Обработка чистого звука гитары

6.3. Сведение электрогитар

В наших песнях электрогитара играет несколько ролей, и к каждой из них у нас будет свой подход.

Перегруженные ритм-гитары

Каждая партия гитары записана у нас на 4 дорожки (два ближних микрофона на комбике, дальний talkback-микрофон и прямой сигнал через DI-Box). Мы возьмём только два ближних микрофона и меняя их баланс по громкости, подберём подходящий тембр.

Если хочется, чтобы звук медиатора и комнаты был слышен, то можно добавить дорожку talkback-микрофона, но иногда лучше оставить гитары максимально чёткими и близкими, это зависит от песни и от гитарной партии.

Итак, у нас есть две ритм-гитары, которые мы будем панорамировать зеркально в стерео (одну влево, другую вправо), а обрабатывать одинаково в одной группе. Дорожки ближних микрофонов панорамируем на 100% влево или вправо. Дорожки talkback-микрофонов можно панорамировать в противоположную сторону, например для левой гитары talkback-микрофон можно увести на 70% вправо, это создаст широкое пространство и ощущение присутствия в комнате. Talkback-микрофон может как украсить, обогатить звук, так и «размазать», отдалить некоторые партии.

[аудио] Дорожки электрогитары
электрогитары в стерео без talkback-микрофона, и с talkback-микрофоном, затем только левая гитара с talkback-микрофоном и только talkback-микрофон

Все дорожки приходят в группу guitars od stereo, где мы обрабатываем их вместе. Обычно можно отрезать у электрогитар всё, что ниже 100-140 Гц (ориентируйтесь на слух, чтобы гитара не стала слишком «тонкой»). Тем самым мы дадим больше места бас-гитаре и бочке. Затем можно сделать гитару ярче, поднимая у неё высокие частоты в области 9 кГц и выше Hi-Shelf эквалайзером с мягким звуком.

При желании, электрогитару можно слегка скомпрессировать. Например, используем компрессию с ratio 4:1, атакой 10 мс, быстрым релизом (10 мс) и с таким threshold, чтобы компрессор срабатывал только изредка на самым громких пиках и gain reduction было не более 1.5 дБ. При этом пусть компрессор работает раздельно на каждом канале (stereo link off).

С перегруженных гитар можно сделать посыл на FX-дорожку Amb, где стоит общий ревербератор на всю песню. Эта дорожка помогает разным инструментам оказаться в одном пространстве и придаёт глубину нашему миксу, в том числе и за счёт появления «заднего плана» у ритм-гитар. В то же время излишнее количество реверберации «размазывает» микс, так что используйте её умеренно, или не используйте совсем, особенно в быстрых песнях.

[аудио] Электрогитары в стерео
до обработки и после обработки эквалайзером, компрессором, ревербератором (send-эффект)

Чтобы дать больше места вокалу, у гитар, как и у прочих инструментов, можно сделать лёгкий вырез в районе 3-4 кГц, а у вокала добавить эквалайзером в той же области. Так вокал будет выделяться и останется разборчивым даже вместе с громкими гитарами.

Ритм-гитары на «чистом» звуке

Часть песни электрогитары играют с чистым звуком или с лёгким crunch. У нас записаны две одинаковые ритм-партии, одна в левый, другая в правый канал.

Вот как можно панорамировать эти дорожки: ближние микрофоны (mic1, mic2) на 100% Left и 89% Left, talkback-микрофон 100% Right. Вторую гитару панорамируем зеркально. Дорожку DI-Box можно добавить по вкусу, а можно выключить.

То, что мы чуть развели ближние микрофоны каждой из гитар по панораме (на 11%) придаст больше объёма и чуть сдвинет звук к центру. Talkback-микрофоны чуть отодвинут чистые гитары вглубь. Когда вступят перегруженные гитары, те будут звучать шире и ближе, поскольку панорамированы максимально влево и вправо. Это позволит песне раскрываться.

Talkback-микрофоны мы увели в противоположные стороны. Отрежем у них эквалайзером всё, что ниже 200-300 Гц (по желанию) и сделаем их совсем негромкими, чтобы они только чуть добавляли ощущения пространства комнаты. Эти микрофоны можно отправить в отдельную группу, чтобы не эквализировать и не компрессировать их вместе с ближними микрофонами.

