Новое изобретение для гитары

Музыка без ограничений: российский студент разработал гитару для людей с инвалидностью

Студент магистратуры университета ИТМО разработал гитару для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и тех, кто только начал обучаться игре на этом музыкальном инструменте, сообщила пресс-служба вуза.

Основатель малой инновационной компании (стартап Noli Music) Денис Гончаров и его коллектив создали гитару, на которой можно играть, не прилагая существенных физических усилий. Сам изобретатель не смог освоить классическую гитару из-за генетического заболевания — мышечной дистрофии Дюшенна. Вместе с командой единомышленников он разработал инструмент, на котором нужные аккорды можно брать, легко нажимая на струны. На такой гитаре можно играть как стандартным образом, так и одной рукой и даже одним пальцем.

«Я очень долго тренировался, пытался изучить какие-то аккорды. Во время этих тщетных попыток я вдруг осознал, что не один такой. В мире миллионы людей с травмами и инвалидностью, которые также хотят почувствовать себя, как Курт Кобейн, но не имеют такой возможности», — рассказал Денис Гончаров.

Первый прототип гитары Гончаров и его коллектив сделали без струн, которые заменили на кнопки. Однако вскоре разработчики признали, что эта идея провалилась. Испытавшие инструмент музыканты отмечали, что он не передавал ощущений реальной игры, а различные гитарные приёмы оказались недоступны. И тогда коллектив решил вернуть струны, но уже в модифицированном виде.

«Наша гитара отличается тем, что струны не надо зажимать с силой, нужно лишь коснуться их в нужном месте. Мы разработали специальные датчики, которые считывают положение руки на грифе и дают команду электронике гитары воспроизвести звук ноты из загруженных в неё оцифрованных образцов. Как на синтезаторе», — пояснил технический директор проекта Максим Матвейцов.

По утверждению разработчиков, ощущения от использования улучшенного инструмента максимально приближены к тем, которые испытывает музыкант, играющий на обычной гитаре. Кроме того, Гончаров и его коллеги полагают, что их изобретение подходит не только для людей с ОВЗ, но и для любого начинающего музыканта, желающего быстро овладеть навыками игры.

Читайте также:  Ваенга ты только ты ноты

Для простоты обучения новая гитара оснащена функцией подсветки нужного места на грифе, в котором необходимо коснуться струны. Для музыкантов с ОВЗ добавлены упрощённые режимы, при которых, чтобы получить звук, можно только зажимать лады на грифе одной рукой или прикасаться к струнам одним пальцем, но при этом проигрываться будут целые аккорды.

«Разработка подходит почти для любого человека, у которого есть хотя бы один палец на одной руке, которая движется. Так смогут играть люди с ДЦП, люди с мышечной дистрофией, люди с одной рукой», — отметил Максим Матвейцов.

В ближайшее время коллектив планирует выйти на международный рынок. По данным разработчиков, их изобретением уже заинтересовались инвесторы и музыканты из разных стран. Предварительные заказы оформили потенциальные покупатели из России, стран Европы и США. Приблизительная стоимость инструмента составит $500. Дополнительно к нему разрабатывается специальное мобильное приложение, которое позволит пройти профессиональный курс игры на гитаре.

Источник

История электрогитары

Готовый прототип Бишамп представил Адольфу Рикенбакеру (Adolph Rickenbacher). Рикенбакер, являющийся родственником героя первой мировой войны, пилота-аса Эдди Рикенбакера (Eddie Rickenbacker), владел производственной компанией, занимающейся выпуском металлических корпусов, для резонаторов. Используя влияние Рикенбакера и его финансовую поддержку, они основали компанию, назвав ее «Instruments Rickenbackers». Компания немедленно начала производство «сковородок», которые очень быстро обрели популярность и направили компанию Рикенбакера на славный путь первого в истории производителя электрогитар.
Вероятно одним из первых людей создавших электрогитару в знакомом «испанском» стиле был Ллойд Лоар (Lloyd Loar). Лоар работал инженером на легендарной фирме Gibson, и одной из его заслуг относится к дизайну и разработке мандолин.
Еще с 1920-х годов Лоар занимался проблемой электрического усиления гитар. В 1933 году он организовал фирму Vivi-Tone, как независимое отделение компании Gibson. Vivi-Tone занималась производством одной единственной вещи: электрогитары в «испанском» стиле. Через год Vivi-Tone закрылась, но ее основное ядро снова переместилось в компанию Gibson. Электрическая испанская являла собой будущее гитары, и опыт Vivi-Tone продолжал подталкивать компанию Gibson к созданию электрогитары, устроившей настоящую революцию и во много повлиявшей на всю историю этого инструмента, модели ES-150.

