Ноты во саду ли для фортепиано огороде

Ноты во саду ли для фортепиано огороде

ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ…

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Она ростом невеличка,
Собой круглоличка.
За девицей детинушка
Бел-кудрявый ходит,
Он и ходит, он и ходит,
Ничего не молвит.
«Что ж ты, молодец кудрявый,
Ко мне редко ходишь?» —
«Ой, и рад бы я ходить,
Да нечем дарити.
Подарю тебя, милая,
Дорогим подарком,
Дорогим, душа, подарком,
Жемчугом, китайкой». —
«Жемчугу я не хочу,
Китайки не надо,
Когда любишь, мил, то купишь
Золото колечко;
Золотое я колечко
Прижму ко сердечку. »

«Великорусские народные песни». Изданы проф. А. И. Соболевским, т. I — VII, Спб. 1895—1902, IV, № 768

Русские песни / Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952

ВАРИАНТ

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Невеличка, круглоличка,
Румяное личко.

За ней ходит, за ней бродит
Удалой молодчик.
За ней носит, за ней носит
Дороги подарки.

Дороги-то подарки:
Кумач да китайки.
«Кумачу я не хочу,
Китайки не надо!

Кумачу я не хочу,
Китайки не надо;
Принеси, моя надежа,
Алого гризета,

Чтоб не стыдно было девке
На улицу выйти.
Благодарствую, молодчик,
Снабдил ты девицу!»

Я пойду ли, молоденька,
Во торг торговати,
Что во торг ли торговати,
На рынок гуляти.

Я куплю ли, молоденька,
Пахучия мяты;
Посажу я эту мяту
Подле своей хаты.

«Не топчи, бел-кудреватый,
Пахучия мяты, —
Я не для тебя сажала,
Я и поливала,

Я не для тебя сажала,
Я и поливала,
Для кого я поливала,
Того обнимала».

Такун Ф. И. Славянский базар. – М.: «Современная музыка», 2005

Источник

Ноты во саду ли для фортепиано огороде

С какого возраста нужно проводить развивающие занятия?

Песню «Во саду ли, в огороде» можно назвать настоящей классикой: вот уже несколько поколений малышей дошкольного возраста приобщаются к высокому музыкальному искусству через знакомство с этой простой и мелодичной русской народной песней.

Самые первые занятия музыкой – самые запоминающиеся, а потому, наверное, такие забавные песенки помнят не только наши родители, но и дедушки с бабушками. Сегодня они с улыбкой помогут разукрасить девицу-красавицу – главного персонажа песенки «Во саду ли, в огороде» – своим воспитанникам.

Песенка-раскраска «Во саду ли, в огороде» поможет начинающим музыкантам ярче ощутить образ: румяная краснодевица, гуляющая по саду с полной корзинкой спелых фруктов, была источником вдохновения для многих выдающихся музыкантов.

Обязательно послушайте мелодию (нажмите серые нотки слева, вверху раскраски).

Если Вашему ребёнку пока трудно выполнять эту работу, Вы можете распечатать песенку-раскраску в чёрно-белом варианте, нажав на кнопку «Печать» (значок принтера внизу слева), а уже затем раскрасить рисунок карандашами или фломастерами. Также можно распечатать и раскрашенный рисунок.

Выучите слова песенки «Во саду ли, в огороде»:

Во са-ду ли, в о-го-ро-де

Равномерно хлопая в ладоши, попробуйте прочитать всё стихотворение по слогам.

А теперь попробуйте исполнить «Во саду ли, в огороде» на цветомузыкальных матрицах-песенках. Нотки, разделенные наполовину, нужно играть в два раза быстрее.

Если flash-приложение неактивно, щёлкните левой клавишей мыши в любом месте картинки и включите звук Вашего компьютера.

Эта наша разработка вскоре выйдет на планшетных компьютерах и телефонах с операционной системой Андроид. Именно для этих устройств с сенсорными экранами мы и придумали наши интерактивные цветомузыкальные матрицы-песенки.

