Обозначение нот цифрами для гармони

Обозначение нот цифрами для гармони

Самоучитель был издан в 1998 году и предназначен для людей с музыкальным слухом . Которые иногда могут взять баян или гармонь и подобрать понравившуюся мелодию. Или спеть под собственный аккомпанемент в кругу друзей знакомую песню .

В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb
https://vk.com/topic-47215445_28941345?offset=20

Методы и подходы, изложенные в самоучителе, подойдут и для Гармони . Нужно только разметить правую и левую клавиатуры гармони так, чтобы играть мелодии самоучителя.

Основа обучения — игра, пение и аккомпанемент популярных песен и мелодий. Песен в самоучителе более 500 . Вырабатываются слухо-моторные навыки . Запоминается аккомпанемент песен. Улавливаются схемы мелодий, основы музыкальной гармонии . Можно сыграть и спеть все песни самоучителя не один, а несколько раз. Вернуться к понравившимя . Уточнить усвоенные приемы.

В самоучителе ноты , обозначающие звуки, заменены цифрами .
Вместо 7 нот до ре ми фа соль ля си
Даны 7 цифр 1 2 3 4 5 6 7
Все просто. Звук 3 выше звука 1 , а звук 2 ниже звука 6
Вы учитесь по книге старому забытому ремеслу — игре по слуху .

Авторы кандидаты наук и искусствоведения и прекрасно знают нотную грамоту. Такая методика обучения без нот одобрена Консерваторией им. П. И. Чайковского, Училищем им. Гнесиных, много лет преподается в Училище им. Ипполитова-Иванова .

Играющий не должен смотреть на клавиатуру . Только по слуху и на ощупь. Представьте что гармонь прозрачная . Сначала можно иногда подглядывать на себя играющего в зеркало . Через несколько занятий смотреть не понадобится.

Звуки правой клавиатуры Гармони (слуховая методика)

Ряды 1 — 2 Диезы
Ряды 2 — 5 низкая (самая басовая) семерка звуков.
Ряды 5 — 8 средняя семерка звуков.
Ряды 9 — 12 высокая (самая писклявая) семерка звуков.

В книге Парнес Оськина в примерах песен маленькими цифрами под слогами даны именно звуки семерок . Номера звука низкой, средней и высокой семерок те же. Это подсказки для игры по слуху . В мелодии на семерку точно не ошибетесь. Хотя по законам музыкальной гармонии на семерку выше или ниже — это правильно.

Чтобы хорошо вслепую и на слух ориентироваться в клавиатуре Нужно играть гаммы
Можно посредине клавиатуры Можно сверху вниз Можно туда и обратно

Мажорная гамма
начиная с 1 — 1 2 3 4 5 6 7 1 (звуки на повышение, последний на семерку выше)

Минорная гамма
начиная с 6 — 6 7 1 2 3 4 5 6 (звуки на повышение, последний на семерку выше)

Звуки левой клавиатуры гармони (слуховая методика)

Третий ряд пары Аккорд — Ниже его ба с. 4 аккорда Сверху вниз 2б — 2, 5б — 5 1б — 1, 4б — 4.

Готовый аккорд аккомпанемента мелодии. Делается специальными тягами левой механики гармони. Одна клавиша аккорда — сразу 3 звука .

Бас звук — Цифра без буквы — ( Например 2 )
Минорный аккорд — Цифра с буквой м ( Например 2м )
Мажорный аккорд — Цифра с буквой б ( Например 2б )
Септ аккорд — Цифра с буквой с ( Например 3с )

Кто до обучения на гармони играл на гитаре . Без труда сыграет по аккордам . Жмите бас вместе с его аккордом. Во втором ряду те самые заветные 3 аккорда — 3с, 6м, 2м ( Буквами E7, Am, Dm )
Буквы заменены цифрами совсем для начинающих . Так им легче. Любой догадается, что звук 6 выше звука 3 . Но не любой догадается, что звук A выше звука E.

Варианты чтения мелодии и аккомпанемента

Вариант 1
Полное чтение по нотам
Это нотное чтение для профессионалов. Партия (мелодия) правой руки дана на нотном стане со скрипичным ключом . Партия (басы и аккорды) левой руки дана на втором нотном стане с басовым ключом . Можно играть басы и аккорды аккомпанемента в выборном или готовом строе инструмента.

