Общеразвивающая по фортепиано 5 лет

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Фортепиано» срок обучения 5 лет

Примечание к учебному плану инструментальные класс (фортепиано)

срок обучения 5 лет.

Настоящий учебный план составлен на основании типовых учебных планов ДШИ, утвержденных приказом Комитета по культуре города Москвы от 13.05.1999 г. № 219 в качестве примерных.

Количественный состав групп по сольфеджио — в среднем 10 человек.

Количественный состав групп по хору — в среднем 12 человек.

Количественный состав ансамбля — от 2 человек.

Младшими классами являются 1-2 кл., старшими 3-5 кл.

Перечень предметов по выбору, используемых в учебном процессе школы:

другой музыкальный инструмент 1-5 кл

элементарная теория музыки 2-5 кл.

композиция 2-5 кл.

аккомпанемент 3-5 кл

чтение с листа и др. 1-5 кл.

В 1 классе 0,5 часа из предметов по выбору отдается занятиям по основному музыкальному инструменту.

Перечень предметов по выбору, предлагаемых учащимся школы. утверждается директором школы с учетом мнения педагогического совета до начала учебного года. По желанию учащихся и их родителей (законных представителей) директор школы имеет право освобождать учащихся от предмета по выбору, при этом плата за обучение в школе не меняется. Образовавшийся резерв часов может быть использован по усмотрению руководства школы.

Наиболее продвинутые учащиеся младших классов могут посещать занятия старшей группы хора без изменения количества групп.

Помимо занятий в хоре, в соответствии с учебным планом 1 раз в месяц проводятся двухчасовые сводные занятия отдельно младшего и старшего хоров.

Выпускники 5-го класса считаются окончившими полный курс школы.

а) для проведения занятий с хорами по группам и сводных (по 2 часа в месяц);

б) для проведения занятий по другим формам коллективного музицирования из расчета 100% времени, отведенного на каждый конкретный коллектив;

в) для проведения занятий по предметам по выбору из расчета 1 часа в неделю на каждого ученика.

Программа «Фортепиано» определяет содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении, направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства, приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет.

Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.

Хоровое исполнительство — один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельностиучебный предмет «Хор» является основным предметом обязательной части.

Учебный предмет «Хор» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке. Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио»

Источник

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Музыкальный инструмент: фортепиано» (5-летний срок обучения)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ФОРТЕПИАНО»

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«Музыкальный инструмент»

ФОРТЕПИАНО

(5-летний срок обучения)

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Музыкальный инструмент: фортепиано» (5-летний срок обучения)»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Дубровская детская школа искусств», п. Дубровка.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ФОРТЕПИАНО»

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

(5-летний срок обучения)

Стасько Марианна Романовна

I. Пояснительная записка

II. Учет успеваемости, критерии оценок, формы контроля

III. Прогнозируемые результаты

IV. Содержание изучаемого курса (годовые требования по классам:

V. Список учебной и методической литературы, средства обучения:

список рекомендуемых нотных сборников

список рекомендуемой методической литературы

Культура является важнейшей частью повседневной жизни человека и необходимо достойно хранить, чтить, передавать и развивать ее лучшие традиции. Данная программа разработана на основе этих принципов, являясь результатом личного и совокупного многолетнего опыта в области педагогики фортепианного исполнительства. Дубровская детская школа искусств на практике решает задачи эстетического и нравственного воспитания, обеспечивая среду, в которой культивируется гармонично развитая и культурно образованная личность. Программа создана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также согласно утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации «Рекомендациям по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ).

Предлагаемая программа рассчитана на пятилетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы: с 9-ти лет.

обеспечение занятости ребенка в свободное время;

воспитание способности к самоконтролю и объективной оценке своей деятельности;

нравственное воспитание обучающихся, расширение музыкального кругозора и культивирование художественного вкуса посредством знакомства с лучшими образцами музыкальной культуры и изучения произведений, являющихся признанными мировыми шедеврами в области музыкального искусства;

воспитание дисциплины и трудолюбия;

воспитание сознательного отношения к своей деятельности;

воспитание всесторонне развитой и культурно образованной личности, способной к осознанному восприятию музыки — потенциальных посетителей концертных залов и театров.