Мелодия народной песни «Во саду ли, в огороде» легко запоминается, благодаря присущей ей ритмической особенности — нотки как бы повторяют сами себя: Фа – Фа, Ми – Ми, Ре – Ре; складывается впечатление, что сама мелодия помогает нам себя запомнить! Музыкальные педагоги не зря предлагают ее в качестве дидактического материала.

Обязательно исполняйте «Во саду ли, в огороде» на музыкальной Лесенке – это полезно для развития музыкального слуха. Играйте мелодию и наблюдайте за её движением (вверх, вниз, по полутонам, по целым тонам, скачки через ступеньки – интервалы). Пойте ритм, ноты, слова. Играйте мелодию молча (инструментальное исполнение).

Скачайте ноты песни «Во саду ли, в огороде» себе на компьютер, распечатайте и исполните на фортепиано или синтезаторе, предварительно наклеив на них цветоноты.

Если у Вас нет «живого» музыкального инструмента дома, не беда — используйте наши музыкальные инструменты прямо на сайте: пианино «Радуга», цветомузыкальную лесенку, модуль «GRad-ПИАНО».

Если flash-приложение неактивно, щёлкните левой клавишей мыши в любом месте картинки и включите звук Вашего компьютера.

Настало время исполнить любимую детскую песенку «Во саду ли, в огороде» на виртуальном металлофоне. Звучание этого замечательного музыкального инструмента напоминает звучание маленьких колокольчиков, поэтому еще одно его название — «Колокольчики».

Музыкальный инструмент металлофон очень любят маленькие дети, поскольку играть на нем просто и весело. Родители, напротив, не очень жалуют металлофон за его пронзительно яркий и громкий звук, все-таки — ударный инструмент. Играть на нашем металлофоне с «наклеенными» цветонотами также весело и, к тому же, можно легко регулировать громкость его звучания.

Если flash-приложение неактивно, щёлкните левой клавишей мыши в любом месте картинки и включите звук Вашего компьютера.

А так будут выглядеть ноты песни «Во саду ли, в огороде», записанные для исполнения её на гитаре «Радуга».

Посмотрите, пожалуйста, видео. Юный гитарист — Максим Ломако продемонстрирует Вам как можно исполнить песенку «Во саду ли, в огороде» на гитаре с наклеенными цветонотами. Максим исполнит её пятью способами, так как это принято в методике «Гитара «Радуга».

Попробуйте исполнить песенку «Василёк» на цветомузыкальной панели «GRad-ПИАНО»:

Если цветоноты Вас смущают, скачайте обычные (чёрные ноты) песенки «Во саду ли, в огороде» для фортепиано, гитары, скрипки. Эти ноты подходят практически для любого музыкального инструмента. Единственное, я не делал разбивку на такты.

Желаем Вам получить максимум удовольствия от разучивания этой замечательной песенки.

Открылась онлайн-школа для малышей «Пиано «Радуга» — онлайн! Любой, кто зарегистрирует аккаунт в 2015-16 учебном году получит в подарок «оранжевый уровень» (17 песенок)!

В этом курсе Вы сможете найти детские цветные ноты со словами и авторскими рисунками, mp3-озвучку песенок (мелодия, ритм, ноты, слова), песенки-раскраски, музыкальные флеш-приложения, интерактивные цветомузыкальные матрицы-песенки, обучающие компьютерные программы, уроки музыки для малышей, рекомендации и помощь.

Источник

Во саду ли- в огороде. Варламов

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Слова народные Музыка А. Варламова

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Невеличка, круглоличка,
Румяное личко.
За ней ходит, за ней бродит
Удалой молодчик,
За ней носит, за ней носит
Дороги подарки.
Дорогие те подарки:
Кумачи, китайки.
Кумачу я не хочу,
Китайки не надо.
Принеси, моя надежа,
Алого глазету.
На две шубки, на две юбки,
На две телогрейки.
Чтоб не стыдно было девке
На улицу выйти,
Перешей, моя надежа,
Во немецко платье.
Ах, спасибо те, молодчик,
Снарядил девицу!
Я пойду ли, младешенька,
На торг торговати,
На рынок гуляти,
Я куплю млада, младенька,
Пахучие мяты,
Посажу я эту мяту
Подле своей хаты.
Не топчи, бел, кудреватый,
Пахучие мяты!
Я не для тебя садила,
Не для тя поливала,
Для кого я поливала,
Того обнимала.

