Золина Е.М.
Домашние задания по сольфеджио
В пособии «Домашние задания. » педагог Е.М. Золина делится своим многолетним опытом организации домашних заданий учеников.
Пособие рассчитано на детей, получивших первоначальные сведения по нотному письму в подготовительной группе или на первых уроках в 1 классе.
Показать полностью Свернуть
Если «Домашние задания. » для 1 и 2 классов оказались полезными для учеников и созвучными вашей методике, то предлагаемаен аналогичное пособие педагога Е.М. Золоной для 3 класса.
В разделе «Интервалы» узучаются обращения интервалов, способ построения септим и секст, опирающийся на закономерность обращения (малые интервалы обращаются в большие и наоборот).
После того, как дети усвоят обращения интервалов, они легко воспринимают и обращения трезвучий. Работа над ритмом, как всегда, должна вестись регулярно в течение всего учебного года, параллельно с освоением других тем.
4 класс является как бы пограничным между младшими и старшими классами. Его задача закрепить знания и навыки, полученные ренее, и подготовить почву для восприятия более сложного материала старших классов.
В 4 классе осваиваются наиболее употребительные тональности — до четырех знаков включительно. В разделе «Интервалы» прорабатываются все малые, большие и чистые интервалы и вводится одна пара тритонов. В разделе «Аккорды» даны обращения аккордов и показано соединение (гармоническое) аккордов. В 4 классе очень насыщенным является раздел посвященный ритму.
1 раздел пособия для 5 класса ДМШ посвящен повторению тональностей до четырех знаков и изучению тональностеей с пятью знаками. 2 раздел — «Интервалы». Здесь рассматриваются характерные интервалы гармонического минора, увеличенная секунда и уменьшенная септима. 3 раздел — «Аккорды». Изучение обращений главных трезвучий, соединений аккордов главных ступеней позволяет расширить состав аккордовых оборотов для подбора аккомпанемента. 4 раздел впервые вводит в курс сольфеджио хроматические звуки. 5 раздел — «Ритм». Работа над ритмическими фактурами непрерывно связана с умением делить такт на доли.
1 раздел пособия для 6 класса ДМШ начинается с повторения пройденных тональностей. Изучение гармонического вида мажора начинается в 1 разделе и углубляется во 2-м, на примере тритонов и характерных интервалов, а также в 3-м разделе на примере уменьшенного и увеличенного трезвучий и уменьшенного септакорда. В 4-м разделе даны упражнения в тональностях наиболее часто используемых для диктантов. В 5-м разделе — «Ритм» повторяются ранее усвоенные ритмические фигуры, особое внимание уделяется ритмическим фигурам с залигованными нотами.
В старших классах все более отчетливо осуществляется дифференцированный подход к обучению учащихся.
В VII классе совершенно отчетливо происходит разделение учащихся на группы профессиональной и непрофессиональной орентации. Соответственно, педагог должен осуществлять дифференцированный подход. Данное пособие предлагает задания и упражнения рассчитанные на обе группы. В каждом разделе задания расположены по принципу постепенного усложнения.
Источник
3 класс ФПО, ОСИ
Домашнее задание 3 класс на 28, 30.04.
Золина 3 кл .: с. 35, у. 70- ритм.
Учебник, с. 65, у. 280, 281- а-б – пишем
В фа # миноре выписать: 3 вида минора, T53, б.6,м.6,t53-s 53-D53 – все поем, играем.
Домашнее задание 3 класс на 07.04,09.04
Правило на сексту:
Секста – это интервал, который охватывает 6 ступеней. Секста бывает большая (б6) и малая (м6). б6 = 4,5 тона; м6 = 4 тона.; в мажоре б6 строится на 1,2,4,5, ступенях; м6 строится на, 3, 6,7 ступенях. В миноре натуральном б6 строится на 3, 4, 6,7, ступенях, м6 строится на 1, 2,5. В миноре гармоническом м6 строится на 1, 5, 7 #. По звучанию секста – консонанс.
№ 198 б) – повторяем ритм;
Золина 3 кл.: с. 11-12; с. 21-23, у. 46-51;
Учебник, с. 65, у. 28 а-б)
Сексты в фа # миноре – поем + играем: сначала от ступеней подряд -1, 2, 3 и т.д., а потом отдельно учи б.6,и м.6.
–Д- наизусть, транспонируем в Си ь мажор- пишем, поем.
Домашнее задание 3 класс на 31.03, 01.04.
