Обозначение нот для губной гармошки

Детский мир

Губные гармошки недороги, их легко носить с собой. Если ты знаешь пару мелодий, ты сможешь развлечь себя и окружающих фактически в любом месте. Не требуется много времени, чтобы понять принцип игры на губной гармошке, а затем ты будешь только совершенствовать свою технику.

Учимся играть на губной гармошке

  1. Держи губную гармошку в руке между большим и указательным пальцами. Это очень похоже на то, как ты держишь бутерброд. Низкие ноты расположены слева. Правая рука у тебя свободна, так что ты можешь производить все виды звуковых эффектов – от открываемых банок, до «вау-вау»
  2. Посмотри на музыкальный инструмент губную гармошку. На нем два набора металлических пластинок – язычков. Верхние язычки откликаются, когда ты дуешь. Нижние пластинки откликаются, когда ты втягиваешь через них воздух в себя.

Ноты расположены вот так.

  1. Ознакомься с музыкой. Если написано «вдох 2», это значит – втягивать воздух через отверстие 2. если написано «выдох 6», значит. Дуть в отверстие 6. Стандартные записи музыкальных фраз и мелодий для гармошки таковы:
  • Число говорит, на котором отверстии играть.
  • Стрелка вверх обозначает «выдох»
  • Стрелка вниз значит «вдох»

Это значит, что гамма до мажор играется следующим образом:

  1. Перед началом игры на губной гармошке, тебе следует научиться «складывать губы». Это значит придать губам правильное положение. Цель – извлечение чистого точного звука из каждой отдельной ноты гармошки. Это самый важный шаг в изучении игры на блюзовой губной гармошке. Твое дыхание должно быть естественным и не принужденным. Губы должны быть собраны так, чтобы чисто выходила только одна нота.
  2. Тренируйся втягивать через каждое отверстие, начиная с отверстия 1 слева. Губы сложи так, чтобы рот получился маленьким, и можно было втягивать только одну эту ноту. Извлекай эту ноту до тех пор, пока она не будет звучать правильно. Переходи к следующим отверстиям.
  3. Если поставишь два указательных пальца на ноты, оставляя открытой только одну ноту между ними, ты увидишь, до какого маленького размера нужно сложить губы, чтобы правильно играть.
  4. Занимайся, втягивая воздух сквозь каждое отверстие, до тех пор, пока не научишься извлекать чистый звук.
  5. Теперь попробуй выдувать каждую ноту. Чтобы закончить или начать ноту, скажи «та» во время выдоха. Кончик языка дотронется до бугорков за верхними зубами, останавливая поток воздуха, проходящий сквозь гармошку.

Играй на губной гармошке

Вот пара мелодий для занятий, которые играются в до мажоре. А ты знаешь, что некоторые ноты получаются при изгибании воздушного потока над язычками. Именно таким образом извлекаются те стонущие, завывающие звуки, которые ты слышишь в записях на пластинках.

Не бей копытом.

(Песня из диснеевского мультфильма «Не бей копытом», являющаяся гимном штата Канзас, США)

Источник

Обозначение нот для губной гармошки

Как читать табулатуру для губной гармошки

Табулатура для губной гармошки, или, как ее еще сокращенно называют, табы – это упрощенный способ записывания нот для губной гармошки в виде указания вдохов и выдохов.

Не секрет, что играть на губной гармонике можно научиться, не зная нотной грамоты. Но одним из непростых моментов для новичков является чтение и понимание табулатуры для губной гармошки.

Кстати, приглашаем вас на наш 15-дневный бесплатный онлайн курс «БЫСТРЫЙ СТАРТ», где вы сможете качественно проработать правильное дыхание, звукоизвлечение, игру одиночными нотами и научитесь исполнять мелодии по табулатурам (по табам) под аккомпанемент.

Дело в том, что в записи табов нет жестких правил, как в нотном письме. Табулатуру для губной гармоники может написать любой новичок, и, зная к какой мелодии это относится, ее прочтет любой гармонист.

Единственным общепринятым моментом является обозначение вдоха и выдоха при помощи знаков «-» и «+».

Представьте себе двухмерную систему координат из школьной математики — оси X и Y. Нам понадобится только ось X. Начало отсчета, т.е. ноль, — это ваша голова. Все, что находится по оси впереди головы, в направлении выдоха, — это «плюс», все, что позади, в направлении вдоха, — это «минус». Итак, все, что обозначается с плюсом — это выдох, все, что с минусом — это вдох.