Источник

Во саду ли в огороде ноты для фортепиано с вариациями

Открытый урок по специальности фортепиано «Работа над вариаций И. Берковича на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде».

Открытый урок по специальности фортепиано

«Работа над крупной формой в начальных классах ДМШ на примере вариаций И. Берковича на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде».

Старых Ольга Владимировна,

преподаватель МБУ ДО «ДМШ» г. Новоалександровска

(филиал) п.Горьковский Ставропольского края.

18. 05. 2018г. Ученик 2класса Симакин Иван.

Цель урока: пробудить интерес к музыке, научить слышать и понимать мир звуковых образов, расширить кругозор учащегося, раскрыть и развить его творческий потенциал.

— передача содержания музыки

— пробуждение его творческого воображения

— развития логического и ассоциативного мышления

— нравственно – эстетического познания.

1. Анализ музыкальной формы.

2. Тематический и ладо-гармонический анализ.

3. Образно-драматургический разбор произведения.

4. Работа над достижением целостности при исполнении произведения крупной формы.

1. Сочинение собственного сюжета с иллюстрациями в картинках.

2. Подведение итогов урока и задание на дом.

I . Вступительное слово.

II . Основная часть урока.

Вопрос ученику: Что означает слово «вариации»?

Ответ: Слово вариация означает изменение, вариант. Вариации это музыкальное произведение, в котором есть тема и ряд вариаций.

Вопрос: Какое произведение мы будем играть на уроке?

Ответ: Вариации И. Берковича на тему русской народной песни «Во саду ли,в огороде».

Вопрос: Как строится это произведение, сколько в нём частей?

Ответ: Тема и 3 вариации.

Ученице предлагается сыграть тему.

Вопрос: Как строится эта тема, сколько в ней частей – предложений?

Ответ: 3 предложения.

Вопрос: Есть ли повторы?

Вопрос: Какой характер темы?

В ходе беседы с учеником выясняем, что русские народные песни весьма разнообразны по характеру. Они складывались для тех или иных случаев жизни. Были песни колыбельные, плясовые, протяжные, свадебные и множество других. Наша песня имеет характер танца и могла исполняться в хороводах.

Подобным образом на доступном ребенку языке разбираем каждую вариацию в отдельности, обращая особое внимание на изменения темы (следим за «приключениями » темы).

Форма вариации целиком повторяет форму темы. По изложению напоминает этюд.

Тема как бы спряталась в 1-х звуках арпеджированных пассажей.

Чтобы тема не «потерялась» в пассажах, ученице предлагается исполнить вариацию и одновременно пропеть звуки темы.

Завершение, финал. Тема звучит как удалая плясовая песня, приобретая веселый, зажигательный характер (быстрый темп, стаккато, динамика crecshendo от p до ff в 3-м предложении).

Ученику предложено показать картинки и рассказать историю, которую он самостоятельно сочинил в процессе работы над вариациями.

Вопрос ученику: В твоем рассказе и на картинке к теме вариаций идет дождь. Что тебя натолкнуло на эту мысль?

Ответ: Легкое стаккато в мелодии и аккомпанементе.

Вопрос: На картинке у тебя нарисовано солнышко и тучка. Можешь показать эту тучку в музыке? Ответ: Ми минор во 2-м предложении.

Вопрос: В твоем рассказе к 1-й вариации белочка кружилась, кружилась. и попала в чудесный домик и сад. Почему ты так подумал?

Ответ: Мелодия как бы кружится в пассажах и музыка очень красивая.

Вопрос: В рассказе ко 2-й вариации происходит много неожиданных событий, например, белочка увидела Царевича и гостей. Можешь показать это в музыке?

Ответ: Конец 1-го предложения (в гармонии VI ст.).

Ответ: Вариация заканчивается неустойчиво, как бы вопросом. А еще последние нотки надо подольше протянуть, потому что над ними стоит знак ферматы.

Вопрос: Чем же все заканчивается?

