Обращение доминант септ аккорда
См. также решения задач
Абызова 265 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 277 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Алексеев 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128
Дубовский, Евсеев, Способин, Соколов (Бригадный) 214а №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 226 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Обращения доминантсептаккорда
Доминантсептаккорд (D7) имеет 3 обращения: квинтсекстаккорд (D65), терцквартаккорд (D43) и секундаккорд (D2), которые используются там же, где и основной D7, за исключением заключительных каденций, в которых они не применяются.
В серединных каденциях возможно использование D2 после D53. Другие обращения не употребляются. Нормы голосоведения при введении обращений те же, что и при введении D7.
Нормативные разрешения обращений в T отличаются от разрешения D7 только тем, что основной тон D7, находящийся не в басу, остаётся на месте. D65 и D43 разрешаются в трезвучие, D2 — в секстаккорд. Обращения D7 в VI ступень не разрешаются.
Как и основной D7, его обращения могут быть полными, неполными и с секстой. Неполным не может быть лишь D43, он также не используется с секстой. D65 и D2 используются с секстой, которая находится в верхнем голосе, как и в D7.
Как и все другие аккорды, D7 и его обращения могут перемещаться. Они используются в различных мелодических положениях и расположениях. При этом септима должна быть выдержана в одном голосе. Это также происходит и тогда, когда одно обращение D7 переходит в другое. Иногда септима может меняться местами с квинтой. При перемещении D7 допускается более свободное обращение с септимой, но она не должна меняться голосами с примой.
5. Проходящий терцквартаккорд (D43).
D43, взятый между T и T6, называется проходящим, если он появляется на слабом времени такта. Как и в любом проходящем обороте, здесь плавное голосоведение: 2 голоса двигаются параллельно терциями или децимами, общий звук выдерживается на месте, оставшийся голос идет на ступень вниз и обратно.
6. Проходящие аккорды между обращениями D7.
Между обращениями D7 возможны проходящие аккорды. Таким образом получаются проходящие обороты:
D7 — II64 — D65, D65 — S64 — D43
Между D43 и D2 возможно III53. При этом голосоведение плавное.
Особые случаи разрешения D7 и его обращений
В отдельных случаях возможны отступления от нормативных разрешений. Они основаны на переходе неустойчивых звуков не в ближайшие устойчивые.
D функционально получает разрешение в T, но отдельные звуки разрешаются на основе более свободного голосоведения.
1. При разрешении D7 в T терцовый тон D идет не на 2 вверх, а на 3 вниз.
2. Неполный D7 в мелодическом положении терции разрешается в T с удвоением терции. Образуются скачки терцовых тонов.
3. При разрешении D2 возможен скачок квинтового тона в квинтовый тон T, примы в приму T, двойной скачок примы и квинты соответственно в приму и квинту T.
4. D43, расположенный в мелодическом положении основного тона, даёт 2 возможных ненормативных разрешения со скачками на кварту и сексту сопрано, при этом терцовый тон идёт вниз.
5. При разрешении D65 в T квинтовый тон ведется на ступень вверх, в T удваивается терцовый тон, иногда его можно разрешить в T с удвоенной квинтой.
Дополнение. Иногда при разрешении D7 и D2 квинта идет вверх, в T удваивается терцовый тон. D43 идет в T6, при этом септима идет на ступень вверх.
Источник
ОБРАЩЕНИЕ ДОМИНАНТСЕПТАККОРДА.
Правила к билетам 5(V) и 7 (VII)
Билет №1
ИНТЕРВАЛЫ
ИНТЕРВАЛ-это сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний звук — вершиной. Если звуки интервала берутся одновременно, то интервал называется гармоническим, если раздельно — мелодическим.
ПРИМА — интервал, который содержит 1 ступень. Прима называется чистой, если составляет 0 тонов. Чистая прима обозначается ч1.
СЕКУНДА — интервал, который содержит 2 ступени. Секунда называется большой, если составляет 1 тон. Секунда называется малой, если составляет полтона (0,5т). Большая секунда обозначается б2, а малая м2.
ТЕРЦИЯ — интервал, который содержит 3 ступени. Терция называется большой, если составляет 2 тона. Терция называется малой, если составляет полтора тона (1,5т). Большая терция обозначается б3, а малая м3.
КВАРТА — интервал, который содержит 4 ступени. Кварта называется чистой, если составляет два с половиной тона (2,5т). Чистая кварта обозначается ч4.
КВИНТА — интервал, который содержит 5 ступеней. Квинта называется чистой, если составляет три с половиной тона (3,5т). Чистая прима обозначается ч5.