– освоение основных исполнительских навыков игры на фортепиано;

освоение навыков чтения с листа;

освоение навыков ансамблевой игры;

знакомство с основами аккомпанемента, освоение базовых принципов аккомпанирования, умение аккомпанировать исполнению несложных вокальных и инструментальных произведений;

приобретение необходимых знаний и навыков для самостоятельного разбора произведения (умение ориентироваться в нотном тексте), работы над ним, создания образа и самостоятельного музицирования;

приобретение опыта публичных выступлений.

развитие творческих способностей;

развитие музыкальных способностей;

развитие воображения, мышления, памяти, усидчивости и терпения в достижении целей.

культивирование интереса к классической музыке;

развитие музыкальных способностей и приобретение творческого опыта обучающимися с раннего детского возраста;

создание условий для духовно — нравственного и художественно — эстетического образования детей;

знакомство обучающихся с особенностями культуры народов мира на примере изучения культурных ценностей;

— приобретение обучающимися умений, навыков и знаний, позволяющих исполнять на фортепиано музыкальные произведения в соответствии с образом и нужным уровнем музыкальной грамотности;

выявление в раннем детском возрасте одаренных в области музыкального искусства детей;

приобретение обучающимися навыков и умений как сольного, так и ансамблевого исполнительства;

приобретение обучающимися знаний о характерных особенностях основных музыкальных жанров и стилей, а также музыкальной терминологии.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы и основные принципы работы:

Данная программа направлена в первую очередь на сохранение и развитие заинтересованности обучающихся, приобщение их к самостоятельному музицированию, поскольку основной контингент детей посещает занятия в школе искусств с целью общего развития, а на дальнейшее музыкальное образование ориентировано небольшое количество обучающихся. Необходимо помнить, что позитивные эмоции являются серьезным стимулом в любом занятии. По этой причине акцент ставится на творческом развитии и обучении детей навыкам самостоятельного музицирования на фортепиано, возможности видеть результат и чувствовать себя музыкантом уже на ранних этапах обучения. Следует учитывать способности, а также иные данные каждого обучающегося и разумно строить план работы, применяя индивидуальный метод обучения каждого ребенка.

Как следствие, настоящая программа предполагает определенную свободу в варьировании уровня сложности изучаемых произведений и их количество в годовом репертуаре обучающегося (как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, исходя из индивидуальных особенностей обучающегося).

Изучаемый репертуар имеет большое значение в расширении музыкального кругозора, развитии образного мышления и исполнительских возможностей, поэтому имеет смысл подбирать для разучивания разнообразные по форме, содержанию, обладающие высокохудожественной ценностью произведения. В работе над репертуаром можно добиваться различной степени завершенности: ряд произведений будут подготовлены для публичных выступлений, другие — с целью ознакомления, третьи — для исполнения в классе, в присутствии преподавателя.

Методы работы над качеством звука, фразировкой, формой и другими составляющими фортепианного исполнительства, могут варьироваться в соответствии с уровнем технического развития обучающегося, его музыкально—игровыми навыками, развитием слуха и другими индивидуальными особенностями.

Срок реализации учебного предмета и сведения о затратах учебного времение:

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» со сроком обучения 5 лет, продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 34 недели.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» составляет 2 часа (аудиторные занятия), а также 2 часа самостоятельной работы, итого 4 часа в неделю. Продолжительность одного занятия — 40 минут.

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» при 5-летнем сроке обучения составляет 680 часов. Из них: 340 часов – аудиторные занятия, 340 часов – самостоятельная работа.

