Ноты второй октавы для гитары

Октавы на грифе гитары

Большая октава
Малая октава
Первая октава
Вторая октава

В октаве 12 полутонов .
Каждая октава начинается с ноты «До».
«До» «До-диез» «Ре» «Ре-диез» «Ми» «Фа» «Фа-диез» «Соль» «Соль-диез» «Ля» «Ля-диез» «Си»

Диез — повышение ноты на полутон, Бемоль -понижение на полутон.

«До-диез» и «Ре-бемоль» — одна и та же нота.
«Ре-диез» и «Ми-бемоль» — одна и та же нота.
«Фа-диез» и «Соль-бемоль» — одна и та же нота.
«Соль-диез» и «Ля-бемоль» — одна и та же нота.
«Ля-диез» и «Си-бемоль» — одна и та же нота.

Между нотами «Си» и «До», а также между «Ми» и «Фа» полутон. Между остальными соседними нотами — целый тон.

Соответственно:
«Си-диез» — это нота «До»;
«До-бемоль» — это нота «Си»;
«Ми-диез» — это нота «Фа»;
«Фа-бемоль» — это нота «Ми».

6-я открытая струна — нота «Ми» большой октавы
5-я открытая струна — нота «Ля» большой октавы
4-я открытая струна — нота «Ре» малой октавы
3-я открытая струна — нота «Соль» малой октавы
2-я открытая струна — нота «Си» малой октавы
1-я открытая струна — нота «Ми» первой октавы (самая тонкая струна)

Диапазон гитары

В гитаре — 4 неполных октавы: Большая, Малая, Первая и Вторая.
Большая октава неполная.
Т.е. примерно 80-1000 Гц.

Частоты открытых струн:
6-я 82,4 Гц
5-я 110 Гц
4-я 146,8 Гц
3-я 196,9 Гц
2-я 246,9 Гц
1-я 329,6 Гц

Внимание! Ноты для гитары записываются на октаву выше. Т.е. в нотах для гитары вы увидите соответственно Малую, Первую, Вторую и Третью октавы.

Всего в музыке используется 7 полных и 2 неполные октавы.

По звучанию нот клавиш рояля можно настроить гитару.

Белые клавиши — ноты, чёрные — ноты диез и бемоль.

Белые: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Чёрные: До-диез или Ре-бемоль, Ре-диез или Ми-бемоль, Фа-диез или Соль-бемоль, Соль-диез или Ля-бемоль, Ля-диез или Си-бемоль.

Клавише ноты «Ми» Первой октавы на рисунке соответствует звук 1-ой открытой струны гитары. Струну можно настроить по звучанию этой клавиши.

Источник

Особенности расположения октав на гитаре

Расположение октав на грифе гитары отличается от фортепианного. На клавиатуре пианино находится полных — семь, неполных — две. На гитаре количество октав составляет четыре.

Расположение на грифе гитары

Музыкальным интервалом, охватывающим семь ступеней диатонического звукоряда, называется октава. После последней ступени начинается повтор, но уже на другой высоте звучания, который может быть выше или ниже в два раза. Зависит от того, где берется звук.

На заметку! Обозначается восьмеркой и является основой построений аккордов, гамм и арпеджио. Позволяет обогатить композицию и в сольной партии интересно обыграть тональности.

Часто в музыке стиля рок один из гитаристов начинает исполнять прогрессию октавами. Например, песня Spiders, исполняемая группой System Of A Down — один из наглядных образцов наилучшего использования.

Позиции для различных участков становятся универсальными от их метода нахождения на грифе инструмента. Построение октавы от 5 или 6 струнки основано на зажатии необходимой ноты, и затем через одну, струнку, находящуюся правее на 2 лада от взятого звука — октава от шестого лада 6 струнки считается восьмым ладом 4 струнки и т. д. С 5 строение происходит идентичным образом.

Внимание! Для построения от четвертой и третьей струны, используется схожая структура, но звук находится через три лада — октава 5 лада 4 струны располагается на восьмом ладу 2 струнки.

Также показанные схемы могут использоваться при помощи сдвижения в левую или правую стороны нот, находящихся в одном ладу:

Виды октав на гитаре

Октавы на грифе могут быть:

  1. По Гельмогольцу. Обозначения применяются в сборниках по музыке на русском языке: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.
  2. Предложенное акустическим сообществом Америки, где субконтроктава обозначается первой, контроктава — второй, и по такой же схеме идет дальнейшее пронумерованное обозначение.

