История развития дисциплины «Общее фортепиано»
Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. Отделения или классы общего фортепиано в детских музыкальных школах и школах искусств объединяют учащихся, которые занимаются на различных музыкальных инструментах. Музыкант любой специальности должен в достаточной мере владеть игрой на фортепиано: на нем можно сыграть произведения любых форм и жанров, музыку, написанную для любого исполнительского состава. В нашей работе мы коснемся истории развития дисциплины общее фортепиано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_istorii_distsipliny_obshchee_fortepiano.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Из истории дисциплины «Общее фортепиано»
Музыкант любой специальности должен в достаточной мере владеть игрой на фортепиано: на нем можно сыграть произведения любых форм и жанров, музыку, написанную для любого исполнительского состава.
Богатые динамические и выразительные средства, возможность воспроизводить многоголосную музыку выдвинули фортепиано как важнейший музыкальный инструмент для исполнения соло, аккомпанемента и всевозможных переложений симфонической и другой музыки. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, музыкальная грамота), поэтому для успешного обучения в музыкальной школе обучающимся на духовом, струнном, хоровом и народном отделениях необходим курс ознакомления с инструментом.
Не все инструменты обладают таким широким диапазоном как фортепиано. Более углубленное знакомство с ним дает более широкое представление о музыкальной палитре в целом. Занятия в классе общего фортепиано способствуют разностороннему развитию музыканта — здесь приобретаются навыки аккомпанемента, чтения с листа, подбора по слуху; благодаря владению фортепиано появляется возможность свободного знакомства с мировой музыкальной литературой. Приобщение к данному инструменту позволяет приобрести необходимый художественный кругозор, подлинную эрудицию.
Обучение игре на фортепиано издавна входило в учебную подготовку музыкантов-профессионалов самых различных специальностей. Называемая в наши дни обычно общим фортепиано, эта дисциплина в прежние времена носила разные наименования — фортепиано «обязательное», «вспомогательное», «фортепиано для всех» и т. д. Став своего рода ответвлением от некогда единой и цельной клавирно-фортепианной педагогики, она приобретает права гражданства в учебном быту примерно со второй половины XVIII столетия, то есть с той поры, когда в европейском искусстве усиливается процесс дифференциации отдельных музыкальных специальностей, размежевания их на ряд самостоятельных, в известной мере локальных отраслей.
Постепенно отходит в прошлое впечатляющая своей творческой многогранностью фигура музыканта-универсала, обязанного в соответствии с воззрениями эпохи знать и уметь в музыкальном искусстве если не все, то почти все. На смену старым мастерам приходят специалисты более узкого профиля, всецело посвящающие себя какому-либо одному виду музыкальной деятельности, уделяющие внимание достижению возможно более значительных результатов в русле одной-единственной профессии. Примечательно, однако, следующее: и живая преподавательская практика новой эпохи, и многолетний, богатый учебно-педагогический опыт, накопленный музыкальным искусством,— все это неопровержимо свидетельствовало, что подлинно квалифицированная подготовка музыканта-профессионала любой специальности (будь то композитор или теоретик-музыковед, певец или оркестровый музыкант) становится нереальной, если игнорируется фортепианное обучение в той или иной его форме. Тем самым, это обучение целиком и полностью сохраняет позиции, завоеванные им еще в эпоху старинных клавишно-струнных инструментов, с той лишь разницей, что в новых исторических условиях оно словно бы выделяется из прежнего структурно-нерасчлененного комплекса музыкальной педагогики, организационно оформляясь в особую учебную дисциплину (о различных ее наименованиях фортепиано «общее», «обязательное», «вспомогательное» и т. д.— выше говорилось). В качестве таковой преподавание фортепиано «для всех» входит в учебные планы и программы любого авторитетного музыкального учебного заведения (государственного и частного) как в России, так и в западноевропейских странах.
Что касается конкретно российской музыкальной действительности, то кардинальные реформы внесло в музыкальное воспитание и образование время, последовавшее за установлением Советской власти. Результатом этих реформ было создание широкой, подлинно демократичной системы музыкального образования, на различных ступенях и уровнях которой осуществляется ныне квалифицированная подготовка как любителей музыки (студии, курсы, кружки, ДМШ, ВМШ и т.д.), так и будущих музыкантов-профессионалов (специальные учебные заведения). Музыкальное воспитание и образование в России сегодня имеет массовый характер, доступно каждому члену общества. Одно из заметных мест в существующей системе массового музыкального воспитания и образования принадлежит обучению игре на фортепиано, которое ныне выполняет функции еще более многообразные и ответственные, нежели прежде.
