Нужно ли сольфеджио для фортепиано

Нужно ли учить нотную грамоту или сольфеджио для игры на фортепиано?

Наверняка вам кажется, что разобраться в теории музыки и сольфеджио сможет только гений — ведь это так непросто. Так вот, вы заблуждаетесь! Самый обычный человек сможет овладеть основами нотной грамоты всего за пару месяцев. Главное — мотивация. Ведь вы же приняли осознанное решение научиться играть на фортепиано, а значит должны понимать, что без знания нотной грамоты, умения читать с листа, понимания законов гармонии трудно достичь профессиональных навыков. Если относиться к изучению музыкальной теории не как к занятиям «из-под палки», а как к достаточно увлекательному и интересному времяпрепровождению, то уже скоро можно с легкостью разбираться в нотах.

Чтобы разобраться в теории, в музыкальных школах и училищах на это нужно потратить несколько лет. Но с помощью курса «Обучение нотной грамоте с азов», опубликованного на сайте https://artvocal.ru, вы быстро освоите теорию и основные положения музыки.

Программа занятий рассчитана на начинающих взрослых и детей. Всего предусмотрено 10 уроков, длительность каждого — 60 минут.

Записавшись на курс Вы:

Узнаете как легко выучить ноты и даже их записывать; получите общее понимание понятия музыкальной грамотности.

Раз и навсегда уясните, что такое ритм и мелизмы и даже сможете простукивать ритмы разной сложности и петь их на 1-2 нотах.

Разберетесь с построением музыкальных интервалов.

Узнаете что такое гаммы и зачем они нужны, а также научитесь двухголосному пению.

Сможете самостоятельно строить аккорды и трезвучия.

Научитесь самостоятельно подбирать мелодии на слух и писать к ним простейшие гармонии. На уроке будут разобраны по аккордам некоторые известные песни.

Кроме того, для учащихся, с целью закрепления и обобщения пройденных материалов, предусмотрено посещение культурных мероприятий в театрах, музеях.

Даже, если Вам до сих пор кажется, что учить сольфеджио не обязательно, ведь мелодию можно подобрать на слух, подумайте, что со временем эта композиция (на подбор которой вы потратили столько сил!) обязательно забудется, особенно, если Вы перестанете ее исполнять. Другое дело, если вы сможете ее записать с помощью нотной грамоты! Кроме того, большинство красивых музыкальных произведений можно сыграть только, если знаешь ноты — не всегда есть обучающее видео, где показано как правильно играть.

Поэтому, если Вы серьезно захотели овладеть искусством игры на музыкальном инструменте, без азов теории музыки и нотной грамоты ничего не получится. Дерзайте! И обязательно запишитесь на курс обучения нотной грамоте для начинающих, чтобы раскрыть весь свой творческий потенциал.

Источник

Обучение игре на фортепиано (Введение)

Вот и настал тот момент, когда перед вами стоит пианино, вы впервые садитесь за него и… Чёрт подери, а где же музыка?!

Если вы думали, что научиться играть на фортепиано будет проще простого, то приобретение столь благородного инструмента было изначально плохой затеей.

Раз вы собираетесь заниматься музыкой, пусть даже это будет для вас только хобби, то сразу же сделайте себе установку, что вы будете готовы хотя бы по 15 минут, но каждый (!) день уделять игре на инструменте своё время, и только тогда вы получите результаты, ради которых, собственно, вообще читаете данный текст.

Вы задумались? Если у вас изначально нет желания учиться играть на пианино, то стоит ли вообще выбирать такой род деятельности? Если же вы твёрдо решили, что музыка – это определённо значимая часть вашей жизни, и вы готовы принести ради неё определенные жертвы, то вы на верном пути!

Как научиться играть на пианино?

Давайте сразу обсудим один довольно интересный спор, который достаточно давно ведётся между музыкантами, в большинстве своём из XX-XXI веков.

Нужно ли для игры на фортепиано знать сольфеджио?

