Ноты татар халык жыры

Юный баянист

Учебный репертуар детской музыкальной школы


Юный баянист
Учебный репертуар дмш 1-3 классы
составители-редакторы Р.Бакиров, И.Шарипов
Казань, 1985г.
номер с2515к

I Татарские народные песни и танцы в переложении для баяна Р. Бакирова
1. Апипа (имя девушки)
2. Танец
3. Танец
4. Пуговица
5. Гусиное крыло
6. Ах, соловей
7. На стрельбище
8. Танец «Тройка»
9. Сабантуй
10. Спляшем впятером
11. Райхан (имя девушки)
12. Песчаная буря
13. Черемуха
14. Уммугульсум (имя девушки)
15. Вдоль реки
16. Аниса (имя девушки).
17. Словно птицы.
18. Песня о родном крае
19. Дождик
20. Рамай
21. Ручеек Фазыла
22. Танец
23. Колыбельная
24. Мотылек мой
25. Сарман (название района)
26. У окна
27. Пусть будет прекрасно
28. Шугуры (название района)

II Произведения для готово-выборного баяна в переложении И. Шарипова
1. ДЖ. ФАЙЗИ. Напев
2. М. МУЗАФАРОВ. Деревенский напев.
3. ДЖ. ФАЙЗИ. Дудочка
4. Две девушки. Татарская народная песня. Обработка М. Музаффарова
5. ДЖ. ФАЙЗИ. Колыбельная
6. М. МУЗАФАРОВ. Плясовая
7. ДЖ. ФАЙЗИ. Песня бабушки
8. Зятюшка. Татарская народная песня. Обработка М. Музафарова
9. ДЖ. ФАЙЗИ. Кукушка
10. ДЖ. ФАЙЗИ. Друзья
11. Гусенок и лягушка. Татарская народная песня. Обработка Дж. Файзи
12. ДЖ. ФАЙЗИ Скакалка
13. И. ШАМСУТДИНОВ. В лесу
14. И. ШАМСУТДИНОВ. Петух
15. Гусиные крылья. Татарская народная песня. Обработка А. Ключарева
16. М. МУЗАФАРОВ. Рассказ
17. Башкирская народная плясовая. Обработка Дж. Файзи
18. Р. ЕНИКЕЕВ. Из сюиты «В мире кукол»:
1. Ленивая собачка
2. Танец зайчика
3. Танец медведя
4. Марш кукол

19. Ф. АХМЕТОВ. Петушок-золотой гребешок.
20. Ф. АХМЕТОВ. На коне
21. Тяфтиляу. Татарская народная песня. Обработка А. Ключарева
22. Ф. ЯРУЛЛИН. Четыре свахи (из балета «Шурале»)
23. Деревенский напев. Татарская народная песня. Обработка А. Валиуллина
24. Л. БАТЫРКАЕВА. Дедушка пляшет.
25. И. ЯКУБОВ. Полька
26. X. ВАЛИУЛЛИН. Вальс
27. Н. ЖИГАНОВ. Колыбельная.
28. М. ЯРУЛЛИН. Вальс

Скачать ноты

Источник

Юный баянист

Учебный репертуар детской музыкальной школы


Юный баянист
Учебный репертуар дмш 1-3 классы
составители-редакторы Р.Бакиров, И.Шарипов
Казань, 1985г.
номер с2515к

I Татарские народные песни и танцы в переложении для баяна Р. Бакирова
1. Апипа (имя девушки)
2. Танец
3. Танец
4. Пуговица
5. Гусиное крыло
6. Ах, соловей
7. На стрельбище
8. Танец «Тройка»
9. Сабантуй
10. Спляшем впятером
11. Райхан (имя девушки)
12. Песчаная буря
13. Черемуха
14. Уммугульсум (имя девушки)
15. Вдоль реки
16. Аниса (имя девушки).
17. Словно птицы.
18. Песня о родном крае
19. Дождик
20. Рамай
21. Ручеек Фазыла
22. Танец
23. Колыбельная
24. Мотылек мой
25. Сарман (название района)
26. У окна
27. Пусть будет прекрасно
28. Шугуры (название района)

