- Обозначение нот по брайлю
- Обозначение нот по брайлю
- Запись нот по системе Брайля, Краткое руководство для зрячих музыкантов, работающих со слепыми, Часть 2, Смирнов Г.А., 2002
- Музыка Брайля — Braille music
- Содержание
- Изучение музыки Брайля
- Обучение музыке Брайля
- Перевод музыки на шрифт Брайля
- Введение в символы и синтаксис музыки Брайля
- Высота и ритм
- Метки октавы
- Музыкальные обозначения
- Повторяющиеся символы
- Контрапунктные линии и аккорды в нотном стане
- В соответствии
- Обозначение интервалов
- Работа с разными посохами
- Вариации на музыку Брайля
Обозначение нот по брайлю
1. Обозначение нот.
Ноты по брайлю обозначаются буквами латинского алфавита начиная с буквы d по порядку.
Таким образом ноте до соответствует буква d.
Ноте ре e.
Ноте ми f.
Ноте фа g.
Ноте соль h.
Ноте ля i.
Ноте си j
Так же написание нот совпадает с цифрами без цифрового знака начиная с цифры четыре.
До — четыре,
ре — пять,
ми — шесть,
фа — семь,
соль — восемь,
ля — девять,
си — ноль.
Обозначение нот.
До. Точки — первая, четвёртая пятая.
Ре — первая пятая.
Ми — первая, вторая, четвёртая.
фа — первая, вторая, четвёртая, пятая.
Соль — первая вторая пятая.
Ля — вторая четвёртая.
Си — вторая четвёртая пятая.
Длительности.
Длительности нот обозначаются при помощи добавления к ноте третей и шестой точек.
Чтобы написать целую ноту нужно прибавить четвёртую и шестую точки. Например: нота до пишется —
первая, четвёртая, пятая. Чтобы она стала целой к ней прибавляется третья и шестая точки.
таким образом До целая записывается следующим образом:
первая, четвёртая, пятая, третья, шестая.
Половинные ноты пишутся при помощи добавления к ноте третей точки. Например:
Ре пишется —
первая, пятая.
Половинная ре —
первая, пятая, третья.
Четвертные пишутся при помощи добавления шестой точки. Например:
Ми пишется —
первая, вторая, четвёртая.
Ми половинная —
первая, вторая, четвёртая, третья.
Восьмые записываются без прибавления каких либо точек, просто буквами латинского алфавита, как это показано выше.
Более мелкие длительности пишутся также как длинные соответственно:
шестнадцатые как целые,
тридцать вторые как половинные,
шестьдесят четвёртые как четвертные и Т.Д.
Чтобы различать более мелкие и более крупные длительности нужно обращать внимание на размер такта и на длительности других нот в этом такте. Например:
Если в размере две четверти встречается нота с третей и шестой точками, то она не может быть целой, так как целая длительность в такте две четверти не
поместится, и это может быть только шестнадцатая.
Так же — если в размере, например, три четверти встречаются более трёх нот с шестой точкой, то это не четвертные, а шестьдесят четвёртые.
Длительность любой ноты может удлиняться по средствам точки, которая обозначается по брайлю третей точкой и пишется сразу после ноты в следующей клетке.
Список нот различных длительностей.
Целые и шестнадцатые.
До —
первая, третья, четвёртая, пятая, шестая.
Ре —
первая, третья, пятая, шестая.
Ми —
первая, вторая, третья, четвёртая, шестая.
Фа —
первая, вторая, третья, четвёртая, пятая, шестая.
Соль —
первая, вторая, третья, пятая, шестая.
Ля —
вторая, третья, четвёртая, шестая.
Си —
вторая, третья, четвёртая, пятая, шестая.
Половинные и тридцать вторые.
До —
первая, третья, четвёртая пятая.
Ре —
первая, третья, пятая.
Ми —
первая, вторая, третья, четвёртая.
Фа.
первая, вторая, третья, четвёртая, пятая.
Соль.
первая, вторая, третья, пятая.
Ля.
вторая, третья, четвёртая.
Си.
вторая, третья, четвёртая, пятая.
Четвертные и шестьдесят четвёртые.
До.
первая, четвёртая, пятая, шестая.
Ре.
первая, пятая, шестая.
Ми.
первая, вторая, четвёртая, шестая.
Фа.
первая, вторая, четвёртая, пятая, шестая.
Соль.
первая, вторая, пятая, шестая.
Ля.
