Ноты упокой душу раба твоего

Обиходные песнопения панихиды и отпевания

Данная книга содержит тексты и обиходные песнопения заупокойных богослужений для малого смешанного хора или квартета, широко распространенные в певческой традиции второй половины XX — начала XXI столетий. Издание составлено и подготовлено к печати известным педагогом, регентом с большим опытом богослужебной практики, преподавателем Московских Православных Регентских курсов Е.С. Кустовским. Песнопения сборника размещены в максимально удобной последовательности их исполнения на заупокойных богослужениях. В приложение к изданию включены различные варианты напевов отдельных песнопений, среди которых напев Киево-Печерской Лавры, авторские сочинения и гармонизации, которые помогут исполнителям разнообразить их репертуар и предать службе особую проникновенность или торжественность. Издание снабжено краткой схемой-уставом заупокойных богослужений. Сборник может быть использован в качестве учебного пособия по изучению обиходных напевов в семинариях, богословских учреждениях, на курсах «Обиход церковного пения», а также в специализированных учебных заведениях по подготовке регентов и певчих церковных хоров. Книга предназначена для хоровых коллективов, хормейстеров, регентов, преподавателей и всех интересующихся православной хоровой музыкой.

Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Источник

ПРЕП. ИОАНН ДАМАСКИН

НА ПОСЛЕДОВАНИЕ ПОГРЕБЕНИЯ

Сладость какая в жизни сей

пребывает с печалию не смешана?

Слава какая стоит на земле

нерушима и незыблема?

Все теней немощнее,

все призраков лживее,

миг единый, и наследие приемлет смерть!

Но во свете лика Твоего, Христе,

и в усладе Твоего благообразия

усопшего сего упокой,

Человеколюбче, Тобою избранного!

О, какое борение душе предстоит,

что с телом своим разлучается!

О, в какой печали восплачет она

и не сыщет для себя утешителя!

К ангелам ли очи свои обратит,

напрасны будут моления!

К людям ли руки свои прострет,

никто не подаст ей помощи!

Потому, достолюбезные братья мои,

о краткости века помысливши,

у Христа испросите отошедшему покой

и душам нашим милость великую!

Попечения людские – морок и сон,

если цель их отъемлется кончиною:

ни богатство не стоит,

ниже слава в путь с нами не пойдет, н

о смерть, нашед, разрушит все.

Воззовем же ко Христу,

«Отошедшего от нас упокой там,

где всех обитель обрадованных!»

Где есть мира сего упоение?

Где благ невечных мечтание?

Где злато и где сребро,

где толпы проворных служителей?

Все персть и прах, и тени мелькание!

Но царю безсмертному помолимся:

«Нетленных благ Твоих, Господи,

упокой его в блаженстве нестареющем»

Вспомнил я пророка, вопиющего:

«Земля аз и пепел есмь»;

После ж гробы разсмотрел внимательно,

и кости узрел обнаженные,

и воззвал: «Кто здесь царь, и кто воин есть?

кто богатый, и убогий кто?

кто грешник, и кто праведник?»

но со праведными, Господи,

упокой душу раба Твоего

по великому Твоему человеколюбию!

Начало мое и основание

зиждительное Твое было повеление:

восхотев бо живым из невидимой

и видимой природы составить меня,

из земли мое тело изваяв,

душу даровал Ты мне

животворящим вдуновением Твоим.

Сего ради, Христе, раба Твоего

ни земле живых упокой

и в селениях праведных!

По образу Твоему и подобию

изваяв человека первозданного,

в Раю Ты поставил его

обладать Твоими тварями*;

но, завистию Диавола прельстившийся

и снедРзапретной причастившийся,

погрешил он противу заповеди.

Сего ради осудил Ты его

возвращаться в землю, от нее же был взят,

и упокоения себе испрашивать!

когда мыслию объемлю смерть

и вижу во гробах лежащую

человеческую нашу красоту,

по образу Божию сотворенную,

О, таинство дивное,

что над нами, людьми, совершается!

Как предаемся мы тлению?

