Новейшие методики преподавания фортепиано

Суть интенсивных методик обучения игре на фортепиано

Обзор мировых школ конца 1990х — начала 2000х годов

Франция

«Метод обучения игре на фортепиано», авторы Шарль Эрве и Жаклин Пуйяр (2000-е годы)

1.В школе практически нет объяснений. Они очень краткие и сухие.

2.Сразу начинается игра обеими руками в обоих ключах. Сначала 1, 2 и 3 пальцами, спустя 6 номеров подключается 4 палец. На игру нон легато отводится лишь 11 номеров и дальше уже игра легато.

2.Пьесы чередуются с упражнениями.

3. Репертуар очень качественный и разнообразный – народная музыка разных стран, старинная музыка — Гендель, Бах, Корелли, классика – Моцарт, этюды Черни. Есть русская и советская музыка – Гнесина, Гедике, Шостакович, Кабалевский.

4.Нет подтекстовок, картинок и так далее. Скорее всего, пособие не рассчитано на маленьких детей.

5.Никаких творческих заданий.

Англия

«Азбука игры на фортепиано» Джон С. Майлз (1998 год).

1.Пособие в виде комикса – ярко иллюстрировано разноцветными человечками, которые, в общем, и объясняют всю теорию. Теория перемежается с пьесами, на которых отрабатываются полученные знания. Но самих пьес очень немного.

2.Непосредственно игра на инструменте начинается не сразу, а после долгого периода приобретения знаний: названия и написание нот, понятие «ритм» даётся до начала игры.

3.После нескольких элементарных пьес сразу идут довольно сложные, и почти сразу двумя руками.

4.Особенность школы в том, что качеству музыки, в неё помещённому, как будто не придаётся очень большого значения. Основа репертуара — американские и английские песенки, а также пьесы, по–видимому, сочинённые специально для школы композитором Берри Тёрнером. В конце сборника есть по одному произведения Моцарта, Пёрсела, Оффенбаха, и рождественские песнопения. То есть авторы совсем не ставят перед собой задачу развития ребёнка посредством качественного и разнообразного репертуара.

5.Никаких творческих заданий.

Россия

«В музыку с радостью» О. Геталова (1997 год).

1.Книга рассчитана на первый год обучения. Состоит из трёх разделов: первый раздел – непосредственно учебник, второй – хрестоматия репертуара, составленная из лучших образцов фортепианной музыки для детей. Третий раздел составлен из ансамблей, большинство из которых публикуются впервые.

2.Особенность книги в первом разделе. Это азбука фортепианных навыков, которая, при обязательном последовательном разучивании предлагаемых фортепианных пьес, позволит в кратчайший срок организовать пианистический аппарат ребёнка, научить его правильным приёмам игры на инструменте, заложить основы технической свободы исполнения и беглости пальцев. Раздел строится от простого к сложному, помимо этого поделён на 8 частей, каждая из которых призвана отработать определённый навык и в свою очередь строится от простого к сложному.

3. Методические пояснения предназначены для педагога, не для ребёнка. Для ребёнка – подтекстовки к песенкам и немногочисленные рисунки, которые можно разукрасить.

4.Никаких творческих заданий.

Данная работа является интереснейшей попыткой систематизировать и в строгой последовательности выстроить процесс овладения основными навыками фортепианной игры. Такая тщательная систематизация никогда не была представлена ни в одном сборнике, как пишет автор в одном из интервью.

«Азбука игры на фортепиано» С. Барсукова, 2002 год.

1.Школа рассчитана на два года обучения – подготовительный и первый класс.

2.Основная задача сборника, по словам автора, обновить учебный материал за счёт издания народных песен разных стран, обработками современной музыки, ранее не издаваемыми произведениями.

3. В изложении теории авторы обращаются непосредственно к ребёнку. Пьесы даются с подтекстовками. Иллюстраций практически нет, школа выглядит довольно строго и консервативно.

