Использование компьютера и гитары
Гитара и компьютер.
Д анная статья не претендует на профессионализм, какие либо высокие оценки или ещё что-то в этом роде, хотя бы, потому что я сам дилетант и самоучка, как в звукозаписи, так и вообще в музыке. Всё же решился написать что-то вроде help‘a по данному вопросу, т.к. многим нужен совет, и возможно я могу его дать. Также хочу предупредить, что далее будет использован (по мере возможности) обычный человеческий язык, а также могут встречаться неточности и возможно даже ошибки в технических вопросы, опять же по причине моей «неквалификации». (Буду надеяться, что если, что меня поправят)
- Подключение гитары к компьютеру. Настройка подключения. (Игра без обработки)
- Использование компьютера для обработки звука гитары в реальном времени
- Запись гитары на компьютер. Обработка записанного звука.
- Создание «сложных» композиций. Сведение.
Часть 1.
Подключение гитары к компьютеру. Настройка подключения. (Игра без обработки)
Итак, у нас есть гитара (электро-, бас-, акустика со звукоснимателем) и есть компьютер. Плюс к тому есть огромное желание заставить эти два агрегата жить дружно. Что ж не так уж это и сложно.
Для начала договоримся, что буду приводить в пример операционную систему WindowsXP, потому как в данный момент являюсь её пользователем. Хотя, всё ниже сказанное может быть проделано и в других системах примерно так же.
Во-первых, совершенно необходимо, чтобы у нас в компьютере присутствовала звуковая карта (не имеет значения интегрированная ли или отдельная) и мы знали, где искать её «гнёзда» на корпусе компьютера. Найдя эти самые гнёзда, давайте разберемся, какое из них, за что в ответе. В этом нам поможет то, что гнёзда разных цветов (да, есть старые/дешёвые карточки, у которых все гнёзда чёрные; если Вы – обладатель такой карты, не огорчайтесь и читайте дальше), а также то, что рядом с гнездами есть символы, обозначающие функцию гнезда.
Гнёзда звуковых карт:
Аудио плата | Цвет: | Назначение: | Символ |
Встроенная в материнку | Зелёный | выход; фронт | |
Красный | вход; микрофон | ||
Синий | вход; линейный | ||
Встроенные типа SB Live | Чёрный | выход; тыл | |
выход; сабвуфер |
Теперь мы знаем, какое отверстие, за что в ответе.
Куда же мы включим гитару? Очевидно, что во вход. На мой взгляд, лучше включить гитару в микрофонный вход, потому как пассивные гитары частенько плохо слышно при подключении к компьютеру, т.к. уровень выходного сигнала гитары не высок. Если же мы подключаем гитару в микрофонный вход, то мы можем воспользоваться функцией усиления сигнала (но об этом позже).
Итак, гитара физически уже подключена (один конец провода включен в гитару, другой – в микрофонный вход звуковой карты). Нет? Почему? Штекер гитарного провода не подходит к гнезду в звуковой карте? Вполне возможно. Чтобы исправить ситуацию нам скорее всего нужен переходник с «большого» джэка на «маленький». Либо, если у вас гитарный шнур с ещё каким-то типом штекера, вам нужен переходник с этого типа на маленький джэк. (Штекер покупается в любом радио-ларьке, аудио-видео магазине; стоит от 10 рублей).
Всё теперь гитара точно подключена. Подключена физически. Теперь займёмся настройками вашего Виньдоуса, чтобы мы, наконец, услышали нашу гитару, услышали, как будто мы её включили в усилитель (конечно, не стоит ждать звука как от гитарного комбика…).
Прямиком отправляемся в Микшер/Volume Control (вызывается кликом на значке динамика рядом с часиками или Панель управления – Звуки и аудио устройства – Дополнительно/Sound and Audio devices – Advanced).
В появившемся окне микшера ищем регулятор Микрофон и (если нашли) выворачиваем на максимум + проверяем, чтобы не стаяла галочка Выкл под этим регулятором. После идём в верхнее меню Параметры – Свойства (Options – Properties) и (если в предыдущем шаге вы не нашли регулятор микрофона) в списке снизу ставим галочку напротив Микрофон.
Переходим на страницу Запись, ставим галочку напротив Микрофон. (Лучше поставить вообще все галочки, чтобы потом больше сюда не бегать). Жмём ОК и видим, что теперь мы видим Микшер записи.
