Образовательные технологии преподавателя фортепиано

«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»

«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»

Мария Анатольевна Карабак

ГБУ ДО НАО «ДШИ п. Искателей»

НАО, п. Искателей

Полное взаимопонимание учителя и ученика

— одно из важных условий плодотворности

Одной из задач музыкального образования в условиях детской школы искусств является формирование будущей самостоятельности ученика, пробуждение и развитие интереса к музыке и искусству в целом, воспитание культуры и веры в свои возможности.

Современная ситуация в музыкальном образовании сегодня складывается таким образом, что педагогу приходится обучать детей самого различного уровня одарённости и подготовки. Многие из учеников не имеют к моменту поступления в школу необходимого уровня развития музыкальных способностей и умения учиться. Ребенок приходит в музыкальную школу и педагогу приходится обучать его, независимо от уровня музыкальных данных. В процессе обучения ученик должен получить необходимые навыки и знания. При этом важной задачей педагога является поиск новых методов и технологий, отвечающих интересам современной молодёжи и эффективно влияющих на формирование их музыкальных знаний, умений и навыков.

Анализ собственного педагогического опыта позволяет мне проследить использование инновационных педагогических технологий в различных видах деятельности с целью мотивации учащихся к творчеству на основе выявления их личностных интересов.

Информационные компьютерные технологии мы применяем при разучивании новых произведений. Их использование позволяет ученику узнать сведения о композиторах, ознакомиться с краткой характеристикой их творчества, прослушать сочинения, найти информацию об исполняемых музыкальных произведениях, а так же, с помощью интернета мы можем найти необходимый нотный материал, подходящие аудио и видеоматериалы, картины, фото и другие материалы, помогающие в работе над раскрытием образа в музыкальном произведении. На сольном концерте моей ученицы мы использовали презентацию для разнообразия восприятия информации, установления контакта с публикой и наглядного изображения успехов ученицы.

Проблемно-развивающая технология способствует тесному сотрудничеству учителя и ученика. У детей проявляется неподдельный повышенный интерес и при подготовке домашнего задания, и непосредственно на уроке. Например, работая над пьесой Н. Тороповой «Цветок и бабочки», мы использовали для раскрытия музыкального образа следующие материалы: иллюстрации различных цветков и бабочек, ученица нарисовала свой рисунок, изображающий данные образы, словесно охарактеризовывали их, описывали внешний вид. Ребёнку предлагалось представить силой своего воображения эти яркие персонажи. Такая технология способствует формированию мышления учеников, умений и навыков активного речевого общения, формирует положительные эмоции на уроке.

Частично мы применяем технологии эффективных уроков, а именно уроки фортепиано основаны на межпредметных связях (с сольфеджио, слушанием музыки, музыкальной литературой, историей, литературой, физикой и т.д.). На уроках мы исследуем, делаем устные рецензии (т.е. анализируем, например, прошедший академический концерт), публичные формы общения – интернет-конкурсы (используем видеозаписи собственных уроков, выступлений).

Также, на уроках фортепиано мы прибегаем к технологии коллективной творческой деятельности и взаимоконтроля. На таких уроках учащиеся работают парами в ансамбле. Им предоставляется возможность самостоятельно находить творческие решения в изучаемом произведении, а так же слушать друг друга и корректировать ошибки своего партнёра.

Не обойтись на уроках фортепиано и без здоровьесберегающих технологий. В целях экономии образовательных ресурсов ученика, сохранения внимания и улучшения качества усвоения материала, а так же во избежание некорректного использования игрового аппарата мы выполняем различные физические упражнения в зависимости от стоящей перед нами задачи на данном этапе обучения. А так же соблюдаем требования СанПина и элементарные правила гигиены.

Личностно-ориентированные методы и технология уровневой дифференциации обучения. Такое обучение создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Программа дифференцированного подхода развития каждого ребёнка предусматривает учёт индивидуальных, психологических особенностей, художественно-творческих способностей, состояния здоровья и ситуации в семье.

Источник

Статья «Применение инновационных методов обучения в классе фортепиано»

Муниципальное бюджетное учреждение

Методическая разработка на тему:

«Применение инновационных методов обучения в классе фортепиано»

Применение ПК на уроках фортепиано в ДМШ и ДШИ.

Использование интернет-ресурсов в домашнем обучении.

Личность учащегося развивает только развивающаяся личность педагога. Педагоги музыкальных школ и школ искусств – это большой отряд образованных, опытных и высокопрофессиональных специалистов, которые обучают и воспитывают детей и подростков, открывая перед ними мир «прекрасного и высокого». Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей ДШИ и ДМШ, решить которую помогают современные образовательные технологии. Они позволяют не только развивать творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства учащихся, но и позволяют проводить большую исследовательскую работу. И если к безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся, добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, быть энтузиастом, тогда наша работа будет всегда успешной.

Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающих технологий повышает эффективность и результативность обучения, создает активные условия для воспитания личности ребенка. Компьютерное обучение сейчас рассматривается как педагогическая технология. Необходимо учитывать современные тенденции в образовании, ориентированные на интенсивность и креативность обучения. Важно владеть новыми технологиями и информационными источниками, чтобы заинтересовать учащихся, повысить мотивацию к предмету фортепиано, а также повысить результаты педагогической деятельности.

Применение ПК на уроках фортепиано в ДМШ и ДШИ

Применение ПК в музыкальном образовании обеспечивает высокую степень наглядности, поддерживает и развивает знания, умения и навыки, помогает организовать различные формы креативности на уроке. Использование музыкально-компьютерных технологий в классе фортепиано – один из способов формирования компетентностной личности ребенка.

Чтобы оптимизировать учебный процесс в классе фортепиано полезно использовать медиаматериалы в работе над характером, образом, содержанием музыкального произведения, стилем исполнения, в самостоятельной работе учащихся, при подготовке к выступлению на конкурсах, концертах. Это: иллюстрации картин, альбомы, книги, архитектура, нотные сборники, аудио, видео записи, вопросы в виде викторины, и т.д.. Учащимся дается информация по композиторам, по музыкальным произведениям, которые изучаются в классе, о стиле исполнения этих произведений, о исторической эпохе, в которой жили композиторы, наглядный материал: портреты композиторов, различные картины природы, фотографии и рисунки музыкальных инструментов, дидактические карточки по разным разделам музыкальной грамоты. Если раньше затрачивались большие усилия по сбору информации и наглядных пособий, сейчас, благодаря компьютеру, огромные возможности по сбору медиаматериалов, и все это красочно, убедительно и интересно для учащихся.

Эффективность обучения по предмету фортепиано с применением компьютерных технологий повышается. Компьютерные программы активизируют развитие воображения, мышления, музыкального восприятия; использование новых информационных технологий способствует созданию конкретных образов, делают абстрактные знания учащихся более осмысленными, благодаря чему активизируется творческая активность учащихся. Тем самым, применение новых информационных технологий помогает активизировать познавательную деятельность, повысить эффективность и результативность урока, дает возможность реализации самообразования учащихся. Новые информационные технологии повышают мотивацию учащихся к занятиям фортепиано, оказывают воздействие на развитие личности ребенка, раскрывают творческий потенциал детей.

Важно отметить, что применение компьютерных технологий может помочь на начальном этапе обучения, которое является одним из самых важных в профессиональном обучении музыканта. Главнейшей из первоначальных задач является «зажечь», «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки, не отрывая его от естественной для его возраста «игровой фазы», необходимо строить урок в форме увлекательной игры. В этом нам и поможет ПК. В процессе обучения стоит применять музыкальный материал, рисунки, фортепианные загадки, головоломки, а так же музыкальные викторины. Отдельно хочу отметить обучающие видео-уроки для детей. В них музыкальная грамота изложена доступным для ребенка языком, красочно и ярко, что позволяет учащемуся быстрее освоить материал.

Конечно ПК- помощник учителя, но он не должен совсем его заменять. В основе учебного процесса лежат педагогические технологии. Компьютеру же поручена деятельность, дополняющая деятельность преподавателя.

Использование интернет-ресурсов в домашнем обучении

Словосочетание “компьютерное обучение” многих просто пугает. Мы всегда гордились человеческим фактором в воспитании музыканта, тонким проникновением в душу. При этом новые направления и инструменты вовсе не исключают мирного сосуществования со всем тем, что всегда пользовалось традиционным признанием, вместе с тем предлагая сегодняшней школе искусств большой спектр явных преимуществ.

Пользуясь интернет-ресурсами, ученики старших классов, например, могут составить реферат, глубокий по смыслу и содержанию, найти редкие материалы, интереснейшие факты, отыскать забытые по многим причинам источники.

Вовлекать учащихся в работу с инновационными технологиями можно уже с младших классов. Не секрет, что наши маленькие ученики, приходя в школу, владеют компьютером и могут воспользоваться возможностями Интернета, зачастую без помощи родителей. Важно лишь уметь компетентно сформировать мотивацию к этому, начиная с малого, например, создания презентации по освоению элементов музыкальной грамоты или прослушивания исполнения изучаемого произведения, просмотра портретов великих композиторов.

В средних и старших классах можно предложить использование интернет-ресурсов для поиска нужных нот на сайтах, послушать изучаемое произведение в различных исполнениях. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы. Следует отметить, что кроме знаний и умений, юные музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений. Таким образом, создается симбиоз рационального мышления и эмоционального восприятия, что очень важно как для подготовки к экзамену, классному или общешкольному концерту, так и к серьёзным региональным, всероссийским и международным конкурсам.

