Ноты тональности фа диез мажор

didi79

Я Леди.

Уроки музыки — Теория — Гамма, Мажорные Гаммы

ГАММА

Гамма – это последовательность звуков, идущих в порядке постепенного повышения или понижения и образующих определённый звукоряд в пределах октавы.

В одной октаве есть 12 ступеней. Выбрав последовательность из возрастающих 7 — мы получим Гамму из 7-ми нот.

Самих гамм существует несколько десятков. Построить гамму можно с абсолютно любой ноты. Самое главное — это название. К примеру, Ми минор – это минорная гамма, которая строиться от любой ноты Ми на грифе. Если будет Фа минор – это также гамма, но первая нота сдвинута на один лад ближе к деке. Гамма не обязательно должна содержать 7 нот. Может и меньше, но больше – никак.

МАЖОРНАЯ ГАММА

Мажорная гамма состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд. Обозначим большую секунду «б.2», а малую «м.2». Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад — натуральным мажором.

Мажорная гамма состоит из восьми нот, причём последняя нота дублирует первую, но расположена на октаву выше. При записи гамм, ни одна из линий, равно как и ни одно междустрочие нотоносца не могут быть пропущены. С этим связана одна из особенностей обычных мажорных гамм: они содержат либо диезы, либо бемоли, но никогда в их составе не встречаются оба знака одновременно.

В гамме различают семь ступеней (а нот, как уже говорилось, восемь: последняя нота гаммы это опять первая ступень). Ступени гаммы нумеруются римскими цифрами и у каждой есть своё название:
I: тоника
II: нисходящий/верхний вводный тон
III: верхняя медианта
IV: субдоминанта
V: доминанта
VI: нижняя медианта, субмедианта
VII: восходящий/нижний вводный тон

Мажорная гамма имеет следующее строение: тон тон полутон тон тон тон полутон . Чтобы построить мажорную гамму, нужно взять за основу (тонику) любую ноту и поднять её на тон выше – это будет вторая ступень гаммы. Затем, согласно шаблону, поднять вторую ноту на тон – это будет третья ступень, третью ноту поднять на полтона – это будет четвёртая ступень гаммы и так далее.

Рассмотрим на примере строение Гаммы Ре-мажор:

Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми — это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа. стоп! «Черненькой» клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками — полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост — повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез). Повторим: Ре — Ми — Фа-диез. То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша — а сама ступень «переселяется» на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре — Ми — Фа-диез — Соль. Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму, звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО:

Так как в октаве есть 12 полутонов, можно играть гамму начиная с каждого из них, соблюдая строение: тон тон полутон тон тон тон полутон.
В итоге получится 12 Гамм:

До мажор

Ре мажор

Ми мажор

Фа мажор

Соль мажор

Ля мажор

Си мажор

Ре-бемоль мажор

Ми-бемоль мажор

Фа-диез мажор

Ля-бемоль мажор

Си-бемоль мажор

Самая оригинальная гамма здесь — это, конечно, фа-диез мажор. Мало того, что она почти полностью состоит из диезов, так ещё и нота фа записывается как ми-диез. Правила такие (?)

Источник

Таблица аккордов в тональностях

Привет начинающим музыкантам! Я достаточно плотно занимаюсь вокалом и некоторое время учусь играть на гитаре руками по роликам из тытуба. Столкнулся с такой проблемой что при составлении гармонии при написании песен просто не знаю какие аккорды использовать. И готового решения в интернетах найти не удалось. На основе прочитанных статей, общения с музыкантами и просмотренных роликов я составил эту таблицу.

Слева выбираете интересующую вас тональность. T — тоническая группа аккордов, жирным выделена тоника, S — cубдоминантная группа аккордов, жирным выделена субдоминанта, D — доминантная группа и жирным соответственно выделена доминанта. Римскими цифра обозначена ступень лада. Используя эти аккорды можно смело создавать свою гармонию, сначала по принципу T-S-D, а далее как поведет ваше музыкальное нутро.

В минорных тональностях я столкнулся с несостыковкой. В каких-то источниках доминанта была в мажорная, а в каких-то минорная. Как мне объяснил музыковед в классической русской школе доминанта минорная, а в западно-европейской мажорная, отсюда и путаница. Поэтому пилю обе.

ДД — двойнай доминанта (доминанта от доминанты) ее можно и в гармонии обыграть и использовать в качестве тональности для отклонения или модуляции.

Понятно что в любой тональности можно красиво обыграть любой аккорд и в современной музыке все реже используются классические клише. Все таки я буду рад если эта нехитрая табличка кому-то поможет.

