Обучение фортепиано детей с овз

Обучение детей с ограниченными возможностями на уроках фортепиано

В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. В разные времена в зависимости от конкретных культурно исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным.

Просмотр содержимого документа
«Обучение детей с ограниченными возможностями на уроках фортепиано»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. И.К. АРХИПОВОЙ

по обучению детей с особенностями развития

на уроках фортепиано

Автор: Ляликова Г.Ю.

В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. В разные времена в зависимости от конкретных культурно исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным. Сегодня отношения между государством, обществом и людьми с ограниченными возможностями меняются на глазах. Дорога в ВУЗы, среднеспециальные учебные заведения и общеобразовательные школы становится более открыта. В прямом и переносном смысле. Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся посещать не только общеобразовательные школы, но также получать дополнительное образование в школах искусств, художественных школах. В последнее время заметно вырос интерес к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Музыка оказывает большое эмоциональное воздействие, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия. Занятия музыкой способны помочь детям-инвалидам увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности

Одной из важнейших задач современной педагогики является социализация ребенка, представляющая собой процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Сегодня в образовательной практике и научных исследованиях представлены разные программы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учитывающие индивидуальные особенности ребенка и способствующие многогранному развитию личности.

Современная государственная система образования в России предполагает создание таких условий, при которых особый ребенок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации своих возможностей. Включение (инклюзия) таких детей в социально-культурную и общеобразовательную среду представляет на настоящий момент актуальную проблему не только педагогики, но и психологии, и социологии.

Распространение процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения адаптации образования для всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей.

Искусство наряду с другими способами социализации призвано помочь ребенку осмыслить мир и себя самого, усвоить знания об окружающей действительности и выработать эмоциональное отношение к явлениям природы и социальной жизни людей. Но искусство является не только средством социализации, формирования духовно-ценностных ориентиров, эстетических чувств. Издавна известны и широко используются психокоррекционные, компенсирующие, терапевтические возможности искусства.

Одним из направлений работы детской школы искусств №4 г.Томска, является создание условий для оптимального развития детей с ОВЗ. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учётом специфики и здоровья каждого ребёнка. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Желание заниматься музыкой, в частности фортепиано, возникает у многих детей, ведь потребность самовыражения присуща всем людям, независимо от наличия или отсутствия у них физического недуга.

Значение музыки в жизни детей с особенностями развития трудно переоценить, и эта мысль прослеживается в работах специалистов, разрабатывающих вопро­сы педагогической помощи таким детям.

Музыка является важным средством профилакти­ки и коррекции целого ряда нарушений и положительно влияет на развитие всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребенка. Ис­пользование музыки с лечебными и коррекционными целями вылилось в отдельное нап­равление в медицине, психологии и педагогике и получило название «музыкотерапия». Мозг человека еще до рождения способен к восприятию музыки и раннее музыкальное обучение является эффективным средством активации высших функций мозга и, в частности, абстрактного мышления. Известно, что между руками и мозгом существует тесная связь и поэтому игра на фортепиано при формировании и систематической тренировке общей моторики пальцев наряду со стимулирующим вли­янием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предмета «Фортепиано» реализуется на отделении фортепиано в МАОУДО ДШИ №4г.Томска наряду с такими учебными предметами, как «Ансамбль», «Аккомпанемент», «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Хор», а также предметами по выбору «Композиция», «Джазовые импровизации».

Актуальность создания данной программы продиктована необходимостью внедрения личностно-ориентированного подхода к обучению в классе фортепиано.

Цель программы — помочь любому ребёнку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нём фантазию, интерес, любознательность и побудить его к социальной активности через развитие музыкальных способностей на занятиях фортепиано.

Программа вариативна. В зависимости от музыкальных способностей детям предполагается три уровня усвоения программы: стартовый, базовый и продвинутый.

Основой программы являются следующие утверждения:

обучение должно быть направлено на создание ситуации успеха, атмосферы радости, творчества и созидания;

в соответствии с проявленными музыкальными данными каждый обучающийся должен заниматься по индивидуальной траектории.

