Обучение фортепиано для первого класса

Ноты (фортепиано) для учащихся 1 класса музыкальной школы — более 27 полезных сборников

1. Милич. Б. Фортепиано 1 класс (2006)

Это учебное пособие, созданное для учеников 1 класса детских музыкальных школ действительно незаменимо. Пьесы, этюды и ансамбли из этого сборника обязательно есть в репертуаре всех начинающих пианистов.

«Фортепиано» для 1 класса содержит все те музыкальные произведения, который должен освоить юный пианист на первом году обучения.

2. Хрестоматия для фортепиано. ДМШ 1 класс

Составители Бакулов и Сорокин, издание 1991 года. Эта книга входит в Педагогический репертуар для ДМШ.

3. Азбука игры на фортепьяно С. А. Барсукова

Это пособие для детей в возрасте пяти семи лет, учащихся 1-ого и подготовительного класса Детской музыкальной школы. Основная задача книги подать в доступной форме новый материал для юных пианистов. Материал подается от простого к сложному.

4. Еще много методичек, пособий, хрестоматий и сборников для 1 класса ДМШ:

Источник

Первое знакомство с фортепиано

Разделы: Музыка

Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре.

Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу.

Развивать абстрактно- образное мышление, умение анализировать и сопоставлять.

Развивать двигательно-игровые навыки ученика.

Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.

    Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой и регистрами.
  1. Развивать внимание и концентрацию.
  2. Способствовать накоплению игровых навыков non legato.

Методические советы и выводы. Специальный дидактический материал.

    Знакомство с инструментом – фортепиано.
  1. Знакомство с регистрами фортепиано.
  2. Знакомство с клавиатурой.
  3. Игра песенок-попевок на инструменте.
  4. Игры – загадки.
  5. Вывод, оценка занятия.
  6. Домашнее задание.

Освоение необходимого объёма знаний. Устойчивое запоминание предлагаемого материала за одно занятие.

Закреплёния навыков игры на инструменте приёмов исполнения non legato.

Самый первый урок, начинается со знакомства с инструментом. На вопрос: “Как называется инструмент, на котором ты пришёл учиться играть?”. Ребёнок отвечает: “Пианино”. Я добавляю, что он ещё называется “Фортепиано”. Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную динамику, то есть громкость звучания. Предшественниками этого инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте, до тихой – пиано. Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и “Фортепиано”. На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию. Подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте довольно больших отрывков из произведений, ярко характеризующих возможности фортепиано.

Тихое звучание произведения — фрагменты из произведений А. Лядова “Пастораль”, А. Гречанинова “Облака плывут”…

Яркое звучание произведения – фрагменты из произведений С. Геллера “Этюд” (ре мажор), В. Витлина “Страшилище”…

В процессе исполнения этих музыкальных примеров задаю ребёнку вопросы:

— Как звучит тот или иной музыкальный фрагмент (громко или тихо; форте или пиано)?

— Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?

— Какая эта музыка быстрая или медленная?

-Каким приёмом исполняется произведение (плавно, гибко или отрывисто, остро, а может музыка просто шагает)?

— О чём эта музыка, что ты себе представляешь, когда слышишь такую разную музыку?

Ребёнок в форме беседы отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, что наш инструмент, фортепиано, может “рассказать” обо всём: на нем можно создать любое настроение, любой образ и характер. Уже на первом этапе знакомства с инструментом малыш понимает, насколько богат и разнообразен инструмент, на котором он пришёл учиться играть, насколько богаты его выразительные возможности.

Далее, я прошу его самого извлечь из инструмента громкие звуки – форте, прошу не бояться и смело опереться, погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус; затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно, даже трепетно только кончиками пальчиков.

Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний. Для более быстрого запоминания исполняем в нижнем регистре песенку медвежонка, или слонёнка, или динозаврика (например, пьесу Ю. Виноградова “Танец медвежат”, второй её раздел; или фрагмент пьесы И. Парфёнова “Бармалей”)…; в верхнем – песенки птичек, мышек, комариков (например, пьесу П. Чайковского “Песня жаворонка”, или С. Майкопара “Мотылёк”)…; а в среднем регистре, я объясняю малышу, “мы живём, и песенки свои поём…”. Потом, можно попросить ребёнка пофантазировать в том, или ином регистре. Любое прикосновение к инструменту раскрепощает ребенка, развивает его свободу и инициативность. Но с первого прикосновения к клавиатуре необходимо разъяснить ребёнку, что стучать и бить по инструменту нельзя, что звук из-за этого получается не музыкальный, неприятный, злой и даже “противный”; что инструменту, когда его бьют тоже больно, он от этого не поёт, а визжит, кричит. Чтобы ребёнку стало понятно, привожу пример грубого звукоизвлечения, демонстрируя его на себе:

— резко ударяю по ноге рукой – получаю шлёпающий звук, это плохо, ведь ни кому не нравится, когда его шлёпают – это не правильный приём звукоизвлечения.