-2 — вдох на втором отверстии

-(45) — одновременный вдох на отверстиях 4 и 5

-(14) — октава на вдох на отверстиях 1 и 4

-(234) — аккорд на вдох на отверстиях 2, 3 и 4

+4 — выдох на четвертом отверстии

+(56) — одновременный выдох в отверстия 5 и 6

+(25) — октава на выдох на отверстиях 2 и 5

+(123) — аккорд на выдох на отверстиях 1, 2 и 3

Однако многие из вас, просматривая страницы интернета и ресурсы в поисках табулатуры для любимых мелодий, находили не совсем понятные варианты записи. Чтобы помочь вам разобраться с этими интерпретациями, мы рассмотрим ниже несколько наиболее распространенных примеров.

Как вы уже понимаете, самым важным в отображении табулатуры является обозначение вдоха и выдоха. Существует некоторое количество этих обозначений, которые понятны интуитивно и, самое главное, они никогда не перемешиваются между собой в рамках одной мелодии. Т.е., при записи используется только один способ обозначения вдоха и один способ обозначения выдоха.

Перейдем к примерам.

В нашем самоучителе вы уже видели запись при помощи «-» и «+». Но в некоторых статьях можно найти такой вариант:

Здесь 5 и 6 обозначают игру на выдох, а -5 и -4, или (5) и (4) — на вдох. Если вы записываете табулатуру мелодии при помощи этих обозначений, то будет неверным одновременно использовать для вдоха цифры со знаком минус и цифры в круглых скобках. Также и для выдоха. Не следует использовать в одной табулатуре цифры с плюсом и без него, имея ввиду в обоих случаях выдоховые ноты.

Если речь идет об игре аккордами, то табулатура может выглядеть следующим образом:

(123) – аккорд на вдох

[234] – аккорд на выдох

Кроме того вы можете встретить обозначение вдоховых нот при помощи цифр, обведенных кружком:

В этом случае выдохи, как правило, обозначаются просто цифрой без дополнительных знаков.

Существует и обратный пример, когда выдоховые ноты обозначаются цифрой с плюсом, а вдоховые просто цифрами:

Также встречается способ отображения при помощи стрелок под цифрами:

Цифры со стрелками вниз обозначают вдох, а со стрелками вверх — выдох.

Итак, мы разобрались с основными обозначениями прямых вдохов и выдохов. Но это только часть нот, которые можно взять на губной гармонике. Остальные ноты мы получаем при помощи техник бендинга и овербендинга, и они также имеют свои обозначения.

Начнем с бендов на вдох. В зависимости от принятого в той или иной табулатуре способа отображения вдоховых нот, к ним прибавляются знаки, обозначающие понижение по полутонам. Пример из нашего самоучителя:

Вдоховые ноты обозначаются круглыми скобками, а каждый значок > означает понижение ноты на полтона. Т.е. в примере последовательно указаны: вдох на втором отверстии, бенд на полтона на вдох на втором отверстии, бенд на тон на вдох на втором отверстии, бенд на полтона на вдох на втором отверстии, второе отверстие на вдох.

Распространенным способом является прибавление к цифре апострофов:

-2″ — бенд на тон на вдох на втором отверстии

3′ ‘ ‘ — бенд на полтора тона на вдох на третьем отверстии

В случае использования знака «+» для выдохов, вдоховые ноты и бенды могут обозначаться без круглых скобок и знаков «-«:

Одним из вариантов является использование стрелок, направленных вниз от цифры, обведенной кружком:

Здесь одинарная стрелка — это бенд на полтона, двойная — на тон и тройная — на полтора тона.

При использовании обозначений вдохов и выдохов с помощью стрелок под цифрами, для бендов используют поперечные черточки на хвостах стрелок:

Бенды на выдох имеют, как правило, следующий вид:

8′ 9′ 10′ 10″ или +8′ +9′ +10′ +10″

Соответственно: бенд на полтона на выдох на восьмом отверстии, бенд на полтона на выдох на девятом отверстии, бенд на полтона на выдох на десятом отверстии и бенд на тон на выдох на десятом отверстии.

Овербенды, которые, в отличие от бендов, повышают ноту, обозначаются чаще всего так:

1о 4о 5о 6о — овербенды на выдох (overblow)

(7)о (9)о — овербенды на вдох (overdraw)

Буква «о» может также располагаться над цифрой или под ней:

Есть и другие способы обозначений в табулатуре для губной гармоники, но они не столь распространены и, вобщем-то, интуитивно понятны для музыканта, играющего на губной гармошке, с уровнем чуть выше новичка. Главное, определить, что является вдохом, а что выдохом, и тогда все становится на свои места.

