- Занятие 7
- Нота ля второй октавы. Обучение на флейте.
- Нота си строй октавы. Обучение на флейте.
- Нота до третьей октавы. Обучение на флейте.
- Занятие 4
- Нота фа первой октавы на флейте (школа флейта)
- Нота ми первой октавы на флейте (школа флейта)
- Как правильно брать дыхание при игре на флейте.
- Новый штрих в игре на флейте. Школа флейта.
- Ре второй октавы. Школа флейта.
- В них дыхание берем уже через два такта.
- Бонус. Разучиваем мелодию «Сулико» в школа флейта.
- На занятие 5. Аппликатура флейты
- Школа флейта
- Занятие 4 : 2 комментария
- Добавить комментарий Отменить ответ
Занятие 7
Обучение на флейте продолжим разучивая три оставшиеся ноты второй октавы: ля и си. И ещё захватим третью октаву: начнем её с ноты до.
Вы помните с чего начинаются занятия на флейте? Играем длинные ноты!
Обычную гамму до мажор от до второй октавы вниз к до первой октавы. Каждую ноту играем с длительностью «на сколько хватает дыхания». Никуда не торопимся. Контролируем по часам сколько секунд нота звучит ровно без качания по громкости и по тону. Именно так! Ровно, стабильно, красиво. По другому не надо. Пусть будет покороче, но красиво.
Сколько секунд звучат ваши ноты? Пять, десять секунд ? После каждой ноты возьмите небольшую паузу на вдох и отдых. Не торопитесь. Никто за вами не гонится. Дойдите по нотам гаммы вниз и подымайтесь вверх обратно.
Кроме этого упражнения, ежедневно на занятиях играйте гаммы. Добавив к ранее разученным нотам три ноты этого занятия у Вас будет в арсенале полные две октавы и ещё нота до третьей. Этого хватит на много-много мелодий и, конечно, хватит на множество развивающих упражнений, которые будут разучены в самоучителе Обучение на флейте онлайн.
Нота ля второй октавы. Обучение на флейте.
Положение пальцев на флейте для ноты ля второй октавы показано на рисунке:
Как видите положение пальцев такое же как и для ля первой октавы. Так ставить пальцы на флейту вы уже умеете. Учиться извлекать ноту ля второй октавы на флейте проще от предыдущей ноты фа, которую вы разучили на прошлом занятии. Положение губ, направление и сила струи воздуха такое же. Звучит нота ля второй октавы:
Для отработки ноты используйте подготовительное упражнение 11 Школы игры на флейте:
И сразу переходим к следующей ноте:
Нота си строй октавы. Обучение на флейте.
Для этой ноты тоже не надо разучивать новые приемы дыхания, звукоизвлечения и положение пальцев. Все Вам уже знакомо. Итак, положение пальцев для си второй октавы на поперечной флейте:
Звучит си второй октавы:
Подготовительное упражнение для ноты си второй октавы. В упражнение есть новое, на что следует обратить внимание: в нем учимся играть как можно дольше на одном дыхании:
- Берем дыхание не между тактами, а после длинных нот. Такой способ брать дыхание правильный. Как бы быстро и энергично ни брать дыхание, все равно в этот момент в игре получается пауза. Лучше всего, чтобы эта пауза совпадала с паузой в мелодии, но так получается редко, ведь композитору главное красота мелодии, а не удобство исполнителя. Поэтому правильно делать паузу на вдох в конце (и за счет) длинной ноты. Так слушателю будет менее заметна пауза в мелодии. И, конечно, никогда вдох не делается на нотах под лигой — ещё раз повторим — это грубая ошибка в игре. Ничем её не прикрыть и не исправить.
- Вторая особенность дыхания в упражнении № 12 разные временные промежутки между вдохами — после второго вдоха попробуйте проиграть мелодию до конца строки. Это три с половиной такта! Если сразу не получится продлить игру на такой период, то возьмите дыхание где будет удобно с учетом замечаний в первом пункте.
Нота до третьей октавы. Обучение на флейте.
