- Многоликий фа-диез минор
- Музыкальные ракурсы
- Мудрость классиков
- Разноцветная музыка
- Цветотональность
- Немного теории
- На вкус и цвет…
- Гамма фа-диез минор: разновидности, знаки, трезвучия, параллельный мажор
- Фа-диез минор: знаки
- Параллельный мажор
- Разновидности минорной гаммы
- Минорные аккорды и трезвучия: общие принципы построения
- Вместо послесловия
- Минор: минорные гаммы и параллельные тональности (Урок 8)
- Минорные гаммы
- Существует три вида минора:
- Параллельные тональности
- Напомню технику игры гамм:
Многоликий фа-диез минор
В волшебном и удивительном мире музыки каждый шаг приносит новые впечатления, неповторимые эмоции. Несмотря на кажущуюся незначительность расстояния до соседней клавиши фортепиано (полутон) — именно таков самый маленький шаг музыки, интервал этот весьма значителен, если говорить о гармонической составляющей.
Музыкальные ракурсы
Можно провести параллель с фотографией: один шаг в сторону несёт за собой изменение ракурса, а предмет предстаёт порою в совершенно ином, доселе невиданном свете.
А поскольку звуковые волны и свет — движущая сила фотосъемки, с точки зрения физики (а с точными науками, как известно, спорить бесполезно), это явления одного порядка и нередко подчиняются одним и тем же законам, значит и изменение показателей может вызывать схожий эффект.
Мудрость классиков
Данным обстоятельством, как правило, пренебрегают эстрадные композиторы-песенники, чьи творения по желанию исполнителя могут быть транспонированы в любую тональность. Пользуясь нашей системой образов, можно уподобить такого композитора фотографу, которому безразлично, если недосвечен или пересвечен кадр — ведь он же снимает один и тот же пейзаж.
Классические же композиторы, а вслед за ними и вся академическая школа, были прекрасно осведомлены об изложенном выше обстоятельстве, тем более что среди них встречались ученые в области физики, химии. Классики очень щепетильно подходили к вопросу о выборе тональности своих произведений. Тональность часто включалась ими в само название, а значит, никак не могла быть изменена по прихоти того или иного капризного исполнителя.
Разноцветная музыка
А такие выдающиеся деятели музыкального искусства, как Скрябин, Римский-Корсаков, будучи наделены так называемым «цветным слухом», воспринимали каждую тональность как определённую цветовую гамму.
Феномен цветного слуха объясняется существованием психологического явления «синестезия», обозначающего процесс непроизвольного отклика одного вида рецепторов на раздражение другого.
Александр Николаевич Скрябин использовал термин «цветотональность» для обозначения цветовой гаммы, присущей той или иной музыкальной тональности. Небезынтересен тот факт, что слово «тон», являющееся корнем лексемы «тональность» используется также в изобразительном искусстве и фотографии.
Помимо цветовых ассоциаций, Скрябин наделял тональности такими эпитетами, как «духовные» тональности, к таковым относится, например, фа-диез минор, фа-диез мажор и «земные, материальные», среди которых до-мажор, фа-мажор и другие.
Цветотональность
Цвета, в свою очередь, для Скрябина, являлись символами основополагающих составляющих мироздания. Так, красный в этой системе ассоциируется с «цветом ада», фиолетовый и синий – обозначают духовный компонент бытия. На основе этого уникального мировосприятия Скрябин написал симфоническую поэму «Прометей». В партитуру данного произведения, помимо инструментов симфонического оркестра, была включена партия света. На премьере «Прометея» в 1910 году впервые в истории была использована светомузыкальная аппаратура. Это событие предвосхитило широкое использование подобной аппаратуры при проведении концертов в наши дни, а также всевозможные лазерные шоу.
Однако Скрябин глубоко ошибался, утверждая, что цветозвуковое восприятие у всех обладателей подобного слуха ничем не отличается друг от друга.
Многие композиторы имели индивидуальное видение звуков и тональностей, порою кардинально отличающееся от представлений Скрябина.
