Времена года
«Мне кажется, что я действительно одарён свойством правдивым искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводят текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек» — это слова знаменитого композитора России Петра Ильича Чайковского.
Первые уроки нотной грамоты маленький Петр получил от своей матери. Затем учился в классах музыкального общества, преобразованных в Петербургскую консерваторию. По окончании учёбы Чайковский приглашён преподавать Н. Рубинштейном в открывшуюся Московскую консерваторию. В Москве укрепляется авторитет композитора, издаются и исполняются его произведения, ставшие первыми в русской музыке классическими образцами разных жанров – симфонии, фортепианного концерта, балета, и др.
Лирико-психологическая, драматическая направленность творчества Чайковского особенно проявилась в симфонической увертюре по Шекспиру «Буря» и «Ромео и Джульетта», а также «Франческа да Римини» по Данте. Он обращается и к жанру оперы. Лирические сцены «Евгения Онегина» по Пушкину и Четвёртая симфония стали завершением Московского периода творчества.
Примечательно, что время написания «Евгения Онегина» совпадает с его кратковременным супружеством. И оперу композитор, несмотря на бурные протесты критиков, заканчивает единением влюбленных, ведь во время ее написания, получено письмо-признание от будущей супруги Антонины Ивановны Милюковой. После развода, тем не менее, редактирует оперу, завершая ее по Пушкину.
Благодаря многолетней финансовой и моральной поддержке поклонницы таланта фон Мекк – он смог оставить преподавательскую деятельность в консерватории и всецело отдаться сочинительству. Начало 80-х гг (в эти годы композитор пребывал за границей) ознаменовано созданием опер по Ф. Шиллеру «Орлеанская Дева», «Мазепа» по Пушкину, Скрипичного концерта и др. Ширится мировая слава Чайковского. Среди почитателей его музыки – Григ, Дворжак, Сен-Санс, Малер и др. С 1885 г. Чайковский живёт в окрестностях Клина, где создаёт оперы «Чародейка», «Пиковая дама» по Пушкину, «Иоланта». В «Иоланте» композитор раскрывает философскую мысль о том, что не существует для человека того, о чем он не знает. Слепая девушка думает, что не существует мира зрячих. И только любовь открывает ей истину.
Там же написаны балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Пятая и Шестая («Патетическая») симфонии, вскоре после Петербургской премьеры, которой, Чайковский скончался. Он считал симфонию «лиричнейшей из всех музыкальных форм», а последнюю, Шестую, назвал «наиискреннейшей» из всех своих вещей, «исповедью души».
Давая последний концерт, перед вынужденной эмиграцией в зале Московской консерватории, когда смолкли звуки виолончели, М.Л. Ростропович, глядя на портрет Чайковского, произнес: «И все-таки он велик – наш Ильич»!
Источник
Полякова Л. «Времена года» Чайковского (1960)
Полякова Л. «Времена года» Чайковского (1960)
Библиотека слушателя концерта
Фортепьянные пьесы, составившие цикл «Времена года», были написаны Чайковским в течение 1876 года и выпускались в виде музыкального приложения к ежемесячному петербургскому журналу «Нувеллист». Получив заказ на сочинение этих пьес, Чайковский с большим удовольствием приступил к работе, о чем свидетельствует его сохранившееся письмо, к издателю журнала Н. М. Бернарду:
Москва, 24 ноября
Добрейший Николай Матвеевич! Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени первую пиэсу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро; я очень расположен заняться теперь фортепьянными пиэсками.
Ваш П. Чайковский Все Ваши заглавия я сохраняю’.
К этому времени Чайковский прожил в Москве уже десять лет, занятый кипучей и разнообразной музыкально-общественной деятельностью; он состоял профессором Московской консерватории и музыкальным критиком «Русских ведомостей». Композитор вступает в пору полного расцвета своего творческого гения.
«Времена года» были созданы Чайковским, когда он уже был автором трех симфоний, трех симфонических поэм (среди них—такие шедевры, как «Ромео и Джульетта» и «Буря»), первого фортепьянного концерта, двух струнных квартетов, четырех опер (в том числе «Кузнец Вакула»), Одновременно с «Временами года», композитор работал над такими капитальными своими произведениями, как балет «Лебединое озеро», третий квартет, посвященный памяти скрипача Ф. Лауба, симфоническая поэма «Франческа да Римини». К последним месяцам 1876 года относятся первые замыслы гениальной четвертой симфонии, за которой следовало одно из величайших созданий композитора — опера «Евгений Онегин».