II Произведения для готово-выборного баяна в переложении И. Шарипова
1. ДЖ. ФАЙЗИ. Напев
2. М. МУЗАФАРОВ. Деревенский напев.
3. ДЖ. ФАЙЗИ. Дудочка
4. Две девушки. Татарская народная песня. Обработка М. Музаффарова
5. ДЖ. ФАЙЗИ. Колыбельная
6. М. МУЗАФАРОВ. Плясовая
7. ДЖ. ФАЙЗИ. Песня бабушки
8. Зятюшка. Татарская народная песня. Обработка М. Музафарова
9. ДЖ. ФАЙЗИ. Кукушка
10. ДЖ. ФАЙЗИ. Друзья
11. Гусенок и лягушка. Татарская народная песня. Обработка Дж. Файзи
12. ДЖ. ФАЙЗИ Скакалка
13. И. ШАМСУТДИНОВ. В лесу
14. И. ШАМСУТДИНОВ. Петух
15. Гусиные крылья. Татарская народная песня. Обработка А. Ключарева
16. М. МУЗАФАРОВ. Рассказ
17. Башкирская народная плясовая. Обработка Дж. Файзи
18. Р. ЕНИКЕЕВ. Из сюиты «В мире кукол»:
1. Ленивая собачка
2. Танец зайчика
3. Танец медведя
4. Марш кукол

19. Ф. АХМЕТОВ. Петушок-золотой гребешок.
20. Ф. АХМЕТОВ. На коне
21. Тяфтиляу. Татарская народная песня. Обработка А. Ключарева
22. Ф. ЯРУЛЛИН. Четыре свахи (из балета «Шурале»)
23. Деревенский напев. Татарская народная песня. Обработка А. Валиуллина
24. Л. БАТЫРКАЕВА. Дедушка пляшет.
25. И. ЯКУБОВ. Полька
26. X. ВАЛИУЛЛИН. Вальс
27. Н. ЖИГАНОВ. Колыбельная.
28. М. ЯРУЛЛИН. Вальс

Скачать ноты

Источник

Сборник для фортепиано «Обработки татарских народных мелодий»

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Обработки татарских народных мелодий.docx

«Обработки татарских народных мелодий»

— «Эй, икегез, икегез»

Сборник «Обработки татарских народных мелодий» предназначен в первую очередь для исполнения учащимися средних и старших классов на отделении общего фортепиано ДМШ и ДШИ. Музыкальный материал может быть использован и на исполнительских отделениях, таких, как вокальный, струнный, духовой, а также в классе камерного ансамбля. Кроме того, в качестве солирующего инструмента можно использовать и любой «голос» из банка тембров синтезатора, соответствующий характеру и образному строю конкретной татарской народной песни.

Непосредственно мелодии этих песен выписаны из сборника М.Кашипова «Их, кунел ачабыз» (Казань Татарстан китаб нашрияты1996г.),

инструментальное сопровождение – авторское творчество.

Сборник «Обработок. » состоит из шести татарских народных песен, изложенных в виде мелодий в сопровождении фортепиано. Солирующая партия дана в виде вокальной партии, сопровождена текстом и предназначена для исполнения голосом, а также в виде инструментальной, специально отредактированной для исполнения на скрипке 1

Фортепианная партия, несмотря на обилие гармонических красок, достаточно удобна для исполнения и не представляет сложности для учащихся различной степени подготовленности.

Фортепианная партия несет в себе аккомпанирующую функцию, в связи с этим возникает необходимость, слыша и воспринимая произведение в целом, осознавать приоритетную роль мелодии. Вместе с тем, гармонические краски должны быть озвучены и не потеряны из общего контекста звучания, что требует цепкости прикосновения и достаточной музыкальной чуткости исполнителя.

Хотелось бы достичь определенной легкости и «полётности» звучания партии фортепиано, что способствовало бы наполнению мелодии «дыханием» и помогало исполнителю-солисту (особенно вокалисту) выстраивать длинные фразы.

Как уже говорилось в пояснительной записке, возможны различные варианты сочетания состава исполнителей:

Для партии скрипки сделана специальная редакция. Исполнение на флейте не требует отдельной обработки партии солиста в связи с тем, что взятие дыхания совпадает с вокальной группировкой.

Возможность исполнения на синтезаторе дает свободу выбора педагогу, так как тембровые возможности этого инструмента достаточно широки и разнообразны. В связи с лирическим характером данных татарских народных песен, автор отдает предпочтение некоторым голосам.

Ниже приведены возможные варианты использования тембров, наличествующих в синтезаторе YAMAHA PSR 450 и даны более детальные рекомендации для исполнения каждого произведения:

104(+ Dual) Ocarina

Следует обратить внимание на переменный размер во вступлении в партии фортепиано, а именно, сочетание 2х и 3х дольности. Так как мелодия песни трехдольна, а два последних такта фортепианного вступления написаны в размере 2/4, нужно наработать в процессе разучивания определенную метро – ритмическую гибкость, для того, чтобы преодолеть сложность перехода с одного метра на другой.

Необходимо точно соблюсти все знаки альтерации, т.к. автор предполагает именно ту гармоническую краску, которую отражает конкретный нотный текст, и, даже небольшие неточности в его исполнении, были бы нарушением целостности художественного образа.