Вариант 2
Сокращенное (эстрадное) чтение аккомпанемента
Партия (мелодия) правой руки дана на нотном стане со скрипичным ключом . Партия (басы и аккорды) левой руки даны сокращенным (буквенным) обозначением .

Вариант 3 Условное чтение цифрами и буквами

Партия (мелодия) правой руки дана Цифрами под слогами слов песни. Цифры звуков более высокой или низкой октавы одни и те же. Басы и аккорды аккомпанемента даны Цифрами с буквами под слогами слов песни. Цифры и буквы это не программа игры. А просто подсказка . Если мелодия подобралась. На цифры и буквы можно не смотреть .

Вариант 4 Условное чтение цифрами 50 клавиш гармони

Правая рука куплет:
3-15-4-4-16-15-
17-16-4-4
17-6-18-17-6-6-17-2-17

Правая рука припев:
18-17-5-4-17-17-5-17-16-15
3-15-4-4-6-6-17-2-17 – повторяем 2 раза.

Левая рука куплет:
В куплете левую руку отбиваем как марш.
14-14-16-16-
14-14-14-14-14-14
12-12-14-14-14-14

Левая рука припев:
Припев играем без отбоя.
14-6-6-14-14-
16-16-16-16-
14-14-12-12-14-14

Чтение по 25 цифрам левой и еще 25 цифрам правой клавиатур гармони напоминает механическую игру шарманки .

Вариант 1 — Игра по нотам Мелодия и аккомпанемент по нотам. Это самое полное и богатое звучание.
Вариант 2 — Игра по нотам и буквам. Мелодия по нотам, аккомпанемент условно буквами
Вариант 3 — Игра по слуху. Мелодия по 7 цифрам октавы, басы аккомпанемента по 7 цифрам октавы, аккорды по 3 буквам
Вариант 4 — Игра по цифрам. Мелодия и аккомпанемент по 50 цифрам клавиш гармони

Если в детстве Вы закончили музыкальную школу , и знаете нотную грамоту. Вам больше подойдет Вариант 1 или Вариант 2

Однако взрослый человек в силу занятости не может себе позволить 5 лет по 2 часа в день заниматься в детской музыкальной школе . К сожалению, у него нет времени осваивать нотную грамоту. А песня так и просится чтобы ее спеть. Поэтому для любителя подходят Вариант 3 и Вариант 4 .

Начинающие гармонисты предпочитают Вариант 4. Можно сразу без подбора на слух по цифрам сыграть и разучить песню. Нужно только запомнить 25 клавиш правой клавиатуры и еще 25 клавиш левой клавиатуры. Какие только ухищрения не предпринимаются для запоминания цифр 50 клавиш . Вплоть до покраски клавиш разноцветными лаками для ногтей.

А как будут запоминать цифровики более 200 клавиш на баяне или аккордеоне? Поэтому кто желает музыку без нот выбирают Гармонь . Потому что меньше клавиш .

Между тем игра по слуху проще чем по цифрам. И подходит для баяна и аккордеона. А самое главное. Не нужно переучиваться на гармони с цифровика на нотника. Можно сразу перейти на ноты.

Из картинки Вариант 3 Игра по слуху Три танкиста можно определить. Тональность Ля минор (6м) Опорная нота акцента запева (На гра — НИ — це) Слог НИ это нота Ми (3)

Но так как это игра по слуху без нот . Чтоб не загружать играющего ничем, кроме музыки на картинке нет нот (Ля минор и Ми) Есть только бас 6, аккорд м и опорный звук 3 При обучении авторы определили, что обозначение нот цифрами воспринимается лучше чем буквенное

Слепой слуховой метод верен. И к нему надо стремиться. Однако у начинающих он может вызвать трудности.

Посадить начинающего гармониста за неразмеченную клавиатуру с двадцатью пятью белыми клавишами в двух рядах. Это все равно что выбросить из лодки человека посредине реки, надеясь что он не утонет, а научится плавать.

Поэтому в первые 1 — 3 месяца обучения можно разметить правую клавиатуру. По мере обучения разметку лучше убрать . Чтобы не быть зависимым от разметки. И свободно играть на любом неразмеченном инструмент е
При разметке важно соблюдать принципы.