вторая, четвёртая, шестая.
Си.
вторая, четвёртая, пятая, шестая.
Восьмые и сто двадцать восьмые.
До.первая, четвёртая, пятая.
Ре.
первая, пятая.
Ми.
первая, вторая, четвёртая.
Фа.
первая, вторая, четвёртая, пятая.
Соль.
первая, вторая, пятая.
Ля.
вторая, четвёртая.
Си.
вторая, четвёртая, пятая.
Источник
Обозначение нот по брайлю
1. Обозначение нот.
Ноты по брайлю обозначаются буквами латинского алфавита начиная с буквы d по порядку.
Таким образом ноте до соответствует буква d.
Ноте ре e.
Ноте ми f.
Ноте фа g.
Ноте соль h.
Ноте ля i.
Ноте си j
Так же написание нот совпадает с цифрами без цифрового знака начиная с цифры четыре.
До — четыре,
ре — пять,
ми — шесть,
фа — семь,
соль — восемь,
ля — девять,
си — ноль.
Обозначение нот.
До. Точки — первая, четвёртая пятая.
Ре — первая пятая.
Ми — первая, вторая, четвёртая.
фа — первая, вторая, четвёртая, пятая.
Соль — первая вторая пятая.
Ля — вторая четвёртая.
Си — вторая четвёртая пятая.
Длительности.
Длительности нот обозначаются при помощи добавления к ноте третей и шестой точек.
Чтобы написать целую ноту нужно прибавить четвёртую и шестую точки. Например: нота до пишется —
первая, четвёртая, пятая. Чтобы она стала целой к ней прибавляется третья и шестая точки.
таким образом До целая записывается следующим образом:
первая, четвёртая, пятая, третья, шестая.
Половинные ноты пишутся при помощи добавления к ноте третей точки. Например:
Ре пишется —
первая, пятая.
Половинная ре —
первая, пятая, третья.
Четвертные пишутся при помощи добавления шестой точки. Например:
Ми пишется —
первая, вторая, четвёртая.
Ми половинная —
первая, вторая, четвёртая, третья.
Восьмые записываются без прибавления каких либо точек, просто буквами латинского алфавита, как это показано выше.
Более мелкие длительности пишутся также как длинные соответственно:
шестнадцатые как целые,
тридцать вторые как половинные,
шестьдесят четвёртые как четвертные и Т.Д.
Чтобы различать более мелкие и более крупные длительности нужно обращать внимание на размер такта и на длительности других нот в этом такте. Например:
Если в размере две четверти встречается нота с третей и шестой точками, то она не может быть целой, так как целая длительность в такте две четверти не поместится, и это может быть только шестнадцатая.
Так же — если в размере, например, три четверти встречаются более трёх нот с шестой точкой, то это не четвертные, а шестьдесят четвёртые.
Длительность любой ноты может удлиняться по средствам точки, которая обозначается по брайлю третей точкой и пишется сразу после ноты в следующей клетке.
Список нот различных длительностей.
Целые и шестнадцатые.
До —
первая, третья, четвёртая, пятая, шестая.
Ре —
первая, третья, пятая, шестая.
Ми —
первая, вторая, третья, четвёртая, шестая.
Фа —
первая, вторая, третья, четвёртая, пятая, шестая.
Соль —
первая, вторая, третья, пятая, шестая.
Ля —
вторая, третья, четвёртая, шестая.
Си —
вторая, третья, четвёртая, пятая, шестая.
Половинные и тридцать вторые.
До —
первая, третья, четвёртая пятая.
Ре —
первая, третья, пятая.
Ми —
первая, вторая, третья, четвёртая.
Фа.
первая, вторая, третья, четвёртая, пятая.
Соль.
первая, вторая, третья, пятая.
Ля.
вторая, третья, четвёртая.
Си.
вторая, третья, четвёртая, пятая.
Четвертные и шестьдесят четвёртые.
До.
первая, четвёртая, пятая, шестая.
Ре.
первая, пятая, шестая.
Ми.
первая, вторая, четвёртая, шестая.
Фа.
первая, вторая, четвёртая, пятая, шестая.
Соль.
первая, вторая, пятая, шестая.
Ля.
вторая, четвёртая, шестая.
Си.
вторая, четвёртая, пятая, шестая.
Восьмые и сто двадцать восьмые.
До.первая, четвёртая, пятая.
Ре.
первая, пятая.
Ми.
первая, вторая, четвёртая.
