Как выбрать медиатор для гитары?
Опубликовано: 2012-08-24 / Автор: Сергей Хмарук
Доброго времени суток всем посетителям блога Твоя-Гитара! Рано или поздно многие начинающие гитаристы сталкиваются с таким немаловажным вопросом: как выбрать медиатор для гитары? На сегодняшний день в музыкальных магазинах достаточно большой выбор медиаторов на любой вкус и цвет, что посмотрев на коробочку с этими пластмассовыми штучками, разбегаются глаза в разные стороны.
Поэтому с первого раза новичку будет сложно сделать самому правильный выбор, ну разве что взять медиатор с какой-то классной картинкой. Но тут не все так просто, существует много разных критериев, по которым следует делать правильный выбор будущего медиатора. Как раз для таких людей будет посвящена эта статья.
По своему опыту скажу, что сам когда-то в первый раз выбрал по картинке медиатор и, причем взял самый тонкий, в итоге было неудобно играть. Сегодня я буквально за пару минут могу выбрать то, что мне действительно нужно и к чему я привык за все годы игры на гитаре. Поэтому всегда покупаю сразу несколько нужных мне медиаторов, чтобы не приходилось привыкать к другим. На самом деле к медиатору тоже вырабатывается привычка, со временем и Вы это поймете, когда найдете оптимальный для себя. Для начала возьмите себе по одному медиатору каждого вида. А вот какие это виды, мы сейчас разберемся.
Медиатор (он же плектр) – это тонкая пластинка, чаще всего из пластмассы, с заостренным концом, которая предназначена для того, чтобы приводить струну в колебательное состояние или же, проще говоря – извлекать звук.
Производитель
Существует достаточно много разных фирм, которые изготавливают медиаторы. К качеству изделия придираться не приходится, т.к. его конструкция проще некуда. Многие гитаристы чаще всего выбирают такие знаменитые бренды как: Dunlop, Fender, Gibson, Ibanez и другие. А выбор этот связан с тем, что работа с такими медиаторами уже вдохновляет.
Материалы
При производстве медиаторов могут быть использованы следующие материалы:
- Тортекс (Tortex) / Дерлекс (Derlex) – имеет гладкое шелковистое покрытие, которое долго не изнашивается. Медиатор из этого материала очень удобный и обладает теплым звучанием при игре.
- Дерлин (Derlin) – покрытие медиатора изготовленного из этого материала более гладкое, а звучание яркое. Подходит для скоростной игры.
- Целлулоид – поверхность, отшлифованная и гладкая на ощупь. Этот материал хорошо себя зарекомендовал, т.к. лучше всего подходит для ритмовых мелодий и сольных партий.
- Нейлон – медиаторы, изготовленные на основе этого материала, имеют преимущество перед другими, которое заключается в их мягкости и гибкости. Поверхность ровная и гладкая.
- Поликарбонат – материал, обладающий свойствами, как и дерлина, так и целлулоида. Может даже отдавать стеклянным призвуком при определенной толщине плектра.
- Лексан (Lexan) – материал похожий на стекло, очень твердый и почти не гнется. В основном применяется в медиаторах с толщиной свыше 1 мм. Обладает эффектом стеклянного призвука и быстро изнашивается.
- Металл – обладает собственным дополнительным при игре звуком, а медиаторы изготовленные из него подходят больше всего для сильных атак.
Форма
- Standard – самый популярный и широко используемый вид медиаторов. Для стандартного медиатора характерен мягкий звук при игре.
- Teardrop&Jazz– эти медиаторы обычно толще стандартных. Любят их за яркость.
- Triangle– имеет форму равностороннего треугольника. Такой медиатор практичен, потому что можно играть любой его стороной. Самый лучший вариант для любителей поэкспериментировать.
- Sharkfin– это универсальный медиатор, который позволяет использовать две стороны для игры. Играть можно как ребристой частью, так и обычной стороной как у стандартного медиатора.
Толщина
Пожалуй, это самое главное при выборе будущего медиатора и на это следует в первую очередь обращать внимание, т.к. в основном от его толщины и будет зависеть звучание Вашей гитары. Толщина медиатора бывает от 0,38 до 3 мм. При выборе толщины медиатора необходимо учитывать то, что Вы будете играть и как.