Эта татарская народная песня, так же, как и практически все другие, вошедшие в данный сборник (за исключением «Эй, икегез, икегез»), с точки зрения жанровой принадлежности, представляют собой яркий образец лирических протяжных песен, т.н. «озын койляр». Фортепианная партия призвана поддерживать широкие распевы в необыкновенно воздушной и «парящей» мелодии, своей плотной аккордовой фактурой, как бы, придавать ей устойчивость и опору.

В фортепианной партии возникает ряд сложностей, а именно:

— ритмические (пунктирный ритм, триоли, квинтоли, слигованные ноты)

— гармонические (септаккорды, внедренные тоны, «скользящие» по полутонам интервалы)

— агогические (фермата, ritenuto , a tempo )

Все эти сложности легко преодолеть при грамотном и тщательном разборе. Со стороны педагога требуется внимательный анализ совместно с учащимся структуры аккордов и гармонической схемы, а также проработка ритмических нюансов в виде предварительных упражнений.

Необходимо добиваться ансамблевой слаженности при исполнении всего произведения в целом и последней фразы после ферматы в частности.

Секвенционный характер развития мелодии предполагает фактурное разнообразие в партии фортепиано, на что следует обратить внимание при разучивании аккомпанемента.

Внутри периода происходит смена гармонических красок. Необходимо услышать и в полной мере озвучить каждый новый «цвет» ( C dur , a moll , e moll , d moll , G dur ) и т. д.

Следует обратить внимание на разнообразие исполнительских штрихов в партии фортепиано ( legato , staccato , non legato ), чередование которых придает некоторую танцевальность мелодии, вместе с тем, не нарушая общий лирический настрой песни.

Простота и ясность гармонического языка и фактурная «прозрачность» облегчает исполнительские задачи и стилистически соответствует незатейливой трогательности поэтического текста.

Ритмическое разнообразие мелодии (пунктирный ритм, квинтоли и др.) предполагает в партии фортепиано использование более простого ритмического рисунка. Вместе с тем необходима ансамблевая слаженность между аскетически сдержанной партией сопровождения и гибкой мелодической линией.

«Эй, икегез, икегез» 078 Sprno Sax

Вся партия фортепиано исполняется штрихом стаккато. Необходимо добиваться легкого прикосновения, в полной мере озвучивая все септаккорды в правой руке. «Танцующий» характер аккомпанемента требует четкой координации исполнителя. Для большей законченности произведения, лучше исполнить куплет два раза.

1 Р едакция выполнена Настаушевой Л.Г.

«Описание материала:

«Сборник «Обработки татарских народных мелодий» предназначен в первую очередь для исполнения учащимися средних и старших классов на отделении общего фортепиано ДМШ и ДШИ. Музыкальный материал может быть использован и на исполнительских отделениях, таких, как вокальный, струнный, духовой, а также в классе камерного ансамбля. Кроме того, в качестве солирующего инструмента можно использовать и любой «голос» из банка тембров синтезатора, соответствующий характеру и образному строю конкретной татарской народной песни. Непосредственно мелодии этих песен выписаны из сборника М.Кашипова «Их, кунел ачабыз» (Казань Татарстан китаб нашрияты1996г.), инструментальное сопровождение – авторское творчество. Сборник «Обработок. » состоит из шести татарских народных песен, изложенных в виде мелодий в сопровождении фортепиано. Солирующая партия дана в виде вокальной партии, сопровождена текстом и предназначена для исполнения голосом, а также в виде инструментальной, специально отредактированной для исполнения на скрипке Фортепианная партия, несмотря на обилие гармонических красок, достаточно удобна для исполнения и не представляет сложности для учащихся различной степени подготовленности.

«Выдержка из материала:

««Обработки татарских народных мелодий»

«Содержание

  • «
  • «Пояснительная записка
  • «Туган тел»
  • «Золайха»
  • «Зайнабем»
  • «Жамиля»
  • «Шогер»
  • «Эй, икегез, икегез»
  • Методические рекомендации

«Пояснительная записка

Сборник «Обработки татарских народных мелодий» предназначен в первую очередь для исполнения учащимися средних и старших классов на отделении общего фортепиано ДМШ и ДШИ. Музыкальный материал может быть использован и на исполнительских отделениях, таких, как вокальный, струнный, духовой, а также в классе камерного ансамбля. Кроме того, в качестве солирующего инструмента можно использовать и любой «голос» из банка тембров синтезатора, соответствующий характеру и образному строю конкретной татарской народной песни.

«Непосредственно мелодии этих песен выписаны из сборника М.Кашипова «Их, кунел ачабыз» (Казань Татарстан китаб нашрияты1996г.), инструментальное сопровождение – авторское творчество.

«Сборник «Обработок. » состоит из шести татарских народных песен, изложенных в виде мелодий в сопровождении фортепиано. Солирующая партия дана в виде вокальной партии, сопровождена текстом и предназначена для исполнения голосом, а также в виде инструментальной, специально отредактированной для исполнения на скрипке.

