Общее фортепиано 20 минут

Научиться играть на пианино за 20 минут в день

Секрет в регулярности

Всем нравится, как звучит фортепиано, но когда речь идёт о том чтобы научиться играть, большинство отказывается, аргументируя это тем, что нет желания и возможности тратить несколько часов в день на репетиции.

Но ведь для того, чтобы научиться играть на фортепиано совершенно не обязательно сидеть и разучивать произведения по пол дня. Достаточно посвящать этому не более 20 минут в день! Такой метод не даст вам даже задуматься над тем, что у вас что-то не получается, вы только устали, а результата особо никакого и это занятие вам надоело.

Итак, что же можно успеть выучить за 20 минут в день? Возьмите произведение, над которым планируете работать, разделите его на несколько частей и каждый день посвящайте разучиванию одной части.

Распространенная ошибка

Обратите внимание, многие изначально выбирают отрывок больше, чем смогут выучить, так что если за 20 минут не удалось разучить часть, которую вы для себя выделили, ни в коем случае не расстраивайтесь! Просто разделите эту часть ещё на две и вторую оставьте на завтра. Таким образом, можно гораздо быстрее достичь желаемого результата не затрачивая время на многочасовые репетиции.

Также есть ещё один способ занятий по 20 минут. Повторите выбранный вами отрывок семь раз. Если после этого вы его не запомнили, значит, отрывок слишком велик и нужно уменьшить его и снова проиграть семь раз. И так уменьшать отрывки нужно до тех пор, пока вы не сможете выучить его за семь повторений. Не переживайте если придётся уменьшить отрывок даже до двух-трёх нот, повторив очень короткие отрывки по семь раз вы быстрее разучите произведение, чем если бы часами мучили длинные части. Только хорошо запомнив выбранный отрывок можно переходить к следующему, не забывая о том, что нужно отдельно разучить переходные ноты от одного отрывка к другому — чтобы избежать запинок.

Читайте также:  Ноты всех октав для детей

Конечно, при таком обучении игре на фортепиано, сначала будет непривычно, но в дальнейшем, глядя на новое произведение, вы сразу определите, на сколько отрывков его нужно разделить и сколько времени понадобится, чтобы его выучить. К тому же со временем длина отрывков будет увеличиваться, соответственно произведения станут разучиваться быстрее, а игра станет профессиональней.

Источник

Уроки фортепиано

Как правильно организовать свои занятия на фортепиано

Как ни странно, несмотря на десятки и сотни обучающих курсов, обилие статей и литературы на тему «Как научиться играть на фортепиано», мы прогрессируем медленнее, чем хотелось бы. И дело даже не в нашей занятости и малом количестве времени на занятия. Люди чаще всего просто неправильно занимаются.

Мы рассмотрим не стандартные, но базовые принципы подхода к своему обучению.

• СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ нужно заниматься на фортепиано, чтобы добиться результата?

Взрослые люди, как ни странно, прогрессируют быстрее 7-12-летних детей и при правильной организации занятия могут извлечь больше пользы из меньших по времени занятий.

1) Если Вы готовитесь к профессиональной карьере, заниматься придется часто и много – в основном ежедневно по 3-4 часа. Вспомните мастеров спорта — они тренируются ежедневно по 2 тренировки в день. Это необходимо для поддержания мышц в нужной форме. При игре на фортепиано тоже задействованы мышцы и им нужны точно такие же ежедневные нагрузки.

2) Если Вы занимаетесь для собственного развития и удовольствия, то минимально в день нужно уделять около 30-40 минут. Как правило, такие занятия не приводят к интенсивному прогрессу, но не позволяют утратить уже имеющиеся навыки. Постепенно Ваш уровень будет расти, но этот рост может показаться Вам меньше ожидаемого. Лучше выбрать режим «2 раза в день по 30 минут», чем «1 раз в день по часу».

3) Если Вы хотите «оставаться в форме», но при этом у Вас нет ежедневно времени для занятий, то Вам подойдёт режим занятий 2-3 раза в неделю по 40-60 минут.

Для расчета времени занятий важно не только «Сколько заниматься?», но главное «Как заниматься?». Ведь можно просидеть 2 часа за роялем, лениво ковыряя одно упражнение – и так и не освоить его.

• Итак, КАК ЗАНИМАТЬСЯ?

1 ЭТАП: если Вы только начинаете или переосмысливаете свой уровень, необходимо поставить правильную конечную цель и промежуточные цели. Это не нужно делать каждый день, но раз в 3-6 месяцев задуматься стоит.