- Тонкие медиаторы подойдут тем, кто хочет получить мягкое и одновременно аккордовое звучание.
- Толстые дают возможность контроля силы удара и атаки и при этом позволяют играть с разной громкостью.
А теперь давайте рассмотрим медиаторы по толщине:
- 0,38 – 0,65 мм – тонкие медиаторы.
- 0,65 – 0,73 мм – медиаторы среднего размера.
- 0,73 – 088 мм – толще среднего.
- 0,88 – 1,0 мм – толстые медиаторы.
- 1,14 – 3,0 мм – очень толстые медиаторы.
Обычно толщину указывают на лицевой стороне медиатора и выражена она в миллиметрах, а если цифры отсутствуют то, скорее всего, будет использована шкала такого вида:
- Thin (тонкий)
- Medium (средний)
- Heavy (толстый)
- Extra Heavy (очень толстый)
Поверхность
Рекомендую использовать медиаторы с более шероховатой поверхностью нежели с гладкой, потому что если Ваши пальцы во время игры быстро становятся влажными, то такой плектр просто может вылететь у Вас из руки в неподходящий момент.
Размер
В данном случае, чтобы определиться какой размер медиатора по площади Вам лучше всего подойдет, то здесь уже отталкивайтесь от собственных предпочтений. Самое главное то, чтобы его было удобно и комфортно держать. Если же Вы собираетесь исполнять что-нибудь быстрое, тогда возьмите маленький медиатор.
Ассортимент у разных производителей достаточно широкий и поэтому каждый найдет для себя подходящий по цвету медиатор. Можете, например, взять под цвет гитары или же одежды.
Медиаторы для гитар разных типов
- Акустическая гитара. Для акустической гитары я могу Вам посоветовать взять мягкий медиатор. По толщине от самого тонкого до среднего. Объясняю почему. Играть таким медиатором удобно, а звук у него более приятный и нежный, что не характерно для твердого медиатора. На акустической гитаре струны сильнее натянуты, чем на электрогитаре. Играя твердым медиатором на электрогитаре сложности Вы не почувствуете никакой, а вот на акустике заметите сразу.
- Электрогитара. Несомненно, для электрогитары нужен твердый медиатор, из-за того, что струны здесь не так сильно натянуты, как на акустике. Можете смело брать по толщине от среднего вплоть до самого твердого.
Несколько рекомендаций
- Всегда имейте у себя несколько разных по толщине медиаторов (поверьте, они пригодятся обязательно), а также должны быть и несколько запасных, потому что они, как правило, часто теряются.
- Как раз чтобы не терять медиаторы и не покупать каждый раз новые, приобретите заодно и специальный футляр для них, который может быть прикреплен к гитаре. Медиаторы всегда будут под рукой, и их не надо будет искать по карманам.
Вот собственно и все о медиаторах! Надеюсь, эта статья помогла вам. И теперь вы уже знаете, как выбрать медиатор для гитары. Так что можете делиться с друзьями в социальных сетях, а также оставляйте ниже свои комментарии. Буду только рад этому. Удачи вам!
Источник
Как играть медиатором
Медиатор (плектр) – металлическая, пластмассовая или костяная пластинка, которая используется для извлечения звука во время игры на струнных инструментах. Очень часто медиатор используют во время игры на инструментах, для которых традиционно защипывание струн пальцами, к примеру, на гитаре.
Для чего нужен медиатор
Современные медиаторы различаются по форме, размеру, толщине, материалу, из которого они изготавливаются, и оформлению. Обычно медиаторы изготавливают из материалов, которые мягче струн, поскольку металлические медиаторы сильно стачивают струны даже на электрогитаре. Наилучшим считается медиатор, который изготовлен из черепаховой кости.
Толщина медиатора должна составлять 1,5-2,0 мм. Слишком толстый медиатор будет затруднять извлечение звука, а игра слишком тонким медиатором сопровождается треском. Тонкие медиаторы подходят для акустической гитары (нейлоновый, гибкий и мягкий). Толстый подходит для игры на электрогитаре. Край медиатора у заостренной части обязательно должен быть чуточку сточен, хорошо отшлифован. Шлифовка осуществляется трением края медиатора о древесный уголь или мел, положенный на материю. Также советуем отшлифовать с обеих сторон кончик медиатора.
