Обозначения всех нот для синтезатора

Обозначения всех нот для синтезатора

Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы

Музыка относится к временному искусству, так как она существует только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это ноты. Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться. Мы постараемся помочь вам получить столь полезное знание.

Какие существуют музыкальные знаки и как они называются?

Ноты – это музыкальные знаки, точно отображающие высоту звука и его длительность. Можно считать, что это буквы музыки.

В настоящее время существует семь основных звуковых обозначений, располагающихся в данной последовательности:

Упражнение №1

Быстро проговаривайте названия от до до си вверх и вниз, старайтесь не путать их между собой и точно соблюдайте последовательность.

Когда вы запомните основные названия, тогда можно переходить к другому уровню. Как уже говорилось ранее, ноты — это буквы. Существует международный музыкальный алфавит, в котором всем знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си отображаются латинскими буквами.

Вот как они располагаются на клавиатуре.

Упражнение №2

Играйте на клавиатуре соответствующие звуки, проговаривая их обозначения. Вначале движение должно быть последовательно вверх, затем последовательно вниз. Повторяйте несколько раз, пока не запомните идеально. Далее усложняйте задачу, проговаривайте и играйте звуки через один. Например, до, ми, ре, фа и т.д.

Чтобы было проще соотносить ноты на клавиатуре, можете приклеить разноцветные стикеры в радужной палитре на клавиши. Тогда клавиатура будет выглядеть следующим образом:

Перейдем к изучению непосредственно нотной записи. Для начала необходимо усвоить, что фортепианная клавиатура имеет девять октав, две из них неполные и семь полных. Они располагаются в подобном порядке:

К неполным относятся субконтроктава и 5-ая. В субконтроктаву входит две ноты, а именно ля и си, а в пятую одна – до.

Все начинающие музыканты начинают запоминать нотацию сначала в первой октаве, так как она наиболее часто используется при игре на инструменте. Давайте последуем их примеру и выучим вначале запись в первой октаве, но для начала постигнем все основы музыкального текста.

Основы записи: из чего состоит музыкальный текст

Ноты располагаются на специальном стане. Он представляет собой пять линеек.

Открывает запись специальный ключ. Данный музыкальный элемент является ориентиром, направленным на показ высоты. На сегодняшний день существует несколько видов ключей. Рассмотрим каждый подробно.

Основные ключи

Наиболее распространенными являются скрипичный и басовый ключи.

Скрипичный ключ является основным элементом музыкального языка. Данная система отталкивается от ноты соль. Наиболее удобен для записи в первой, второй октаве.

Басовый ключ также относится к основным музыкальным элементам. Система отталкивается от ноты фа. Наиболее удобен для осуществления записи в малой и большой октавах.

В случае с фортепиано, их нередко объединяют в систему. Выглядит это так:

К более сложным относятся альтовый и теноровый ключи, поэтому в данной статье мы не будем заострять на них внимание.

Расположение нотных знаков соответственно ключу.

Рассмотрим расположение нот в скрипичном ключе:

  1. До располагается на первой добавочной линейке.
  2. Ре под первой линейкой.
  3. Ми на первой линии.
  4. Фа между 1 и 2.
  5. Соль на 2.
  6. Ля между 2 и 3.
  7. Си на 3.
  8. До 2 между 3 и 4.

Вначале играйте в строгом порядке, проговаривая названия в слух. Визуально запоминайте расположение. Потом попытайтесь сыграть простой нотный пример 1.

Играйте вдумчиво, не торопитесь. Ответьте, какой ноты не хватает в данном примере. Проверить ответ можно в конце страницы .

Теперь рассмотрим, как располагаются ноты в басовом ключе:

  • До между 2 и 3.
  • Ре на 3.
  • Ми между 3 и 4.
  • Фа на 4
  • Соль между 4 и 5
  • Ля на 5
  • Си над 5.
  • До на первой верхней добавочной линии.

Точно также играйте в соответствии с их порядком. Помните, что в данном случае играть необходимо не в первой октаве, а в малой.

Если обозначения освоены, то можете попробовать сыграть предложенный нами пример №2.

