Обозначение буквами нот аккордов

Урок 1. Аккордовые обозначения

Аккорды

А вы знаете чем отличается хороший импровизатор от музыканта, который пытается им казаться? Хороший импровизатор отлично знает почему он/она может сыграть ту или иную ноту. Если вы предложите «поджэмить» человеку, который этого никогда не делал, то первый и логичный его/её вопрос будет — «какие ноты я могу сыграть?».

Вероятно, вы слышали о такой музыкальной дисциплине, как «гармония». К сожалению этот курс импровизации не сможет раскрыть вселенских закономерностей и сделать из вас мастера-теоретика гармонии. Но на самом деле, нам это и совсем не нужно! Нам нужно лишь иметь инструменты, которые помогают использовать гармонию в наших интересах и становиться мастером-практиком гармонии.

Я прекрасно понимаю, что многие хотят уже сыграть свое потрясающее соло и не вникать во всякие тонкости музыкальной теории. Но это действительно того стоит, чтобы потратить некоторое время (это совсем не долго) и разобраться с гармонией раз и на всегда, чтобы больше не испытывать никакого дискомфорта.
Перед началом всех примеров и объяснений, важная заметка об обозначении нот. Ноты обозначаются маленькими латинскими буквами — «c d e f g a b» — «до рэ ми фа соль ля си», соответственно. В классической музыке нота «си» обозначается как «h», а «си-бемоль» как «b». Классическими обозначениями в этом курсе мы не пользуемся.

Ниже также приведены обозначения интервалов, которыми мы будем пользоваться.

На этом уроке мы рассмотрим необходимую музыкально-теоретическую базу для импровизации. Мы будем пользоваться только самой современной и актуальной информацией. Вы готовы? Тогда вперед!

Аккорд — это созвучие из 3-х и более звуков которые можно расположить по терциям. Из определения следует, что аккорды строятся путем добавления звуков на терцию выше предыдущего.

Цифро-буквенное обозначение аккордов — упрощённый вариант записи аккордов. Например: D7, Cm, G-7b5, Do7, A7#9b13, Ema7#11/F#

Аккордов бывает очень много, но в данной части курса импровизации будут использоваться только простые аккорды из 3х и 4х звуков — трезвучия и септаккорды соответственно.
Если вы новичок во всех этих построениях аккордов, то у меня есть для вас небольшая подсказка. Нужно запомнить ноты через одну, просто проговаривайте как скороговорку — c e g b d f a c e g b d f a c e g … и т.д. Это поможет быстро надстраивать аккорды, останется только разобраться со знаками.

За всю многовековую историю музыки появилось очень много различных подходов к обозначению и очень много тонкостей. Чтобы мы с вами разговаривали на одном языке, нам нужно определиться с обозначением аккордов и процессом их построения. Поэтому будьте внимательны!

1. Все аккорды строятся снизу-вверх от тоники аккорда. Тоника обозначается заглавной латинской буквой (C D E F G A B) + добавляется диез или бемоль если требуется.

2. Следующий шаг — достраиваем терцию вверх от тоники и получаем терцию аккорда. Терция может быть двух видов — большая и малая. Если терция малая, аккорд будет минорным и к обозначению аккорда прибавляют знак «-» или букву «m». Если терция большая, будущий аккорд становится мажорным и это никак специально не отражается в обозначении.

3. Следующий звук на терцию выше позволит нам получить трезвучие и этот звук — квинта аккорда. Квинта в отличии от терции может быть 3-х видов: чистая, увеличенная (повышенная) и уменьшенная (пониженная). Если квинта по отношению к тонике аккорда — чистая, то это никак не отражается в обозначении аккорда. Таким образом, трезвучие обозначается просто заглавной латинской буквой!

Если с квинтой что-либо произошло, то это непременно указывается в обозначении. Понижение квинты обозначается как «b5». Повышение квинты, как «#5».

Отдельные частные случаи. Обозначение «С+» говорит нам о мажорном трезвучии с повышенной квинтой (об увеличенном трезвучии); обозначение «Co» указывает на минорное трезвучие с пониженной квинтой (уменьшенное трезвучие).

4. И последний необходимый нам шаг — получение септаккорда. Добавляем еще одну ноту на терцию выше — септиму аккорда. Септима, как и терция аккорда, бывает двух видов. Если септима большая, то септаккорд становиться большим (большой септаккорд) и в названии это отражается присоединением одного из следующих обозначений: «ma7», «M7», «∆». Если септима малая — то септаккорд малый (малый септаккорд) и к названию прибавляется «7».

