Ноты звуки связали руки

Расположение нот на нотоносцах

Упражнение. Попробуйте называть ноты в тех упражнениях, которые мы с Вам пытались подобрать на слух на прошлых занятиях. Лучше, если Вы будете петь названиями нот. В музыкальных школах такой предмет (пение по нотам) называется сольфеджио.

Фрагмент фортепианной клавиатуры. Напоминаю, что нота до первой октавы на находится посередине клавиатуры.

Примеры для исполнения мелодии в обоих ключах разными пальцами (не связно).

Немного теории. Более подробно это будет рассматриваться в одноименном разделе наших занятий.

Мелодии, записанные на двух нотоносцах, исполняются двумя руками: правой рукой — ноты, помещенные на верхнем нотоносце, а левой рукой — на нижнем. В нотной записи музыкальное произведение делится на маленькие равные части, которые называются тактами. Один такт от другого отделяется тактовой чертой. Каждый такт имеет равное количество долей, что указывается цифрами, поставленными в начале пьесы около ключа. Верхняя цифра показывает количество долей в такте, а нижняя — длительность этих долей. Эти цифры указывают размер такта.

Первая доля такта называется сильной долей. В конце пьесы ставится двойная черта. А двойная черта с двумя точками (реприза) указывает, что вся пьеса или ее часть исполняется два раза. Две или несколько одинаковых нот, связанные друг с другом дугами (лигами), составляют один непрерывный звук, длительность которого равняется сумме длительности всех этих нот.

Например:

В начале пьесы указывается, в каком темпе или в каком характере надо исполнять это произведение. Например: неторопливо, умеренно, скоро, весело, легко и т.д.

Попробуйте разобрать два упражнения, играя двумя руками. Не торопитесь, играйте ровно.

Поверьте, ничего зазорного не будет, если Вы иногда будете заглядывать на предыдущие занятия, для того, например, чтобы вспомнить, что такое аппликатура, как надо сидеть за инструментом и других мелочей, необходимых для более-менее успешного обучения.

Для того, чтобы музыка ЗАЗВУЧАЛА, мало оттарабанить по клавишам нотный текст. Так и я сам могу, а Вам надо оживить музыкальное произведение. Неважно, какой степени трудности оно. Можно красиво сыграть и детскую пьеску, а можно изуродовать прекрасную музыку. Для этого мы сегодня познакомимся с динамическими оттенками.

Послушаем Прошу учесть, что динамические оттенки в этом упражнении я немного «утрировал», чтобы Вам было более понятно. Этюдом называется пьеса технического характера, а иногда и просто упражнение, представляющее собой законченное музыкальное построение. Очень полезно прохлопать (я имею в виду ладошками) ритм пьесы, считая вслух.

С первых же номеров игры необходимо точно соблюдать указанной аппликатуры (не от делать же нечего я с такой любовью проставляю циферки над нотами). Поймите, это является первостепенным условием воспитания рациональной техники исполнения. Постепенно Ваши пальчики сами будут находить нужную ноту правильно.

Добивайтесь осмысленной фразировки и объединения отдельных звуков в маленькие фразы. Особое внимание нужно обращать на нюансировку, соответствующую строению мелодии и ударным слогам в словах. Параллельно с изучением пьес и этюдов полезно играть различные упражнения, помогающие овладеть теми или иными пианистическими приемами. Играя их, Вы сможете сосредоточить свое внимание на технически правильном выполнении задания, используя полученные при этом навыки для исполнения пьес и этюдов. Постарайтесь сами придумывать различные варианты упражнений в зависимости от конкретных задач, возникающих в процессе занятий. Это могут быть упражнения

на поступательное движение:

на переносы руки:

на скачки:

на правильную постановку первого пальца:

на укрепление слабых пальцев — четвертого и пятого:

Напомню, что Вы должны подбирать упражнения от разных звуков, приучаясь играть не только на белых, но и на черных клавишах. Целесообразно играть упражнения, применяя различную аппликатуру. Левой рукой упражнения следует исполнять окавой ниже. Другой принцип составления упражнений состоит в вычленении трудных мест из пьес и этюдов и их транспонирование. Этот принцип очень эффективен и должен применяться не только на ранних, но и на последующих этапах обучения, особенно пря работе над виртуозными пьесами и этюдами. Помните что при всей важности игры упражнений ими не следует переружаться. Упражнениями занимайтесь в умеренных дозах, но и не забывая об их огромной пользе. Прежде чем перейти к следующей теме, хочу дать Вам небольшой совет для развития пальчиков. При поездке в общественном транспорте, или еще где, когда у Вас появляется свободное время, представьте себе, что Вы играете на клавиатуре. Вот и нажимайте пальчиками. Кроме развития пальцев еще появляется навык сольфеджио, то есть звучание нот в голове, при условии, что Вы будете «импровизировать» игру на инструменте осознанно, представляя мысленно каждую нотку.

Источник

Правая клавиатура баяна. Видеоупражнения

В настоящем материале мы будем осваивать с вами правую клавиатуру при помощи специальных упражнений. Здесь будет минимум теории и очень много практики. Видео упражнения позволят вам очень быстро подготовить игровой аппарат к полноценной игре двумя руками.

После их изучения у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. После практического прохождения комплекта упражнений вы совершенно свободно самостоятельно сможете разучивать на правой клавиатуре песни и пьесы в облегченном переложении для баяна.

В видео упражнениях задан эталон звучания инструмента при выполнении упражнений. Вы в любое время сможете запустить видео и сравнить свою игру со звучанием эталона. Эти упражнения помогут вам выработать оптимальное меховедение и приучить пальцы к правильной аппликатуре. В подборке более тридцати видео упражнений, которые признаны специалистами наиболее продуктивными для обучения новичков.

Эти упражнения я использую в своей работе уже почти сорок лет. На том материале, который вы имеете возможность купить, обучились играть на баяне сотни и сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая этот мини курс — комплект упражнений для правой руки, вы получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.

Для кого подготовлены эти упражнения?

— Для тех, кто начинает осваивать баян с нуля, без какой-либо предварительной подготовки. Подача учебного материала организована таким образом, что абсолютно любой человек, сможет продуктивно работать с комплектом видео упражнений.

— Упражнения могут быть использованы педагогами по баяну и репетиторами в качестве основных и вспомогательных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.

В комплекте:

32 видео, 115 видео упражнений.

А также: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Все упражнения с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Большинство упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате АVI.

Цена 300 рублей

По вопросам приобретения комплекта пишите на почту p etrowich451@yandex.ru Рекомендации по изучению правой клавиатуры баяна

Изучение музыкальной грамоты необходимо связать со слуховыми образами и понятиями ребенка. Иными словами, ноты нужно изучать последовательно с различными длительностями.

Изучение нотной грамоты обычно начинают от ноты «до». По мере изучения семи основных звуков натурального звукоряда учащийся практически осваивает тональность до мажор, ее устойчивые и главные ступени. Как можно раньше приучайтесь играть без постоянных заглядываний в клавиатуру. Это станет возможным, когда вы хорошо будете знать расположение нот на клавиатуре баяна. Причем, знать не виртуально, а наощупь. Для этого вам придется изрядно потрудиться. Для изучения клавиатуры лучше всего использовать одну октаву.

Рекомендую первую. Поставив пальцы на одной октаве, мы будем автоматически знать ноты и других октав. Некоторым ученикам для запоминания основных звуков одной октавы требуются сотни повторений. Кто-то запоминает расположение нот очень быстро. Но повторяю: мало запомнить расположение нот, нужно их различать на звук, безошибочно определять их местонахождение на клавиатуре.

