Обучение фортепиано детям дошкольного возраста

Обучение детей игре на фортепиано в рамках дополнительных образовательных услуг ДОУ

Людмила Салтыкова
Обучение детей игре на фортепиано в рамках дополнительных образовательных услуг ДОУ

Обучение детей игре на фортепиано в рамках дополнительных образовательных услуг в ДОУ

Пояснительная записка

Ученые педагоги- психологи сегодня говорят о том, что в условиях современной природно-социальной ситуации проблематика приобщения детей к музыкальному искусству приобретает глобальный характер.

Разнообразные социологические и другие данные, отражающие динамику эстетического воспитания российских детей в последние годы, свидетельствует о том, что так называемая гуманитарная катастрофа – не заоблачное «завтра», а суровая реальность дня сегодняшнего.

Педагоги и психологи едины во мнении: «Без особых совместных усилий педагогов и родителей уже невозможно воспитать ребёнка, как гармонично развитую личность».

Проблема раннего формирования музыкально – эстетического вкуса актуальна, своевременна и достаточно сложна.

Как одно из средств, способствующих решению данной проблемы, а так же с целью повышения эффективности работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста, в рамках дополнительных образовательных услуг, в нашем дошкольном образовательном учреждении, был создан кружок по обучению игре на фортепиано.

Дополнительные образовательные услуги предоставляются на платной основе. Возможность их оказания предусмотрена уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств и не используются взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.

Читайте также:  Хой гитара 6 струнная

Платные дополнительные услуги дают возможность укрепления материально — технической базы образовательных учреждений,

«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.» Сухомлинский В.

Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна … Д. Шостакович

Цель дополнительных образовательных услуг — повышение эффективности работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях основного и дополнительного образования, которое призвано обеспечить разнообразную деятельность и обогащение речевого и творческого опыта ребенка. Развитию ребенка способствует и естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Мною была создана программа «я хочу играть на пианино»

Где определялись цели и задачи работы по данному направлению.

Цель программы:

Развитие музыкальных способностей дошкольников, воспитание устойчивого интереса к музыкальной деятельности, подготовка ребенка к самостоятельной музыкальной деятельности, ранняя профориентация.

Задачи программы:

1. Освоение музыкальной грамоты.

2. Обучение игре на фортепиано (постановка игрового аппарата, изучение клавиатуры, умения ориентироваться в нотном тексте).

3. Целенаправленное развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, развитие творческих задатков.

4. Реализация индивидуально – дифференцированного подхода к детям.

5. Подготовка к поступлению в музыкальную школу.

При создании программы по реализации поставленных целей и задач я основывались на основных принципах педагогических технологий:

Основные принципы.

1. Принцип научности.

2. Принцип активности и сознательности.

4. Принцип адресованности и преемственности.

5. Принцип непрерывности, систематичности и последовательности.

6. Принцип результативности и гарантированности.

7. Принцип индивидуальности.

8. Принцип взаимодействия.

9. Принцип результативности.

Условия для реализации программы.

Программно – методическое обеспечение базируется на: «Методике обучения игре на фортепиано» А. Алексеева Москва,1988г.

В детском саду имеются три музыкальных инструмента (фортепиано, в хорошем состоянии. Оформлены дидактические и наглядные пособия для занятий с детьми (нотный стан, длительность нот, клавиатура фортепиано и другие). На каждого обучаемого заведена тетрадь «Успеха», где дети осваивают навык написания нот, музыкальных ключей, тут же разноцветными нотками отмечаются успехи детей.

Осуществление работы кружка.

1. Программно – методическое обеспечение:

программа «Хочу играть на пианино», сопутствующая методическая литература.

2. Материально – технические условия:

музыкальный блок (музыкальный кабинет, музыкальный зал).

3. Кадровое обеспечение.

Оптимизация воспитательно-образовательного процесса.

Под оптимизацией воспитательно–образовательного процесса, в данном случае я подразумеваю выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий воспитанников, то есть сделает обучение максимально эффективным.

Таким образом, я считаю, что целенаправленный процесс обучения и воспитания объединяет особенности, которые характерны и для образования, и для воспитания:

1. Двустороннее сотрудничество педагога и воспитанника.

2. Главная цель процесса — формирование личности, всесторонне развитой и гармонической, развитие индивидуальных способностей.

3. Содержательная и технологическая стороны процесса тесно взаимосвязаны.

4. Образовательные цели, само содержание образования, средства достижения поставленных задач, конечный результат — все структурные элементы образования пребывают в тесном единстве.