Аналогично трезвучиям, прибавления «+» и «о» к обозначению, сообщают нам об увеличенном и уменьшенном трезвучии в основании септаккорда соответственно.
В данном случае все примеры от ноты До. Обратите внимание на то, как комбинируются все предыдущие пункты в построении септаккордов.

5. Септаккорд исключение. Уменьшенный септаккорд Со7 имеет в обозначении «7», но септима у него не малая, она уменьшенная!

Ниже, к этому уроку прикреплена таблица с различными обозначениями аккордов, встречающимися в музыкальных ресурсах.

Давайте для примера построим Db7b5.

  • Шаг 1: Строим аккорд начиная от баса. Смотрим на заглавную латинскую букву и понимаем, что это Db, значит аккорд строится от ноты «рэ бемоль».
  • Шаг 2: Воспользуемся подсказкой, пока без знаков альтерации и вспомним ноты через одну c e g b d f a c e g b d f a и т.д. Тогда, начиная от «d» мы сможем узнать какие звуки входят в аккорд. «d f a» — получили трезвучие, «d f a c» — получили септаккорд.
  • Шаг 3: Вспоминаем про знаки альтерации и проверяем. В обозначении аккорда отсутствует указание малой терции (отсутствует «-» или «m»), это означает, что аккорд мажорный. Смотрим на терцию: от «db до f» — большая терция, все сошлось это большая терция.
  • Шаг 4: В обозначении аккорда присутствует указание об альтерации квинты — «b5». Проверяем квинту «db — a», она оказывается увеличенной, значит мы должны понизить ее дважды, чтобы получить уменьшенную квинту. Получаем «db — g». Все различные дубль бемоли и дубль диезы мы не используем на практике.
  • Шаг 5: Остался последний звук — «7». Это указание на малую септиму в аккорде — значит это малый септаккорд. У нас есть «db — c», это большая септима, но нам нужна малая. Значит, мы должны понизить ее и получить «cb». И снова это не очень популярный звук, гораздо удобней пользоваться энгармонически равным «b».

Таким образом мы построили с вами малый мажорный септаккорд с пониженной квинтой.

На этом первый урок закончен, вы знаете достаточно, чтобы выполнить первое домашнее задание по построению и обозначению аккордов! Если у вас что-либо не получается, не беда, в этом уроке было намного больше материала по гармонии, чем мы будем использовать в течении курса.

Домашнее задание.

1. Постройте и играйте следующие аккорды: B, Fm, Ao, G+, D7, G-7, F#ma7, Bb7+, Eb-7b5, Ab7b5.

2. Дайте название следующим аккордам:

Ниже прикреплен файл с распространенными обозначениями аккордов:

Источник

Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах

Буквенное обозначение нот. Общая информация

Не каждый музыкант может уметь читать с нотного листа, однако каждый должен знать буквенное обозначение нот. С его помощью помечаются нужные аккорды на различных сайтах, обозначаются тональности и многое другое. В этой статье мы подробно расскажем о том, какие ноты отмечаются какими буквами и принципы их расстановки на разных инструментах.

Таблица буквенных обозначений нот

Нота Обозначение
До C
До-диез/Ре-бемоль C#/ D♭
Ре D
Ре-диез/Ми-бемоль D# / E♭
Ми E
Фа F
Фа-диез/Соль-бемоль F# / G♭
Соль G
Соль-диез/Ля-бемоль G# / A♭
Ля A
Ля-диез/Си-бемоль A# / B♭ (B)
Си B (H)

Правила буквенного обозначения нот

Изначально ноты обозначались греческими буквами – по первым слогам церковной распевки, однако потом греческий алфавит поменялся на латинский. Обозначение прижилось, и сейчас каждая нота имеет свою букву.

Если мы говорим про неполные ноты, то к ним добавляются так называемые диезы и бемоли – знак # и ♭. Если мы движемся по гамме вверх – то используем диез, если вниз – то бемоль.

B и H – обозначение ноты Си

Некоторые начинающие музыканты, запоминающие буквенное обозначение нот, сталкиваются с путаницей. Где-то ноту Си обозначают как B, а где-то как H. Это связано с тем, что в англоязычных музыкальных учебниках нота Си-бемоль отмечается как B♭, а си – B, а в русскоязычных и немецких – си-бемоль становится B, а си – H. Такое может встречаться, и нужно просто запомнить, что чаще всего под H имеется в виду Си. При встрече с тем, что под B подразумевают си-бемоль нужно следить за гармонией композиции и понять, какая из нот уместна в данном случае.

Разница между диезом и бемолем

По сути, разница состоит исключительно в том, какие ситуации требуют от нас написания бемоля, а какие – диеза. Звуки при этом никак не меняются, но может изменяться их функция – в зависимости от того, в какой тональности мы находимся.