Gibson ES-150

Даже не смотря на огромный успех ES-150, этот инструмент обладал характеристиками, весьма далекими от идеальных. Вибрации резонирующего корпуса могли также попадать в выходной сигнал и усиливаться, к тому же возникали проблемы с обратной связью (это когда микрофон подносят к динамику и раздается жуткий свист) а также со множеством нежелательных обертонов. Известный джазовый гитарист и изобретатель Лэс_Пол (Les Paul) видел решение этих проблем в отказе от полого, резонирующего корпуса и замене его корпусом из сплошной древесины. Результатом его труда стало появление модели The Log. Она состояла из двух простейших звукоснимателей сконструированных Полом установленных на 4″x4″ дюймовом куске сосны. Чтобы придать вид гитары, Пол склеил с конструкции два полых куска резонирующего корпуса. В результате была получена очень неплохая джазовая гитара, без эффекта обратной связи и нежелательных обертонов и в 1946 году Лэс Пол представил свою новую гитару компании Gibson.
Руководство Gibson новый инструмент восприняло прохладно, убежденное в том, что покупатели ее не примут. Все предыдущие попытки представить публике гитару без резонирующего корпуса были не успешны, но не смотря на это, один человек по имени Лео Фендер (Leo Fender) был твердо убежден, что будущее рынка стоит за гитарами имеющими сплошной корпус.
Калифорнийский изобретатель, Лео Фендер владел собственной радио-мастерской, в которой создал один из первых прототипов гитары со сплошным корпусом из дуба, который в 1943 году сдал в аренду музыкантам в обмен на предложения по совершенствованию конструкции. 1949 год стал поворотным для истории электрогитар, когда Лео Фендер выпустил продукт, ставший одной из самых успешных гитар со сплошным корпусом. Esquire, позднее переименованный в Broadcaster, в конце концов превратившийся в Telecaster — имел все преимущества гитары Лэса Пола, отсутствие эффекта обратной связи, отсутствие нежелательных гармоник, долгий сустейн (длительность звучания струны), но при этом он нашел немного поклонников среди джаз-гитаристов. Джаз гитаристы предпочитали более мягкий, округлый звук, скорее акустический, как у ES-150. Несмотря на это Telecaster пользовался бешеной популярностью среди кантри, блюз, а позднее в 1950-x и 1960-x годах, рок’н’ролл музыкантов.

Fender Telecaster

Увидев успех фендеровских гитар со сплошным корпусом, руководство Gibson повторно вернулось к модели предложенной Лэсом Полом, и в 1952 было принято решение о создании гитары, ставшей в последствии индустриальным стандартом. Поскольку основным идейным вдохновителем этой модели был Лэс Пол, то новый инструмент был назван в его честь. Большая часть дизайна нового инструмента была предложена новым президентом компании Тедом МакКарти (Ted McCarty). В конструкции были использованы датчики P-90, разработанные в 1946 году и имевшие теплый, мягкий саунд. Эти оригинальные Лэс Полы стали одними из самых продаваемых моделей за всю историю гитары.

Приблизительно в 1961 году Тед Мак Карти представил новую ES-335, гитару с полу-резонирующим корпусом. Созданную с целью объединения лучших качеств как полого, так и сплошного корпуса, она быстро набрала популярность и стала использоваться такими влиятельными гитаристами, как B.B. King и Chuck Berry.

Gibson ES 335

Обе фирмы, Gibson и Fender представили футуристические дизайны инструментов. Gibson SG (solid guitar) и Fender Stratocaster стали стандартными гитарами для рок-артистов в 60-е годы. Свою пиковую популярность набрал Stratocaster, после того как стал любимой гитарой Джими Хендрикса (Jimi Hendrix).