На грифе инструмента имеются следующие октавы:

  1. Первая. Располагается в середине звукоряда. Буквенные обозначения пишутся маленькой буквой. С правой стороны в верхней части находится цифровая нумерация 1.
  2. Вторая. Находится выше первой. Имеет такое же буквенное название. Цифровое обозначение сверху 2.
  3. Третья. Лежит выше второй. Повторное буквенное изображение и цифра три.
  4. Малая. Находится ниже первой. Пишется с маленькой буквы. Не имеет цифровой нумерации: c, d и другие или «до», «ре» и т. д.

Малая октава

Самая низко расположенная, которая находится на струнах басового регистра. Целиком не представлена. Нота «Ми» — самый низкий звук, находящийся на шестой струнке. Самая высокая представлена нотой «Си», лежащей в 7 ладу.

Первая октава

Охватывает третью часть грифа инструмента. За исключением первой, включает все струны.

Вторая октава

Захватывает шесть струн гитары. Она берет начало от звука «До» (С) 20 лада и завершается на первой струне нотой «До» (С) восьмого лада.

Третья октава

Считается самой высокой. Состоит из 1, 2, 3 струн. Нота, позиция которой является самой высокой — звук «Соль» (G), расположенный на 20 ладу.

0 I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX
1 E F G A H C D E F G A H
2 H C D E F G A H C D E F G
3 G A H C D E F G A H C D
4 D E F G A H C D E F G A
5 A H C D E F G A H C D E F
6 E F G A H C D E F G A H C

Цифровое обозначение по левой стороне — струны. Римскими обозначениями показаны лады. Ячейки с пустотами — от основных нот производные.

Латинские обозначения нот:

Цветовое обозначение октав на струнах для легкости восприятия:

  • первые — серый цвет;
  • вторые — голубой цвет;
  • третьи — желтый цвет;
  • малые — зеленый цвет.

В схеме наблюдается конкретное закономерное расположение. Октавой выше расположен двенадцатый лад — является повтором нот.

Теперь, зная, как располагаются на грифе гитары октавы, становится легче играть и выучивать музыкальное произведение. Заучивать их нет необходимости, главное — понять принцип строения. Применение октав позволяет расширить границы мелодических композиций, создавая богатое звучание.

Источник

Ноты на гитаре

Эта статья завершает трёхчастную серию публикаций о нотах и опирается на материал, изложенный в первой и второй частях. Рекомендую предварительно их прочитать.

Оглавление

Схема грифа

В дальнейшем будем пользоваться схемой грифа, показанной ниже. Обратите внимание: лады нумеруются от колков, а струны — от самой тонкой к самой толстой.

Ноты на открытых струнах

При стандартной настройке гитары открытым (то есть не прижатым к ладам) струнам соответствуют следующие ноты:

  • 1-я струна (самая тонкая): ми первой октавы (E4)
  • 2-я струна: си малой октавы (B3)
  • 3-я струна: соль малой октавы (G3)
  • 4-я струна: ре малой октавы (D3)
  • 5-я струна: ля большой октавы (A2)
  • 6-я струна (самая толстая): ми большой октавы (E2)

Получается такая нотная последовательность: ми, си, соль, ре, ля, ми. Для её запоминания можно использовать мнемоническую фразу: « Мис сис Соль резала ляжку Минотавра».

Видно, что чем струна толще, тем ниже её звук.

У струны, прижатой к ладу, звучит только её часть между этим ладом и струнодержателем на корпусе гитары. Эта часть короче, чем вся струна, и потому звучит выше. Таким образом, самый низкий звук струна издаёт в открытом состоянии, а прижатие к любому ладу повышает её звук. Чем больше порядковый номер лада (т. е. чем он дальше от колков и ближе к струнодержателю), тем звук выше.

Принцип полутона

Гитара устроена так, что справедлив следующий принцип: на каждой струне интервал между нотами на любых двух соседних ладах равен полутону. Например, полутон образуют ноты на втором и третьем ладах первой струны, ноты на шестом и седьмом ладах второй струны, ноты на девятом и десятом ладах третьей струны и т. п.

Зная это, а также помня, что интервалы доре, реми, фасоль, сольля, ляси составляют целый тон, а интервалы мифа, сидо равны полутону, можно определить ноту на любом ладу любой струны.