Немного теории
В данной статье мы рассмотрим всего лишь одну тональность – фа-диез минор — и сравним представления об этой тональности у разных композиторов.
Для начала приведём небольшую теоретическую справку о самой тональности. Она имеет латинское обозначение fis-moll. У тональности фа-диез минор знаки при ключе – диезы фа, до и соль. Случайные знаки могут варьироваться в зависимости от разновидности минора (натуральный, гармонический, мелодический и т. д.). Гамма фа-диез минора (натурального) состоит из следующих звуков:
Несмотря на то что данная тональность не входит в число наиболее употребительных, существует немало образцов музыкального искусства, написанных именно в этом ключе. Среди известных музыкальных произведений, написанных в этой тональности: «Соната для фортепиано № 1» Шумана, этюды фа-диез минор Скрябина и Лешгорна. Нельзя обойти вниманием «Концерт для фортепиано с оркестром соч. 20» Скрябина. Также широко известна «Прелюдия фа-диез минор № 1» Рахманинова.
На вкус и цвет…
Итак, Александр Николаевич Скрябин давал следующую характеристику тональности фа-диез минор: тон фа-диез виделся ему в ярко-синем цвете. Этот цвет композитор называл «цветом чистого сознания».
Стоит отметить и то, что Скрябин назвал свою «Сонату фа-диез минор для фортепиано № 3, соч. 23» «Состояния души», где каждая из четырёх частей названа в честь определённого душевного переживания.
Николай Андреевич Римский-Корсаков видел эту тональность в бледно-серовато-зеленоватом цвете.
Советский композитор Борис Владимирович Асафьев сравнивал фа-диез минор с кожей зрелого апельсина.
Бельгийский композитор и музыковед Огюст Геварт, не обладавший цветным слухом, но составивший свою систему, состоящую исключительно из тональностей мажорного лада, писал, что выразительный потенциал минора не отличается особым богатством, в отличие от мажора. Фа-диез минор, по его мнению, тускл, туманен и размыт.
В 1977-1978 гг. студенты Тверского музыкального училища И. Бынкова, М. Добрынская, Т. Зайцева, Е. Зубрякова, С. Щербакова, Н. Яковлева задались целью опровергнуть утверждение Геварта, и в ходе анализа ряда музыкальных произведений выявить характеристики круга минорных тональностей. В процессе этого исследования фа-диез минору была дана характеристика «взволнованный».
Логичным является следующий вывод: сколько композиторов – столько и мнений. Вот каким разным может быть фа-диез минор! Инструментальная музыка в большинстве своём абстрактна и воспринимается субъективно. Но в этом и состоит её прелесть!
Источник
Гамма фа-диез минор: разновидности, знаки, трезвучия, параллельный мажор
При изучении сольфеджио учащимся приходится сталкиваться с множеством гамм. Одна из них — фа-диез минор — и будет рассмотрена в нашей статье. Она уж слишком сложной не является, поскольку содержит всего три знака при ключе, в отличие от гамм и последовательностей, которые могут иметь до семи основных знаков, не считая дубль-диезы и дубль-бемоли.
Фа-диез минор: знаки
Гамма представляет собой самую обычную минорную последовательность, и, как уже было сказано, содержит всего три знака в виде диезов: фа, до и соль.
На основе этого и строится вся последовательность. Обозначается она как F# moll или fis-moll, что принято в гитарной партитуре или аккордовой аппликатуре.
Тоникой выступает нота фа#, субдоминантой – си, доминантой – до#. На этих трех ступенях строятся основные трезвучия гаммы, о чем будет сказано ниже.
Параллельный мажор
Как и все остальные, гамма фа-диез минор имеет параллельный мажор. Это – ля-мажор. Техника определения параллельных тональностей очень проста. Так, для минора следует от последнего знака при ключе построить полутон вверх. В нашем случае – это полутон от соль#, который и дает чистую ноту ля.
Для определения параллельного минора можно использовать два метода. Первый подразумевает построение малой терции вниз от тоники (в нашем случае от чистой ноты ля получаем фа#. Второй метод заключается в том, чтобы в знаках при ключе отсчитать третий справа. Это и будет искомый минор, соответствующий мажору.