Нужно ли музыкантам знание сольфеджио, или оно, наоборот, заключает творческого человека в определённые бессмысленные рамки?

Бесспорно, есть люди, которые без образования, без всякого знания нот смогли добиться широкой известности, успеха, смогли сочинять достойную музыку (легендарные The Beatles – ярчайший пример). Однако не стоит равняться на то время, во многом такие люди добивались славы, будучи детьми своего времени, да и к тому же вспомните того же Леннона – не очень завидная судьба в конечном-то итоге, вы ведь согласитесь со мной.

Пример, если быть откровенным, не особо удачный – в игре на пианино изначально заложена большая глубина. Это инструмент академический, серьезный, а более простые инструменты брали своё начало из народной музыки, которая подразумевала и более простые мотивы.

Можно ли обучение игре на фортепиано без музыкального слуха?

Ещё одно крайне важное уточнение. Думаю, что вы не раз слышали о таком понятии как «музыкальный слух». Стопроцентный слух с рождения – явление столь же исключительное, сколь и падение метеоритов на Землю. Собственно настолько же редко у людей бывает и его полное отсутствие. Все это я веду к тому, что НИКОГДА не слушайте тех, кто говорит, что без слуха, без занятий музыкой с детства нет смысла вообще пытаться что-либо делать. И это я слышал от многих по-настоящему состоявшихся музыкантов.

Считайте, что слух – это некая абстрактная мышца. Когда вы ходите в тренажёрный зал, ваши мышцы растут; когда вы изучаете точные науки, скорость вашего счёта в уме повышается, чем бы вы ни занимались – в итоге у любого человека, как на биологическом, так и на ментальном уровне будет происходить прогрессирование. Слух не является исключением. Более того, независимо от ваших изначальных данных, при должных стараниях вы сможете превзойти тех, кто, казалось бы, имеет больше опыта, чем вы.

Ещё одна приятная черта любого творчества – даже при разных уровнях умения не обязательно тот, кто умеет больше (к примеру: он умеет играть с огромной скоростью), будет сочинять произведения более интересные, чем его не столь пряморукие коллеги.

Всё просто. Все мы индивидуальны, а творчество является передачей частички собственной души, разума другим, которые вникают в чужие произведения. Люди, которым будет более близка ваша жизненная позиция, стиль ваших сочинений, будут ценить вас сильнее, чем пианиста, который просто является техничным исполнителем.

Изучение нотной грамоты поможет вам не только понять саму структуру музыки, но поможет вам легко и быстро снимать произведения на слух, позволит вам легко импровизировать, сочинять.

Обучение игре на фортепиано не должно являться самоцелью – целью должно являться желание музицировать. И, когда вы познаете все тонкости гамм, ладов и ритмики, то, поверьте, вам будет намного проще освоить любой инструмент, чем человеку, который в жизни ни на чём не играл. Так что научиться играть на пианино по силам любому человеку, лишь бы было желание.

Хочу развенчать ещё один миф. Часто, чтобы определить степень развитости слуха, просят спеть какую-нибудь известную песню. Некоторые не могут спеть «В лесу родилась ёлочка». Обычно на этом всякое желание обучаться глубоко прячется, появляется зависть ко всем музыкантам, а позднее всё равно появляется неприятное ощущение того, что зря всё-таки не было сделано попытки научиться играть на пианино.

На самом деле всё далеко не так просто. Слух бывает двух видов: «внутренний» и «внешний». «Внутренний» слух – это способность представлять в своей голове музыкальные образы, воспринимать звуки: именно этот слух помогает играть на инструментах. Он, безусловно, связан с внешним, но если вы не смогли что-либо спеть, то это не значит, что вы изначально ни на что не годны. Более того, скажу я вам, есть талантливые музыканты: гитаристы, басисты, саксофонисты, список можно продолжать ещё долго, которые отлично импровизируют, способны подбирать сложные мелодии на слух, а вот спеть не могут ничего!

