Ноты второй октавы для блокфлейты

Блокфлейта. Школа Игры.

Сегодня мы продолжаем расширять диапазон. Как Вы помните, на прошлом уроке мы достигли нижней границы диапазона блокфлейты сопрано, познакомившись со звуком «до» первой октавы, это значит, что расширять диапазон мы можем только вверх.

И сегодня я даю Вам следующую ноту: «ми» второй октавы. С этой ноты в некотором смысле начинается новый этап в Вашем обучении. Аппликатура известных нам до сих пор звуков предусматривала либо открытый октавный клапан («ре» второй октавы), либо закрытый (все остальные звуки).

Вы не забыли, что октавным клапаном называется единственное отверстие с нижней стороны инструмента? Так вот теперь нам придется научиться закрывать октавный клапан не полностью. То есть прикрывается только часть отверстия, а часть остается открыта. Сначала, Вам может показаться это сложным, особенно при игре быстрых мелодий, но поверьте мне, уже через неделю занятий Вы измените свое мнение об этом. Итак, вот она эта нота:


Послушайте ее звучание

Аппликатура «ми» второй октавы не отличается от аппликатуры «ми» первой октавы за исключение октавного клапана. Он должен быть закрыт не полностью. Вот как это делается: большой палец левой руки немного сдвигается вниз по инструменту, не отрываясь от него, а лишь приоткрывая отверстие. Кисть левой руки остается неподвижной, двигается только большой палец.

Читайте также:  Show must go on для гитары ноты для

Довольно скоро Вы найдете правильное положение и запомните его. Теперь давайте попытаемся извлечь этот звук. Поступим так: возьмем «ми» первой октавы и сдвинем большой палец левой руки вниз. Следует отметить, что звуки от «ми» второй и выше требуют более плотного дыхания. Вот как это должно звучать.


Послушайте ее звучание

Теперь Ваша очередь. Не волнуйтесь, если звук не получиться с первого раза. Пробуйте, слушайте и снова пробуйте. Несколько упражнений помогут вам закрепить материал этого урока. При игре обращайте внимание на четкость перехода с одной ноты на другую и не забывайте об атаке языком.

Теперь попробуем поиграть ми с другими нотами. Все играем только в медленном темпе! Помните, если Вы научитесь играть это медленно, то сможете сыграть и быстро, если не научитесь играть медленно, то быстро тем более не сыграете.

Важно научиться четко попадать на каждую ноту. Эти упражнения охватывают весь наш диапазон и все интервалы в пределах этого диапазона. Такие упражнения нужно играть каждое занятие минут 10. Вообще, любое Ваше занятие должно начинаться с продолжительных звуков. Об их пользе я уже говорил на предыдущих уроках. Вы настроите дыхание и заодно прогреете инструмент. Лучше их играть по такой схеме:

Не обращайте внимание на длительность нот. Каждый звук играйте на полное дыхание.

Что бы этот урок Вам не показался скучным и нудным, я предлагаю поиграть этюд, который я написал специально для этого урока. На что Вам нужно обратить внимание: первая фраза играется non legato, вторая staccato, и вторая фраза звучит тише первой, получается этакое эхо первой фразы. — означает не очень громко, а — тихо. Мы обязательно вернемся к нюансам исполнения в следующих уроках. Постарайтесь играть этот этюд в одном темпе, так, что бы у Вас не было мест, которые Вы играете быстрее или медленнее.


Послушайте ее звучание

Вот на сегодня и все. На следующем уроке не будет новых нот, мы пополним репертуар и поговорим о новых штрихах.
Успехов.

Источник

Блокфлейта. Школа Игры.

На этом уроке мы познакомимся с очередным звуком: соль второй октавы, узнаем, что такое пентатоника и попробуем себя в импровизации, конечно же, под аккомпанемент.

Нота соль второй октавы записывается над пятой линейкой нотного стана:

Звукоизвлечение соль второй октавы требует еще более четкой атаки и более энергичного дыхания, чем фа второй октавы, повторю, что это характерно для всех звуков верхнего регистра. Аппликатура соль второй октавы совпадает с аппликатурой соль первой октавы, за исключением октавного клапана (смотрите 8 и 9 уроки).

Послушайте звучание ноты соль второй октавы и попробуйте ее извлечь, помните про атаку и дыхание.

Потренируйтесь в извлечении звука соль второй октавы, как всегда на простом упражнении. Первую ноту вы извлекаете как обычно, а последующие легато, только открывая или закрывая отверстия.

