- Урок 8 — Посадка, обозначение пальцев
- Вариант 1
- Вариант 2
- Обозначения пальцев
- Постановка правой руки.
- Обозначение пальцев правой руки:
- Общее представление о постановке
- 5 правил постановки правой руки:
- Иллюстрации к правилам:
- Комментарии к правилам:
- 1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.
- 2. Ладонь в одной плоскости со струнами.
- 3. Палец p чуть впереди пальца i.
- 4. Пальцы ima к струнам под углом 90°
- 5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).
- Ошибки:
- Иллюстрации ошибок с комментариями:
- Обозначение пальцев, ладов и струн гитары
- Что нужно знать, приступая к уроку:
- Обозначение пальцев левой руки.
- Обозначение пальцев правой руки.
- Обозначение ладов на грифе гитары.
- Обозначение струн гитары.
- Обозначения пальцев правой руки для гитары
Урок 8 — Посадка, обозначение пальцев
Существует 2 варианта посадки. То есть 2 положения, в котором лучше всего учиться играть на гитаре.
Вариант 1
Первый вариант Классический — для начинающих я рекомендую именно его.
Для начала Вам нужно определиться с местом занятий на гитаре. Это очень важно! Не нужно тренироваться один день на стуле, второй на диване, третий на кресле — если Вы будете играть так, то Ваш прогресс будет сильно тормозиться. Нужно чётко определить место и всегда заниматься там. Рекомендую взять обычный, стандартный стул и заниматься всегда на нем.
Далее садимся на край стула, ноги расставляем шире и кладем гитару на левую ногу — изгибом корпуса на бедро ноги. При этом гитару расположите поближе к себе. Корпус упирается также и в правую ногу, принимая устойчивое положение. Левая нога у нас немного поднята, под ней должна располагаться подставка или ещё называют скамейка. Продается в любом музыкальном магазине, регулируется по высоте и иногда по наклону, находите своё комфортное положение.
Если нет денег или просто не хотите её брать, то можете сделать что-то подобное сами. Высота подставки должна быть 15−20 см.
Спину держим прямо! Корпус туловища наклонен немного (слегка) вперед. Головки грифа должна находится примерно на уровне наших глаз.
Левая рука, правая рука, плечи — должны быть расслаблены.
Вариант 2
Пройдет 2−3месяца, Вы уже будете играть какие-то песни, и в этот момент, я рекомендую Вам попробовать вторую позицию. Садимся на край стула, ноги также по шире, подставка нам не нужна и гитару кладем на бедро правой ноги. Спину держим также прямо, гриф гитару немного вперед и корпус гитары немного на себя. Получается 3 опоры — правая рука, нога, грудь (см. видео).
Обозначения пальцев
Обозначения пальцев левой руки.
Указательный — 1
Средний — 2
Безымянный — 3
Мизинец — 4
Большой палец — Б — не учувствует в игре на шестиструнной гитаре, но иногда им приходиться придерживать струны, чтоб они не звучали.
Условные обозначения пальцев правой руки.
Большой палец — P (p) или +.
Указательный — I (i).
Средний — M (m).
Безымянный — A (a).
Мизинец — E (e) не участвует при игре на акустической гитаре
Источник
Постановка правой руки.
Правая рука гитариста — основа техники. Поэтому постановка правой руки и отработка звукоизвлечения должны стать задачей номер 1 на начальном этапе.
Если уделить недостаточно внимания этому этапу, или вообще его пропустить, это негативно скажется на протяжении всего обучения и существенно ограничит ваши технические возможности.
Правая рука — это фундамент, на котором строится техника гитариста. Неверно заученное положение руки и звукоизвлечение потом очень сложно исправить. Нужно будет учиться заново, с нуля, и это будет гораздо сложнее, чем сразу научиться правильно. Переучиваться всегда сложнее, старая привычка будет мешать.
Обозначение пальцев правой руки:
p | — большой палец |
i | — указательный палец |
m | — средний палец |
a | — безымянный палец |
Мизинец при игре классической техникой не используется.
Общее представление о постановке
Положение правой руки при игре максимально приближено к анатомически естественному. Чтобы получить представление о том, как должна выглядеть правая рука сделайте следующее:
- Опустите правую руку вниз в расслабленном состоянии как на фото слева. Рука приняла естественное положение, без изгибов в запястье.
- Пальцы ima согните таким образом, чтобы между ними и большим пальцем образовался крест, как на фото справа.
Вот и все. Это самое общее представление о постановке правой руки. В реальной ситуации будут небольшие расхождения с этим положением, крест может быть не таким идеальным, пальцы ima могут быть чуть ближе к концу большого пальца, но общая картина будет такой. Запястье без изгибов в двух плоскостях (спереди и сверху), большой палец впереди, а пальцы ima его пересекают.
Теперь рассмотрим более подробно.
Поднесите руку к струнам, сохраняя положение кисти и пальцев из первого примера.