С помощью регулировки громкости ближних микрофонов подберём нужный тембр звука. Затем отрежежем низ, чтобы освободить место для бас-гитары и бочки (Low Cut фильтром ниже примерно 100 Гц).

В данной песне и данной партии желательно, чтобы каждая из гитар играла чётко, со стабильной громкостью, лёгким перегрузом и небольшим delay. Для этого дорожки ближних микрофонов отправим в отдельные группы (G L clean и G R clean), в каждой группе отрежем низ, как уже было сказано выше, скомпрессируем с лёгким перегрузом, выделяя атаку (attack 80, release 60, ratio 2.5:1, soft valve emulation), добавим mono delay (¼ delay, feedback 20, mix 10%, lo cut 168 Hz, hi cut 2700 Hz).

[аудио] Электрогитара с «чистым» звуком
без обработки, затем с компрессором и с mono delay

Затем гитары G L clean и G R clean приходят в общую группу guitars clean stereo, где мы приступаем к эквализации. В нашем случае записанные чистые гитары звучат достаточно глубоко и гулко, поэтому приберём в районе 450 Гц, добавим 2 кГц и затем 7 кГц мягким Hi-Shelf фильтром. Результаты эквализации нужно оценивать в общем миксе, чтобы слышать, как инструменты взаимодействуют между собой.

С группы чистых гитар сделаем посыл на FX-дорожку Amb с ревербератором, и посыл на FX-дорожку Ping Pong с плагином Ping Pong Delay. Это придаст звучанию гитар задний план и добавит «полёта». Если вы хотите, чтобы гитары оставались максимально «вблизи», не используйте реверберацию и delay.

Также, как и у других инструментов, можно сделать у гитар лёгкий вырез в области 3-4 кГц, чтобы дать больше места вокалу в этой области.

Соло-гитара

Для соло в этой песне используем только два ближних микрофона. Чтобы сделать соло-гитару шире, можно слегка раздвинуть микрофоны по панораме. Если гитара записана на одну дорожку, можно использовать плагин MonoToStereo, что поможет ей зазвучать более объёмно и чуть выйти вперёд.

Эквализируем соло-гитару так, чтобы она отличалась по тембру от ритм-гитар. Приберём нижние частоты (ниже 100 Гц), для яркости можно добавить в районе 5-8 кГц. Если гитара начинает звучать слишком резко, можно прибрать в районе 3-4 кГц.

[аудио] Соло-гитара
до и после обработки monotostereo и эквалайзером

Добавим соло-гитаре объёма и полёта, отправив с неё посыл на общие FX-дорожки amb и ping pong.

На дорожке amb использован яркий Bright Hall Reverb, у которого прибраны частоты ниже 360 Гц. На дорожке ping pong стоит плагин ping pong delay с параметрами: 1/8 sync, feedback 7.5, lo cut 464 Hz, hi cut 4960 Hz, spatial 80 (spatial меняется от 0 до 100 и определяет широту панорамы). Обе эти FX-дорожки совместно используются для гитар, барабанов и аранжировок, чтобы придать им объёма или отодвинуть на задний план. В зависимости от характера песни можно выбрать подходящие настройки ревербератора и delay.

Панорамировать соло-гитару можно, например, так: в припевах она панорамирована на 40% вправо, чтобы не мешать вокалу, а в соло (где она играет одна) — перемещается в центр.

Использованные плагины

Для обработки электрогитар были использованы следующие бесплатные VST-эффекты:

Эквалайзеры: EngineersFilter, Dual Linkwitz-Riley Filters, PushTec, Nebula 3 Free [ 2055 Angels HI S ]
Компрессоры: de la Mancha D2, Compressive Pro
Ламповый эффект: Voxengo Tube Amp

Ссылки для скачивания плагинов можно найти на этой странице.

Если информация с этого сайта представляет для вас ценность, окажите финансовую помощь проекту! Средства пойдут на оплату хостинга и развитие других проектов.