Фа.
первая, вторая, четвёртая, пятая.
Соль.
первая, вторая, пятая.
Ля.
вторая, четвёртая.
Си.
вторая, четвёртая, пятая.
Источник
Запись нот по системе Брайля, Краткое руководство для зрячих музыкантов, работающих со слепыми, Часть 2, Смирнов Г.А., 2002
Запись нот по системе Брайля, Краткое руководство для зрячих музыкантов, работающих со слепыми, Часть 2, Смирнов Г.А., 2002.
Краткое руководство издается плоским шрифтом и содержит основные правила и обозначения нотописи для слепых. Текст иллюстрируется плоскопечатными нотными примерами (по пятилинейной системе), каждый из которых дается одновременно в изображении по Брайлю.
Чередование рук.
Этот нередко встречающийся в литературе для фортепьяно и других клавишных инструментов исполнительский прием может йотироваться по Брайлю по-разному, в зависимости от контекста, а также от применяемого способа записи музыкальных произведений (см. ч. 1, раздел II). При способе «Отрывки, определяемые структурой произведения» (см. § 34 а) чередование рук можно изложить в двух партиях (правой и левой руки), соответственно плоскопечатной нотации, обозначив выставленные в плоскопечатном оригинале паузы. Посредством дополнительных знаков пауз (с точкой 5) заполняются и пробелы (моменты «молчания» партии), часто возникающие на нотоносцах.
В случаях, аналогичных следующему, весь материал предпочтительно поместить в партии одной руки, а именной той, с которой начинается чередование. В начале партии выставляется, как обычно, знак руки, после которого указываются динамика и другие обозначения, общие для обеих партий. Знаки чередующихся рук ставятся в соответствующих местах и действуют до смены знака руки.
СОДЕРЖАНИЕ.
От автора.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАБОТАХ.
III. Клавишные инструменты.
IV. Оркестровые инструменты.
V. Вокальная музыка.
VI. Теоретические работы, специальные обозначения в различных изданиях.
VII. Методические замечания по репродуцированию плоскопечатных нот шрифтом Брайля.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Запись нот по системе Брайля, Краткое руководство для зрячих музыкантов, работающих со слепыми, Часть 2, Смирнов Г.А., 2002 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать файл № 1 — pdf
Скачать файл № 2 — djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
Музыка Брайля — Braille music
Музыка Брайля — это код Брайля, который позволяет записывать музыку с помощью ячеек Брайля, чтобы ее могли читать слабовидящие музыканты. Система была создана Луи Брайлем .
Музыка Брайля использует ту же шестизначную ячейку Брайля, что и литературный шрифт Брайля. Однако музыка Брайля имеет собственное значение, синтаксис и сокращения.
Почти все, что можно записать нотной записью, можно записать нотной записью Брайля. Однако система обозначений — это независимая и хорошо развитая система со своими собственными соглашениями.
Самая большая в мире коллекция обозначений находится в Библиотеке Конгресса США.
Содержание
Изучение музыки Брайля
Брайлевскую музыку в целом выучить не легче и не труднее, чем печатную. Слабовидящие музыканты получают те же преимущества от обучения чтению нот Брайля, что и зрячие музыканты, которые учатся читать ноты. Слабовидящие музыканты могут начать изучать музыку со шрифтом Брайля примерно в то время, когда у них появится достаточная компетентность в чтении литературного шрифта Брайля.
Обучение музыке Брайля
Музыка Брайля для начинающих, как и печатная музыка для начинающих, довольно проста. Учителя музыки, не знакомые с музыкой Брайля, могут легко изучить основы нотной записи Брайля и быть на шаг или два впереди ученика, который изучает музыку Брайля. Некоторые распространенные книги по методам печати имеют версию, написанную шрифтом Брайля, поэтому обе книги можно использовать рядом друг с другом.
Перевод музыки на шрифт Брайля
Многие стандартные произведения для некоторых жанров для каждого инструмента написаны шрифтом Брайля. В США их можно получить в Национальной библиотечной службе для слепых и лиц с ограниченными возможностями восприятия печатной информации (NLS) Библиотеки Конгресса (бесплатно для квалифицированных специалистов) и в других местах. В большинстве стран есть похожие национальные библиотеки.
Однако многим слабовидящим музыкантам нужна музыка, которую раньше никогда не переводили на шрифт Брайля. В Соединенных Штатах, Канаде, Великобритании и многих других странах сеть специалистов по расшифровке музыки Брайля расшифровывает такую музыку.