5. Процесс предусматривает реализацию трех образовательных функций –

Развивающую, обучающую, воспитывающую.

При выборе методик обучения я отдаю предпочтение развивающим методикам, способствующим формированию познавательной и музыкально – эстетической сфер развития.

Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания проводятся подгруппами, индивидуально.

Продолжительность, количество и место занятий в режиме дня определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями к учебной нагрузке ребенка определенного возраста.

Условия оптимизации.

1. Задачи, поставленные перед учебным процессом, должны быть конкретизированными, а планирование учебного материала комплексным.

2. Содержание учебного материала и его структура должны быть оптимальными и рациональными.

3. Подбор методов и средств обучения необходимо направить на стимулирование и мотивацию обучения.

4. Следует сочетать общегрупповой, индивидуальный и дифференцированный подходы к воспитанникам.

5. Обязательным является проведение анализа затрат времени на обучение и достигнутых результата.

Обучение игре на фортепиано – это педагогический процесс, направленный не только на получение детьми навыков владения инструментом, освоение нотной грамоты – это комплекс мер, направленных на :

своевременное достижение возрастного уровня музыкального развития детей;

приобщение к мировой музыкальной культуре;

овладение навыками музыцирования;

степень подготовки к дальнейшему обучению в музыкальной школе.

Работа с родителями

Успехи по обучению ребенка игре на фортепиано зависит не только от его природных способностей, но и от тех условий, в которых живет ребенок в семье. Поэтому особая роль в данной ситуации отводится совместной работе музыкального руководителя и семьи. И строится на следующих положениях:

Цели и задачи музыкального развития и воспитания ребенка должны быть хорошо понятны не только самому музыкальному руководителю, но и родителям. а музыкальный руководитель должен быть знаком и использовать в своей работе опыт музыкального воспитания в семье;

Системности и последовательности работы по обучению игре на фортепиано должны придерживаться и музыкальный руководитель, и родители;

Взаимное доверие и взаимопомощь музыкального руководителя и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителя в детском саду.

Полная информированность родителей о проведении и результатах работу по данному направлению.

Взаимодействие с родителями по вопросу изучения удовлетворенности качеством предоставляемых услуг в сфере обучения детей игре на фортепиано осуществляется на основе мониторинга.

Более 60% наших выпускников, занимающихся в кружке, продолжают обучение в ДМШ города, гимназии №3, на муз отделении, в вокальных и хоровых студиях. В дальнейшей работе мы планируем:

1. Увеличить количество детей посещающих кружок.

2. Улучшить показатели по дальнейшему обучению наших выпускников, прошедших подготовительный курс в ДОУ, в музыкальных школах города, с перспективой поступления в музыкальный колледж.

«Агентство добрых услуг». Праздник 8 марта для детей старшего возраста Цель: Создать радостное настроение. Доставить детям радость от общения с родителями. Поддерживать интерес родителей к развитию ребёнка.

Анкета для родителей «Об оказании платных дополнительных образовательных услуг» Уважаемые родители! С 1 сентября 2015 года в нашем детском саду организуется работа по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.

Консультация «Обучение детей дошкольного возраста игре по слуху» Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах является первой ступенью коллективного инструментального музицирования в.

Мастер-класс «Обучение детей дошкольного возраста игре на шумовых инструментах» Цель: Обучение участников мастер-класса использованию шумовых музыкальных инструментов в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи:.

Мастер-класс «Обучение игре в шахматы» Автор: Е. А. Вялова, воспитатель I-ой категории 2015 Цель: Познакомить педагогов с приёмами, способствующими формированию навыков игры в.

Методы работы с детьми с ОВЗ на занятиях фортепиано Методы работы с детьми с ОВЗ на занятиях фортепиано Образовательная программа дополнительного образования детей по курсу фортепиано направлена.

Обучение детей игре в шашки Обучение детей игре в шашки (из опыта работы) Шашки – одно из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Для дошкольников.

Обучение дошкольников игре в шахматы Шахматы – это интересно Можно ли обучить детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?.

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС до в работе учителя-логопеда. Применение современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС ДО в работе учителя-логопеда. 21 век — век информации. В современных.

Рабочая программа дополнительных платных услуг группы «Обучение чтению» АБвгде-йка Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду. В.

Источник

Методика проведения занятия на фортепиано для детей 5-7 лет. донотнй период
план-конспект на тему

Заинтересовать ребенка на начальном этапе знакомства с инструментом, введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной для этого возраста форме.

