Обучение аккордеону с нуля

Как правильно играть на аккордеоне?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Аккордеон был изобретён 200 лет назад, но до сих пор является популярным музыкальным инструментом за счёт богатого тембрового звучания, отличающимся от других родственных инструментов. Современные аккордеоны отличаются по правой клавиатуре: кнопочные по типу баяна и клавишные с фортепианной клавиатурой. В этой статье рассматриваются только клавишные модели — то есть те, с которыми у большинства ассоциируется слово «аккордеон».

Как правильно сидеть?

Обучение на любом музыкальном инструменте начинается с получения навыков правильной посадки с ним (или «за ним», если вспомнить фортепиано). Именно с этого начинаются и практические уроки игры на аккордеоне.

Играть на аккордеоне можно не только сидя или стоя, но и двигаясь в любую сторону. Начинающим музыкантам всё же следует учиться играть на этом инструменте в сидячем положении. Аккордеон — довольно тяжёлая вещь, поэтому не нужно утруждать себя без необходимости такой ношей даже взрослому человеку, не говоря уж о детях.

Юным ученикам лучше подобрать инструмент, подходящий к их возрасту и росту индивидуально.

Кроме полного аккордеона, имеются в продаже модели и поменьше, составляющие следующие части от полного:

Для младших школьников следует приобретать половинные (то есть 1/2) модели, для 10-12-летних детей будут впору аккордеоны 3/4, а для более старших – 7/8 или полные.

Сидеть или стоять следует прямо. В положении стоя опираться нужно равномерно на обе ноги, которые лучше чуть расставить для равновесия.

В положении сидя есть 3 варианта для ног.

  1. Колени сомкнуты, ступни рядом. Такая посадка больше практикуется аккордеонистками в недлинных платьях.
  2. Ноги расставлены (ширина выбирается индивидуально), ступни на одной прямой линии относительно корпуса.
  3. Ноги расставлены, как и в предыдущем пункте, но одна из них чуть выдвигается вперёд (обычно та, на бедро которой опирается правая клавиатурная часть инструмента: у женщин это, бывает, правая, у мужчин всегда — левая). При этом ступня другой — свободной — ноги несколько перемещается назад (под себя) с одновременным опусканием колена.

Сидеть нужно на жёстком стуле, чтобы не уставали мышцы спины, не перегружался позвоночник. Занимать следует лишь часть сиденья (1/3 или половину). Не нужно при этом:

  • откидываться на спинку стула;
  • наклоняться вперёд;
  • сутулиться;
  • находиться в ограниченном пространстве (особенно с левой стороны).

Стул подбирается в соответствии с ростом музыканта: при свободной посадке колени должны быть параллельны полу, ступни полностью располагаются на плоскости опоры.

Для юных аккордеонистов при отсутствии низких стульев следует подыскать подставку под ноги.

Как держать аккордеон?

Аккордеон имеет 2 клавиатуры — мелодическую для правой руки и басовую с готовым аккомпанементом — для левой. В правой клавиатуре полный инструмент содержит 41 клавишу, а в левой – 120 кнопок. В инструментах помельче голосовой и аккомпанирующий диапазон тоже меньший: от 26 до 37 мелодических клавиш и 24-96 басово-аккордовых кнопок.

Правая клавиатура фиксируется в неподвижном положении. В основном её размещают на левом бедре музыканта. Левая же клавиатура должна быть свободной для перемещения мехов.

Аккордеон имеет 2 регулируемых заплечных ремня, закреплённых на правой клавиатурной части корпуса. Один ремень надевается на правое плечо аккордеониста, а другой — на левое. Иные модели имеют перемычку, соединяющую оба ремня за спиной музыканта. Для необременительной игры в положении стоя даже созданы поясные ремни.

На левой — кнопочной — части корпуса закреплён торцевой ремень, который фиксирует запястье левой руки аккордеониста, позволяя ему перемещать меха вместе с басовой клавиатурой.

При игре на аккордеоне сидя важно прочно зафиксировать инструмент на колене левой ноги, используя для этого плечевые ремни.