Значительное место в творчестве Чайковского принадлежит произведениям для фортепьяно. Им создано 16 сборников пьес и две сонаты для фортепьяно; кроме того, этот инструмент используется им в концертах и в камерных ансамблях (трио «Памяти великого художника», аккомпанемент к романсам). Среди фортепьянных пьес Чайковского преобладают миниатюры. Их содержание чаще всего — лирика, описание природы, сельские сцены, быт народа, танцы. По -видимому, в жизни Чайковского эти миниатюры играли роль, аналогичную роли лирических стихотворений в жизни поэта. Поглощенный обычно замыслами крупных сочинений (симфонии, оперы, балеты, симфонические поэмы), он в своих письмах больше говорит о них, а не о мелких лирических пьесах. Но
в фортепьянных миниатюрах, как и в романсах, нередко отражаются мысли и настроения, которые составляют главное содержание крупных произведений того же периода. Это происходило само собой, в силу единства и органичности творческого стиля Чайковского. Поэтому и в небольших лирических пьесах цикла «Времена года» композитор высказывает волнующие его мысли о судьбе человеческой, о жизни народа и личных переживаниях, — мысли, которые нашли свое гениальное воплощение год спустя, в четвертой симфонии и опере «Евгений Онегин».
Но если в симфониях, операх, квартетах Чайковский с потрясающей силой воплотил образы большого философского значения, то так же понятен и близок ему был мир простых, искренних переживаний обычных, скромных людей.
Во всех произведениях великого композитора ощущается его горячая любовь к родной земле, родной природе и людям. «…Как бы я ни наслаждался Италией, какое бы благотворное влияние ни оказывала она на меня теперь, а все-таки я остаюсь и навеки останусь верен России,—писал Чайковский Н. Ф. фон Мекк из Флоренции. — Знаете, дорогой мой друг, что я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи» ‘.
Подобно многим рассказам Чехова, фортепьянные миниатюры Чайковского передают небольшие эпизоды из жизни, различные настроения, впечатления, а вместе с тем навевают серьезные думы о больших вопросах человеческой жизни. Читать далее
Источник
Времена года – Октябрь. Осенняя песня
«Мне кажется, что я действительно одарён свойством правдивым искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводят текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек» — это слова знаменитого композитора России Петра Ильича Чайковского.
Первые уроки нотной грамоты маленький Петр получил от своей матери. Затем учился в классах музыкального общества, преобразованных в Петербургскую консерваторию. По окончании учёбы Чайковский приглашён преподавать Н. Рубинштейном в открывшуюся Московскую консерваторию. В Москве укрепляется авторитет композитора, издаются и исполняются его произведения, ставшие первыми в русской музыке классическими образцами разных жанров – симфонии, фортепианного концерта, балета, и др.
Лирико-психологическая, драматическая направленность творчества Чайковского особенно проявилась в симфонической увертюре по Шекспиру «Буря» и «Ромео и Джульетта», а также «Франческа да Римини» по Данте. Он обращается и к жанру оперы. Лирические сцены «Евгения Онегина» по Пушкину и Четвёртая симфония стали завершением Московского периода творчества.
Примечательно, что время написания «Евгения Онегина» совпадает с его кратковременным супружеством. И оперу композитор, несмотря на бурные протесты критиков, заканчивает единением влюбленных, ведь во время ее написания, получено письмо-признание от будущей супруги Антонины Ивановны Милюковой. После развода, тем не менее, редактирует оперу, завершая ее по Пушкину.
Благодаря многолетней финансовой и моральной поддержке поклонницы таланта фон Мекк – он смог оставить преподавательскую деятельность в консерватории и всецело отдаться сочинительству. Начало 80-х гг (в эти годы композитор пребывал за границей) ознаменовано созданием опер по Ф. Шиллеру «Орлеанская Дева», «Мазепа» по Пушкину, Скрипичного концерта и др. Ширится мировая слава Чайковского. Среди почитателей его музыки – Григ, Дворжак, Сен-Санс, Малер и др. С 1885 г. Чайковский живёт в окрестностях Клина, где создаёт оперы «Чародейка», «Пиковая дама» по Пушкину, «Иоланта». В «Иоланте» композитор раскрывает философскую мысль о том, что не существует для человека того, о чем он не знает. Слепая девушка думает, что не существует мира зрячих. И только любовь открывает ей истину.