Методы обучения: словесный (объяснение, рассказ, беседа); наглядный (показ, демонстрация, наблюдение); практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях фортепианного исполнительства.

Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому обучающемуся и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Индивидуальный урок в классе фортепиано является основной формой учебно-воспитательного процесса. На уроке происходит синтез всех музыкальных знаний, умений и навыков, а также развитие музыкально-пианистических способностей и психофизических возможностей обучающихся таких, как:

— музыкального слуха и всех его составляющих;

Принцип комплексного развития музыкальных, двигательных и интеллектуальных способностей – основа обучения в классе фортепиано. В своей работе преподаватели опираются на такие общепедагогические принципы, как:

— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— рефлексивности (личностная самооценка и оценка исполнения).

Программа ориентирована на обучающихся 7-18 лет, на общеразвивающий уровень обучения. Срок реализации программы – 8 лет.

Индивидуальное и дифференцированное обучение игре на фортепиано создаёт благоприятные условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Дифференцированный подход к каждому ребенку учитывает индивидуальные, психологические особенности, художественно-творческие способности, состояние здоровья и ситуацию в семье.

Вместе с тем, до настоящего времени не разра­ботана методика музыкального воспитания детей с ДЦП и другими нарушениями, включающая особенности физического и психического развития таких детей. Не имея специального опыта и определенной методики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, многие преподаватели детской школы искусств встречаются с целым рядом проблем: как обучать, для чего обучать, с чего начинать, где границы возможностей у детей с моторными нарушениями?

В специальной литературе до сих пор многие вопросы организации и содержания музыкальных занятий с такими детьми остаются нераскрытыми. На помощь преподавателю приходят разработанные коллегами разнообразные авторские методики, медицинская литература, психологическая и педагогическая литература, интуиция. Все это синтезируется, преобразуется, дополняется собственными находками, применимыми к конкретному обучающемуся. Преподавателю приходится путем проб и ошибок выстраивать образовательный и коррекционный процессы, ведь точной формулы нет. Главная проблема, стоящая перед преподавателем, обучающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, связана с поиском более эффективных способов организации процессов обучения и воспитания.

Индивидуально – дифференцированный подход

в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Целый ряд рефлексов и навыков, являющихся для здорового человека стандартными, для ребенка с моторными нарушениями и ДЦП бывает очень сложно выполнимыми.

Преподавателю, начинающему работу по обучению игре на фортепиано с детьми с моторными нарушениями, необходимо учитывать следующее:

1) Самое главное, что у подавляющего числа детей с различными моторными нарушениями и ДЦП сохранен интеллект (речь идет только о заболеваниях с сохранным интеллектом), и это – точка опоры и отправная точка в работе. Необходимо установить психологический и эмоциональный контакт с ребенком, быть с ним «на одной волне» и попробовать понять, что он чувствует, о чем думает.

2) У детей с ДЦП часто нарушена зрительно-моторная координация, что приводит к сложности при расшифровке нотных символов. Для облегчения процесса чтения нот с листа используется крупный шрифт и цветовое оформление.

3) Нормализация положения руки и пальцев рук. Мышечная (механическая) память развита очень слабо. Ребенку трудно привести в движение один палец, не подвигав прежде всеми, и поэтому проще, например, ставить на клавишу не один палец, а сразу два – первый и второй. Рука в этом случае приобретает более округлую форму. Так можно играть одноголосные мелодии несколько месяцев, сначала каждой рукой отдельно — потом двумя руками вместе.

4) Небольшой объем мышечной памяти необходимо компенсировать за счет логической, зрительной, тактильной видами памяти. На уроках фортепиано наряду с объяснением, показом, целесообразно использовать такесику — невербальный способ общения с помощью прикосновений – как будто играть на спине или руке обучающегося, тем самым, подсказывая направление, силу, характер звукоизвлечения.

5) Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они занимательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры — это инсценировка рифмованных потешек, историй, сказок, стихов при помощи пальцев. В ходе игр ребенок, повторяя движения преподавателя, активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, уменьшает контрактуру суставов рук и пальцев. Также нужно использовать упражнения на развитие хватательной функции рук (игра с мячом и др.) и более крупных движений корпуса и головы.