4.Репертуар выстроен в строгой последовательности от простого к сложному.

5.Особенность сборника – огромное количество ансамблей. Причём большинство их них могут играть ученики несколько более старшего возраста.

6.Никаких творческих заданий.

«Новая школа игры на фортепиано» И. Королькова, Г. Цыганова , (2009 год.)

1. Школа состоит из трех разделов, которые охватывают учебный материал от подготовительного до 3 класса детской музыкальной школы. Особенность школы в том, что она объединяет в себе репертуар для маленьких детей (5лет) и детей до 3 класса школы.

2.Первая часть школы как раз рассчитана на малышей. Это фортепианная азбука, в которой широко представлен совершенно новый учебный материал, сочинённый самими авторами, предлагаемый для изучения клавиатуры и нотной грамоты. Раздел этот довольно обширен – 43 пьесы. Материала, предложенного для усвоения первичных приемов игры на инструменте, вполне достаточно для закрепления полученных знаний и навыков.

3. В изложении теории авторы обращаются непосредственно к ребёнку. Школа иллюстрирована, есть возможность разукрасить рисунки. Пьесы даются с подтекстовками.

4.Две последующие части построены по принципу традиционных сборников для начинающих: есть пьесы, этюды, крупная форма и полифония. Второй раздел предназначен для учеников 1-2-го классов, третий для учеников 3 классов. Репертуар выстроен по степени сложности и основан на «золотом» фонде детской фортепианной литературы, отечественной и зарубежной фортепианной классике.

5.Никаких творческих заданий.

Дополнительная информация:

1.В последние годы начало выходить много сборников фортепианных пьес для начинающих. Авторы создают пособия, в том числе для малышей – 3-4 лет (Геталова, Смирнова, Королькова, другие современные педагоги). Названия пьес обновляются, теперь среди них можно встретить героев современных мультфильмов, например Смешариков.

2.Интересное современное направление: составление педагогами-практиками поурочных планов для первых уроков и издание их в виде методических пособий.

Эта форма чрезвычайно удобна для молодых специалистов и бывает очень интересно детально проследить путь, который предлагают для начала обучения опытные педагоги. Среди таких пособий можно назвать «42 урока музыки» Марии Печковской.

Суть интенсивных методик обучения игре на фортепиано

В основе любой методики интенсивного обучения лежит принцип «погружения», когда обучаемому сразу даётся большой объём информации, который осваивается им в практической деятельности. Наиболее наглядно это можно показать на примере интенсивного обучения иностранному языку: с первых занятий учащиеся включаются в разговорную речь. Грамматические правила не изучаются отдельно – они осваиваются в диалогах, игровых ситуациях. Главное в том, что обучающийся ставится в такие условия, в которых он должен, используя пусть минимальный запас знаний, сразу говорить на языке.

При обучении игре на фортепиано интенсивным методом практически сразу даётся весь блок необходимых для этого знаний, умений и навыков. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играя двумя руками, работать над музыкальными образами, подбирать по слуху, транспонировать, импровизировать повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Каждый следующий этап обучения характеризуется более высоким уровнем усвоения всего блока знаний, умений и навыков, то есть идёт как бы развитие по спирали целого комплекса составляющих элементов искусства фортепианной игры.

Интенсивные методики подходят как обучающимся ДМШ, так и широкому кругу людей (возраст не важен), главное – желание научиться играть.

Цель этих методик в воспитании музицирующего любителя, следовательно, акцент переносится на задаче воспитать вкус, расширить кругозор, а также легко читать ноты с листа, уметь петь и аккомпанировать, обладать хорошим вкусом.

Основа этих методик, конечно, в умении самостоятельно работать: разучивать произведения, подбирать по слуху, транспонировать, импровизировать, обладать хорошей музыкальной памятью и т.д.