Рассмотрим для примера четвёртую струну. В открытом состоянии она издаёт звук ре. Если прижать эту струну на первом ладу, получится нота, которая на полтона выше, чем ре, то есть ре-диез. На втором ладу находится нота, которая ещё на полтона выше, то есть ми. На третьем ладу получаем ноту ещё на полтона выше, то есть фа (между ми и фа полутон). На четвёртом ладу получаем фа-диез, на пятом — соль, на шестом — соль-диез, на седьмом — ля, на восьмом — ля-диез, на девятом — си. На десятом ладу получаем ноту до (между си и до полутон), а на одиннадцатом — до-диез.

На двенадцатом ладу получаем звук ре, который ровно на одну октаву выше исходного звука ре открытой четвёртой струны. На тринадцатом ладу находится ре-диез, который на октаву выше ре-диеза на первом ладу, на четырнадцатом ладу — нота ми, которая на октаву выше ми на втором ладу, и так далее. Всего на грифе обычно около двадцати ладов.

Рассмотренные ноты на четвёртой струне показаны на следующем рисунке. Звук открытой струны обозначен слева от грифа на воображаемом «нулевом ладу». Для наглядности белые клавиши фортепиано соединены пунктирными линиями с соответствующими ладами. Принадлежность нот к октавам и пунктирные линии для чёрных клавиш отсутствуют, чтобы не загромождать рисунок.

Двенадцатый лад

Вернёмся к двенадцатому ладу. Оказывается, что любая струна на двенадцатом ладу даёт звук, который ровно на одну октаву выше звука открытой струны.

Это происходит потому, что каждый последующий лад повышает звук струны на полутон, а интервал октава, как мы помним, состоит именно из двенадцати полутонов.

Кстати, с помощью рулетки можно убедиться в том, что двенадцатый лад делит звучащую часть струны ровно пополам. Это приводит к удвоению частоты звука, что и составляет физическую суть октавы.

Такое свойство делает двенадцатый лад особенным, и на нём обычно стоит отметка, отличающая его от других ладов.

Иногда удобнее искать ноты на грифе, отсчитывая не от открытой струны вверх, т. е. в сторону повышения звука, а от двенадцатого лада вниз. Допустим, мы хотим найти ми-бемоль (ре-диез) на первой струне. Зная, что на двенадцатом ладу находится, как и на открытой струне, нота ми, и помня, что ми-бемоль на полутон ниже ми, от двенадцатого лада отсчитываем один лад (полутон) в сторону понижения звука, т. е. в сторону колков, и находим ми-бемоль на одиннадцатом ладу первой струны. Ещё на полутон ниже — на десятом ладу — нота ре, и так далее.

Одинаковые ноты на разных струнах

Особенность гитары в том, что одну и ту же ноту во многих случаях можно сыграть на разных струнах. К примеру, ноту ми первой октавы можно сыграть и на открытой первой струне, и на пятом ладу второй струны, и на девятом ладу третьей струны, и на четырнадцатом ладу четвёртой струны, как показано на следующем рисунке. Это даёт возможность выбрать в каждой конкретной ситуации наиболее удобный способ и избежать лишних движений руки по грифу.

Все ноты на грифе

Заключительная схема показывает на гитарном грифе все ноты, соответствующие белым клавишам фортепиано, вплоть до двенадцатого лада. Эта схема поможет при занятиях на гитаре. Клик на изображении откроет в новом окне его увеличенную версию.

Упражнения и вопросы для самоконтроля

  1. Какая гитарная струна считается первой: самая тонкая или самая толстая?
  2. Выберите верный вариант: звук открытой струны гитары тем ниже, чем струна (толще/тоньше).
  3. Перечислите ноты, соответствующие открытым струнам гитары. Начните с первой струны, дойдите до шестой, затем перечислите эти же ноты в обратном порядке.
  4. Выберите верный вариант: звук открытой струны (выше/ниже), чем звук этой же струны, прижатой к любому ладу.
  5. Выберите верный вариант: на одной и той же струне звук на десятом ладу (выше/ниже), чем звук на пятом ладу.
  6. Определите, сколько тонов/полутонов между звуками на двух соседних ладах одной и той же струны, между звуком открытой струны и звуком той же струны на пятом ладу, между звуком открытой струны и звуком той же струны на двенадцатом ладу.
  7. Для каждой струны назовите ноту на двенадцатом ладу.
  8. Определите, где находится нота фа на первой струне, нота до на второй струне, нота A♯ на третьей струне и нота D♭ на пятой струне.
  9. Сколько тонов/полутонов между звуками открытых соседних струн гитары?

Эта статья — третья в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3

Источник

Читайте также:  Лесоповал королева марго с аккордами
Оцените статью