Основная задача начальной практической работы по изучению клавиатуры баяна: запомнить характер звука в натуральном звукоряде, слышать его в реалии и иметь слуховое представление о нем. Кроме того важно усвоить относительную продолжительность целой, половинной и четвертной ноты.

Вместе с запоминанием нот на клавиатуре ученик получает понятие о расположении нот на нотном стане, обучается правильной записи звуков разной длительности. Здесь же он отрабатывает первые навыки звукоизвлечения и меховедения.

Рекомендую такой метод освоения правой клавиатуры:

Заучиваем расположение и звучание ноты «до» первой октавы. Нажимаем кнопку «до». Потянем звук, послушаем его внимательно. Пробуем воспроизвести его голосом. Затем вместе с инструментом. Проделываем эту процедуру 10-15 раз. Нажимаем следующую кнопку – соответствующую ноте «ре». Полутона пока не трогаем.

Наша задача на начальном этапе выучить расположение основных нот. Итак, играем последовательность нот «до» — «ре». Играем эту последовательность целыми, половинными. Если есть возможность, используем метроном. Но даже с метрономом обязательно считаем доли или оттопываем счет ногой.

Обязательно пропеваем выполняемые упражнения. Когда уверенно будем брать на клавиатуре нотки «до» и «ре», переходим к проработке следующей комбинации кнопок, соответствующих нотам «до» — «си». Кнопку «до» нажимаем вторым пальцем, ноту «си» — третьим.

Максимально сосредотачиваемся, напрягаем слух, впитываем в себя проигрываемые звуки. Внимательно отслеживаем слухом переходы, переливания от звука к звуку. Следующая комбинация звуков для изучения правой клавиатуры: «до-ре-си-до».

Напоминаю, что все эти манипуляции направлены на изучение расположения ноты «до» на клавиатуре. После того, как начнете абсолютно свободно находить и проигрывать ноту «до», можно перейти к освоению ноты «ре». По аналогии с предыдущими занятиями составляем последовательности кнопок от кнопки «ре» вниз и вверх.

Эти последовательности будут выглядеть так: «ре – ми», «ре-до», «ре-ми-ре-до». Сколько раз нужно повторить последовательности до полного заучивания? Для каждого обучающего индивидуально. Это может быть десять повторений, а может быть и сто.

Аналогичным образом прорабатываем остальные основные звуки до ноты «си». Это будет первый этап изучения правой клавиатуры. На следующем этапе мы займемся интервалами, т.е. продолжим работу над изучением нот (кнопок) основного звукоряда на правой клавиатуре на примере интервалов.

Источник

Wellness Blog

Нотная грамота представляет собой своеобразный язык, который понимают все музыканты. Тем, кто решил попробовать себя в музыке, нужно познакомиться с этим языком. Все не так сложно, как может показаться.

Каждый музыкальный звук определяется четырьмя физическими свойствами:

  1. высотой
  2. продолжительностью
  3. громкостью
  4. тембром (окраской)

С помощью нотной записи музыкант получает информацию о всех этих свойствах звуков, которые он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Высота звука (звуковысотность)

Все музыкальные звуки выстроены в единую систему – звукоряд. Это ряд, в котором все звуки идут друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков или наоборот, от высоких к низким. Звукоряд делится на части – октавы, которые содержат набор нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Если обратиться к клавиатуре фортепиано, то в центре клавиатуры, обычно напротив названия, находится первая октава. Правее первой октавы, выше, расположена вторая октава, затем третья, четвертая и пятая (состоящая всего из одной ноты “до”). Ниже, левее первой октавы, расположена малая октава, большая октава, контроктава и субконтроктава (состоящая из белых клавиш ля и си).

Ноты изображают в виде пустых или закрашенных (затушеванных) овалов – головок. К головкам справа или слева могут дорисовываться штили — вертикальные палочки и хвосты (хвосты называются флажками).

