Обозначение нот для флейты

Занятие 5

Аппликатура флейты, — это не что иное, как обозначение состояния клапанов (открыт/закрыт) на инструменте для каждой ноты. Иногда на аппликатуре обозначают каким пальцем закрывать тот или иной клапан. Поэтому некоторые такую схему называют «пальцовкой». Хорошо, что не распальцовкой 😉

На предыдущих занятиях самоучителя игры на флейте вы частично познакомились с аппликатурой поперечной флейты. На них была показана аппликатура флейты для следующих нот:

  • ре и до второй октавы;
  • си, ля, соль, фа, ми первой октавы.

Сейчас распространены поперечные флейты, на которых аппликатура французской системы. Вот как выглядит аппликатура флейты на картинке:

На картинке на нотном стане показаны ноты всего диапазона флейты от первой до четвертой октавы. Под нотным станом расположены графические схемы с указанием открытых и закрытых клапанов. Синим цветом закрашены альтернативные варианты аппликатуры — одну и ту же ноту можно извлечь разным набором открытых/закрытых клапанов флейты.

Если на нотном стане показаны две ноты, например, ми первой и ми второй октавы, это означает, что обе эти ноты извлекаются при одном и том же положении пальцев на инструменте. Разная высота ноты, в этом случае, достигается другими приемами, например, изменением силы и направленности струи выдуваемого воздуха.

Читайте также:  Моцарт до мажор фагот ноты

На картинке присутствует аппликатура флейты четвертой октавы, но думать о ней начинающим флейтистам не приходится… Так, только посмотреть 🙂 Потребуется много-много часов прилежных занятий, чтобы флейтист мог сыграть эти ноты. Но все в Вашей власти, читатель!

А мы продолжим занятия самоучителя игры на флейте и разучим на этом занятии аппликатуру для нот ре и до первой октавы. Разучив их и учитывая, что аппликатура флейты для нот второй и третьей октав повторяется, ваши знания для начинающих флейтистов станут вполне достаточны для игры. В дальнейшем добавятся ещё диезы и бемоли и вам станут доступны большинство мелодий.

Нота ре первой октавы. Поперечная флейта.

На предыдущем занятии была разучена нота ре второй октавы.
Как вы догадались, это сделано, чтобы подготовить читателей к новым испытаниям 😉

Дело в том, что в ноте ре первой октавы есть два момента:

  • один простой, это положение пальцев. Оно почти такое же как и для ре второй октавы (только добавляется нажатие указательным пальцем левой руки). Если считать от ноты ми, тоже изменений в положении пальцев тоже будет не много. В общем, аппликатура для этой ноты никаких затруднений не вызовет.
  • второй момент это извлечение ноты ре первой октавы, а извлечь её будет не так-то просто. Нота с характером и подается не сразу. Впрочем, если вы легко извлекаете уже ноты фа и ми первой октавы, то ре пойдет легче.

Положение пальцев левой руки для ноты ре первой октавы:

  • большой палец нажимает клапан си (1);
  • указательный нажимает клапан до (2);
  • средний нажимает клапан ля (3);
  • безымянный нажимает клапан соль (4).

Положение пальцев правой руки для ноты ре первой октавы:

  • указательный нажимает клапан фа (7);
  • средний нажимает клапан ми (8);
  • безымянный нажимает клапан ре (9).

Возьмите флейту и извлеките ноту ми первой октавы, как было показано на предыдущем занятии. Теперь отпустите правый мизинец и одновременно нажмите правым безымянным пальцем клапан ре (9).

Движение не сложное, но требует некоторой координации: одновременное разнонаправленное движение — мизинец отпускает, безымянный нажимает. После некоторой тренировки это движение у всех получается хорошо.

Здесь начнет сказываться выполнение вами рекомендаций самоучителя: на втором занятии показаны упражнения на развитие координации и подвижности пальцев флейтиста. Если вы их регулярно выполняете, то играть на флейте будет легче и интереснее.

Теперь пробуем извлечь ноту ре первой октавы. Рекомендация следующая: попробуйте извлекать ре не саму по себе, а последовательно ноты фа, ми, ре.

Фа и ми первой октавы вы уже научились извлекать на предыдущем занятии, и в такой последовательности нота ре получится легче. Скорость потока воздуха следует несколько убавить. Дуть тише и точнее в дульце.

Звучит нота ре первой октавы на флейте:

Полезной будет и такая тренировка: нота ми / нота ре. Воздушный поток для этих нот очень схож, а два пальца правой руки меняют положение:

  • для ми — безымянный свободен, мизинец нажат;
  • для ре — безымянный нажат, мизинец свободен.