В это же время пробуем играть (просто подёргайте струны). Есть звук? Если нет, то «выкручиваем» регулятор Микрофон. Всё ещё нет? Выкручиваем общий регулятор (самый левый). Нет? Убедитесь, что галочка стоит под регулятором микрофона или общего уровня записи. Теперь? Допустим, что слышно, но тихо. Тогда нажимаем кнопку Настройка под регулятором микрофона и внизу появившегося окна ставим галочку (там она одна, что-то вроде 1 Microphone boost). Стало лучше? Должно было.
Если гитару так и не стало слышно, то тогда дело в физическом подключении. Проверьте всё. И, наконец, проверьте ручку звука на самой гитаре.
Вот и всё! Теперь, если всё включено и настроено правильно мы можем играть через компьютерные колонки. Звук при этом никак самим компьютером не обрабатывается. Если же вы хотите использовать какие-либо программные преобразователи (примочки, эффекты и т.п.), то смело переходите к следующей части этого help’a.
Часть 2.
Использование компьютера для обработки звука гитары в реальном времени
На данный момент нашу гитару, скажем так, просто слышно, но ничего со звуком мы сделать не можем. Не так уж интересно, можно было и в музыкальный центр или телевизор с таким же успехом подключиться, скажете вы. И я соглашусь на 100%. Но сейчас мы перейдём к тому, что телевизорам и другим стиральным машинам не под силу – обработка звука гитары (да и не только), да ещё и в реальном времени. Т.е. тоже самое, что делают всем известные гитарные «педали» и гитарные процессоры. Сразу хочу предупредить, что не стоит ожидать от звука, полученного компьютерной обработкой такого же качества, как от хорошей (Boss к примеру) гитарной примочки (педали). Но нам, новичкам (в компьютерно-гитарном деле), это вполне подойдёт, потому что при грамотной настройке и использовании нашего компьютера можно добиться потрясающих результатов. Ну, хватит лирики, ближе к практике(пройдясь по теории…)!
Существуют две большие категории встраиваемых плагинов: VST и DirectX. Принципы их работы, в общем-то, одинаковы, просто это два разных стандарта обработки звука. Первый был разработан компанией Steinberg для программы Cubase, второй – компанией TwelveTone для их Cakewalk SONAR.
Как это работает
Итак, после прочтения первой части настоящего документа вы имеете гитару, подключенную к компьютеру и издающую звук через компьютерные колонки. Звук этот чистый, не обработанный никакими эффектами. В настоящий момент звук идет напрямую со входа звуковой карты на ее выход, не обрабатываясь программно. Иными словами, сигнал, фактически, не покидает пределов звуковой карты. Но, как вы уже, наверное, догадались – это не наш метод. Требуется наложить на звук различные эффекты, а чтобы это сделать, увы, кроме как записать его, обработать и выдать назад, других способов нет. Однако, зачем записывать, например, всю партию целиком, а потом обрабатывать ее? Можно записывать звук маленькими частями, обрабатывать эти части и сразу выдавать их на выход карты. И чем меньше будет эта часть, тем меньше будет задержка между входным и выходным сигналом (фактически, она будет равняться размеру этой части + времени, которое требуется на обработку. А время это чрезвычайно мало). Именно на основании этих умозаключений мы и будем обрабатывать наш звук в реальном времени.
Для игры с эффектами мы будем использовать одну из трех программ: Steinberg Cubase SX, Cakewalk SONAR XL или SpinAudio ASIO FX Processor. Первые две программы – полноценные студийные секвенсоры (этим термином обозначаются программы, позволяющие записывать и сводить вместе MIDI и аудиотреки, накладывать на них эффекты, и т.д.). Третья – просто, так называемый, «хост» для VST – плагинов, т.е. вы выбираете желаемый эффект, загружаете его в ASIO FX Processor и начинаете играть.
Так или иначе, но все эти программы активно используют звуковую карту. И для эффективной работы с ней им нужен некий механизм взаимодействия. Таких механизмов (основных) три: Audio Stream In/Out (ASIO), Windows Kernel-mode Streaming Driver (WDM) и MME (стандартный механизм Windows). Самым эффективным из них на данный момент является ASIO. Однако, чтобы его задействовать, как правило потребуются некоторые дополнительные телодвижения. Дело в том, что из доступной ценовой категории практически ни одна звуковая карта по умолчанию не имеет поддержки ASIO, но возможности чипов большинства этих карт позволяют организовать эффективное взаимодействие между программой и картой. В частности, для знаменитой Creative SBLive! (а также ее наследников Audigy и Audigy2, и производных от них) независимой группой разработчиков были созданы драйвера kX Project, раскрывающие богатые возможности этих карт и позволяющие максимально уменьшить задержку между входным и выходным сигналом (об этом мы поговорим позже). Для остальных карт, не являющихся производными от SBLive! также созданы расширенные драйвера, которые называются ASIO4ALL.