«Фортепианная партия, несмотря на обилие гармонических красок, достаточно удобна для исполнения и не представляет сложности для учащихся различной степени подготовленности.

«Методические рекомендации

«Фортепианная партия несет в себе аккомпанирующую функцию, в связи с этим возникает необходимость, слыша и воспринимая произведение в целом, осознавать приоритетную роль мелодии. Вместе с тем, гармонические краски должны быть озвучены и не потеряны из общего контекста звучания, что требует цепкости прикосновения и достаточной музыкальной чуткости исполнителя.

«Хотелось бы достичь определенной легкости и «полётности» звучания партии фортепиано, что способствовало бы наполнению мелодии «дыханием» и помогало исполнителю-солисту (особенно вокалисту) выстраивать длинные фразы.

«Как уже говорилось в пояснительной записке, возможны различные варианты сочетания состава исполнителей:
Фортепиано – вокал
Фортепиано – скрипка
Фортепиано – флейта
Фортепиано – синтезатор

«Для партии скрипки сделана специальная редакция. Исполнение на флейте не требует отдельной обработки партии солиста в связи с тем, что взятие дыхания совпадает с вокальной группировкой.

«Возможность исполнения на синтезаторе дает свободу выбора педагогу, так как тембровые возможности этого инструмента достаточно широки и разнообразны. В связи с лирическим характером данных татарских народных песен, автор отдает предпочтение некоторым голосам.

«Ниже приведены возможные варианты использования тембров, наличествующих в синтезаторе YAMAHA PSR 450 и даны более детальные рекомендации для исполнения каждого произведения.

«Следует обратить внимание на переменный размер во вступлении в партии фортепиано, а именно, сочетание 2х и 3х дольности. Так как мелодия песни трехдольна, а два последних такта фортепианного вступления написаны в размере 2/4, нужно наработать в процессе разучивания определенную метро – ритмическую гибкость, для того, чтобы преодолеть сложность перехода с одного метра на другой.

«Необходимо точно соблюсти все знаки альтерации, т.к. автор предполагает именно ту гармоническую краску, которую отражает конкретный нотный текст, и, даже небольшие неточности в его исполнении, были бы нарушением целостности художественного образа.

«Эта татарская народная песня, так же, как и практически все другие, вошедшие в данный сборник (за исключением «Эй, икегез, икегез»), с точки зрения жанровой принадлежности, представляют собой яркий образец лирических протяжных песен, т.н. «озын койляр». Фортепианная партия призвана поддерживать широкие распевы в необыкновенно воздушной и «парящей» мелодии, своей плотной аккордовой фактурой, как бы, придавать ей устойчивость и опору.

«В фортепианной партии возникает ряд сложностей, а именно:

  • «ритмические (пунктирный ритм, триоли, квинтоли, слигованные ноты)
  • гармонические (септаккорды, внедренные тоны, «скользящие» по полутонам интервалы)
  • агогические (фермата, ritenuto, a tempo)

Все эти сложности легко преодолеть при грамотном и тщательном разборе. Со стороны педагога требуется внимательный анализ совместно с учащимся структуры аккордов и гармонической схемы, а также проработка ритмических нюансов в виде предварительных упражнений.

Необходимо добиваться ансамблевой слаженности при исполнении всего произведения в целом и последней фразы после ферматы в частности.

Секвенционный характер развития мелодии предполагает фактурное разнообразие в партии фортепиано, на что следует обратить внимание при разучивании аккомпанемента.

Внутри периода происходит смена гармонических красок. Необходимо услышать и в полной мере озвучить каждый новый «цвет» (C dur, a moll, e moll, d moll, G dur) и т. д.

Следует обратить внимание на разнообразие исполнительских штрихов в партии фортепиано (legato, staccato, non legato), чередование которых придает некоторую танцевальность мелодии, вместе с тем, не нарушая общий лирический настрой песни.

Простота и ясность гармонического языка и фактурная «прозрачность» облегчает исполнительские задачи и стилистически соответствует незатейливой трогательности поэтического текста.

Ритмическое разнообразие мелодии (пунктирный ритм, квинтоли и др.) предполагает в партии фортепиано использование более простого ритмического рисунка. Вместе с тем необходима ансамблевая слаженность между аскетически сдержанной партией сопровождения и гибкой мелодической линией.

Вся партия фортепиано исполняется штрихом стаккато. Необходимо добиваться легкого прикосновения, в полной мере озвучивая все септаккорды в правой руке. «Танцующий» характер аккомпанемента требует четкой координации исполнителя. Для большей законченности произведения, лучше исполнить куплет два раза.

Источник

Оцените статью