Источник

Обработка акустической гитары

Акустическая гитара — один из наиболее распространенных музыкальных инструментов, поэтому начинающий звукорежиссер нередко знает, как правильно её записывать, но при этом испытывает постоянные трудности при её сведении.

В чем же дело? Дело в том, что качественно записанная акустическая гитара не является гарантией того, что в процессе её сведения не потребуется никакой обработки. Обработка требуется почти всегда.

Вопрос только в том какую обработку и как именно применять. Вот как раз в данном видеоуроке на примере и рассматриваются основные принципы обработки акустической гитары.

Вы увидите, как обрабатывать акустическую гитару, играющую аккомпанирующую партию «боем» с помощью эквалайзера, компрессора, а также с помощью модуляционной и пространственной обработки для увеличения объёма звучания.

Зная лишь базовые принципы обработки акустической гитары, и грамотно их применяя можно существенно улучшить результат её сведения с миксом.

Просто нужно знать, как обрабатывать гитару эквалайзером, как компрессировать и как формировать объёмное звучание за счёт применения соответствующей обработки.

Обо всём этом вы узнаете из данного видеоурока.

Копирование материала без письменного разрешения правообладателя запрещено.

Источник

Как повысить качество звучания акустической гитары. Советы и примеры для начинающих.

О чем пойдет речь?

Даже к такой маловариативной по своей настройке вещи, как акустическая гитара, вполне применима фраза «звук в руках». Несмотря на то, что в ней практически отсутствуют различные регуляторы громкости и частот, вы все равно сможете улучшить ее звучание. Именно этому и посвящена данная статья – тому, как получить хороший звук акустической гитары без покупки нового инструмента.

Чего вы сможете добиться, используя советы этой статьи?

Вы сможете заставить свою гитару звучать ярче, более полно и звонко. При этом вам не придется тратить для этого много денег – и уж точно не придется покупать новый инструмент. Все советы здесь можно применять как для восстановления звучания старой гитары, так и для обслуживания вашего постоянного инструмента.

Основные факторы, влияющие на звучание гитары

Разумеется, существуют различные факторы, которые объективно влияют на звук вашего инструмента. На некоторые из них можно повлиять, а на другие – нет. Все они перечислены ниже.

Материал инструмента

В отношении звучания акустической гитары первостепенный фактор – это материал инструмента. Разное дерево по-разному резонирует, поглощает и отражает разные частоты, а также окрашивает сам звук. При принятии решения, какую акустическую гитару выбрать, стоит обратить максимум внимания именно на этот фактор, поскольку если вам не нравится сам окрас звучания инструмента, единственным выходом будет его непосредственная замена.

Комплектующие гитары

Менее критично, но все же влияет на звук, фурнитура инструмента. Например, разболтавшиеся колки могут давать довольно неприятный резонирующий призвук, или же вообще не давать струне качественно звучать. Выход – замена фурнитуры, или же ее профилактика.

Техническая готовность инструмента

К этому фактору относятся острые лады, цепляющие струны, различные недоделанные порожки, и подобное. Техническая готовность гитары влияет на то, будут ли дребезжать струны, будет ли гитара держать строй и подобное. На то, чтобы исправить огрехи мастера, придется потратить деньги, поэтому при покупке инструмента – особенно если вы приобретаете его с рук – обязательно убедитесь в том, что с технической стороны с ним все в порядке.

Ваши навыки игры

Один из самых критичных факторов. В первую очередь, как уже было сказано выше, звук вашей гитары находится у вас в руках. Поэтому просто учитесь играть на ней. Если струны дребезжат при зажимании аккордов и боксов гамм – то вполне возможно, что кривой не гриф, а просто вы плохо зажимаете свои позиции. Старайтесь играть максимально чисто.

Мотивация и желание получить нужный вам звук

Это больше относится к владельцам электроакустических инструментов. В подобных гитарах при игре в линию или звуковую карту огромное значение придается грамотной эквализации сигнала, а также распределению частот. И если вы хотите выжать из инструмента максимум – уделите пристальное внимание этому вопросу. Посмотрите на то, как другие, более опытные звукорежиссеры, эквализируют акустические гитары, почитайте про то, что вообще такое звук и частоты – и тогда вы сможете сформировать нужный вам саунд из любого инструмента и оборудования.