При игре не торопитесь. Ответьте на вопрос, какой ноты не хватает. (Ответ в конце страницы)

Важно научиться не путать нотацию скрипичного и басового ключей. Чтобы было легче запоминать, мы подготовили специальную таблицу, ускоряющую процесс.

Название ноты Скрипичный ключ Басовый ключ Расположение на клавиатуре
До (C)
Ре (D)
Ми (E)
Фа (F)
Соль (G)
Ля (A)
Си (H)

Процесс запоминания является достаточно длительным, поэтому необходимо уделять изучению, как можно больше времени. После того, как начальные знания будут иметь практически автоматический характер можно начинать изучение нот в более высоких или низких октавах.

Давайте рассмотрим звукоряд от самой низкой до самой высокой ноты.

Не пытайтесь объять необъятное сразу. Учите по частям, постоянно закрепляя изученный материал. После изучения теории всегда переключайтесь на практику, чем больше вы играете несложных нотных примеров, тем быстрее вы начнете отличать ноты в разных ключах, регистрах.

При игре на фортепиано можно заметить, что инструмент имеет белые и черные клавиши. Тёмные клавиши являются, либо повышением, либо понижением основных тонов, поэтому для обозначения используются специальные знаки.

Диезы обозначаются на нотном письме #, а бемоли — . Первые знаки повышают ноту на полтона, а вторые соответственно понижают. Пишутся они рядом с основным тоном. Данная тема интересна, но требует более детального обсуждения.

Какие современные программы помогают быстрее выучить нотацию?

На сегодняшний день отличной помощью в освоении музыкальных основ являются компьютерные технологии. Рассмотрим наиболее эффективные и удобные приложения.

GNU Solfege является современной программой, устанавливаемой на компьютер. Программа включает в собственный арсенал множество тренажеров, направленных на улучшение слуха, ритма, а также увеличения скорости чтения нот.

Абсолютный слух представляет собой приложение для смартфона, работающего на платформе Android.

К преимуществам данной программы можно отнести наличие огромного количества упражнений, направленных на всестороннее развитие музыканта. К одному из таких упражнений относится именно «Чтение нот». Человек может сам выбирать охват нот, необходимый ключ и т.д. Не может не радовать достаточно красочный интерфейс. Достаточно интересно тренировать собственные знания в данном приложении. Тем более, когда оно находится в телефоне, можно заниматься вне зависимости от места и времени.

Изучение нотной грамоты – это только первые шаги в удивительный мир музыки, поэтому не останавливайтесь на этом этапе. Открывайте для себя новые и интересные теоретические основы и постигайте правила музыки.

Ответы: В примере №1 не хватало ноты си, в примере №2 не хватало ноты ля.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Ноты для синтезатора

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Нотную грамоту можно справедливо назвать своеобразным языком, которым владеют все музыканты. Этот язык может быть непонятен человеку, в чьей жизни музыка не является профессией или серьёзным увлечением. Поэтому, если вы всерьёз решили получить навыки игры на каком-либо инструменте, прежде всего вам придётся ознакомиться с нотами.

Ноты необходимо изучить даже для овладения синтезатором, поскольку его функционирование схоже с работой пианино или фортепиано, где без соответствующих знаний создать и записать на бумаге красивую мелодию просто не получится.

Рассмотрим подробнее особенности освоения нот для синтезатора, а также ознакомимся с правилами их чтения и воспроизведения.

Особенности

Изучение нот для синтезатора – процесс довольно трудоёмкий, требующий немалых временных вложений, а также внимательности и усидчивости. Для того чтобы новичку было проще освоить ноты, а также научиться играть, профессионалы рекомендуют придерживаться некоторых советов, основанных на особенностях процесса.