Занятия проходят в индивидуальной форме, что позволяет точнее понять особенности личности обучающегося и подобрать наиболее подходящие и результативные методы работы. Допустимо время от времени использование мелкогрупповой формы занятий (от двух человек) с целью формирования навыков ансамблевого музицирования со сверстниками, коммуникативных навыков, а также для реализации преподавателем дифференцированного и индивидуального подхода в процессе обучения.

II. Учет успеваемости, критерии оценок, формы контроля.

В течение учебного года в конце каждой четверти преподавателем выставляется четвертная оценка, которая определяется исходя из текущих оценок. Текущие оценки рекомендуется выставлять объективно, но с учетом того, что поощрение является необходимым в процессе обучения — преподавателю имеет смысл руководствоваться чувством меры, здравым смыслом и принципом индивидуального подхода к каждому ребенку. Руководством здесь являются в первую очередь личные достижения обучающегося, степень его продвижения, а также такие составляющие, как наличие интереса к занятиям музыкой, развитие музыкального мышления, овладение практическими навыками и исполнительской культурой.

Исполнительский прогресс обучающихся диагностируется на академических концертах, технических зачетах, переводных экзаменах. Выступления обсуждаются комиссией с целью выставления объективной оценки и конструктивной помощи коллег в дальнейшей работе преподавателя (конкретные рекомендации и итоги обсуждения должны быть отражены в индивидуальных планах).

Выступления оцениваются по пятибалльной системе.

Со 2 по 4 классы в конце первой и третьей четвертей проходят технические зачеты (исполняется гаммовый комплекс согласно требованиям по классам, этюд, проверяется знание музыкальной терминологии), в конце первого полугодия — академический концерт (исполняются полифония и пьеса, для обучающихся I класса возможно исполнение двух разнохарактерных пьес), в конце второго полугодия— переводной экзамен (исполняются крупная форма и пьеса, для обучающихся I класса возможно исполнение двух разнохарактерных пьес).

Программы выступлений должны быть скомпонованы так, чтобы продемонстрировать сильные стороны обучающегося и работу над устранением недостатков. При этом следует учитывать, что впечатление от выступления будет полным, если в программу включены два контрастных произведения.

Формами текущего и промежуточного контроля может являться участие в школьных концертах, классных концертах, тематических вечерах, конкурсах и иной творческой деятельности школы.

С целью контроля за подготовкой к выпускному экзамену, в 5 классе должно состояться не менее 3-х прослушиваний выпускной программы с обсуждением, включая допуск. На прослушиваниях исполняется часть выпускной программы (на первом — полифония и этюд, на втором — крупная форма и пьеса), на допуске исполняется выпускная программа полностью. На выпускном экзамене исполняются 4 произведения: полифония, крупная форма, пьеса и этюд. Допустимо сдать этюд и выставить за него оценку на первом прослушивании (эта оценка также будет учитываться при обсуждении и оценивании оставшейся выпускной программы на выпускном экзамене).

Критерии оценки исполнения программ.

I. Академическая или художественная программа:

Сценическая культура (поведение на сцене: выход, поклон, посадка) и сценическая устойчивость

Соотношение мелодии и аккомпанемента

Осознанность исполнения, качество звука, слуховой контроль

Адекватные игровые приемы

Способность воплотить форму произведения

Создание образа и характера произведения

Самостоятельность и активность пальцев

Использование веса руки

Объединяющие движения кисти при активности пальцев (отсутствие тряски, толчков, лишних движений)

Ровность и артикуляция

Незаметное подкладывание первого пальца

Выстроенность аккордов по верхнему звуку в мелодическую линию

Свобода игрового аппарата

Художественность исполнения техничных произведений

III. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Одна из основных целей программы: привить ребенку любовь к музицированию на фортепиано.

Поскольку данная программа создана с целью воспитания у обучающегося наиболее необходимых умений и навыков игры на фортепиано на основе изучения значительного количества интересных, несложных, понятных произведений, ребенок к окончанию обучения обладает достаточно широким музыкальным кругозором, багажом эмоциональных красок и впечатлений, обладает навыками грамотного разбора нотного текста, спектром необходимых исполнительских приемов. Владея выученным репертуаром, умея самостоятельно разбирать, разучивать и исполнять популярные песни, будучи знаком с жанровыми и стилистическими особенностями музыкальных произведений, имея опыт публичных выступлений, выпускник способен музицировать в кругу семьи и среди друзей, осознанно воспринимать музыку при посещении филармоний и театров, являясь грамотным концертным слушателем.

