- Ноты для гуслей
- Ноты для гуслей соло
- Ноты для гуслей
- Ноты для ансамблей малых форм
- Для дуэта гуслей
- Для трио гуслей
- Для гуслей, малой домры и фортепиано
- Для дуэта гуслей и фортепиано
- Для трио гуслей и фортепиано
- Ноты для гуслей
- История
- Изготовление гуслей
- Крыловидные (звончатые)
- Шлемовидные (гусли-псалтирь)
- Лирообразные
- Стационарные
- Щипковые
- Клавишные
- Техника игры
- Звончатые гусли
- Ноты трафареты для гуслей перепелочка
- Как под горкой.
- Петушок, петушок.
- Ах, вы, сени, мои сени.
- На зеленом лугу.
- Барыня.
- Как у наших у ворот.
- Я на горку шла.
Ноты для гуслей
Ноты для гуслей соло
NEW Б. Кравченко. «Колокольчики», переложение для гуслей звончатых соло Н. Федоровой.
Гаммы для гуслей
NEW Максим Анухин (ГУДИМИР). «Destiny»(Для звончатых, шлемовидных гуслей).
Максим Анухин (ГУДИМИР). «Березовый лист»(Для звончатых, шлемовидных гуслей).
Максим Анухин (ГУДИМИР). «Кладбище кораблей»(Для звончатых, шлемовидных гуслей).
«Спрятался месяц за тучку», обработка К.Н. Доброхотова, переложение Н. Федоровой
По всем вопросам всегда можете ко мне обратиться.
Источник
Ноты для гуслей
Ноты для ансамблей малых форм
Для дуэта гуслей
«Заинька», русская народная песня. Обработка Н. Федоровой
NEW И. Гуммель. «Экосез» Инструментовка Н. Федоровой
Для трио гуслей
NEW Ж. Пьерпсон. «Бубенчики» Инструментовка Н. Федоровой
Для гуслей, малой домры и фортепиано
Ж. Векерлен. «Песня бабочки», переложение и инструментовка Н. Федоровой
Для дуэта гуслей и фортепиано
Наталья Смирнова, Наталья Федорова. «Жасминовый чай»
Наталья Смирнова, Наталья Федорова. «Интермеццо»
Для трио гуслей и фортепиано
NEW Украинская народная песня. Инструментовка Н. Федоровой
NEW Р. Петерсен. «Старый автомобиль» Инструментовка Н. Федоровой
По всем вопросам всегда можете ко мне обратиться.
Источник
Ноты для гуслей
История
Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара, лира, псалтерий, жетыген. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (бытовала гипотеза, что именно она является предком гуслей, на самом же деле кифара — древнегреческая ветвь эволюции гуслей), армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли марийские (черемисские), гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес.
На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко , Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.
Исследователи начала XX века отмечали поразительное сходство современных им чувашских и марийских (черемисских) гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и марийцы (черемисы). Струны их гуслей были кишечные. Число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и марийцы (черемисы) заимствовали этот инструмент от русских. (Возможно у современных им греков и египтян древние израильтяне научились делать струнные инструменты. В результате уже ко временам Давида в древнем Израиле получила распространение псалтирь.)
Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX века преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов — голосников, — и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. В один из них ввинчивались железные колки, на которые наматывались металлические струны. Другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам на фортепианной клавиатуре.
Для клавирообразных гуслей существовали ноты и музыкальная школа, созданная в начале XIX века Фёдором Кушеновым-Дмитревским. Им была составлена книга «Школа или самоучитель для гуслей»
Изготовление гуслей
Обычно делается из уже обработанной доски, иногда — из деревянной колоды, которую расщепляют под нужные размеры. Технология изготовления достаточно проста. Сначала мастер подбирает древесину. Это может быть и сосна, и ель, иногда — кедр. Раньше также использовали, а иногда и сейчас, яблоню и клён явор. Затем у расщеплённой и высушенной должным образом доски обозначают форму, вырубают открылок и порожек для колков, если они деревянные. После мастер, обычно вручную, выбирает сзади, спереди или с торца (редкий способ) древесину, создавая резонирующую пустоту. Затем мастер прорубает голосник (резонаторное отверстие), или выжигает несколько маленьких отверстий. На место, с которого мастер начал выбирать инструмент, устанавливают голосную доску (деку). Иногда её втапливают в корпус, а иногда накладывают сверху. Крепить её могут как гвоздями, так и клеем.
Крыловидные (звончатые)
Также называются яровчатыми (от слова явор (клён белый) — порода дерева, из которой изготавливается корпус гуслей, кроме еловой деки инструмента). Исторически самые первые виды гуслей. Как правило, являются солирующим или аккомпанирующим голосу певца инструментом. Имеют диатонический звукоряд.