Возможные конечные цели:
— играть джаз и импровизировать
— сочинять фортепианную музыку
— научиться играть по нотам
— научиться быстро подбирать музыку
— аккомпанировать себе или певцу в нужном стиле
Цели могут быть самыми разными и для каждой из них вектор занятий будет отличаться.

Возможные промежуточные цели:
— выучить септаккорды
— освоить быстрое чтение нот в басовом ключе
— развить точное воспроизведение триолей
— освоить аккомпанемент «гуляющий бас»
и другие…

2 ЭТАП: разбить промежуточные цели на мелкие кусочки и на каждом занятии успевать узнавать что-либо новое для достижения промежуточной цели.
Пример: промежуточная цель — освоить септаккорды. Цель на сегодня — отработать построение большого мажорного и малого минорного аккорда от любой ноты со всеми обращениями.
На отработку такого небольшого кусочка должно уходить не более 20-30 минут от общего времени занятия. Таким образом Вы каждый день будете прогрессировать в своих знаниях и навыках, которые приблизят Вас к нужной цели.

3 ЭТАП: выстроить удобный режим занятий, чтобы в них хватало времени на всё. Например, у Вас есть всего 30 минут в день. Конечная цель — овладеть джазовой импровизацией. Промежуточная цель: отработка импровизации по пентатонике. Цель на сегодня — поимпровизировать по мажорной пентатонике от нот Фа, Соль, Ля.
Выстраиваем занятие:
1) 10 минут на отработку упражнений на развитие техники игры.
2) 10 минут на игру любимых произведений, выученных ранее (успеете сыграть не более 3х)
3) 10 минут на импровизацию по пентатонике от нот Фа, Соль, Ля.
При такой разбивке на 10-минутные отрезки Вы исключаете режим «скуки» за роялем и Вам вдруг начинает казаться, что Вы не успеваете сделать всего задуманного за эти полчаса. Вам начинает нравиться добиваться результата по освоению нового и Вы автоматически начинаете увеличивать время занятий. О ДА! Это кайф!

• «УТРО ВЕЧЕРА МУДРЕНЕЕ»?!

Практика показывает: «утро вечера мудренее». То есть повторение произведения по 40 минут в день дает тот же результат, что и игра по 10-15 минут 2 раза: вечером и утром следующего дня. Такое же правило применимо и для разбиения занятия на утренний и вечерний подходы. Это связано с тем, что мозгу необходимо время на «обработку входящих данных».
К примеру, поработайте над сложным местом 10 минут, и даже если оно так и не стало получаться, оставьте его, а завтра увидите, что оно теперь получается в 2 раза лучше. Если не бросить заниматься, а продолжить упорно работать над ним ещё 20 минут, серьезных улучшений игры не будет. Получается, что для отработки произведения мозгу нужно дать задание и подождать выполнения. А выполнить задание по закреплению материала он может только во время отдыха (сон, смена деятельности).

Кто-то скажет, что занятия, при которых на одно упражнение из многих тратится по 10 минут в день, низкоэффективны, что за 10 минут никакие навыки не успевают закрепиться. Но как только вы разобьёте их на утренний и вечерний сеансы по 5 минут – результат вас поразит!

Источник

Преподавание общего фортепиано в ДШИ

Класс: 11

Введение

Предмет общее фортепиано является дополнительным предметом в учебном плане школ искусств. Прохождение общего курса фортепианной игры («курс фортепиано для не пианистов» — данный термин впервые обнаруживается в методической записке, датированной 1918 годом, разработанной специальной комиссией Московской консерватории под руководством А.Гольденвейзера. Фортепиано, как ни один из существующих инструментов, обладает богатейшими воспроизводящими возможностями: «…Рояль способен на свой лад интерпретировать любое музыкальное явление»; «…это инструмент эстрады и быта, солист и аккомпаниатор, обладающий многими возможностями оркестра, красотой человеческого голоса».

Ещё в 1897 году В.Гутор, в частности, писал: «…фортепиано самый удобный и полный инструмент для изучения музыки…». Не случайно, курс фортепиано стал общим, объединив проблемы музыкального становления и формирования музыкантов всех специальностей.

В отличие от многих учебных предметов в музыкальных учебных заведениях предмет «общее фортепиано» не оснащен в достаточной степени научно-методической литературой.

