Обработка звука акустической гитары audacity

Как пользоваться Audacity. Нормализация звука в популярном аудиоредакторе

Всем привет! Нормализация звука не проблема для того, кто умеет пользоваться Audacity даже на самом начальном уровне.

Начнем с определения.

Нормализовать звук — это, по простому говоря, так обработать его в аудиоредакторе, чтобы было приятно слушать, а именно:

  • убрать фоновые шумы,
  • выровнять громкость речи на протяжении всей звуковой дорожки,
  • убрать резкие выбросы/пики громкости,
  • убрать нежелательные звуки (кашель, например),
  • сделать громкость записи такой, чтобы ее можно было комфортно слушать на всех типах компьютеров и мобильных устройств, выставляя громкость устройства на средний уровень.

Насколько это важно? Очень важно! Хорошее видео с плохим звуком – деньги на ветер. Видео «рулит» в интернет-маркетинге. Продаете ли вы через свой интернет-магазин, продвигаете ли свои услуги через сеть, строите ли корпоративный сайт, стремитесь раскачать свой канал в Youtube — везде нужно уметь сделать приличное видео. Но видео-то видео, а если у вас звуковое сопровождение будет тихое, глухое, с шумами, другими дефектами, то считайте, что вся работа насмарку. Никто такое видео далее 10 секунд не станет продолжать смотреть.

Сразу скажу, что если вы уповаете на свою суперсовременную дорогую профессиональную видеокамеру, то это напрасно. Шумы-то она запишет даже лучше чем смартфон. Так что на 100% «вытянуть» звук первоклассным «железом» не получится.

Читайте также:  Оркестр шоу три аккорда

Профессионалы пользуются для этого звуковыми редакторами. Берут отдельно аудиодорожку и правят ее. В этом посте я научу вас, как пользоваться Audacity для нормализации звука.

Почему именно Audacity? Потому, что это:

  1. Специализированная программа – аудиоредактор звуковых файлов.
  2. Достаточно мощная для того, чтобы сделать со звуком что угодно.
  3. Бесплатная.
  4. Достаточно простая в освоении. Особенно когда дело касается стандартных не сложных операций со звуком.

Ну, давайте начнем.

Из этой статьи вы узнаете:

Как извлечь звук из видео в отдельный звуковой файл

Способов — масса. Чтобы не загромождать пост второстепенными подробностями, вкратце расскажу всего про три. Выберете удобный для себя.

  1. Посредством бесплатной программы Freemake Video Converter
  2. Посредством платной программы Total Video Converter
  3. Посредством имеющего у вас видеоредактора. А иметься он у вас должен. Особенно если весь или часть вашего бизнеса — в интернете. Особенно если вы регулярно снимаете и выкладываете видео на ваш сайт. Конечно если вы хотите выкладывать хорошее видео, чтобы его смотрели много людей.

Первые два пункта подробно объяснять не стоит. Там все совершенно несложно, но если будут проблемы – пишите, объясню.

Вот на видеоредакторе остановлюсь поподробнее. В смысле как извлечь звук из видео с его помощью. Видеоредакторов тоже очень много. Я пользуюсь одним из самых популярных – Sony Vegas.

Копируем отснятое видео из смартфона на компьютер.

Через меню Файл – Открыть открываем видеофайл.

Теперь кликаем по кнопке Просчитать как.

и выбираем формат сохраняемого файла mp3. Нажимаем на Custom…

и выбираем параметры сохранения. Рекомендую выбрать Моно, битрейт 128 kbps и частоту 44 100 Hz.

Выбираем папку сохранения и желаемое имя сохраняемого mp3 файла.

Все аудиодорожку мы отдельно сохранили и теперь начнем нормализовать звук. Я распишу все пошагово.

Шаг 1. Первичное применение плагина Hard Limiter

На записанном звуке могут оказаться пики-выбросы по громкости. Если их не уменьшить, то они здорово раздражают или могут даже оглушать. Это может быть и кашель, и внезапно громко передвинутый стул, сигнал рядом проезжающей машины и так далее. Поэтому:

Кликаем по области управления свойствами дорожки левой кнопкой мышки и тем самым выделяем всю дорожку

Затем идем в меню Эффекты-Hard Limiter… и ставим вот такие параметры

Кликаем ОК. Готово.