На этом музыкальном инструменте, имеющем клавиши в правой клавиатуре, правая рука никоим образом не участвует в поддержке инструмента.

Она должна быть абсолютно свободна, выполняя лишь функцию обеспечения перемещения всех 5 пальцев по клавиатуре. Именно за счёт опоры нижней части правой клавиатуры на колено ноги и тщательной регулировки плечевых ремней осуществляется прочная фиксация инструмента. Ремни должны плотно прижимать аккордеон к грудной клетке музыканта.

Торцевой ремень (с аккомпанирующей стороны) также нужно отрегулировать по руке, чтобы кисть плотно прижималась к боковой крышке корпуса, но при этом не мешала свободному движению пальцев по клавиатуре.

Допускается при начальном ознакомлении с правой клавиатурой небольшой наклон её плоскости, чтобы начинающему были видны не только сами клавиши, но и положение своих пальцев и кисти. В дальнейшем лучше избегать привычки «подглядывать» за клавишами и пальцами.

Техника игры

Левая клавиатура имеет полное сходство с 5-рядным баяном, а правая по диапазону несколько меньше баянной. Но аккордеоны снабжаются регистрами правой клавиатуры, изменяющими высоту звуков и тембр звучания инструмента, что позволяет расширить мелодический диапазон. У баяна регистры изменения высоты звуков отсутствуют.

Научиться играть на аккордеоне можно несколькими способами.

  1. С помощью частного преподавателя. Таким образом учатся и дети, и взрослые.
  2. В музыкальной школе. Самый распространённый способ для детей младшего школьного возраста.
  3. Самому по самоучителю, школе или другим учебным пособиям.
  4. Самостоятельно по слуху, если таковой имеется от природы.

У каждого способа свои преимущества и недостатки, но наиболее надёжными в плане конечного результата являются первые два из названых, где обучение проходит под контролем профессионалов. Специалист научит правильно играть на инструменте, оградит от ошибок в постановках рук, аппликатуре, движениях меха.

К сожалению, многих ошибок «самоучкам» и «слухачам» избежать не удаётся, а они зачастую становятся на пути развития самодеятельных музыкантов непреодолимым барьером.

Обучение игре на музыкальном инструменте детей и взрослых с нуля должно отличаться.

Детей приводят учиться родители. При этом сами дети не всегда желают этого или же не совсем понимают, чем им придётся заниматься. Именно поэтому их следует заинтересовать игрой на аккордеоне, открыв перед ними красоту его звучания, технические и тембровые возможности.

Взрослые приходят учиться по своей воле, им нравится инструмент, у них есть огромное желание овладеть игрой на нём. С ними можно на первых уроках приступать к практическим упражнениям.

Иные считают, что обучение игре на аккордеоне лучше начинать с левой руки, так как она несёт две функции:

  • ведёт аккомпанемент;
  • управляет движениями меха.

И в первую очередь следует усвоить именно правила работы с мехом инструмента.

Ученик должен понять, что на громкость звука влияет не сила нажатия на кнопку или клавишу, а только скорость и интенсивность раздвижения или сжимания меха.

Возрастание громкости инструмента происходит при увеличении скорости движения меха, а затихание — при её замедлении.

Начинающим нужно будет упражняться на долгих нотах баса производить растяжение и сжимание меха сначала на одной скорости, а затем плавно изменяя её в ходе движения. При этом не допускается растягивать или сжимать мех полностью — должен оставаться запас.

Обязательная часть уроков для новичков — изучение нотной грамоты и расположения звуков (нот) на кнопках и клавишах обеих клавиатур.

Диапазон полноразмерного инструмента в мелодической клавиатуре, имеющей 41 клавишу, составляет (без использования регистров) чуть более 3 октав. Самый низкий звук — фа малой октавы. Именно так звучит первая сверху белая клавиша. Самую высокую ноту — ля третьей октавы — издаёт последняя белая клавиша внизу клавиатуры.

Басовый строй начинается от фа контроктавы, а заканчивается нотой ми большой октавы. По сути, басы составляют лишь одну октаву. Однако в клавиатуре эти звуки повторяются для удобства в двух первых рядах (ряды считаются от меха). Последующие 4 ряда содержат кнопки, при нажатии на которые раздаётся не одиночный звук, а целое созвучие, образующее какой-либо готовый аккорд (минорный, мажорный, септаккорд или уменьшенное аккордовое построение).