Обозначения длительностей в этом упражнении абсолютно условны. Можно играть фа как четверть или половику, а соль как целую ноту. Вы берете знакомую Вам ноту фа, и открываете отверсия, одновременно увеличивая интенсивность дыхания. Если не получается легато, то попробуйте поиграть стаккато. Запомните ощущения, когда нота соль второй октавы будет получаться уверенно.

На прошлом уроке я просил выучить этюд из сборника Станкевича Легкие этюды для блокфлейты и играть его по памяти, не глядя в ноты.
Интересно, многие ли выполнили это задание? Вот этот этюд:

Вспомнили? Надеюсь, что да. Теперь послушайте, как этот этюд звучит с аккомпанементом. Напомню, что в самом начале, Вы услышите щелчки, что бы настроиться на заданный темп. Размер 3/4, поэтому считаем вместе со щелчками: Раз-два-три, Раз-два-три.

Согласитесь, под аккомпанемент он звучит значительно интереснее! А теперь настала пора сыграть этот этюд и Вам. Тем, кто его знает на память, не придется смотреть в ноты и значит можно переключить свое внимание на то, что бы сделать из него настоящее произведение. И еще, на прошлом уроке я лишь упомянул о двоеточии перед последней тактовой чертой:

Этот знак называется реприза. Реприза — знак повтора. В данном случае она говорит нам, что весь этюд повторяется, другими словами играется два раза, так что аккомпанемент будет звучать в соответствии с этим. Сыграв один раз, вернитесь на начало и повторите еще раз. Конечно, настроечных щелчков второй раз не будет.

Те, кто еще не выучил этот этюд, пожалуйста, выучите, на следующем уроке мы снова к нему вернемся.

Пентатоника.

Название пентатоника происходит оттого, что в пределах одной октавы она содержит 5 звуков. В обычной гамме, как известно, семь звуков. Если из нее удалить 2 звука, а именно IV и VII ступень в мажорном ладу, то в гамме останется пять звуков. Пентатоника — пять тонов.

Естественно, ее можно продолжить на вторую и третью октавы. Пентатоника обладает интересными свойствами. Например, что бы вы ни играли в пентатонике, это прекрасно ляжет на аккомпанемент в той же тональности. В минорной пентатонике те же самые ноты, что и в пентатонике параллельного мажора, только тоника другая. Вот пентатоническая гамма ля-минор.

Здорово, не правда ли? Пентатонику можно построить в любой тональности, а значит вы можете импровизировать так же в любой тональности. Нужно всего лишь удалить IV и VII ступень гаммы в мажоре или II и VI в миноре. Построим пентатонику в Соль-мажоре:

Как Вы можете заметить, при ключе стоит знак Фа-диез, эту ноту мы еще не проходили, но фа-диез в Соль-мажоре как раз VII ступень и в пентатоническую гамму не входит, как и в параллельном ми-миноре. Что бы Вас не смущать, я не буду пока указывать этот знак. Теперь найдем эти ноты во всем известном нам диапазоне.

Используя пентатоническую гамму можно играть в различных стилях, таких как блюз, фолк, кантри. Сегодня мы будем импровизировать в пентатонике, в тональности ми-минор. Посмотрите на ноты:

Мелодия состоит из 3х частей по 8 тактов. Первая и последняя часть расписаны в виде нот, средняя часть полностью в Вашем распоряжении. Эти 8 тактов Вы играете то, что хотите, правда, в пределах пентатонической гаммы. Теперь пару слов об аккомпанементе. Сначала, как обычно настроечные щелчки. Далее начинайте играть по нотам и готовьтесь к импровизации. Затем полет Вашей фантазии, и, обратите внимание, в нотах есть такт, который помечен звездочкой, В этом месте, в аккомпанементе Вы услышите звук колокольчика, который предупредит Вас о том, что начался последний такт импровизации и далее идет последняя часть мелодии.

Возможно, что у Вас не сразу получится импровизация так, как бы Вы этого хотели. Продолжайте заниматься, и с каждым разом Ваша импровизация будет интересней и интересней. Впоследствии, можно вообще не играть по нотам, а импровизировать с самого начала и до конца. Вскоре Вы почувствуете и все прелести пентатоники и вкус к импровизации. Старайтесь разнообразить ритмический рисунок и использовать весь доступный Вам диапазон.