  • Выделить все, значит не выделить ничего
  • Размечать по звукам октавы
  • Никаких цветов, только черно-белая разметка

Пример разметки.
Черные клавиши.

  • Диезы
  • Звуки октавы Соль Ля Си

Источник

Обозначение нот цифрами для гармони

Схема левой руки для упрощенной гармони 23×12

Аккорды на гармони:

осетинская гармошка Как бас-схема ?
Схема левой руки для упрощенной гармони 21×12 ?

Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12

Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12

Левая сторона без ряда дополнительных басов, как в любой хромке.

Правая сторона в зависимости от вашей тональности.

Источник

Обозначение нот цифрами для гармони

Схема левой руки для упрощенной гармони 23×12

Аккорды на гармони:

осетинская гармошка Как бас-схема ?
Схема левой руки для упрощенной гармони 21×12 ?

Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12

Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12

Левая сторона без ряда дополнительных басов, как в любой хромке.

Правая сторона в зависимости от вашей тональности.

Источник

Обозначение нот цифрами для гармони

Белая береза:
Проигрыш правая рука:
(17-18)-(6-7)-(18-19)-(7-8)-(7 и-8)-(7-8)-(18-19)-(6-7)
5-18-7-(18-19)-(18-19)-(18-19)-(6-7)-(17-18)
17-18-19-(6-7)-(6-7)-(6-7)-(17-18)-(2-4-6)
4-17-6-(17-18)-(17-18)-(17-18)-(6-7)-(18-19) – повторять 2 раза.

Куплет правая рука:
17-6-18-17-6-6-6-18-6-6-7-6-18
17-17-19-19-19-7-19-18-6-6-18-7-(18-19)-

Проигрыш левая рука:
14-14-16-16-16-16-4-4-4-4
6-6-6-6-14-14-14-14
16-16-16-16-12-12-12-12
14-14-14-14-14-14 — повторять 2 раза.

Куплет левая рука:
14-14- 16-16-16-16- -12-12-12-12
14-14-14-14- 14-14-14-14-
16-16-16-16- -12-12-12-12
14-14-14-14- 14-14-14-14-

Ламбада.
Правая рука:
19-7-18-6-17
17-18-6-17-5-17-4-15-4 – повторяем 2 раза.

7-7-7-18-16
16-17-19-7-18-16
6-18-6-17-5-5-17-6-18-6-17-17
7-7-7-18-16
16-17-19-7-18-16
6-18-6-17-5-5-17-5-17

Левая рука:
14-14-14-14
8-8-4-4-
6-6-6-6 – повторяем 2 раза.

16-16-16-16
16-16-16-16
4-4-4-4
14-14-14-14 – повторяем 2 раза.

Одинокая гармонь.
Правая рука куплет:
17-18-19-18-17-2-6-7-8-19
17-19-7-7-18-6-17-6-(17-18)

Правая рука припев:
(6-7)-(18-19)-(7-8)-(7-8)-18-
6-6-7-8-19
17-19-7-7-18-6-17-6-18

Левая рука:
Куплет:
[14-13-13]-[14-13-13]-[12-11-11]
[14-13-13]-[14-13-13]-[16-15-15]-[12-11-11]
[14-13-13]

Матаня
Правая рука:
5-17-6-18-6-18-6-18-6-17-
6-18-7-18-6-1 7-6-5-17-6 – (это первая тема, ее можно повторять хоть до бесконечности)

5-17-6-18-6-18-6-18-6-17
-6-18-7-19-7-18-6-18-6-17-6-5-6-7-20-8-19-7 – (вторая тема)

(18-19)-(6-7)-18-6-17
-6-18-6-18-7-18-6-17-6-5-17-6 – (третья тема)

(18-19)-(6-7)-18-6-17
-18-7-19-7-18-6-18-6-17-6-5-6-7-20-8-19-7 – (четвертая тема)
Тем много разных на матаню, попробуйте сами подобрать какие нибудь, на основе этих тем, если не получится скину еще парочку, но они посложнее.

Левая рука одинаковая для всех тем. Советую сначала разучить левую руку, а потом на правую переходить. Так проще будет.

Источник

Пой,гармоника!

Всё о гармони и гармонистах

Урок 4: Основы нотной грамоты для гармониста.Часть1.