  • Прежде чем приступить к изучению нот, необходимо обзавестись индивидуальным инструментам, поскольку все теоретические занятия необходимо отрабатывать на практике. Также ноты легче будет понимать и запоминать, если вы сможете их слышать и самостоятельно воспроизводить.
  • Удобнее и продуктивнее всего проводить занятия в каком-нибудь тихом месте, чтобы вам не мешали посторонние звуки, способные нарушить процесс. Начинать учить ноты необходимо с базовыми настройками синтезатора и лишь после освоения техник игры и использования инструмента можно изменять параметры и подстраивать их под себя.
  • Использование любимых песен при изучении нот значительно упростит процесс, поскольку знакомую мелодию можно распознать даже на интуитивном уровне, благодаря чему запоминание происходит гораздо быстрее.
  • Не стоит заставлять себя изучать ноты, поскольку это только усложнит процесс. Желание овладеть навыками игры на синтезаторе должно быть искренним.
  • Для самостоятельного изучения можно воспользоваться различными приложениями и гаджетами. Например, программа-самоучитель может помочь не только грамотной подачей основной информации, но и дополнительными подсказками.
  • Также существует множество интернет-ресурсов, где вы сможете найти определённые мелодии с нотами. Некоторые из них позволяют воспроизводить музыку, одновременно читая ноты.
  • Чтобы было проще выучить ноты, необходимо поработать над их распознаванием. Для этого следует уделить внимание тренировке слуха.
  • Существует разделение нот на западные и обычные. Профессионалы рекомендуют выучить и те и другие, поскольку полученные знания могут пригодиться в процессе игры на инструменте.
  • Не стоит загонять себя в рамки и ставить недостижимые цели – достойный результат вы сможете оценить спустя лишь некоторое время и определённое количество регулярных занятий.

Звуковысотность

Звуковысотность, именуемую также высотой звука, определяют при помощи особой системы расположения нот, которая называется звуковым рядом (звукорядом). Этот ряд представляет собой чередование звуков друг за другом в определённом порядке: от низких к более высоким, и наоборот. Каждый звукоряд состоит из нескольких частей – октав, которые, в свою очередь, включают в себя полный набор нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Определить расположение октав довольно просто, стоит лишь визуально поделить клавиатуру синтезатора на несколько частей. Центральную часть клавиш занимает первая октава, следом за ней сразу идут вторая, третья и четвёртая – их очень легко определить и отличить друг от друга. Слева, рядом с первой, располагается малая октава, за ней сразу идут большая и контроктава. А первые две белые клавиши, расположенные слева, представляют собой сочетание нот ЛЯ и СИ, которое называется субконтроктавой.

При изучении нот можно заметить, что одни из них имеют закрашенные головки, а другие – пустые. Также некоторые имеют дорисованные штили – небольшие извилистые «хвостики», которые ещё называют флажками.

Штили могут быть направлены как вверх, так и вниз, от этого же будет зависеть их расположение, поэтому при написании нот необходимо придерживаться основного правила: первые 3 линейки всегда обозначаются с верхней направленностью, а все последующие – с нижней.

Для того чтобы записать и в последующем с лёгкостью читать ноты, необходимо использовать специальную тетрадь с нотным станом (нотоносцем). В некоторых случаях можно воспользоваться цифровым вариантом. Нотный стан представляет собой специальную разлиновку, состоящую из пяти параллельно расположенных и пронумерованных снизу вверх линий. Эти линии используются для записи нот, а при их нехватке может быть задействовано пространство над и под ними.

Из расположения нот на линиях можно определить высоту звучания – самый высокий звук обозначается на верхней линейке.

Однако стоит учитывать, что при отсутствии музыкального ключа на нотном стане невозможно с точностью определить высоту звука – расположение ноты даёт лишь условное обозначение.

Музыкальный ключ является своего рода начальной точкой, от которой ведётся отсчёт расположения нот с той или иной высотой. При наличии ключа и хотя бы одной основной ноты можно с лёгкостью определить расположение всех остальных звуковых обозначений. Также музыкальные ключи используются для компактного оформления нотных станов, поскольку даже при создании одной мелодии их можно использовать несколько раз.

Также при рассмотрении звуковысотности нельзя не упомянуть производные ступени, которые могут образовываться при повышении и понижении звучания на полутонах – чёрных небольших клавишах, расположенных между основными белыми. Можно определить 2 вида производных ступеней:

  • диез – обозначение повышения звучания на полутон;
  • бемоль – обозначение понижения звучания на полутон.