Крыловидные гусли были распространены в XIX—XX вв. в северо-западных районах России, в том числе граничащих с Прибалтикой, Карелией и Финляндией, где бытуют родственные инструменты: канклес, ку?оклэ, кантеле и каннель. Наибольшее количество инструментов было встречено исследователями в Псковской и Новгородской областях. Крыловидные гусли имеют разнообразную форму, струны натянуты веерообразно, сужаясь к «пятке» (место, где находится струнодержатель). В основном можно выделить инструменты со скошенным корпусом, который сужается по мере приближения к струнодержателю. Толщина инструмента варьируется от 4 до 6 см, а длина — не более 800 мм. Особенной чертой является тонкий, около 6-11 мм, открылок. Во время игры он используется для поддержки левой руки, которая от неподвижного нависания над струнами быстро устаёт. Этот вид гуслей имеет от 5 до 17 струн, чаще 6-9, настроенных по ступеням диатонической гаммы (иногда в миксолидийском ладу (пониженная 7-я ступень). Так же нижние или верхние крайние струны могут настраиваться как бурдонные, то есть постоянно звучащие при игре. Существует около 12 различных способов настройки гуслей. На крыловидных гуслях играют, как правило, разом затрагивая все струны («бряцание») и глуша ненужные струны пальцами левой руки. Это достигается постановкой трёх (иногда четырёх) пальцев между струн, что позволяет быстро менять аккорды. Обычно удар идёт сверху вниз, но для большей плавности звука часто добавляются равные им по силе удары снизу вверх. Играют так же и мелодии (техника «набивания», «выборная», «подщипывания»). Иногда гусляры используют приёмы выщипывания звуков и пальцами левой руки, это обычно безымянный и большой пальцы.
Шлемовидные (гусли-псалтирь)
Шлемовидные или гусли-псалтирь. Долгое время в отечественной историографии доминировало мнение о древнерусском происхождении этого инструмента. Позднее появились предположения о заимствовании инструмента этого типа у народов Поволжья. На данном этапе изучения этого вопроса исследователи придерживаются более осторожных взглядов, при этом указывая на возможную взаимосвязь гуслей-псалтиря с западноевропейским псалтериумом.
По мнению историка А. А. Новосельского, на Руси этот вид гуслей был заимствован у западноевропейских народов: на это указывает внешнее сходство и название гуслей-псалтырей с музыкальным инструментом псалтерий (лат. psalterium). Шлемовидные гусли появились на Руси в XIV веке.
В Великом Новгороде на всех пяти находках с изображением музыкальных инструментов, имеется изображение музыканта (гудца) с инструментом типа шлемовидных гуслей.
Гусли-псалтирь имеют форму шлема или холма и от 10 до 26 струн такой же настройки, что и у крыловидных (пониженная седьмая ступень). Гусли ставятся так же, как и крыловидные, вертикально на колени музыканта. Правая рука выщипывает мелодию на верхних струнах, задействуя все пальцы, а левая — аккорды, обычно в квинту или кварту на нижних. Можно встретить также и технику игры обеими руками в октаву у марийцев (черемисов).
Лирообразные
Так же их называют гусли с игровым окном. Имели распространение на территории Древней Руси и Польши в XI—XIII вв (Новгород, Старая Русса, Гданьск и Ополе). Самые ранние находки происходят из Новгорода и польского города Ополе, которые датируется XI веком.
Гусли с игровым окном имеют проём в верхней части инструмента (игровое окно). Этот признак роднит данный инструмент с другими лирообразными инструментами. Вероятно, в игровое окно помещалась левая рука музыканта и пальцами производилась манипуляция со струнами (глушились/подщипывались). Правой рукой музыкант ударял по струнам ближе к струнодержателю. Инструмент при игре держали вертикально, нижним концом упирая в колено или в пояс. При игре на ходу или стоя мог упираться в бедро.
Стационарные
Также клавироподобные, прямоугольные и столообразные. Имеют хроматический звукоряд. Инструмент создан в XVI—XVII вв. на основе гуслей звончатых и шлемовидных. Бытовал и как переносной инструмент, который возлагался горизонтально на колени гусляра. В основном же был распространён как неподвижный инструмент с количеством струн 55—66. Использовались такие гусли в русских домах зажиточных горожан, в том числе среди духовенства, отчего такие гусли также именовались поповскими.
Щипковые
Щипковые и клавишные гусли могут также называться академическими или концертными. Строй и диапазон звучания щипковых гуслей такой же, как и у клавишных гуслей, но техника игры более сложная. Защипывание струн производится обеими руками: левая создаёт аккомпанемент для мелодии, исполняемой правой рукой. Струны натянуты в двух плоскостях: в верхней располагается гамма Ля мажор, в нижней остальные звуки.
Клавишные
Созданы Н. П. Фоминым в 1905 году на основе прямоугольных гуслей. Используются в оркестрах народных инструментов в основном как аккомпанирующий инструмент для игры аккордами. Левой рукой исполнитель нажимает на клавиши, а правой защипывает струны при помощи кожаного медиатора, или, иногда, без него.