Gibson SG

Gibson Les Paul Standard

И по сей день, большинство проданных гитар во всем мире составляет продукция фирмы Fender и Gibson. История гитары продолжается, как и производство оригинального Gibson Les Paul

Происхождение

П ервый магнитный звукосниматель в 1924 году сконструировал Ллойд Лоэр (англ. Lloyd Loar), инженер-изобретатель, работавший в компании Gibson. Первые электрогитары для массового рынка произвела в 1931 году Electro String Company, образованная Полом Бартом, Джорджем Бьюшамом и Адольфом Рикенбакером: будучи сделанными из алюминия, эти инструменты получили от музыкантов любовное прозвище «frying pans» («сковородки»). Успех этих первых моделей подсказал Gibson создать свою (ныне легендарную) модель ES-150. Первая электрическая гавайская стил-гитара от Ro-Pat-In (позже — Rickenbacher) появилась на американском рынке в 1932 году.
Фактически, применение звукоснимателей в джаз-бэндах 1930—1940-х годов привело к целой революции в музыкальной сфере в середине века. Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшиеся как брак, могут рождать бесконечное количество ранее неведомых тембров. После этого электрическая гитара на несколько десятилетий стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров — от гитарного попа до тяжёлых форм метала и нойз-рока.
О том, кто из гитаристов первым перешел из акустики в «электричество», до сих пор идут споры. Претендентов на роль пионеров двое: Лес Пол (утверждавший, что начал экспериментировать в этой области в начале 20-х годов) и техасский джазмен Эдди Дерхэм (англ. Eddie Durham), который в 1928 году вошел в состав группы Уолтера Пэйджа The Blue Devils, а затем присоединился к Канзасскому оркестру под управлением Бенни Мотена.
Документальных подтверждений этих ранних экспериментов, однако, не сохранилось. Зато архивный каталог компании RCA Victor свидетельствует: 22 февраля 1933 года Noelani Hawaiian Orchestra записал около десятка песен с использованием электрической steel-гитары, четыре из которых были выпущены двумя пластинками. В продаже они находились недолго, не только следы, но даже названия их затерялись, однако упомянутую дату с полным правом можно считать официальным днем рождения электрического гитарного звука.
29 августа 1934 года свои первые записи сделал в Лос-Анджелесе оркестр Andy Iona And His Islanders, прославившийся впоследствии умением внедрять агрессивные гитарные партии в джазовую ткань. На стил-гитаре здесь играл Сэм Коки, наряду с Солом Хупи считавшийся лучшим гитаристом Западного побережья. Последний перешёл на «электричество» в том же 1934 году, о чем свидетельствуют записи, произведенные им в лос-анжелесских студиях фирмы Brunswick 12 декабря. Месяц спустя Боб Данн из Milton Brown’s Musical Brownies использовал электрический гитарный звук уже в жанре вестерн-свинга.
Одним из тех, на кого игра Данна произвела неизгладимое впечатление, был Леон Маколифф, юный гитарист техасского оркестра Light Crust Doughboys, который в группе Боба Уиллса The Texas Playboys к 1935 году уже играл жесткие риффы и сольные партии, соединявшиеся с традиционным звучанием духовых. Записанная оркестром кавер-версия композиции «Guitar Rag» Силвестра Уивера (она вышла под заголовком «Steel Guitar Rag») стала первым из многочисленных хитов группы, немало способствовав становлению электрогитары как основного инструмента оркестров Западного побережья.
Принято считать, что испанскую гитару первым перевел в электричество Джим Бойд, младший брат Билла — того самого, что возглавил в 1932 году коллектив под названием Bill Boyd’s Cowboy Ramblers. Записанная последним 27 января 1935 года версия популярного марша «Under Double Eagle» стала бестселлером, а заодно и своего рода учебным этюдом для начинающих.
В 1937 году Зик Кэмпбелл в составе The Light Crust Doughboys перешел в «электричество» не один, а на пару со cтил-гитаристом. Впоследствие лавры за это открытие невольно присвоил себе Боб Уиллс, устраивавший аналогичные состязания с Шэмблином и Маколиффом.

Источник

Мы рассказываем о гитарах

О технике и культуре акустической и электрогитары

Изобретение электрической гитары. Часть 1 из 3

Что такое «изобретение»? Порыв вдохновения?
Да, порой это так, но обычно изобретательство – процесс более сложный. Например, усиление звука гитары посредством электричества привело многих изобретателей и музыкантов, работавших над этим с 1920-х годов, к придумыванию, проектированию и популяризации инструмента, звучащего громче.
Не исключено, что в последние полвека электрическая гитара – самый важный и известный инструмент американской музыки. Её появление, конечно же, внесло существенное изменение в американскую технику музыки и сформировало звук и направление современных музыкальных стилей.