Если штиль у ноты направлен вверх, то его пишут с правой стороны, а если вниз – с левой. При написании нот действует правило: до 3-й линейки штили нот должны быть направлены вверх, а начиная с 3-й линейки – вниз.

Для записи и чтения нот используется нотный стан (нотоносец). Нотный стан представляет собой пять параллельных линий (линеек) для записи нот, пронумерованных снизу вверх. Ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над линейками. Если для записи ноты не хватает основных 5 линеек, то вводятся дополнительные линейки, которые добавляются сверху или снизу нотного стана. Чем выше звучит нота, тем выше она располагается на линейках. Однако если на нотный стан (нотоносец) не поставлен музыкальный ключ, то положение нот на нотном стане указывает высоту звука только приблизительно: выше или ниже.

Музыкальный ключ – это точка отсчета, которая указывает на положение ноты с конкретной определенной высотой. Ключ ставят обязательно в начале любого нотоносца. Если есть ключ, то зная, где пишется одна нота, можно легко определить положение и другой ноты. Нотная запись получается компактнее, и ноты удобно читать, когда большинство нот находится на основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу, поэтому в музыке существует множество музыкальных ключей. Несмотря на то, что совокупный диапазон звучания различных голосов и музыкальных инструментов составляет около 8 октав, диапазон отдельно взятого голоса или музыкального инструмента обычно гораздо уже, что и отражено в названиях музыкальных ключей: сопрановый — для сопранового регистра, альтовый — для альтового, теноровый — для тенора, басовый — для баса (сокращённо SATB).

Музыкальные ключи можно разделить на 3 группы:

Ключ “Соль” – указывает на расположение ноты “Соль” первой октавы. Произошел данный ключ от латинской буквы G, обозначающей ноту “Соль”. К ключам “Соль” относятся Скрипичный и Старофранцузский ключи, выглядят они следующим образом.

Ключ “Фа” – указывает на расположение ноты “Фа” малой октавы. Произошел ключ от буквы латинской F (две точки – это две перекладинки буквы F). К ним относятся Басовый ключ, Басопрофундовый и Баритоновый ключи. Выглядят они следующим образом.

Ключ “До” – указывает на расположение ноты “До” первой октавы. Произошел от латинской буквы C, которая обозначает ноту “До”. К таким ключам относятся Сопрановый (он же Дискантовый) ключ, Меццо-сопрановый, Альтовый и Баритоновый ключи (Баритоновый ключ можно обозначить не только ключом группы “Фа”, но и ключом группы “До”). Выглядят ключи “До”следующим образом

На следующем рисунке изображены различные музыкальные ключи

Также есть нейтральные ключи для партий барабанов и гитарных партий (так называемая табулатура).

Для начинающих достаточно будет умения читать ноты в скрипичном и басовом ключе.

Ноты, предназначенные для исполнения группой музыкантов, часто объединяют в партитуры, в которых для каждого инструмента, голоса или партии отводится отдельная строка, отдельный нотоносец. Вся партитура объединяется сначала сплошной вертикальной начальной чертой, а нотоносцы нескольких партий или группы инструментов объединяются специальной скобой – акколадой.

Акколада бывает в виде фигурной или квадратной (прямой) скобы. Фигурной акколадой объединяют партии, которые исполняет один музыкант (например, две строчки фортепиано, органа и т.д.), а квадратной акколадой объединяются строчки партий разных музыкантов, которые составляют единую группу (например, музыка для ансамбля струнных инструментов или хора).

Конец партитуры или какой-то части обозначают в нотах двойной вертикальной чертой. Если кроме двойной черты рядом стоят еще и две точки между линейками нотоносца (знаки репризы), то это говорит о том, что все произведение или какой-то раздел нужно повторить.

В нотах могут встретиться пунктирные линии с восьмеркой (знаки переноса на октаву). Они означают, что все, что находится в зоне действия данных линий, нужно играть на октаву выше или ниже. Эти октавные знаки нужно для упрощения чтения очень высоких/низких нот, для записи которых нужно много дополнительных линеек.