Преподавание игры на фортепиано шагнуло сегодня далеко вперед со времен старой школы. Выросли многочисленные, хорошо подготовленные кадры учителей; изменилась методика обучения игре на инструменте; написан ряд ценных трудов и пособий в помощь педагогам-пианистам. Словом, значительно возрос качественный уровень массового музыкально-инструментального преподавания.
Одной из задач детских музыкальных школ и школ искусств на современном этапе является развитие гармоничной, творческой, всесторонне развитой личности, яркой индивидуальности. Общий курс фортепиано как одна из составляющих комплекса музыкальных занятий, способствует расширением музыкального кругозора, музыкальных впечатлений, репертуара, большей реализации творческих способностей и возможности самовыражения, а значит, способствует общему музыкальному развитию обучающихся и личности ребенка в целом.
Маленькие музыканты разных специальностей: скрипачи и виолончелисты, арфисты и флейтисты, кларнетисты и гобоисты, трубачи и саксофонисты, а еще домристы, балалаечники, баянисты, ударники, а в последствие и хореографы открывали для себя волшебный мир короля инструментов — рояля. Возможность научиться исполнять на нем музыкальные произведения таит в себе много художественных открытий. Богатая палитра репертуара разных эпох, разных стилей и жанров, краски музыкальных образов и их интерпретация развивают музыкальную душу ребенка и расширяют его кругозор. У многих детей этот инструмент помогает сформировать полифоническое и гармоническое мышление. Занятия в классе общего фортепиано помогают в образовании и тех учащихся, которые в дальнейшем поступают в музыкальные колледжи, и пособий в помощь педагогам-пианистам. Словом, значительно возрос качественный уровень массового музыкально-инструментального преподавания тех, кто после окончания школы с удовольствием музицирует в кругу своих друзей.
Основными задачами в процессе обучения в классе общего фортепиано в детских музыкальных школах являются:
— обучить игре на фортепиано.
— привить учащимся комплекс важных практических навыков игры по слуху, чтение с листа, игры в ансамбле, умение аккомпанировать.
— познакомить как с классическим, так и с популярным фортепианным репертуаром.
Источник
Особенности преподавания фортепиано как предмета по выбору.
В докладе дается краткая историческая справка о предмете «общее фортепиано»и, основываясь на личном опыте преподавания предмета фортепиано для учащихся вокально-хорового отделения и методической работе автора З.Н.Йовенко «Общее фортепиано: вопросы методики» я попыталась выявить особенности преподавания этого предмета для обучающихся на отделении народных инструментов и вокально-хоровом отделении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_podgotovku_etogo_doklada_menya_vdohnovil_kontsert_uch.docx | 33.47 КБ |
Предварительный просмотр:
На подготовку этого доклада меня вдохновил концерт уч-ся общего ф-но(преп. ОсмановаЛ.), который мне показался очень интересным, все выступающие уч-ся прекрасно вели себя на сцене, было видно, что они получают удовольствие. Мне захотелось обменяться с вами своими впечатлениями и опытом, попытаться сделать занятия по общему ф-но не только результативными, но и радостными как на прошедшем концерте.
Когда я стала искать методическую л-ру, оказалось, что ее очень мало. В интернете есть доклады и открытые уроки, которые меня не вдохновили. Но мне попалась методическая работа З.Н. Йовенко: «Общее ф-но: вопросы методики» .Я хочу изложить смысл этой работы и может взять на вооружение принципы работы.
Автор работы обращается к истории появления п редмета «общее ф-но», которому уже более 100 лет, даже в условиях разрухи в 20-х годах, ограниченных средствах, их все-таки выделяли как для обязательного предмета в учебных планах, более того общее ф-но в муз. образовании приобретает большее значение, чем до революции. Об этом свидетельствуют документы архивов.(ЦыплинГ.М. «Обучение игре на ф-но) Более того, таких метод. работ как в 20-е, 30-е г.20в., не появилось до сих пор. В20-е г. Одним из первых метод. мысль в области о.ф. высказал Н.Н.Загорный- пед. Ленинградской консерватории: «…игра на рояле является обязательным условием получения уч-ся полного муз. образования». Однако Загорный призывает отличать методы работы в спец-ном и общем классе ф-но: «Задачи, которые ставит повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объема техн.программы курса игры на ф-но для музыканта – непианиста.» Далее автор называет круг задач, которые призван решить курс о.ф.: развитие фортепиан.техники, разучивание пьес разных стилей , фактуры, игра в ансамбле, аккомпанирование, чтение с листа.