Правило на сексту:
Секста – это интервал, который охватывает 6 ступеней. Секста бывает большая (б6) и малая (м6). б6 = 4,5 тона; м6 = 4 тона.; в мажоре б6 строится на 1,2,4,5, ступенях; м6 строится на, 3, 6,7 ступенях. В миноре натуральном б6 строится на 3, 4, 6,7, ступенях, м6 строится на 1, 2,5. В миноре гармоническом м6 строится на 1, 5, 7 #. По звучанию секста – консонанс.
№ 198 б) – повторяем ритм;
Золина 3 кл.: с. 19-21
Сексты в Ля мажоре и фа # миноре – поем + играем: сначала от ступеней подряд -1, 2, 3 и т.д., а потом отдельно учи б.6,и м.6.
Домашнее задание 3 класс на 24,26.03.
Секста – это интервал, который охватывает 6 ступеней. Секста бывает большая (б6) и малая (м6). б6 = 4,5 тона; м6 = 4 тона.; в мажоре б6 строится на 1,2,4,5, ступенях; м6 строится на, 3, 6,7 ступенях. В миноре натуральном б6 строится на 3, 4, 6,7, ступенях, м6 строится на 1, 2,5. В миноре гармоническом м6 строится на 1, 5, 7 #. По звучанию секста – консонанс.
- Уч. С. 61, у.262- а,б- пишем, поем, играем
- Выписать сексты в Ля мажоре и фа миноре.
- Золина 3 кл.: с. 23, у.50,51
- «Бабка сеяла горох» – повторяем. играем квинтами от черных и белых клавиш
- Про Федора- повторяем
Домашнее задание 3 класс на 17-19.03.
Секста – это интервал, который охватывает 6 ступеней. Секста бывает большая (б6) и малая (м6). б6 = 4,5 тона; м6 = 4 тона.; в мажоре б6 строится на 1,2,4,5, ступенях; м6 строится на, 3, 6,7 ступенях. В миноре натуральном б6 строится на 3, 4, 6,7, ступенях, м6 строится на 1, 2,5. В миноре гармоническом м6 строится на 1, 5, 7 #. По звучанию секста – консонанс.
- Уч. С. 61, у.262- а,б- пишем, поем, играем
- Выписать сексты в Ля мажоре и фа миноре.
- Золина 3 кл.: с. 19,у.38
- «Бабка сеяла горох» – повторяем. играем квинтами от черных и белых клавиш
- Про Федора- повторяем
Домашнее задание 3 класс на 10-11.03.
Правило на ч.5 –учить
Золина 3 кл.: с. 8,№10 – пишем, поем, играем с.6, задание в ре миноре
–ч5/I-б3/IV-б2/IV-м6/III-ч4/V-ч5/V-ч1/I – в Си ь мажоре
«Бабка сеяла горох» –играем квинтами от черных и белых клавиш
Домашнее задание 3 класс на 03.03.
Правило на ч.5 –учить
Золина 3 кл.: с. 4, задание 6, задание 5 – в ре миноре,
№ 162-поем, № 167- найти квинты в каждой строчке и между строками
Цепочку составляем –поем, играем –ч5/I-б3/IV-б2/IV-м6/III-ч4/V-ч5/V-ч1/I
«Бабка сеяла горох» –играем квинтами от черных клавиш
Домашнее задание 3 класс на 17.02.
- Правило на ч.5 –учить
- Золина 2 класс: с. 29,у.59-62 – делаем в си миноре, пишем, поем, играем!
- Золина 3 кл.: с. 19, зад. 38
- № 215
- № 205-только ритмическую строчку
- «Бабка сеяла горох» –играем квинтами.
Домашнее задание 3 класс на 10.02.
- Правило на ч.е – учить
- Золина 2 класс: с. 16,у. 29 – делаем в си миноре, пишем, поем, играем!
- Золина 3 кл.: с. 19, зад. 36,37
- № 204
- № 198 б) – как всегда- повторяем
- Досочинение — сдаем
Домашнее задание 3 класс на 03.02.
- Д- петь с дирижированием;
- Д- в (си миноре — танец) наизусть
- Составить цепочку в си миноре- пишем, поем, играем:
Домашнее задание 3 класс на 27-28.01.
Д- петь с дирижированием;
Золина, за 2 класс: с. 17-19 — сдать
С. 46, № 196 – секвенция- поем+ играем+ в левой руке дублируем первый звук в такте.
№ 198 б) – как всегда.
Домашнее задание 3 класс на 20-21.01.