Медиатор подходит для игры на гитаре и простым гитарным боем (ритмическими рисунками), и переменным штрихом. Игра медиатором позволяет исполнять быстрые нотные партии, а также добиваться извлечения чистого звука.
Техника игры медиатором
Техника игры медиатором имеет огромное значение, впоследствии влияет на качество и свойства извлекаемого звука. Следует заметить, что у каждого гитариста данная техника уникальна. При этом каждый приспосабливается к игре медиатором по-своему.
Как правильно держать медиатор
Медиатор берется указательным и большим пальцами. Кончик медиатора не должен выступать своим краем более чем на четверть из-под пальцев, потому что в противном случае медиатор в руке будет держаться слабо и не очень плотно. Зажимать очень сильно большим пальцем медиатор не рекомендуется, иначе он попросту сломается. Остальные три пальца должны быть согнуты в суставах настолько, чтобы они не могли ударяться во время игры о струны. С обеих сторон медиатора можно нанести точечные насечки с целью, чтобы медиатор при игре не выскальзывал из руки.
Как играть медиатором на гитаре
Первый способ игры медиатором
Кисть руки должна находиться параллельно подставке гитары и свободно перемещаться над струнами. Не следует прижимать ее к подставке струн. Играя отдельные аккорды, работают лишь предплечье и локтевой сустав.
Второй способ медиаторной техники
Данный способ используют для полных мелодий или соло-партий. Игра переменным штрихом требует небольшого прижатия кисти к струнной подставке. Размашистые движения кистью не приветствуются. Рекомендуем извлекать звуки так, чтобы каждый удар медиатором по струнам был симметричен, то есть имел одинаковые силу и угол наклона.
Также можно выделить еще два способа, игры медиатором на гитаре:
- Гитарист ударяет по струнам лишь в одном направлении (чаще всего сверху);
- Медиатор двигается то вверх, то вниз (прием называется переменным штрихом).
Иногда гитаристы пользуются приемом pick scratch, когда медиатор скользит по струнам вдоль грифа и извлекает визжащий скребущий звук. Нередко используют медиатор при игре тэппингом на гитаре.
Как правильно играть медиатором
Удары медиатора по струнам необходимо производить стремительными движениями кисти руки. Движение должно быть тем стремительнее, чем короче необходимая длительность звучания аккорда.
Равномерность ударов медиатора имеет немаловажное значение в обучении.
Предлагаем небольшое упражнение. Перед каждым ударом помещайте кончик медиатора между 4-ой и 5-ой струной, затем сразу производите удар.
Перерыва в звучании аккордов можно достичь с помощью приглушения струн, когда гитарист ослабляет прижатие струн пальцами на ладах.
Многих интересует секрет, как научиться быстро играть медиатором. Для этого предлагаем Вам несколько упражнений с разным чередованием аккордов и пауз. Когда освоите технику игры в медленном темпе, постепенно переходите к игре медиатором в быстром темпе.
Предлагаем Вам опробовать различные варианты извлечения медиатором звуков аккорда.
Упражнение первое.
Пальцы левой руки должны размещаться на грифе так, чтобы извлечь можно было все шесть звуков. На первую долю такта извлекайте 3-4 нижних звука аккорда, а на вторую – несколько верхних звуков.
Упражнение второе.
На сильной доле такта исполняйте аккорд без глушения звуков, не очень стремительным движением кисти, а на слабой доле такта – стремительным движением и отрывисто.
Упражнение третье.
Достичь тембровых оттенков в аккордах можно ударяя медиатором в разных точках струны. Для более быстрого исполнения некоторых партий необходимо чередование медиатора по струнам. Все аккорды на первой доле такта исполняются не отрывисто, в отличие от аккордов на второй доле такта.
Движение кисти вниз обозначаем П, вверх – V.
Также рекомендуем исполнение гаммовых нотных последовательностей медиатором, но чередуя удары. Например:
Очень эффективно упражнение, когда гитарист ударяет вверх-вниз медиатором сначала по первой струне, затем по второй, затем комбинации, увеличивая темп игры.
Помните главное правило: чтобы научиться быстро играть медиатором на гитаре, не следует спешить, а постепенно размеренно разучивать каждое движение, ведь данная техника впоследствии влияет на мелодичность и качество извлечения звука.
Источник