Воистину, как явлено в Писании,

по благости Своей подающего

ЯМБИЧЕСКИ КАНОН НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО НАДПИСАНИЕ АКРОСТИХА

Так благозвучие слов величает и сладостно славит

Божия Сына, что, нас ради придя во плоти,

Древнюю скорбь прекратил совокупно стенающей твари;

Боже, помилуй и нас, славящих имя Твое.

Ты Свой народ избавил древле, Господи,

Рукою чудотворною смиряя хлябь;

И Ты же ныне к Раю путь спасительный

Нам открываешь, Девой в мир рождаемый,

Хоть человек всецело, но всецело Бог.

Тебя приемлет чрево благодатное,

Неопалимой Купины подобие,

И горькое проклятие отъемлется

От Евы злополучной, ибо с образом

Природы человека сочетался Бог.

Звезда о Солнце возвещает явственно

И путь Волхвам указывает в тот вертеп,

Где Ты, повитый пеленой, покоишься;

И славят с ликование тогда Волхвы

В лице Твоем и смертного, и Господа.

Благослови служителей Твоих напев

И похвальбу Врага низвергни древнего,

О Человеколюбие, согрешения

Понесший наши; утверди певцов Твоих

На камне исповедания правого.

Пречистой Девы Чадо всеблаженное

Сподобился, о диво! хор пастушеский

Узреть, и несказанно изумлен был слух

Напевом невещественных небесных сил,

Что Рождество Владыки песнословили.

Ты в горних Царь, но по великой милости

От Неискусобрачной нам явил Себя;

От века был безплотен Ты, но срок пришел,

И плотью отягчилось Слово Божие,

Да падшего возставит Первозданного.

Провидя человеков обновление,

Предобразуя таинство великое,

Нам притчу боговещий Аввакум явил:

Свершилось, и от девственной изшел Горы

Податель всем языкам обновления.

Ты, Вышний, Сам низвел Своею волею

Себя до смертных, восприяв от Девы плоть,

Дабы очистить скверну яда Змиева,

И всех влечешь ко свету живоносному

От врат Державы Срака, ибо Ты наш Бог.

Языки, прежде тлену обреченные,

Но пагубы избегшие Лукавого,

Руками восплещите и воспойте песнь,

Хваля Христа, единого Спасителя,

Пришедшего ко смертным сострадательно.

О Дева, отрасль корня Иессеева,

Ты естества земного перешла предел,

Предвечное рождая Слово Отчее;

Печати ж девства роды не разрушили;

И Божие преславно снисхождение.

Во сраке сущим дел душе губительных

Явись, Христе, прощение всещедрое

Неся с Собою нам, что ныне бодрственно

Тебя поем, как нашего Спасителя;

И путь открой, ко славе возводящий персть.

Противу Бога злобу до конца господь

Отсек плотского силою пришествия,

Да Князя Мрака упразднит владычество,

Плоть сочетая с ликами безплотными,

Явив Отца, для твари умолимого.

Узрели человеки, обуянные мглой,

Свет, свыше им во знамение явленный;

Языки Сын приводит в обладание

Отцу, даруя благодать безмерную,

Где прежде грех без меры изобиловал.

Иона, в глубь морскую водворившийся,

Молил Тебя явиться, умиряя хлябь;

Так я, стрелою уязвлен Мучителя,

Пою Христа, сих зол преодоление,

Моей на помощь призывая лености.

У Бога Слово от начала бывшее,

Природу нашу, древле изнемогшую,

Ты утверждаешь, посещая милостно;

И Ты же, ей всецело причастившися,

Ее являешь от страстей очищенной.

Нас ради Ты от рода Авраамова

Явился в мир, дабы наиспадших бедственно

Сынов возставить древнего падения;

Живый во свете, в ясли же сошедший днесь ,

О нашем Ты благоволишь спасении.

Христовою подвигнуты любовию,

Ярящегося посрамили отроки

Мучителя злоречие безбожное;

И покорился юным непомерный огнь,

«Вовеки, – певшим песнь, – благословен еси».

Неистовствуя, пламя пожирает слуг,

Но соблюдает юных, воздымая рев,

Подъято седьмочисленным разжением,

И славою венчает их, обильно бо

От господа прохлада им даруема.