Многие композиторы обращались и обращаются к этим тональностям. Среди русских классиков их тоже немало, поскольку эти тональности имеют очень теплое звучание для человеческого слуха.
Разновидности минорной гаммы
Как и любая другая минорная гамма, фа-диез минор имеет три основных разновидности: натуральный, гармонический и мелодический.
Различие между этими типами гаммовых последовательностей состоит в том, что в натуральном миноре в прямом и обратном порядке играется без изменения знаков.
В гармонической гамме при построении прямой и обратной последовательности на полтона повышается VII ступень (для гаммы фа-диез минор получаем ми#).
Что же касается мелодического минора, при игре восходящей гаммы на полтона повышаются VI и VII ступени, а при нисходящей – повышение отменяется (в самой гамме ставится знак бекар). Для фа# минора таким ступенями являются ре и ми.
Минорные аккорды и трезвучия: общие принципы построения
Если посмотреть на построение трезвучий и аккордов, общий принцип состоит в том, что при создании аккорда к трезвучию просто добавляется нота со смещение вверх или вниз. В самом простом случае, это тоника, октавой выше. Но, в зависимости от типа аккорда, интервал между нотой, от которой производится построение, может быть и другим.
В случае с гаммой фа-диез минор, тоническое трезвучие содержит ноты фа#, ля и до#. Если оно, например, построено с тоникой первой октаве, добавление фа-диез во второй октаве и даст простейший аккорд.
Для трезвучия на основе субдоминанты это будет сочетание нот си-ре-фа#, для доминанты – до#-ми#-соль#. Обратите внимание: трезвучие на V ступени всегда строится на основе гармонического минора, поскольку именно эта ступень отвечает за звучание доминантсептаккорда, а в нем, как известно, VII ступень повышается на полтона.
Вообще, для всех минорных трезвучий, которые строятся вверх, существует единое правило. От основной ноты сначала строится малая терция, а от следующей – большая терция. Если посмотреть на построение трезвучия вниз, нетрудно заметить, что оно представляет собой одно из обращений (когда каждое трезвучие строится от каждой следующей ноты с перенесением предыдущей на октаву выше).
Вот и получается, что трезвучие вниз от тоники фа-диез дает сочетание фа#-до#-ля, но только на две октавы ниже, нежели стандартное обращение вверх. При построении вниз сначала используется чистая кварта вниз, а затем к ней прибавляется большая терция.
Вместо послесловия
Если посмотреть на саму гамму фа-диез минор, она является очень популярной среди многих композиторов и исполнителей, только благодаря тому, что соответствует параллельному ей ля-мажору. Особенно сильно это проявляется среди гитаристов, поскольку сам ля-мажор в аппликатуре относится к самым простым аккордам и берется всего лишь тремя пальцами на втором ладу с зажатием второй, третьей и четвертой струны.
С фа-диез минором дело обстоит несколько сложнее, ведь для извлечения стандартного аккорда требуется освоить прием баррэ.
У пианистов же эта минорная гамма даже при скоростном исполнении особых трудностей не вызывает.
По использованию этой тональности в связке с параллельным мажором можно привести достаточно много примеров, даже рокеры, исполняющие музыку в стиле глэм или софт-метал, в большинстве своем обращаются именно к этим гаммам и последовательностям на их основе. Кроме того, обе тональности подходят как для мужских, так и для женских голосов. Неудивительно, что именно в этих жанрах встречается больше всего композиций, основанных именно на стандартном «итальянском квадрате» (ля-мажор-фа# минор, ре-мажор, ми-мажор) и его разновидностях.
Источник
Минор: минорные гаммы и параллельные тональности (Урок 8)
Так повелось, что самые душераздирающие композиции написаны именно в минорных тональностях. Считается, что мажорный лад звучит весело, а минорный — грустно. В таком случае приготовьте носовой платок: весь этот урок будет посвящен “грустным” минорным ладам. В нем вы узнаете – что же это за тональности, чем они отличаются от мажорных и как играть минорные гаммы.