Однако пентатоника довольно коварна. Некоторые начинающие музыканты (особенно гитаристы), познакомившись с пентатоникой, зацикливаются на ней, решая, что они знают достаточно, и перестают развиваться дальше, как музыканты, как импровизаторы, и от этого я хотел бы Вас предостеречь. Пентатоника, это лишь один кирпичик большого дома, лишь один оттенок из всего многообразия красок. Но знать о ней нужно и нужно уметь ей пользоваться. Кстати, существуют пентатонические блокфлейты, то есть блокфлейты, на которых можно играть, только в пределах пентатонической гаммы.

Еще раз вернемся к репризе. Очень часто этот знак используется как парно-симетричный.

Такая расстановка знаков говорит о том, что первый раз мы играем сначала и до конца, после этого повторяем отрывок, заключенный между двумя знаками репризы. В данном случае с четвертого такта и до конца (подчеркнуто красной чертой).

Источник

Ноты второй октавы на блокфлейте

Расположение нот на блокфлейте вы найдете на аппликатуре, которая есть у каждого инструмента.
Но к ней требуются некоторые пояснения для новичков. Особенно, когда требуется брать ноты второй октавы на блокфлейте. Например, на аппликатуре некоторые отверстия нарисованы наполовину открытыми.
На практике это совсем не то, чтобы отверстие было наполовину открыто и наполовину закрыто.
Если вы попробуете сделать именно так, то у вас, скорее всего, ничего не получится.
Потому что отверстие надо открывать не «наполовину», а на примерно 1/10.

как правильно закрывать нижнее отверстие блокфлейты «наполовину»

«О как!» — воскликнет читатель. На 1/10?! Да ещё и примерно! С линейкой и циркулем измерять отверстия, что ли?
Успокою. Измерять ничего не надо. Более того, объяснять в тексте тоже почти ничего не потребуется. Чтобы вы поняли как брать ноты второй октавы на блокфлейте посмотрите видео о том, как правильно закрывать нижнее отверстие блокфлейты при извлечении нот второй и третьей октавы Там показаны некоторые полезные упражнения.
Небольшое, но важное примечание: не будем разбирать как берутся конкретные ноты второй, третьей или четвертой октавы. Здесь это вовсе не суть. Главное, чтобы пальцы «запомнили» как сделать, чтобы при извлечении таких нот на блокфлейте нижнее отверстие было «полуоткрыто».
И ещё, будет показан видео-урок с аккаунта unagondolaunremo на youtube. Видео не на русском языке. Тем не менее, оно сделано настолько профессионально, что будет вам понятно и поможет понять как играть на блокфлейте ноты с полуоткрытым нижним отверстием:

Помните, что чем выше ноты тем сильнее надо дуть в блокфлейту.

Остались вопросы? Задавайте в комментариях ниже. И поделитесь своими наработками, как у вас лучше всего получается извлекать ноты, у которых нижнее отверстие полуоткрыто. С какими трудностями встретились? Как их преодолели или ещё не преодолели? Обсудим все, а сейчас, если у вас ещё нет, получите свой экземпляр программы «Свирелька»:

Ноты второй октавы на блокфлейте : 2 комментария

Понятно расположение нот, но как играть несколько нот разом?

Несколько нот разом? Аккордом?
На флейтах аккорды не играют. Если в нотах Вы встретите аккорд, то играйте на флейте, например, только верхнюю ноту.

Добавить комментарий Отменить ответ

Научиться играть на блокфлейте


Ознакомительная версия бесплатно. В неё включены три мелодии для разучивания. Загрузка других мелодий после регистрации.

Поделитесь этой страницей с друзьями

Как найти время для занятий

Времени всегда не хватает. Всем!
Если Вам не хватает времени для
занятий музыкой, посмотрите
рекоменддации, кому хватает:

Распоряжайтесь правильно
своим временем!

Источник

Занятие 5

Пока ваш уровень — игра на блокфлейте для начинающих, ведь, вы только осваиваете основы того, как научиться играть на блок флейте самостоятельно, но уже должны быть первые успехи! Если таковых нет, рекомендуется повторять первые занятия и не торопить события.

На предыдущих занятиях мы научились извлекать ноты си, ля, соль первой октавы. И задействовали для этого пальцы левой руки. Пока остановимся на пальцах левой руки, потому что для них есть ещё кое-что интересное. Это ноты до и ре второй октавы.

Нота до второй октавы игра на блокфлейте для начинающих

Разучим ноту до второй октавы. Записывается она над третьей линейкой нотного стана:

Для извлечения ноты До второй октавы закрываем отверстия первым и третьим пальцем левой руки.
Остальные отверстия остаются открытыми:

Звучит нота до второй октавы так:


Пробуем дуть с разной силой. Напомню, что чем выше ноты тем дуть надо сильнее.

Нота до второй октавы тоже достаточно просто извлекается на блокфлейте и получается достаточно быстро.

Из полезных советов: флейтисты при игре «дышат животом». То есть при вдохе грудь остается спокойной, а живот выпячивается, поэтому воздух проходит в нижнюю часть легких — так легкие наполняются полнее, играть становится легче.

Нота ре 2-ой октавы игра на блокфлейте для начинающих

Следующая нота, которую мы разучим: ре второй октавы. Записывается эта нота на четвертой линейке норного стана:

Вот как выглядит аппликатура блокфлейты для ноты ре второй октавы:

Аппликатура ноты ре второй октавы

Как видите закрыто только одно отверстие второе сверху и для этого задействован только третий палец (средний палец левой руки). Остальные пальцы приподняты и находятся над своими отверстиями.

Перейти от ноты до к ноте ре второй октавы очень просто. Надо всего лишь снять большой палец левой руки с нижнего отверстия. Здесь мы и понимаем важность большого пальца правой руки! Он обеспечивает устойчивость блокфлейты при игре. При извлечении ноты ре второй октавы блокфлейта клювом опирается на нижнюю губу, а всем остальным весом опирается на большой палец правой руки.

Звучит нота Ре второй октавы так:

Игра на блокфлейте для начинающих развивающие упражнения

Подошло время разучить новые мелодии с применением до и ре второй октавы на блокфлейте.
Перед этим вот два тренировочных упражнения, которые позволят вам научить свои пальцы закрывать отверстия для этих нот:
упражнение для до второй октавы
упражнение для ре второй октавы
Ноты упражнений представлены в формате .mscz пригодном для программы «Свирелька». Загрузите сначала первое упражнение, затем второе. Не пропускайте упражнения! Они, хоть и выглядят простыми, необходимы для вашего обучения игре на блокфлейте — с ними вы действительно научитесь играть. Повторяйте упражнения до тех пор, пока перестанете «вспоминать» и «думать» какие отверстия надо закрыть на инструменте. Сейчас важна не скорость. Сейчас важно научиться ритмично извлекать ноты. «Свирелька» поможет вам. Поставьте скорость проигрывания мелодии невысокую и комфортную для вас и сыграйте эти упражнения по нескольку раз, доведя свое мастерство до автоматизма 🙂

Новые мелодии игра на блокфлейте для начинающих

Мелодии на сегодняшнем занятии следующие:

Первая мелодия: русская народная песня «Ах вы сени, мои сени!»

Ноты:

Звучит песня «Ах, вы сени, мои сени!» в исполнении «Свирельки» так:

Хороший урок по игре на блокфлейте ноты «до» и ноты «ре» второй октавы есть у проекта ««Музыка для всех»» из Якутии. На этом уроке есть разбор мелодии «Ах, вы сени, мои сени».
Урок ведет Лена:

Спасибо Лена! Хочется воскликнуть: «Ах, побольше бы таких прекрасных уроков!» Ждем.

Вторая мелодия: русская народная песня «Во кузнице».

Ноты:

Звучит «Во кузнице» на «Свирельке» так:

И два важных замечания:

1. При игре на блокфлейте соблюдайте рекомендации, полученные на предыдущих занятиях: спина и плечи прямые, голова приподнята, локти расставлены, дышим спокойно, клюв свистка охватываем губами плотно, отверстия на инструменте закрываем подушечками распрямленных пальцев.

2. Блокфлейта очень чувствительна к исполнителю. Она буквально передает ваше настроение и отношение к мелодии. Самые тонкие нюансы человеческих переживаний, которые возможно были бы не замечены в другой обстановке, при игре на блокфлейте становятся весьма заметными. Поэтому при игре вкладывайте душу в мелодию. Даже такие простые мелодии, как рассмотренные на этом занятии требуют к себе отношения с душой от исполнителя. Привыкайте к такой игре с первых своих мелодий. Слушатели это поймут и оценят.