Имеется ориентир: кнопка баса «До» (C) может иметь насечки либо вогнутую поверхность. От неё удобней, не глядя на клавиатуру, отыскать другие басовые звуки.

Следует поиграть несколько простых упражнений с басом и аккомпанементом по подобию следующего:

Разобравшись с басовой клавиатурой и движениями меха, можно переходить на изучение мелодической части инструмента. Необходимо научиться правильно держать правую руку над клавиатурой и нажимать клавиши пальцами, затем играть диатонические последовательности.

Буквы в рамочках:

  • Р – растяжение меха;
  • С – сжимание меха.

Далее нужно разучивать гаммы, в которых не требуется нажимать чёрные клавиши (до мажор и натуральный ля минор). Эти упражнения «ставят» правую руку, учат правильно двигаться по клавиатуре, менять пальцы — то есть обучают правилам аппликатуры.

Следующий этап — игра хроматических последовательностей (гаммы ми минор, соль мажор, ре мажор, ля мажор, мелодический ля минор). Происходит совершенствование аппликатурных форм, постепенное задействование чёрных клавиш. Одновременно с этим можно для интереса и мотивации разучить несколько мелодий с нетрудной темповой и ритмической структурой. Например:

Для совсем новичков сопровождение должен играть преподаватель.

Для закрепления постановки левой руки необходимо перейти к более сложным упражнениям и проигрыванию длинных арпеджио.

Советы

Приведём несколько рекомендаций для начинающих.

  • Особое внимание следует уделять ежедневным занятиям музыкой. Постоянство многое решает.
  • Следите за тем, чтобы свободные пальцы рук при игре не напрягались, контролируйте их расслабленность.
  • Нажимать клавиши следует до упора, иначе может появиться плохая привычка при быстрой игре пропускать некоторые ноты.
  • Разучивая пьесу с участием обеих рук, попробуйте сначала полностью выучить мелодию, а уж потом присоединяйте к ней аккомпанемент.
  • Верх грифа правой клавиатуры должен находиться примерно на уровне плеча музыканта. При снижении этого уровня будет трудно играть на высоких нотах из-за нарушения положения правой руки.

Никогда не приступайте к следующему по самоучителю или школе уроку, пока на «отлично» не усвоите текущий.

Источник

Первые занятия с начинающими в классе аккордеона

Разделы: Музыка

Аккордеон — интересный, своеобразный музыкальный инструмент, достаточно сложный для адаптации. Именно на первых уроках у ребенка можно пробудить интерес к музыке, инструменту или же уничтожить его навсегда.

Большое значение в формировании исполнительских навыков учащихся дошкольного и младшего школьного возраста (6-8 лет) имеет начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются основные навыки, технологические приемы и т. д. От грамотного начала обучения зависит последующее развитие ученика.

1. Наглядно-демонстрационные аспекты обучения

Первое занятие целесообразно начинать со знакомства ученика с инструментом, его возможностями. Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию ученика. Играя ребенку на инструменте, преподаватель решает сразу несколько первоначальных педагогических задач, во-первых приобщает ученика к музыке (учит слушать музыку, прививает любовь к музыке), во-вторых используя принцип наглядности, пробуждает у ученика интерес к инструменту, желанию учиться исполнительству на инструменте и в третьих, постепенно вводит ученика в учебный процесс.

2. Теоретические аспекты обучения

После прослушивания ребенком музыкального произведения попросить определить, какая звучала музыка: грустная или веселая, медленная или быстрая. Тем самым ученик в дальнейшем начинает более внимательно слушать музыку, учась при этом определять характер и темп. Анализируя с учеником тот или иной музыкальный материал, преподаватель развивает у него музыкальные и слуховые способности.

Учитывая психологию маленького ребенка, желание сразу же сесть за аккордеон и начать играть на нем, преподаватель должен предоставить такую возможность ученику сразу на первом занятии. Первые 2-3 урока не стоит начинать изучение музыкальной грамоты, лучше уделить внимание постановочным моментам: посадке, постановке инструмента, положению рук на правой и левой клавиатурах.