Как уже было сказано выше, если мы движемся по гамме вверх – то все промежуточные ноты обозначаются диезами. Если вниз – то бемолями.

Многие современные музыканты используют только один тип обозначения, независимо от того, как движутся по звукоряду. Таким образом, вам придется меньше запоминать, и при этом вы все равно будете понимать, что и почему делаете.

Буквенное обозначение тональностей

Тональности обозначаются по буквам тоники – первых нот в гамме, от которых начинается ее построение. Кроме этого, существует несколько способов обозначения минора и мажора.

Первый – приписками maj или min к букве тональности.

Второй – словами dur при мажоре и moll при миноре. Академически это написание более правильно, однако его не используется практически никто из современных групп и музыкантов.

Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано

Буквенное обозначение нот на гитаре ничем не отличается от их стандартного написания на письме. Каждый лад – это отдельная нота на расстоянии полутона от предыдущей. В совокупности они расположены по определенной системе – и за счет этого там существуют такие вещи, как аккордовые формы. Более подробно о том, как звуки расположены на грифе, вы можете прочитать в статье про ноты на гитаре .

В случае с фортепиано все предельно просто. Белые клавиши – это полные ноты, и обозначаются они также. Черные – половинные – то есть, обозначаются диезами и бемолям.

Обозначение аккордов

На письме аккорды обозначаются по тем же самым буквам их тоники. Меняются только приписки, которые зависят от того, какой это аккорд и какие ступени в нем используются.

— Минорные аккорды пишутся с припиской m после буквы.

— Аккорды с задержанием помечаются как sus2 и sus4 – в зависимости от того, какая ступень в них используется.

— Расширенные и уменьшенные аккорды обозначаются припиской aug и dim соответственно.

— Септаккорды обычно обозначаются цифрой 7 после буквы, а также припиской, конкретизирующий его функцию. Например, maj – большой мажорный септаккорд.

— Аккорд с другой тоникой в басу обозначается слешем с нотой, на которую заменили тонику. Например, C/G – это аккорд До-мажор с тоникой Соль в басу.

— Дополнительные ступени пишутся после всех остальных приписок, обычно обозначаясь номером добавочной ступени.

Источник

Буквенное обозначение нот

Буквенное обозначение нот исторически возникло раньше, чем запись их на линейках; и сейчас музыканты записывают ноты буквами, только теперь с помощью буквенной нотации можно зафиксировать не только звуки, но и целые музыкальные системы – аккорды, тональности, лады.

Первоначально для записи нот использовали греческий алфавит, позже стали записывать ноты латинскими буквами. Вот, какие буквы соответствуют основным семи звукам: c [цэ] – до; d [дэ] – ре; e [э] – ми; f [эф] – фа; g [гэ] – соль; a [а] – ля; h [ха] – си.

Для обозначения диезов и бемолей к буквам добавлялись такие окончания: is [ис] для диезов и es [эс] для бемолей (например, до-бемоль – ces [цэс], или фа-диез – fis [фис]). Если вы ещё не знаете, что такое диезы и бемоли, то почитайте статью «Знаки альтерации».

Только для одного звука – си-бемоль – из этого правила установилось исключение, для его обозначения применяют букву b [бэ] без всяких окончаний, при этом звук си-диез называется по правилу, то есть his [хис]. Ещё одна особенность касается обозначения звуков ми-бемоль и ля-бемоль – их обозначают не ees и aes, а просто es [эс] и as [ас], то есть сокращают вторую гласную букву, при этом звуки ми-диез и ля-диез будут записываться по правилу, то есть eis [эис] и ais [аис].

Эту систему обозначений знает и ежедневно использует любой профессиональный музыкант. Обозначение нот буквами в джазовой и эстрадной музыке имеет свои особенности.

Буквенное обозначение нот в джазе немного упрощено по сравнению с той системой, которая была нами рассмотрена. Первое отличие – совсем не используется буква h, звук си обозначается буквой b (а не только си-бемоль). Второе отличие – для обозначения диезов и бемолей не добавляют никаких окончаний, а просто рядом с буквой ставят знак диеза или бемоля.

Итак, теперь вы знаете, как записывать ноты буквами. В следующих статьях вам предстоит узнать о буквенном обозначении тональностей и аккордов. Подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить эти статьи. А сейчас, как всегда, предлагаю вам послушать хорошую музыку. Сегодня это будет музыка французского композитора Камиля Сен-Санса.

К. Сен-Санс “Карнавал животных” – “Аквариум”

Источник

Оцените статью