Обращение доминант септ аккорда

Обращение доминант септ аккорда

См. также решения задач

Абызова 265 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 277 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Алексеев 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128

Дубовский, Евсеев, Способин, Соколов (Бригадный) 214а №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 226 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

Обращения доминантсептаккорда

Доминантсептаккорд (D7) имеет 3 обращения: квинтсекстаккорд (D65), терцквартаккорд (D43) и секундаккорд (D2), которые используются там же, где и основной D7, за исключением заключительных каденций, в которых они не применяются.

В серединных каденциях возможно использование D2 после D53. Другие обращения не употребляются. Нормы голосоведения при введении обращений те же, что и при введении D7.

Нормативные разрешения обращений в T отличаются от разрешения D7 только тем, что основной тон D7, находящийся не в басу, остаётся на месте. D65 и D43 разрешаются в трезвучие, D2 — в секстаккорд. Обращения D7 в VI ступень не разрешаются.

Как и основной D7, его обращения могут быть полными, неполными и с секстой. Неполным не может быть лишь D43, он также не используется с секстой. D65 и D2 используются с секстой, которая находится в верхнем голосе, как и в D7.

Как и все другие аккорды, D7 и его обращения могут перемещаться. Они используются в различных мелодических положениях и расположениях. При этом септима должна быть выдержана в одном голосе. Это также происходит и тогда, когда одно обращение D7 переходит в другое. Иногда септима может меняться местами с квинтой. При перемещении D7 допускается более свободное обращение с септимой, но она не должна меняться голосами с примой.

5. Проходящий терцквартаккорд (D43).

D43, взятый между T и T6, называется проходящим, если он появляется на слабом времени такта. Как и в любом проходящем обороте, здесь плавное голосоведение: 2 голоса двигаются параллельно терциями или децимами, общий звук выдерживается на месте, оставшийся голос идет на ступень вниз и обратно.

6. Проходящие аккорды между обращениями D7.

Между обращениями D7 возможны проходящие аккорды. Таким образом получаются проходящие обороты:

D7 — II64 — D65, D65 — S64 — D43

Между D43 и D2 возможно III53. При этом голосоведение плавное.

Особые случаи разрешения D7 и его обращений

В отдельных случаях возможны отступления от нормативных разрешений. Они основаны на переходе неустойчивых звуков не в ближайшие устойчивые.

D функционально получает разрешение в T, но отдельные звуки разрешаются на основе более свободного голосоведения.

1. При разрешении D7 в T терцовый тон D идет не на 2 вверх, а на 3 вниз.

2. Неполный D7 в мелодическом положении терции разрешается в T с удвоением терции. Образуются скачки терцовых тонов.

3. При разрешении D2 возможен скачок квинтового тона в квинтовый тон T, примы в приму T, двойной скачок примы и квинты соответственно в приму и квинту T.

4. D43, расположенный в мелодическом положении основного тона, даёт 2 возможных ненормативных разрешения со скачками на кварту и сексту сопрано, при этом терцовый тон идёт вниз.

5. При разрешении D65 в T квинтовый тон ведется на ступень вверх, в T удваивается терцовый тон, иногда его можно разрешить в T с удвоенной квинтой.

Дополнение. Иногда при разрешении D7 и D2 квинта идет вверх, в T удваивается терцовый тон. D43 идет в T6, при этом септима идет на ступень вверх.

Источник

ОБРАЩЕНИЕ ДОМИНАНТСЕПТАККОРДА.

Правила к билетам 5(V) и 7 (VII)

Билет №1

ИНТЕРВАЛЫ

ИНТЕРВАЛ-это сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний звук — вершиной. Если звуки интервала берутся одновременно, то интервал называется гармоническим, если раздельно — мелодическим.

ПРИМА — интервал, который содержит 1 ступень. Прима называется чистой, если составляет 0 тонов. Чистая прима обозначается ч1.

СЕКУНДА — интервал, который содержит 2 ступени. Секунда называется большой, если составляет 1 тон. Секунда называется малой, если составляет полтона (0,5т). Большая секунда обозначается б2, а малая м2.

ТЕРЦИЯ — интервал, который содержит 3 ступени. Терция называется большой, если составляет 2 тона. Терция называется малой, если составляет полтора тона (1,5т). Большая терция обозначается б3, а малая м3.

КВАРТА — интервал, который содержит 4 ступени. Кварта называется чистой, если составляет два с половиной тона (2,5т). Чистая кварта обозначается ч4.

КВИНТА — интервал, который содержит 5 ступеней. Квинта называется чистой, если составляет три с половиной тона (3,5т). Чистая прима обозначается ч5.