Играем произведение целиком с учетом всего сказанного на уроке.

III . Развитие творческих задатков ученика.

Вариации являются не только наиболее простой и доступной для начинающего пианиста формой, но и представляют собой благодатный материал для собственного творчества. С помощью педагога ученик сочинил 2 собственных вариаций на тему «Во саду ли, в огороде». Начинающему ребенку пока сложно придумать что-то свое, поэтому задачей педагога является направить творческий процесс на использование уже знакомых элементов музыкального языка.

В качестве образца берем исполняемый ранее этюд И. Берковича на тему Паганини.

Для начала выписываем опорные звуки темы без ритма. Далее используем фигурации и фактуру из этюда.

Сочиняем вальс. Для этого 2-х дольную тему записываем в 3-х дольном размере, заменяя четвертную длительность на 1-й доле такта на половинную. Как образец для аккомпанемента используем фактуру исполняемого ранее Вальса петушков И. Стрибогга. Остается перенести аккомпанемент из Фа мажора в ля и ми минор.

Задание на дом. 1) Изменить ритм в третьей вариации ( например: восьмые ноты с точкой или триолями ). Поработать над метро-ритмическими особенностями. 2) Отработать каждый раздел в произведении приемами. 3) Достичь целостности мелодической линии, поработать над развитием образа.

Источник

Во саду ли в огороде ноты для балалайки и фортепиано

Во саду ли в огороде ноты для балалайки и фортепиано

С какого возраста нужно проводить развивающие занятия?

Песню «Во саду ли, в огороде» можно назвать настоящей классикой: вот уже несколько поколений малышей дошкольного возраста приобщаются к высокому музыкальному искусству через знакомство с этой простой и мелодичной русской народной песней.

Самые первые занятия музыкой – самые запоминающиеся, а потому, наверное, такие забавные песенки помнят не только наши родители, но и дедушки с бабушками. Сегодня они с улыбкой помогут разукрасить девицу-красавицу – главного персонажа песенки «Во саду ли, в огороде» – своим воспитанникам.

Песенка-раскраска «Во саду ли, в огороде» поможет начинающим музыкантам ярче ощутить образ: румяная краснодевица, гуляющая по саду с полной корзинкой спелых фруктов, была источником вдохновения для многих выдающихся музыкантов.

Обязательно послушайте мелодию (нажмите серые нотки слева, вверху раскраски).

Если Вашему ребёнку пока трудно выполнять эту работу, Вы можете распечатать песенку-раскраску в чёрно-белом варианте, нажав на кнопку «Печать» (значок принтера внизу слева), а уже затем раскрасить рисунок карандашами или фломастерами. Также можно распечатать и раскрашенный рисунок.

Выучите слова песенки «Во саду ли, в огороде»:

Во са-ду ли, в о-го-ро-де

Равномерно хлопая в ладоши, попробуйте прочитать всё стихотворение по слогам.

А теперь попробуйте исполнить «Во саду ли, в огороде» на цветомузыкальных матрицах-песенках. Нотки, разделенные наполовину, нужно играть в два раза быстрее.

Если flash-приложение неактивно, щёлкните левой клавишей мыши в любом месте картинки и включите звук Вашего компьютера.

Эта наша разработка вскоре выйдет на планшетных компьютерах и телефонах с операционной системой Андроид. Именно для этих устройств с сенсорными экранами мы и придумали наши интерактивные цветомузыкальные матрицы-песенки.

Обязательно исполняйте «Во саду ли, в огороде» на музыкальной Лесенке – это полезно для развития музыкального слуха. Играйте мелодию и наблюдайте за её движением (вверх, вниз, по полутонам, по целым тонам, скачки через ступеньки – интервалы). Пойте ритм, ноты, слова. Играйте мелодию молча (инструментальное исполнение).

Скачайте ноты песни «Во саду ли, в огороде» себе на компьютер, распечатайте и исполните на фортепиано или синтезаторе, предварительно наклеив на них цветоноты.

Если flash-приложение неактивно, щёлкните левой клавишей мыши в любом месте картинки и включите звук Вашего компьютера.