В 1972г. Загорный возглавил секцию о.ф. на коференциях-курсах преп. муз.училищ РСФСР, где выступил с докладом «Программа и методы работы по общему курсу ф-но. Вот тезисы этого доклада:
- Жизненность методов работы в общих классах фо-нной игры обусловливается приспособлением их к требованиям специальности уч-ся.
- Все недостатки прежней постановки дела в так называемых обязательных классах ф-но сводятся к ложному построению работы по образцу спец. классов ф-но.
- Прохождение общего курса ф-ной игры должны содействовать поднятию общей культуры уч-ся и, с другой стороны, своей спец.профессиан. работе.
- Выработка основных приемов игры является необходимым условием курса, объем, содержание и качественные требования определяются ее конечными прикладными целями.
- По мере хода занятий по тех. овладению инструментом специальность уч-ся находит, чем дальше, тем больше- отражение в материалах и форме заданий.
- Отказ от ориентировки на спец. классы и выработка особых методов в общих классах игры на ф-но поставит этот предмет на равную со всеми высоту.
Развитие методики общего фортепиано в последующем десятилетии связано с именем Б.Л. Яворского. «Методическая хрестоматия по курсу о.ф.», изданная в 1935г- его труд. Эта хрестоматия уникальное явление не только в отечественной метод. Литературе, но и в мировой педагогике. Уже известный тезис- ориентация о.ф. на специальность в учебном процессе у Яворского получает более глубокое развитие: «Курс фо-но для исполнителей должен непрерывно поднимать их исполнительскую культуру». Красной нитью через весь труд проходит мысль о развивающей, воспитательной функции о.ф., о творческом подходе к решению этой задачи. Принципиально новой была установка на создание спец. учебного материала в виде переложений ансамблевой, сольной литературы, поставлен вопрос о воспитании на уроках навыка схематического, «конспективного» прочтения нотного текста. Убедительно доказана необходимость в различии методов технического развития уч-ся разных специальностей. « Недалеко то время, когда программа курса о.ф. будет строго обособлена для каждой специальности»- вот наказ Загорного и Яворского. К сожалению дальнейшие события в нашей стране стали помехой для внедрения в жизнь этих методик.(война, разруха, просто инертность) В 60,70-е г. Появляются репертуарные сборники- М.Соколова, С.Ляховицкой, Н.Кувшинникова, В 80-е книги Г.М.Цыплина- «Обучение игре на ф-но», В.Д.Шульгиной-«Методические основы подготовки учителя музыки по курсу игры на ф-но. В этих сб. есть рациональное зерно методики преподавания ф-но не пианистам, воплощается идея развивающего обучения и межпредметных связей. Прямое отношение к курсу о.ф. имеет глава «Ф-но и его роль в учебной практике»( Цыплин).
Обоснование специфики методики общего ф-но.
Не следует допускать даже мысли, что акцент на специфику методики о.ф., поставленный в данном пособии , предполагает отрицание фундаментальных теоретических установок ф-ной педагогики. Все вопросы специфики работы являются лишь дополнением к знаниям, которыми должен располагать преподаватель. На чем же основывается специфика методики? Сравним содержание трех компонентов, которые больше всего влияют на методику преподавания в классах спец. О.ф. ф-но: объект, цель, условия обучения. Объект и цель, тесно взаимосвязанные элементы в любом процессе обучения, в курсе о.ф. отличаются рядом спец. признаков. 1) уч-ся классов о.ф. приходят в муз. школу для приобретения любой муз. специальности, кроме спец-сти пианиста. Весь комплекс муз-но-теоретических дисциплин подчинен основной цели- подготовке специалиста, выбранной спец-сти, то есть: обучение игре на ф-но, воспитывать музыканта данной спец-сти. 2) условия обучения в классе о.ф. существенно отличаются от спец-ного ф-но: число часов в учебном плане, место предмета в бюджете времени уч-ся, ограниченные возможности домашней работы для большинства уч-ся. Требование индивидуальной творческой педагогики встает здесь с особой остротой. Особенно важными здесь становятся межпредметные связи. Для этого педагог должен располагать определенными знаниями о спец-сти уч-ся, наладить связь с пед. по спец-сти, посещать академические концерты, знать основную оригинальную лит-ру по спец. предмету, фактуру репертуара( основные типы), место оригинальной лит-ры и переложений форте-ных произведений в репертуаре спец. инструмента., знать круг предметов муз.-теоретического цикла, изучаемого в данный момент, возможности развития полифонического мышления.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧ-СЯ НАРОДНЫХ