IV. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Первый год обучения

1. В репертуаре обучающегося присутствует 12-18 музыкальных произведений разного характера и жанра (пьесы, ансамбли, этюды, упражнения), значительная часть из которых представляет собой простые пьесы для начинающих (например, из сборников О. Геталовой «В музыку с радостью», С. Альтерман «40 уроков начального обучения музыке»); а также произведения с элементами полифонии, вариации и сонатины — для продвинутых обучающихся).

Преподаватель работает над освоением обучающимся нотной грамоты, разучиваются упражнения на организацию игрового аппарата, прививается навык чтения нот с листа на примере простейших пьес, происходит знакомство в простейшими приемами педализации.

Очень актуально наличие в репертуаре пьес в четыре руки (ансамблей). Это позволяет обучающемуся уже на первых этапах освоения инструмента получить от исполнения с партией сопровождения полное впечатление, почувствовать себя музыкантом, стимулирует интерес к музицированию, позволяет с самого начала обучения начать накапливание запаса музыкальных впечатлений. Для первых трех лет обучения может быть полезен сборник «12 мелодических упражнений» А. Диабелли.

Примерные репертуарные списки музыкальных произведений

Б. Маслов, Сороки-белобоки

Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих (по выбору)

Этюды для начинающих (по выбору) из сборника «Этюды для фортепиано», составители А. Гудько, С. Сильванский, изд. «Музична Украiна», 1991 г.

Обработки русских народных песен («Полифонические пьесы для фортепиано», редакторы-составители С. Ляховицкая, Б. Вольман, издательство «Музыка», 1966 г.):

Я пойду ли, молоденька

Не кукуй, кукушечка

Е. Тиличеева, Праздничная елочка

М. Крутицкий, Зима

Н. Любарский, Курочка

И. Филипп, Колыбельная

С. Ляховицкая, Где ты, Лека?

П. Берлин, Марширующие поросята

К. Лонгшамп – Друшкевичова, Полька, Из бабушкиных воспоминаний

Произведения крупной формаы

Ю. Весняк, вариации C-dur

К. Орф, Марш с вариацией

Примеры исполнительских программ:

1) Не кукуй, кукушечка (обработка русской народной песни)

М. Крутицкий, Зима

Ю. Весняк, вариации C-dur

Н. Любарский, Курочка

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 7-12 музыкальных произведений: 2-4 разнохарактерных пьесы, 1 пьеса с элементами полифонии, 1 произведение крупной формы, 2-4 этюда на различные виды техники, 1-2 произведения в порядке ознакомления. А также не менее 2-х гамм.

Производится работа над пальцевой техникой, включая игру двойных звуков (интервалов), работа над координацией, освоение базовых исполнительских приемов, чтение с листа простых мелодий без сопровождения (уровень трудности — для начинающих). Игра с преподавателем в четыре руки простых ансамблевых пьес разных жанров. Регулярное применение приема «прямая педаль».

Технические требования: мажорные и минорные гаммы без знаков и с одним знаком в прямом и противоположном движении (при синхронной аппликатуре) на одну октаву, тонические трезвучия в виде трехзвучных аккордов. Для обучающихся с более продвинутыми возможностями рекомендуется исполнение гамм в две октавы, тоническое трезвучие в виде аккордов с обращениями и исполнение хроматических гамм. Также, исходя из индивидуальных возможностей, можно исполнять все виды (исключая противоположное движение) отдельно каждой рукой.