- Выписать си минор – 3 вида, смотри как делали ля минор во 2 классе, пой зарядку в си миноре – проверяем- петь+ играть
- Золина, за 2 класс: с. 17-19 — сдать
- С. 46, № 196 – секвенция- поем+ играем+ в левой руке дублируем
первый звук в такте.
№ 198 а) – как всегда.
Домашнее задание 3 класс на 11-13.01.
- Интервал кварта. Правило: кварта – интервал, который охватывает 4 ступени. Кварта равна 2,5 тона, обозначается ч.4. В мажоре ч.4 строится на всех ступенях, кроме 4, а в миноре натуральном – на всех ступенях, кроме 6. Кварта звучит жестко, а в мелодическом виде, кварта звучит призывно и активно.
- №186,а-в ) –сдаем– делаем 3 варианта: двумя руками, ритмослогами, и на звукоряде гаммы до мажор – ПОВТОРЯЕМ.
- Выписать си минор – 3 вида, смотри как делали ля минор во 2 классе, пой зарядку в си миноре.
- Золина, за 2 класс: с. 17-19
- Выписать ч.4 Си миноре- + поем, играем
Домашнее задание 3 класс на 23-24.12.
- Интервал кварта. Правило: кварта – интервал, который охватывает 4 ступени. Кварта равна 2,5 тона, обозначается ч.4. В мажоре ч.4 строится на всех ступенях, кроме 4, а в миноре натуральном – на всех ступенях, кроме 6. Кварта звучит жестко, а в мелодическом виде, кварта звучит призывно и активно.
- №186,а-в ) –сдаем– делаем 3 варианта: двумя руками, ритмослогами, и на звукоряде гаммы до мажор
- №132 — поем; вспомни как учим 2- голосие- учи нижний голос.
- Золина, с. 5, задание 4 + петь.
- Выписать ч.4 вРемажоре и Си миноре- + поем, играем
Домашнее задание 3 класс на 16-17.12.
- Интервал кварта. Правило: кварта – интервал, который охватывает 4 ступени. Кварта равна 2,5 тона, обозначается ч.4. В мажоре ч.4 строится на всех ступенях, кроме 4, а в миноре натуральном – на всех ступенях, кроме 6. Кварта звучит жестко, а в мелодическом виде, кварта звучит призывно и активно.
- №186,а-в ) –сдаем– делаем 3 варианта: двумя руками, ритмослогами, и на звукоряде гаммы до мажор
- №193-уч.- досочиняем, все пишем в тетр.+ поем с дирижированием – доделать, сдать пение.
- №132 — поем; вспомни как учим 2- голосие
- Золина, с. 5, задание 4 + петь.
- Выписать ч.4 в соль миноре- + поем, играем
Домашнее задание 3 класс на 9-10.12
Интервал кварта. Правило: кварта – интервал, который охватывает 4 ступени. Кварта равна 2,5 тона, обозначается ч.4. В мажоре ч.4 строится на всех ступенях, кроме 4, а в миноре натуральном – на всех ступенях, кроме 6. Кварта звучит жестко, а в мелодическом виде, кварта звучит призывно и активно.
№186,в) – УЧЕБНИК – делаем 3 варианта: двумя руками, ритмослогами, и на звукоряде гаммы до мажор
Д- НАИЗУСТЬ, ТРАНСПОНИРУЕМ В Ре мажор.
№193-уч.- досочиняем, все пишем в тетр.+ поем с дирижированием;
Выписать ч.4 в Сиь мажоре,+ поем, играем.
Домашнее задание 3 класс на 02-03.12
Интервал кварта. Правило: кварта – интервал, который охватывает 4 ступени. Кварта равна 2,5 тона, обозначается ч.4. В мажоре ч.4 строится на всех ступенях, кроме 4, а в миноре натуральном – на всех ступенях, кроме 6. Кварта звучит жестко, а в мелодическом виде, кварта звучит призывно и активно.
№186,Б) – УЧЕБНИК – делаем 3 варианта: двумя руками, ритмослогами, и на звукоряде гаммы до мажор
Д- НАИЗУСТЬ, ТРАНСПОНИРУЕМ В Ре мажор.
– пишем нотами ступени, но по новой тональности и опять ставим ступени
Цепочка интервальная доделаем- поем, играем.
Все есть в тетради.