Наиболее перспективными в овладении курсом ф-но являются баянисты: баян близок по фактуре к ф-но, воспроизведение нотного текста одновременно двумя руками в разных ключах- не новость, мышление подготовлено к исполнению музыки полифонического склада. Уч-ся по классу домры тоже имеют опыт инструментального исполнительства в ансамбле с ф-но, звучание которого— непременный компонент активного восприятия и воспроизведения ими музыки. В практике исполнителя на народных инструментах широко используются переложения произведений других жанров и более всего— фо-янные. Например пед. репертуар для баяна из классической и романтической музыки представлен преимущественно фо- нными произведениями, переложения оных используют в своей практике домры, балалайки, а также эти инструменты используют скрипичный репертуарт т.е. ф-но представляет уч-ся народного отделения возможность исполнять произведения всех музык. направлений на инструменте, для которого они написаны. При этом только урок ф-но расширяет возможности познания тех произведений, которые не поддаются транскрипции для народных инструментов. Как же в условиях классов о.ф. реализовать возможность « объять необъятное». Есть только один ответ: на уроке. Исполнение музыки великих композиторов возможны и на простых образцах их муз. наследия. При отборе репертуара используется исполнительский опыт уч-ся на спец. инструменте. Для этого преп. Ф-но следует систематически вести учет репертуара по спец-сти каждого уч-ся, работать ли параллельно над освоением закономерностей стиля композитора, произведение которого изучается в спец-ном классе, либо продолжить эту работу в следующем семестре решает сам преп-тель. При постоянных контактах преп., их заинтересованности в творческой судьбе воспитанника, допустима даже совместная работа с уч-ся над каким-либо произведением по специальности, взятым из ф-ной лит-ры.( я помню такой пример из нашей жизни: преподаватель баяна, Дорогов Ю.А., работал совместно с преп. ф-но( над сонатиной Кулау с-dur) ,который подсказал ряд особенностей в исполнении этого произведения. Идеалом творческих контактов между преподавателями могло бы стать совместное планирование и обсуждение рабочего плана по ф-но для «общего» ученика.
Изучение аккомпанемента – чрезвычайно важный раздел программы о.ф. Солист- инструменталист будет уверенно себя чувствовать в игре, умея читать взглядом партитуру сопровождения. Изучение акком-мента в условиях слабой подготовки уч-ся ведется на учебном материале начальных классов ф-ных отделений. Мощный фактор музыкального развития уч-ся – фортепианный ансамбль. Участником ансамбля может быть как уч-ся, так и преподаватель. Этот вид работы существенно расширит и обогатит развитие уч-ся. В процессе приобретения навыка аккомпанемента, ансамбля наряду с главной задачей можно решать задачу воспитания навыка чтения с листа, обращаясь к самым в техническом отношении аккомпанементам и ансамблям.
Воспитывать музыканта призваны все дисциплины ДШИ, в том числе и дисциплины муз- теоретического цикла. Процесс усвоения их напрямую зависит от ф-ной подготовки. В методике каждого урока должны присутствовать элементы обучения уч-ся умению использовать ф-но в помощь другим дисциплинам. Эти элементы составляют в сумме обязательный комплекс метод. требований, именуемых межпредметными связями. Здесь находится большой простор для инициативы, развития индивидуальной методики преподавателя.
Некоторые вопросы специфики занятий с уч-ся вок-хорового отделения.
Для дирижера ф-но является моделью его специального инструмента- хора. Главное научить уч-ся следующим навыкам: — видеть, слышать и воспроизводить нотный текст;
_ разбираться в стиле разных эпох и композиторов.
— чтение с листа, транспонирование
-развивать музыкальную память, закреплять теоретические знания, полученные на сольфеджио
Научиться аккомпанировать, играть в ансамбле
-воспитать исполнительскую волю, эстрадную выдержку, артистизм.