Заступниче Христе, врага Ты нашего,

Загадку предлагая воплощения,

Низверг, творя богами племя смертное;

Сия ж надежде – стать как боги – древле нас.

От высей в бездну приманила мглистую.

Се, лютовзорый, пьяный срамодействием,

Стрекалом беснований возбуждающий

Громаду мира, побежден Тобою грех;

Ты вызволяешь прежде им уловленных,

О Милостивый, плоть приемля волею.

Завета нам предображают Ветхого

В среду огня ввергаемые отроки –

Ту Деву, что вместила неопально огнь;

Сии два чуда сочетав, единая

Зовет нас благодать ко славословию.

Хулы бежав обожения ложного,

Со трепетом поет Себя смирившему

Вся тварь, премудрым подражая отрокам,

Страшась, чтобы нехвальной не была хвала;

Слаба природа плоти, мудро -рвение.

Приходишь Ты на пажити блуждания,

Языки обновляя и пустынную

Творя природу смертных цветоносную,

Врага же силу угашаешь лютую,

Как человек являясь, Промыслитель-Бог.

Сколь безопасно возлюбить безмолвие;

Когда же мы, любовию подвигнуты,

О Дева, ткем напевы хитроумные,

Сколь труд сей непосилен! Дай же силы нам,

О Матерь, соразмерной изволению.

Былые тени, темные подобия

Младенца-Слова, Пресвятая, видевши,

Вратами что вошел запечатленными,

Его мы чтим, как истин открытой свет,

Благословляя чрево благодатное.

Се, христолюбцы, утолив желание

И Божия пришествия сподобяся,

Животворящим ныне обновлением

Возрадованы, молят: благодать подай,

Да горней славе, Чистая, поклонимся.

Источник: Многоценная жемчужина : переводы : [антология] / Сергей Аверинцев. — Киев : Дух i лiтера, 2004. — 450 с. — (Собрание сочинений).; ISBN 966-7888-87-8

Вам может быть интересно:

  1. Связь времен – профессор Сергей Сергеевич Аверинцев
  2. Заметки на полях каталога огородных растений и цветов – преподобный Силуан Афонский (Антонов)
  3. Вестники Царства – Андрей Сергеевич Десницкий
  4. Собрание сочинений – святитель Амвросий Медиоланский
  5. О старце Паисии Святогорце – архимандрит Георгий (Капсанис)
  6. О знаменитых мужах – преподобный Иероним Блаженный, Стридонский
  7. Знамения времени – иеромонах Серафим (Роуз)
  8. Полемические сочинения – монах Давид Дисипат
  9. ТСО – святитель Григорий Нисский
  10. О 83-х различных вопросах в одной книге – блаженный Аврелий Августин

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Ноты упокой душу раба твоего

Православие — Всякое дыхание да хвалит Господа запись закреплена

— Уставные особенности + НОТЫ —
Неделя Антипасхи
_____________________________
Богослужение посвящено главным образом воспоминанию явлений Христа по Воскресении апостолам, а в том числе и Фоме. Согласно Уставу, в Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не поются, вся служба — праздника (по Цветной Триоди).

Не поются и пасхальные песнопения (на вечерни и утрени в это воскресенье не поются стихиры Пасхи, а также не бывает пасхального канона, но в последующие недели (воскресенья) канон поется), за исключением тропаря «Христос воскресе. » в начале и конце служб и ирмосов пасхального канона на катавасии.

Начиная с Фомина воскресенья, возобновляется на службах (на вечерни и утрени) стихословие Псалтири, полиелей и прочее последование. Восстанавливается обычная структура всенощного бдения, а также часов и литургии (за исключением некоторых особенностей).

В Неделю Антипасхи, в начале великой вечерни, перед шестопсалмием, после начального возгласа литургии и после отпуста ее поется (трижды) тропарь «Христос воскресе. » (об этом подробнее см. ниже).

На утрени — «Бог Господь. » и тропарь праздника трижды: «Запечатану гробу. «. По полиелее тропари: «Ангельский собор. » не поется, а сразу величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собой вся воскресившаго» (К. Никольский, цит. соч., с. 641; см. Ирмологий. «Псалмы избраннии», с. 209).

