Обиходные песнопения панихиды и отпевания
Данная книга содержит тексты и обиходные песнопения заупокойных богослужений для малого смешанного хора или квартета, широко распространенные в певческой традиции второй половины XX — начала XXI столетий. Издание составлено и подготовлено к печати известным педагогом, регентом с большим опытом богослужебной практики, преподавателем Московских Православных Регентских курсов Е.С. Кустовским. Песнопения сборника размещены в максимально удобной последовательности их исполнения на заупокойных богослужениях. В приложение к изданию включены различные варианты напевов отдельных песнопений, среди которых напев Киево-Печерской Лавры, авторские сочинения и гармонизации, которые помогут исполнителям разнообразить их репертуар и предать службе особую проникновенность или торжественность. Издание снабжено краткой схемой-уставом заупокойных богослужений. Сборник может быть использован в качестве учебного пособия по изучению обиходных напевов в семинариях, богословских учреждениях, на курсах «Обиход церковного пения», а также в специализированных учебных заведениях по подготовке регентов и певчих церковных хоров. Книга предназначена для хоровых коллективов, хормейстеров, регентов, преподавателей и всех интересующихся православной хоровой музыкой.
Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.
Источник
ПРЕП. ИОАНН ДАМАСКИН
НА ПОСЛЕДОВАНИЕ ПОГРЕБЕНИЯ
Сладость какая в жизни сей
пребывает с печалию не смешана?
Слава какая стоит на земле
нерушима и незыблема?
Все теней немощнее,
все призраков лживее,
миг единый, и наследие приемлет смерть!
Но во свете лика Твоего, Христе,
и в усладе Твоего благообразия
усопшего сего упокой,
Человеколюбче, Тобою избранного!
О, какое борение душе предстоит,
что с телом своим разлучается!
О, в какой печали восплачет она
и не сыщет для себя утешителя!
К ангелам ли очи свои обратит,
напрасны будут моления!
К людям ли руки свои прострет,
никто не подаст ей помощи!
Потому, достолюбезные братья мои,
о краткости века помысливши,
у Христа испросите отошедшему покой
и душам нашим милость великую!
Попечения людские – морок и сон,
если цель их отъемлется кончиною:
ни богатство не стоит,
ниже слава в путь с нами не пойдет, н
о смерть, нашед, разрушит все.
Воззовем же ко Христу,
«Отошедшего от нас упокой там,
где всех обитель обрадованных!»
Где есть мира сего упоение?
Где благ невечных мечтание?
Где злато и где сребро,
где толпы проворных служителей?
Все персть и прах, и тени мелькание!
Но царю безсмертному помолимся:
«Нетленных благ Твоих, Господи,
упокой его в блаженстве нестареющем»
Вспомнил я пророка, вопиющего:
«Земля аз и пепел есмь»;
После ж гробы разсмотрел внимательно,
и кости узрел обнаженные,
и воззвал: «Кто здесь царь, и кто воин есть?
кто богатый, и убогий кто?
кто грешник, и кто праведник?»
но со праведными, Господи,
упокой душу раба Твоего
по великому Твоему человеколюбию!
Начало мое и основание
зиждительное Твое было повеление:
восхотев бо живым из невидимой
и видимой природы составить меня,
из земли мое тело изваяв,
душу даровал Ты мне
животворящим вдуновением Твоим.
Сего ради, Христе, раба Твоего
ни земле живых упокой
и в селениях праведных!
По образу Твоему и подобию
изваяв человека первозданного,
в Раю Ты поставил его
обладать Твоими тварями*;
но, завистию Диавола прельстившийся
и снедРзапретной причастившийся,
погрешил он противу заповеди.
Сего ради осудил Ты его
возвращаться в землю, от нее же был взят,
и упокоения себе испрашивать!
когда мыслию объемлю смерть
и вижу во гробах лежащую
человеческую нашу красоту,
по образу Божию сотворенную,
О, таинство дивное,
что над нами, людьми, совершается!
Как предаемся мы тлению?