3. Практические аспекты обучения

Посадка, постановка инструмента:

Первое, на что должен обратить внимание преподаватель, вводя ученика в непосредственный контакт с инструментом, это положение корпуса учащегося и положение аккордеона. В 6-8 летнем возрасте, в большинстве случаев рост учащихся оказывается недостаточно высоким даже для самой маленькой модели аккордеона “Юность”. В этой ситуации преподаватель сталкивается с большими трудностями. Известно, что в возрасте 6-8 лет у учащихся слуховая память и тактильные ощущения не развиты, поэтому контролировать положение руки на правой клавиатуре вначале легче зрением. Однако, задача преподавателя вовремя отучить ребенка “подглядывать” в клавиатуру.

Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать с объяснения каким образом на аккордеоне извлекается звук. Важно, чтобы учащийся понял: громкость звука на аккордеоне не зависит от силы удара, нажатия или давления пальцев на клавишу. Звук меняется за счет различного по интенсивности ведения меха.

Понимая важность участия работы меха в комплексе звукоизвлечения, логично будет начать осваивать с учащимися игровые навыки с владения мехом. Поначалу упражнения на владение мехом должны быть просты. Первое из них заключается в обычном разведении меха. Упражнение должно выполняться с хорошей амплитудой, движение должно быть плавное, без рывков и толчков. Давление на мех должно быть достаточно сильным, т.к. в дальнейшем, если не уделить этому внимания, возникнут проблемы слабого звука. Результатом такой работы станет ровность звука, его продолжительность (длинные ноты), громкость.

Первые упражнения для правой руки:

Знакомство учащегося с правой клавиатурой начинается с белых клавиш. При нажатии клавиш нужно внимательно следить, чтобы мышцы руки (кисть, предплечье), не участвующие в работе, были расслаблены. Очень часто, ученик, нажимая каким-либо пальцем клавишу, напрягает остальные. Чтобы учащийся лучше ощущал силу пальцев и их работу, не стоит на первых уроках заставлять играть ударом или толчком, т.к. и в том и в другом случае в действии участвует вес пальца, увеличенный за счет ускорения перед касанием клавиш. Это облегчает задачу мышц пальца утопить клавишу, а следовательно, снижает их работоспособность. Важно добиться от ученика, чтобы исполняя то или иное упражнение, он нажимал каждым пальцем клавиши до упора. В отличие от фортепиано, где звуковая градация зависит от силы удара, сама по себе заставляя при ровном звуке работать все пальцы одинаково, аккордеон прощает неполный нажим или недостаток в силе удара того или иного пальца. Громкость звучания от этого не изменяется. Но в дальнейшем при исполнении пассажей в быстром темпе, пальцы будут не полностью нажимать на клавиши, либо вообще проскочив по верху клавиши вскользь, не осуществлять нажатие. Во втором случае будут потеряны несколько нот (не прозвучат в звукоряде), в первом – пострадает артикуляция – не будет четкости произношения, а также звучание каждой ноты по своей временной продолжительности будет различным. Проследив за тем, чтобы учащийся до конца прожимал клавиши, нужно принять во внимание силу давления пальцев. Она не должна слишком сильно превышать силу сопротивления клавиши. Важно чтобы учащийся тратил лишь только необходимое для удержания усилие. Игнорирование этого фактора может привести впоследствии к зажатости руки и вязкому исполнению темповых произведений, быстрых пассажей мелких нот. Осваивая упражнения, не следует сразу стремиться к их исполнению в подвижных темпах, т.к. при этом учащийся в погоне за скоростью не сможет контролировать правильность движений, сохранять кисть свободной.

Первые упражнения для левой руки на готовой системе:

Первое знакомство учащегося с левой клавиатурой происходит на готовой системе. Ознакомив учащегося с расположением рядов, басов, аккордов на готовой клавиатуре, практическое занятие следует начинать с навыка нахождения отмеченной ноты «до» третьим пальцем. Затем этим же пальцем следует освоить вертикаль основного ряда. При этом второй палец должен находиться на мажорном ряду, чтобы не упрощать задачу третьему пальцу, нащупывая заранее верхнюю кнопку.