В комплекс обучения сольфеджио входит пение, вытягивание нот. При самостоятельном обучении это будет довольно сложно – нужен человек с достаточным опытом и слухом, который сможет вас контролировать. Но для того, чтобы помочь вам выучиться чтению нот с листа, дать вам знания, которые помогут вам в импровизации, важен только ваш собственный интерес.

Сначала теория – потом практика

Помните: те, кто сразу приступают к практике, не зная теории, рано становятся родителями… Пардон за грубую шутку, но в этом определенно есть большая доля смысла – бездумное сидение и тыкание пальцами в клавиши пианино очень и очень сильно замедлит ваш прогресс во владении инструментом.

Фортепиано кажется очень простым, на первый взгляд, инструментом. Идеальное построение порядка нот, простое звукоизвлечение (не приходится истирать до мозолей подушечки пальцев при зажатии струн). Повторить простые мелодии, может, и вправду будет довольно просто, но вот чтобы переигрывать классиков, импровизировать, придется серьёзно подучиться.

Возможно, я повторюсь, но важно осознавать, что на обучение игре на пианино может уйти больше года. Но, самый лучший совет – представляйте результат, себя через несколько лет, и вам будет куда проще и интереснее.

Можно ли быстро научиться игре на пианино?

Теоретически все возможно, но еще раз напоминаю один из важнейших вынесенных тезисов: занятия по 15 минут, но каждый день будут в сто крат эффективнее, чем 2-3 раза в неделю по 3 часа. Кстати говоря, информация, которая заложена в небольшом временном промежутке, усваивается наиболее эффективно.

Попробуйте съесть за один раз всю ту пищу, которую вы делите на завтрак, обед и ужин. Переизбыток бывает вреден не только для желудка!

Так что же, вы готовы? Тогда… Тогда выпрямите спину и подвиньте сидение поближе к пианино. А что вы хотели? Театр тоже начинается с вешалки!

Источник

Что такое сольфеджио?

Что такое сольфеджио? В широком смысле, сольфеджио – это пение по нотам, пение с называнием нот. Кстати, само слово сольфеджио образовано сложением названий нот соль и фа, потому-то это слово и звучит так музыкально. В более узком смысле, сольфеджио – это учебная дисциплина, которую изучают в музыкальных школах, училищах, колледжах и консерваториях.

Для чего нужны уроки сольфеджио в школах? Для воспитания музыкального слуха, для взращивания его от простой способности до мощного профессионального инструмента. Как слух обычный превращается в слух музыкантский? С помощью тренировок, специальных упражнений – этим как раз и занимаются на сольфеджио.

Вопросом о том, что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу. К сожалению, не каждый ребёнок в восторге от уроков сольфеджио (это естественно: обычно этот предмет ассоциируется детьми с уроками математики в общеобразовательной школе). Поскольку процесс обучения на сольфеджио очень интенсивный, то родителям следует контролировать посещаемость этого урока своим ребёнком.

Сольфеджио в музыкальной школе

Школьный курс сольфеджио можно разделить на две составляющие: теоретическую и практическую часть. В среднем звене теория отделяется от практики, в школе же они проходятся параллельно. Теоретическая часть – это элементарная теория музыки на протяжении всего периода учения в школе, на начальном этапе – на уровне музыкальной грамоты (причём это довольно серьёзный уровень). Практическая часть – это пение специальных упражнений и номеров – отрывков из музыкальных произведений, а также запись диктантов (разумеется, музыкальных) и анализ на слух различных созвучий.

С чего начинается обучение сольфеджио? Сначала учат читать и писать ноты – без этого никак, поэтому освоение нотной грамоты – это самый первый этап, который, к слову, заканчивается очень скоро.

Если вы думаете, что нотную грамоту в музыкальных школах преподают все 7 лет, то это не так – месяц-другой максимум, затем происходит переключение на собственно музыкальную грамоту. И, как правило, уже в первом-втором классе ученики школ осваивают базовые её положения (на теоретическом уровне): виды мажора и минора, тональность, её устойчивые и неустойчивые звуки и созвучия, интервалы, аккорды, простую ритмику.