Шаг 2. Нормализация звука

Обычно запись с микрофонов, смартфонов, диктофонов получается тихой для того, чтобы ее прямо вот в таком виде выложить в виде видео на ютюбе. Значит нам нужно поднять громкость звука. Но желательно сделать это так, чтобы звук был поднялся, но не выше заданного предела. Для этого применяется плагин Нормировка сигнала. Он увеличивает громкость, но так, что максимальная амплитуда – фиксированная. Для этого идем в меню Эффекты-Нормировка сигнала… Ставим в окошке -3.0 db.

Жмем ОК. Смотрим результат.

Шаг 3. Обработка аудиофайла плагином Компрессор…

Продолжаем пользоваться Audacity для нормализации звука и на этом шаге освоим плагин Компрессор… Обращаю ваше внимание, что обрабатывать дорожку нужно именно в таком порядке пошагово, не путая и не перескакивая. Для чего нужен Компрессор…? Компрессор усредняет, уменьшает разницу между самыми тихими и самыми громкими участками. Бывает, человек говорит в микрофон то громче, то тише и при слишком большой разнице слушать такую запись некомфортно. После обработки компрессором, громкость голоса становится более ровной, без скачков.

Итак идем в Эффекты-Компрессор… Ставим вот такие же параметры

и жмем ОК. Радуемся результату.

Шаг 4. Финишная обработка плагином Hard Limiter…

Как бы хорошо ни обрабатывал звук Компрессор, у его алгоритма тоже есть недостатки и при определенных условиях он снова выделяет пики. Чтобы избежать этого, еще раз обработайте дорожку плагином Hard Limiter…, только ставьте уровень не -10, как в первый раз, а -2.0 db.

Вот вобщем и всё. В большинстве случаев этих 4 шагов достаточно. Теперь рассмотрим более сложные случаи, а именно:

  1. если предыдущие плагины – Нормировка сигнала… и Компрессор… — не совсем хорошо справились с нормализацией громкости по всей длине аудиодорожки
  2. и если запись шла при высоком уровне фоновых шумов – рядом работал холодильник, шумел вентилятор, какое-нибудь гудение и тому подобное.

Ручное выравнивание громкости отдельных участков аудиодорожки

Для этого применим простой плагин Усиление сигнала. Он действует как ручка громкости. На этом этапе применение его оправдано, так как звук уже прогнан через Нормировку сигнала… и Компрессор… и в целом представляет собой выровненную без скачков диаграмму. Только, как видите она глобально разная на больших участках. С таким «раскладом» предыдущие плагины не всегда хорошо справляются и поэтому вот сейчас исправим это руками. Замечу, что такая ситуация бывает нечасто.

Итак, выделяем ту часть звуковой дорожки, где уровень сигнала явно ниже. Идем в меню Эффекты-Усиление сигнала… и подбором уровня усиления добиваемся выравнивания фрагментов аудиодорожки по громкости. Посмотрите на видео, как это происходит.

Как убрать шум из записи

Обратите внимание, что сейчас я буду объяснять как бороться именно с непрерывным фоновым шумом. Если вдруг во время непосредственно записи кто-то кашлянул, чихнул, что-то упало – это все не фоновый шум и если есть желание его убрать, то делать это нужно другими способами. А сейчас мы будем убирать именно фоновый шум. Итак, чтобы убрать шум из аудио, нужно найти на аудиодорожке участок тишины, выделить его и внимательно прослушать. Желательно, чтобы он содержал только ровный фоновый шум, без щелчков и других «выпадающих» или выделяющихся кусочков. Чем лучше мы подберем такой фрагмент, тем качественнее программа справится с зачисткой всей аудиодорожки.

Для этого визуально выбираем на диаграмме участок с нулевой или около того амплитудой и выделяем его мышью. Кликаем на кнопку Play в панели кнопок Audacity и внимательно слушаем. Если на фоновом шуме есть другие единичные звуки, то стараемся найти и выделить фрагмент без них.

Найдя наилучший фрагмент, выделяем его. Идем в меню Эффекты-Удаление шума-Создать модель шума.

Затем выделяем всю дорожку. Идем в меню Эффекты-Удаление шума. Оставляем вот эти параметры

Единственный параметр, с которым можно поэкспериментировать, это Подавление шума. Самое первое поле. Советую оставаться в пределах 12-24 db. Если сделать ниже 12, то шум может снизиться совсем незначительно. Если сделать выше 24, то могут появиться искажения на оставшихся участках со звуком.
Смотрим видео, где я все это делаю:


Вот и всё. Аудиодорожка нормализована, осталось сохранить ее в виде файла.