И последняя новая нота на занятии — до третьей октавы. Положение пальцев показано на рисунке:
Звучит нота до третьей октавы:
Сложности в извлечении ноты до третьей октавы не возникнет. Впрочем так будет, если вы до сих пор прилежно выполняли все упражнения, которые предлагал Самоучитель игры на поперечной флейте, а значит к этому моменту уверенно извлекаете ноты второй октавы.
Ноты выше до третьей октавы пока разучивать не будем. Впереди множество этюдов, пьесок, мелодий, которые не подымаются выше этой ноты. Начинающему флейтисту работы на многие месяцы.
Лучше разучим еще одно упражнение на развитие длительности дыхания: подготовительное упражнение № 13 из школы игры на флейте. Особенностью этого упражнения является то, что дыхание надо научиться брать через четыре такта! В упражнении ноты четвертые и половинные, штрихи игры деташе и легато, что само по себе для начинающего не просто, но главное это попробовать сыграть на одном дыхании сразу четыре такта, затем короткий вдох и ещё четыре такта игры. В конце строки есть пауза, можно вдохнуть поглубже и еще раз повторить дважды четыре такта на одном дыхании.
Сначала такой ритм дыхания покажется трудным, но продолжайте тренировки. Если будет совсем трудно, попробуйте сыграть подряд на одном вдохе хотя бы первые четыре такта в строке и повторить вдох после шестого и восьмого тактов. Со временем дыхание флейтиста развивается и сыграть четыре такта на одном вдохе будет сущим пустяком. Даже говорить о таком упражнении будет ни к чему, а сейчас тренируйтесь! 🙂
Источник
Занятие 4
Школа флейта. Продолжим обучение игре на флейте и освоим игру правой рукой. Пока ограничимся нотами первой октавы и приготовимся к тому, что усилий и прилежания потребуется больше чем прежде. Не потому, конечно, что правой рукой играть сложнее или пальцы на правой руке не так послушны. С этим все в порядке. Просто нижние ноты на флейте выдувать надо более медленным потоком воздуха и, хотите или не хотите, вам придется освоить этот прием игры на флейте.
Нота фа первой октавы на флейте (школа флейта)
Пальцы левой руки занимают положение как для ноты ля, а у пальцев правой руки к нажимающему мизинцу присоединяется нажатием указательный палец:
- правая рука — указательный палец нажимает на клапан фа (7), мизинец нажимает на рычаг 10, большой палец упирается и поддерживает флейту;
- левая рука — все пальцы на своих местах и все, кроме мизинца, нажимают свои клапаны.
Надеемся, что нажать клапаны для ноты фа не составило труда. Теперь попробуйте извлечь эту ноту из флейты. Выдуваем деташе. Получилось?
Если посмотреть, что происходит с флейтой, когда вы закроете клапаны для ноты фа, то можно увидеть, что путь от дульца до первого открытого клапана на теле инструмента стал длиннее. Теперь, чтобы прогнать воздух по флейте, потребуется его (воздуха) большее количество. То есть, струя выдыхаемого воздуха должна полнее попадать в дульце. Возможно для этого потребуется направить струю воздуха круче вниз. Школа флейта.
На нотах си, ля, соль играть было легче. Поэтому на предыдущем занятии говорилось о красоте и чистоте звука, которые достигались точностью попадания струи воздуха в дульце. На ноте фа, без такой точности не то что красоты, а вообще звука не будет. Будет только противное шипение. И здесь останавливаться нельзя! Проявите настойчивость и терпение. У вас к этому занятию накопилось достаточно опыта, чтобы справиться с волнением/раздражением и спокойно управлять губами. Направьте поток воздуха точно в дульце. Попробуйте дуть ниже, чем раньше и найдите положение, чтобы появился резонансный звук и флейта запела. Выдох делайте ровным, спокойным, не передувайте.
Вот что должно получиться: нота фа первой октавы
Помогайте атакой языка (деташе). И пробуйте до тех пор, пока научитесь уверено брать ноту фа первой октавы.