Скачать:

Вложение Размер
dubrovskaya_otkrytoe_zanyatie.2015g.docx 40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы

Дворец творчества детей и молодежи

имени А.П. Гайдара

Тема: «Методика проведения занятия на фортепиано для детей 5-7 лет, донотный период»

педагог Дубровская Т.В.

Педагог: Дубровская Татьяна Владимировна

Обучающийся: Вяткина Катя

Место проведения: 4.18

Дата: 07.04.2015 г. в 19.30

Тема: «Методика проведения занятия на фортепиано для детей 5-6 лет, донотный период»

Цель: — заинтересовать ребенка на начальном этапе знакомства с инструментом;

— введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной для этого возраста форме.

— развитие познавательной активности обучающегося и осмысленного отношения к музыкальному материалу;

— приобретение навыков анализа и краткой характеристики попевок;

— применение теоретического материала на практике.

Форма проведения занятия: индивидуальная.

Основные приемы и методы, используемые на занятии:

— систематичность и последовательность;

— контроль над качеством исполнения.

— фортепиано; — стул и подставки.

Вводная часть: организационный момент

Педагог объявляет тему и задачи занятия.

знакомство с инструментом. Определение пульса в произведениях. Анализ и пение попевок. Подбор попевки на фортепиано по слуху. Двигательная гимнастика и упражнения за фортепиано на постановку руки.

1. Теоретическая часть . Педагог знакомит ученика с фортепиано, клавиатурой, показывает расположение клавиш: «до», «ми», «фа», «си». Педагог играет муз. произведение, а ученик равномерно, ритмично хлопает под музыку. Краткий анализ попевки, которую поет сначала педагог, а затем ученик.

2. Практическая часть. Двигательная гимнастика стоя и сидя за столом. Посадка за инструментом, упражнение на постановку рук. Подбор попевки 2-ым пальцем.

Педагог подводит итоги данного занятия, обращая внимание на удачи и недостатки.

План-конспект проведения занятия

Приветствие. Педагог объявляет тему занятия, цель и ставит задачу перед обучающейся.

— Главное условие успешного развития ученика – точная работа педагога на начальном этапе обучения, то есть всестороннее развитие природных музыкальных данных ребенка, осуществляемое в тесной связи с «постановкой руки».

Каждый урок сочетает в себе

— знакомство с фортепиано, клавиатурой

— развитие слух, ритма , памяти

— гимнастику постановку рук

Перед первым прикосновением к клавишам ребенок должен познакомиться с волшебным инструментом . Мы заглядываем внутрь, ему хочется погладить толстые и тонкие струны, молоточки:

«Мы сегодня увидали

Городок внутри рояля.

Целый город костяной —

Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца,

Всюду мягкие суконца,

Что ни улица-струна

В этом городе видна» .

Я рассказываю ему про «волшебную» педаль и о ее влиянии на звук. Рассматривая строение инструмента, ученик впервые знакомится с клавиатурой. Потом мы вместе находим первый звук-«до» и считаем, сколько раз он повторяется на клавиатуре. Затем находим клавиши «ми», «фа», «си». Знакомясь с регистрами, дети понимают, что на фортепиано можно изобразить не только разных зверей и птиц, но и все инструменты оркестра. Необходимо обратить внимание ребенка на два цвета клавиш, объяснить группировку черных клавиш и деление клавиатуры на группы -октавы. Вначале знакомим ученика с черными клавишами, это позволяет сразу же включить в работу зрительные, слуховые и осязательные ощущения.

После того как ребенок начал различать зрительно, мы знакомимся с этими группами тактильно: проводим рукой по клавиатуре, ощупываем эти группы, а затем, закрыв глаза, узнаем их.

Слух поддается развитию и над этим необходимо работать. Тренировать слух можно на самых простых, всем известных упражнениях:

  • сколько звуков ты слышишь?
  • более «тонкие » звуки (высокие) — более «толстые» (низкие).
  • зоопарк (голосам разных животных соответствуют разные регистры).
  • игра в «жмурки» (отгадывание сыгранных учителем звуков).

С первых уроков можно познакомить ребенка с интервалами. И в начале каждого урока мы «подготавливаем ушки к работе». То есть, вначале ребенку объясняется, что два одновременно звучащих звука, называются интервалом. Они бывают разными. И нужно сыграть какие-либо два контрастных интервала, (например: октаву и секунду), внимательно послушать их, давая при этом характеристику: октава — красивый интервал, звуки сливаются, секунда -очень резкий, звуки совсем рядом. Затем ученик, закрыв глаза, должен отгадать, какой звучит интервал. На следующем уроке, если ребенок запомнил эту пару, можно объяснить следующую и т.д.