Здравствуйте, уважаемые начинающие (и не очень) гармонисты! Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!«. Думаю, настало время нам познакомиться с нотной грамотой… Не спешите морщиться: в этом уроке я попытаюсь простым человеческим языком объяснить вам самые основы нотной грамоты и научить читать нотную запись.

Профессионалам, случайно или намеренно заглянувшим сюда, советую не читать этот материал, чтобы сберечь свои нервы или, напротив, не умереть от смеха, ибо то, как я собираюсь учить начинающих, вероятно, будет противоречить всем канонам обучения нотной грамоте в музыкальных школах(училищах, вузах). Но и цель у меня другая. Я не собираюсь учить играть «с листа», то есть сразу играть произведение по нотам без предварительного разучивания(я и сам этого не умею). Мне хотелось бы, только, чтобы этот урок научил начинающих гармонистов понимать и расшифровывать нотную запись и разучивать мелодии по нотам(не важно за какое время).

Правильно ли-играть на гармони по нотам?

Честно говоря, у меня были некоторые опасения по поводу выбора темы этого урока… Столько людей считают, что нотная грамота — это нечто безумно сложное и под силу только избранным, что переубедить их кажется невыполнимой задачей. Самое интересное, что многие говорят примерно одну фразу, вроде «я пытался разобраться, но ничего не понял»…

Другие же считают изучение нотной грамоты занятием, недостойным настоящего гармониста или просто не нужным ему. Например, Алексей Мехнецов на семинаре в Екатеринбурге высказался, что по его мнению на гармони не стоит играть по нотам(а может он имел ввиду, что не стоит играть по нотам традиционные наигрыши, которым и был посвящён семинар?).

Есть еще люди, которые утверждают, что записать нотами, например, народную игру невозможно… По поводу последних скажу-бред! Что именно там невозможного? Нотная запись имеет все инструменты для полноценной передачи всех нюансов любой мелодии с помощью нотных знаков. Если нажата кнопка на гармони, то звучит музыкальный звук, а если звучит музыкальный звук-то его можно записать на бумаге, используя возможности, предоставляемые нотной грамотой.

Но сейчас мы будем учиться не записывать музыку нотами, а читать уже записанную. В этом уроке я постараюсь на доступном языке и без лишних подробностей объяснить вам основные принципы, которые если и не позволят вам в совершенстве овладеть нотной грамотой, то, по крайней мере, научат вас учить мелодии для гармони полноценно, а не по каким-то там «циферкам», которые еще нужно, чтобы кто написал для вас и передающие, лишь, малую часть информации о музыкальном произведении.

Сразу скажу, что нашей задачей является не научиться по звучанию ноты определять её название, а, глядя на конкретную ноту, визуально представлять её местонахождение на клавиатуре. И, естественно, что без некоторой доли специфических знаний нам не обойтись. Начнем.

Запись нот на нотном стане, скрипичный и басовый ключи

Ноты записываются на нотном стане. Нотный стан — это набор из пяти горизонтальных линеек:

Ноты для гармони(как и для других язычковых инструментов) записываются на двух нотных станах: верхний — для правой руки, нижний — для левой.


Отличаются они специальным знаком — «ключом», стоящим в самом начале нотного стана для каждой руки. Ключ определяет положение конкретной ноты в конкретном месте нотного стана. Поясняю: ноты для правой руки пишутся в скрипичном ключе «соль», который, охватывая своим завитком вторую снизу линейку, показывает, что на данной линейке должна находиться нота «соль».

Ноты для левой руки пишутся в басовом ключе «фа», который показывает, что на четвёртой снизу линейке, заключённой между двумя точками, должна располагаться нота «фа».

Это так, к сведению. Эту информацию про ключи не обязательно глубоко осмысливать, так как все ноты для гармони пишутся именно с такими ключами.

Сами ноты могут располагаться как НА линейках, так и МЕЖДУ линейками:

Звукоряд гармони(в какой-то мере, условно) делится на октавы:

Каждая октава состоит из семи нот, которые должен знать каждый, кто учился хотя бы в школе(в простой, не музыкальной): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Запись нот в зависимости от длительности звучания

В зависимости от предполагаемой длительности звучания, одна и та же нота записывается по-разному(об этом чуть ниже). Под длительностью ноты подразумевается продолжительность её звучания. По продолжительности звучания ноты делятся на: целые, половинные, четвертные, восьмые, тридцатьвторые и так далее. Наиболее часто употребляются половинные, четвертные и восьмые.