Воистину, как явлено в Писании,
по благости Своей подающего
ЯМБИЧЕСКИ КАНОН НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО НАДПИСАНИЕ АКРОСТИХА
Так благозвучие слов величает и сладостно славит
Божия Сына, что, нас ради придя во плоти,
Древнюю скорбь прекратил совокупно стенающей твари;
Боже, помилуй и нас, славящих имя Твое.
Ты Свой народ избавил древле, Господи,
Рукою чудотворною смиряя хлябь;
И Ты же ныне к Раю путь спасительный
Нам открываешь, Девой в мир рождаемый,
Хоть человек всецело, но всецело Бог.
Тебя приемлет чрево благодатное,
Неопалимой Купины подобие,
И горькое проклятие отъемлется
От Евы злополучной, ибо с образом
Природы человека сочетался Бог.
Звезда о Солнце возвещает явственно
И путь Волхвам указывает в тот вертеп,
Где Ты, повитый пеленой, покоишься;
И славят с ликование тогда Волхвы
В лице Твоем и смертного, и Господа.
Благослови служителей Твоих напев
И похвальбу Врага низвергни древнего,
О Человеколюбие, согрешения
Понесший наши; утверди певцов Твоих
На камне исповедания правого.
Пречистой Девы Чадо всеблаженное
Сподобился, о диво! хор пастушеский
Узреть, и несказанно изумлен был слух
Напевом невещественных небесных сил,
Что Рождество Владыки песнословили.
Ты в горних Царь, но по великой милости
От Неискусобрачной нам явил Себя;
От века был безплотен Ты, но срок пришел,
И плотью отягчилось Слово Божие,
Да падшего возставит Первозданного.
Провидя человеков обновление,
Предобразуя таинство великое,
Нам притчу боговещий Аввакум явил:
Свершилось, и от девственной изшел Горы
Податель всем языкам обновления.
Ты, Вышний, Сам низвел Своею волею
Себя до смертных, восприяв от Девы плоть,
Дабы очистить скверну яда Змиева,
И всех влечешь ко свету живоносному
От врат Державы Срака, ибо Ты наш Бог.
Языки, прежде тлену обреченные,
Но пагубы избегшие Лукавого,
Руками восплещите и воспойте песнь,
Хваля Христа, единого Спасителя,
Пришедшего ко смертным сострадательно.
О Дева, отрасль корня Иессеева,
Ты естества земного перешла предел,
Предвечное рождая Слово Отчее;
Печати ж девства роды не разрушили;
И Божие преславно снисхождение.
Во сраке сущим дел душе губительных
Явись, Христе, прощение всещедрое
Неся с Собою нам, что ныне бодрственно
Тебя поем, как нашего Спасителя;
И путь открой, ко славе возводящий персть.
Противу Бога злобу до конца господь
Отсек плотского силою пришествия,
Да Князя Мрака упразднит владычество,
Плоть сочетая с ликами безплотными,
Явив Отца, для твари умолимого.
Узрели человеки, обуянные мглой,
Свет, свыше им во знамение явленный;
Языки Сын приводит в обладание
Отцу, даруя благодать безмерную,
Где прежде грех без меры изобиловал.
Иона, в глубь морскую водворившийся,
Молил Тебя явиться, умиряя хлябь;
Так я, стрелою уязвлен Мучителя,
Пою Христа, сих зол преодоление,
Моей на помощь призывая лености.
У Бога Слово от начала бывшее,
Природу нашу, древле изнемогшую,
Ты утверждаешь, посещая милостно;
И Ты же, ей всецело причастившися,
Ее являешь от страстей очищенной.
Нас ради Ты от рода Авраамова
Явился в мир, дабы наиспадших бедственно
Сынов возставить древнего падения;
Живый во свете, в ясли же сошедший днесь ,
О нашем Ты благоволишь спасении.
Христовою подвигнуты любовию,
Ярящегося посрамили отроки
Мучителя злоречие безбожное;
И покорился юным непомерный огнь,
«Вовеки, – певшим песнь, – благословен еси».
Неистовствуя, пламя пожирает слуг,
Но соблюдает юных, воздымая рев,
Подъято седьмочисленным разжением,
И славою венчает их, обильно бо
От господа прохлада им даруема.