Если flash-приложение неактивно, щёлкните левой клавишей мыши в любом месте картинки и включите звук Вашего компьютера.

А так будут выглядеть ноты песни «Во саду ли, в огороде», записанные для исполнения её на гитаре «Радуга».

Попробуйте исполнить песенку «Василёк» на цветомузыкальной панели «GRad-ПИАНО»:

Если цветоноты Вас смущают, скачайте обычные (чёрные ноты) песенки «Во саду ли, в огороде» для фортепиано, гитары, скрипки. Эти ноты подходят практически для любого музыкального инструмента. Единственное, я не делал разбивку на такты.

Желаем Вам получить максимум удовольствия от разучивания этой замечательной песенки.

В этом курсе Вы сможете найти детские цветные ноты со словами и авторскими рисунками, mp3-озвучку песенок (мелодия, ритм, ноты, слова), песенки-раскраски, музыкальные флеш-приложения, интерактивные цветомузыкальные матрицы-песенки, обучающие компьютерные программы, уроки музыки для малышей, рекомендации и помощь.

Ноты для балалайки в музыкальном училище


Для музучилищ
Педагогический репертуар балалаечника
Выпуск 1
составитель Н.Бекназаров
«Музыка «, 1966г.
номер 2975

1. И. Бах. Прелюдия из кантаты № 35
2. И. Хандошкин. Менуэт
3. А. Цибулька. Вальс-интермеццо. Обработка Н. Бекназарова
4. Р. Глиэр. Танец из балета «Красный цветок».
5. И. Лабади. На волнах. Обработка Н. Бекназарова.
6. Г. Тихомиров. Вариации-картины

№№ 1, 2, 4— переложение Н. Бекназарова

Скачать ноты


Русские народные песни
с сопровождением балалайки и фортепиано
запись и гармонизация Александра Оленина
«Государственное издательство МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЕКТОР», 1927г.
номер м7864г

Скачать ноты


В.В. Андреев
Вальсы

для балалайки и фортепиано
«Государственное музыкальное издательство», 1959г.
номер 25038

1. Орхидея, обработка С. Туликова.
2. Листок из альбома. Обработка Б. Трояновского
3. Бабочка. Обработка А. Доброхотова
4. Воспоминание о Вене. Обработка Б. Трояновского
5. Искорки
6. Вальс-романс. Обработка Н. Иванова
7. Фавн. Обработка Б. Трояновского
8. Метеор. Обработка Б. Трояновского
9. Воспоминание о Гатчине. Обработка Б. Трояновского.
10. Маленький вальс. Обработка Б. Трояновского
11. Каприз. Обработка Н. и Д. Осиповых
12. Экспромт. Обработка Н. Будашкина
13. Балалайка. Обработка С. Туликова
14. Ручеёк. Обработка П. Куликова
15. Гармоника. Обработка П. Куликова
16. Грёзы. Обработка Н. Иванова

Скачать ноты


Народные песни и песни советских композиторов

в переложении для балалайки по нотной нотно-цифровой системам
составил и переложил Б.А.Романов
«Государственное музыкальное издательство», 1949г.
номер м19523г

I. Русские и украинские народные песни
1. Что ты жадно глядишь на дорогу
2. Вдоль да по речке
3. Выхожу один я на дорогу
4. То не ветер ветку клонит
5. Я рассею своё горе
6. Как по морю.
7. Выходили красны девицы
8. Гай-гай зелененкiй
9. Ой послала менi мати
10. Одна гора високая, а другая низька
11. Не буду я жениться

II. Песни советских композиторов
12. Дороги.—Музыка А. Новикова
13. Хороша земля московская.—Музыка А. Новикова
14. Одинокая гармонь.—Музыка Б. Мокроусова.
15. Хороши весной в саду цветочки.—Музыка Б. Мокроусова
16. Тропинка.—Музыка М. Блантера
17. В стране чудесной.—Музыка С. Туликова
18. Вдоль деревни.—Музыка В. Захарова
19. Провожанье.—Музыка В. Захарова

Скачать ноты


Педагогический репертуар
Юный балалаечник

пьесы для балалайки и фортепиано
редакция партий балалайки А.Зверева
«Музыка», 1982г.
номер 2727

Скачать ноты


А.Дугушин
Русская сюита

для балалайки и баяна
Иркутск, 1996г.


