Обозначение нот для блокфлейты

Занятие 5

Пока ваш уровень — игра на блокфлейте для начинающих, ведь, вы только осваиваете основы того, как научиться играть на блок флейте самостоятельно, но уже должны быть первые успехи! Если таковых нет, рекомендуется повторять первые занятия и не торопить события.

На предыдущих занятиях мы научились извлекать ноты си, ля, соль первой октавы. И задействовали для этого пальцы левой руки. Пока остановимся на пальцах левой руки, потому что для них есть ещё кое-что интересное. Это ноты до и ре второй октавы.

Нота до второй октавы игра на блокфлейте для начинающих

Разучим ноту до второй октавы. Записывается она над третьей линейкой нотного стана:

Для извлечения ноты До второй октавы закрываем отверстия первым и третьим пальцем левой руки.
Остальные отверстия остаются открытыми:

Звучит нота до второй октавы так:


Пробуем дуть с разной силой. Напомню, что чем выше ноты тем дуть надо сильнее.

Нота до второй октавы тоже достаточно просто извлекается на блокфлейте и получается достаточно быстро.

Читайте также:  Ноты прекрасного далека простые

Из полезных советов: флейтисты при игре «дышат животом». То есть при вдохе грудь остается спокойной, а живот выпячивается, поэтому воздух проходит в нижнюю часть легких — так легкие наполняются полнее, играть становится легче.

Нота ре 2-ой октавы игра на блокфлейте для начинающих

Следующая нота, которую мы разучим: ре второй октавы. Записывается эта нота на четвертой линейке норного стана:

Вот как выглядит аппликатура блокфлейты для ноты ре второй октавы:

Аппликатура ноты ре второй октавы

Как видите закрыто только одно отверстие второе сверху и для этого задействован только третий палец (средний палец левой руки). Остальные пальцы приподняты и находятся над своими отверстиями.

Перейти от ноты до к ноте ре второй октавы очень просто. Надо всего лишь снять большой палец левой руки с нижнего отверстия. Здесь мы и понимаем важность большого пальца правой руки! Он обеспечивает устойчивость блокфлейты при игре. При извлечении ноты ре второй октавы блокфлейта клювом опирается на нижнюю губу, а всем остальным весом опирается на большой палец правой руки.

Звучит нота Ре второй октавы так:

Игра на блокфлейте для начинающих развивающие упражнения

Подошло время разучить новые мелодии с применением до и ре второй октавы на блокфлейте.
Перед этим вот два тренировочных упражнения, которые позволят вам научить свои пальцы закрывать отверстия для этих нот:
упражнение для до второй октавы
упражнение для ре второй октавы
Ноты упражнений представлены в формате .mscz пригодном для программы «Свирелька». Загрузите сначала первое упражнение, затем второе. Не пропускайте упражнения! Они, хоть и выглядят простыми, необходимы для вашего обучения игре на блокфлейте — с ними вы действительно научитесь играть. Повторяйте упражнения до тех пор, пока перестанете «вспоминать» и «думать» какие отверстия надо закрыть на инструменте. Сейчас важна не скорость. Сейчас важно научиться ритмично извлекать ноты. «Свирелька» поможет вам. Поставьте скорость проигрывания мелодии невысокую и комфортную для вас и сыграйте эти упражнения по нескольку раз, доведя свое мастерство до автоматизма 🙂

Новые мелодии игра на блокфлейте для начинающих

Мелодии на сегодняшнем занятии следующие:

Первая мелодия: русская народная песня «Ах вы сени, мои сени!»

Ноты:

Звучит песня «Ах, вы сени, мои сени!» в исполнении «Свирельки» так:

Хороший урок по игре на блокфлейте ноты «до» и ноты «ре» второй октавы есть у проекта ««Музыка для всех»» из Якутии. На этом уроке есть разбор мелодии «Ах, вы сени, мои сени».
Урок ведет Лена:

Спасибо Лена! Хочется воскликнуть: «Ах, побольше бы таких прекрасных уроков!» Ждем.

Вторая мелодия: русская народная песня «Во кузнице».

Ноты:

Звучит «Во кузнице» на «Свирельке» так:

И два важных замечания:

1. При игре на блокфлейте соблюдайте рекомендации, полученные на предыдущих занятиях: спина и плечи прямые, голова приподнята, локти расставлены, дышим спокойно, клюв свистка охватываем губами плотно, отверстия на инструменте закрываем подушечками распрямленных пальцев.

2. Блокфлейта очень чувствительна к исполнителю. Она буквально передает ваше настроение и отношение к мелодии. Самые тонкие нюансы человеческих переживаний, которые возможно были бы не замечены в другой обстановке, при игре на блокфлейте становятся весьма заметными. Поэтому при игре вкладывайте душу в мелодию. Даже такие простые мелодии, как рассмотренные на этом занятии требуют к себе отношения с душой от исполнителя. Привыкайте к такой игре с первых своих мелодий. Слушатели это поймут и оценят.