Решению многих проблем данной дисциплины способствовало бы определение специфики предмета общее фортепиано в сравнении его с курсом специального фортепиано. Нельзя сказать, что своеобразие занятий по фортепиано с музыкантами разных специальностей не ощущалось педагогами-исследователями прошлого. Так, в 20-е годы ХХ века одним из первых исследователей в области теории и методики общего фортепиано стал преподаватель Ленинградской консерватории ЗАГОРНЫЙ Нестор Николаевич (1887–1969) – пианист, композитор, педагог.

Окончил СПб консерваторию по классу теории композиции и в 1915 году по классу фортепиано Л.Николаева. Профессор Ленинградской консерватории.) Фортепианная игра как вспомогательный в музыкальном образовании предмет (Опыт методического обоснования общего курса игры на фортепиано) – первая попытка выявить особенности курса как учебного предмета, подчеркнуть его отличие от специального фортепиано. Как никогда актуальны сегодня предложения автора о направленности всего учебного процесса на запросы практики, установка на специфические, связанные со специальностью ученика, репертуар и формы работы. Прогрессивна и основополагающая идея ориентации процесса обучения на разностороннюю музыкальную деятельность ученика-инструменталиста, вокалиста, на воспитание образованного, культурного человека в широком смысле слова.

Развитие теории общего фортепиано в последующее десятилетие связано с именем Б.Яворского, в частности с его Методической хрестоматией по курсу общего фортепиано. Занимаясь с учащимися в классе общего фортепиано, он справедливо полагал, что от уровня владения инструментом зависит уровень музыкального образования в целом, т.к. фортепианная подготовка музыканта в значительной степени определяется возможностью широкого охвата и глубокого усвоения дисциплин музыкально-теоретического цикла. Наряду с теоретическим материалом по вопросам курса хрестоматия содержит учебно-педагогический репертуар, отбор которого воплотил идею автора о главной цели предмета – «познания музыки во всём её разнообразии через фортепиано». «Цель составления и выпуска настоящей хрестоматии, – писал Б.Яворский, – восполнить огромный пробел, существующий до сих пор в области музыкальной литературы для курса, так называемого общего или дополнительного фортепиано в музыкальных учреждениях».

Известный по работе Н.Загорного тезис методики общего фортепиано – ориентация учебного процесса на специальность учащегося – у Яворского получает более глубокую интерпретацию: повышение уровня «исполнительской культуры» (термин Яворского) не пианиста. Он пишет о необходимости создания специфического репертуара (облегчённые переложения оперной, симфонической, ансамблевой и сольной литературы), о воспитании на уроках общего фортепиано умения «конспективного» прочтения нотного текста. Особенно убедительны теоретические обоснования и практические рекомендации Б. Яворского в разделе работы, посвященном различию методов технического развития учащихся разных специальностей.

Прошло более полувека, прежде чем проблемы общего фортепиано вновь привлекли к себе внимание исследователей. А почему? Т.к. главное внимание в мировом музыкальном образовании стало уделяться воспитанию интерпретатора-солиста.

Лишь «с возвращением идеи музыканта широкого профиля» исследователи вновь обратились к проблемам общего фортепиано. В 1981-м году вышел проект Программы по фортепиано для студентов разных специальностей, до сих пор являющейся «руководством к действию» кафедр общего фортепиано музыкальных вузов. В пояснительной записке к данному проекту В. Нырковой были сформулированы цели и задачи дисциплины общее фортепиано. Автор анализирует и раскрывает межпредметные связи курса, доказывает практическую необходимость фортепианной игры для полноценного усвоения историко-теоретических дисциплин и специальности.

В 80-90-е годы прошлого века выше названная работа В.Нырковой подготовила появление ряда других трудов данной проблематики. Наиболее значительные из них – книга Г.Цыпина «Обучение игре на фортепиано», В.Нырковой – «Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей», З.Йовенко – «Общее фортепиано: вопросы методики».

Автор З.Йовенко обосновывает специфику курса общего фортепиано, формулируя его конкретные отличия от предмета «специальное фортепиано». Сравнив содержание трёх основных компонентов урока – «объект, цель и условия обучения» (термины З.Йовенко), автор выделяет три основных особенности предмета.

Отличие первое. Учащиеся классов общего фортепиано приходят в учебное заведение для приобретения любой музыкальной специальности, кроме специальности пианиста. Весь комплекс дисциплин (в том числе и фортепиано) подчинен основной цели – подготовке специалиста избранного профиля. Вследствие этого, методика урока общего фортепиано и выбор средств воздействия на учащегося ориентированы на специальность.