Источник

Таблица тональностей

Буквенное обозначение звуков и тональностей

Мажорные тональности

До мажор — С-dur Фа мажор — F-dur
Ре мажор — D-dur Си бемоль мажор — B-dur
Ля мажор — A-dur Ми бемоль мажор — Es-dur
Ми мажор — E-dur Ля бемоль мажор — As-dur
Си мажор — H-dur Ре бемоль мажор — Des-dur
Фа# мажор — Fis-dur Соль бемоль мажор — Ges-dur
До# мажор — Cis-dur До бемоль мажор — Ces-dur
Соль мажор — G-dur

Минорные тональности

ля минор — a-moll соль минор — g-moll
си минор — h-moll до минор — c-moll
фа# минор — fis-moll фа минор — f-moll
до# минор — cis-moll си бемоль минор — b-moll
соль# минор — gis-moll ми бемоль минор — es-moll
ре# минор — dis-moll ля бемоль минор — as-moll
ля# минор — ais-moll ми минор — e-moll
ре минор — d-moll

Параллельные тональности

Энгармонически равные тональности

Энгармонически равные тональности — тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.

Энгармонически равные мажорные тональности:

Энгармонически равные минорные тональности:

Смотрите другие статьи этого раздела:

29.03.2015 в 14:02 олег высказался:

Я не увидел таблицу со всеми знаками при ключе во всех ВОЗМОЖНЫХ тональностях. Таблица есть, а того что надо нет!

05.04.2015 в 23:54 Светлана высказался:

Здравствуйте. Напишите конкретно какая тональность Вас интересует, я Вам отвечу.

21.01.2016 в 16:06 Юлия высказался:

В таблице пропущены тональности — G-dur и e-moll

21.01.2016 в 16:17 Светлана высказался:

19.02.2016 в 18:59 Максим высказался:

Меня интересует до бемоль мажор. И не могли бы Вы сделать отдельную статью, где построены разные аккорды в разных тональнастях?

19.02.2016 в 22:25 Светлана высказался:

Здравствуйте, Максим. В до-бемоль мажоре семь бемолей. Рекомендую Вам заменить на тональность си мажор, энгармонически они равны, а знаков будет меньше — 5 диезов.

Написания такой статьи в ближайших планах нет.

30.08.2017 в 04:52 мне надо построить д7 с обращениями в 24тональностях а везде почему то нахожу по 30 тональностей в интернете.почему? высказался:

Я нечаянно в имени написал свой вопрос.

25.04.2018 в 14:25 Петр высказался:

Ребят на самом деле всё выше перечисленное очень полезно, и необходимо для применения на практике просто не понимаю тех, кто из-за недостаточного понимания темы оставляет плохие отзывы.

08.10.2018 в 17:36 Юлия высказался:

ребенку задали до.задание: знаки в тональностях до 3-х с # и b.

К сожалению, уже 4-тый учитель по сольфеджио за 3 года, материал дается кусками. Дочка вообще не понимает, что это и что от нее хотят.

02.01.2019 в 21:33 morozalex2018 высказался:

G-dur и e-moll есть в таблице, смотрите внимательно

09.02.2019 в 09:16 Ева высказался:

Спасибо! Очень полезная статья, сохранила👏🏻👍🏻

16.04.2019 в 19:33 Лида высказался:

Какие знаки в Фа бемоль миноре?

21.04.2019 в 23:48 Олег высказался:

21.04.2019 в 23:49 Олег высказался:

21.04.2019 в 23:55 Олег высказался:

Разберём тональность фа бемоль минор. Итак, в тональности фа минор — 4 бемоля, а в фа бемоль миноре на 7 бемолей больше, то есть 4+7=11b. Кто-то может сказать, что такое не может быть. Отвечаю — может!! В фа бемоль миноре 4 дубль-бемоля: это -сиbb, миbb, ляbb и реbb. А также сольb, доb и фаb.

22.04.2019 в 00:05 Олег высказался:

Тональности с большим (более шести) количеством ключевых знаков можно заменить на тональность с меньшим количеством знаков. Главное, чтобы сумма исходных и заменённых знаков равнялась 12-ти, а также чтобы они были противоположными. Например если у вас 8 бемолей, то делаем: 12-8b= 4# (фа бемоль мажор 8b. А ми мажор — 4#). Такие тональности называются энгармонически равными, то есть равными по звучанию. Но по названию и по записи нот (гаммы) — они разные.

05.10.2019 в 21:17 Макс высказался:

По моей информации нота си обозначается латинской буквой H, а не буквой B. Буквой B по моей информации обозначается нота сиb, но не си.

09.01.2020 в 00:36 Василий высказался:

скажите строй А moll подходит для романтической музыки?

23.01.2020 в 11:51 Женек высказался:

какие ноты идут в тональностях? ничего не написано, названия я и сам знаю

04.04.2020 в 17:52 илия высказался:

07.04.2020 в 21:50 Юлия высказался:

Подскажите, пожалуйста, родственные тональности для ми минор

05.05.2020 в 09:55 Ксения высказался:

всё что НЕ НАДО-есть ,а всё что НАДО- НЕТ .

23.03.2021 в 00:27 Симона высказался:

Спасибо за материал и за такой замечательный сайт в целом!

17.04.2021 в 15:58 Кишал высказался:

Мне очень понравелось.