Рекомендуем делать гимнастику для пальцев рук. Примерный вид упражнений для пальцев:

Упражнения для пальцев флейтиста

Для освоения игры на блокфлейте имеется программа «Свирелька». С ней вы намного быстрее и легче научитесь играть, даже без музыкального образования. Закажите «Свирельку» прямо сейчас:

игра на блокфлейте для начинающих

Занятие 5 : 11 комментариев

Доброго времени суток, что если при извлечении ноты ре выходит только воздух? Зажимаем 2 дырочку при этом нижнюю отпускаем, идёт только воздух.

Ноты ре и до не так-то просто научиться играть. Тут потребуется терпение.
И ещё инструмент должен быть исправным. Обратитесь к человеку, который играет на блокфлейте, пусть проверит все ли хорошо с Вашей блокфлейтой.

Здравствуйте. У меня была такая же проблема. Я изучила уже 6 уроков теории, а на практике моя флейточка то издавала небесно- прекрасные звуки, то шипела, как рассерженная змея. Я уже и дыхание контролировала, и пальцы замучала тренировками.
А однажды я просто чуть плотнее сжала губы и у меня получилась чистая звонкая ре.
Я теперь себе взяла за правило: перед игрой на флейте я делаю артикуляционную разминку, которую используют актеры театра перед выходом на сцену.
Это позволяет языку и губам быть пластичными, гибкими, активно участвовать в игре на блокфлейте.
Ни одному органу, помогающему мне играть на блокфлейте, не позволю лениться теперь.

А разве диез в начале не повышает ноту на на один полутон ? Я о песне «Ах вы сени, мои сени!». Я смотрела в апликатуру, там тогда пальцы по другому ставить нужно.

купили блокфлейту, но приступим только с 19 апреля, так как это сюрприз для сына, и уже тогда …

Занимается дочь 5,5 лет на блок-флейте сопрано, horner.
Хотя нет, я тоже буду учиться, а то мне ей и помочь нечем, я не музыкант, а она делает неплохие успехи.
Игра на блокфлейте мне нравится. И спасибо за самоучитель.!

Добрый день,
1.Блокфлейта альт. В программе ноты ми и ре первой октавы (например, в Березка) выделены красным, а отверстия на флейте серым — как их играть?
2. Как на альте научиться правильно располагать безымянный палец и мизинец? Ноту си вроде получается взять (без перехода флейты на визг), но как только пытаюсь взять фа, поставив мизинец- тут же фальшь

1. Диапазон блокфлеты альт начинается от фа первой октавы.
Поэтому ноты, которые на нотном стане лежат ниже этой ноты на блокфлейте альт не сыграть. Свирелька как раз и показывает это: на аппликатуре все отверстия серые — то есть не существует комбинации открытых/закрытых клапанов для этих нот, а в мелодии такие ноты красные.
В Руководстве по Свирельке эта ситуация описана подробно и даны рекомендации как из нее выйти:
https://svirelmuz.ru/rukovodstvo-polzovatelya-programmy-svirelka/krasnoe-i-chernoe/

2. Это тоже стандартная ситуация при обучении игре на блокфлейте. Мизинцами и безымянными пальцами играть вначале непривычно и отверстия на инструменте закрываются не полностью. Тут только одна рекомендация — терпение и регулярные занятия. Все получится! Все через это проходят. В самоучителе на сайте она описывается как для нот ре и до у блокфлейты сопрано (занятия 6, 7).
Все это относится к нижним нотам на альте. Вот здесь почитайте
https://svirel.org/igra-na-blokfleite/blokfleita-skachat/

Это звук классической флейты, на октаву ниже. Ничего страшного в принципе нет, главное, что показано как зажимать ноты на блокфлейте. Хотя многим удобнее было бы слышать звук своего инструмента, что называется «в унисон». Но в этом есть свои минусы. Унисон — это результат колебания извлекаемого нами звука, относительно иточника, за которым мы повторяем. Это говорит о том, что играем мы не ровно, т.е. говоря простым языком — не держим ноту! Но нам кажется, что мы играем почти как маэстро =)) но если маэстро отключить — картина несколько подувянет. Так что я в какой-то степени за то, чтобы звук был на октаву ниже, это дает возможность контролировать чистоту своего исполнения. Но все-таки должна быть возможность слышать свой, родной инструмент, чтобы сравнивать свое исполнение с оригиналом

Звук какой флейты записан в примерах? Моя флейта сопрано звучит выше. Как получить звучание как на записи — с вибрацией.

простите, а если на моей блокфлейте ( сопрано, германской сборки) любая нота звучит намного выше и тоньше а ещё и резче чем в примерах на видео, ничего страшного?