СЕКСТА — интервал, который содержит 6 ступеней. Секста называется малой, если составляет 4 тона. Терция называется большой, если составляет четыре с половиной тона (4,5т). Большая секста обозначается б6, а малая м6.
СЕПТИМА — интервал, который содержит 7 ступеней. Септима называется малой, если составляет 5 тонов. Септима называется большой, если составляет пять с половиной тонов (5,5т). Большая септима обозначается б7, а малая м7.
ОКТАВА — интервал, который содержит 8 ступеней. Октава называется чистой, если составляет 6 тонов. Чистая октава обозначается ч8.
СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ.
Кроме простых интервалов в музыке встречаются интервалы шире октавы. Такие интервалы называются составными, (простой интервал +октава). Они имеют своё название по количеству ступеней:
Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз. При обращении интервалов нужно знать следующие правила:
1. Сумма взаимообращаемых интервалов равна 9.
2. При обращении интервалов большие интервалы переходят в малые, а малые в большие, чистые в чистые, увеличенные в уменьшённые, а уменьшённые в увеличенные.
3. Диссонансы при обращении переходят в диссонансы, а консонансы в консонансы.
Билет№3
ВИДА ТРЕЗВУЧИЙ.
Аккорды состоят из 3х и более звуков. Аккорд, состоящий из 3х звуков, называется трезвучием, из 4х звуков – септаккордом, из 5и звуков – нонаккорд. Трезвучия бывают: мажорные, минорные, увеличенные и уменьшённые.
Мажорные трезвучия | Б 5/3 = б3 + м3 строятся в мажоре на ступени I , IV и V |
Минорные трезвучия | М 5/3 = м3 + б3 строятся в миноре на ступени I и IV |
Увеличенные трезвучия | ув 5/3 = б3 + б3 строятся в гармоническом миноре на III ступени, в гармоническом мажоре на VI ступени |
Уменьшённые трезвучия | ум 5/3 = м3 + м3 строятся в гармоническом мажоре на VII и II ступени, в гармоническом миноре на VII и II ступени. |
ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА.
ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА:
Тоническое трезвучие на I ступени T5/3
Субдоминантовое трезвучие на IV ступени S5/3
Доминантовое трезвучие на V ступени D5/3
Билет№4
ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ.
ОБРАЩЕНИЕМ ТРЕЗВУЧИЙ называется такой вид трезвучий, в котором нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия. Всего два обращения трезвучия: секстаккорд и квартсекстаккорд.
ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ ОТ ЗВУКОВ:
Б 5/3 = б3 + м3 | М 5/3 = м3 + б3 |
Б 6 = м3 + ч4 | М 6 = б3 + ч4 |
Б 6/4 = ч4 + б3 | М 6/4 = ч4 + м3 |
Билет№5
ТРИТОНЫ.
ТРИТОНЫ – интервалы, которые содержат 3 тона. К ним относятся: увеличенная кварта и уменьшённая квинта. Тритоны – резко звучащие интервалы. В них оба звука неустойчивых и тяготеют к ближайшим устойчивым звукам. При разрешении увеличенной кварты звуки расходятся, а при разрешении уменьшенной квинты звуки сходятся. Увеличенная кварта строится на IV и VI ступени, а уменьшенная квинта строится на VII и II ступени.
ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ.
ХАРАКТЕРНЫМИ ИНТЕРВАЛАМИ гармонического минора называются увеличенные и уменьшенные интервалы, образовавшиеся от повышения VII ступени (за исключением тритона).
ХАРАКТЕРНЫМИ ИНТЕРВАЛАМИ гармонического мажора называются увеличенные и уменьшенные интервалы, образовавшиеся от понижения VI ступени (за исключением тритона).
Билет№6
СЕПТАККОРД.
СЕПТАККОРД – это аккорд, состоящий из 4х звуков, расположенный по терциям. От любой ступени можно построить септаккорд.
ДОМИНАНТОВЫЙ СЕПТАККОРД.
Доминантовый септаккорд (D7) – аккорд, построенный на V ступени. Звуки септаккорда имеют свои названия снизу вверх: нижний звук называется прима (1), терция (3), квинта (5), септима (7). D7 строится в натуральном мажоре и гармоническом миноре. D7 = б3 + м3 + м3
Доминантовый септаккорд – диссонирующий аккорд, так как в его состав входят неустойчивые ступени лада, и диссонирующие интервалы м7 и ум5. Разрешается D7 по принципу ладового тяготения, то есть перехода неустойчивых звуков в устойчивые. При разрешении нижний звук прима идёт скачком в тонику, терция идёт на полутон вверх в тонику, квинта идёт на ступень вниз в тонику, септима идёт вниз в терцию тоники. Таким образом, D7 разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном.