Сохранение обработанной Audacity дорожки в отдельный аудиофайл

Делается это через меню Файл-Экспортировать… Обращаю ваше внимание, что через меню Файл-Сохранить проект… вы сохраните аудиозапись именно в формате Audacity и только. Для того, чтобы сохранить в формате mp3 или wav нужно пользоваться именно Экспортировать… Далее все просто. Выбираете желаемый тип файла. Если необходимо – кликаете Параметры… и задаете нужные параметры. Например, если вы делаете экспорт в mp3, то вы сможете выбрать через Параметры качество звука. Рекомендую не делать его ниже 80 кбит/с и выше 128 кбит/с. Это для голоса, конечно. Если вы писали музыку и вам необходимо максимальное качество звучание, то можете поставить даже 320 кбит/с. Имейте только в виду, что чем выше битрейд (это качество звука), тем большего размера будет получаться итоговый файл.

Итак, из этого поста вы узнали как пользоваться Audacity в части нормализации звука.

Дополнено в декабре 2018 г. — Эта статья написана в 2014 году. За прошедшие 5 лет, к концу 2018го, накопился опыт, выявились тонкости и приемы, которые:

  1. упрощают процедуру,
  2. уменьшают время на обработку звука и
  3. заметно улучшают качество итогового звука

Источник

Audacity. Меню Effect (Эффекты)

К наиболее простым и понятным эффектам относятся инструменты монтажа:

  • Truncate Silence (Вырезать тишину) — удаляет из фонограммы отрезки тишины. Под «тишиной» понимаются отрезки, громкость которых ниже указанного уровня в течение указанного времени (оба эти параметра определяются настройками эффекта). Подробнее
  • Repeat (Повтор) — вставляет после выделенного участка его копии указанное количество раз. Подробнее
  • Reverse (Реверс) — переворачивает выделенный участок фонограммы «задом наперед», как если бы он проигрывался от конца к началу. Подробнее
  • Change Speed (Смена скорости) — меняет скорость воспроизведения трека с соответствующим изменением высоты (как если просто прокручивать быстрее магнитофонную ленту). Подробнее

А также эффекты, воздействующие на динамику, но не относящиеся к классической динамической обработке, а просто упрощающие некоторые рутинные операции:

  • Amplify (Усиление сигнала) — предназначен в основном для изменения громкости трека целиком, всегда сохраняет соотношение громкости треков и/или каналов. Также удобно использовать поле Amplification (dB) окна эффекта для быстрого получения максимального уровня выделенной области. Подробнее
  • Auto Duck (Автоприглушение) — уменьшает громкость «управляемого» трека/треков всякий раз, когда громкость «управляющего» трека достигает определенного значения. Эффект используется при добавлении комментариев к подкасту или DJ-сету, или, например, перевода к оригинальному тексту.
    Использование:
    — обрабатываемый трек (или один из них) необходимо поместить над управляющим треком и выделить его.
    — выделить также другие треки с помощью клавиши SHIFT, если это необходимо (они могут располагаться под управляющим треком). Управляющий трек при этом не должен быть выделен.
    — применить эффект. Подробнее
  • различные фейды:
    • Fade Out (Плавное затухание) — эффект плавного уменьшения громкости до нуля на выделенном участке. Форма амплитудной огибающей линейная, таким образом, скорость затухания зависит только от размера выделенной области. Подробнее
    • Fade In (Плавное нарастание) — эффект, противоположный Fade Out — плавное нарастание громкости от нуля до первоначального значения (до применения эффекта) на протяжении выделенной области. Подробнее
    • Adjustable Fade — запускает диалоговое окно, позволяющее выбрать форму огибающей для Fade In или Fade Out. Можно также создать плавное нарастание или затухание от или до значений, отличных от полной тишины или полной исходной громкости, например, нарастание от 20% исходной громкости до 80% исходной громкости. Подробнее
    • Crossfade Clips — применяет кроссфейд — перекрестное затухание и нарастание — к указанной паре клипов отдельного аудиотрека. Подробнее
    • Crossfade Tracks — применяет кроссфейд на протяжении выделенно области к паре треков. Подробнее
    • Studio Fade Out — эффект мягкого и «музыкального» затухания, используется синусоидальная кривая уменьшения амплитуды и прогрессивный низкочастотный фильтр — от полного спектра на старте до 100 Hz к концу. Подробнее

Существует ряд исключительно «цифровых» эффектов, использующих математические методы, например, интерполяция отсчетов:

  • Repair (Восстановить) — восстанавливает очень короткий отрезок фонограммы (не более 128 отсчетов, обычно это несколько тысячных секунды) на основании аудиоинформации, расположенной с обеих сторон поврежденного отрезка. Эффект может быть использован, например, для удаления щелчков и помех в фонограммах, полученных с виниловых пластинок или магнитных лент. Подробнее
  • Click Removal (Удаление щелчков) — предназначен для удаления отдельных щелчков, эффект особенно подходит для обработки записей, сделанных с виниловых дисков, без искажения остальной части фонограммы. Хорошо работает на очень коротких щелчках, для устранения более продолжительных искажений лучше подойдет эффект Repair. Подробнее
  • Clip Fix — эффект предназначен для восстановления клиппированной области фонограммы с помощью интерполяции (способ нахождения неизвестных промежуточных значений по имеющемуся дискретному набору известных значений). Подробнее
  • Noise Reduction (Подавление шума) — предназначен для подавления постоянного фонового шума, такой как шум вентилятора, шуршание ленты, свист, гул и т.п.. Эффект не подходит для удаления изменяющихся шумов: например, фоновых разговоров или музыки. Подробнее

или просто их пропорциональная коррекция:

  • Invert (Инвертирование) — переворачивает форму звуковой волны по вертикали, меняя значение каждого отсчета на противоположное относительно нуля. Эффект не влияет на звучание отдельной фонограммы, он обычно используется для заглушения общих компонентов двух дорожек. Подробнее
  • Normalize (Нормализация) — пропорционально увеличивает громкость фонограммы до указанного максимума, уравнивает амплитуды правого и левого каналов стерео трека и (опционально) устраняет DC Offset. Подробнее
  • Vocal Reduction and isolation — эффект предназначен для удаления из стереотрека компонентов, панорамированных по центру. Таким образом часто (но далеко не всегда) записывается партия солиста. Иными словами, эффект удаляет компоненты фонограммы, общие для обоих каналов стереотрека. Классический подход состоит в «вычитании» одного канала из другого, однако результатом в этом случае будут два отдельных моно трека (этот метод имеется в меню Actions и называется «Remove Center Classic (Mono)»). Все другие предлагаемые опции сохраняют стереоэффект. Подробнее

К этой же группе можно отнести эффекты независимого изменения темпа и высоты звука:

  • Change Pitch (Смена высоты тона) — изменяет высоту всего трека без смены темпа. Подробнее
  • Change Tempo (Смена темпа) — меняет темп выделенной области без изменения её высоты. Подробнее
  • Paulstretch — предназначен для радикального растягивания: создания синтезаторных пэдов, спецеффектов и текстур, но не для изменения темпа композиции, для этого больше подойдут другие эффекты: Change Tempo или Sliding Time Scale. Подробнее
  • Sliding Time Scale / Pitch Shift (Плавная смена темпа / высоты тона) — позволяет плавно изменять темп и/или высоту участка фонограммы путем установки начального и/или конечного значений. Для более гибкого изменения темпа и высоты также могут быть использованы Дорожки времени (Time Tracks) и инструмент Envelope Tool. Подробнее

И, наконец, классические эффекты, применяющиеся в т.ч. в аналоговой звуковой среде.
Динамическая обработка:

  • Distortion — эффект реализует различные стандартные виды искажений: overdrive, fuzz, sustain, expand and compress, limiter, добавление гармоник и т.д. Встроенные пресеты позволяют легко получить эффект в его классическом виде и отрегулировать настройки при необходимости. Есть также возможность сохранения пользовательских пресетов. Подробнее
  • Compressor (Компрессор) — сжимает динамический диапазон фонограммы. Одна из основных целей уменьшения динамического диапазона звука — его последующее усиление, которое может быть большим, чем без применения компрессии. Поэтому по умолчанию компрессор после сжатия максимально усиливает звук. Увеличение уровня может быть необходимо для звука, воспроизводимого в шумной среде, например, в автомобиле, или чтобы приблизить отдаленный голос в устройстве связи. Поскольку коэффициент усиления изменяется относительно медленно, компрессор не искажает сигнал так, как Limiter или клиппинг . Подробнее
  • Limiter — мягко приглушает входящий сигнал при превышении им определенного уровня громкости. Лимитинг является одним из видов динамической компрессии. При мастеринге лимитинг часто используется в комбинации с эффектом gain (который, наоборот, усиливает слишком слабые сигналы) для увеличения воспринимаемой громкости фонограммы. Подробнее
  • SC4 — стерео компрессор с настройкой баланса средних/максимальных значений сигнала. Подробнее