Все эти названия означают кратность времени звучания каждой ноты относительно целой. Каждая последующая из перечисленных длительностей будет ровно вдвое короче предыдущей. То есть, если принять целую ноту за 4 секунды, то половинная будет звучать 2с, четвертная-1с, восьмая-1/2с и так далее.

На практике вам не нужно высчитывать, сколько времени должна звучать каждая нота. Вам достаточно лишь видеть, к примеру, что она звучит вдвое(вчетверо и так далее) короче или длиннее предыдущей, и следовать этому.

Записывается одна и та же нота по разному в зависимости от её длительности. На картинке изображены слева направо целая нота, половинная нота, четвертная, восьмая, шестнадцатая и тридцать вторая:

Из чего состоит нота

Рассмотрим подробнее, как устроена нота и из каких частей она состоит:

Как видите, нота имеет три части: головка, штиль и флажок. Главной из этих частей является головка. Именно по её положению на нотном стане и определяется, какой клавише она будет соответствовать.

Головка есть у всех нот, независимо от длительности. Штиль пишется у нот, начиная с половинной. Он может быть направлен как вверх, так и вниз(это определяется лишь вопросом удобства нотной записи в каждом конкретном месте произведения).

Хвостик при штиле называется флажком. По количеству этих самых флажков мы определяем длительность звучания нот, начиная с восьмых(один флажок-восьмая нота,два флажка-шестнадцатая,три флажка-тридцатьвторая). Обычно, несколько идущих друг за другом нот с флажками объединяются в группы. Вот так будет выглядеть запись из нескольких шестнадцатых нот:

Закономерности расположения нот на нотном стане и их соответствие клавишам гармони

а второго ряда(клавиши с 15 по 25)-вот так:

Самые низкие звуки пишутся внизу нотного стана(на клавиатуре они находятся вверху), а самые высокие-вверху(на клавиатуре они находятся внизу). Таким образом, чем выше звук, тем ниже он находится на правой клавиатуре.

Почему я не говорю про клавиши №№ 1, 2, 14? А потому, что клавиши 1, 2 и 14 — это, так называемые, полутона. Записываются они вот так (слева направо- кнопки 14, 1, 2):

Их расположение нужно просто запомнить. Записываются они со специальным знаком «решётка»(который читается, как «диез»), стоящим перед каждой нотой и наличие этого знака сразу же говорит нам, что данную ноту нужно искать среди трёх первых клавиш сверху.

Следующее, что вам нужно запомнить, это расположение ноты «До» каждой октавы(на стандартной гармони три полных октавы из 7-ми звуков и один звук «до» четвертой октавы — клавиша №25). Их я обозначил на следующей картинке(слева-направо: клавиши №№ 3, 18, 10, 25):

Обратите внимание, что ноты, соответствующие клавишам 3, 10 и 25 пишутся на так называемых добавочных линейках. Добавочные линейки применяются, когда в произведении присутствуют ноты, записываемые на них. То есть: есть нота — есть добавочная линейка, нет ноты — нет линейки.

Но, если у нас в каком то месте произведения есть, например, нота «до» четвертой октавы(25-ая клавиша), а между ней и верхней линейкой нотного стана никаких нот нет, то пустые добавочные линейки всё равно пишутся.

Теперь разберемся, для чего я вам рассказывал про запоминание местоположения нот, соответствующим клавишам 3, 18, 10 и 25. Смотрите, как мы будем применять эти знания. Допустим, мы видим в нотной записи вот такую ноту:

Во-первых, мы сразу видим, что эта нота находится в первом от руки ряду клавиатуры, так как лежит НА линейке(таким образом, область поиска мы сразу же снижаем вдвое!).

Во-вторых, вспоминаем, что на добавочной линейке под нотным станом у нас лежит нота «до», соответствующая клавише №3. Берём её за точку отсчёта и отсчитываем четыре клавиши вниз: три, четыре, пять, ШЕСТЬ. Таким образом получаем искомую клавишу №6.