6) Существует тесная взаимосвязь ручной и речевой моторики. Поэтому развитие мелкой моторики пальцев во взаимодействии с речевой функцией (пением, сольфеджио, чтением стихотворений и скороговорок) является важным направлением коррекционной работы по воспитанию у обучающихся правильной речи, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия. Пение на уроке учит организации дыхания, тренирует и разрабатывает артикуляционный аппарат, переносит внимание с трудновыполнимого движения, несколько облегчая его.

7) Музицирование в ансамбле играет важную роль. Даже если ребенок долго играет на одном звуке, одной рукой, преподаватель обогащает мелодию различными средствами музыкальной выразительности, и мелодия становится не такой скучной и трудной. При этом ребенок эмоционально вовлекается в игру, ведь музыка – это своеобразный вид общения.

8) Для обучающегося деткой школы искусств немаловажной является возможность выступить на сцене в качестве инструменталиста, певца хора или вокалиста. Выступления позволяют детям самовыражаться, избавляться от комплексов, повышают их самооценку, делают их более коммуникабельными.

Источник

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в классе фортепиано как средство коррекции, адаптации и социальной реабилитации

Описываю о своём опыте работе с детьми с ОВЗ в классе фортпиано. Какие методы и технологии применяю на таких занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в классе фортепиано как средство коррекции, адаптации и социальной реабилитации»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Крым

«Дворец детского и юношеского творчества»

«Опыт работы с детьми с ограниченными

возможностями здоровья в классе

фортепиано как средство коррекции,

адаптации и социальной реабилитации»

Педагог дополнительного образования

Класс фортепиано для детей с ОВЗ

Геде Алекс Зигфридович

18 апреля 2017 г.

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» (Аннан, Кофи).

Главная проблема, стоящая перед преподавателем, обучающим ребенка с ОВЗ, связана с поиском более эффективных способов организации процесса обучения и воспитания. Преподаватель должен быть уверен в своих действиях и в том, что каждое слово или показ дойдет до учащегося и даст нужный результат.

Работа с ребенком – инвалидом связанна с обостренной наблюдательностью:

необходимо не только предельно ясно слышать игру учащегося и замечать все детали движений рук, но и видеть все изменения выражения его лица, ясно понимать, что он чувствует, чем занято его внимание.

Сочетание большой чуткости, симпатии, терпения и выдержки к учащемуся является основой успешного учебного процесса.

С 2013по 2018 учебные годы работаю с детьми ОВЗ, диагнозы очень разнообразны:

— слепота обоих глаз,

У детей наблюдается замедленное умственное развитие, двигательные нарушения рук, не совсем устойчивое чувство ритма, проблемы с музыкальной памятью, вниманием, проблемы с речью и письмом. Учащиеся, несмотря на все перечисленные проблемы, занимаются музыкой с желанием и удовольствием. Имеют положительные результаты в игре на фортепиано и на шумовых инструментах. Постепенно у учащихся развиваются хорошие музыкальные данные и дети не только играют на фортепиано пьесы и этюды композиторов, но и пробуют сочинять свои собственные песенки. На занятиях они ведут себя любознательно.

— создание условий и разработка эффективных методов индивидуального обучения учащихся с ОВЗ на занятиях фортепиано.

— изучить специально подобранный репертуар и упражнения с учетом индивидуальных особенностей пианистического аппарата учащихся;

— задействовать в процессе обучения интернет – ресурсы;

— побудить к самостоятельной работе над развитием чувства ритма.

— развивать пианистические навыки и слуховой контроль за характером звукоизвлечения и ритмической организацией,

— развивать музыкальные способности: ритм, слух, память;

— расширять музыкальный кругозор учащихся.

— воспитать уверенность в себе;

— воспитать коммуникативные способности;

— воспитать чувство самообладания, сценической выносливости в публичном выступлении.

Форма занятий – занятие практических работ.