Источник

школа блокфлейта с 23

Школа игры на блокфлейте Упражнения 23, 24, 25 по И. Пушечникову.

Сыграем гамму до мажор, разучим знак диез и ноту фа-диез первой октавы.

Что такое октава, гамма и почему она мажор?

К этому времени вы научились играть на блокфлейте восемь нот: с до первой октавы по до второй октавы.

До первой октавы — самая низкая нота на блокфлейте сопрано. До второй октавы самая высокая нота, которую вы разучили.

Если расположить разученные ноты по их высоте получится такая лесенка:

На нижней ступени стоит нота до первой октавы, на верхней нота до второй октавы. Между ними расположились остальные ноты. Если продлить лесенку выше, то ноты выстроятся в той же последовательности. Названия нот будут повторяться. Дело в том, что ноты с одинаковыми названиями из разных октав связаны между собой.

Нота это звук. Звук это колебание воздуха, которое мы слышим. Колебание имеет свою частоту. Так вот, ноты с одинаковыми названиями из соседних октав различаются по частоте ровно в два раза. Частота ноты до второй октавы ровно в два раза больше (выше), чем частота ноты до первой октавы.

Ноты на лесенке связаны между собой по частоте, только в разных соотношениях (3, 4 , 5 и других). Таким образом, каждая ступенька на лесенке означает разницу в частоте нот. Её ещё называют: музыкальный интервал между нотами. Подробнее можно прочитать здесь: музыкальный звукоряд.

Если сосчитать все ступеньки на картинке ( с до первой по до второй октавы включительно), получится число восемь. Восемь ступенек. На латыни восемь называется октава (octava). Вот почему октавой называют интервал между двумя соседними нотами с одинаковым названием. В октаве восемь музыкальных ступеней.

Гаммой называют последовательное исполнение нот в октаве. Вверх — восходящая гамма, вниз — нисходящая.

Если присмотреться к ступенькам, видно, что они не одинаковой высоты. Например, между нотами ре и ми ступенька большая, между нотами ми и фа ступенька маленькая. Большая ступенька означает, что между нотами интервал составляет целый тон. Маленькая ступенька показывает, что интервал между нотами всего половина тона (полутон).

Пробежав по ступенькам запишем тоны и полутоны между ними. Получится:

тон — тон — полутон — тон — тон -тон — полутон

Ноты в такой последовательности тонов и полутонов на слух воспринимаются веселыми, задорными. Поэтому такую последовательность называют мажорной. Гаммы с такой последовательностью тонов и полутонов называют мажорными.

Имя гамме дают по названию её первой ноты. На этой странице сыграем гамму до мажор. То есть, начнем с ноты до и будем играть в мажорной последовательности тонов и полутонов (тон — тон — полутон — три тона — полутон).

В нотах есть известные вам и новые обозначения.

Из известных — тактовая черта с двоеточием. Напомним, что участок нот между тактовыми чертами с двоеточиями повторяется дважды. В «Школе игры на блокфлейте» И Пушечникова к этой гамме есть примечание о том, что при повторе эти два такта следует сыграть легато. То есть первый раз играем как и написано в нотах — деташе (с атакой языком каждой ноты, а повторяем без атаки, на одном дыхании, связно.

Из новых обозначений — в двух последних тактах несколько нот соединяет общая для них черта. Это одно из обозначений нот длительностью одна восьмая.

До этого момента вы разучили длительности нот целая, половинная, четвертная. Напомним счет для этих нот.

  1. Целая нота считается на четыре счета: раз, два, три, четыре. Попробуйте при счете помогать себе рукой. Поднимите руку и на каждый счет делайте взмах рукой вниз: подняли, раз (рука вниз); подняли, два (рука вниз); подняли, три (рука вниз); подняли, четыре (рука вниз) — получилась длительность целой ноты. Теперь пропойте слог «туууу» и сделайте четыре маха рукой вниз. Махи равномерные. Амплидуда не большая. Тууу — четыре маха вниз, тууу -четыре маха вниз, тууу — четыре маха. Это целые ноты.
  2. Половинные ноты на счет раз, два. Тууу — два маха вниз, тууу — два маха вниз, тууу — два маха вниз. Половинные ноты в два раза короче чем целые. Получается?
  3. Четвертные ноты. На счет раз. Ту — мах, ту — мах, ту — мах, ту — мах. Ту на каждый мах вниз. Ноты уже не длинные. Если сидите за столом, то мах вниз может заканчиваться легким ударом по столу. На каждый удар четвертная нота.

Восьмые ноты

Восьмая нота в два раза короче чем четвертная.

Обозначается на нотном стане закрашенным овалом с вертикальным штилем и одиночным флагом:

Несколько восьмых нот могут связываться одинарными ребрами:

Как считать восьмые ноты?