Основной приём игры — арпеджиато от нижнего звука к верхнему. Диапазон звучания составляет 4—6 октав: например, для 4-х октавных гуслей от Ля большой октавы до Ля третьей; для 5-октавных от Ля контроктавы до Ля третьей; для 6-октавных от Ля контроктавы до Ля четвёртой. Количество клавиш 13, соответствует диапазону звучания в одну октаву, как правило, от До до ноты До следующей октавы. Нажатие клавиши открывает соответствующие ей по тону струны в разных октавах. Также, у инструмента есть специальная клавиша, поднимающая демпферы над всеми струнами для возможности исполнения хроматического глиссандо.
Техника игры
Звончатые гусли
На гуслях играют сидя или стоя. При игре сидя гусли ставят на колени ребром, слегка наклонив к корпусу.
Музыкальный репертуар для гуслей разнообразен.. Игра под песни отличается плавностью ударов. Игра под пляску, наоборот.
- для 9-струнных гуслей (Псковская область) Соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
- для 9-струнных гуслей (Новгородская, Псковская области) Си бемоль-до ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
- для 12-струнных гуслей (Новосибирская область) До-до-соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до-до;
- для 5-струнных гуслей (бельгийский музыковед д-р Гютри, 17 в.) (Ленинградская область) До-фа-соль-си бемоль-до;
- строй южнорусский (Воронежская, Курская, Орловская губернии) Соль-си бемоль-до-ре-ми.
Настройка гуслей академической школы (оркестры народных инструментов) такая же как и у прибалтийских (кокле, канклес) и финно-угорских инструментов (кантеле, каннель, санквылтап, нарс-юх), без понижения седьмой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.
Источник
Ноты трафареты для гуслей перепелочка
Итак, гусли настроены. Мы ставим их на колени вертикально длинной струной внизу. Пальцы левой руки ставим между струн в таком порядке: 4 (безымянный) палец между 1 и 2 струнами, 3 (Средний) палец между 3 и 4 струнами 2 (указательный) палец между 5 и 6 струнами 1 (большой) палец между 7 и 8 струнами.
Ногтем указательного пальца правой руки проводим по струнам сверху вниз. В зависимости от строя инструмента прозвучит аккорд соль септаккорд, ля септаккорд, до септаккорд и т.д.
Для того, чтобы в дальнейшем не было путаницы этот аккорд мы будем называть Соль Септаккорд или G7 независимо от строя инструмента. Еще раз: Если написано G7, то заглушаем 2-4-6-8 струны, а звучат, соответственно 1-3-5-7-9.
Далее, оставляем 4 палец на месте, а 2, 3, 4 опускаем вниз, касаемся нижней струны. Таким образом, мы глушим струны 2-3-5-7, а звучат 1-4-6-8. Этот аккорд мы будем называть До мажор или С.
Это два аккорда, которые нам понадобятся для исполнения первых песен. Один написанный аккорд подразумевает проведение ногтем указательного пальца правой руки сверху вниз по всем струнам. Играем первую песню.
Как под горкой.
C C G7 G7 C C G7-
C C G7 G7 C C C —
C — G7 — C C G7 —
C C G7 G7 C C C —
прочерк рядом с нотой обозначает, что нота тянется, удара нет.
Петушок, петушок.
G7 G7 C —
G7 G7 C —
G7 G7 C —
G7 G7 C —
Ах, вы, сени, мои сени.
Если в аккорде G7 опустить большой палец на нижнюю струну, то получится аккорд Соль мажор. Мы будем называть его G. Еще раз, в аккорде G пальцы глушат 2, 4, 6 и 7 струны. Соответственно звучат 1, 3, 5 и 8 струны.
Если в аккорде G7 опустить все пальцы вниз, то получится ля минор септаккорд. Мы будем называть его Am. В септаккорде Am пальцы глушат струны 1, 3, 5, 7, соответственно звучат 2, 4, 6, и 8 струны.
А теперь, практический материал.
На зеленом лугу.
C G7 C C
G7 C G7 G7
G G C C
Напоминаю, что на каждый аккорд приходится один удар ногтем указательного пальца сверху вниз. С аккорда G7 переходим на аккорд G, опуская большой палец. С аккорда G на аккорд C опускаем вниз второй и третий пальцы.
Барыня.
G7 G7 G7 G7 G7 G7 Am Am
С аккорда G7 переходим на Am, опуская все пальцы на струну вниз. Следим за тем, чтобы правая и левая руки работали синхронно. Продолжая настаивать на том, чтобы вы глушили струны мягким касанием, а не давили на них со все возрастающим усилием. В конце концов, это просто больно. А игра на гуслях должна приносить нам только положительные эмоции.
Как у наших у ворот.
C C C C G7 G7 C C
C C C C G7 G7 C C
G Am G Am G G C C
G Am G Am G G C —
Во время перехода с аккорда G на аккорд Am большой палец лежит на 7-ой струне.
Я на горку шла.
G G7 C C G7 G7 C —
G G7 C C G7 G7 C —
G G Am Am G G C C
G G Am Am C — C —
По-прежнему, прочерк обозначает то, что аккорд держится еще одну долю.
На этом будем считать, что с аккордами мы знакомы. Все аккорды можно посмотреть на соотвествующей странице
Источник