— активно опускаю руку на ногу глубоким, вминающим движением, пружиня кистью – звука шлепка нет – это правильный приём звукоизвлечения.

Переношу примеры на клавиатуру и прошу ребёнка ответить, когда у меня доброе, глубокое, поющее — правильное f (форте), а когда злое, резкое, кричащее — неправильное. Учимся вместе понимать, ощущать и слышать разницу.

На первом уроке происходит знакомство и с механикой инструмента. Я убираю верхнюю стенку инструмента, показываю малышу, как и благодаря чему, получается звук. Обращаю его внимание на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики, когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано “шагают” по стрункам. У фортепианных молоточков, как и у нас, есть мягкие подушечки, только сделаны они из войлока. Низкий или высокий звук зависит от толщины струн, по которым ударяют молоточки. Детям очень нравится процесс знакомства с механикой инструмента, а мне он помогает в дальнейшей работе над пианистической артикуляцией.

Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является лёгкость и доступность в её восприятии, понимании и запоминании.

Знакомство происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме.

Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают белые и чёрные и что все они называются — клавиатура. Что чёрные клавиши группируются по 2 вместе и по 3 вместе. Воспользовавшись советам Льва Ароновича Боренбойма, прошу ребёнка показать мне все группы из двух черных клавиш; затем – из трёх. После того, как ребёнок увидел и начал узнавать на клавиатуре группы черных клавиш, у него, естественно, возникает желание погладить их, дотронуться. И тут можно предоставить ему возможность с закрытыми глазами, на ощупь определить, какая из групп у него под рукой – “по две” или “по три”, ощупывать клавиши лучше подушечками пальцев. Эта простая игра очень нравится малышам. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них. Научившись узнавать группы из двух и трёх черных клавиш, включив зрительную и осязательную, ориентацию ребёнок будет легко находить любую нужную клавишу, что в дальнейшем поможет чтению нот с листа.

Первоначальное знакомство с клавиатурой и названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду.

Я совершенно убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке (по моей методике) более целесообразно, чем абстрактное “вызубривание” названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться “порядковым” методом. Ведь это ужасно, когда в поисках нужной клавиши, малыш начинает каждый раз “от печки”, от клавиши “до”. Чтобы ребёнок не стал “заложником отсчёта”, гораздо эффективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры, используя предложенные мной картинки -“маночки”. Конечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эту работу я провожу несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хорошо ориентируется на клавиатуре.

Итак, начинаю я изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, которых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным “маночкам”. Каждый такой “маночек” дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:

Схемы, дидактический материал для изучения клавиатуры

Там, где две чёрные клавиши мы строим домик. Он опирается на клавиши до и ми, поём для большего запоминания песенку “Домик”. Учимся играть её в разных октавах.

Домик, домик, До – Ми
Хорошо ты в нём живи,
Домик, домик, До – Ми,
До – Ми, До – Ми.

Дальше мы должны построить забор, ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на забор.

У забора четыре дощечки. У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль. Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку.

Фасоль, фасоль, растёт фасоль,
Это — Фа, а это – Соль,
Фасоль, фасоль.

— Теперь ты “посади” фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички… Ребенок переносит песенку в разные регистры.

-Только, когда играешь, обязательно следи за рукой. Погружай ручку глубоко, но мягко в клавиатуру, не спеши, а снимай гибкой кистью. В нижнем регистре играй песенку левой рукой, в верхнем – правой.

— А кого мы разместим у двух других дощечек забора, посмотри, ведь там место ещё ни кем не занято?

Спрашивая, я достаю маленькую лягушку. Если нет игрушки, её с успехом можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно.

— А туда мы посадим лягушку. У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, поэтому им там нравится. Смотри, как наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Давай споём и сыграем про него песенку.

Ля – Си лягушка сидит,
На нас весело глядит.
Ля – Си, Ля – Си,
Улыбнись, меня спроси: “Где же Ля, а где же Си?”

— У кого в гостях сидит наш лягушонок? (играю песенку в верхнем регистре).

— Наверное, у мышки…

— А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь.

Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок.

Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной? Ребенок быстро находит её, эта клавиша “живёт в домике”. И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Рекс, ведь это клавиша — Ре.

Ре, Ре, Рекс в доме поживает,
Ре, Ре, Рекс домик охраняет.

Песенка исполняется на одной клавише – РЕ.

Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её по “маночкам”. В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки.

Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным:

-Ребёнку нравится работать-играть с визуально-дидактическим материалом;

— У ученика вырабатывается быстрое и глубокое запоминание названия всех клавиш.

В домашних заданиях ставится в основном задача закрепить ещё раз пройденный материал, причём весь дидактический материал я даю ребёнку домой, что, весьма радует малышей и стимулирует к домашнему повторению материала.