Заступниче Христе, врага Ты нашего,
Загадку предлагая воплощения,
Низверг, творя богами племя смертное;
Сия ж надежде – стать как боги – древле нас.
От высей в бездну приманила мглистую.
Се, лютовзорый, пьяный срамодействием,
Стрекалом беснований возбуждающий
Громаду мира, побежден Тобою грех;
Ты вызволяешь прежде им уловленных,
О Милостивый, плоть приемля волею.
Завета нам предображают Ветхого
В среду огня ввергаемые отроки –
Ту Деву, что вместила неопально огнь;
Сии два чуда сочетав, единая
Зовет нас благодать ко славословию.
Хулы бежав обожения ложного,
Со трепетом поет Себя смирившему
Вся тварь, премудрым подражая отрокам,
Страшась, чтобы нехвальной не была хвала;
Слаба природа плоти, мудро -рвение.
Приходишь Ты на пажити блуждания,
Языки обновляя и пустынную
Творя природу смертных цветоносную,
Врага же силу угашаешь лютую,
Как человек являясь, Промыслитель-Бог.
Сколь безопасно возлюбить безмолвие;
Когда же мы, любовию подвигнуты,
О Дева, ткем напевы хитроумные,
Сколь труд сей непосилен! Дай же силы нам,
О Матерь, соразмерной изволению.
Былые тени, темные подобия
Младенца-Слова, Пресвятая, видевши,
Вратами что вошел запечатленными,
Его мы чтим, как истин открытой свет,
Благословляя чрево благодатное.
Се, христолюбцы, утолив желание
И Божия пришествия сподобяся,
Животворящим ныне обновлением
Возрадованы, молят: благодать подай,
Да горней славе, Чистая, поклонимся.
Источник: Многоценная жемчужина : переводы : [антология] / Сергей Аверинцев. — Киев : Дух i лiтера, 2004. — 450 с. — (Собрание сочинений).; ISBN 966-7888-87-8
Вам может быть интересно:
- Связь времен – профессор Сергей Сергеевич Аверинцев
- Заметки на полях каталога огородных растений и цветов – преподобный Силуан Афонский (Антонов)
- Вестники Царства – Андрей Сергеевич Десницкий
- Собрание сочинений – святитель Амвросий Медиоланский
- О старце Паисии Святогорце – архимандрит Георгий (Капсанис)
- О знаменитых мужах – преподобный Иероним Блаженный, Стридонский
- Знамения времени – иеромонах Серафим (Роуз)
- Полемические сочинения – монах Давид Дисипат
- ТСО – святитель Григорий Нисский
- О 83-х различных вопросах в одной книге – блаженный Аврелий Августин
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник
Ноты упокой душу раба твоего
Православие — Всякое дыхание да хвалит Господа запись закреплена
— Уставные особенности + НОТЫ —
Неделя Антипасхи
_____________________________
Богослужение посвящено главным образом воспоминанию явлений Христа по Воскресении апостолам, а в том числе и Фоме. Согласно Уставу, в Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не поются, вся служба — праздника (по Цветной Триоди).
Не поются и пасхальные песнопения (на вечерни и утрени в это воскресенье не поются стихиры Пасхи, а также не бывает пасхального канона, но в последующие недели (воскресенья) канон поется), за исключением тропаря «Христос воскресе. » в начале и конце служб и ирмосов пасхального канона на катавасии.
Начиная с Фомина воскресенья, возобновляется на службах (на вечерни и утрени) стихословие Псалтири, полиелей и прочее последование. Восстанавливается обычная структура всенощного бдения, а также часов и литургии (за исключением некоторых особенностей).
В Неделю Антипасхи, в начале великой вечерни, перед шестопсалмием, после начального возгласа литургии и после отпуста ее поется (трижды) тропарь «Христос воскресе. » (об этом подробнее см. ниже).
На утрени — «Бог Господь. » и тропарь праздника трижды: «Запечатану гробу. «. По полиелее тропари: «Ангельский собор. » не поется, а сразу величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собой вся воскресившаго» (К. Никольский, цит. соч., с. 641; см. Ирмологий. «Псалмы избраннии», с. 209).