Поставьте палец p на шестую струну.
i — на третью,
m — на вторую,
a — на первую, как показано на фото ниже.
На большом пальце вы должны ощутить вес руки. Вся рука опирается на большой палец, это точка опоры.
Данное расположение пальцев не означает, что каждый палец всегда играет по своей струне. При игре любой палец может сыграть любую струну. Но данная позиция наиболее удобна для иллюстрации и освоения принципов правильной постановки.
Принципов постановки всего 5.
5 правил постановки правой руки:
- Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.
- Ладонь в одной плоскости со струнами.
- Палец p чуть впереди пальца i.
- Пальцы ima к струнам под углом 90°
- Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).
Иллюстрации к правилам:
Комментарии к правилам:
1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.
В этом пункте совмещены два параметра, касающихся запястья, так как оно может изгибаться в двух плоскостях. Если смотреть спереди и если смотреть сверху. Спереди оно должно быть прямым, без вариантов. Почему именно так, расскажу в другом уроке, посвященном обоснованию принципов постановки и звукоизвлечения.
А вот при взгляде сверху вполне допустим прямой профиль запястья при игре. Это не считается ошибкой. Но на начальном этапе обучения лучше держать запястье слегка выпуклым, во избежание его прогиба к деке, что является распространенной ошибкой.
2. Ладонь в одной плоскости со струнами.
Проверить данный параметр можно так: не меняя положения руки и ладони вытянуть пальцы вперед, убрав их со струн и сделав кисть «дощечкой». Сразу станет понятно, параллельна ли ладонь струнам или нет.
3. Палец p чуть впереди пальца i.
Степень выдвижения вперед большого пальца зависит от его природной длины. У одних он длиннее, у других короче. Если палец короткий, не надо стараться его выдвинуть слишком далеко, это неизбежно приведет к излому запястья спереди.
Большому пальцу достаточно быть чуть-чуть впереди пальца i. Это нужно для того, чтобы пальцы p и i не мешали друг другу при игре на соседних струнах. Если же палец длинный, как у меня, ничего страшного если он будет выдвинут подальше.
При поиске положения большого пальца нужно внимательно следить за профилем запястья спереди. Если запястье искривляется, палец выдвинут далеко. При любой длине большого пальца его можно правильно выставить по отношению к пальцу i без искривления запястья. В следующем уроке к этому вопросу вернемся, когда будем говорить о правилах звукоизвлечения.
4. Пальцы ima к струнам под углом 90°
В идеале, если все остальные условия соблюдены, то при установке пальцев ima под углом 90° к струнам, большой палец окажется чуть впереди пальца i. Если этого не произошло, и палец i оказался наравне с большим пальцем или дальше, это значит что пальцы ima недостаточно распрямлены, ладонь близко к струнам (правило 5 или ошибка 4 ниже). Путем отдаления ладони от струн и распрямления пальцев ima всегда можно добиться правильного взаимного расположения большого и указательного пальцев.
5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).
Этот параметр регулируется степенью выпрямления пальцев ima. У начинающих чаще всего пальцы поджаты, и ладонь находится слишком близко к струнам. Не бойтесь выпрямить пальцы, это даст им свободу в движении от первого сустава. Но и слишком выпрямлять не надо, кисть должна быть в таком положении, как будто держит воображаемый мячик или среднее яблоко.
Теперь рассмотрим распространенные ошибки.
Ошибки:
- Изгиб запястья спереди.
- Обратный изгиб запястья.
- Вогнутое к деке запястье.
- Ладонь слишком близко к струнам (плоская рука).
- Разворот ладони наружу.
- Разворот ладони к себе.
- Пальцы ima загнуты в ладонь.
- Пальцы ima вытянуты вперед (дальше большого пальца).
Иллюстрации ошибок с комментариями:
Самая распространенная ошибка. В некоторых школах такая постановка является нормальной, но в той системе звукоизвлечения, которой придерживаюсь я, она неприменима. О разных школах и подходах к звукоизвлечению я подробней остановлюсь в отдельном уроке.
Имейте ввиду: у начинающих, в процессе игры, тенденция к искривлению запястья есть всегда. Если постоянно не контролировать этот параметр на начальном этапе, рука обязательно искривится, и вы этого даже не заметите. Играйте перед зеркалом, если занимаетесь самостоятельно.
Эта ошибка возникает в тех случаях, когда вы заметили у себя постоянное появление ошибки 1, и теперь усиленно держите запястье вниз, чтобы уже наверняка запястье не ушло вверх. Изгиб вниз так же неестественен, как и изгиб вверх. Но его труднее заметить в зеркале, потому что он не так ярко выражен, подвижность суставов в этом направлении меньшая.