По характеру музыки вы, я думаю, безошибочно различите бодрый, энергичный мажор и нежный, часто грустный, жалобный, а когда и трагичный минор. Вспомните музыку «Свадебного марша» Мендельсона и «Похоронного марша» Шопена, и различия между мажором и минором станут вам более чем очевидны.
Я надеюсь, вы не бросили заниматься гаммами? Я напомню вам важность этих, на первый взгляд, скучных занятий. Представьте себе, что вы перестаете двигаться и подвергать нагрузке ваше тело, каков будет результат? Тело станет дряблым, немощным, местами толстым :-). Так и с вашими пальцами: если каждодневно их не тренировать, они станут слабыми и неповоротливыми, и не смогут играть столь любимые вами произведения. До сих пор вы играли только мажорные гаммы.
Минорные гаммы
Сразу сообщу вам: минорные гаммы не меньше по размеру (и ничуть не менее важные), чем мажорные. Просто им дали такое несправедливое имя.
Как и мажорные гаммы, минорные состоят из восьми нот, первая и последняя из которых носят одно и то же имя. А вот порядок интервалов в них различается. Сочетание тонов и полутонов в минорной гамме таково:
Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон
Напомню, в мажоре это: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон
Возможно, оно и похоже на сочетание интервалов мажорной гаммы, но на самом деле тоны и полутоны расположены здесь в другом порядке. Лучший способ почувствовать это звуковое различие — сыграйте и прослушайте мажорную и минорную гаммы одну за другой.
Как вы, наверно, заметили, главное отличие мажорного и минорного ладов заключено в третьей ступени, так называемом терцовом тоне: в миноре он понижен, образуя с тоникой интервал малой терции (м.З).
Еще одно отличие — то, что в мажорном ладу состав интервалов всегда постоянный, а в минорном на верхних ступенях он может меняться, что создает три разных вида минора. Может, именно от этой многоликости минора и получаются гениальные произведения?
Итак, какие же это разные виды, спросите вы?
Существует три вида минора:
- натуральный
- гармонический
- мелодический.
Каждый из видов минора характеризуется своим составом интервалов. До пятой ступени во всех трех они одинаковы, а на шестой и седьмой возникают варианты.
Натуральный минор – Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон
Гармонический минор отличается от натурального повышенной седьмой ступенью: поднятая на пол тона, она придвинута к тонике. Интервал между шестой и седьмой ступенями тем самым становится шире — он составляет теперь полтора тона (называется увеличенная секунда – ув.2), что придает гамме, особенно в нисходящем движении, своеобразное «восточное» звучание.
В гармоническом миноре состав интервалов следующий: Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Полтора тона – Полутон
Другая разновидность минора — мелодический минор, известный также как джазовый минор (он встречается в большинстве джазовых музыкальных произведений). Конечно, еще задолго до появления джазовой музыки композиторы, например, Бах и Моцарт, использовали этот вид минора в качестве основы своих произведений.
И в джазе, и в классической музыке (да и в других стилях тоже) мелодический минор отличается тем, что у него повышены две ступени – шестая и седьмая. Вследствие этого порядок интервалов в мелодической минорной гамме становится таким:
Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Тон – Полутон.
Я люблю называть эту гамму непостоянной гаммой, так как она никак не может решить, как ей звучать — мажорно или минорно. Еще раз посмотрите на порядок интервалов в ней. Обратите внимание, что первые четыре интервала в ней такие же, как в минорной гамме, а последние — как в мажорной.
Теперь коснемся вопроса о том, как определить количество ключевых знаков в той или иной минорной тональности.
Параллельные тональности
И здесь всплывает понятие параллельных тональностей.
Мажорная и минорная тональности с одинаковым количеством знаков (или без них, как в случае с до мажор и ля минор) называются параллельными.
Они всегда отстоят друг от друга на малую терцию — минорная всегда будет строиться на шестой ступени мажорной гаммы.