При этом параллельно начинается собственно сольфеджирование – практическая часть – пение гамм, упражнений и номеров с дирижированием. Не стану сейчас писать тут о том, для чего всё это нужно – читайте отдельную статью «Зачем изучать сольфеджио». Просто скажу, что по прохождения курса сольфеджио человек сможет читать ноты как книги – ничего не играя на инструменте, будет слышать музыку. Подчеркну, что для такого результата знания одной нотной грамоты не достаточно, нужны именно упражнения, которые развивают навыки интонирования (то есть воспроизведения) как вслух, так и про себя.

Что нужно для уроков сольфеджио?

Мы разобрались в том, что такое сольфеджио – это и вид музыкальной деятельности, и учебная дисциплина. Теперь несколько слов о том, что ребенку нужно приносить с собой на урок сольфеджио. Непременные атрибуты: нотная тетрадь, простой карандаш, ластик, ручка, тетрадочка «для правил» и дневник. Уроки сольфеджио в музыкальной школе проходят раз в неделю по одному часу, на дом обычно задаются небольшие упражнения (письменные и устные).

Если вы искали ответ на вопрос, что такое сольфеджио, то вполне закономерно, что у вас может возникнуть вопрос: а какие ещё предметы изучаются при обучении музыке? По этому поводу читайте статью «Что дети изучают в музыкальных школах».

Обратите внимание!

Кстати, совсем скоро будут выпущены серии видео уроков по основам музыкальной грамоты и сольфеджио, которые будут распространяться бесплатно, но только в первое время и только среди посетителей данного сайта. Поэтому, если вы не хотите пропустить данную серию – прямо сейчас подпишитесь на рассылку материалов (форма с левой стороны), чтобы получить персональное приглашение на эти уроки.

В завершение – музыкальный подарок. Сегодня будем слушать Егора Стрельникова – классного гусляра. Он споёт «Казачью колыбельную» на стихи М.И. Лермонтова (музыка Максима Гавриленко).

Е. Стрельников «Казачья колыбельная» (стихи М.И. Лермонтова)

Источник

Сольфеджио. Вокал для начинающих

Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>

Всем привет, дорогие вокалисты!

Сегоднямы с Вами пройдемся по азам сольфеджио, узнаем, что это такое и как его поэтапно правильно и грамотно изучать. Учебник пока не пригодится, все самое важное в этой статье. Итак

Сольфеджио — это дисциплина, которая предназначена для развития музыкального слуха, и изучает ноты, октавы, ключи, длительности, интервалы и т.д… Это позволяет тренировать слух музыкальными диктантами, анализами, сольфеджированием и т.п.

1. Первое, что нужно знать, — это конечно же ноты (их всего 7) и условные их обозначения.

7-я — СИ (H, также могут подписывать B)

— пример на клавишах фортепиано.

Если у вас не фортепиано, вы можете скачать приложение на телефон или на ваш компьютер, чтобы заниматься сольфеджио.

— вот пример в нотной тетради в скрипичном ключе, в первой октаве.

Что такое октава?

Октава — музыкальный интервал, состоящий из 8 ступеней! Пример:

— до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Также не забываем о таком понятии, как звукоряд.

Звукоряд — это ряд последовательности звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этих знаний, но в дальнейшем они вам пригодятся.

Октавы на музыкальном инструменте фортепиано.

Вы должны знать, сколько всего есть октав, нот, клавиш и их названия:

  • Субконтроктава (эта октава неполная, начинается с «Ля» и имеет всего 3 ноты)
  • Контроктава
  • Большая октава
  • Малая октава
  • Первая октава
  • Вторая октава
  • Третья октава
  • Четвертая октава
  • Пятая октава (имеет всего одну ноту “До”)

Всего на фортепиано 88 клавиш — 52 белых и 36 черных.