Так намного легче освоить ноту ре первой октавы на флейте.

Попробуйте сыграть простую мелодию в которой задействован ноты, которые вы уже освоили. Русская народная песня «Во поле береза стояла» (да простят меня преподаватели флейты в музыкальных школах!):

Темп мелодии на видео замедлен, чтобы было легче повторить для начинающего флейтиста. Если и такой темп покажется слишком быстрым, то установите на свой компьютер обучающую программу Свирелька и выберите комфортный для себя темп проигрывания. Ноты мелодии возьмите на сайте блокфлейты www.svirel.org

Аппликатура флейты — разучите вместе с программой Свирелька:

Нота до первой октавы на флейте

Разучим самую нижнюю ноту на ученической поперечной флейте. Это нота до первой октавы.

Положение пальцев (аппликатура флейты) для этой ноты почти такое же как для ноты ре. К ним добавляется правый мизинец, который нажимает одновременно ролик 10а и рычаг до (10б).

Перечислять положение пальцев не буду, все и так видно на картинке. Повторю, что после того как возьмете флейту для ноты ре первой октавы, опустите мизинец и нажмите одновременно и ролик 10а и рычаг 10б.

Попробуйте несколько раз без извлечения звука, только пальцами перебрать ноты ре и до первой октавы. Никаких трудностей не возникнет — достаточно будет поднять и опустить правый мизинец. Все нажимается достаточно удобно.

Теперь попробуйте извлечь ноту до. Это самый низкий звук на ученической поперечной флейте и извлекать его следует самым тихим по скорости потоком воздуха. Так же как при разучивании ноты ре помогал переход ми/ре, так и теперь, при разучивании ноты до, примените переход ре/до.

Получиться должно так (нота до первой октавы):

Нота до первой октавы не простая. Может сразу и не поддаться. Торопиться не следует — некоторым флейтистам требуется несколько дней, чтобы получилась красивая нота до. И даже, когда получится, все равно надо будет регулярно ее проигрывать на репетициях, чтобы навык игры на флейте этой низкой ноты закрепить и всегда держать на достойном уровне.

Для этого следует ежедневно проигрывать упражнения флейтиста и начать с гамм для флейты.

Музыкальная пауза.
«Шутка» Баха и «Полет шмеля» Римского-Корсакова.

Гамма до мажор

Для этой гаммы Вы умеете играть уже все ноты. Вот как она звучит:


Вы тоже можете проиграть гамму как на видео, но будет очень полезно играть ее «длинными нотами». Начинать легче с верхней ноты и опускаться вниз, а затем подниматься обратно. Каждую ноту держать столько, сколько хватает вашего дыхания. Со временем дыхание будет развиваться и длительность нот увеличится, что очень хорошо! Такое упражнение можно назвать «раздувкой», а можно и никак не называть, но делать его надо буквально в начале каждого занятия на флейте. Еще раз для особо одаренных: выполнять упражнение с длинными нотами надо вначале каждого занятия на флейте. Это когда-нибудь, когда вы будете маэстро, сможете сами определять что вам надо, а пока делайте упражнение на длинные ноты.

Чтобы было интереснее играть гаммы, попробуйте сыграть ее терциями. Терциям это через ноту. Посмотрите как интересно получается:


В этот раз подготовительных упражнений из школы игры на флейте Н.Платонова не будет. Достаточно этих двух низких нот на поперечной флейте и гаммы (с раздувкой 😉 ), а вот на следующем занятии, когда пойдем с вами вверх по нотам, там будут и новые ноты и новые упражнения.

Перейти на занятие 6. Флейта онлайн. Ноты ми, фа, соль второй октавы

Аппликатура флейты

Занятие 5 : 3 комментария

Слово «надо» написано с ошибкой в «…что вам недо, а пока…»

Источник

Занятие 8

Музыка флейта с нотами, которые были разучены к этому занятию остается неполной: не хватает полутонов. С Занятия 8 в ваш арсенал поступают диезы и бемоли.
Диезы и бемоли в нотном письме называют знаками альтерации и означают они повышение (диез) или понижение (бемоль) ноты на полтона. Записываются знаки альтерации двумя способами:

Знак проставлен возле ноты, которую повышают/понижают. Музыка флейта.

Такая запись называется случайной, то есть диезы и бемоли расставлены в нотах в каком-то произвольном порядке по желанию композитора. Действуют случайные знаки в пределах такта, где они стоят:

Ещё один вариант случайного знака альтерации:

Знак проставлен при ключе вначале нотного стана. Музыка флейта.