Я ис Украини ,, Кучер Кишал Дмитревна»

Мне ооооооооочень понравилось . Иииии я певица , меня почти все знают . Мне 12 лет. Леси будут ошипки сори. Ви мне очень помогли с теорияи. Спасибо за понимание ))

Источник

Гаммы для фортепиано | Аппликатура гамм

Это было домашним заданием по фортепиано на лето: выучить гаммы с аккордами и арпеджио (читайте об аппликатуре коротких арпеджио). О пальцах в аккордах читайте в статье «Аппликатура аккордов для фортепиано». Мы пока в начале пути. Гаммы сдаваться не собираются, осаду держат знатно. Аппликатура не запоминается, темп не наращивается, света в конце туннеля не видать. Хиляем потихоньку диезные мажоры, в минорах погрязли. Но я верю — прорвемся!

Какими пальцами играть гаммы?

С некоторыми все просто, а вот другие требуют особого подхода. Заинтересовалась я аппликатурой гамм, которые начинаются с черных клавиш, или вот гаммы от фа и си заковыристые, обычная аппликатура к ним не подходит.

Нашла! Вдруг кому-то еще надо. Спешу поделиться на kidside, а то куда не кинься все для гитары, а гаммы для фортепиано не в моде что ли? Аппликатура написана для двух-октавной гаммы, пальцы в скобках приходятся на тонику. Не забудьте, что минор играется двух видов: гармонический (повышается VII-я ступень) и мелодический (в восходящем движении повышаются VI, VII ступени, в обратном движении — натуральный минор).

Расскажу, как учит гаммы наш педагог. В первую очередь это касается большого пальца. У ребенка часто при игре первым пальцем проваливается вниз вся кисть, получается неровность в звуке и темпе. Чтобы этого избежать, проучить гамму поднимая все пальцы, в том числе и большой палец (не класть его, а именно ставить).

В идеале гамма должна играться по четыре, т.е. с акцентом на первую ноту из четверки (как бы шестнадцатыми). К этому приему нужно переходить, когда аппликатура уже выучена, ребенок не зажат и не думает над каждым пальцем. Нам очень помогла заячья считалочка от нашего преподавателя:» раз морковка, два морковка, три морковка, и капуста». Слова могут быть любыми, главное уложиться в четыре слога. Мы придумывали разные и перешли на игру по четыре гораздо легче, чем просто отсчитывая и постоянно сбиваясь. Знаем преподавателя, который считает пуговицами: пу-го-ви-ца, пу-го-ви-ца и т.д.

Аппликатура гамм для фортепиано:

  • До мажор (C-dur), Соль мажор (G-dur), Ре мажор (D-dur), Ля мажор (A-dur), Ми мажор (E-dur)
  • Ля минор (a-moll), Ми минор (e-moll), Ре минор (d-moll), До минор (c-moll), Соль минор (g-moll)

Правая рука : 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4 (5)

Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1

Аппликатура гаммы Фа мажор (F-dur) и Фа минор (f-moll)

Тональности интересны тем, что гамма заканчивается на четвертом пальце (а не на пятом, как обычно). Это касается правой руки, аппликатура в левой руке обычная.

Правая рука: 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3 (4)

Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1

Аппликатура гаммы Си мажор(H-dur) и Си минор (h-moll)

В этих тональностях правая рука стандартна, а в левой придется начать с 4-го пальца

Правая рука: 123 1234 123 1234

Левая рука: 4321 4321 321 4321

Аппликатура гаммы Соль диез минор (gis-moll)

Правая рука: 23 123 1234 123 123

Левая рука: 321 4321 321 4321(2)

Аппликатура гаммы Си бемоль мажор (B-dur)

Правая рука: 2123 1234 123 1234

Левая рука: 321 4321 321 4321 (2)

Аппликатура Ми бемоль мажор (Es-dur)

Правая рука: 21 234 123 1234 123

Левая рука: 321 4321 321 432(2)

Аппликатура Ля бемоль мажор (As-dur)

Правая рука: 23 123 1234 123 123

Левая рука: 321 4321 321 4321

Аппликатура Ре бемоль мажор (Des-dur)

Правая рука: 23 1234 123 1234 12

Левая рука: 321 4321 321 4321(2)

Аппликатура Си бемоль минор (b-moll)

Правая рука: 2123 1234 123 1234

Левая рука: 21 321 4321 321 432

Аппликатура гаммы Фа диез мажор (Fis-dur)

Правая рука: 234 123 1234 123 12

Левая рука: 4321 321 4321 321(2)

Аппликатура гаммы Фа диез минор (fis-moll)

Правая рука: 231 231 234 123 123

Левая рука: 4321 321 4321 321(2)

На уроках в музыкальной школе начинать рекомендуют с Шопеновских гамм: Си мажор для правой и Ре бемоль для левой руки, т.к. в них заложена формула Шопена. На них у ученика сразу вырабатывается правильная модель руки: длинные пальцы на черных, короткие на белых клавишах. Такая позиция исключает зажим руки, кисть приобретает естественную форму, находится на середины клавиатуры, не спускается к краям клавиш.

Мы начали не так. Наша отправная точка — гамма До мажор 🙂

Источник

Оцените статью