СЕКСТА — интервал, который содержит 6 ступеней. Секста называется малой, если составляет 4 тона. Терция называется большой, если составляет четыре с половиной тона (4,5т). Большая секста обозначается б6, а малая м6.

СЕПТИМА — интервал, который содержит 7 ступеней. Септима называется малой, если составляет 5 тонов. Септима называется большой, если составляет пять с половиной тонов (5,5т). Большая септима обозначается б7, а малая м7.

ОКТАВА — интервал, который содержит 8 ступеней. Октава называется чистой, если составляет 6 тонов. Чистая октава обозначается ч8.

СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ.

Кроме простых интервалов в музыке встречаются интервалы шире октавы. Такие интервалы называются составными, (простой интервал +октава). Они имеют своё название по количеству ступеней:

Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз. При обращении интервалов нужно знать следующие правила:

1. Сумма взаимообращаемых интервалов равна 9.

2. При обращении интервалов большие интервалы переходят в малые, а малые в большие, чистые в чистые, увеличенные в уменьшённые, а уменьшённые в увеличенные.

3. Диссонансы при обращении переходят в диссонансы, а консонансы в консонансы.

Билет№3

ВИДА ТРЕЗВУЧИЙ.

Аккорды состоят из 3х и более звуков. Аккорд, состоящий из 3х звуков, называется трезвучием, из 4х звуков – септаккордом, из 5и звуков – нонаккорд. Трезвучия бывают: мажорные, минорные, увеличенные и уменьшённые.

Мажорные трезвучия Б 5/3 = б3 + м3 строятся в мажоре на ступени I , IV и V
Минорные трезвучия М 5/3 = м3 + б3 строятся в миноре на ступени I и IV
Увеличенные трезвучия ув 5/3 = б3 + б3 строятся в гармоническом миноре на III ступени, в гармоническом мажоре на VI ступени
Уменьшённые трезвучия ум 5/3 = м3 + м3 строятся в гармоническом мажоре на VII и II ступени, в гармоническом миноре на VII и II ступени.

ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА.

ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА:

Тоническое трезвучие на I ступени T5/3

Субдоминантовое трезвучие на IV ступени S5/3

Доминантовое трезвучие на V ступени D5/3

Билет№4

ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ.

ОБРАЩЕНИЕМ ТРЕЗВУЧИЙ называется такой вид трезвучий, в котором нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия. Всего два обращения трезвучия: секстаккорд и квартсекстаккорд.

ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ ОТ ЗВУКОВ:

Б 5/3 = б3 + м3 М 5/3 = м3 + б3
Б 6 = м3 + ч4 М 6 = б3 + ч4
Б 6/4 = ч4 + б3 М 6/4 = ч4 + м3

Билет№5

ТРИТОНЫ.

ТРИТОНЫ – интервалы, которые содержат 3 тона. К ним относятся: увеличенная кварта и уменьшённая квинта. Тритоны – резко звучащие интервалы. В них оба звука неустойчивых и тяготеют к ближайшим устойчивым звукам. При разрешении увеличенной кварты звуки расходятся, а при разрешении уменьшенной квинты звуки сходятся. Увеличенная кварта строится на IV и VI ступени, а уменьшенная квинта строится на VII и II ступени.

ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ.

ХАРАКТЕРНЫМИ ИНТЕРВАЛАМИ гармонического минора называются увеличенные и уменьшенные интервалы, образовавшиеся от повышения VII ступени (за исключением тритона).

ХАРАКТЕРНЫМИ ИНТЕРВАЛАМИ гармонического мажора называются увеличенные и уменьшенные интервалы, образовавшиеся от понижения VI ступени (за исключением тритона).

Билет№6

СЕПТАККОРД.

СЕПТАККОРД – это аккорд, состоящий из 4х звуков, расположенный по терциям. От любой ступени можно построить септаккорд.

ДОМИНАНТОВЫЙ СЕПТАККОРД.

Доминантовый септаккорд (D7) – аккорд, построенный на V ступени. Звуки септаккорда имеют свои названия снизу вверх: нижний звук называется прима (1), терция (3), квинта (5), септима (7). D7 строится в натуральном мажоре и гармоническом миноре. D7 = б3 + м3 + м3

Доминантовый септаккорд – диссонирующий аккорд, так как в его состав входят неустойчивые ступени лада, и диссонирующие интервалы м7 и ум5. Разрешается D7 по принципу ладового тяготения, то есть перехода неустойчивых звуков в устойчивые. При разрешении нижний звук прима идёт скачком в тонику, терция идёт на полутон вверх в тонику, квинта идёт на ступень вниз в тонику, септима идёт вниз в терцию тоники. Таким образом, D7 разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном.

