Обработка классики для гитары

Классическая музыка на гитаре

Всем привет! Изначально планировал написать заметку на совершенно другую тему, но вовремя вспомнил о своем обещании продолжить эстафету Музыка, живущая в веках . Поэтому сегодня будет подборка музыкальных произведений, связанных одной общей темой: классическая музыка на гитаре. Моцарт, Бах, Бетховен, Вивальди — все эти композиторы будут представлены в гитарном исполнении. Мне всегда нравились струнные, это оправдывает выбор темы )

Возможно, у кто-то в памяти остались еще киоски конца 90-х — начала 2000-х, в которых сравнительно недорого можно было приобрести/обменять пиратские диски с софтом, фильмами, музыкой. В Воронеже это было явлением повсеместным и нормальным. Торрент-трекеры тогда только начали появляться, интернет был невероятно медленным и непригодным для скачивания больших объемов информации. Поэтому такие пиратские точки тогда для многих стали дверью в мир кинематографа и музыки ) Одна из подобных точек, расположенная в местном ЦУМе, превратилась для меня в источник редких аудиозаписей. А Моцарт стал композитором, произведения которого приобщили меня к классической музыке. Несколько попыток знакомства с оркестровой классикой до этого были провальными…

Читайте также:  Казаки ноты с басами

Помню, серия компактов называлась просто: «Music Collection». Каждый диск или их комплект представляли собой полный сборник альбомов и произведений исполнителя в mp3 качестве 320 Кбит/с. Ассортимент обновлялся часто, много завозили музыки направления New Age, которая и положила начало моему увлечению инструментальными композициями. Однажды взяв для ознакомления один из компактов с произведениями Моцарта, я понял, что хочу эту музыку слушать. Но из 30-ти дисков собрания сочинений Моцарта тогда удалось «выловить» всего 7 или 8 — около 50 часов звучания. Понятно, что и помимо меня были желающие приобщиться к творчеству великого композитора.

В настоящее время для меня источником музыкальных шедевров в исполнении талантливых современников является ютуб. Здесь есть возможность найти что-то вдохновляющее при каждом, даже кратковременном, посещении. Часто появляются новые исполнители, а у тех, с чьим творчеством уже знаком — новые видеозаписи. Некоторыми из них мне и хотелось бы поделиться с вами сегодня.

Гитара и музыка Моцарта

Создававшиеся до конца XVIII века музыкальные сочинения для клавишных предназначались композиторами для клавиров, к которым относили клавесин, клавикорд и хаммерклавир (молоточковый инструмент, прообраз современного фортепиано). Конструкция всех этих инструментов подразумевала извлечение звука из струны с помощью щипка плектра из вороньего пера или удара по струне молоточком. Поэтому любую мелодию для клавира можно переложить на струнные без ущерба качеству звучания. И это подтверждают на собственном опыте многие профессиональные музыканты, исполняющие произведения Моцарта на гитаре или других струнных инструментах.

Мне очень нравится оркестровое исполнение произведений австрийского композитора. Но, на мой непрофессиональный слух, Вольфганг Амадей Моцарт на гитаре звучит не менее интересно. Возможно, потому, что акустическая гитара — инструмент более живой, чем фортепиано. Здесь присутствует непосредственное соприкосновение человека со струнами, а это всегда волшебство. У акустической гитары прекрасный чистый звук, способный передать всю гамму эмоций, потенциально присутствующих в каждом музыкальном произведении. И еще это инструмент, доступный каждому — как для приобретения, так и для освоения. Она «всем возрастам покорна»: на ютубе есть ролики, в которых на шестиструнной гитаре играют 3-7 летние дети, и не абы как, а так, что заслушаешься.

Читайте также:  Как правильно располагать ноты

Наверное, почти всё, что я написал про гитару, можно сказать о любом инструменте. А когда играет профессионал, не столь важно, какой инструмент у него в руках. Виртуозно извлекать звуки человек научился даже из предметов, для этого не предназначенных. Но многое в самом процессе восприятия музыкального произведения зависит еще и от симпатии слушателя к тому или иному инструменту.

Возвращаясь к теме, хочу сказать, что мне Моцарт «заходит» всегда. В любой обстановке и в любом душевном состоянии. В исполнении оркестра или в виде соло на гитаре. Организм принимает его с огромным удовольствием. Уже около двух лет иногда ставлю его и доче — в основном, во время купания, когда не нужно бегать за ней по комнатам и отвлекать от игр. Разумеется, речь о светлых его произведениях, а не о заупокойных мессах.

Интересный момент: когда подбирал на ютубе ролики по запросу «Моцарт на гитаре видео», столкнулся с тем, что композицию «Yiruma — River Flows in You» из фильма «Сумерки» (в исполнении гитары) в сети упорно приписывают Моцарту под названиями «Музыка ангелов» и «Симфония №6». Это один из примеров, когда бездумное многократное копирование информации с сайта на сайт только вводит пользователей в заблуждение.

Ну а ниже — стопроцентный Моцарт под гитару ))

Mozart — Symphony no.40

Variations on a Theme by Mozart, Op. 9 (Fernando Sor)

Mozart Piano Sonata K. 545

Mozart — Turkish March K 331

Wolfgang Amadeus Mozart — Turkish March guitar cover

И еще одна вариация: Турецкий марш Моцарта на гитаре. Это единственное видео в статье, где звучит не акустика, а электроинструмент. Автор видео подошел к подаче материала с юмором. Клавир! Какой, нафиг, клавир? Конечно, гитара!

Моцарт в полифоническом исполнении

Разумеется, тоже на акустической гитаре. Мне гитара нравится сама по себе, без сопровождения. Но вкусы у всех разные. Кому не хватает полифонии, вот, пожалуйста )

Wolfgang Amadeus Mozart — Symphony No.25 in G minor

Один исполнитель. Одна гитара. Шесть звуковых дорожек одновременно. Интересное решение и необычное звучание.

W.A. Mozart — Piano Sonata No.8 K.310

Гитарное трио Elogio. Акустическая гитара в кубе ) Звучит очень круто.

Mozart — Sonata for Two Pianos in D major, K. 448

Гитарный квартет без названия. Виртуозное исполнение.

Mozart — Serenade for Strings no.13 (Eine kleine Nachtmusik)

Небольшой гитарный оркестр из восьми гитар. Играют дети. Как выяснилось в процессе поисков на ютубе, существуют гитарные оркестры с более чем двадцатью гитарами!

Классика на гитаре

Не буду перегружать читателя длинным списком композиторов, чьи произведения, давно ставшие классикой мировой музыки, можно найти в переложении на шестиструнную гитару. В процессе подготовки статьи пересмотрел десятки видео с исполнением классики на гитаре, получил огромное удовольствие. Здесь приведу несколько видео, которые зацепили больше всего — техникой игры и манерой исполнения.

Bach — Allegro BWV 1003

Beethoven — Symphony No.5

Schubert — Ständchen (Serenade)

Paganini — Caprice No.24

Chopin — Valse Op.64 No.2

Концерт для гитары с оркестром

Если в строку поиска на Ютубе вбить запрос концерт для гитары с оркестром , большой и интересный список предстанет перед глазами. Гитара в качестве главного, солирующего, инструмента — не редкость.

Мне понравился Вивальди в исполнении Татьяны Рыжковой на акустической гитаре в сопровождении Бременского камерного оркестра.

Vivaldi — Concerto D-Dur RV93

Классическая гитарная музыка на ютубе

Ютуб — великое изобретение века. Здесь такое изобилие всего, и в разных вариациях, что скорее сталкиваешься со сложностью выбора, нежели с недостатком материала. При желании, еще больше гитарной музыки вы сможете найти самостоятельно. А чтобы несколько облегчить поиски, приведу ссылки на понравившиеся мне каналы ютуб с классической музыкой на гитаре.

  • SiccasGuitars . Большой выбор композиторов и исполнителей. Канал часто обновляется и пополняется новыми записями. Красивая гитарная музыка для души. https://www.youtube.com/channel/UCR39sLAZ5wS_vrMo4tRylHw
  • Guitar Salon International. Много интересных и редких произведений, исполняемых на акустической гитаре. Для истинных ценителей гитарной музыки. https://www.youtube.com/channel/UC1Uz3Jz4PXd9CpMkF-1XJwA
  • Los Angeles Guitar Academy. Классическая музыка на акустической гитаре. Есть разбивка по композиторам: Вивальди, Моцарт, Бах, Бетховен. Можно поставить на автовоспроизведение и слушать онлайн. https://www.youtube.com/user/LAGuitarAcademy
  • Giuseppe Torrisi — Classical Music. Здесь очень понравилось звучание. Классика на гитаре: Моцарт, Бах, Бетховен, Вивальди, Штраус, Вагнер, Брамс, Мендельсон, Григ, Чайковский, Шостакович и др. https://www.youtube.com/user/buz058
  • Tatyana Ryzhkova. Классика в исполнении гитары. Соло, гитарный квартет, гитара с оркестром. Есть приятные вещи, которые хочется сохранить в закладки или скачать. https://www.youtube.com/user/stierauge

На всякий случай напомню, что скачать музыку и видео из ютуб совсем просто, для этого существует браузерное приложение (расширение) SaveFromNet .

P.S. Для тех, кому гитарная музыка нравится, напоследок хочу порекомендовать пару исполнителей, которых слушаю уже не один год. Это не классика в привычном значении слова. Просто чистая и красивая музыка, улучшающая настроение. Ее можно ставить практически везде и почти при любом занятии в качестве ненавязчивого фона.

  • Armik. Иранский исполнитель гитарной музыки, играющий энергичные композиции в стиле фламенко с элементами джаза и латиноамериканских ритмов. Слушать на Яндекс.Музыке .
  • Acoustic Alchemy. Современная инструментальная джазовая группа из Великобритании, гитарный дуэт. Спокойные ненавязчивые мелодии. Красивая гитарная музыка без слов. Слушать оннлайн на Яндекс.Музыке .

Подхватывайте эстафету «Музыка, живущая в веках», пишите в блогах о композиторах, произведениях и исполнителях, которые вас трогают до глубины. Делитесь с читателями своими музыкальными пристрастиями и эмоциями от прослушивания!

Источник

4 способа эквализации акустической гитары для сведения

Акустическая гитара — инструмент, который требует особого внимания во время записи. Записанные барабаны можно дополнить семплами, бас-гитару можно усилить через реампинг, вокал — поправить автотюном, а акустическую гитару нужно записывать максимально внимательно, ведь улучшить изначальный результат будет весьма сложно.

Акустические гитары бывают разных форм и размеров. В зависимости от мастерства гитариста и помещения, в котором гитару записывали, инструмент может вести себя капризно — на запись может попасть дребезг, нежелательный резонанс, лязг струн и прочие артефакты. В зависимости от решаемых задач варьируется выбор микрофонов для гитары и их расположение. Самое распространенное решение — конденсаторный микрофон с малой диафрагмой, направленный в район крепления грифа к корпусу, и микрофон с большой диафрагмой, направленный чуть правее бриджа, примерно в полуметре от инструмента. Полученная сумма сигналов звучит полно, чисто и легко управляется на сведении.

Иногда винтажный конденсаторный микрофон с большой диафрагмой в режиме всенаправленности также может снять убедительную картинку — тут все зависит от того, как гитара должна располагаться в аранжировке. Неотъемлемый элемент хорошо записанного гитарного звука — преамп. Если вы собираетесь приобрести записывающее оборудование, рекомендуем в первую очередь купить качественный ламповый преамп. Преамп дает звуку объем, теплоту и детализированность. При записи акустики мы настоятельно рекомендуем использовать качественные преампы (то же касается и записи прочих инструментов).

Поскольку автотюн и замена записанного сигнала семплами с акустической гитарой не работает, незаменимым инструментом при укладке акустики в микс становится эквализация.

Наши рекомендации по эквализации инструмента:

1. Контекст решает все

Как гитара должна лечь в аранжировку?

Очень часто акустическая гитара играет одну из основных ролей в треке. В подобных случаях стоит сохранить как можно больше от спектра воспроизводимых частот. В тех же случаях, когда гитара используется для того, чтобы придать песне особую выразительность, стоит умеренно опустить частоты на эквалайзере или применить фильтры. Тем самым мы привлечем внимание слушателя к другим элементам аранжировки. То, какие именно частоты стоит прибрать, будет зависеть от того, какие элементы аранжировки нужно вывести вперед. Например, если в аранжировке присутствуют богатые, теплые синтезаторные пэды, то на акустике стоит срезать середину. Если на записи есть деликатная перкуссия, скажем, тамбурин или шейкер, в сигнале акустики стоит минимизировать верха.

Совет по сведению

Чтобы обнаружить и устранить частотные конфликты, советуем воспользоваться функцией Inverse Link в плагине iZotope Neutron. Допустим, мы сводим песню, в которой присутствует акустическая гитара и сложный широкий сигнал пэдов. Если эти два элемента аранжировки конфликтуют друг с другом с частотной точки зрения, то на обе дорожки стоит поместить эквалайзер Neutron. После этого мы можем редактировать оба сигнала в одном окне плагина. А если активировать функцию Inverse Link, то при подъеме частот на акустике плагин автоматически срежет соответствующие частоты на синтезаторе. Это очень полезная функция, которая иллюстрирует, как элементы микса взаимодействуют друг с другом.

2. Способ записи

Что касается контекста, любой метод записи зависит от того, как гитара взаимодействует с прочими элементами аранжировки. Конденсаторный микрофон с малой диафрагмой, которым обычно снимается звук в районе 14-го лада, записывает большую часть верхней середины и звука струн, а микрофон с большой диафрагмой, которым мы снимаем звук возле розетки, обеспечивает звуку плотность и теплоту. Иногда, когда микрофон находится слишком близко к розетке гитары, низы могут получиться слишком громкими и грохающими — для решения подобных проблем обычно используется фильтр hi-pass.

Существует и метод, который многие недолюбливают — запись линейного сигнала с пьезодатчика (DI). Звук в этом случае получается стеклянным — в отрицательном смысле слова. Если гитара записывалась таким методом не из-за особого творческого замысла, то DI-звук действительно сильно раздражает. Если вам нужно обработать подобный сигнал, рекомендуем использовать Woodworks UAD от Sound Machine. Этот плагин отлично эмулирует звук акустического инструмента, записанного через микрофон.

Совет по записи

Всегда записывайте широкополосный сигнал. Если использовать эквализацию, компрессию или иной способ обработки звука с умом, вы сможете создать звуковую картинку инструмента для финального микса. Но с акустическими гитарами есть нюанс: тембр акустической гитары очень чувствителен к эквализации и обработке фильтрами, поэтому снимать нужно как можно более полный сигнал. Вы можете расположить инструмент ближе и дальше в миксе, приглушить атаку, чтобы придать гитаре винтажный характер, или срезать низ, чтобы оставить в фактуре штрихи. Если вы не до конца уверены в том, как именно должна звучать акустическая гитара в финальном миксе, рекомендуем максимально аккуратно подойти к трекингу и записать максимально честную картинку.

3. Используйте эквализацию перед остальными средствами обработки звука

Одна из самых тяжелых задач при сведении — устранение шумов от струн, медиатора и ладов, попавшие на запись. Для удаления скрипа от пальцев при смене позиций применяют деэссер. В некоторых случаях приходится вручную искать и вырезать каждую такую помеху на отдельный трек. Для того, чтобы исправить или скрыть подобный конфликт, сначала стоит воспользоваться субтрактивной эквализацией. Поскольку акустическая гитара — это относительно тихий инструмент, на запись может проникать звук из наушников, от других инструментов, которые записывались одновременно с гитарой, или низкочастотный грохот кондиционеров в помещении. Если есть возможность исправить эти проблемы с помощью эквализации без ущерба для желаемой звуковой картинки, стоит начать именно с этого метода.

Совет по сведению

Чтобы определить, где в спектре у вас есть частотный конфликт, используйте спектральный анализатор в плагине FabFilter Pro-Q 3. Большинство нежелательных резонансов, призвуков и скрипа ладов не проявляются по всей ширине спектра, поэтому анализатор, встроенный в FabFilter Pro-Q 3 оказывается отличным способом найти проблему.

Даже если не использовать этот эквалайзер для решения подобных конфликтов, он отлично служит визуализации сведения. Для того, чтобы удалить подобные артефакты, в Pro-Q3 есть режим динамического эквалайзера. Если вы правильно выставили настройки плагина, он будет работать только когда проявятся подобные проблемы.

4. Придайте инструменту аналоговое звучание

От The Beatles до Simon и Garfunkel и Fleetwood Mac, артисты аналоговой эпохи называют акустическую гитару необходимым компонентом своих аранжировок. Аналоговая запись наложила серьезный отпечаток на качество их записей. Без сомнения, чтобы придать акустической гитаре характер, понадобится компрессия и тейп-сатуратор. Но много можно добиться и с помощью эквализации (плагином или аппаратным эквалайзером).

Если ограничиваться готовыми решениями, вот некоторые из лучших EQ-плагинов, эмулирующих аналоговые устройства:

UAD Manley Massive Passive & VOXBOX

Massive Passive обычно используется для мастеринга, а VOXBOX – для трекинга и сведения вокала. Тем не менее, их можно использовать вместе с акустической гитарой, если стоит задача вывести ее на передний план и добавить теплоты, глубины и нежных верхов.

Waves V-EQ 4

V-EQ 4 предназначен для придания гитаре яркого винтажного тона. Сделать звук акустической гитары более выраженным, не утомляя слушателя, можно, если поднять эквалайзер в районе 8.2 кГц.

Pultec EQP-1A

На рынке есть множество эмуляторов этого классического аналогового эквалайзера, так что рекомендуем попробовать как можно больше решений. Pultec может справиться практически с любой задачей: добавить низов, срезать середину, добавить воздушного верха, или удалить нежелательные частоты.

Источник

Оцените статью