К основным музыкальным ступеням относятся 7 звуков: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. На фортепиано для нахождения этих музыкальных ступеней нужно ориентироваться на черные клавиши, которые располагаются группами две-три, две-три. Под любой такой группой, слева, находится нота “До” и дальше располагаются другие ноты.

Есть также производные ступени (измененные основные), которые получаются повышением или понижением звучания основном ступени на полутон. Полутоном называется расстояние между двумя любыми соседними звуками (клавишами) на клавиатуре фортепиано. Чаше всего это будет черная клавиша справа или слева. Измененные ступени бывают двух видов:

  • Диез – повышение на полутон.
  • Бемоль – понижение на полутон.

Изменение основных ступеней называется альтерацией. Знаков альтерации всего пять: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль и бекар.

Дубль-диез повышает звук на два полутон (т.е. целый тон), дубль-бемоль понижает звук на два полутона (т.е. на целый тон), а бекар отменяет любой из перечисленных знаков (играется “чистая” нота без повышения или понижения).

В нотах может быть два вида альтерации:

  1. Случайные знаки – знак альтерации пишется непосредственно перед нотой, которую нужно изменить и действует только в этом месте или такте.
  2. Ключевые знаки – диезы и бемоли, которые пишутся в начале каждой строки возле ключа и действуют каждый раз, когда встречается данный звук, в любой октаве и на всем протяжении произведения.

Ключевые знаки выставляются строго в определенном порядке:

Порядок диезов – ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ

Порядок бемолей – СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА

Длительность

Длительности нот имеют отношение к области ритма и музыкального времени. Музыкальное время особенное, оно протекает равномерными долями и сравнимо, скорее, с биением сердца. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. В нотах могут встретиться, как минимум, два вида музыкальных длительностей: четные и нечетные, причем длительности имеют не только ноты, но и паузы (знаки молчания).

  1. Четныемузыкальныедлительности – образуются от деления более крупной длительности на число 2 или 2 n (2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 и т.д.). За основу для деления принимается целая нота, которая обычно при игре просчитывается (мысленно или вслух считаемся до 4-х) на 4 доли. Одинаковые “хвостатые” восьмые или шестнадцатые ноты часто объединяют в группы под одно ребро.

На следующем рисунке приведены ноты, название их длительностей, а справа паузы таких же размеров.

  1. Нечетныемузыкальныедлительности образуются от дробления длительности не на две равные половинки, а на три или любое другое количество долек, вплоть до 18-19 долей. Так образуются, например, триоли (при делении на три доли) или квинтоли (при делении на пять долей).

Существует три способа продления нот и пауз:

Пунктирный ритм (нота с точкой) – это ритм с точками. Точки ставятся справа от значка ноты или паузы и удлиняют звучание ровно на половину длительности ноты или паузы. Так, для половинной ноты с точкой длительность будет не две, а три доли и т.д. Может также быть нота с двумя точками: первая точка удлиняет ее длительность на половину, а вторая точка – еще на 1/4 часть, т.е. такая нота удлиняется на 3/4 части своей длительности.

Фермата – то значок, который просит задержать выделенную ноту или паузу настолько, настолько это чувствуется необходимым исполнителю. Большинство музыкантов склоняются к мнению, что фермата тоже удлиняет ноту наполовину (можно взять для себя это за правило). Фермата в отличие от ритма не занимается время такта, это дополнительный бонус, который тормозит привычное движение.

Объединяющая лига – связывает две или несколько нот, которые находятся на одной высоте и следуют друг за другом. Ноты под лигой не повторяются, а объединяются в одну длительность. Кстати, паузы лигами не объединяются.

Музыкальное время очень хорошо организовано, в его организации кроме долей участвуют более крупные единицы – такты. Такт – это отрезок от одной сильной доли до следующей, он содержит точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путем разделения одного и другого вертикальной тактовой чертой.