Отличие второе, как отмечает автор, состоит в уровне фортепианной подготовки, который получают учащиеся, обучающиеся на разных инструментах. Так вокалисты и хореографы имеют только один дополнительный инструмент, а те, кто учится, например, на гитаре, флейте, скрипке и др.: фортепиано – это уже второй инструмент.

Отличие третье состоит в «условиях обучения в классах общего фортепиано: числе часов в учебном плане, месте предмета в бюджете времени учащихся, ограниченном для большинства учащихся, возможности домашней проработки задания (отсутствие инструмента).

Учебная деятельность в классе общего фортепиано складывается из различных видов исполнительской работы. Работа над фортепианным репертуаром у не пианистов осложнена именно недостатком времени для занятий дома; это сильно затрудняет его освоение материала.

Об универсальности, об огромных воспроизводящих возможностях фортепиано писали многие композиторы и педагоги. «Пианист едва ли нуждается в обучении на другом инструменте, чтобы стать вполне законченным музыкантом, но… исполнители на всех остальных инструментах, а также вокалисты встретятся с большими трудностями в своём общем музыкальном развитии, если не приобретут…ориентировочного знакомства с фортепиано. Таким образом, очевидно, что фортепианное исполнительство, универсальное по характеру самого инструмента, становится основательной школой воспитания подлинного музыканта.

Курс общего фортепиано имеет профилирующее значение и, таким образом, «может рассматриваться как составная часть любой музыкальной специальности». Одновременно с накоплением пианистического мастерства на уроках фортепиано для не пианистов происходит целенаправленное формирование разностороннего музыканта. Курс позволяет «интегрировать в рамках урока большое число различных произведений и одновременно ввести немало обобщающих понятий, рассматриваемых в культурно-историческом плане». Здесь же необходимо отметить огромную связь общего фортепиано с системой музыкально-теоретических дисциплин.

Первой заметной работой по решению проблем обще музыкальной эволюции в процессе занятий общим фортепиано стала статья Г.Цыпина «Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано», опубликованная в 1979 году.

Следующая работа Г.Цыпина «Обучение игре на фортепиано», вышедшая в 1984 году, стала логическим продолжением предыдущей. В ней обучение игре на фортепиано анализируется как процесс, «обеспечивающий полноценное воплощение идеи развивающего обучения и межпредметных связей».

Обще музыкальное развитие – многогранный, сложный процесс. С одной стороны, это развитие комплекса специальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память), с другой, это те внутренние изменения, которые совершаются в сфере профессионального мышления, художественного сознания обучающегося. Применительно к теории общего фортепиано в вышеупомянутой работе Г.Цыпина они сведены к четырём постулатам, четырём основным музыкально-дидактическим принципам:

1. Расширение репертуарных рамок за счёт обращения к возможно большему количеству произведений, большему кругу художественно-стилевых явлений – первая, по своему значению составляющая обще музыкального развития учащегося, обогащения его профессионального сознания.

2.Ускорение темпов прохождения определённой части учебного материала. Реализация этого принципа обеспечивает постоянный и быстрый приток различной информации в музыкально-педагогический процесс, что способствует обще музыкальному развитию учащегося.

3. С точки зрения содержания урока, способов его проведения, важно увеличение теоретической «ёмкости» занятий, то есть использование в ходе урока более широкого диапазона сведений музыкально-теоретического и музыкально-исторического характера.

4. Максимальное проявление самостоятельности, творческой инициативы учащегося.

Обратимся к более подробному рассмотрению каждого из четырех принципов.

1. Расширение репертуарных рамок. Развивающие возможности курса общего фортепиано заложены уже в возможности исполнять многое и разное и тем самымрасширять свои знания о стиле эпохи, художественном направлении, индивидуальномкомпозиторском стиле.

2. Ускорение темпов прохождения части репертуара. В первую очередь, сюда следует отнести такие формы работы, как чтение с листа и эскизное изучение произведений. Эскизное знакомство с произведением – это сознательное не доведение исполнения до возможного в каждом конкретного случая степени совершенства. Эскизное изучение сочинений высвобождает время для ознакомления с новой музыкой, эта форма работы, отчасти близкая чтению с листа, оказывается особенно эффективной на занятиях по курсу общего фортепиано, протекающих, как правило, в условиях дефицита времени.

Эскизное ознакомление с музыкальным материалом является промежуточным между чтением с листа и исполнительски законченным состоянием произведения.

Чтение с листа – другой эффективный способ обще музыкального развития. Именно в процессе чтения нот с листа решаются такие задачи обще фортепианного обучения, как увеличение объёма используемого музыкального материала и ускорение темпов его прохождения.