А.Зверев
Детский альбом

для балалайки с фортепиано
«Музыка», 1980г.
номер 2496

ЛОШАДКИ
НА ВЕРБЛЮДЕ
КУ-КУ
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
КАРАВАН
УТРОМ У ОЗЕРА
ОБИДА
ПЕСНЯ ВОЛЬНИЦЫ
ВОСПОМИНАНИЕ. В ЛЕСУ
ВЕЧЕРОМ У ОЗЕРА
ЮМОРЕСКА
НАИГРЫШ

Скачать ноты

БАЛАЛАЙКА

Балалайка —сравнительно молодой инструмент. Лишь в документах Петровской эпохи впервые встречаются упоминания о нем. Но уже вскоре балалайка получила широчайшее распространение. Демократичность инструмента, простота его устройства, несложные приемы игры—все это завоевывает ему признание простого народа. Победно шествует балалайка по русским деревням, сопровождая разнообразные празднества. Однако она используется для домашнего музицирования и в домах состоятельных слоев общества.
Происхождение балалайки до сих пор окончательно не выяснено. Многие считают, что ее оставили нам в наследство татарские завоеватели, некоторые стремятся установить ее непосредственное родство с домрой. Так или иначе, но балалайка постепенно почти вытеснила из музыкального обихода многие древнерусские инструменты. В XVIII веке в России было немало великолепных мастеров игры на балалайке, и среди них выдающийся музыкант И. Е. Хандошкин (1747 — 1804). ale07

Совсем по-иному сложилась судьба балалайки в XIX веке. Под напором гитары и гармонии ей пришлось отступить. Лишь самые преданные любители остались верны «треуголке» с двумя или тремя струнами. Но забвение сменилось в конце века бурным расцветом балалаечного искусства. И этим мы обязаны замечательному музыканту, энтузиасту, виртуозу Василию Васильевичу Андрееву (1861 — 1918). Он привел балалайку на концертную эстраду, организовал первый в России оркестр народных инструментов, усовершенствовал инструмент. Так произошло второе рождение балалайки. И с тех пор она живет как сольный и ансамблевый инструмент самодеятельных артистов и профессиональных мастеров. О силе воздействия балалайки прекрасно сказано Достоевским в его «Записках из мертвого дома»: «Вот заиграл оркестр. Этот оркестр стоит упоминания. Сбоку, по нарам, разместилось человек восемь музыкантов: две скрипки., три балалайки — все самодельщина, две гитары и бубен вместо контрабаса. Скрипки только визжали и пилили, гитары были дрянные, зато балалайки были неслыханные. Проворство переборки струн пальцами решительно равнялось самому ловкому фокусу. Игрались все плясовые мотивы. В самых плясовых местах балалаечники ударяли костями пальцев о деку балалайки; тон, вкус, исполнение, обращение с инструментами, характер передачи мотива—все это было свое, оригинальное. Честное слово, я до тех пор не имел понятия о том, что можно сделать из простых, простонародных инструментов; согласие звуков, сыгранность, а главное дух, характер понятия и передачи самой сущности мотива были просто удивительные. Я в первый раз понял тогда совершенно, что именно есть бесконечно разгульного и удалого в разгульных и удалых русских плясовых песнях». ale07.ru


Музыкальные инструменты
А.Пересада
Балалайка
«Музыка», 1990г.

Балалайка

Балалайка запись закреплена

Шалов Александр Борисович (1927-2001) — одна из самых ярких личностей в истории развития исполнительства на балалайке второй половины XX века, педагог, воспитавший не один десяток талантливых исполнителей, методист, сформировавший Петербургскую (Ленинградскую) высшую профессиональную исполнительскую школу, автор, произведения которого исполняют везде, где знают балалайку, талантливейший композитор.
Показать полностью.