Советы как улучшить звучание акустической гитары

Выбор инструмента. Возможность сравнить звучание с другими

Как уже было сказано выше – первая вещь, которой вам стоит озаботиться – это звук гитары в целом. Прочитайте статьи о том, как дерево влияет на звук, а также послушайте демо-записи гитарного звука на YouTube. Выберите для себя желаемый эталон – и отталкивайтесь уже от него.

Кроме того, не покупайте первый попавшийся инструмент. Тщательно отслушайте несколько вариантов, и выберите тот, который придется больше по душе. Учитывайте удобство игры, а также сам объем звука. Обратите внимание на цену – старайтесь брать инструменты среднего и высокого ценового диапазона, поскольку за счет своего качества они объективно будут звучать лучше.

Разумеется, обратите внимание на материал, из которого сделана гитара – как уже было сказано выше, от этого зависит весь звук в целом.

И если вы действительно собираетесь уходить в профессиональное занятие музыкой – то наилучшим выбором будет хорошая электроакустическая гитара. Она вам действительно понадобится, и пользоваться ей на сцене намного удобнее, чем инструментом без пьезоснимателя.

Попросите сыграть другого человека

Послушайте со стороны, как звучит гитара. Особенно это актуально, если вы попросите сыграть человека, который гораздо лучше владеет инструментом, чем вы. Таким образом, вы услышите звук со стороны, и еще больше поймете, устраивает ли он вас, или нет.

Поменять струны, сменить их калибр, материал

Мы же давали советы по тому, как выбрать струны в соответствующей статье. Новые струны всегда звучат гораздо лучше, чем старые, поэтому после покупки гитары обязательно смените их на новый комплект. Это значительно прибавит обертонов к вашему саунду, расширит его, сделает более звонким. То же самое применимо и если на вашем инструменте значительно поменялся звук – попробуйте просто сделать такую вещь, как поменять струны на гитаре , возможно, они стали слишком грязными.

Проверка фурнитуры и состояния гитары

Если внезапно во время вашей игры начинают проявляться какие-то призвуки, которых до этого вы не слышали – озаботьтесь проверкой фурнитуры и общего состояния гитары. Возможно, надо подтянуть анкер, или же в ней разболтались колки, или же крепления струн вставлены неплотно. Перепроверьте все это и по возможности поправьте. Например, подкрутите анкер, чтобы вам было удобно играть. Если же гриф повело винтом – то обратитесь к гитарному мастеру.

Настройте гитару

Очень банальная причина, но звучание настроенной гитары отличается от звучания не настроенной. Поэтому в первую очередь стоит проверить именно это.

Проблемы с электроникой

Если вы играете на электроакустической гитаре в линию или комбо-усилитель, то призвуки и треск может свидетельствовать о неполадках в оборудовании. В этом случае попробуйте поиграть без усиления звука – и если проблем не будет, то обратитесь к мастеру по этому вопросу.

Проблемы с техникой игры

Если звучание аккордов на гитаре во время игры сопровождается треском и дребезгом, то попробуйте уделить этому вопросу больше времени. Поотрабатывайте зажим струн, а также аккордную технику игры в целом. Разумеется, больше всего внимания уделите игре с баррэ, поскольку именно от нее и происходит большая часть призвуков.

Помимо того, чтобы понять, как правильно зажимать аккорды, обратите внимание на свою атаку медиатором и пальцами. Чрезмерно сильные удары по струнам совершенно точно будут сопровождаться неприятными призвуками и дребезгом – поэтому потренируйтесь играть лучше. Почти всегда все проблемы со звуком связаны именно с его извлечением вами, поэтому постоянные упражнения значительно улучшат звучание гитары.

Заключение

Звук в ваших руках – именно этот тезис действует практически на все инструменты. Конечно, стоит внимательно относиться к тому, что происходит с вашей гитарой, и в случае реальных поломок, стоит отвезти ее гитарному мастеру для починки. Однако все равно не спешите с этим – поскольку вполне возможно, что просто ваша техника недостаточно хороша для чистого звукоизвлечения.

Источник

Оцените статью