Любая методика интенсивного обучения включает:

1) интенсивное обучение игре на фортепиано;

2)развитие творческих, исполнительских и импровизационных способностей;

3) формирование у учащихся навыков самостоятельной работы.

Поставленные задачи решаются в течение всего срока обучения.

Методика Смирновой

Татьяна Смирнова- это методист-новатор, первопроходец по пути принципиально нового направления — интенсификация процесса обучения. Суть её методики отражена в курсе «Allegro»: это учебное пособие ALLEGRO, состоящее из «Методических рекомендаций», 21 учебника, 9 компакт-дисков. Пособие вышло в свет в 2003 году и ориентировано на учащихся 1-7 классов музыкальных школ и школ искусств.

1.Игра начинается с 1 урока, параллельно с освоением нотной грамоты. С пятого урока начинается комплексная работа над пьесами, в ходе которой уже проводится простейший гармонический анализ.

2.В первой четверти учащиеся получают основные навыки в постановке рук, игре различными штрихами, начинают подбор с аккордами.

Во второй четверти учащиеся начинают играть и читать с листа одновременно двумя руками в одной позиции и эти же пьесы играют в транспорте в тональностях до четырёх ключевых знаков.

3.Урок два раза в неделю 45 минут, в основном индивидуально. Коллективные формы работы — совместная подготовка концертов, вечеров музыкальных и литературных сочинений.

4.Домашняя работа в среднем — один час в день. Домашние задания очень объемные, включают, помимо работы над пьесами, обязательное чтение с листа, подбор, сочинение мелодий, транспонирование и так далее.

Методика Исенко

Алексей Иванович Исенко (р.1945 г.) – кандидат педагогических наук, профессор кафедры фортепиано РАМ имени Гнесиных. Ему принадлежит создание уникальной технологии интенсивного и комплексного образования пианистов. За основу своего метода автор взял систему научного моделирования и выявил его новую форму – музыкальную.
Моделирование – это познание вещи (в нашем случае музыкального произведения), на примере её модели, которая, заменяя собой оригинал, даёт о нём новую информацию.

По мысли Исенко эскизы и наброски музыкального произведения являются как раз такими структурными музыкальными моделями и человек, который учится музыке, должен, прежде всего, понимать как и из чего состоит произведение, как оно могло быть создано композитором.

Созданная Исенко «Школа игры на фортепиано» построена на основе этого метода.

1. Основа работы по этому методу – ярко выраженная внутренняя мотивация ученика, настрой на активную познавательную деятельность. Ученик приобретает большой объём знаний, умений и навыков за те же часы.

2.Играть и петь мелодии ученики начинают сразу, с первых уроков. Особенность в том, что игра начинается с чёрных клавиш.

3.Особенность курса – последовательность тем, которая соответствует эволюции музыкального процесса: от песни к полифонии и далее к гомофонии. №1. Песня (куплетная форма) №2. От песни к фуге №3. От фуги к старинной полифонической сонате №4. Раннеклассическая соната №5. Классическая соната

3.Через 3 месяца занятий ученики способны исполнять полифонические произведения, соответствующие по сложности традиционному репертуару 3 – 4 годов обучения.

3.Урок длится 45 минут, два раза в неделю.

4.Домашние занятия ежедневно по 30 минут, затем дольше.

Чтобы лучше прочувствовать темп прохождения курса – достаточно прочесть содержание трёх первых уроков «Школы»; из них же становится ясна суть метода моделирования творческого процесса композитора — необходимо проследить предлагаемые трансформации модели №3.

Источник

«Инновационные методы на уроках фортепиано»

специалист в области арт-терапии

МБУДО «Монастырщинская ДШИ»

«Инновационные методы на уроках фортепиано»

Урок в классе фортепиано

преподаватель фортепианного отделения:

Саврасова Татьяна Александровна.

«Инновационные методы на уроках фортепиано»

— мотивация учащихся к обучению в классе фортепиано , путём использования инновационных педагогических технологий.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

предоставление разнообразных возможностей в приобретении умений и навыков обучающихся для творческой самореализации и позитивного самоопределения в современной социокультурной ситуации;

Актуальность выбранной темы:

Обновление образования, обеспечение выполнения требований ФГТ , освоение педагогом интерактивных форм и методов обучения.

— способность обучающегося решать творческие и технические задачи:ставить и находить пути их решения:

-оценивать результат своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации преподавателя, совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность,

— способность решать творческие задачи с применением массовых информационно-коммуникационных технологий: обращаться к поисковым системам Интернета, планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы.

Начальный этап (интерес к музыке)

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.

1. Я работаю преподавателем в ДШИ более 30 лет, мне приходится обучать детей самого различного уровня одарённости . Преподаватель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества.

А.Д.Артоболевская писала , что надо чувствовать ребёнка равным себе, нет ничего ужаснее самовлюблённого педагога, который найдя свой метод, думает, что его должны воспринимать как истину каждый ученик. В педагогике нет ничего статичного, ни одна педагогическая находка не может стать аксиомой, пригодной для каждого ученика. Как выявить талант в ребёнке, как разбудить его к творчеству? Вот задача для педагога.

На начальном (первом) этапе образования (1-3 кл.) на занятии по фортепиано я использую игровые технологии. На первом этапе важно привить интерес к музыке, к произведениям созданным в разные исторические эпохи. Научить высказывать личные впечатления от общения с музыкой в форме беседы или дискуссии. мне кажется главное в исполнении на данном этапе умение создать художественный образ произведения.

Вначале это различные упражнения, игры, которые направлены на развитие пианистического аппарата. ( сб. «Путь к музыке» Л.Боренбойм, …. ).

У детей проявляется неподдельный повышенный интерес и при подготовке домашнего задания, и непосредственно на уроке.

Например, работая над пьесой Ходоша «Восточная кукла», мы использовали для раскрытия музыкального образа следующие материалы: иллюстрации различных цветков и образов культуры востока, ученица нарисовала свой рисунок, изображающий образ сакуры и девочки, словесно охарактеризовала его, описывала внешний вид. Реб ё нку предлагалось попробовать придумать к музыке текст, можно стихотворный. В итоге с помощью родителей получилась настоящая песенка. И в дальнейшем Алёна, исполняя пьесу «Восточная кукла», не только играла на фортепиано, но и пела со своими словами. Точно также мы придумали стихотворный текст к пьесе композитора Шостаковича «Шарманка», а потом отражали все это в рисунках. Такая технология способствует формированию образного мышления учащихся, умений и навыков активного речевого общения, формирует положительные эмоции на занятии.

Наиболее часто учащиеся работают парами в ансамбле. Им предоставляется возможность самостоятельно находить творческие решения в изучаемом произведении, а так же слушать друг друга и корректировать ошибки своего партн ѐ ра. (сб.Ю.Весняк «Весёлый зайчик»).

Весёлый зайчик, Ивушка, Вальс из Детской сюиты (Технология коллективной творческой деятельности и взаимоконтроля ).

2. Сегодняшний опыт, накопленный музыкальной педагогикой, позволяет утверждать, что полноценная фортепианная техника может быть приобретена различными методами с преобладанием тех или иных способов работы над ней.

Одна из идей в работе над фортепианной техникой — отказ от специальных форм развития фортепианной техники (гамм, упражнений) на начальном этапе обучения. Опыт показывает, что творческие издержки, связанные с сухой технической работой на начальном этапе невозможно оправдать никакой заботой о развитии пианистического аппарата. Картина, когда ребенок, с радостью ожидающий начала занятий музыкой, уже через год не желает учиться, к сожалению, весьма типична для музыкальных школ.