Количество долей в такте и длительность каждой из них отражается с помощью числового размера, которые указывается сразу после ключевых знаков в начале произведения. Размер выражается с помощью двух чисел, расположенных одно над другим, как бы в виде дроби.

Размер 4/4 (четыре четверти) означает, что в такте четыре доли, каждая из долей по длительности равна четвертной ноте. Нужно помнить, что эти четвертные доли можно раздробить на восьмые или шестнадцатые или объединить в половинные ноты или целую ноту. Размер 3/8 (три восьмых) означает, что в также может уместиться три восьмые ноты, которые можно делить на шестнадцатые или объединять в более крупные. Для начинающих нотная грамота обычно оперирует простыми размерами 2/4, 3/4 и т.д.

Движение долей может быть быстрым или медленным. Скорость движения долей (исполнения произведения) называется темпом произведения. Темп чаще всего обозначается итальянским словом и ставиться под размером в нотах. Также рядом с темпом может ставиться указание по метроному: четвертная длительность=числовое значение. Это означает, что темп данного произведения составляет “числовое значение” ударов (долей) в минуту. Метроном представляет собой маятник с грузом и шкалой, он показывает точное число ударов в минуту и выглядит следующим образом.

Темпы могут быть следующими:

  • Медленные
    • Grave – тяжело, важно, очень медленно
    • Largo – широко, очень медленно
    • Adagio – медленно, спокойно
    • Lento – медленно, тихо
  • Умеренные
    • Andante – спокойно, темп шага
    • Moderato – умеренно
  • Быстрые
    • Allegro – скоро, весело
    • Vivo – живо
    • Vivace – живо
    • Presto – быстро

Громкость

Громкость является одним из самых главных свойств музыкального звука. Громкость обозначается в нотах в промежутках между нотоносцами следующими словами или значками на итальянском языке:

Постепенная смена громкости обозначается следующим образом:

  • crescendo – крещендо – постепенный рост громкости
  • diminuendo – диминуэндо – постепенный спад громкости

Иногда вместо слов крещендо и диминуэндо в нотах ставят “вилочки”, означающие, что нужно постепенно усиливать или ослаблять громкость.

Расширяющаяся вилочка означает крещендо, а сужающаяся – диминуэндо.

Тембр

Тембр – это окраска звука. По тембру отличают звуки одинаковой высоты и громкости, исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами. С помощью тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты.

В нотах обычно есть различные указания по поводу тембра звуков: название инструмента или голоса, для которого предназначено данное произведение, включение и выключение педалей на рояле, приемами извлечения звука (флажолеты на скрипке).

Если в нотной записи присутствует вертикальная волнистая черта перед аккордами, то это означает, что звуки аккорда нужно играть не одновременно, а арпеджиато, как бы в разбивку, перебором, как это бы прозвучало на арфе или на гуслях.

Под басовым нотоносцем может встречаться красивая надпись Ped. и звездочка – они означают момент включения и выключения педали на фортепиано.

Кроме этих технических элементов в нотах может встречаться много композиторских, словесных, указаний характера исполнения, например:

  • Appassionato — страстно
  • Cantabile — певуче
  • Dolce — нежно
  • Lacrimoso — слезно
  • Mesto — печально
  • Risoluto — решительно
  • Secco — сухо
  • Semplice — просто
  • Tranquillo — спокойно
  • Sotto voce – в полголоса

Еще одними из важных элементов в музыкальном тексте являются штрихи. Штрих – это указание на конкретный способ звукоизвлечения, способ артикуляции, который сильно влияет на общий характер исполнения произведения. Штрихов существует много, они отличаются у скрипачей и пианистов. Три универсальные штриха:

  • non legato – несвязное исполнение
  • legato – плавная, связная игра
  • staccato – отрывистое, короткое исполнение

Источник

Читайте также:  American football строй гитары
Оцените статью