Что предлагает современная информационная компьютерная система — интернет? В США, например, давно существует компьютерная помощь желающим. Если войти на сайт “моя школа онлайн” (то есть — моя школа в реальном времени), то можно совершить увлекательное путешествие в мир музыки: тому, кто собрался заниматься музыкой, предлагается огромный перечень того, с чего можно начать занятие. Это разнообразные игры, музыкальный хронограф под названием “этот день в музыкальной истории”, информацию о музыке и других искусствах. И все это можно узнать, нажав определенную кнопку, не тратя усилий по поиску тех или иных сведений. Там, где есть компьютер, существует масса выигрышных моментов — компьютер берет на себя рутинную работу, оставляя пользователю простор для творческого самовыражения, и музыкальная деятельность не является исключением.

В своей практике я часто предлагаю учащимся найти определенный материал в сети Интернет на различных сайтах, где представлены биографии композиторов и множество классической музыки, музыка различных стилей и направлений, а также тексты, история создания и аудиозаписи различных произведений.

belcanto.ru – Энциклопедия Belcanto.ru — это более 1500 статей о классической музыке, опере и балете, кроме того на сайте представлены новости классической музыки, биографии композиторов и исполнителей, произведения, словарь, записи, электронные книги.

classic-online.ru — Крупнейший в интернете архив классической музыки и нот. На сайте представлена классификация всех известных композиторов и исполнителей по алфавиту, странам, направлениям и эпохам.

notes.tarakanov.net — «Нотный архив Бориса Тараканова» — старейший нотный архив рунета, огромное количество нот, самоучителей и учебных пособий, можно скачать даже чистый нотный лист для печати.

Так же существует множество биографических фильмов, мультфильмов, мультимедийных проектов о композиторах и исполнителях, с которыми полезно ознакомить учащихся. Например:

Серия мультфильмов «Исторические личности» одна из серий посвящена Бетховену, мультсериал «Маленький Моцарт» — для младших и средних классов.

Мультимедийный проект «Сказки старого пианино» выпуски о Чайковском, Прокофьеве, Шумане, Моцарте, Бетховене — для старших классов.

Так же очень рекомендуются к просмотру лекции Михаила Казиника — советский, российский и шведский скрипач , пианист, лектор-музыковед, искусствовед, педагог , культуролог. Казиник является соавтором и главным действующим лицом цикла телепередач «В свободном полёте», рассматривающих загадки творчества гениев разных жанров, стилей, эпох и стран, а также ведущим авторской программы «Тайные знаки культуры». Эти лекции будут интересны в том числе и преподавателям.

Хотелось бы отметить так же заочные интернет-конкурсы, как один из инновационных видов работы с учащимися.

Интернет-конкурсы очень помогут тем участникам кому трудно выезжать на очные конкурсы (часто конкурсы организовывают в далеких от нашего региона городах, финансовые проблемы, не позволяет состояние здоровья), кто хочет успешнее подготовиться к важному выступлению (участие в интернет-конкурсе позволяет получить индивидуальные рекомендации от членов жюри, на что стоит обратить внимание, что исправить в первую очередь).

Примеры дистанционных конкурсов.

Международный конкурс «Гордость России»

Всероссийский конкурс «Вокальное и музыкальное творчество»

Всероссийский конкурс «Мои таланты»

Всероссийский конкурс «Гордость России»

Всероссийский творческий конкурс «Талантоха»

Всероссийский конкурс «Изумрудный город»

Международный конкурс для детей и молодежи «Все талантливы!»

Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Гордость нации»

Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Время талантливых»

Всероссийский конкурс «Ты гений»

Всероссийский конкурс «Надежды России»

Всероссийский конкурс «Я – музыкант»

Всероссийский конкурс «Древо талантов»

Всероссийский дистанционный конкурс для детей и педагогов

Всероссийский конкурс «Твори! Участвуй! Побеждай!»

Всероссийский музыкальный конкурс «Инструментальное исполнительство»

Использование информационных технологий в образовательном процессе предоставляет преподавателю большие возможности при проведении урока, делает занятие более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Во время занятий музыкой использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего, — это повышение интереса к обучению и к учебно-познавательной деятельности, усвоение учебного материала, активизация познавательной деятельности, реализация творческого потенциала учащихся.

Музыкальные занятия должны быть современными, педагоги должны широко использовать современные компьютерные программы, а воспитанники — больше использовать компьютер в подготовке к занятиям, закреплении материала, ответах на интересующие вопросы по музыкальным предметам. Современные компьютерные технологии обеспечивают разнообразие, доступность и оригинальность учебной информации в отличие от традиционных средств обучения музыки. Они помогают педагогу сделать процесс обучения более эффективным и качественным.

Автор: Кузнецова Марина Андреевна → Публикатор

—> 26.10.2020 0 872 86

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Оцените статью