Обозначение аккордов латинским буквами

Урок 1. Аккордовые обозначения

Аккорды

А вы знаете чем отличается хороший импровизатор от музыканта, который пытается им казаться? Хороший импровизатор отлично знает почему он/она может сыграть ту или иную ноту. Если вы предложите «поджэмить» человеку, который этого никогда не делал, то первый и логичный его/её вопрос будет — «какие ноты я могу сыграть?».

Вероятно, вы слышали о такой музыкальной дисциплине, как «гармония». К сожалению этот курс импровизации не сможет раскрыть вселенских закономерностей и сделать из вас мастера-теоретика гармонии. Но на самом деле, нам это и совсем не нужно! Нам нужно лишь иметь инструменты, которые помогают использовать гармонию в наших интересах и становиться мастером-практиком гармонии.

Я прекрасно понимаю, что многие хотят уже сыграть свое потрясающее соло и не вникать во всякие тонкости музыкальной теории. Но это действительно того стоит, чтобы потратить некоторое время (это совсем не долго) и разобраться с гармонией раз и на всегда, чтобы больше не испытывать никакого дискомфорта.
Перед началом всех примеров и объяснений, важная заметка об обозначении нот. Ноты обозначаются маленькими латинскими буквами — «c d e f g a b» — «до рэ ми фа соль ля си», соответственно. В классической музыке нота «си» обозначается как «h», а «си-бемоль» как «b». Классическими обозначениями в этом курсе мы не пользуемся.

Читайте также:  Кредит нота у продавца

Ниже также приведены обозначения интервалов, которыми мы будем пользоваться.

На этом уроке мы рассмотрим необходимую музыкально-теоретическую базу для импровизации. Мы будем пользоваться только самой современной и актуальной информацией. Вы готовы? Тогда вперед!

Аккорд — это созвучие из 3-х и более звуков которые можно расположить по терциям. Из определения следует, что аккорды строятся путем добавления звуков на терцию выше предыдущего.

Цифро-буквенное обозначение аккордов — упрощённый вариант записи аккордов. Например: D7, Cm, G-7b5, Do7, A7#9b13, Ema7#11/F#

Аккордов бывает очень много, но в данной части курса импровизации будут использоваться только простые аккорды из 3х и 4х звуков — трезвучия и септаккорды соответственно.
Если вы новичок во всех этих построениях аккордов, то у меня есть для вас небольшая подсказка. Нужно запомнить ноты через одну, просто проговаривайте как скороговорку — c e g b d f a c e g b d f a c e g … и т.д. Это поможет быстро надстраивать аккорды, останется только разобраться со знаками.

За всю многовековую историю музыки появилось очень много различных подходов к обозначению и очень много тонкостей. Чтобы мы с вами разговаривали на одном языке, нам нужно определиться с обозначением аккордов и процессом их построения. Поэтому будьте внимательны!

1. Все аккорды строятся снизу-вверх от тоники аккорда. Тоника обозначается заглавной латинской буквой (C D E F G A B) + добавляется диез или бемоль если требуется.

2. Следующий шаг — достраиваем терцию вверх от тоники и получаем терцию аккорда. Терция может быть двух видов — большая и малая. Если терция малая, аккорд будет минорным и к обозначению аккорда прибавляют знак «-» или букву «m». Если терция большая, будущий аккорд становится мажорным и это никак специально не отражается в обозначении.

3. Следующий звук на терцию выше позволит нам получить трезвучие и этот звук — квинта аккорда. Квинта в отличии от терции может быть 3-х видов: чистая, увеличенная (повышенная) и уменьшенная (пониженная). Если квинта по отношению к тонике аккорда — чистая, то это никак не отражается в обозначении аккорда. Таким образом, трезвучие обозначается просто заглавной латинской буквой!

Если с квинтой что-либо произошло, то это непременно указывается в обозначении. Понижение квинты обозначается как «b5». Повышение квинты, как «#5».

Отдельные частные случаи. Обозначение «С+» говорит нам о мажорном трезвучии с повышенной квинтой (об увеличенном трезвучии); обозначение «Co» указывает на минорное трезвучие с пониженной квинтой (уменьшенное трезвучие).

4. И последний необходимый нам шаг — получение септаккорда. Добавляем еще одну ноту на терцию выше — септиму аккорда. Септима, как и терция аккорда, бывает двух видов. Если септима большая, то септаккорд становиться большим (большой септаккорд) и в названии это отражается присоединением одного из следующих обозначений: «ma7», «M7», «∆». Если септима малая — то септаккорд малый (малый септаккорд) и к названию прибавляется «7».

Аналогично трезвучиям, прибавления «+» и «о» к обозначению, сообщают нам об увеличенном и уменьшенном трезвучии в основании септаккорда соответственно.
В данном случае все примеры от ноты До. Обратите внимание на то, как комбинируются все предыдущие пункты в построении септаккордов.