Там же написаны балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Пятая и Шестая («Патетическая») симфонии, вскоре после Петербургской премьеры, которой, Чайковский скончался. Он считал симфонию «лиричнейшей из всех музыкальных форм», а последнюю, Шестую, назвал «наиискреннейшей» из всех своих вещей, «исповедью души».
Давая последний концерт, перед вынужденной эмиграцией в зале Московской консерватории, когда смолкли звуки виолончели, М.Л. Ростропович, глядя на портрет Чайковского, произнес: «И все-таки он велик – наш Ильич»!
Источник
Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Чайковский Времена Года
Перевод: Н. Иванова-Радкевича —. Осенняя песнь.
Перевод: Н. Иванова-Радкевича —. Осенняя песнь.
Перевод: Скрипка 2. Времена года , Op.37a. Чайковский , Петр. Для струнного квартета. Екояма. Ноябрь. На тройки. № 11.
Перевод: Цвет обложки. Времена года , Op.37a. Чайковский , Петр. 2 фортепиано в 4 руки. Шефер. Июнь. Баркарола. № 6.
Перевод: Скрипка часть. Времена года , Op.37a. Чайковский , Петр. Для флейты, скрипки и фортепиано. Кислый. Октябрь. № 10.
Перевод: Полный оценка. Времена года , Op.37a. Чайковский , Петр. Для фисгармонии соло. Райнхард. Июль. Песня косаря. № 7.
Перевод: Оценка фортепиано, скрипка, виолончели. Времена года , Op.37a. Чайковский , Петр. Для фортепианного трио. Хансен. № 10.
Перевод: Этап 2. Времена года , Op.37a. Чайковский , Петр. 2 фортепиано в 4 руки. Шефер. Декабрь. Рождество. № 12.
Перевод: Скрипка 1. Времена года , Op.37a. Чайковский , Петр. Для струнного квартета. Екояма. Ноябрь. На тройки. № 11.
Перевод: Виолончели и фортепиано оценка, виолончели. Времена года , Op.37a. Чайковский , Петр. Для виолончели и фортепиано. № 10.
Перевод: Флейты. Времена года , Op.37a. Чайковский , Петр. Для флейты, скрипки и фортепиано. Кислый. Октябрь. Осенняя песня. № 10.
Перевод: Партия скрипки. Времена года , Op.37a. Чайковский , Петр. Для скрипки и фортепиано. Гартманн. Декабрь. Рождество. № 12.
Источник
Чайковский, «Времена года»
В январе 1876 года в журнале «Нувеллист» напечатана небольшая пьеса для фортепиано «Январь. У камелька». Автором этого произведения был Петр Ильич Чайковский. На протяжении всего года каждый месяц в нотном приложении журнала появлялась новая пьеса.
Таких пьес было двенадцать. Они составили цикл, названный композитором «Времена года». Петр Ильич запечатлел в музыке красоту природы. Каждая новая пьеса – пейзажная зарисовка, которая по характеру неразрывна с душевным состоянием человека, будь-то грусть, радость, мечта или раздумье.
Времена года изображались в музыке и другими композиторами – Гайдном, Вивальди. Слушая их музыку, мы зрительно представляем замечательные картины природы. Чайковский же не только изображает природу. Каждая его пьеса – это душевное состояние человека, которое перекликается с пейзажными зарисовками. Несмотря на то, что музыка каждой пьесы разная и по характеру, и по настроению, части цикла создают единую цельную картину. Перед каждой пьесой в нотах есть эпиграф – строки из стихотворений, которые родственны по настроению с музыкой.
«Январь. У камелька»
Январский вечер, за окном – зима, а у камелька (камина) уютно и тепло.
На душе – умиротворение. Звучит задумчивая, спокойная мелодия, будто размеренная речь.
Так приятно отдохнуть у камина! Можно просто глядеть на яркие языки пламени и прислушиваться к потрескиванию поленьев.
Звучит первая часть цикла – пьеса «Январь. У камелька»
Источник