Кроме того, необходимо отметить, что такие изменения ступеней называются альтерациями и имеют несколько обозначений: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль и бекар.

Исходя из некоторых названий, можно определить, что повышение и понижение звучания происходит на два полутона, что касается бекара – так обозначается отмена изменений ступеней и воспроизведение чистой ноты.

Длительность

При обучении нельзя обойти стороной и такое понятие, как длительность нот. Этот термин причисляют к сфере изучения ритма и музыкального времени.

Некоторые профессионалы сравнивают музыкальное время с сердцебиением, отмечая его размеренность и особый такт.

Как правило, одна доля музыкального времени ассоциативно соединяется с четвёртой нотой. Также стоит отметить, что к длительности относится не только время звучания музыки, но и промежуточные паузы, возникающие между нотами.

Музыкальные длительности подразделяются на несколько видов.

  • Чётная музыкальная длительность – возможно образование при разделении мелодии на 2 части или на любое количество частей, численность которых равна 2. Основой деления может быть нота, состоящая из 4-х долей, то есть её звучание раскладывается на 4 счёта. При этом все ноты со штилями 8 или 16 счёта должны быть объединены под одно ребро.
  • Нечётная музыкальная длительность – образование происходит при делении мелодии на любое количество долей, кратное 3. При таком разделении возможно образование триолей и квинтолей – звуков, состоящих из трёх и пяти нот.

Существует несколько способов сделать ноты и паузы в мелодии более длительными, рассмотрим подробнее каждый из них.

  • Создание пунктирного ритма (в письменном варианте нота обозначается с точкой) – звучание увеличивается наполовину и становится более протяжённым. То есть такая нота, к примеру, будет иметь звучание не на 2 доли, а на 3. Существуют варианты пунктирного ритма, где ноты имеют 2 точки – в таком случае длительность звучания будет увеличена на 3/4 части.

  • Фермата – представляет собой обозначение в виде дуги с точкой внутри. При применении ферматы нота, выделенная соответствующим знаком, должна быть задержана на мгновение, которое определяется самим исполнителем. Некоторые музыканты условно считают, что фермата также удлиняет звучание наполовину, но в отличие от ритма она является лишь дополнением ноты, а не её основной частью.

  • Объединяющая лига – так обозначаются связанные между собой ноты (их может быть 2 и более), находящиеся на определённой высоте и идущие по порядку друг за другом. Необходимо знать, что под одной лигой ноты не могут повторяться, они лишь образуют собой одну длительность, в которую также не могут быть включены паузы.

Говоря о длительности нот, нельзя не отметить темп. Темпом обозначается скорость движения, иначе говоря, скорость воспроизведения мелодии. Существует классификация темпов, где каждый из них имеет своё обозначение. Рассмотрим каждый в отдельности

Медленные темпы:

  • Grave – мелодия звучит тяжело, очень медленно, обычно отражает важность момента в произведении;
  • Largo – мелодия также звучит очень медленно, отличается более широким звучанием;
  • Adagio – медленное, размеренное и спокойное звучание;
  • Lento – мелодия звучит очень тихо и медленно.

Умеренные темпы:

  • Andante – мелодия звучит спокойно, напоминает темп шага;
  • Moderato – умеренное звучание спокойной мелодии.

Быстрые темпы:

  • Allegro – быстрая, весёлая мелодия;
  • Vivo, Vivace – мелодия также звучит довольно быстро и оживлённо;
  • Presto – быстрое звучание, в некоторых моментах отличается резкостью.

Громкость

При игре на синтезаторе громкости нот уделяется не столь большое значение, поскольку современные устройства позволяют регулировать звук, что может привести к некому искажению восприятия. Но для изучения нот рассмотрение их громкости является обязательным процессом.

При изучении нотного стана можно заметить в промежутках обозначение громкости, благодаря чему исполнитель может определить, в каком отрезке мелодия должна усиливаться, а в каком, наоборот, её нужно воспроизвести более плавно и тихо.

Рассмотрим подробнее обозначения громкости и их интерпретацию:

  • f (forte) — мелодия воспроизводится громко;
  • p (piano) — мелодия воспроизводится тихо;
  • mf (mezzo-forte) — мелодия имеет умеренно громкое звучание;
  • mp (mezzo-piano) — мелодия имеет умеренно тихое звучание;
  • ff (fortissimo) — воспроизведение мелодии является очень громким;
  • pp (pianissimo) — мелодия воспроизводится очень тихо, едва заметно.

Также существуют отдельные обозначения для постепенной смены степени громкости:

  • crescendo – так обозначается постепенное возрастание громкости;
  • diminuendo – этим термином обозначено постепенное уменьшение громкости.

В нотах для обозначения увеличения или спада громкости используются символы, а не слова ( , соответственно, её спад).

Неотъемлемой составляющей при изучении нот для синтезатора также является такт, который представляет собой довольно крупную единицу звучания. Тактом называют определённый промежуток мелодии, берущий начало от одной сильной доли и заканчивающийся с другой. При заполнении нотного стана такты обозначаются вертикальной линией.

Число долей в такте, а также длительность звучания каждой из них обозначаются при помощи чисел, которые фиксируются в начале произведения одно над другим, после других ключевых обозначений.

Стоит отметить, что количество долей в такте называется также тактовым размером.

Рассмотрим более подробно особенности его определения.

  • Как уже ранее было сказано, тактовый размер обозначается при помощи дробного числа. Например, значение 3/4 будет говорить о том, что каждый такт состоит из 3-х долей, а четвёртая часть представляет собой такт, состоящий из одной доли.
  • Тактовый размер также определяет счёт, на который раскладываются определённые отрезки мелодии (1 – 2 – 3 или 1 – 2 – 3 – 4).
  • Стандартный тактовый размер обозначается латинской буквой C и состоит из четырёх долей.

Как правильно читать

Изучив все основные составляющие нотной грамоты, запомнив все обозначения и их интерпретацию, вы сможете с лёгкостью прочесть любые ноты и впоследствии воспроизвести их на музыкальном инструменте. Главное, придерживаться последовательности, в которой происходит чтение нотного стана.

  • Основным звукорядом является до мажорный, поэтому чтение необходимо начать с него. Существуют и другие звукоряды, но все они происходят именно от до мажорного, поэтому без его прочтения невозможна работа с другими вариантами материалов.
  • Первым делом необходимо определить начальную ноту звукового ряда, а также обратить внимание на её расположение. В зависимости от расположения первой ноты мы можем определить, есть ли необходимость в добавлении дополнительных линий, а также их размер.
  • Ноты, расположенные на белых клавишах синтезатора, образуют тот самый до мажорный ряд. Необходимо учитывать, что этот ряд состоит всего из 8 нот.
  • На следующем этапе очень важно ознакомиться со звучанием всех нот, поэтому следует воспроизвести их по порядку сразу после прочтения. Также вы можете тренировать свой слух, воспроизводя ноты хаотично и отгадывая их.
  • Для того чтобы результат занятия был закреплён, рекомендуется пропевать ноты с листа, меняя и подстраивая интонацию под особенности звучания мелодии.

В некоторых случаях для удобства изучения читать ноты можно по номерам, в особенности это относится к песенным мелодиям.

Стоит отметить, что цифровое обозначение может быть использовано даже при незнании нот, что значительно упрощает задачу, но в то же время делает процесс менее понятным.

Цифрами обозначаются ноты в порядке возрастания, а нумерация клавиатуры производится в соответствии с делением клавиш на октавы. Необходимо учесть, что все остальные знаки также присутствуют в обозначении, и их необходимо учитывать во время игры.

В целом процесс изучения нот для синтезатора не так сложен, как может показаться, главное, запастись терпением и регулярно повторять теоретический материал, подкрепляя знания тренировками.

Как читать ноты и разбираться в нотной грамоте для синтезатора, вы узнаете в следующем видео.

Источник

Оцените статью