На занятии применяются следующие методы:

— словесные (рассказ, объяснение, беседа);

— наглядные (наблюдение, демонстрация);

— практические (упражнения, продуктивная деятельность);

— здоровьесберегающая – включает в себя чередование различных видов учебной деятельности, наличие физкультминутки, положительный психологический климат и контроль наступления утомления учащегося;

— обучающая — развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие и др.;

— развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятии;

— самовыражение – стремление в игре реализовать свои творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал;

— релаксационная – снятие эмоционального и физического напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему учащегося при интенсивном занятии;

— психотехническая – подготовка новых технических навыков, настрой для концертного выступления;

— коммуникативная объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов;

— информационно-компьютерная используется как источник вспомогательного материала.

На занятиях применяю активные методы обучения:

— метод проблемного обучения – ставлю перед учащимся проблему, развиваю его мыслительную активность, находчивость, смекалку и воображение;

— метод «От музыки к технике» — применяя этот метод, добиваюсь, чтобы учащиеся сначала представили музыкальный образ, а потом уже совместно с ними решаю какими способами и приемами раскрыть его на инструменте;

— метод активизации логического мышления – основан на использовании различных аналитических приемов, наводящих вопросов, сравнений, обобщений и умозаключений. Цель работы – достичь наиболее ясного осознания получаемой словесной и звуковой информации. Я стараюсь помочь учащимся сформировать понятия и умозаключения, научить выражать свои мысли в словах.

— Метод ассоциации – это один из действенных методов развития воображения. Опора на зрительные образы предполагает сравнения, связанные с произведениями других видов искусства, картинами природы. Можно использовать слуховые ассоциации со звучанием других музыкальных инструментов, оркестра, выразительной человеческой речи. При определении эмоционального содержания произведения ассоциации с общими категориями помогают выявить конкретный музыкальный образ, проследить его развитие, уточнить характер каждого эпизода произведения, его изменения;

— метод развития творческих способностей – направлен на формирование творческого отношения к музыкальной деятельности. Все формы работы по практическому освоению музыкальной информации содержат в себе возможности для перевода их в творческое русло. Важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с элементарных и вплоть до импровизации.

Детям с ОВЗ требуется особый, щадящий режим, поэтому с основными формами музыкальной работы я использую дополнительные методы:

— логоритмика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия для ранее возбужденных отделов. После такого активного отдыха повышается внимание и улучшается восприятие учебного материала;

— психогимнастика – проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств. В нее входят игровые задания, пластические упражнения;

— релаксация – позволяет использовать особые упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица и туловища. Можно использовать методику В.П. Петрушина, которая помогает переключить внимание и восстановить умственную деятельность учащихся;

— дыхательная гимнастика – надежное средство борьбы с усталостью, напряжением и раздражительностью. Часто усталость приходит так быстро из-за того, что организм ребенка недостаточно хорошо снабжается кислородом. Существует простой метод снятия напряжения: несколько глубоких вздохов-выдохов (вздох носом, выдох ртом.) . Дыхательная гимнастика активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы организма, способствуют преодолению стрессовых состояний;

— пальчиковые игры – считаю этот метод работы очень важным и полезным для детей с ОВЗ, поэтому остановлюсь на нем более подробно.

Педагогу В.С.Сухомлинскому принадлежат слова «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

На сегодняшний день общеизвестен факт: уровень развития высших форм познавательной деятельности находится в прямой зависимости от двигательного аппарата в целом, а особенно от степени сформированности тонких движений кисти и пальцев рук. В связи с этим на наших занятиях включаются мероприятия по развитию мелкой моторики рук, и я считаю, что они должны обязательно присутствовать в развивающем обучении детей с ОВЗ.

Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Ценность пальчиковых игр заключается в том, что они представляют собой первый опыт исполнительского артистизма, а быстрота смены движений способствует повышению уровня организации их мышления. Главное, что лежит в их основе – это игра словами, «раскрашенные» движениями пальцев, рук или движениями всего тела.