Когда всё у вас получится сыграйте подготовительное упражнение № 3 Школы игры на флейте:
Нота ми первой октавы на флейте (школа флейта)
Пальцы левой руки остаются в прежнем положении, у пальцев правой руки к нажимающим присоединяется средний палец:
- правая рука — указательный палец нажимает на клапан фа (7), средний палец нажимает клапан ми (8), мизинец нажимает на рычаг 10, большой палец упирается и поддерживает флейту;
- левая рука — все пальцы на своих местах и все, кроме мизинца, нажимают свои клапаны.
Пальцы занимают практически такое же положение как и для предыдущей ноты, только к нажимающим пальца присоединяется и средний палец правой руки. С нажатием клапанов для ноты ми сложностей не возникает. И если вы достаточно хорошо извлекаете ноту фа, то и ноту ми извлечете тоже хорошо.
Играем деташе. Атака языка с «ту». Выпускаем воздух плавно, струя точно в дульце. Миииии:
Получилось? Потренируйтесь до тех пор пока нота ми первой октавы на флейте будет получаться красиво и уверенно. Помним: чем ниже ноты, тем струя воздуха медленнее.
Подготовительное упражнение № 4 Школа игры на флейте Н.Платонов. В упражнении есть ноты ми и фа первой октавы.
Как бы мы ни старались занятия все-таки получаются объемными. Надеюсь, вы уже поместили эту страницу в закладки (избранное) своего браузера и сбережете свое время при следующем открытии самоучителя «Школа флейта». Если еще не поместили, то прямо сейчас кликните звездочку (сердечко в Opera) в конце адресной строки или нажмите одновременно клавиши Ctrl+D |
Ноты фа и ми первой октавы пробуйте играть отдельно и в подготовительных упражнениях.
Как правильно брать дыхание при игре на флейте.
Это очень большой раздел знаний и, конечно, на одном занятии про все тонкости не расскажешь. Начнем с азов.
Как выдыхать воздух для извлечения нот уже объяснялось. Как же вдыхать его?
Вдыхать воздух флейтисту надо быстро и только в определенные моменты. Все остальное время флейтист либо задерживает дыхание — держит паузу, либо извлекает ноты мелодии.
Что такое быстрый вдох у флейтиста? Это значит набрать максимальное количество воздуха за минимальное время. Время вдоха определяется мелодией — небольшим интервалом между нотами, когда флейтист может вдохнуть. Воздуха вдыхать следует столько, чтобы хватило для проигрывания всех нот до следующего вдоха.
Переполнять легкие не следует. Излишек воздуха будет мешать плавной игре и, кстати, вовсе не поможет продлить период проигрывания нот, так как заставит легкие выпустить весь воздух быстрее чем следует.
Вдыхаемый воздух должен проходить в самый низ легких. Ни в коем случае не поднимать плечи, а как бы опускаться к почкам и низ живота.
К настоящему моменту вы сыграли уже четыре подготовительных упражнения. Когда вы в них делали вдох?
Для начинающих флейтистов правильным будет в первых трех подготовительных упражнениях делать вдох между каждым тактом. Со временем, когда у вас будет развито дыхание, вы с легкостью сможете сыыграть несколько тактов на одном дыхании, а пока делайте вдох на каждом такте. Такты в нотах разделены тонкой вертикальной чертой.
В четвертом подготовительном упражнении вдох следует перенести на «после длинных половинных нот».
То есть вдох делайте:
- после ноты ми во втором такте;
- после ноты фа в четвертом такте;
- после ноты соль в шестом такте.
Так вам будет легче выдержать ритм мелодии и вдох не помешает игре на флейте.
Новый штрих в игре на флейте. Школа флейта.
Легато. До сих пор каждую ноту в мелодиях мы исполняли деташе — с атакой языка, как при произношении слога «ту». Но это не единственных прием извлечения звука при игре на флейте. звук можно извлекать и без атаки. Попробуйте извлекать ноту как бы произнося звук «ф». Язык не задействован. Струя воздуха такая же как и при деташе, но нет атаки.
На нотной записи такой штрих в игре обозначается дугой над теми нотами, которые играются легато. Ноты будто бы сливаются одна с другой и между ними нет никаких пауз. Кстати, брать дыхание (вдох) на залигованных нотах грубая ошибка. Так что придется тянуть мелодию на всех участках где встречаются лиги, сколько бы нот под лигами ни стояло.