Рекомендуем делать гимнастику для пальцев рук. Примерный вид упражнений для пальцев:

Упражнения для пальцев флейтиста

Для освоения игры на блокфлейте имеется программа «Свирелька». С ней вы намного быстрее и легче научитесь играть, даже без музыкального образования. Закажите «Свирельку» прямо сейчас:

игра на блокфлейте для начинающих

Занятие 5 : 11 комментариев

Доброго времени суток, что если при извлечении ноты ре выходит только воздух? Зажимаем 2 дырочку при этом нижнюю отпускаем, идёт только воздух.

Ноты ре и до не так-то просто научиться играть. Тут потребуется терпение.
И ещё инструмент должен быть исправным. Обратитесь к человеку, который играет на блокфлейте, пусть проверит все ли хорошо с Вашей блокфлейтой.

Здравствуйте. У меня была такая же проблема. Я изучила уже 6 уроков теории, а на практике моя флейточка то издавала небесно- прекрасные звуки, то шипела, как рассерженная змея. Я уже и дыхание контролировала, и пальцы замучала тренировками.
А однажды я просто чуть плотнее сжала губы и у меня получилась чистая звонкая ре.
Я теперь себе взяла за правило: перед игрой на флейте я делаю артикуляционную разминку, которую используют актеры театра перед выходом на сцену.
Это позволяет языку и губам быть пластичными, гибкими, активно участвовать в игре на блокфлейте.
Ни одному органу, помогающему мне играть на блокфлейте, не позволю лениться теперь.

А разве диез в начале не повышает ноту на на один полутон ? Я о песне «Ах вы сени, мои сени!». Я смотрела в апликатуру, там тогда пальцы по другому ставить нужно.

купили блокфлейту, но приступим только с 19 апреля, так как это сюрприз для сына, и уже тогда …

Занимается дочь 5,5 лет на блок-флейте сопрано, horner.
Хотя нет, я тоже буду учиться, а то мне ей и помочь нечем, я не музыкант, а она делает неплохие успехи.
Игра на блокфлейте мне нравится. И спасибо за самоучитель.!

Добрый день,
1.Блокфлейта альт. В программе ноты ми и ре первой октавы (например, в Березка) выделены красным, а отверстия на флейте серым — как их играть?
2. Как на альте научиться правильно располагать безымянный палец и мизинец? Ноту си вроде получается взять (без перехода флейты на визг), но как только пытаюсь взять фа, поставив мизинец- тут же фальшь

1. Диапазон блокфлеты альт начинается от фа первой октавы.
Поэтому ноты, которые на нотном стане лежат ниже этой ноты на блокфлейте альт не сыграть. Свирелька как раз и показывает это: на аппликатуре все отверстия серые — то есть не существует комбинации открытых/закрытых клапанов для этих нот, а в мелодии такие ноты красные.
В Руководстве по Свирельке эта ситуация описана подробно и даны рекомендации как из нее выйти:
https://svirelmuz.ru/rukovodstvo-polzovatelya-programmy-svirelka/krasnoe-i-chernoe/

2. Это тоже стандартная ситуация при обучении игре на блокфлейте. Мизинцами и безымянными пальцами играть вначале непривычно и отверстия на инструменте закрываются не полностью. Тут только одна рекомендация — терпение и регулярные занятия. Все получится! Все через это проходят. В самоучителе на сайте она описывается как для нот ре и до у блокфлейты сопрано (занятия 6, 7).
Все это относится к нижним нотам на альте. Вот здесь почитайте
https://svirel.org/igra-na-blokfleite/blokfleita-skachat/

Это звук классической флейты, на октаву ниже. Ничего страшного в принципе нет, главное, что показано как зажимать ноты на блокфлейте. Хотя многим удобнее было бы слышать звук своего инструмента, что называется «в унисон». Но в этом есть свои минусы. Унисон — это результат колебания извлекаемого нами звука, относительно иточника, за которым мы повторяем. Это говорит о том, что играем мы не ровно, т.е. говоря простым языком — не держим ноту! Но нам кажется, что мы играем почти как маэстро =)) но если маэстро отключить — картина несколько подувянет. Так что я в какой-то степени за то, чтобы звук был на октаву ниже, это дает возможность контролировать чистоту своего исполнения. Но все-таки должна быть возможность слышать свой, родной инструмент, чтобы сравнивать свое исполнение с оригиналом

Звук какой флейты записан в примерах? Моя флейта сопрано звучит выше. Как получить звучание как на записи — с вибрацией.

простите, а если на моей блокфлейте ( сопрано, германской сборки) любая нота звучит намного выше и тоньше а ещё и резче чем в примерах на видео, ничего страшного?

Источник

Оцените статью