Такие диезы и бемоли действуют на все ноты мелодии, в какой бы октаве ноты ни находились. Например, диез на пятой линейке (это фа второй октавы) действует в мелодии на ноты фа любой октавы: и в первой, и во второй, и в третьей и … во всех октавах мелодии. Ключевые знаки делают нотное письмо чище.

Как проставить диезы и бемоли, надеемся, понятно. Но вы спросите, как их отменить? Как отменить диез или бемоль, если он в какой-то ноте не нужен?
Музыканты, люди продвинутые, нашли выход из этой ситуации: был придуман ещё один знак — бекар. Бекар отменяет действие бемолей и диезов на ноту, у которой бекар проставлен и только на один такт.

Послушайте как звучат ноты, когда действуют знаки альтерации:

В нотах видео-ролика всего один такт. При ключе на пятой линии стоит знак диез.
Это означает, что в мелодии все ноты фа должны звучать с диезом:

  • Первая нота так и звучит — фа диез второй октавы.
  • Возле второй ноты проставлен знак бекар и эта нота превратилась в чистую фа.
  • Третья нота снова звучит как фа диез, потому что предыдущий бекар на неё не действует.
  • Четвертая нота с бекаром и, конечно, звучит чистая фа.

Нота фа диез на флейте.

Положение пальцев на флейте для ноты фа первой и второй октав:

  • большой палец нажимает клапан си (1);
  • указательный нажимает клапан до (2);
  • средний нажимает клапан ля (3);
  • безымянный нажимает клапан соль (4).
  • безымянный палец нажимает клапан ре (9);
  • мизинец нажимает рычаг 10.

Положение губ, направление и сила струи воздуха соответствует той октаве, ноту которой извлекаете.

Разучите подготовительное упражнение № 14. Музыка флейта.

Из сборника Школа игры на флейте. В упражнении присутствует нота фа-диез первой октавы.

Соблюдаем штрих деташе и легато. Берем дыхание на каждый второй такт. Обратите внимание, что при повторе проигрыша пауза как между двумя соседними тактами. Не больше!
Получиться должно так:

Музыка флейты — Если еще не пользуетесь обучающей программой Свирелька, берите прямо сейчас:

Подготовительное упражнение № 15 Школа игры. Музыка флейта.

Упражнение имеет несколько особенностей:

  • в нем присутствуют ноты фа-диез первой и второй октав;
  • упражнение состоит из 12 тактов с повтором, это немного длиннее чем предыдущие упражнения.
  • дыхание при разучивании упражнения берите каждый второй такт. В дальнейшем перейдите на дыхание через четыре такта.
  • в ролике не будет подсказок! Привыкайте действовать самостоятельно.


Ноты упражнения 15:

Для Свирельки ноты возьмите в разделе сайта «Скачать ноты».

Мелодия «Дом восходящего солнца». Музыка флейта.

Бонусом к занятию разучим новую мелодию. «Дом восходящего солнца».

Как видите на картинке в нотах имеется две ноты с диезом:

  • фа-диез первой октавы. Эту ноту вы разучили на этом занятии;
  • и соль-диез. Попробуйте разучиться эту ноту самостоятельно. Со Свирелькой сделать это будет легко и просто — программа покажет аппликатуру и проиграет всю мелодию, а темп выберите самостоятельно.

Ничего сложного в соль-диез нет, но в этой ноте на флейте впервые будет задействован мизинец левой руки. Если не получится сыграть соль-диез, не расстраивайтесь. В следующих уроках мы разучим эту ноту.

Звучит Дом восходящего солнца на флейте так:

Перейти к занятию 9. Сыграть на флейте

Музыка флейта

Занятие 8 : 5 комментариев

…и в 15м упражнении отсутствует ключевой знак

Благодарю за подсказку! Всегда приятно улучшить урок, особенно, когда в этом принимают участие обучающиеся 🙂

Уважаемые авторы, проверьте, пожалуйста, Ваши данные. Согласно элементарной теории музыки, случайный диез внутри такта действует на ноту независимо от октавы (т.е., диез перед фа1 также будет действовать и на фа2 внутри такта). Прошу исправить ошибку в этом уроке

Случайный знак альтерации действует не только на один такт, но и только на одну октаву… Можно в википедии почитать, например.

Да, Вы совершенно правы. Диез действует только на ноту из одной октавы. Прошу простить, перепутала

Добавить комментарий Отменить ответ

Самучитель игры на флейте

Обучающая программа Свирелька


Ознакомительная версия бесплатно. В неё включены три мелодии для разучивания. Загрузка других мелодий после регистрации.

Оставьте свой комментарий внизу страницы

Источник

Оцените статью