Мелодии в которых есть восьмые ноты считаются с добавлением к счету «и»: раз-и, два-и, три-и, четыре-и.

На каждый счет приходится по две восьмых нот:

раз — одна восьмая нота, и — вторая восьмая нота, два -третья восьмая нота, и — четвертая восьмая нота.

И так далее по такту. Если в мелодии имеются восьмые ноты, то все ноты считаются с добавлением «и»:

Вернемся к гамме. В музыкальной теории и практике часто применяется звучание нескольких нот одновременно — аккорды. Правила составления аккордов довольно строги и вы познакомитесь с ними по мере изучения музыкальной теории. На данном этапе познакомимся с аккордом в котором ноты расположены через терцию (терция — музыкальный интервал, в котором ноты располагаются на третьей ступени от предыдущей). В гамме до мажор в трезвучие входят ноты до, ми, соль.

На блокфлейте одновременно извлечь несколько нот нельзя. Поэтому в аккорде применяется специальный прием игры — арпеджио. Каждая нота аккорда играется отдельно, последовательно одна за другой:

Так же как и на гамме при повторе арпеджио сыграйте легато.

Часто арпеджио на блокфлейте называют игрой терциями (по интервалу между нотами).

Разучиваемая гамма и арпеджио лежат в первой октаве. Это самый простой вариант гаммы. В дальнейшем, по мере освоения инструмента вы сможете играть и во второй октаве и не долько гамму до мажор, но и другие гаммы.

Нота фа диез.

До сих пор вы играли только диатонические ноты. Это основные ноты музыкального звукоряда. Каждая из них имеет собственное название (до, ре, ми и так далее). Расстояние между диатоническими нотами не одинаковые. Где-то тон, где-то полутон. Например, нота фа отстоит от ноты ми на полутон, а от ноты соль на целый тон.

Что будет, если поднять ноту фа в сторону ноты соль не на тон а всего на пол тона? И проделать так и с другими нотами. Получатся какие-то новые ноты:

Получится новая лесенка. При чем длина этой лесенки останется прежней — октава, а количество ступенек возрастет с восьми до двенадцати из-за новых нот. Такой звукоряд называют хроматическим.

Как назвать новые ноты?

Возьмем новую ноту, полученную между нотами фа и соль. У нее два названия! Если считать от ноты фа, то это фа диез (фа с повышением на пол тона. Если считать от ноты соль, то это соль бемоль (соль с понижением на пол тона). На нотном стане записывается это так:

Получается две ноты с одинаковым звучанием.

1. Диез, бемоль — знаки альтерации, указывающие на повышение или понижение какого-либо звука без изменения его названия.

2. Эффект, когда разные по написанию звуки, аккорды, интервалы, тональности звучат одинаково (то есть, совпадают по высоте) в музыке называется энгармонизм.

Хватит теории. Разучите игру гаммы до мажор и до мажор терциями и переходите к упражнениям Школы.

Упражнение 23 Школа игры на блокфлейте

Ноты упражнения 23:

В упражнении возле каждой ноты фа проставлен знак диеза. Такой знак диеза называется «случайным» и действует только в том такте, где он проставлен. Поэтому при таком способе записи в каждом такте, в котором следует играть ноту фа диез, требуется ставить случайный диез возле фа.

Упражнение 23 Школы на блокфлейте на Свирельке:

Дыхание берите после длинных нот. Так будет красивее звучать и легче играть это упражнение.

Упражнение 24 Школа игры на блокфлейте

Ноты упражнения 24:

В упражнении также диезы проставлены случайными знаками, которые проставляются возле ноты и действуют на протяжении такта. Это значит, что в первом такте обе ноты фа играются с диезом, хотя знак диеза стоит только у первой в такте ноты фа. И так по всей мелодии.

Упражнение 24 на Свирельке:

Попробуйте сыграть упражнения взяв дыхание только два раза — после второго и после четвертого тактов.

Упражнение 25 Лисичка на блокфлейте

Ноты упражнения 25:

В упражнении использован другой способ записи знаков альтерации. Знаки диеза проставлены возле ключа. Их называют ключевыми знаками. ключевые знаки проставляются на линейке (или между линейками) той ноты, для которой знак действует. В упражнении знаки диеза проставлены для ноты фа и для ноты до. Ноты до в упражнении нет, а, вот, нот фа несколько. И все они должны играться как фа диез — ключевой знак альтерации действует на все ноты произведения, не зависимо в какой октаве они находятся.

Упражнение 25 Лисичка на Свирельке:


Если было полезно, поделитесь страницей в своей социальной сети:

Получилось много информации из теории музыки. Напишите, пожалуйста, в комментариях, следует ли в дальнейшем давать такие сведения, или ограничиться только упражнениями Школы игры на блокфлейте.

Источник

Оцените статью