Ключи

Ключ определяет расположение нот на нотном стане в сольфеджио. Вокал для начинающих не требует знание ключей, но если вы хотите петь по нотам, это будет полезно.

Всего их есть 3:

  • Скрипичный — самый встречаемый и популярный ключ. Он исходит с ноты “соль” первой октавы. Рисуется на второй линейке нотоносца.
  • Басовый — второй по распространенности ключ после скрипичного! Рисуется на четвертой линейке нотоносца и окружает линейку, на которой пишут ноту “Фа” малой октавы.
  • Альтовый — обозначает ноту “До” первой октавы. Рисуется на средней линии нотного стана.

Альтерация

Повышение или понижение ступени ноты.

Давайте узнаем, какие существуют знаки при ключе:

  • диез — повышение на полтона,
  • бемоль — понижение на полутон,
  • бекар — отмена знаков при ключе.

Знаки альтерации делятся на 2 типа:

  • ключевые — пишутся рядом с ключом и действуют, пока не появятся новые.
  • случайные — ставятся перед нотой.

Полутон — это меньшее расстояние. То есть, 2 соседние клавиши, включая и черные. Тон — это 2 полутона.

Интервалы

Интервал — 2 звука, которыми могут быть одна и та же нота, либо две разные.

Нижний звук интервала является его основанием, а верхний — вершиной.

Интервалы делятся на 2 типа:

  • мелодичные — нотки, которые взяты последовательно,
  • гармоничные — одна и та же нота, взятая одновременно.

Итак, рассмотрим какие существуют величины интервалов:

Также величиной интервала является количество в нем полутонов и тонов. Так, между ступенями образуются следующие интервалы: Чистая прима (0 полутонов)

  • Малая секунда (1 полутон)
  • Большая секунда (2 полутона)
  • Малая терция (3 полутона)
  • Большая терция (4 полутона)
  • Чистая кварта (5 полутонов)
  • Увеличенная кварта (6 полутонов)
  • Чистая квинта (7 полутонов)
  • Уменьшенная квинта (6 полутонов)
  • Малая секста (8 полутонов)
  • Большая секста (9 полутонов)
  • Малая септима (10 полутонов)
  • Большая септима (11 полутонов)
  • Чистая октава (12 полутонов)

Длительности

Если мы слушаем песни, то улавливаем на слух, что ноты и паузы есть разной длительности. Какие-то звучат дольше, какие-то быстрее… Для того, чтобы разобраться в длительностях, нам понадобиться метроном на 60 ударов.

Итак, разберемся в названиях и обозначениях:

  • целая нота — самая длинная. Ритмически состоит из 4-х ударов метронома.
  • половинная нота — в 2 раза короче целой ноты. Поэтому ритмически звучит на 2 удара метронома.
  • четвертная нота — ритмически идёт на каждый удар метронома.
  • восьмая нота — ускоряется в ритме по сравнению с четвертью в 2 раза. Поэтому на один удар метронома приходятся 2 восьмых!
  • шестнадцатая нота — естественно, еще в 2 раза быстрее, чем восьмушка. Поэтому на один удар метронома успевают пройти 4 шестнадцатые.

Вот, дорогие наши читатели, основы, которые обязательно нужно знать для вокалиста в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этого, но тем, кому хочется петь чисто интонируя и чувствовать ритм песен, это точно пригодится.

Если вы дочитали до этого места, то у вас явно серьезный подход к вокалу. А у нас серьезный подход к обучению:

Уникальная методика, которая показала свою эффективность на сотнях учеников.

Упражнения, которые позволят вам уже через месяц петь как высокие, так и низкие ноты, а через два месяца выступать и зарабатывать вокалом.

Педагоги, которые не представляют своей жизни без прогресса их учеников.

Хотите попробовать, как это работает? Просто запишитесь на бесплатный урок по Скайпу.

Желаю успехов в изучении материала! У Вас непременно всё получится!

Источник

Оцените статью