Такие упражнения способствуют развитию слуха и позволяют ученику отвлечься от игры на инструменте.

Ритм менее податлив для развития. Прослушивание на уроках в исполнении педагога программных, жанровых пьес с обязательным последующим их красочным описанием, вызывающим у детей яркие ассоциации, расширяет кругозор учеников, активизирует их эмоционально-слуховую сферу, способствует осознанию ритмического своеобразия жанра. При прослушивании этих пьес дети могут выполнять те или иные действия (маршировать, кружиться в вальсе, или, хлопая в ладоши, тактировать звучащую музыку). Такие задания способствуют также развитию ритмического чувства учеников, тренируют их внимание, память, помогают в развитии координации движений. Работа над развитием метро — ритмического чувства ребенка начинается уже с первых занятий. Играя музыкальное произведение, я прошу ученика маршировать под музыку так ровно, как бьется его пульс. Можно под эту музыку равномерно хлопать, а можно совместить хлопки с шагами.

Затем я пою ученику любую песенку, например: «Василек» и мы вместе определяем, где долгие, а где короткие звуки и выясняем, что различные их сочетания составляют ритм.

Чтобы запомнить мелодию нужно ее проанализировать: как идут звуки: по ступенькам или скачками, вверх или вниз. После этого попытаться с педагогом эту попевку спеть.

Постановка руки — важнейший этап, очень ответственный момент, во многом обусловливающий дальнейшее продвижение ученика.

«Лепку» игрового аппарата ребенка необходимо начинать с первой минуты занятий. При этом следует добиться полной свободы тела и мягкости рук. Вопросу организации движений пианиста большое внимание уделила в своей практике педагог и пианистка А.Шмидт — Шкловская, она приводит множество упражнений, помогающих правильно сформировать осанку и взаимодействие всех частей игрового аппарата.

  • Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь небольшой наклон вперед.
  • Плечи опущены, дыхание ровное и свободное.
  • Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. По этому малышам 6-7 лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги.

Выработке такой осанки помогают различные упражнения:

  • поднять руки в сторону от корпуса и произвольно опустить их, сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения.
  • размашистыми движениями вращать вытянутыми руками вокруг корпуса и над головой с ощущением абсолютной свободы плечевых суставов.
  • поднять плечи и внезапно легко и непроизвольно опустить их; поднимать слегка согнутые в локтях руки, затем произвольно их опустить.
  • оперев локоть о ладонь другой руки, двигать предплечья вверх — вниз, одним движением, без остановки в крайних точках.
  • описывать круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки.
  • подвесить кисть, опершись тремя средними вытянутыми пальцами о край стола. Рука висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отвести ее в сторону от корпуса (пальцы остаются на столе, после чего внезапно опустить и дать возможность самостоятельно колебаться вплоть до остановки).

А.А. Шмидт- Шкловская писала: «Большую роль в работе пианиста играют крупные части рук. Наиболее удобны и естественны движения, совершаемые «всей рукой» в плечевом суставе- так называемая «игра всей рукой от плеча».

Первый двигательный навык, с которого обычно начинается обучение –non legato. Этот прием связан с использованием свободного, пластичного движения всей руки. Мягкий подъем, начинающийся небольшим плавным движением локтя в сторону, чувство отдыха кисти при этом, затем плотное погружение руки в клавиатуру на кончик пальца без удара, чему способствует легкий прогиб кисти. Правильность движения проектируется полнотой и напевностью извлекаемого звука. Приступая к работе над

упражнениями необходимо следить за качеством звучания. Нужно уметь направлять внимание ученика на то, чтобы каждый звук был ясным, округлым, достаточно насыщенным. Воспитание «слышащих» пальцев, способных предчувствовать соотношение между тонами — одна из главных задач фортепианного обучения на его начальной стадии.

В целях улучшения слухового контроля нужно, чтобы ученик слышал три стадии звукоизвлечения:

Смысл состоит в том, что каждый звук берется с той силой звучания, которая получилась в результате затухания предыдущего.

Нужно постоянно обращать внимание ученика, учить его больше слушать, думать, а не играть механически. Упражнения на non legato целесообразнее играть сначала третьим, самым устойчивым пальцем, затем вторым и четвертым. После этого можно подключать к работе пятый и первый пальцы.

После упражнений пытаемся с учеником подобрать по слуху попевку «Василек» 2 пальцем.

Подведение итога занятия (какие результаты были достигнуты, какие нет). Даются рекомендации для последующей работы.

  1. О. Курнавина «О первоначальном музыкальном воспитании»
  2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»

Источник

Оцените статью