3. Содержание урока и способы его проведения, увеличение меры теоретической ёмкости занятий. Музыканта призваны воспитывать все дисциплины учебного плана и, в первую очередь, – дисциплины музыкально-теоретического цикла.

4. Максимальное использование в учебной работе самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, их творческого потенциала.

Успех обучения «во многом зависит от того, насколько удалось выработать у учащихся умение самостоятельно работать, мыслить во время работы и добиваться конкретно поставленных целей…».

Особенности преподавания предмета «общее фортепиано»

В свое время педагог Ленинградской консерватории Н.Н. Загорный впервые в музыкально-педагогической литературе сформулировал принципиальные основы специфики методики общего фортепиано. “Задачи, которые ставит повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объема технической программы курса игры на фортепиано для музыканта-не пианиста”.

Далее автор называет круг задач, которые призван решить курс общего фортепиано:

  • развитие фортепианной техники;
  • разучивание пьес разных стилей, фактуры;
  • игра в ансамбле; аккомпанементе;
  • чтение с листа.

Думается, что вышеназванные задачи остаются актуальные и в настоящее время и поскольку условия для их решения не простые (отсутствие инструмента, классов, урок по 20 минуты или по 40 минут), то и настоящее сообщение является, на мой взгляд, необходимым и своевременным.

Предмет общее фортепиано для учащихся вводится со второго класса. И так как в первый класс на сегодняшний день принимают детей без возрастных ограничений, то возникает проблемы возрастной психологии. Методическая литература очень мало уделяет внимание специфике возрастной психологии учащихся в ДШИ.

В отношении учащихся к курсу общего фортепиано нередко наблюдается отсутствие настоящего интереса. В сегодняшней практике такая важная форма работы, как ансамблевое музицирование на занятиях общего фортепиано оказалась отодвинутой на второй план. Распространенным в настоящее время является мнение, что игра в ансамбле более легкий, по сравнению с сольным, вид инструментального исполнительства, поэтому ученик, хорошо играющий соло, автоматически должен хорошо играть в ансамбле.

Другая точка зрения: игра в ансамбле – во многом отличный от сольного вида музицирования, имеющий свои особенности. При этом нужно говорить не о снижении мастерства сольного исполнительства, а о его повышении, обогащении целым рядом навыков. Главная цель игры в ансамбле – дать возможность детям сразу же ощутить свою сопричастность к исполнению музыки, творчеству. Это достигается ансамблевым музицированием совместно с педагогом, который берет на себя основную нагрузку, предоставляя ученику доступный для него минимум. С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу же ощущают радость непосредственного восприятия искусства. А если ученики будут играть музыку, которая у них на слуху, то она будет побуждать их как можно лучше выполнить свои первые музыкальные обязанности.

Основная задача педагога – сделать интересными и любимыми занятия музыкой. Этому должно способствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок – подтекстовок, рассказ, сопровождающий игру. Активизации творческого роста учащихся также способствует целенаправленный подбор репертуара. Пьесы должны быть понятны, доступны, способствовать формированию ансамблевых навыков, развитию творческого воображения. Часто бывает, что, хорошо подготовленный ученик, обладающий большим репертуаром, любящий свой инструмент, на практике не может применить свои знания и навыки. Но благодаря первым успехам перед массовой аудиторией юный ансамблист начинает острее ощущать полезность своего труда, проявляет целеустремленность, работоспособность в овладении исполнительским мастерством. Участие в ансамбле прививает учащимся чувство коллективизма, повышает общую дисциплинированность, формирует ответственность.

Ансамблевый метод обучения дает возможность исправлять или корректировать слабые стороны ученика. Играя в ансамбле, дети раньше осваивают технику творческого общения, накапливают больший репертуар, имеют опыт концертной практики. Совместное музицирование вдвоем, втроем, вчетвером в школе легко перетекает в прекрасный, полезный и радостный домашний досуг. Ансамблевые формы музицирования играют важную роль в процессе музыкального образования, воспитания и развития. Ребенок должен ощутить радость приобщения к искусству, почувствовать в уроках музыки возможность удовлетворения своих эстетических потребностей. Только в этом случае музыка станет для него источником радости и творчества.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что все, о чем шла речь не могут быть готовыми рецептами для практики преподавателя. Можно надеяться, что кто-то из нас возьмет на вооружение то или иное зерно для поиска своих методов в обучении общему фортепиано.

Источник

Оцените статью