Спектральные (частотные) преобразования:

  • Bass and Treble (Басы и ВЧ) — эффект работает как простейший двухполосный эквалайзер, увеличивает и уменьшает отдельно уровень низких и высоких частот. Подробнее
  • Wahwah — эффект, характерный для музыки фанк и диско: периодическое перемещение полосового фильтра по спектру фонограммы. Параметры этого перемещения задаются низкочастотным генератором (LFO), при этом затрагиваются и фазы обоих стереоканалов, так что изменяется не только спектральный состав сигнала, но и его панорама. Подробнее
  • Equalization (Эквалайзер) — позволяет назначить уровень громкости для определенных частот фонограммы. Подробнее
  • High Pass Filter — пропускает сигналы выше частоты среза фильтра и подавляет частоты ниже. Фильтр может быть использован, например, для подавления низкочастотного шума. Подробнее
  • Low Pass Filter — наоборот, пропускает только низкочастотные сигналы (ниже частоты среза фильтра) и подавляет высокочастотные. Фильтр может быть использован, например, для подавления высокочастотного шума. Подробнее
  • Notch Filter — подавляет (notch out) узкую полосу частот. Это хороший способ удалить, например, гул или свист, локализованный на определенной частоте, с минимальным повреждением остальной части фонограммы. Подробнее
  • Spectral edit multi tool — инструмент, как и следующие Spectral edit parametric EQ и Spectral edit shelves, предназначен для работы с выделенной областью в режиме Spectrogram views. Причем, выделенная область должна быть ограничена как по горизонтали (по времени), так и по вертикали (частотный диапазон).
    Выделение спектрального диапазона по умолчанию отключено, чтобы включить эту функцию, в выпадающем меню трека нужно вызвать окно Spectrogram Settings и отметить пункт Enable Spectral Selection.
    После определения выделенной области, эффект применяет к ней соответствующий фильтр. Подробнее
  • Spectral edit parametric EQ — эффект применяется к выделенной (по времени и частному диапазону) области в режиме Spectrogram views (см. выше). Эффект применяет в выденной области полосовой фильтр — ослабление или усиление в зависимости от значения Gain (dB). Подробнее
  • Spectral edit shelves — эффект применяется к выделенной (по времени и частному диапазону) области в режиме Spectrogram views (см. выше). Эффект применяет в выденной области т.н. «полочный» фильтр (shelf filter) — низкочастотный (low shelf filter), высокочастотный (high shelf filter) или комбинацию низкочастотного и высокочастотного фильтров — в соответствии со значением Gain (dB). Подробнее

Пространственная обработка:

  • Phaser (Фейзер) — название происходит от «Phase Shifter», поскольку эффект заключается в комбинировании исходного сигнала и сигнала с измененной фазой. При этом движение сигнала с измененной фазой относительно исходного управляется низкочастотным генератором (LFO), создавая эффект движущегося режекторного фильтра, похожий, но более тонкий, чем флэнжер. Подробнее
  • Reverb (Реверберация) — подмешивает к исходному сигналу его слегка измененные копии, что создает ощущение пространства (т.н. ambience или «эффект зала»). Подробнее
  • Echo (Эхо) — повторяет выделенный фрагмент фонограммы некоторое количество раз, как правило, каждый раз всё тише. При этом временная задержка перед каждым повторением фиксированная и без пауз. См. также Delay. Подробнее
  • Delay — настраиваемый эффект задержки (delay), можно установить время задержки и изменение высоты задержанного сигнала. Подробнее

Модуляция параметров сигнала:

  • Wahwah — см. выше.
  • Phaser (Фейзер) — см. выше.
  • Tremolo — модулирует громкость выделенной области с параметрами, указанными в диалоговом окне вызова эффекта. Подробнее
  • Vocoder — модулирует сигналом левого канала стереотрека (модулятор, обычно, это голос) содержимое правого канала (несущая волна). Для слушателя результатом применения такого эффекта будет модифицированная версия левого канала. Например, результатом модулирования обычным голосом белого шума станет «голос робота». Может быть использована любая несущая волна — музыкальные звуки или шумы. Эффект применяется к нерасщепленному стереотреку. Подробнее

* RMS (Root Mean Square) — метод вычисления среднего значения громкости (average sound level) сигнала. Можно сказать, что уровень RMS (в Audacity обозначен светло-голубым) приблизительно соответствует громкости фонограммы. Подробнее

Источник

Оцените статью