5. Септаккорд исключение. Уменьшенный септаккорд Со7 имеет в обозначении «7», но септима у него не малая, она уменьшенная!

Ниже, к этому уроку прикреплена таблица с различными обозначениями аккордов, встречающимися в музыкальных ресурсах.

Давайте для примера построим Db7b5.

  • Шаг 1: Строим аккорд начиная от баса. Смотрим на заглавную латинскую букву и понимаем, что это Db, значит аккорд строится от ноты «рэ бемоль».
  • Шаг 2: Воспользуемся подсказкой, пока без знаков альтерации и вспомним ноты через одну c e g b d f a c e g b d f a и т.д. Тогда, начиная от «d» мы сможем узнать какие звуки входят в аккорд. «d f a» — получили трезвучие, «d f a c» — получили септаккорд.
  • Шаг 3: Вспоминаем про знаки альтерации и проверяем. В обозначении аккорда отсутствует указание малой терции (отсутствует «-» или «m»), это означает, что аккорд мажорный. Смотрим на терцию: от «db до f» — большая терция, все сошлось это большая терция.
  • Шаг 4: В обозначении аккорда присутствует указание об альтерации квинты — «b5». Проверяем квинту «db — a», она оказывается увеличенной, значит мы должны понизить ее дважды, чтобы получить уменьшенную квинту. Получаем «db — g». Все различные дубль бемоли и дубль диезы мы не используем на практике.
  • Шаг 5: Остался последний звук — «7». Это указание на малую септиму в аккорде — значит это малый септаккорд. У нас есть «db — c», это большая септима, но нам нужна малая. Значит, мы должны понизить ее и получить «cb». И снова это не очень популярный звук, гораздо удобней пользоваться энгармонически равным «b».

Таким образом мы построили с вами малый мажорный септаккорд с пониженной квинтой.

На этом первый урок закончен, вы знаете достаточно, чтобы выполнить первое домашнее задание по построению и обозначению аккордов! Если у вас что-либо не получается, не беда, в этом уроке было намного больше материала по гармонии, чем мы будем использовать в течении курса.

Домашнее задание.

1. Постройте и играйте следующие аккорды: B, Fm, Ao, G+, D7, G-7, F#ma7, Bb7+, Eb-7b5, Ab7b5.

2. Дайте название следующим аккордам:

Ниже прикреплен файл с распространенными обозначениями аккордов:

Источник

Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах

Буквенное обозначение нот. Общая информация

Не каждый музыкант может уметь читать с нотного листа, однако каждый должен знать буквенное обозначение нот. С его помощью помечаются нужные аккорды на различных сайтах, обозначаются тональности и многое другое. В этой статье мы подробно расскажем о том, какие ноты отмечаются какими буквами и принципы их расстановки на разных инструментах.

Таблица буквенных обозначений нот

Нота Обозначение
До C
До-диез/Ре-бемоль C#/ D♭
Ре D
Ре-диез/Ми-бемоль D# / E♭
Ми E
Фа F
Фа-диез/Соль-бемоль F# / G♭
Соль G
Соль-диез/Ля-бемоль G# / A♭
Ля A
Ля-диез/Си-бемоль A# / B♭ (B)
Си B (H)

Правила буквенного обозначения нот

Изначально ноты обозначались греческими буквами – по первым слогам церковной распевки, однако потом греческий алфавит поменялся на латинский. Обозначение прижилось, и сейчас каждая нота имеет свою букву.

Если мы говорим про неполные ноты, то к ним добавляются так называемые диезы и бемоли – знак # и ♭. Если мы движемся по гамме вверх – то используем диез, если вниз – то бемоль.

B и H – обозначение ноты Си

Некоторые начинающие музыканты, запоминающие буквенное обозначение нот, сталкиваются с путаницей. Где-то ноту Си обозначают как B, а где-то как H. Это связано с тем, что в англоязычных музыкальных учебниках нота Си-бемоль отмечается как B♭, а си – B, а в русскоязычных и немецких – си-бемоль становится B, а си – H. Такое может встречаться, и нужно просто запомнить, что чаще всего под H имеется в виду Си. При встрече с тем, что под B подразумевают си-бемоль нужно следить за гармонией композиции и понять, какая из нот уместна в данном случае.

Разница между диезом и бемолем

По сути, разница состоит исключительно в том, какие ситуации требуют от нас написания бемоля, а какие – диеза. Звуки при этом никак не меняются, но может изменяться их функция – в зависимости от того, в какой тональности мы находимся.

Как уже было сказано выше, если мы движемся по гамме вверх – то все промежуточные ноты обозначаются диезами. Если вниз – то бемолями.