Вот собственно и вся (вкратце) теория. Перейдём к практике, а именно установке драйверов.
Первым делом нам надо определиться, какая у вас звуковая карта, потому как от этого будет зависеть выбор драйвера. Чтобы упростить задачу поделим карты на три категории: карты с изначальной поддержкой ASIO, Creative SB/Audigy и остальные. Думаю, что разобраться не составит труда.
Итак, если
- вы счастливый обладатель карты от производителя типа M-Audio, и эта вещь уже с родными драйверами поддерживает ASIO, вы можете спокойно пропускать эту часть (Установка драйверов)
- у вас карта от Creative, то вам нужно установить драйвера kX Project (инструкции сразу после этого вступления)
- у вас другая аудио карточка (другой бренд, интегрированный звук), то вам нужны драйвера ASIO4ALL. Об их установке написано после инструкций для драйверов kX Project.
Как следует из названия части, эти драйвера разработаны kX Project для карт от Creative. Если вы являетесь счастливым обладателем Sound Blaster или Audigy/Extigy то вам нужен этот вариант драйверов ASIO.
Самые последние версии драйверов можно скачать на официальном сайте разработчика — http://kxproject.lugosoft.com/index.php?language=ru. Установка драйвера не должна вызвать трудностей, а вот о настройке стоит поговорить подробнее.
(приведены материалы http://faqsite.narod.ru.)
Настраиваем мастер-секцию микшера. По умолчанию используются тыловой ЦАП. Меняем местами фронт и тыл, иначе звук на фронтальном выходе воспроизводиться не будет.
Настраиваем входы и выходы. Необходимо во входах разрешить AC97.
Настраиваем секцию записи. Вход AC97 отключен при записи через ASIO.
Настраиваем AC97 кодек, отвечающий за оцифровку. Лучше использовать линейный вход, но можно и микрофонный. Главное не разрешать шумный микрофонный предусилитель.
Настраиваем kx Dsp. Настройка роутинга, пожалуй, самая трудная для мало знакомых с kX и ASIO задача. Но если почитать официальные доки, поразмыслить, то становится легче. 😉
На приведенной ниже схеме, ASIO роутинг, то есть то, как будут подключаться эффекты, использует входы ASIO 4 и 5 (можно и только один из них), а выход будет ASIO 0.
Более подробно об установке и настройке данных драйверов можно прочитать на официальном сайте разработчика, а так же здесь — http://www.moline.ru/equip/studio/soundcrd/sbliveundoc2/kx.php
Рекомендации по установке kX Drivers – альтернативный вариант (by Olmish)
Прежде всего необходимо скачать драйвера с сайта www.kxproject.com. Далее необходимо удалить стандартные драйвера “Панель управления”à”Установка и удаление программ”à”Sound Blaster Live! (заменить удалить)”. Предварительно сохранив, в другое место, файл “CT4MGM.SF2” из папки C:\WINDOWS\system32.
Можно приступать к установке аудио драйвера. Запускайте программу установки и следуйте инструкциям, проблем быть не должно. После установки и перезагрузки компьютера у вас может пропасть звук, это произошло из-за того, что по умолчанию Тыл и Фронт поменяны местами. Исправляется это так: запускается KX Mixer, на вкладке “Мастер” необходимо убрать галочку с параметра “Поменять Фронт Тыл” смотри рис. 1 (^)
Либо воткнуть штекер колонок в разъём “Тыл” звуковой карты. Далее необходимо настроить ASIO recording (. запись для/под ASIO. ) Делается это очень просто. не буду вдаваться в управление prolog, epilog etc. (. Трудно вдаваться, то чего не знаешь. ), необходимо загрузить настройки из приложенного файла “asio_rec.kx” смотри рисунок 2.
Для этого необходимо загрузить в память звуковой карты SounFont. Запускается KX Mixer, выбирается вкладка SoundFont, далее в память загружается искомый файл “CT4MGM.SF2”
Либо те банки которыми пользуетесь вы.
Драйвера ASIO 4 ALL (для остальных карт, не поддерживающих ASIO изначально)
Источник