Подготовительное упражнение № 5 Школа флейта Н.Платонов. Редактор Ю.Должиков.
Должно получиться так:
Разучиваем новую ноту. Нота ре второй октавы на флейте.
Вниз по гамме спускаться еще рано. Ниже ноты ми первой октавы играть пока не следует. Губы и дыхательный аппарат должен получить определенную тренировку и подготовиться к более низким нотам, а, ведь, так хочется поскорее научиться играть!
Что же, вот новая нота.
Школа игры на флейте — используйте обучающую программу Свирелька: |
Ре второй октавы. Школа флейта.
Играть ее по дыханию так же просто как и ноту до второй октавы. Зато в ноте ре пальцы обеих рук занимают новое положение: во-первых, указательный палец левой руки отпускает клапан до (2) и, во-вторых, мизинец правой руки отпускает рычаг 10. Это первая нота с таким положением пальцев. Придется потренироваться, чтобы пальцы слушались и быстро занимали свои места.
Итак, положение пальцев для ноты ре второй октавы на флейте:
- большой палец нажимает клапан си (1);
- средний палец нажимает клапан ля (3);
- безымянный палец нажимает клапан соль (4).
- указательный палец нажимает клапан фа (7);
- средний палец нажимает клапан ми (8);
- безымянный палец нажимает клапан ре (9);
- мизинец свободен! отпустил свой любимый рычаг 10.
Вот как это звучит:
Играем деташе. Нота не сложная и получится у вас хорошо. В ней главное научить пальцы занимать правильное положение. Для этого потренируйтесь без извлечения нот, только пальцами: поставьте пальцы как для ноты до второй октавы (показано на предыдущем занятии).
Какие пальцы нажаты? Правильно — левый указательный и правый мизинец. Остальные свободно лежат на своих местах. Для ноты ре все пальцы меняют состояние — левый указательный и правый мизинец отпускают, а остальные нажимают клапаны.
Еще раз без звука только пальцами: до / ре, до /ре. Уловили?
Тренируйтесь без нот — только пальцы. Обратите внимание, чтобы на ноте ре все пальцы закрывали свои клапаны одновременно. Клапаны должны клацать вместе, а не вразнобой.
Заставьте пальцы работать согласовано (синхронно):
- два нажали, остальные отпустили;
- два отпустили, остальные нажали. Клапана: «Клац!» — одним звуком.
Скорость не нужна. Нужна согласованность.
Теперь пробуйте дуть. Нота до и нота ре второй октавы извлекаются очень похожим способом. Пробуйте. Получится!
В заключение занятия еще два подготовительных упражнения из Школы флейты на развитие правильного дыхания.
Музыкальная пауза. Основная тема из Dragon Age Origins В них дыхание берем уже через два такта.Играем деташе. Учимся правильному дыханию при игре на флейте. Разучиваем переход пальцами с до на ре второй октавы. Подготовительное упражнение № 6. Вдох через два такта: Похожее упражнение. Вдох также через два такта, игра деташе. Упражнение № 7: Бонус. Разучиваем мелодию «Сулико» в школа флейта.В этой мелодии задействован весь диапазон нот разученных к этому времени. Ноты всех мелодий для флейты можно скачать на сайтах проекта Свирелька. В частности, ноты мелодии «Сулико» имеются на сайте обучение игре на блокфлейте. Ноты упражнений из школа флейта имеются на этом сайте в разделе «Скачать ноты». На занятие 5. Аппликатура флейтыШкола флейтаЗанятие 4 : 2 комментарияВеликлопеные уроки, спасибо! Всё очень толково, доступно и ничего лишнего. Спаси, Бог. Можно ли перевести денежку в благодарность за публикацию прекрасного материала? Привет. Все классно. Пришлите, пожалуйста, свирельку еще раз. Были проблемы с почтой. НЕ смог получить Добавить комментарий Отменить ответСамучитель игры на флейте Обучающая программа Свирелька Оставьте свой комментарий внизу страницы Источник |