Многие современные музыканты используют только один тип обозначения, независимо от того, как движутся по звукоряду. Таким образом, вам придется меньше запоминать, и при этом вы все равно будете понимать, что и почему делаете.

Буквенное обозначение тональностей

Тональности обозначаются по буквам тоники – первых нот в гамме, от которых начинается ее построение. Кроме этого, существует несколько способов обозначения минора и мажора.

Первый – приписками maj или min к букве тональности.

Второй – словами dur при мажоре и moll при миноре. Академически это написание более правильно, однако его не используется практически никто из современных групп и музыкантов.

Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано

Буквенное обозначение нот на гитаре ничем не отличается от их стандартного написания на письме. Каждый лад – это отдельная нота на расстоянии полутона от предыдущей. В совокупности они расположены по определенной системе – и за счет этого там существуют такие вещи, как аккордовые формы. Более подробно о том, как звуки расположены на грифе, вы можете прочитать в статье про ноты на гитаре .

В случае с фортепиано все предельно просто. Белые клавиши – это полные ноты, и обозначаются они также. Черные – половинные – то есть, обозначаются диезами и бемолям.

Обозначение аккордов

На письме аккорды обозначаются по тем же самым буквам их тоники. Меняются только приписки, которые зависят от того, какой это аккорд и какие ступени в нем используются.

— Минорные аккорды пишутся с припиской m после буквы.

— Аккорды с задержанием помечаются как sus2 и sus4 – в зависимости от того, какая ступень в них используется.

— Расширенные и уменьшенные аккорды обозначаются припиской aug и dim соответственно.

— Септаккорды обычно обозначаются цифрой 7 после буквы, а также припиской, конкретизирующий его функцию. Например, maj – большой мажорный септаккорд.

— Аккорд с другой тоникой в басу обозначается слешем с нотой, на которую заменили тонику. Например, C/G – это аккорд До-мажор с тоникой Соль в басу.

— Дополнительные ступени пишутся после всех остальных приписок, обычно обозначаясь номером добавочной ступени.

Источник

Как читать цифровки и аккорды

Существует два вида обозначения гармонического движения: буквенно-цифровое и римская система счисления.

В этой статье расскажу о буквенно-цифровой системе.

Это система обозначения аккордов, привязанных к конкретной тональности. Для обозначения используются буквы латинского алфавита начиная от ноты ля.

Почему нота ля? Ответ на этот вопрос можно найти, взглянув на клавиатуру классического фортепиано. Нота A — самая низкая нота применяемая в классической музыке, поэтому ее и взяли в качестве точки отсчета. Также до появления темперированной системы звуков, в любой ладовой системе, независимо от реального звучания, нижнюю ноту обозначали буквой A. При появлении названий нот в виде ДоРеМиФаСольЛяСи -буквенная система была адаптирована под нее таким образом, что буква A стала обозначать ноту Ля.

Итак, двигаясь по буквам латинского алфавита от буквы A — ля — мы получим обозначения нот для все диатонической шкалы, то есть B — си, С — до и т. д.

Если выписать ноты от до, то получиться CDEFGAB.

Сразу обратите внимание, что нота B — это си, а встречающееся обозначение ноты си как H используется в русской и немецкой системе. Кстати, буква B во времена средневековья использовалась для обозначения ноты Си-бемоль, поскольку мажорно-минорной системы не существовало, а от ноты ля строился фригийский лад. Затем для обозначения ноты си выбрали следующую букву алфавита, то есть H.

Итак, обозначения нот у нас есть. Как обозначить с помощью них аккорды? Я пользуюсь следующей системой.

Большие буквы обозначают всегда мажорное трезвучие. То есть при написании любой ноты, например, F — говорим: «аккорд F мажор». Однако технически большая буква обозначает не мажорное трезвучие, а наличие в аккорде большой терции и чистой квинты.

Для обозначения минорных трезвучий добавляем букву m — Am, Dm и т. д. Опять же уточню, что технически m указывает только на терцию от примы аккорда.

Любые видоизменения трезвучий рассматриваем как альтерированные. Для этого я использую знаки «+» и «-«, или, соответственно, «♯» и «♭». Отсюда следует, что для обозначения уменьшенного трезвучия используем обозначение альтерации 5 ступени минорного аккорда (поскольку уменьшенное трезвучие является, по сути, минорным с пониженной 5 — с точки зрения эстрадной гармонии) и получаем -5 или ♭5.

Например, Cm-5 или Сm♭5

Для обозначения увеличенного трезвучия будем использовать повышение 5 ступени.