Объяснив учащемуся, какие пальцы в большинстве случаев обслуживают те или иные ряды, можно дать первое простое упражнение – игру по всей вертикали баса и мажора одновременно, затем раздельно. Так как основной функцией готовой системы левой клавиатуры является аккомпанемент, целесообразно выполнять упражнения штрихом non legato, чтобы не формировать привычку тянущегося баса и аккорда.

Знакомство со штрихами:

Штрихи на начальном этапе обучения сводятся к legato (связно) и non legato (не связно). Какой же штрих нужно осваивать сначала. Существуют различные точки зрения. Как показывает практика, учащемуся легче дается исполнение non legato, т.к. при этом штрихе в технологический прием входят толчок и расслабление пальца до включения в действие другого. При штрихе legato помимо перечисленных компонентов происходит удерживание клавиши до нажатия следующей, и вместе с ним синхронное отпускание. Поэтому штрих legato учащемуся достигнуть сложнее. Гораздо проще перейти от legato к non legato, чем наоборот. Но нужно учесть, что более легкая технология исполнения non legato дает возможность обратить большее внимание учащегося на постановочные моменты.

4. Выбор репертуара для начинающего

Занимаясь подбором музыкальных произведений, преподавателю необходимо руководствоваться принципом доступности и посильности. Технологические навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны быть заложены начальными упражнениями. Хорошо, когда на один технический прием, вид техники подбирается несколько пьес. Это способствует закреплению технических навыков, а в психологическом плане не дает накопиться усталости и перенасыщению, вызванных многократным исполнением одной пьесы. Уровень сложности музыкальных произведений должен исходить от возможностей учащегося. Если при накопленном потенциале ученик в состоянии работать над более сложными пьесами, не стоит продолжать держать его на простых. Это приводит к халатному отношению к занятиям. Завышенный же по сложности репертуар снижает интерес, губит любовь к инструменту и музицированию.

Составлять репертуар преподаватель должен, принимая во внимание постепенное, незаметное для учащегося, повышение сложности пьес, руководствуясь принципом от простого к сложному. Обучение должно быть развивающим. Только при таком подходе к учебному процессу учащийся достигает хороших результатов, увеличивая свой профессиональный рост.

5. Психологический аспект обучения

Начальный этап обучения – это не только период, в который закладываются постановка и начальная техника, это еще и время, когда подлежат становлению отношения между педагогом и учеником. Помимо непосредственных профессиональных знаний, каждый преподаватель должен быть хорошим психологом. Это помогает более глубоко раскрыть у учащегося сильные стороны характера, войти с ним в более тесный контакт общения, завоевать доверие, что очень важно. Каждый ребенок является индивидом, обладает присущими только ему чертами характера, темпераментом. В зависимости от этого педагог должен найти индивидуальный подход к каждому из учащихся. Важно иметь в виду внимательность ребенка, в этом возрасте (6-8 лет) внимание ученика не имеет направленности. Оно рассеяно. Сосредоточить его можно лишь заинтересовав учащегося. Нельзя заниматься монотонно, т.к. в этом случае притупляется восприятие. Нужно помнить, что самый большой отрезок времени, на который у ребенка сохраняется внимание — это 9-10 минут. В возрасте 6-8 лет дети ведут и воспринимают свою жизнь в постоянных играх. Занимаясь с учащимся непосредственно на инструменте, а так же теорией, преподаватель должен привносить игровые моменты. В этом случае у ребенка восприятие материала становится непроизвольным. Его психика специально не напрягается для запоминания. Результат такого метода превосходит результат неигрового учебного подхода.

Очень важно найти взаимопонимание друг с другом. От этого будут зависеть дальнейшие результаты. Главное, чтобы окончив школу, (не обязательно продолжив обучение в высших учебных заведениях) учащийся не испытывал после этого отвращение к музыкальному инструменту, музыке, а наоборот, пронес любовь, заложенную педагогом, через всю жизнь.

Источник

Оцените статью