Степенна — 1-й антифон — 4-го гласа. Прокимен: «Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе». Евангелие от Мф., зач. 116-е. После Евангелия — «Воскресение Христово» (трижды). «Слава: Молитвами апостолов. «, «И ныне: Молитвами Богородицы. «, «Помилуй мя, Боже. «, «Воскрес Иисус от гроба. «.

Канон праздника Антипасхи: «Поим вси людие. «. Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Катавасия — пасхальные ирмосы: «Воскресения день. «. На 9-й песни «Честнейшую» не поем; диакон, совершая обычное каждение, перед местным образом Божией Матери запевает ирмос: «Тебе светлую свещу». Хор продолжает: «И Матерь Божию, пречудную славу и высшую всех тварей, песньми величаем».

На литургии — изобразительны. По входе — тропарь: «Запечатану гробу. «, «Слава, и ныне» — кондак: «Любопытную десницею. «. Прокимен: «Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа». Стих: «Хвалите Господа, яко благ псалом; Богови нашему да усладится хваление». Апостол — Деян., зач. 14-е. Евангелие от Иоанна, зач. 65-е. Задостойник: «Ангел вопияше. Светися, светися. «.

В конце литургии вместо «Видехом Свет истинный» поется тропарь «Христос воскресе. » (один раз). По возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже. » — «Христос воскресе. » (трижды).

Отпуст: «Воскресни из мертвых Христос, истинный Бог наш. «. Этот же отпуст бывает и на утрени по отдании Пасхи.

Неделя Антипасхи имеет попразднство, которое продолжается до субботы, в субботу — отдание. В течение всей Фоминой седмицы тропарь, кондак, прокимен и причастен — праздника (Недели Антипасхи) и святому.

В Фомино воскресенье вечером совершается великая вечерня, которая предваряется 9-м часом. После начального возгласа чтец читает (трижды) тропарь: «Христос воскресе. «, Трисвятое по «Отче наш», «Приидите, поклонимся. » и прочее последование 9-го часа.

На вечерни кафизмы нет. Вход с кадилом. Великий прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса».

После прокимна — сугубая ектения, «Сподоби Господи. » и просительная ектения. Далее обычное последование великой вечерни. По «Ныне отпущаеши. » — тропарь святого Минеи, «Слава, и ныне» — тропарь праздника.

В прочие воскресные дни вечером (до Пятидесятницы) вечерня бывает без входа и великого прокимна — обычная.

Во вторник (или в понедельник) Фоминой седмицы бывает служба с поминовением усопших (этот день известен под названием «РАДОНИЦА»). В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальное песнопения.

В храме Московской духовной академии, по установившейся практике, в этот день на утреня, по 6-й песни канона, священнослужитоли выходят на середину храма и поминают усопших, а в конце утрени совершается заупокойная лития.

После литургии бывает великая панихида. Порядок ее следующий. Начальный возглас: «Благословен Бог наш. «, «Христос воскресе. » (трижды), стихи: «Да воскреснет Бог. » с пением тропаря: «Христос воскресе. » (во время пения этих стихов священник совершает каждение с пасхальным трисвечником). В это время — малое каждение. Мирная заупокойная ектения. Затем пасхальный канон (ирмосы без тропарей, без припева: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»). После 3-й песни — малая ектения и ипакои: «Предварившия утро. «. По 6-й песни — малая ектения заупокойная, кондаки «Со святыми упокой. » и «Аще и во гроб. «. По 9-й песни — малая заупокойная ектения. Затем: «Плотию уснув. » и воскресные тропари: «Благословен еси, Господи. Ангельский собор. «. Совершается полное каждение. Далее — стихиры Пасхи, сугубая ектения, «Премудрость», «Христос воскресе. » (трижды). Затем священнослужители запевают до половины «Христос воскресе. «, а хор заканчивает, и бывает отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш. «. Далее диакон возглашает: «Во блаженном успении. «. Пением «Вечной памяти» служба заканчивается.

Поминовение усопших в этот день совершается также и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова».

С Фоминой Недели начинается обычное ежедневное поминовение усопших (панихиды, сорокоусты и проч.), а также совершается таинство Брака.

Источник

Оцените статью