Тоники у параллельных тональностей разные, разным является и состав интервалов, но соотношение белых и черных клавиш всегда одинаково. Это еще раз доказывает, что музыка — это царство строгих математических закономерностей, и, поняв их, можно двигаться в нем легко и свободно.
Понять взаимосвязь параллельных тональностей не так уж сложно: сыграйте гамму до мажор, а затем ее же, но не с первой ступени, а с шестой, и на шестой вверху остановитесь — вы сыграли не что иное, как гамму «натуральный минор» в тональности ля минор.
Перед вами список параллельных тональностей с их латинскими обозначениями и числом ключевых знаков.
- До мажор/ля минор — C-dur/a-moll
- Соль мажор/ми минор — G-dur/e-moll (1 диез)
- Ре мажор/си минор — D-dur/h-moll (2 диеза)
- Ля мажор/фа-диеэ минор — A-dur/f:-moll (3 диеза)
- Ми мажор/до-диез минор — E-dur/cis-moll (4 диеза)
- Си мажор/соль-диез минор — H-dur/gis-moll (5 диезов)
- Фа-диез мажор/ре-диез минор — Fis-dur/dis-moll (6 диезов)
- Фа мажор ре минор — F-dur/d-moIl (1 бемоль)
- Си-бемоль мажор/соль минор — B-dur/g-moll (2 бемоля)
- Ми-бемоль мажор/до минор — Е -dur/c-moll (3 бемоля)
- Ля-бемоль мажор/фа минор — As-dur/f-moll (4 бемоля)
- Ре-бемоль мажор/си-бемоль минор — Des-dur/b-moll (5 бемолей)
- Соль-бемоль мажор/ми-бемоль минор — Ges-dur/es-moll (6 бемолей)
Ну вот, теперь вы имеете представление о миноре, и теперь все эти знания можно применить на практике. И начать надо, конечно же, с гамм. Ниже приведена таблица всех существующих мажорных и параллельных им минорных гамм со всей аппликатурой (номерами пальцев). Занимайтесь, не спешите.
Напомню технику игры гамм:
- Играть медленно каждой рукой гамму в 4 октавы вверх и вниз. Обратите внимание, что в нотном приложении номера пальцев даны сверху и снизу нот. Те номера, которые находятся над нотами, относятся к правой руке, ниже – к левой.
- Заметьте, что Мелодический минор, в отличие от двух других видов минорного лада, при движении вверх и вниз будет строиться неодинаково. Это связано с тем, что в нисходящем движении внезапный переход из мажора (с которым интервалы мелодического минора совпадают от первой ступени до четвертой) в минор будет звучать не стишком приятно. И чтобы разрешить эту проблему, в нисходящем движении используется натуральный минор – седьмая и шестая ступени возвращаются в исходное положение минорного лада.
- Соединить двумя руками.
- Постепенно наращивать темп воспроизведения гамм, но при этом следить, чтобы игра была ровной и ритмичной.
На самом деле, композитор не обязан использовать в своей мелодии все ноты из какой-либо гаммы. Гамма для композитора — меню, из которого можно выбирать ноты.
Мажорные и минорные гаммы, без всякого сомнения, являются самыми популярными, но это не единственные гаммы, которые существуют в музыке. Не бойтесь, поэкспериментируйте немного с порядком чередования интервалов в мажорной и минорной гамме. Замените где-нибудь тон полутоном (и наоборот) и послушайте, что получится.
А получится, что вы создадите новую гамму: ни мажорную, ни минорную. Некоторые из этих гамм будут звучать прекрасно, другие — просто отвратительно, а третьи — очень экзотично. Создавать новые гаммы не только разрешается, а даже рекомендуется. Свежие новые гаммы дают жизнь свежим новым мелодиям и созвучиям.
Люди экспериментируют с соотношением интервалов со времен появления музыки. И хотя большинство экспериментальных гамм не завоевало такой популярности, как мажорная и минорная, в некоторых музыкальных стилях эти изобретения используются в качестве основы мелодий.
И напоследок подкину вам немного интересной музыки в минорных тональностях
Источник