Степенна — 1-й антифон — 4-го гласа. Прокимен: «Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе». Евангелие от Мф., зач. 116-е. После Евангелия — «Воскресение Христово» (трижды). «Слава: Молитвами апостолов. «, «И ныне: Молитвами Богородицы. «, «Помилуй мя, Боже. «, «Воскрес Иисус от гроба. «.
Канон праздника Антипасхи: «Поим вси людие. «. Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Катавасия — пасхальные ирмосы: «Воскресения день. «. На 9-й песни «Честнейшую» не поем; диакон, совершая обычное каждение, перед местным образом Божией Матери запевает ирмос: «Тебе светлую свещу». Хор продолжает: «И Матерь Божию, пречудную славу и высшую всех тварей, песньми величаем».
На литургии — изобразительны. По входе — тропарь: «Запечатану гробу. «, «Слава, и ныне» — кондак: «Любопытную десницею. «. Прокимен: «Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа». Стих: «Хвалите Господа, яко благ псалом; Богови нашему да усладится хваление». Апостол — Деян., зач. 14-е. Евангелие от Иоанна, зач. 65-е. Задостойник: «Ангел вопияше. Светися, светися. «.
В конце литургии вместо «Видехом Свет истинный» поется тропарь «Христос воскресе. » (один раз). По возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже. » — «Христос воскресе. » (трижды).
Отпуст: «Воскресни из мертвых Христос, истинный Бог наш. «. Этот же отпуст бывает и на утрени по отдании Пасхи.
Неделя Антипасхи имеет попразднство, которое продолжается до субботы, в субботу — отдание. В течение всей Фоминой седмицы тропарь, кондак, прокимен и причастен — праздника (Недели Антипасхи) и святому.
В Фомино воскресенье вечером совершается великая вечерня, которая предваряется 9-м часом. После начального возгласа чтец читает (трижды) тропарь: «Христос воскресе. «, Трисвятое по «Отче наш», «Приидите, поклонимся. » и прочее последование 9-го часа.
На вечерни кафизмы нет. Вход с кадилом. Великий прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса».
После прокимна — сугубая ектения, «Сподоби Господи. » и просительная ектения. Далее обычное последование великой вечерни. По «Ныне отпущаеши. » — тропарь святого Минеи, «Слава, и ныне» — тропарь праздника.
В прочие воскресные дни вечером (до Пятидесятницы) вечерня бывает без входа и великого прокимна — обычная.
Во вторник (или в понедельник) Фоминой седмицы бывает служба с поминовением усопших (этот день известен под названием «РАДОНИЦА»). В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальное песнопения.
В храме Московской духовной академии, по установившейся практике, в этот день на утреня, по 6-й песни канона, священнослужитоли выходят на середину храма и поминают усопших, а в конце утрени совершается заупокойная лития.
После литургии бывает великая панихида. Порядок ее следующий. Начальный возглас: «Благословен Бог наш. «, «Христос воскресе. » (трижды), стихи: «Да воскреснет Бог. » с пением тропаря: «Христос воскресе. » (во время пения этих стихов священник совершает каждение с пасхальным трисвечником). В это время — малое каждение. Мирная заупокойная ектения. Затем пасхальный канон (ирмосы без тропарей, без припева: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»). После 3-й песни — малая ектения и ипакои: «Предварившия утро. «. По 6-й песни — малая ектения заупокойная, кондаки «Со святыми упокой. » и «Аще и во гроб. «. По 9-й песни — малая заупокойная ектения. Затем: «Плотию уснув. » и воскресные тропари: «Благословен еси, Господи. Ангельский собор. «. Совершается полное каждение. Далее — стихиры Пасхи, сугубая ектения, «Премудрость», «Христос воскресе. » (трижды). Затем священнослужители запевают до половины «Христос воскресе. «, а хор заканчивает, и бывает отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш. «. Далее диакон возглашает: «Во блаженном успении. «. Пением «Вечной памяти» служба заканчивается.
Поминовение усопших в этот день совершается также и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова».
С Фоминой Недели начинается обычное ежедневное поминовение усопших (панихиды, сорокоусты и проч.), а также совершается таинство Брака.
Источник