Домашнее задание 3 класс на 25-26.11
Интервал кварта. Правило: кварта – интервал, который охватывает 4 ступени. Кварта равна 2,5 тона, обозначается ч.4. В мажоре ч.4 строится на всех ступенях, кроме 4, а в миноре натуральном – на всех ступенях, кроме 6. Кварта звучит жестко, а в мелодическом виде, кварта звучит призывно и активно.
- Д — НАИЗУСТЬ, ТРАНСПОНИРУЕМ В Ре мажор.
– пишем нотами ступени, но по новой тональности и опять ставим ступени
Цепочка интервальная доделаем- поем, играем.
Все есть в тетради.
Домашнее задание 3 класс на 11-12.11
По Золиной –с. 39, задание 76,77 – все делаем как написано –пишем, поем, играем;
Интервал кварта. Правило: кварта – интервал, который охватывает 4 ступени. Кварта равна 2,5 тона, обозначается ч.4. В мажоре ч.4 строится на всех ступенях, кроме 4, а в миноре натуральном – на всех ступенях, кроме 6. Кварта звучит жестко, а в мелодическом виде, кварта звучит призывно и активно.
- выписываем кварты в Си ь мажоре и соль миноре – поем, играем.
- Учебник 3 класс: упр. 160, 162-163 – все делаем, как написано.
Домашнее задание 3 класс на 21-22.10.
Дополнительно, но задание делаем.
- По Золиной –с. 35 – 36 2а,б,в – все делаем как написано –пишем, поем, играем;
- Зол.с.37-39- на повторение делаем как написано.
- Зол. № 75,-4 – поем.
- выписываем терции в Си ь мажоре – поем, играем.
- № 102 – 1 верхняя строчка. (Чайковский. Вальс)
Как учим 2-х голосные номера:
- учим каждый голос отдельно
- играем два голоса двумя руками, а поем верхний
- играем два голоса двумя руками, а поем нижний
- играем один голос, а другой поем
- Меняем местами — поем/ играем.
Сначала петь и играть одновременно будет нелегко, поэтому пой погромче, а играй потише, чтобы слышать, что поешь.
НО зато как красиво будет звучать 2- х голосие.
Домашнее задание 3 класс на 07.-08.10.
Дополнительно, но задание делаем.
- По Золиной –с. 35, на с.28 №71,2а,б – все делаем как написано –пишем, поем, играем;
- В ми миноре — выписать и петь – б3,м3 – играем обязательно!
- Сольфеджио за 2 класс- №102 – 1 строчка
Как учим 2- х голосные номера:
- учим каждый голос отдельно
2 .играем два голоса двумя руками, а поем верхний
- играем два голоса двумя руками, а поем нижний
- играем один голос, а другой поем
- Меняем местами — поем/ играем.
Сначала петь и играть одновременно будет нелегко, поэтому пой погромче, а играй потише, чтобы слышать, что поешь.
НО зато как красиво будет звучать 2- х голосие.
- №105 – подписать нижний голос в терцию, если не звучит терция, то используй ч1. — 1 строчка.
- перепиши 1 строчку штилями вверх
- Подстрой к верхнему голосу интервал терция и запиши со штилями вниз, например- в верхнем голосе –ре, то в нижнем голосе –будет нота си и т.д.
Домашнее задание 3 класс на 30.09., 01.10
Ребята, напоминаю, что урока 23.09. – не будет, договоримся дополнительно, но задание делаем.
По Золиной – с. 35, на с.28 №71,а-б – все делаем как написано –пишем, поем, играем;
В ре миноре – выписать и петь – б3,м3 – играем обязательно!
Сольфеджио за 2 класс- №106
Как учим 2- х голосные номера:
учим каждый голос отдельно
играем два голоса двумя руками, а поем верхний
играем два голоса двумя руками, а поем нижний
играем один голос, а другой поем
Меняем местами — поем/ играем.
Сначала петь и играть одновременно будет нелегко, поэтому пой погромче, а играй потише, чтобы слышать, что поешь.
НО зато как красиво будет звучать 2- х голосие.
6. №104 – подписать нижний голос в терцию, 1 строчка.
перепиши 1 строчку штилями вверх
Подстрой к верхнему голосу интервал терция и запиши со штилями вниз, например- в верхнем голосе –ре, то в нижнем голосе –будет нота си и т.д.
Домашнее задание 3 класс на 23.09.
Ребята, напоминаю, что урока 23.09. – не будет, договоримся дополнительно, но задание делаем.
- По Золиной –с. 24-27, на с.28 №57 – все делаем как написано –пишем, поем, играем;
- Золина, с. 16 – вся.
Источник