Ноты звук вторая октава

Волшебные клавиши

Ноты второй октавы.

Если вы выучили ноты первой октавы, переходим к изучению нот второй октавы.

Нота ДО второй октавы находится между 3 и 4 линейкой.

Нота РЕ второй октавы — на 4 линейке.

Нота МИ второй октавы — между 4 и 5 линейкой.

Нота ФА второй октавы — на 5 линейке.

Нота СОЛЬ второй октавы — над 5 линейкой.

Ноты ЛЯ второй октавы — на 1 добавочной.

Нота СИ второй октавы — над первой добавочной.

Дальше рассмотрим соответствия клавиш фортепиано и нот на нотном стане. Синим прямоугольником выделены ноты первой октавы. Красным — ноты второй октавы.

Источник

Как читать и считать ноты – подробная инструкция + фото

Открывая сборник нот, неподготовленный человек вряд ли что-то поймет. В то время как профессиональный музыкант, глядя в ноты может услышать музыку, даже без помощи инструмента.

Дело в навыке. Научиться читать ноты и другие музыкальные знаки можно также, как вы когда-то научились читать буквы, складывая их в слова и предложения. Но для этого нужно овладеть знаниями, которыми я поделюсь с вами в этой статье.

Эволюция нотной записи

Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.

Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.

Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G. Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.

В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» — знак, намек.

Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.

Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.

Поиски решения продолжались. Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку. Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.

После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.

Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.

Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.

Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.

Не интересно 10

Кому принадлежат названия нот

Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.

Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.

Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.
Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.

Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:

Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.

Звукоряд, интервал, октавы

Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.

Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.

Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.

Отношение между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно, называется интервалом . Одновременное звучание образует гармонический интервал, последовательное – мелодический.

Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:

  • Прима (prima — первая)
  • Секунда (secunda — вторая)
  • Терция (tertia — третья)
  • Кварта (quarta — четвертая)
  • Квинта (quinta — пятая)
  • Секста (sexta — шестая)
  • Септима (septima — седьмая)
  • Октава (octava — восьмая)

Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.

Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.

Терция интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.

Кварта 4 ступени

Квинта 5 ступеней

Секста 6 ступеней

Септима 7 ступеней

Октава 8 ступеней

Источник

Октавы на фортепиано: полная информация

Все музыкальные звуки, если их расположить по высоте от самого низкого до самого образуют музыкальный звукоряд, в который входит около ста различных по высоте звуков. Наибольший объем имеют:

  • орган (104 звука),
  • фортепиано (85-88 звуков),
  • полный баян (57 звуков),
  • современная бандура (до 55 звуков).

Каждому звуку музыкального звукоряда соответствуют подобные ему по звучанию, но разные по высоте звуки. Они называются октавными, а группа звуков между ними — октавой (от лат. oktava).

Полная октава содержит двенадцать различных по высоте звуков (октавный звук тринадцатый). Из них лишь семь основных имеют самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Названия звуков периодически повторяются в других октавах.

На фортепиано и на правой клавиатуре аккордеона и баяна основным звукам соответствуют белые клавиши (1) или белые кнопки (2).

Остальные пять звуков, которым соответствуют черные клавиши или кнопки упомянутых инструментов, самостоятельных названий не имеют. Их названия зависят от повышения или понижения соседних с ними основных звуков.

Ряд клавиш фортепиано, аккордеона или кнопок баяна называется клавиатурой. На фортепиано — одна клавиатура, на баяне, гармони и аккордеоне — две (для правой и левой рук). На баяне или гармони обе клавиатуры имеют кнопки. На аккордеоне правая клавиатура имеет клавиши, как фортепиано, а левая — кнопки, как баян.

На струнных инструментах роль клавиатуры выполняет гриф, в который врезан ряд узеньких металлических планочек — ладки (лады).

Некоторые струнные инструменты не имеют ладов на грифе (скрипка, альт, виолончель, контрабас). Точность воспроизведения звуков на этих инструментах в большой степени зависит от музыкального слуха исполнителя.

На бандуре, которая также не имеет ладов, каждая струна соответствует одному из звуков музыкального звукоряда, то есть бандура имеет определенный строй.
На духовых инструментах звуки добываются с помощью губ исполнителя, разных мундштуков (с тростью или без нее) и клапанов или вентилей, перекрываются пальцами, сокращая или удлиняя столб воздух внутри инструмента. Определенную роль играет также сила, с которой
вдувается воздух в духовой инструмент.

Началом каждой из октав условно считается звук до, что соответствует белой клавиши слева от первой из двух черных.

Сколько октав на фортепиано

Весь звукоряд делится на девять октав: семь полных и две неполные.

Название октав на фортепиано

Субконтроктава

Самая низкая в звукоряде субконтроктава — неполная, она имеет только три звука.

Ноты субконтроктавы в басовом ключе:

Контроктава

Следующая зовется контроктава, она — полная.

Вот так записываются нот контроктавы в басовом ключе:

Большая октава

Следующая большая октава — тоже полная.

Малая октава

Идет после большой, тоже полная октава.

Ноты малой октавы в басовом ключе

Октавы, идущие после малой, обозначаются порядковыми числами и называются: первая, вторая, третья, четвертая (полные).

Первая октава

Ноты первой октавы в скрипичном ключе:

Вторая октава

Ноты второй октавы

Третья октава, Четвертая октава и Пятая октава

Некоторые фортепиано вовсе не имеют пятой октавы, и зукоряд у них заканчивается звуком ля четвертой октавы.

Клавиатура фортепиано с нотами и октавами

На рубеже XVII и XV III вв. установился музыкальный звукоряд, называемый равномерно — темперированным. В нем все звуки расположены на одинаковом расстоянии друг от друга (расстояние здесь следует понимать как соотношение звуков по высоте), а октава делится на двенадцать равных частей.

Кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками называется полутоном. Его принято считать наименьшей единицей измерения соотношений звуков по высоте. Полутону равняется расстояние между двумя основными звуками, соответствующими двум белым клавишам (или кнопкам), между которыми нет черной (то есть ми — фа и с и — к), или между основным и соседним с ним повышенным или пониженным звуком, то есть между белой и прилегающего к ней черного клавишами фортепиано (или кнопками баяна).
Два полутона в сумме составляют целый тон. Итак, октава имеет двенадцать полутонов, или шесть тонов.

Расстояние между звуками до — ре, ре — ми, фа — соль, соль — ля и ля — си равно двум полутонам или целому тону. На фортепиано (баяне) это две белые клавиши( две кнопки), между которыми есть черная. Кроме того тон равен расстоянию между двумя клавишами (кнопками) , между которыми есть третья.

Источник

Читайте также:  Две гитары ритм соло
Оцените статью