Я не использую обозначение ♯5 поскольку возникнет обозначение C♯5, то есть C♯ квинта, если же написать С5♯, то не понятно к какой ступени относиться диез, так как по правилам написания и чтения цифровок альтерация относиться в следующей за ней ступенью. Например, С7♯9 . Поэтому для обозначения увеличенного трезвучия используем +5 или сокращение «aug» (увеличенное). Получаем С+5 или Caug.

Двигаемся дальше. Следующий вид аккордов — это трезвучия с секундой и квартой вместо терции.

Для их обозначения используются сокращения «add» — добавленая или «sus» — задержанная. Я предпочитаю следующий вариант обозначения: add указывает на добавление ступени к трезвучию или септаккорду без изъятия других ступеней. То есть, например, обозначение C add9 — это трезвучие C мажор с 9 ступенью или нотами СEGD. Если же используется трезвучие СDG, тогда используем sus2, поскольку нота D в аккорде и является задержанием к терции аккорда.

Для обозначения аккорда СFG используется просто sus, поскольку задержание 4 ступени является образцовым. Однако иногда можно указывать и sus4. Если же используется трезвучие с 11 ступенью, то она указывается как надстройка add11 — при этом нужно помнить о том, что 11 ступень чаще всего используется натуральная, то есть повышенная относительно мажорной гаммы. Аккорды же мы строим относительно их натурального звучания (то есть обертонового). Поэтому следующий аккорд:

обозначается как С add♯11

Нотная запись и обозначения рассмотренных аккордов:

Далее идут септаккорды. Для обозначения большого мажорного септаккорда используется maj7. Например, Сmaj7. Следовательно, все надстройки также будут указываться для базового септаккорда — Cmaj9 — Большой мажорный с ноной. Cmaj7♯5 и т.д.

Большой минорный септаккорд обозначается соответственно m(maj7) — как понятно из обозначения, maj7 указывает на мажорную септиму, а не на терцию.

Минорные септаккорды обозначаются как m7

Полууменьшенные 7♭5 или 7 -5

Малый мажорный септаккорд просто 7

Уменьшенный dim или o — например, С♯0

Также к септаккордам и нонаккордам может быть добавлено обозначение sus, которое в таком случае всегда трактуется как 4 задержанная.

Поскольку нонаккорд по умолчанию является доминантовым, то и обозначение надстройки 9 относится к септаккорду. То есть нет необходимости писать С79 — пишут просто С9. То же касается ундецимаккордов С11 и терцдецимаккордов С13. Следовательно, минорные нонаккорды обозначаются как Сm9 — здесь все достаточно прозрачно.

Для обозначения трезвучия с секстой используют цифру 6 и называют такие аккорды секстаккордами (не путать с обращениями трезвучий). Например, С6 или Am6 — причем минорный секстаккорд подразумевает мажорную сексту, то есть:

Также существуют секстнонаккорды, которые обозначаются 69 или 6/9

Альтерации в любом аккорде выставляются на общих основаниях, например, G7♭5♯9.

Очень часто в джазовой литературе для сложных доминантсептаккордов используют обозначение alt, что значит альтерированный, и подразумевает любую сложную альтерацию 5х и 9 ступеней.

Верхняя надстройка аккорда всегда предполагает наличие терции и септимы. Это следует из предыдущих обозначений. То есть аккорды должны включать как минимум 2-3 ноты при игре в ансамбле и четыре при сольной игре — для избежания неоднозначных трактовок.

При возникновении нестандартных или редких сочетаний используются те же правила обозначения. Например, если нужно указать на наличие в аккорде сексты, не терцдецимы, пишут С7/6 — это аккорд СEGABb, и обозначение говорит о наличии малой секунды.

Последнее обозначение — это многоэтажные аккорды. Дроби используются для обозначения обращений — например С7/B♭ и политональных аккордов — A/B.

Иногда сложные аккорды обозначаются как более простые с другим басом (что может быть в некоторых случаях более удобно), например, Cmaj7♯5 можно обозначить как E/C, что проще для чтения.

Итак, это базовые принципы, которыми пользуюсь я для обозначения аккордов и их последовательностей. Минус данного метода состоит в том, что он не позволяет показать схему последовательности, и при перенесении ее в другую тональность нужно думать о транспозиции и т. д.

Для более глубокого изучения гармонии используется римская система счисления о которой я расскажу в следующей статье

Детальное описании буквенно-цифровой системы аккордов вы можете найти в курсе Гармония 100: как читать аккорды

Гармония 100 — Буквенно-цифровое обозначение аккордов

В данном курсе 12 уроков, которые проведут Вас от основ и базовых правил до редких вариантов обозначения, с которыми Вы можете встретиться в своей практике.

Урок 1 — Введение

Урок 2 — Большие буквы

В этом уроке рассматривается строение мажорных трезвучий и правила использования больших букв для обозначения аккордов.

Источник

Оцените статью