Ученик З.И.Ставицкого и П.И. Нечепоренко в Ленинградском училище им. М.П. Мусоргского, он продолжил образование в институте им. Гнесиных, в Москве, у А.С.Илюхина и М.Ф.Рожкова, совмещая учебу с исполнительской деятельностью в качестве солиста оркестра им. В.В.Андреева (1954-63).

Этот человек стоял у истоков создания кафедры народных инструментов Петербургской Консерватории. Среди его выпускников немало известных исполнителей и педагогов. Это Андрюшенков, Денисенко, Данилов, Забродин, Осипов, Сенчуров, Царенко, Конов, Беляев и многие другие.

За свою долгую творческую жизнь А.Б.Шалов создал более ста обработок народных мелодий, переложений и оригинальных сочинений, чем значительно обогатил спектр возможностей балалайки как концертного инструмента.

А.Б. Шалов — лауреат Всероссийского радиоконкурса им. Н.П.Будашкина, Международного конкурса на лучшее сочинение для русских народных инструментов, член Петровской Академии наук и искусств, Заслуженный деятель искусств РФ, создатель Ленинградской-Петербургской высшей профессиональной школы исполнительского мастерства на балалайке, основатель класса балалайки в Ленинградской консерватории (1960), руководитель кафедры струнных народных инструментов (1981-95) доцент (с 1970) профессор (с 1987).

Участник Великой Отечественной войны, награжден медалью «За оборону Ленинграда». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986). Лауреат Всероссийского конкурса композиторов (1989). Действительный член Петровской Академии наук и искусств (1997). Лауреат Золотой книги Санкт-Петербурга (1998).

Последние годы жизни Александра Борисовича были отмечены особым вниманием к фигуре этого выдающегося музыканта. Его постоянно приглашали на роль председателя и члена жюри различных всероссийских и международных конкурсов.

Умер Шалов 30 ноября 2001 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Серафимовском кладбище.

В оркестре им. В.В. Андреева зародился дуэт балалаек А. Шалов и Л. Самсонов-Роговицкий, и именно для него А. Шалов стал создавать репертуар и писать свои новые сочинения. Почти два десятилетия вел активную творческую жизнь дуэт балалаек, выступая с оркестром им. В. Андреева на самых престижных концертных площадках Ленинграда. Сохранились записи на радио, телевидении, пластинка. Дуэт распался после кончины Л. Самсонова-Роговицкого. А. Шалов в одной из бесед сказал: «Я пробовал играть с другими музыкантами, но радости совместного музицирования уже не получалось». В начале 70-х годов А. Шалов участвует как солист, в премьере «Праздничной музыки для балалайки, ложек и симфонического оркестра» С.М. Слонимского, затем это сочинение неоднократно и с большим успехом исполнял ученик А.Б. Шалова Михаил Данилов.

За четыре десятилетия А.Б. Шаловым воспитано немало талантливых музыкантов, это признанные мастера и артисты, работающие по всей России и за рубежом: Павел Забродин, Михаил Бурдин, Михаил Данилов, Александр Денисенко, Михаил Сенчуров, и многие другие. Есть среди них Заслуженные артисты России, профессора и доценты, лауреаты конкурсов всех рангов.

Одним из творческих достижений Александра Шалова стал ансамбль «Русская балалайка», созданный им в конце 60-х годов из учеников класса в консерватории. Эта работа стала продолжением ансамблевого творчества А.Б. Шалова, были созданы новые композиции, а результатом всего стала вышедшая пластинка ансамбля «Русская балалайка» и присвоение ансамблю звания Дипломанта Всероссийского конкурса артистов эстрады.

Имя Александра Шалова очень популярно за рубежом в тех странах, где есть исполнители на русских народных инструментах, где звучит балалайка и русская музыка.

Александр Борисович Шалов — крупная личность, талантливый во всем — и в области общения, и сфере музыкальной общественной деятельности.

Балалайка запись закреплена
Ноты для домры
Балалайка запись закреплена
В,Шекин. «Ноты для домры»(и не только).
Балалайка запись закреплена
Типичный Народник

А вы слышали исполнение легендарной «Ша, штил» А. Бызова на мандолине?