А теперь немного истории:

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае — упражнения с каменными и металлическими шарами, и жители Поднебесья считают, что регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность всех систем организма, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами, в азиатских и арабских странах перебирание четок. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И Россия не отставала. Все мы прошли и наши дети через «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». А ведь это же такие пальчиковые игры.

Многие дети с ОВЗ имеют повышенный мышечный тонус с момента рождения. В связи с этой физической особенностью нужно отрабатывать свободные движения рук, координацию движений. Навыки двигательной восприимчивости закладываются постепенно, и пальчиковые игры являются в этом прекрасными помощниками.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Пальчиковые игры — хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к игре. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. Большое разнообразие пальчиковой гимнастики представлены в современных методических пособиях, таких как « Медведь и ягодка» Т.А. Боровика, « Пальчиковая гимнастика для развития дошкольников» Л.П.Савиной, «Музыкальная гимнастика для пальчиков» М.А.Ковалевской и многие др.

Теперь я хочу конкретно остановиться на тех пальчиковых играх, которые использую на занятиях.

Используется пальчиковый тренажер из серии обучающих игр «Тренажеры». Он помогает в простой и увлекательной стихотворной форме провести комплекс упражнений, направленный на улучшение общей координации и мелкой моторики рук. Участвуя в веселом приключении, ребенок подготовит руку к игре на инструменте.

Автор игры О.Емельянова

Эта игра позволяет усвоить не только чередование пальцев, но является первым этапом для последующей постановки руки.

Игровое поле состоит из упражнений-приключений, соединенных разными дорожками. Начало каждой дорожки отмечено кружочком, а окончание — стрелочкой. Педагог читает стихотворение, а ребенок выполняет упражнение. Комплекс упражнений рассчитан на поочередную разработку пальцев рук и на приобретение умения действовать не всей рукой целиком, а каждым пальцем в отдельности. Все упражнения проиллюстрированы в правилах игры на примере указательного пальца. Конечно, главное внимание всегда уделяется разрабатыванию пальцев ведущей, как правило, правой руки. Но не стоит забывать и о левой, поскольку развитие ее мелкой моторики в равной степени влияет на умственные и творческие способности ребенка. Поэтому, освоив комплекс упражнений для всех пальцев правой руки, можно и нужно перейти к тренировке пальчиков левой руки.

Пальчиковые игры на фиксирование произносимых действий.

Самый распространенный вид пальчиковых игр. Выполняются под музыкальное сопровождение или же под декламацию стихов с одновременным действием, которое производит ребенок. Все упражнения выполняются в медленном темпе, при этом необходимо следить за правильной постановкой пальцев и кисти, точным переключением с одного движения на другое, стараться вовлекать в эти упражнения все пальцы рук.

Упражнение мы выполняем вместе, при этом необходимо продемонстрировать собственную увлеченность игрой.

Пальчиковый театр (можно использовать сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.)

Данный тип пальчиковой гимнастики является очень ярким, насыщенным действием и наиболее любимым у детей с ОВЗ. Здесь предполагается наличие костюмированной атрибутики для пальчиков (персонажи из сказок), которую можно приобрести в магазинах игрушек или сделать своими руками. Я выступаю в роли повествователя музыкальной сказки, а ребенок проявляет свои артистические способности, производит действия персонажей пальчиками, тем самым развивает цепкость пальцев. Игра создает на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости. Это очень важно, потому что в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей. Сборники музыкальных сказок можно найти в нотных отделах или в интернете. Здесь все зависит уже от педагога, его выдумки и фантазии.

После наших маленьких спектаклей я даю ребенку возможность представить себя художником-творцом, который воплощает свой художественный замысел в изобразительном искусстве – рисование на сюжеты музыкальных сказок.

Дети с нарушениями в развитии являются особой категорией, в работе с которыми искусство, музыка оказывает лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.

Музыкотерапия – один из видов арт-терапии (терапии искусством), основанный на эмоциональном восприятии музыки и направленный на профилактику, психологическую коррекцию личностных отклонений ребенка с ОВЗ.

Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у «особого» ребенка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребенка, обусловливает его творчество во всех областях искусства и жизни в целом.

В музыкотерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями музыкальной деятельности. Цель и содержание коррекционных и реабилитационных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей. Поэтому, применяя этот метод, не ставится цель-развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для ребенка проблем, связанных со здоровьем.

Музыкотерапия необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных возможных способов познания мира. Этот метод должен обязательно включатся в индивидуальную программу развития детей с ОВЗ в сочетании с другими видами коррекционной работы.

В своей работе с учащимися мне также помогает использование методик М.Монтессори и К.Орфа, которые оказывают эффективное коррекционно-развивающее развитие. Суть педагогики М.Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому», где значение имеет индивидуализация учебно-воспитательной деятельности. А система К.Орфа – система музыкального воспитания полностью построена на развитии музыкальных способностей, навыков ребенка «Учимся, делая и творя» и включает в себя следующие элементы:

— Музыкально- двигательные упражнения;

— Игра на инструменте;

— Импровизация.

Хочу немного поговорить о подборе репертуара. Считаю, что музыкальный материал должен подбираться согласно возрасту ребенка, а также в зависимости от тяжести дефекта. Он должен быть соразмерен его психофизиологическим особенностям с учетом не только пианистических и музыкальных задач, но и характера ребенка: его интеллекта, артистизма, темперамента, душевных качеств, наклонностей, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Несмотря на нехватку некоторых навыков — учащийся должен играть разную музыку. Поскольку музыка оказывает на ребенка большое эмоциональное воздействие, целесообразно включать в репертуар программную музыку.

Мои учащиеся любят петь и играть и слушать классическую музыку и музыку из мультфильмов и сказок. В нашем репертуаре встречаются композиторы В. Моцарт пьеса «Колокольчики звенят», И. Штраус «Голубой Дунай», Бетховен «Ода к радости» и т. п., а так же песенки из мультфильмов. Пьесы подбираю в наиболее простом изложении или редактирую их самостоятельно, в зависимости от возможностей ребенка.

В течение 4-х лет занятий с детьми ОВЗ прослеживается положительная динамика развития.

— если на начало занятий имелась небольшая скованность пальцев, то теперь периодически руки стали играть свободнее;

— значительно улучшалась память;

— внимание уделяем гаммам, уверенно играем мажорные гаммы до 3-х знаков включительно на 2 октавы прямые, минорные – не играем, но знаем о них теоретически. Аппликатура не всегда точная, (так как все-таки есть отклонения в здоровье), но мы работаем над этим каждое занятие. Пробуем играть арпеджио и аккорды;

— некоторые учащиеся очень чисто интонируют, и я стараюсь вводить в наш репертуар вокальные произведения. Петь под собственный аккомпанемент доставляет им удовольствие;

— у учащихся ярко раскрылся творческий потенциал и они стали сочинять и поэзию и музыку. Мы начали работу над созданием музыкального альбома детских песенок.

— занятия музыкой помогают учащимся увидеть, услышать и почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

Приобретаемый опыт моей работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, показывает, что занятия музыкой доступны для него. Занятия выполняют образовательную, коррекционно – развивающую, терапевтическую и социализирующую роль.

Работа с ребенком с ОВЗ достаточна трудна. Но, собирая по крупицам малые успехи, я вместе с родителями радуюсь им, как большим невероятным успехам. Работая с ребенком инвалидом, нужно иметь определенные навыки:

— умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка;

— умение установить контакт с ребенком. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя;

— чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, педагог должен сам активно действовать на занятии (петь, играть на инструменте, воплощать музыку в движениях).

Современные психологи и нейрохирурги доказали, что в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления человека, они уверенны в том, что музыка закладывает в детях «генетику» новой всесторонне развитой личности.

Таким образом, создание условий и разработка эффективных методов индивидуального обучения учащихся с ОВЗ на занятиях фортепиано дают возможность ребенку-инвалиду развивать свои способности к активной плодотворной деятельности, а в дальнейшем реализовать свои умения и навыки в социуме, а также способным помочь увидеть, услышать и почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им войти в мир взрослых и полноценно существовать в нем.

Источник

Оцените статью