ОБРАЩЕНИЕ ДОМИНАНТСЕПТАККОРДА.

Обращением септаккорда называется такой вид септаккорда, в котором нижним звуком является терцовый, квинтовый и септимовый тон основного септаккорда.

Доминантовый септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.

ОСНОВНОЙ ВИД 1 ОБРАЩЕНИЕ 2 ОБРАЩЕНИЕ 3 ОБРАЩЕНИЕ

1. Обращение D6/5 (доминантовый квинтсекстаккорд) образуется от переноса нижнего звука на октаву вверх. Строится на VII ступени лада. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном.
D6/5 = м3 + м3 + б2

2. Обращение D4/3 (доминантовый терцквартаккорд) образуется от переноса 2х нижних звуков на октаву вверх. Строится на II ступени лада. Разрешается в полное, развёрнутое тоническое трезвучие. D4/3 = м3 + б2 + б3

3. Обращение D2 (доминантовый секундаккорд) образуется от переноса 3х нижних звуков на октаву вверх. Строится на IV ступени лада. Разрешается в тонический секстаккорд (Т6) с удвоенным основным тоном. D2 = б2 + б3 + м3

Билет№7

ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ.

Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный на VII ступени лада. В зависимости от септимы септаккорды бывают:

1.Малый вводный септаккорд (МVII7) – если крайние звуки образуют малую септиму. Малый вводный септаккорд встречается в натуральном мажоре на VII ступени. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном. МVII7 = м3 + м3 + б3

2.Уменьшённый вводный септаккорд (умVII7) – если крайние звуки образуют уменьшённую септиму. Уменьшённый вводный септаккорд встречается в гармоническом мажоре и гармоническом миноре на VII ступени. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном.

умVII7 = м3 + м3 + м3

II СТУПЕНИ СЕПТАККОРД (II7).

Септаккорд II ступени называется субдоминантсептаккордом. Обозначается в мажоре SII7, а в миноре sII7.

Билет№8

Бемольные тональности (Ь):

ДО мажор – ля минор (0 ключевых знаков)

ФА мажор – ре минор (1 Ь)

СИ Ь мажор – соль минор (2 Ь)

МИ Ь мажор – до минор (3 Ь)

ЛЯ Ь мажор – фа минор (4 Ь)

РЕ Ь мажор – си Ь минор (5 Ь)

СОЛЬ Ь мажор – ми Ь минор (6 Ь)

ДО Ь мажор – ля Ь минор (7 Ь)

ДО мажор – ля минор (0 ключевых знаков)

СОЛЬ мажор – ми минор (1 #)

РЕ мажор – си минор (2 #)

ЛЯ мажор — фа # минор (3 #)

МИ мажор — до # минор (4 #)

СИ мажор – соль # минор (5 #)

ФА # мажор – ре # минор (6 #)

ДО # мажор – ля # минор (7 #)

Билет№9

ТРИ ВИДА МИНОРА

Натуральный — минор, в котором ступени не изменены.

Гармонический – минор с повышенной VII ступенью.

Мелодический – минор с повышенной VI и VII ступенью в восходящем движении. В нисходящем движении гамма мелодического минора исполняется как натуральная.

ТРИ ВИДА МАЖОРА

Натуральный — мажор, в котором ступени не изменены.

Гармонический – мажор с пониженной VI ступенью.

Мелодический – минор с пониженной VI и VII ступенью

ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ.

Ионийский лад – напоминает по своему звуковому составу натуральный мажор. Он семиступенный.

Лидийский лад — отличается от натурального мажора повышенной IV ступенью.

Миксолидийский лад – отличается от натурального мажора пониженной VII ступенью.

Эолийский лад – напоминает натуральный минор. Он семиступенный.

Дорийский лад – отличается от натурального минора повышенной VI ступенью.

Фригийский лад – отличается от натурального минора пониженной II ступенью.

ПЕНТАТОНИКА.

Пентатоника – лад, звукоряд которого состоит из 5 ступеней. Лад пентатоники можно получить из натурального мажора и минора путём удаления из них ступеней, образующих тритон. В мажоре удаляется IV и VII ступень, а в миноре – II и VI ступень.

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА.

Хроматическая гамма – гамма, состоящая из полутонов. Хроматическая гамма образуется посредством заполнения больших секунд промежуточными полтонами. В мажорной хроматической гамме не изменяются в восходящем движении III и VI, а в нисходящем движении I и V ступени.

В минорной хроматической гамме не изменяются I и V ступени.

Билет№10

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 2616 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Читайте также:  За горою у колодца ноты
Оцените статью