Примерные репертуарные списки музыкальных произведений

Х. Вольфарт, Маленький барабанщик (этюд)

Л. Шитте, op. 160 (по выбору)

Ю. Некрасов, этюд C-dur

Н. Любарский, этюд G-dur

Я. Гарсия, Танцующие медвежата

Е. Игнатьева, Песня чабана

Д. Кабалевский, Частушка

Э. Сигмейстер, Внизу, в долине

А. Гедике, Заинька

А. Александров, Новогодняя полька

Е. Аглинцева, Русская песня

К. Нефе, Старинный танец C-dur

Тюрк Д.Г., «Маленький балет»

Русская народная песня, Выйду ль я на реченьку

Русская народная песня, Ай, во поле липонька

Произведения крупной формы

Д. Штейбельд «Сонатина» до мажор

Беркович И. Вариации на тему «Во саду ли, в огороде»

Литкова И. Вариации на тему бел.н. п. «Савка и Гришка сделали дуду»

Примеры исполнительских программ:

1) К. Нефе, Старинный танец C-dur

Е. Игнатьева, Песня чабана

2) Д. Штейбельд «Сонатина» до мажор

А. Александров, Новогодняя полька

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 7-12 музыкальных произведений: 2-4 разнохарактерных пьесы, 1 пьеса с элементами полифонии, 1 произведение крупной формы, 2-4 этюда на различные виды техники, 1-2 произведения в порядке ознакомления. А также не менее 2-х гамм.

Чтение с листа простых мелодий без сопровождения или с простейшим сопровожденим (уровень трудности — для начинающих, а также по возможности — самые простые пьесы из программы 1-го класс). Игра с преподавателем в четыре руки ансамблевых пьес разных жанров и характеров. Совершенствование исполнительских навыков и педализации (знакомство с запаздывающей педалью).

Технические требования: мажорные и минорные гаммы с 2-3 знаками в прямом и противоположном движении на две октавы, тонические трезвучия в виде трехзвучных аккордов с обращениями на 2 октавы, хроматический звукоряд, оборот T-S-D-T в виде трехзвучных аккордов, длинное арпеджио и короткое арпеджио по 4 звука на 2 октавы. Для обучающихся с более продвинутыми возможностями рекомендуется исполнение перечисленных видов на четыре октавы. Также, исходя из индивидуальных возможностей, можно исполнять некоторые виды (исключая противоположное движение) отдельно каждой рукой.

Примерные репертуарные списки музыкальных произведений

Л. Шитте, op. 108, № 106

Г. Беренс, op. 70, № 41

Беркович И., 30 легких этюдов, соч. 47 (по выбору)

Черни К. Избранные фортепианные этюды ред. Г. Гермер. тетрадь I: № 1-6

А. Гедике, Пьеса e-moll

Д. Шостакович, Шарманка (Детская тетрадь)

Б. Барток, Пьеса C-dur

П. Чайковский, Детский альбом: Болезнь куклы, Марш деревянных солдатиков

Р. Шуман, Марш, Первая утрата

И. С. Бах, Волынка

Э. Градески, Задиристые буги

И. Кригер, Бурре a-moll

И. С. Бах, Менуэт d-moll, Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах

С. Павлюченко, Фугетта a-moll

Г. Бём, Менуэт G-dur

В. Моцарт, Менуэт B-dur

Произведения крупной формы

И. Беркович, Сонатина C-dur

А. Андре, Сонатина соль мажор

А. Гедике, Сонатина op. 36, №20

Примеры исполнительских программ:

1) С. Павлюченко, Фугетта a-moll

Д. Шостакович, Шарманка (Детская тетрадь)

2) А. Гедике, Сонатина op. 36, №20

Р. Шуман, Первая утрата

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 7-12 музыкальных произведений: 2-4 разнохарактерных пьесы, 1 пьеса с элементами полифонии, 1 произведение крупной формы, 2-4 этюда на различные виды техники, 1-2 произведения в порядке ознакомления. А также не менее 2-х гамм.