Самым существенным недостатком табулатуры для губной гармошки является отсутствие длительностей нот, пауз и прочих прелестей классической нотной записи. Поэтому практически невозможно сыграть неизвестную вам мелодию, видя только ее табулатуру. Более продвинутые музыканты используют табы вместе с нотами:

Но пусть вас не пугает некая ограниченность табулатуры для губной гармошки. На сегодняшний день табами расписано огромное количество известных вам мелодий, а неизвестные можно найти в интернете, послушать, а потом сыграть по табулатуре.

Источник

Обозначение нот для губной гармошки

Табы для губной гармошки. ТОП5 самых популярных композиций

Мы проанализировали статистику посещений страниц нашего самоучителя и хотим поделиться с вами списком самых популярных табулатур для губной гармошки.

А перед этим расскажем несколько интересных фактов.

Факт 1: каждый месяц приблизительно 3000 человек в поисковых системах ищут не «табы для губной гармошки», а загадочное «табу губной гармошки» 🙂

Факт 2: Как вы думаете, сколько человек вписывает правильный запрос «табы для губной гармошки»? Вы не поверите, но их меньше — всего 2000 человек.

Напоминаем, что все табулатуры с детальными аудиопримерами на губной гармонике и минусами для репетиций находятся здесь. А в верхнем меню сайта вы можете выбирать, какие табы (табулатуры) вас интересуют: для начинающих, для продолжающих, или для продвинутых.

А вот и ТОП 5 табулатур (табов) для губной гармоники:

5 место: Summertime

Напоминаем, что в нашем самоучителе вы найдёте более 60-ти композиций с табулатурами.

К каждой композиции нами детально подготовлены:

1) аудиопримеры, сыгранные на губной гармошке,
2) табы (табулатуры) — это упрощенный способ записывания нот для губной гармошки, который понятен даже людям, не владеющими музыкальной грамотой.
3) А также минусы (аудиофонограммы) для того, чтобы каждую композицию, разучивая, вы могли играть под аккомпанемент.

А если вы хотите научиться играть без табулатур, создавать собственные композиции, импровизировать и уверенно играть под аккомпанемент, то приглашаем вас на наш Полный 5-шаговый онлайн курс по игре и импровизации на губной гармошке.

Табы для губной гармошки

Что же такое табы для губной гармошки и с чем их едят? Зачем они нужны? Как по ним играть? Чем табы для губной гармошки отличаются от табулатур для других музыкальных инструментов? С чего начинать, если вы новичок? На что обращать внимание? На эти вопросы мы ответим в данной статье.

Итак. Табы для губной гармошки — ещё их называют табулатуры — это упрощённый способ записывания нот, композиций, мелодий в виде указания вдохов и выдохов на заданных отверстиях губной гармошки.

Чем они удобны? Чтобы играть по табам на губной гармошке не нужно знать нот. Всё, что надо, это понимать, где на гармошке первое отверстие, а где десятое. Благо, на инструменте это обычно указано.

Какие бывают табы для губной гармошки и как они обозначаются?

Чаще всего встречается способ записывания с плюсом и минусом перед цифрой. Цифра в данном случае номер отверстия на губной гармошке. Плюс — это выдох на этом отверстии. Минус — вдох.

Например гамма До мажор в таком виде записывается так:

+4 -4 +5 -5 +6 -6 -7 +7

Второй частый вид табов на губной гармошке пишется с круглыми скобками вместо минуса. Плюс в нём не пишут.

4 (4) 5 (5) 6 (6) (7) 7

Здесь 4 — это четвёртое отверстие на выдох,

а (4) — оно же на вдох.

Ещё часто можно встретить такой вариант:

Здесь 4 — это вдох, +4 — выдох.

Используют также способ, где вдоховая нота берётся в кружок:

Иногда табы для губной гармошки обозначаются в виде стрелок под цифрами. Цифры — всё те же отверстия. Стрелка вверх — это выдох. Стрелка вниз — вдох. Для большего понимания можно провести аналогию: при вдохе воздух идёт по груди вниз, при выдохе поднимается из лёгких вверх.

Важный момент! В одной композиции никогда не смешивают разные способы написания табулатур. Если она написана в виде 4 (4), то там не может быть обозначения -4 +4. Это стоит учитывать и при самостоятельном записывании мелодии с помощью табулатуры для губной гармошки.

Более продвинутые музыканты добавляют к цифровым обозначениям ноты.

Чем табы для губной гармошки отличаются от, например, табулатур для гитары? В гитарных табах ноты обозначаются буквами, а аккорды набором этих букв. Например Am, Dm.