Исполняет Рада Кривенко на конкурсе в Осаке, Япония

Балалайка запись закреплена
Новый репертуар для домры

Предлагаем вам серию мастер-классов Народного артиста России, профессора Российской Академии музыки им. Гнесиных, композитора и непревзойденного виртуоза-исполнителя на домре Александра Андреевича Цыганкова.

Александр Андреевич Цыганков родился 1 ноября 1948 г. в городе Омске, где и учился в музыкальной школе №2 (педагог – Г.А. Ланин). Среднее музыкальное образование Александр Цыганков получил в музыкальном училище им. В.Я. Шебалина ( В.Г. Патрашева).
Показать полностью.
Высшее музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, в классе профессора Р.В. Белова, у которого в последствии закончил ассистентуру-стажировку получив специальность концертного исполнителя на домре, педагога и дирижера. Прошел факультативный курс композиции у профессора Ю.Н. Шишакова. Важными событиями в жизни молодого музыканта были победы на I Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах в Москве (1972г.) в номинации “домра” и на Международных конкурсах в г. София (Болгария 1968г.) и г. Братислава (Словакия, 1981г.). В 1971 году Александр Цыганков становится солистом на домре и концертмейстером группы малых домр Государственного академического оркестра русских народных инструментов им. Н.П. Осипова.

В течении долгих лет творческая жизнь музыканта связана с работой в этом коллективе под руководством выдающихся дирижеров В.П. Дубровского и Н.Н. Калинина. Оркестр им. Осипова явился настоящей творческой лабораторией, где
А. Цыганковым были созданы целый ряд концертных пьес для домры с оркестром, такие как : “Частушки”, “Белолица-круглолица”, “Перевоз Дуня держала”, “Гусляр и скоморох”, “Интродукция и Чардаш”, “Голубка”.

В 1975 году, после смерти Д.Д. Шостаковича, Александр Цыганков создает «Поэму памяти Шостаковича” с солирующей трубой и каденцией домры. Виртуозную домру А. Цыганкова слушают восторженные зрители Японии, Кореи, США, Канады, Мексики, и других стран, где с неизменным успехом выступает оркестр имени Осипова.

С 1982 г. Александр Цыганков – солист на домре в концертно-филармоническом отделе (ныне объединении) Москонцерта. До настоящего времени эта организация является основным местом работы выдающегося музыканта. Со своим жизненным другом, женой и блистательной пианисткой – аккомпаниатором Инной Шевченко в течении 36 лет А. Цыганков дал около 1500 сольных концертов во всех регионах Российской Федерации, республиках бывшего Советского Союза и зарубежных странах. В России нет ни одного крупного города, где бы не звучала домра А. Цыганкова. С Инной Шевченко записано несколько компакт-дисков в России, Голландии, Японии, США.

На протяжении 40 летнего творческого пути А. Цыганков активно участвует в камерно-ансамблевой деятельности. Вот эти ансамбли : “Русская мозаика”, Трио под управлением Анатолия Беляева, ансамбль “Русский Фестиваль”, квартет “Родимая сторонка”, “Московский квартет” Российской Академии музыки им. Гнесиных.
В мае 2008 года, “Московский квартет” Российской Академии музыки им. Гнесиных был удостоен гран-при “Менухин голд прайз” и специального приза за этническую направленность программы на VI международном конкурсе камерной музыки в г.Осака (Япония).

Александр Цыганков является автором музыкального проекта «От классики до рока”, в котором активное участие принимает младший сын, молодой рок-гитарист, лауреат Международных конкурсов Антон Цыганков, и молодая исполнительница на синтезаторе Алина Серова.
Музыкант преподает на кафедре струнных народных инструментов Российской Академии музыки им. Гнесиных. Воспитанники класса Александра Андреевича : Надежда Бурдыкина, Наталья Анчутина, Дарья Карплюк, Инна Акулинина, Петр Омельченко, Ирина Колосова и другие, также являются лауреатами Всероссийских и Международных конкурсов.
Александр Цыганков является кавалером ордена Дружбы и лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2008г.

Источник

Читайте также:  Обида ноты для фортепиано
Оцените статью