Чтение с листа простых мелодий (уровень трудности — 1-2 классы). Игра с преподавателем в четыре руки ансамблевых пьес разных характеров и жанров. До 5 класса включительно — совершенствование навыка педализации (колористическая и фактурно-необходимая педаль) и исполнительских умений на основе произведений различной фактуры, в зависимости от индивидуальных способностей обучающегося.

Технические требования: мажорные и минорные гаммы с 4-5 знаками в прямом и противоположном движении на четыре октавы, тонические трезвучия в виде трехзвучных аккордов с обращениями на 4 октавы, хроматический звукоряд, оборот T-S-D-T в виде трехзвучных аккордов, длинное и короткое арпеджио на 4 октавы. Темп исполнения подвижный. Исходя из индивидуальных возможностей, допустимо исполнение перечисленных видов на 2 октавы.

Примерные репертуарные списки музыкальных произведений

А. Лемуан, этюды соч. 37, № 3, 6, 35

К. Черни, Этюд №61, соч. 599

К. Черни, Избранные этюды, ред. Г. Гермер, II тетрадь (по выбору)

П. Чайковский, Детский альбом: Мазурка, Сицилийская песенка

Р. Шуман, Охотничья песенка, соч. 68, №6

К. Дебюсси, Маленький негритенок

Г. Свиридов, Старинный танец a-moll

А. Эшпай, Перед нашим домом

Л. Моцарт, Паспье D-dur

А. Жилин, Вальс B-dur

А. Гладковский, Маленькая танцовщица

Г. Ф. Телеман, Пьеса g-moll

М. Глинка, Двухголосная фуга C-dur

Ж. Арман, Фугетта C-dur

И.С. Бах Маленькая прелюдия a-moll

Д. Циполи, фугетта e-moll

Л. Куперен, Вольта d-moll

Произведения крупной формы

Ф. Кулау, Сонатина (I часть) op. 55, №1

Д. Кабалевский, Сонатина a-moll

А. Гедике, Тема с вариациями, соч. 46

Примеры исполнительских программ:

1) М. Глинка, Двухголосная фуга C-dur

А. Эшпай, Перед нашим домом

2) Д. Кабалевский, Сонатина a-moll

Л. Моцарт, Паспье D-dur

В течение учебного года преподаватель разучивает с учеником произведения выпускной программы: полифонию, крупную форму, пьесу и этюд. А также гаммы с 6-7 знаками в виде ознакомления (технические зачеты в 5 классе не сдаются) в умеренном или подвижном темпе.

Чтение с листа пьес, соответствующих по уровню сложности 2-3 классам. Игра с преподавателем в четыре руки ансамблевых пьес разных характеров и жанров.

Технические требования: гаммы в сочетании прямого и противоположного движений на четыре октавы, тонические трезвучия в виде четырехзвучных аккордов с обращениями на 4 октавы, хроматический звукоряд, оборот T-S-D-T в виде четырехзвучных аккордов, длинное и короткое арпеджио на 4 октавы. Темп исполнения подвижный. Исходя из индивидуальных возможностей, допустимо исполнение перечисленных видов на 2 октавы.

Примерные репертуарные списки музыкальных произведений

К. Черни, Этюды op. 299, № 1

А. Лемуан, этюды соч. 37, № 4, 5, 10, 17, 28

Бертини А., этюды соч.29 (по выбору)

Беренс Г., этюды соч. 61 (по выбору)

Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66 (по выбору)

Д. Мартини, Ария c-moll

Н. Мясковский, Двухголосная фуга, соч. 78, №1

Г. Пахульский, Двухголосная фуга

А. Лядов, Канон G-dur

И.С. Бах, Французские сюиты (одна-две части по выбору)

В. Ребиков, Грустная песенка, соч. 8, №1

М. Парцхаладзе, Ожидание

Г. Пахульский, В мечтах

А. Скултэ, Ариетта

Г.-Ф. Гендель, Сарабанда и вариации d-moll

Л. Бетховен, Сонатина F-dur

Р. Глиэр, Рондо op. 43, №6

Примеры исполнительских программ:

Д. Мартини, Ария c-moll

Р. Глиэр, Рондо op. 43, №6

М. Парцхаладзе, Ожидание

А. Лемуан, этюд № 28, соч. 37

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Реализация программы предполагает наличия класса (кабинета для индивидуальных занятий) с оборудованием в виде инструмента фортепиано, двух стульев, стола, а также зал для публичных выступлений.