Другой вариант — использовать компьютерную музыкальную систему с выводом шрифта Брайля. Большинство таких программ автоматически конвертируют печатную нотацию (ноты) в шрифт Брайля.
Введение в символы и синтаксис музыки Брайля
Некоторые из наиболее распространенных музыкальных символов и комбинаций шрифта Брайля приведены в таблице ниже:
Высота и ритм
Как показано в разделе «Ноты» музыкальной таблицы Брайля выше, каждый символ показывает высоту и выбор из двух ритмических длин ноты, которые не зависят от контекста. Например, точки 1, 4, 5 обозначают основную форму до, которая является восьмой нотой (дрожание) или гораздо более редкой 128-й нотой. Каждый символ ритма, как сказано, удваивается по значению; 8-е ноты соответствуют 128-м нотам, четвертные ноты (пряжи) соответствуют 64-м нотам, половинные ноты соответствуют 32-м нотам, а целые ноты соответствуют 16-м нотам (полушарие). Новички сначала изучают наиболее распространенные ритмические значения (восьмые, четвертные, половинные и целые ноты). Для продвинутых пользователей не возникает ритмической двусмысленности, поскольку контекст, включая размер и линии тактов, делает намеченное ритмическое значение ясным. Например, при измерении времени 4/4, которое включает только символ с точками 1,3,4 (весь или 16-й остаток), эти факты проясняют, что символ является целым отдыхом.
Метки октавы
Метка октавы добавляется перед первой нотой, чтобы указать ее октаву и случай неожиданного изменения. Например, 4-я октава — это октава, начинающаяся со средней C и идущая вверх до B выше средней C. Мелодия, явно идущая вверх из первой октавы, может, если двигаться пошагово, переходить во вторую, третью и четвертую октавы без требующие дополнительных октавных знаков. Правило состоит в том, что, за исключением отметки октавы, указывающей иное, ноты перемещаются на унисон / без изменений, 2-ю или 3-ю, а не 6-ю, 7-ю или октаву. Например, следующее непрерывно движется вверх, заканчиваясь в 5 октаве:
Октава 2 CCDEFGABCDEFGABCDEFGA BBCC
Правило для четвертых и пятых более консервативно. За исключением знака октавы, указывающего иное, любой мелодический скачок 4-й или 5-й ноты остается в той же октаве, что и предыдущая нота. Например, это всегда остается в пределах 2 октавы:
Октава 2 CGDAEBFCGDAE
Из-за использования октавных знаков символы ключа не требуются в музыке Брайля. Иногда будут выдаваться символы ключа (басовый ключ, скрипичный ключ или другие), чтобы слабовидящий музыкант знал каждую деталь партитуры.
Музыкальные обозначения
Музыкальные обозначения, такие как «dim», «cresc» или «rit», вставляются в строку с обозначением ноты и ритма и, чтобы отличить их от нот, октавы и других музыкальных знаков, всегда предваряются «знаком слова» (точки 3 , 4,5).
Оговорки могут быть обозначены значком размытия между двумя нотами или скобками, окружающими группу заметок, которые должны быть невнятными.
Музыкальные знаки, такие как стаккато или тенуто, обычно ставятся перед нотой или аккордом, на которые они влияют. Музыкальные знаки, показанные на таблице, изменяют четвертную ноту C (точки 1,4,5,6).
«Музыкальный дефис» означает, что такт будет продолжен на следующей строке (это происходит несколько чаще в нотах Брайля, чем в нотах печатной версии).
«Апостроф слова» указывает, что слово будет продолжено в следующей строке.
Повторяющиеся символы
Музыка со шрифтом Брайля имеет тенденцию быть довольно громоздкой. Из-за этого существует система повторяющихся символов — гораздо более обширная, чем в нотной печати — для уменьшения количества переворачиваний страниц, размера партитуры и затрат на печать.
Символ повторения (точки 2, 3, 5, 6) используется как напечатанный внутристрочный символ, чтобы указать, что должна быть повторена доля, половина такта или полный такт.
Кроме того, музыка Брайля часто включает такие инструкции, как «повторите такт 2 здесь» или «повторите такты 5–7 здесь». Таковы в дополнение к обычно используемым знакам повтора и первому и второму окончанию.