В таких условиях виртуозность как цель обучения отметается. Главное расширять музыкальное мышление, научить видеть нотный текст, слышать его и воспроизводить. В работе за ф-но представляется идеальная возможность научить вокалиста или дирижера пониманию смысла каждого обозначения в нотах и разумной целесообразности следования им, научить распознавать черты стиля, его тончайшие детали, нюансы, расшифровать замысел композитора, найти путь к образному содержанию и путям решения(пример из открытого урока по дирижированию, комп Аренский, «Спи дитя мое,усни», достигли проникновения в образ чтением стихов Майкова, рисунок). Ф-но является связующим звеном во всей цепи музыкально-теоретических дисциплин. Мне очень нравится, что мои уч-ся вокалисты-дирижеры являются моими же уч-ся по ф-но. Урок по ф-но позволяет закреплять знания, которые нужны в вокально-хоровом исполнительстве: чтение хоровых партитур, игра вокальных мелодий, подбор баса, игра мелодий с буквенным обозначением баса, чтение с листа, аккомпанементов, ансамблей. Конечно, для хоровика-вокалиста важно владеть инструментом в достаточной степени т.к. это помогает основной специальности. Желательно проводить вечера вокальных аккомпанементов, фор-анных ансамблей , можно подготовить тематический концерт, где будут принимать участие все обучающиеся. Все эти выступления будут помогать вокалистам-дирижерам чувствовать себя на сцене более уверенно, что очень важно для их специализации.
Занимаясь фортепиано целесообразно разделять учащихся на две группы: инструменталистов и неинструменталистов- дирижеров и вокалистов. У первой группы развитие фортепианной техники происходит параллельно техническому развитию на специнструменте, превращается в процесс, зависимый от специальности. С одной стороны- корректируемый ею, с другой- учитывающий, использующий опыт работы над техникой в специальном классе. У второй группы процесс развития навыков ф-ной игры не зависит от специнструмента, но в то же время и лишен опыта работы над инструментальной техникой. Возникает вопрос, какая из названных групп потенциально перспективнее в работе над техникой? Если рассматривать эту работу как тренировку аппарата, то покажется, что инструменталисты находятся в менее выгодном положении, нежели вокалисты или дирижеры, поскольку специнструмент ограничивает время и силы для занятий ф-но. Однако практика отрицает такое предположение. При других равных условиях (муз. способностях, воле, наличии ф-но для домашней работы) преодоление тех. Трудностей и развитие ф-ной техники идут более успешно у инструменталистов, чем у вокалистов. Причина такого явления – в природе техники инструментального исполнителя. Работа по усвоению техники игры на инструменте начинается с формирования с звукотворческой воли и ее реализации посредством игрового аппарата. Успех развития техники немыслим без понимания учащимся закона волевой самоорганизации для успешного овладения специального инструмента. У неинструменталистов такое понимание нужно еще сформировать, равно как и сознание неизбежности трудного, трудоемкого процесса, каким является обчение игре на инструменте. Я на своем опыте работы с вокалистами вижу как им трудно преодолевать себя и, оказывается, что уже доказано практикой, что вокалисты более трудны в обучении ф-но. Это объясняется особенностями «инструмента» специальности вокалиста. Воспроизведение музыки начинающим вокалистом на «инструменте» своей специальности не требует столь огромной работы, в то числе и домашней как у инструменталиста. Поэтому отношение к задачам и заданиям технического развития у них разное. Естественный для инструменталиста начальный период кропотливой малоинтересной работы воспринимается вокалистом как насилие, создает внутренний дискомфорт, вызывает сопротивление. Особенно это проявляется у более одаренных детей в вок. отношении. Поэтому так важен индивидуальный подход к каждому уч-ся. Для успешной работы в классе ф-но нужно убедить уч-ся в необходимости изучения инструмента, показать и даже доказать необходимость этого на практике. Рекомендуя тот или иной репертуар или прием в работе, преподаватель не должен быть категоричным в своих требованиях, возможно предлагать иные варианты и даже предлагать уч-ся самому предлагать свой вариант решения той или иной проблемы( выбор репертуара, пальцы, овладение трудными пассажами). Главное поддержать активность мысли уч-ся.
Итак, успешному овладению ф-но способствует доверие к преподавателю, его авторитет, взаимопонимание, чуткое отношение к малейшим жалобам уч-ся на трудности, искренняя готовность ему помочь, заинтересованность в его успехах. В создании такой атмосферы большую роль играет реакция преподавателя на малейшие удачи в работе ученика- поощрение, похвала. Необходимо также своевременно реагировать на проявление лени, неорганизованности. Нужно дать ему понять, что ответственность за свою успеваемость несет прежде всего он сам. И последний совет, который мне очень нравится. Если ученик пришел в класс не закрепив то, что было объяснено и требовало лишь домашней работы, посвятить предстоящий урок чтению с листа, не повторяя предыдущий урок. Такой подход повышает эффективность каждого урока, воспитывает самостоятельность и ответственность уч-ся.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что все о чем шла речь не могут быть готовыми рецептами для практики преподавателя. Можно надеяться, что кто-то из нас возьмет на вооружение то или иное зерно для поиска своих методов в обучении общему фортепиано.
Источник