Давайте рассмотрим для примера первую фразу песни «В лесу родилась ёлочка»:

Смотрим на первую ноту и видим, что она находится ровно на три линейки выше ноты «до» первой октавы, расположеной, как мы знаем, на добавочной линейке под нотным станом. Отсчитываем от неё три клавиши вниз, соответственно(за первую берём ту самую ноту «до»(клавишу №3)). Получаем клавишу №5, с которой и начинается песня. Далее смотрим следующую ноту. Видим, что она находится МЕЖДУ линейками нотного стана, значит она — во втором от руки ряду. Вспоминаем, что между третьей и четвёртой линейкой(снизу) находится нота, соответствующая клавише 18, а искомая нота — всего на одну линейку выше, значит, наша следующая клавиша — №19, которая идёт сразу после 18-ой. То есть, если на нотном стане две ноты, принадлежащие одному ряду клавиатуры находятся на соседних линейках, то и на клавиатуре это будут соседние клавиши(эта закономерность не относится к трём полутонам-диезам( 1, 2, 14),вынесенным вверх клавиатуры). Смотрим следующую ноту песни: это такая же нота, как и предыдущая. Значит, просто нужно нажать ещё раз клавишу 19. Следующую(четвёртую) ноту песни находим также, как и первую: отсчитываем от клавиши №3 количество линеек, на которое она отстоит от неё и выясняем, что это клавиша №7. Попробуйте разобрать фрагмент песни до конца самостоятельно.

Как видите, ничего особо сложного здесь нет. Не пугайтесь! Мучиться с подсчётом клавиш вам не придётся долго: через некоторое время, вы будете находить каждую клавишу практически на автомате, стоит только разобрать несколько простых песен.

Нотная запись звуков левой руки(басы и аккорды)

Здесь, наверное, самый верный способ — просто визуально запомнить соответствие каждой ноты и каждого аккорда конкретной клавише, ибо их не так много: семь звуков-басов(кнопки №№ 2 и 16-дублируются) и восемь аккордов(третий ряд, как вы, наверное, помните, дублирует басы, расположенные в первых двух).

Вот эта картинка вам поможет это сделать(в неё же можно заглядывать при разучивании мелодий):

Запись аккордов правой руки гармони

Немного об аккордах. Аккорды записываются нотами, стоящими строго друг над другом. Собственно, это и определяет, что перед нами именно аккорд, а не перебор, потому что, согласно правилам нотной записи, мы должны сыграть все эти ноты одновременно.

Вот так выглядят аккорды в нотах(на примере — аккорд из трёх нот и тот же самый аккорд из четырёх нот):


Ноты, составляющие аккорд, находятся так же, как описано выше для правой руки, только исполняются одновременно. Со временем, увидев запись аккорда, вы будете интуитивно ставить пальцы на нужные кнопки, без всяких подсчётов.

Играя по нотам уже обеими руками, помните, что они(ноты) располагаются друг под другом не просто так, а совершенно закономерно: если в записи вы, например, видите, что в левой руке нота или аккорд записаны строго под нотой для правой руки, значит они должны играться одновременно. Если же они НЕ располагаются строго друг над другом, то и играются в разный момент времени.

Подведём итоги

Ну вот, наверное, для первой части достаточно.

Давайте выделим самое главное, что мы узнали из этого урока и что нужно усвоить в первую очередь:

  • нотная запись читается слева направо
  • ноты для правой руки, расположенные НА линейках нотного стана, играются в первом от руки ряду клавиш; ноты, расположенные, МЕЖДУ линейками, играются во второму ряду клавиш; но к клавишам №№ 1, 2, 14 это правило не применяется
  • соответствие ноты конкретной клавише клавиатуры определяется её положением на конкретной линейке нотного стана(для каждой ноты оно неизменно), а длительность звучания ноты определяется её внешним видом(чем короче звучит нота, тем больше у неё «флажков» при штиле)

Я думаю, этих знаний достаточно, чтобы начать изучать мелодии по нотам. Вот только начинать я посоветую с самых простых, а ещё лучше — с мелодий знакомых, чтобы вы сами могли понять свои ошибки, если что-то сделаете неправильно.

Ну а во второй части мы рассмотрим специальные знаки, знание и правильное использование которых играет важнейшую роль для правильного чтения нотной записи. Это будет часть, пожалуй, даже более важная, чем первая…

Источник

Оцените статью