ОБРАЩЕНИЕ ДОМИНАНТСЕПТАККОРДА.
Обращением септаккорда называется такой вид септаккорда, в котором нижним звуком является терцовый, квинтовый и септимовый тон основного септаккорда.
Доминантовый септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.
ОСНОВНОЙ ВИД | 1 ОБРАЩЕНИЕ | 2 ОБРАЩЕНИЕ | 3 ОБРАЩЕНИЕ |
1. Обращение D6/5 (доминантовый квинтсекстаккорд) образуется от переноса нижнего звука на октаву вверх. Строится на VII ступени лада. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном.
D6/5 = м3 + м3 + б2
2. Обращение D4/3 (доминантовый терцквартаккорд) образуется от переноса 2х нижних звуков на октаву вверх. Строится на II ступени лада. Разрешается в полное, развёрнутое тоническое трезвучие. D4/3 = м3 + б2 + б3
3. Обращение D2 (доминантовый секундаккорд) образуется от переноса 3х нижних звуков на октаву вверх. Строится на IV ступени лада. Разрешается в тонический секстаккорд (Т6) с удвоенным основным тоном. D2 = б2 + б3 + м3
Билет№7
ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ.
Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный на VII ступени лада. В зависимости от септимы септаккорды бывают:
1.Малый вводный септаккорд (МVII7) – если крайние звуки образуют малую септиму. Малый вводный септаккорд встречается в натуральном мажоре на VII ступени. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном. МVII7 = м3 + м3 + б3
2.Уменьшённый вводный септаккорд (умVII7) – если крайние звуки образуют уменьшённую септиму. Уменьшённый вводный септаккорд встречается в гармоническом мажоре и гармоническом миноре на VII ступени. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном.
умVII7 = м3 + м3 + м3
II СТУПЕНИ СЕПТАККОРД (II7).
Септаккорд II ступени называется субдоминантсептаккордом. Обозначается в мажоре SII7, а в миноре sII7.
Билет№8
Бемольные тональности (Ь):
ДО мажор – ля минор (0 ключевых знаков)
ФА мажор – ре минор (1 Ь)
СИ Ь мажор – соль минор (2 Ь)
МИ Ь мажор – до минор (3 Ь)
ЛЯ Ь мажор – фа минор (4 Ь)
РЕ Ь мажор – си Ь минор (5 Ь)
СОЛЬ Ь мажор – ми Ь минор (6 Ь)
ДО Ь мажор – ля Ь минор (7 Ь)
ДО мажор – ля минор (0 ключевых знаков)
СОЛЬ мажор – ми минор (1 #)
РЕ мажор – си минор (2 #)
ЛЯ мажор — фа # минор (3 #)
МИ мажор — до # минор (4 #)
СИ мажор – соль # минор (5 #)
ФА # мажор – ре # минор (6 #)
ДО # мажор – ля # минор (7 #)
Билет№9
ТРИ ВИДА МИНОРА
Натуральный — минор, в котором ступени не изменены.
Гармонический – минор с повышенной VII ступенью.
Мелодический – минор с повышенной VI и VII ступенью в восходящем движении. В нисходящем движении гамма мелодического минора исполняется как натуральная.
ТРИ ВИДА МАЖОРА
Натуральный — мажор, в котором ступени не изменены.
Гармонический – мажор с пониженной VI ступенью.
Мелодический – минор с пониженной VI и VII ступенью
ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ.
Ионийский лад – напоминает по своему звуковому составу натуральный мажор. Он семиступенный.
Лидийский лад — отличается от натурального мажора повышенной IV ступенью.
Миксолидийский лад – отличается от натурального мажора пониженной VII ступенью.
Эолийский лад – напоминает натуральный минор. Он семиступенный.
Дорийский лад – отличается от натурального минора повышенной VI ступенью.
Фригийский лад – отличается от натурального минора пониженной II ступенью.
ПЕНТАТОНИКА.
Пентатоника – лад, звукоряд которого состоит из 5 ступеней. Лад пентатоники можно получить из натурального мажора и минора путём удаления из них ступеней, образующих тритон. В мажоре удаляется IV и VII ступень, а в миноре – II и VI ступень.
ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА.
Хроматическая гамма – гамма, состоящая из полутонов. Хроматическая гамма образуется посредством заполнения больших секунд промежуточными полтонами. В мажорной хроматической гамме не изменяются в восходящем движении III и VI, а в нисходящем движении I и V ступени.
В минорной хроматической гамме не изменяются I и V ступени.
Билет№10
Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 2616 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник