Нужно ли слух для гитары

Музыкальный слух: мифы и реальность

Существует распространенное мнение, что музыкальный слух – это что-то почти уникальное – дар Божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.

Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: «мне медведь на ухо наступил».

Действительно ли это такая редкость – музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие – нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Зачем вообще появился? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей?

Что такое музыкальный слух?

Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.

Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить и воспринимать чужую речь, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

Читайте также:  Yiruma rivers flow in you ноты для фортепиано

Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, можно ли ему доверять и многое другое. Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова.

У всех ли он есть?

Отсутствие музыкального слуха – такая же редкость, как, например, врожденная слепота. Таких людей сразу видно, они странные и окружающие стараются избегать их так же, как, например, людей без чувства юмора.

Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Конечно, нет! У каждого человека, который научился говорить, есть музыкальный слух! Потому что речь – это интонационный процесс. Мы же не говорим, как роботы.

Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях и о музыкальном слухе судят по умению человека петь. Не умеешь петь – значит «медведь на ухо наступил», «нет музыкального слуха».

Но ведь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как рисовать, танцевать или плавать.

Конечно, музыкальный слух у разных людей развит по-разному: у кого-то лучше, у кого-то хуже. Музыканты хорошо знают, что встречаются люди с абсолютным музыкальным слухом – это когда человек безошибочно может назвать любую услышанную ноту. «Абсолютники» – так их называют – встречаются только среди музыкантов, причем, очень-очень редко. Обычно абсолютниками становятся те, кто начал заниматься музыкой очень-очень рано.

Вот только не нужно думать, что это очень хорошо! Такое «экстросенсорное» слуховое восприятие доставляет хозяину больше хлопот и неприятностей, чем помогает заниматься музыкой. Например, абсолютники не в состоянии слушать скрипачей – им кажется, что все они страшно фальшивят! Они не могут слушать музыкапльные инструменты настроенные не по камертону ( тюнеру ) – чуть выше или чуть ниже. Это тоже вызывает негатив у человека с абсолютным слухом.

Тем не менее, давайте примем, что абсолютный слух – это стопроцентный музыкальный слух, предельный уровень развития слуха музыканта. И, как говорится, музыкой заниматься такому человеку «сам Бог велел».

Но есть другая крайность – люди, у которых музыкальный слух развит всего на 10 процентов. Как быть с ними?

У таких людей просто никогда не возникает желания заниматься музыкой. Они даже слушать музыку не очень любят, и относятся к ней как к некоему музыкальному шуму.

У подавляющего же большинства остальных людей музыкальный слух находится где-то посередине между этими двумя крайностями. Чаще всего он развит от 30 до 60 процентов от максимума. Они вполне успешно могут заниматься музыкой. И при этом слух будет неуклонно развиваться! А при достаточно длительных и настойчивых занятиях даже может приблизиться к абсолютному!

Как проверить свой музыкальный слух?

Если Вы нормально говорите и Ваша речь не усыпляет окружающих – это признак того, что музыкальный слух у Вас есть.

А если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке!

И, наконец, если Вы любите музыку, любите слушать ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете, на этот счет, не беспокоится.

У подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха.

Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух. Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.

Но, конечно, музыкальный слух развивается тем скорее, чем правильнее построено Ваше обучение. Если Вы просто бренчите на гитаре, то музыкальный слух будет развиваться медленно и незначительно. При правильно построенных качественных занятиях Ваш музкальный слух будет развиваться несравнимо быстрее и лучше.

Если у Вас есть желание заниматься музыкой в том или ином виде, отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к Вам!

Источник

Музыкальный слух. Можно ли играть на гитаре без музыкального слуха?

Вопрос, что называется, на засыпку. – Я хочу Вас спросить, как музыкант музыкантя, Киса, у Вас есть слух?!

Имеется ввиду, конечно, музыкальный слух. А вот что такое музыкальный слух? Давайте разберемся.

Если вы не глухой, то слышите звуки и достаточно легко сможете определить какие у них свойства. Что спутаете тоненький голос или грубый? На тонкой струне играют или на толстой, то есть по-музыкальному – выше или ниже частота звуковых колебаний. Так, дальше. А в чем затруднения?
Оказывается не все могут пропеть услышанный звук, то есть не у всех срабатывает координация между слухом и голосом... Вот мы и определили главную характеристику:

Музыкальный слух – это способность пропеть голосом услышанный музыкальный звук. Если у вас не получается правильно повторить мелодию или услышанный звук, в таких случаях говорят – нет слуха (медведь наступил). Но на самом то деле это говорит только об отсутствии музыкального слуха, то есть всего лишь той самой координации.

Да конечно, для того чтобы заниматься пением, музыкальный слух просто необходим. А вот если вы хотите только играть на гитаре или на другом инструменте (фортепиано, баян), вполне себе достаточно обычного человеческого слуха. Не можете пропеть услышанный звук – сыграйте его на каком-нибудь музыкальном инструменте. Правда, это тоже требует определенной тренировки, но если музыкальный слух практически не тренируется, то это со временем доступно абсолютно каждому.
Короче, не забивайте голову мнениями не очень компетентных в музыкальном обучении людей. Не слушайте плохих советов неудачников – они будут вам завидуют. Смело беритесь за освоение своего любимого инструмента. Будете играть, а петь найдется кому.

Научиться играть на гитаре может любой у кого есть желание и терпение. После нескольких несложных уроков может быть вам ещё рано будет на сцену, но вы сможете порадовать своих друзей, а главное себя. Почувствовать радость от первых успехов. А вот здесь можно начать обучение по легкому курсу «Как научиться играть на гитаре за месяц».

Источник

Можно ли играть на гитаре без слуха? Музыкальный слух

Хороший вопрос. Конечно имеется ввиду музыкальный слух. А что такое музыкальный слух?

Все не глухие люди слышат звуки и легко могут определить их свойства. Тоненький голос или грубый, тоньше струна или толще, то есть по-научному – выше или ниже звук по частоте колебаний. Но!
Не у всех есть координация слуха и голоса. Не все могут повторить услышанный звук.

Музыкальный слух – это способность пропеть, повторить услышанный музыкальный звук. Если человек не может правильно повторить услышанную мелодию или звук, говорят, что у него нет слуха. На самом деле у него нет только музыкального слуха.

Для того чтобы петь, музыкальный слух необходим. А вот для того, чтобы играть на гитаре или на каком-то другом инструменте, достаточно обычного слуха. Если не получается пропеть услышанный звук, можно его сыграть на каком-то музыкальном инструменте. Это тоже требует определенной тренировки, но доступно абсолютно каждому.
Не забивайте голову домыслами некомпетентных людей. Не слушайте плохих советов и мнения завистников. Смело беритесь и осваивайте свой любимый инструмент. А петь всегда найдется кому.

Научиться играть на гитаре может любой. Нужно иметь немного терпения и желания заниматься. Несколько несложных уроков и вы сможете порадовать себя и своих друзей. А здесь можно узнать как научиться играть на гитаре за месяц.

Источник

Возможно ли научиться подбирать на гитаре «на слух»?

Что необходимо, чтобы подбирать на гитаре «на слух»

Да, подбирать на гитаре то, что хочешь, «по слуху» вполне реально. Но при ряде условий, первым из которых будет собственно умение играть на гитаре. Вторым – наличие музыкального слуха. Без него не обойтись. Он напрямую влияет и на скорость освоения игры на инструменте и на способность воспроизводить звуки на слух. Наличие слуха – необходимейшая составляющая композиторского навыка.

Посмотрите на историю музыки и вы найдите немало доказательств этому утверждению. Наиболее одаренные композиторы обладают целостной системой организации музыкальных звуков, воспринимая звук не только как отдельную музыкально-техническую категорию, а представляя его в целостности музыкального произведения.

Подбирать «на слух» может каждый, даже Бах и Бетховен

Вспомните Иоганна Баха, страдавшего слепотой, или Бетховена, которого поразила глухота к концу жизни. Великим композиторам органы слуха и зрения, казалось бы необходимые при обучении музыкой, были уже не нужны к закату их музыкальной деятельности. Они могли сочинять музыку и без их помощи, потому что был талант и отточенный годами навык. Всё то же самое необходимо и обычному человеку во многих сферах его жизнедеятельности.

Попробуем сравнить способность человека играть на гитаре «по слуху» со способностью сочинять стихи. Чтобы писать стихи, нужно, по меньшей мере, уметь писать и читать. Не прочитав ни одного стихотворения вы вряд ли сможете понять и оценить саму структуру и технологию стихотворчества. Качество данного занятия, конечно же, будет зависеть от начитанности и от того, насколько вы целостно отображаете мир, людей, предметы и связи между ними.

Нужно слушать и воспринимать

Так и в игре на гитаре: нужно уметь играть, во-первых, слушать и воспринимать произведения, написанные для гитары, во-вторых, и в—третьих, уметь воспроизводить не только отдельные звуки на инструменте (как отдельные слова на письме), а соединять их в общую музыкальную картину.
Многие люди не пишут стихов и не сочиняют музыку и даже не пробуют подбирать её на инструменте. Но это не значит, что они не способны это делать.

Мы живем в мире вещей и связей между ними, мы бессознательно наблюдаем за этим миром, пассивно накапливая знания о нем. Знания «выходят наружу» и дополняются, когда человек концентрируется на определенном предмете. Занимаясь конкретным делом, развивая в себе определенные способности, мы достаем из кладовых своего мозга всё, что касается нашего дела. И уже в ходе практических тренировок наши знания обретают целостную форму.

Чтобы подбирать «на слух» не обязательно быть профи

Посмотрите, когда человек пытается набирать музыку на инструменте, он ориентируется на свои представления о музыке и звуках, полученные в жизни, на знания о самом инструменте. И поэтому для того чтобы подбирать мелодии на гитаре не обязательно быть профессионалом, достаточно обладать начальным музыкальным образованием (или навыком).

В процессе концентрированной практики человек не просто тренирует свои навыки, он совершенствует свое мастерство, расширяет восприятия, в итоге, он формируется как музыкальный исполнитель. Постоянные занятия музыкой развивают наш слух, выделяя особые нюансы восприятия звуков в нашем сознании. Это особое восприятие демонстрирует наиболее сильные и слабые стороны музыканта.

К примеру, у одних более развита гармоника, у вторых – ритмика звукового ряда, третьи ориентированы на мелодику. При профессиональном умении — как высшей ступени, которую человек может достигнуть при концентрированной практике — подобные нюансы сглаживаются. Но профессиональное владение инструментом и не всем нужно.

На протяжении истории гитара как инструмент и техники изложения музыкальной мысли претерпевали определенные неизбежные изменения. В итоге, к настоящему времени накоплено огромное количество мелодических, гармонических и педагогических способов передачи музыкального материала. Освоение его вполне возможно для человека, ставящего перед собой задачу научиться воспроизводить музыку на слух.

Таким образом, научиться подбирать на гитаре то, что хочешь, «по слуху» вполне возможно, как возможно многое в нашей жизни. Сколько на это потребуется сил и времени зависит уже от тех задач, которые ставит перед собой человек, беря в руки свою гитару.

Источник

Оцените статью