В случае губной гармошки вам надо знать только номера отверстий и не заучивать никаких обозначений. Аккорды на вдох пишутся в круглых скобках, на выдох — в квадратных:

(123) — одновременный вдох на отверстиях 1,2 и 3

[234] — одновременный выдох в отверстиях 2,3 и 4

(45) — одновременный вдох на отверстиях 4 и 5

(14) — октава на вдох на отверстиях 1 и 4

[56] — одновременный выдох в отверстиях 5 и 6

Часто в композициях на губной гармошке используются бенды. То есть понижение ноты на полтона, тон или полтора тона. Используются они на вдоховых нотах. С бендами табы на губной гармошке выглядят так:

Самый распространённый способ с апострофом над цифрой

-2 -2′ -2» — где один апостроф понижает ноту на полтона, два на тон.

-3 -3′ -3» -3»’ — где три апострофа — полтора тона. Бывает только на третьем отверстии губной гармошки.

Бывает и такое обозначение:

Как вы видите, интуитивно становится понятно, где полтона, где тон и т.д.

Повышение ноты на полтона называется овербендом и обозначается следующими способами:

+1о +4о — ноты на выдох

-7о — ноты на вдох,

или с кружком над цифрой

Встречаются и другие табы для губной гармошки. Но они редки и в них тоже всё обычно понятно. Главное разобраться, где вдох, а где выдох.

Но если с написанием табов для губной гармошки всё ясно, то с тем, как по ним играть чуть сложнее. Дело в том, что в табулатуре для гармошки не указываются паузы и длительности нот. И для того, чтобы сыграть композицию, её нужно услышать в аудиопримере. Однако, сегодня в интернете полно этих записей, поэтому сложности сыграть знакомую или незнакомую мелодию на самом деле нет.

На нашем сайте есть раздел «Табы для губной гармошки», который в верхнем меню нашего самоучителя обозначен, как «Композиции. (Табы)». В нём вы найдёте не только множество табулатур известных композиций, которые мы постоянно пополняем. Но также вы найдёте аудиопримеры этих композиций в оригинальном исполнении и в исполнении на губной гармошке. Ещё мы подготовили для вас минусовые записи, чтобы вы могли с удовольствием и радостью репетировать под них. И записи в плюсе, для более удобного прослушивания сложных моментов. В них минус не мешает сосредоточиться на губной гармошке.

С каких табулатур лучше начинать играть?

Мы советуем начинать с простых композиций, без бендов. Лучше всего вообще не играть бенды как можно дольше. Пусть ваши губы привыкнут держать только одно отверстие, не задевая соседние. Пусть ваше дыхание станет свободней и расслабленней, а игра мягче и нежнее. Постепенно берите композиции посложнее, где будет больше нот. Скоро вы станете чувствовать себя по-настоящему уверенно в игре одиночными нотами. Теперь можете найти табы для губной гармошки, где есть бенды, и можете пробовать играть по ним.

Итак, допустим вы нашли табулатуру для губной гармошки. Выбрали несложную композицию без бендов. Взяли в руки свою губную гармошку и готовы начинать.

Как же играть по табам на губной гармошке?

Мы дадим алгоритм, которым можно смело пользоваться.

  1. Прослушайте мелодию много раз. Пусть она засядет у вас в голове. Привыкните к ней. Слушайте её до тех пор, пока не сможете полностью повторить про себя.
  2. Сначала запомните последовательность нот. Играйте глядя на табы и запоминайте, на каком отверстии вдох, а когда выдох.
  3. Теперь поиграйте её под плюс (под аудиопример с губной гармошкой). Ваше тело уже помнит, как играть. Теперь слух поможет ему расставить паузы и длину нот. Играйте под плюс, пока не станете точно попадать во все ноты.
  4. Теперь поиграйте под минус. Почувствуйте мелодию, пустите музыку в вашу жизнь и играйте. Вы уже всё выучили, освободите голову, расслабьтесь и играйте.
  5. Когда нет возможности сыграть под минус, играйте самостоятельно. Только вы и губная гармошка. Поймайте ритм и вперёд.
  6. Когда вы запомнили табулатуру и все цифры как будто перед глазами, забудьте о них. Играйте без табов. Если забыли ноту, вспоминайте её на слух, ищите её на губной гармошке. Вы всегда можете сыграть знакомую мелодию с листа. Глядя на табы для губной гармошки. Но лучше, запомнив один раз, больше к ним не возвращайтесь. Так быстрее разовьётся ваш музыкальный слух и так вы быстрее привыкнете к своему инструменту.

Надеемся, что эта статья была вам полезна и верим в ваш успех. Удачи!

Источник

Оцените статью