Симптомом данной ошибки будет ощущение постоянного напряжения в руке. Если ученик говорит что у него напрягается рука с прямым положением запястья, как правило имеет место обратный изгиб. В руке с прямым запястьем попросту нечему напрягаться, это естественное положение руки. Достаточно чуть-чуть поднять запястье вверх, буквально на миллиметры, и напряжение исчезнет. Но тут же надо следить, чтобы оно не ушло вверх.
Контролировать положение запястья в этой плоскости гораздо легче чем спереди. Тут все отлично видно. Просто следите за тем, чтоб запястье было слегка выпуклым.
В таком положении пальцы теряют в подвижности. Двигать прямыми пальцами намного легче, чем изолированной частью пальца. Диагностируется ошибка просто — представляйте что держите яблоко или мячик. Такой плоской рукой, как на иллюстрации никто мячик не держит. По опыту скажу, что лучше отдалить ладонь от струн чуть дальше, чем ближе.
Наиболее распространен разворот ладони наружу (ошибка 5). Разворот ладони к себе (6) появляется как правило, при попытке исправить ошибку 5 наверняка.
Обе ошибки ограничивают подвижность пальцев и приводят к неправильному звукоизвлечению. Ошибка 8 к тому же мешает правильной работе большого пальца.
Источник
Обозначение пальцев, ладов и струн гитары
Что нужно знать, приступая к уроку:
Обозначение пальцев левой руки.
Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами 1, 2, 3, 4:
Поскольку большим пальцем на шестиструнной гитаре струны прижимаются в исключительных случаях, он обозначения не имеет.
Обозначение пальцев правой руки.
Пальцы правой руки обозначаются латинскими буквами p, i, m, a:
- Указательный палец — (i) index
- Средний – (m) medio
- Безымянный – (a) anular
- Большой – (p) pulgar
Мизинец правой руки при игре на гитаре, как правило не используется, поэтому обозначения не имеет.
Обозначение ладов на грифе гитары.
Лады гитары обозначаются римскими цифрами I, II, III, IV и т.д. Нулевой лад, то есть открытая струна обозначается цифрой 0.
Обозначение струн гитары.
Струны гитары обозначаются арабскими цифрами в кружочке от 1 до 6, снизу вверх (от самой тонкой до самой толстой). При записи табулатур струны могут обозначаться нотами латинской нотации, соответстующими звучанию открытой струны: E A D G H e, при этом нота Ми первой октавы пишется маленькой буквой, а Ми малой октавы — большой. Порядок струн при такой записи, может быть, как сверху вниз, так и снизу вверх.
Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:
Источник
Обозначения пальцев правой руки для гитары
В музыкальных произведениях для гитаристов можно встретить рекомендации по аппликатуре пальцев рук. Т.е. каким пальцем правой руки извлекать ноту, каким пальцем левой руки прижать струну. В данной статье мы расскажем об этих обозначениях с рассчётом, что вы зажимаете струны пальцами левой руки, а дёргаете струны пальцами правой руки. Если не так — делайте поправки.
Аппликатура правой руки
Эти обозначения встречаются в гитарных партиях, где гитарист правой рукой играет перебор. Не медиатором играет, не «боем», а именно перебирает струны пальцами правой руки.
Существует как минимум две системы обозначений, рассмотрим обе. Идея обеих систем: под нотой указывается буква, которая соответствует определённому пальцу правой руки. Им и надо извлечь звук.
Система № 1. Пальцы правой руки обозначаются следующим образом:
- T — большой
- I — указательный
- M — средний
- A — безымянный
- O — мизинец
Система № 2. В этой системе обозначение следующее:
- P — большой
- I — указательный
- M — средний
- A — безымнный
- не имеет обозначения, т.к. считают, что мизинец правой руки не играет.
Наличие двух систем нисколько не сбивает с толку при чтении нот, поскольку мизинец действительно играет крайне редко, обозначения большого пальца запомнить несложно, а остальные три пальца обозначаются одинаково.
Пример нот с расписанной аппликатурой для правой руки. В первом такте мы расписали по системе № 1, во втором — по системе № 2.
Апликатура левой руки
Пальцы левой руки имеют цифровые обозначения:
- 1 — указательный
- 2 — средний
- 3 — безымянный
- 4 — мизинец
Обозначений для большого пальца левой руки нет, т.к. он не зажимает струны. Если уж совсем никуда не деться и без большого пальца не обойтись (так не бывает), то можно обозначить его буквами Р или Т (как и большой палец правой руки).
Цифра, соответствующая пальцу, пишется рядом с нотой, пример:
В настоящее время распространено и такое обозначение:
Стоит упомянуть, что правильное обозначение пальцев левой руки — это цифра рядом с нотой. Цифра в круге под нотой (или над нотой) обозначает струну, на которой находится нота. Но, поскольку существует программное обеспечение для гитаристов, которое использует обозначение струн, как обозначение пальцев левой руки, мы указываем оба варианта.
Итоги
Вы изучили обозначения пальцев правой и левой рук, применяемых в нотной записи для гитаристов.
Источник