. Одним из принципов проведения музыкальных занятий с детьми является их увлекательность, в основе которой связь музыки с жизнью. Именно этот принцип оказывается своеобразным антиподом формалистической подаче программного материала. занятия техникой с начинающими учениками надо начинать исключительно в игровой форме ансамблевого музицирования: педагогом исполняются различные фрагменты мелодий детских песен, музыки из мультфильмов, популярных сочинений классической и эстрадной музыки, к которым «прилагаются» аккомпанирующие фигурации партии ученика, строящиеся на тех же гаммах, арпеджио и аккордах. В процессе работы педагог, разумеется, не просто играет в ансамбле с учеником, но и учит с ним его «партию», т.е. эти самые нелюбимые детьми гаммы, арпеджио и т.д. Указанная работа исключительно полезна, так как помимо ярко выраженной креативной направленности способствует развитию навыков ансамблевой игры (чувство партнерства, развитие слухового контроля и т. д.), ( сб.Ю.Весняк «Весёлый зайчик»).

Такое обучение созда ё т условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Программа дифференцированного подхода развития каждого реб ё нка предусматривает уч ё т индивидуальных, психологических особенностей, художественно-творческих способностей, состояния здоровья и ситуации в семье.

3. Использование средств ИКТ помогает перейти к целенапрвленному и планомерному формированию универсальных учебных действий.

Важное значение информационно образовательных ресурсов, в данном случае интернет-техноглогий, обусловлено рядом возможностей проедоставляемых обучаемому:

— различного вида ауди- , видео-ряды, фонограммы, фильмы, треки. картинки и т.д.

— музыкальные энциклопедии, справочники,

-создание музыкального произведения (с использованием специализированных музыкальных программ).

Занятия на уроке по специальности могут стать эмоциональными, яркими, с привлечением иллюстративного материала, использованием аудио- и видеозаписей. Всем известно, что зрение и слух — самые главные каналы передачи и приема информации. Чем разнообразнее будет представлен весь спектр музыкальной информации, тем эффективнее будет процесс ее усвоения, тем выше будет заинтересованность ребенка в результатах обучения.

4. Не обойтись на уроках фортепиано и без здоровьесберегающих технологий .

В целях экономии образовательных ресурсов ученика, сохранения внимания и улучшения качества усвоения материала, а так же во избежание некорректного использования игрового аппарата мы выполняем различные физические упражнения в игровой форме, в зависимости от стоящей перед нами задачи на данном этапе обучения. А так же соблюдаем требования СанПина и элементарные правила гигиены.

И.п. (исходное положение) – стоя:

Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения. Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.

В норме нужно сделать по 4 вдоха 12 раза.

Это упражнение можно делать в любом исходном положении. В начале занятия может возникнуть головокружение, ничего страшного! Можно присесть и продолжать сидя, увеличив паузу до 10 сек.

И.п. – стоя,ногиуже плеч. Поворот головы вправо – короткий, шумный вдох через нос. Тоже самое влево. Голово посередине не останавливается,шея не напряжена.

Важно помнить! Выдох нужно делать ртом после каждого вдоха.

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е,

доп., М.: Музыка, 1971.

2. Баренбойм Л.А. За полвека/Очерки. Статьи. Материалы. – Л.: Сов.

3. Бронфин Е.Ф. Н.И. Голубовская – исполнитель и педагог. – Л.:

4. Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании: Учеб.

пособие. — Волгоград: Перемена, 2002.

5. Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки

успешности пианистической работы. М.: Сов. композитор, 1961.

6. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.:

7. Новые педагогические и информационные технологии / Под ред.

Е.С. Полат. — М.: Академия, 2000.

8. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е

изд. – М.: Музыка, 1988.

9. Компьютер в работе педагога: Учеб. пособие / Под ред. Н.Ю.

Пахомовой. — М.: ИКЦ «Март»; Ростов-н/Д: «Март», 2000

10. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.,1981, с.218.

Источник

Читайте также:  Thunder укулеле imagine dragons
Оцените статью