Контрапунктные линии и аккорды в нотном стане
В отличие от нотной записи нот, музыка Брайля имеет линейный формат. Следовательно, необходимо использовать определенные условные обозначения для обозначения контрапунктных линий и аккордов (когда в нотоносце одновременно воспроизводится более одной ноты).
В соответствии
Независимые линии контрапункта в штате указываются через полное или частичное согласование. Дается первая из контрапунктурных линий, затем вторая, заключенная в соответствующие символы. Соответствующие символы указывают на то, что две линии должны воспроизводиться одновременно.
Обозначение интервалов
Гомофонические хордовые секции записываются с использованием интервальной записи. Например, запись «четвертная нота-C, 3-я, 5-я» будет указывать на проигрывание C вместе с нотами на 3-ю и 5-ю более высокие, чем C, что делает аккорд CEG длиной четверть ноты. Чтение обозначения интервалов несколько усложняется тем фактом, что некоторые нотоносцы используют нотацию снизу вверх (указывается нижняя нота каждого аккорда, а интервалы читаются вверх от данной ноты), а в некоторых используется нотация сверху вниз (верхняя нота каждого аккорда). указывается аккорд и отсчитываются интервалы вниз от данной ноты). Современное соглашение заключается в том, чтобы указать основную ноту (либо басовую линию, либо линию мелодии) и позволить интервалам увеличиваться или уменьшаться оттуда по мере необходимости. Например, в большинстве фортепианных композиций левая рука определяет нижнюю ноту, а интервалы идут снизу вверх, а правая рука определяет верхнюю ноту, а интервалы идут сверху вниз. Во многих старых партитурах все нотоносцы читаются снизу вверх или все читаются сверху вниз. Большинство партитур имеют примечание, указывающее направление обозначения интервалов. Однако в некоторых старых партитурах направление должно определяться из контекста. По соглашению, in-accords даются в том же направлении, что и обозначение интервалов. Таким образом, изучение in-accords является ключом к разблокированию того, какое чтение применимо.
Работа с разными посохами
Печатная музыка часто пишется на нотоносцах. Например, фортепианная музыка обычно пишется на двух инструментах, составляющих большой нотоносец : один для скрипичного ключа (который используют певцы сопрано) и один для басового ключа. Стандартные хоровые произведения используют это в основном там, где они не пересекаются, или там, где они пересекаются, как в музыке струнного квартета (наиболее часто добавляемые ключи — альт и / или тенор). Ноты в разных нотоносцах, играющих одновременно, выровнены по вертикали. Из-за линейного характера музыки Брайля и того факта, что слепой музыкант обычно может читать только один нотоносец за раз, несколько нотоносцев обрабатываются несколькими способами в зависимости от сложности музыки и других соображений. Формат штрих-кода больше всего похож на формат нот для печати с правой нотацией в верхней строке и левой нотацией в нижней строке. Сохраняется некоторая степень вертикального выравнивания между правой и левой руками. Другие способы борьбы с музыкой нескольких кадров являются: линия над форматом строки , раздела по формату раздела ; стиль абзаца ; и построчно . Как правило, они занимают меньше места на странице, но от музыканта требуется больше усилий, чтобы решить, как соединить нотоносцы вместе. Например, в партитуре для фортепиано, записанной в формате раздела за разделом, партия правой руки может быть записана для первых 8 тактов, за которой следует партия левой руки. Попытки выровнять детали не предпринимаются. Та же процедура применяется для тактов 9–16 и так далее, раздел за разделом, на протяжении всей партитуры. Слепой музыкант выучивает и запоминает одну секцию только правой рукой, затем только левой рукой, затем объединяет руки по памяти и обращает внимание на различные места в партитуре Брайля, чтобы определить, как эти части сочетаются друг с другом. В примечании переводчика часто уточняется используемый формат. Однако для многих старых и более сложных партитур формат должен определяться путем изучения музыки и контекста.
Вариации на музыку Брайля
С годами во многих разных странах возникло множество мелких различий в музыкальной практике Брайля. Некоторые предпочли другой стандарт для интервальной или нотной записи или использовали разные коды для различных менее распространенных нот. Международные усилия по стандартизации музыкального кода Брайля завершились обновлением, кратко изложенным в Музыкальном кодексе Брайля 1997 года и подробно описанном в Новом международном руководстве по нотной записи Брайля (1997). Однако пользователи должны знать, что они столкнутся с расхождениями при заказе партитур в типографиях и библиотеки, потому что они часто старше и из разных стран.
Источник