Учебные издания, рекомендуемые для реализации программы: сборники пьес, полифонических произведений, этюдов, гамм, упражнений, сборников произведений крупной формы, авторских сборников, музыкальных словарей и энциклопедий.

Библиотечный фонд Дубровской детской школы искусств укомплектован печатными изданиями: тематическими газетами и журналами, нотной и методической литературой (в числе которых издания, указанные в списке п. VI настоящей программы).

Дополнительными источниками информации могут являться сайты сети Интернета (педагогические форумы, сайты издательств и музыкальных сообществ, поисковые системы).

VI. СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендуемая учебно-методическая литература:

Алексеев А., «Клавирное искусство»

Алексеев А., «Методика обучения игре на фортепиано»

Альшванг А., «Бетховен»

Боренбойм Л., Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства

Белых С., Копотева Г., «Рекомендации по составлению рабочих программ для педагогов сферы искусства и культуры»

Браудо И., «Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве»

Голубовская Н., «Искусство педализации»

Гофман И., «Фортепианная игра»

Брянская Ф., «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста»

Зимин П., «История фортепиано и его предшественников»

Келдыш Ю., «Музыкальная энциклопедия»

Коган Г., «Вопросы пианизма»

Коган Г., «Работа пианиста»

Копчевский Н., «И. С. Бах. Исторические свидетельства и аналитические данные об исполнительских и педагогических принципах»

Корто А.. «Рациональные принципы фортепианной техники»

Крюкова В., Левченко Г., «Особенности образовательного процесса и учебных программ детских музыкальных школ»

Кувшинников Н., Соколов М., «Школа игры на фортепиано»

Либерман Е., «Творческая работа пианиста с авторским текстом»

Милич Б., «Воспитание ученика – пианиста»

Нейгауз Г., «Об искусстве фортепианной игры»

Перельман Н., «В классе рояля»

Савшинский С., «Пианист и его работа»

Савшинский С., «Работа пианиста над техникой»

Савшинский С., Режим и гигиена работы пианиста»

Смирнова Т., «Методические рекомендации»

Тимакин Е., «Воспитание пианиста»

Шмидт — Шкловская А., «О воспитании пианистических навыков»

Шуман Р., «О музыке и музыкантах»

Шуман Р., «Жизненные правила для музыкантов»

Список рекомендуемых нотных сборников:

Артоболевская А., «Первая встреча с музыкой»

Артоболевская А., «Хрестоматия маленького пианиста»

Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах

Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги

Бах И. С. Инвенции двухголосные и трехголосные

Беренс Г ., «Этюды для фортепиано»

Беренс Г., «50 маленьких фортепианных пьес»

Бертини А. Избранные этюды

Гнесина Е. Фортепианная азбука

Григ Э., Полное собрание сочинений для фортепиано

Дебюсси К. Детский уголок

Диабелли А., 12 мелодических упражнений

Директоренко Т., Мечетина О., Альбом классического репертуара

Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37

Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66

Мендельсон Ф. Песни без слов

Металлиди Ж., Музыкальный сюрприз

Милич Б. Маленькому пианисту

Милич Б. Фортепиано. 1, 2, 3,4, 5, 6, 7 класс

Мынов А., Альбом фортепианных пьес

Полонские А. И Э., В сказочном королевстве

Прокофьев С., Детская музыка

Баранова Г., Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых лет обучения

Симонова Т., Чудо — песенки

Слонимский С. Альбом популярных пьес

Смирнова Т., Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1-12

Сорокин К., «Золотая лира», том 1, том 2

Копчевский Н., Хрестоматия педагогического репертуара

Источник

Оцените статью