмеять то, что его взор карикатуриста успел выделить. Ирония — и горькая и шутливая — его сфера…
…В плане обогащения и освежения музыкального языка и в создании своего рода музыкальной характерологии, Даргомыжский оказался смелее и разностороннее Глинки, потому что был композитором, заставшим другую эпоху и инстинктивно её отразившим в своих изумительных романсах.
Борис Асафьев

• «Эсмеральда». Опера в четырёх действиях на собственное либретто по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Написана в 1838—1841. Первая постановка: Москва, Большой театр, 5 (17) декабря 1847.
• «Торжество Вакха». Опера-балет по одноимённому стихотворению Пушкина. Написана в 1843—1848. Первая постановка: Москва, Большой театр, 11 (23) января 1867. • «Русалка». Опера в четырёх действиях на собственное либретто по одноимённой неоконченной пьесе Пушкина. Написана в 1848—1855. Первая постановка: Санкт-Петербург, 4 (16) мая 1856.
• «Мазепа». Эскизы, 1860.
• «Рогдана». Фрагменты, 1860—1867.
• «Каменный гость». Опера в трёх действиях на текст одноимённой «Маленькой трагедии» Пушкина. Написана в 1866—1869, окончена Ц. А. Кюи, оркестрована Н. А. Римским-Корсаковым. Первая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 16 (28) февраля 1872.

Произведения для оркестра

• «Болеро». Конец 1830-х.
• «Баба-Яга» («С Волги в Ригу»). Окончена в 1862, впервые исполнена в 1870.
• «Казачок». Фантазия. 1864.
• «Чухонская фантазия». Написана в 1863—1867, впервые исполнена в 1869.

Камерные вокальные произведения

• Песни и романсы для двух голосов и фортепиано на стихи русских и зарубежных поэтов, в том числе «Петербургские серенады», а также фрагменты неоконченных опер «Мазепа» и «Рогдана».
• Песни и романсы для одного голоса и фортепиано на стихи русских и зарубежных поэтов: «Старый капрал», «Паладин», «Червяк», «Титулярный советник», «Я Вас любил…» и другие, в том числе два вставных романса Лауры из оперы «Каменный гость».

Произведения для фортепиано

• Пять пьес (1820-е годы): Марш, Контрданс, «Меланхолический вальс», Вальс, «Казачок».
• «Блестящий вальс». Около 1830.
• Вариации на русскую тему. Начало 1830-х.
• «Мечты Эсмеральды». Фантазия. 1838.
• Две мазурки. Конец 1830-х.
• Полька. 1844.
• Скерцо. 1844.
• «Табакерочный вальс». 1845.
• «Пылкость и хладнокровие». Скерцо. 1847.
• «Песня без слов» (1851)
• Фантазия на темы из оперы Глинки «Жизнь за царя» (середина 1850-х)
• Славянская тарантелла (в четыре руки, 1865)
• Переложения симфонических фрагментов оперы «Эсмеральда» и др.

• Находящееся в Туле музыкальное училище носит имя А. С. Даргомыжского.
• На родине композитора, недалеко от посёлка Арсеньево Тульской области, установлен его бронзовый бюст на мраморной колонне (скульптор В. М. Клыков, архитектор В. И. Снегирёв). Это единственный в мире памятник Даргомыжскому.
• В Арсеньево расположен музей композитора.
• Именем Даргомыжского названа улица в Липецке.
• На доме 30 по Моховой улице в Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска.

Источник

Оцените статью