Ещё задолго до развития электрических усилителей и динамиков существовала потребность в усилении звука гитары. Концерты 19-го столетия отличались растущим сопровождением и всё более крупными ансамблями. Музыкантам требовались инструменты громче и мощнее, что стало возможным с использованием новых материалов и конструкций.

Поданный в 1934 году Патент Жоржа Бошама [George Beauchamp] на гитару «Rickenbacker Frying Pan» [букв. «сковородка» Рикенбекера, по фамилии делового партнера – Адольфа Рикенбекера]. Выдан в 1937 году Патентным ведомством США.

Патент Жоржа Бошама [George Beauchamp] на гитару «Rickenbacker Frying Pan» в 1934 году

С ростом популярности народной танцевальной музыки в 1920-х годах зарождающейся индустрии звукозаписи потребовалась большая громкость для записи концерта, поэтому производители приложили все усилия к разработке ещё более громких гитар. Некоторые продолжали экспериментировать с большими размерами и металлическими корпусами; другие же изобретатели сосредоточились на электричестве как на вспомогательном средстве.

К концу 1930-х электронное усиление оказалось одним из наиболее успешных нововведений для создания громче звучащей гитары – вопреки опасениям касаемо этой новой технологии у некоторых приверженцев традиций. Первыми, кто выступил в защиту электрического звука, оказались гитаристы, играющие в стилях кантри и джаз. Потом музыканты и производители в 1940-х и 1950-х годах приступили к созданию электрических гитар в испанском стиле с цельными деревянными корпусами, что привело к новым конструкциям и новым звукам.

Звучная гитара
В истории развития электрической гитары есть наследие изобретения и нововведения, уходящего корнями за 20-е столетие. В частности, начиная с появления примерно в 1800 году новых шестиструнных испанских гитар, наблюдалось постоянное взаимодействие между гитаристами и изготовителями в поисках ещё большей громкости для своих инструментов.
К 1850-ым годам Кристиан Фридрих Мартин [C. F. Martin] разработал «крестовые связи» [X-bracing] для укрепления корпуса гитары наряду с другими нововведениями, приведшими к новой конструкции американской гитары с плоским верхом.

Кристиан Фридрих Мартин [C. F. Martin]

С наступлением в 1920-х годах эры больших джазовых оркестров, компаний грамзаписи и коммерческого радио стали интенсивнее поиски гитары, звучащей громче. Производители гитар для конкуренции на этих новых рынках начали не только выпускать более крупные гитары с плоским верхом и с выгнутой декой, но всё чаще экспериментировали с разными материалами и конструкциями.

Электрифицированная гитара
Уже к концу 19-го века существовала идея использования электричества для создания громких струнных инструментов. Но только в 1920-ых и 1930-ых годах инженеры, производители и музыканты принялись решать некоторые проблемы электронного усиления.
Примерно в 1931 году Жорж Бошам вместе с Адольфом Рикенбекером создали электромагнитный звукосниматель, в котором ток протекал через намотанную вокруг магнита катушку, создавая поле, которое усиливало колебания струн. Этот звукосниматель, представленный на наколенной («гавайской») гитаре, известной как Frying Pan, сделал тот инструмент первой экономически перспективной электрогитарой.

В первые годы своей жизни часто обсуждалась жизнеспособность электрической гитары как «настоящего» инструмента. Недоброжелатели этого инструмента много раз заявляли, что он не выдаёт чистый, «подлинный» музыкальный звук. Играющие кантри и джаз музыканты, в первую очередь Чарли Крисчен [Charlie Christian], были среди первых защитников, отстаивавших громкий звук и возможность электрической гитары соревноваться с другими мелодическими инструментами в выступлениях музыкальных ансамблей.

Чарли Крисчен [Charlie Christian]

Ти-Боун Уокер [T-Bone Walker]

Основоположники электрической гитары 1930-ых и 1940-ых годов вобрали в себя таких творцов, как джазисты Эдди Дарем [Eddie Durham] и Оскар Мур [Oscar Moore], кантри-исполнители Ноэл Богс [Noel Boggs] и Мерл Трэвис [Merle Travis], а также маэстро блюза Ти-Боун Уокер [T-Bone Walker] и Мадди Уотерс [Muddy Waters]. Все они ставили опыты с тональными и гармоническими возможностями инструмента. При этом на новый электрический звук стали обращать внимание и другие музыканты, производители и публика.

Источник

Оцените статью