Ещё хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, исполняя песенки, мы с ребёнком сразу пытаемся “ставить” ручку, то есть сразу формируем правильные пианистические движения. Играем все песенки 3 пальчиком, следим за горсточкой, за округлыми, но не сжатыми пальчиками, за свободным запястьем, за глубоким, свободным погружением руки в клавиатуру от плеча, “крылом”. Следим за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Конечно, процесс “лепки” руки весьма длительный процесс, но начинать его надо с первых уроков, с первого прикосновения к клавишам.

-Педагог “берёт” любую клавишу, а ребёнок называет её, пользуясь приобретёнными знаниями.

-Педагог называет любую нотку и регистр, а ребёнок должен найти клавишу, соответствующую данной ноте, в заданном регистре.

Педагог и ребёнок могут меняться ролями. Форма игры могут варьироваться.

Оценка работы ребёнка на уроке:

В течение всего урока следует хвалить ребёнка за хорошую работу, стремиться поощрять любую инициативу со стороны малыша в отношении освоения материала. В конце урока даётся положительная оценка, потому что другой и быть не может. Все дети всегда прекрасно справляются со всеми задачами и заданиями данного урока.

Источник

Методическое пособие для учащихся 1 класса по предмету «Специальное фортепиано» «Адаптационный период в 1 классе»

Марина Стеганцова
Методическое пособие для учащихся 1 класса по предмету «Специальное фортепиано» «Адаптационный период в 1 классе»

2) Теоретическая часть

3) Практическая часть

4) Дидактическая часть

5) Список литературы

Данное методическое пособие «Адаптационный период в 1 классе» предназначено для детей 6-7 летнего возраста, расчитано на первые 6 месяцев обучения в музыкальной школе. Оно опирается на методические разработки педагогов А. Артоболевской, Л. Баренбойма, Е. Королевой и на собственный педагогический опыт. По моему мнению в отличие от уже существующей программы данное методическое пособие учитывает возрастные и физиологические особенности детей 6-7летнего возраста, обучение проходит в форме игры в более мягком режиме, имеет более здоровьесберегающий характер, развивает любовь и привычку к регулярным занятиям на фортепиано. Первый класс-это самый сложный период в жизни школьника. Методическое пособие «Адаптационный период в 1 классе на отделении фортепиано» поможет маленькому пианисту пройти сложный период в развитии, даст уверенность ему в своих силах. Именно в этом возрасте у детей формируются эталоны красоты, воспитываются чувства, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Адаптационный период в 1 классе направлен на:

1. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

2. Развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

3 Уверенность школьника в успех. Создание доброжелательной атмосферы, принятие индивидуальных особенностей каждого ребенка.

4 Развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

5. Освоение музыкальных произведений.

6. Обучение пианистическим приемам и навыкам.

2. Теоретическпя часть.

Музыкальное воспитание формирует эстетические чувства ребенка, приобщает его к великому музыкальному наследию. Музыка развивает ребенка умственно. Обогащается его словарь образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, а эмоциональная отзывчивость одна из важнейших музыкальных способностей которая связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, сочувствие и т. д. Поэтому неоспоримо незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке нравственности,общечеловеческих ценностей: добра, красоты и вкуса. По утверждению психологов, восприятие детей 6-7летнего возраста отличается произвольностью, т. е. носит активный характер. То же касается и других психических процессов, таких как, память, внимание и воображение. Поэтому так важно именно в этом возрасте интенсивно развивать данные сферы. А накопление музыкального опыта стимулирует развитие памяти, мышления, речи, мелкой моторики, а это в свою очередь помогает овладению музыкальной грамотой и навыками игры на инструменте. Именно в 6-7летнем возрасте зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Уроки с детьми должны быть увлекательными, занимательными, с привлечением поэзии, изобразительного искусства. На таких уроках активизируется внимание ребенка, мышление, память, создается доброжелательная, комфортная атмосфера. Музыкальный материал должен быть понятным и доступным для исполнения и удобным для пения юным музыкантам. Использование подтекстовок к пьесам, рисование музыкального образа будит воображение ребенка, помогает раскрыть содержание пьесы и передать это содержание музыкальным языком. В репертуар детей 6-7 летнего возраста должны быть включены образцы народной и классической музыки прошлого и настоящего, доступные для детского восприятия.

Я рекомендую в этот сложный для ребенка период заниматься три раза в неделю по 30 минут.

После прохождения данного адаптационного периодапрограммы ребенок должен знать:

-Ноты скрипичного ключа

-Ритмическую организацию музыки

-Элементарные понятия музыкального языка

Ребенок должен уметь:

-свободно ориентироваться на клавиатуре инструмента

-владеть навыками постановки руки

-приемами звукоизвлечения (non legato, staccato,2-3х нотное legato)

— пользоваться динамикой и нюансировкой( f ,р,creshendo,diminuendo)

-исполнять 2-х и 3-х частные пьесы.

У ребенка будут сформированы такие личностные качества как эмоциональность, восприимчивость, ответственность за свою музыкальную деятельность, умение контактировать, вести диалог с учителем.

Система контроля должна быть упрощенной в форме контрольных уроков без оценок. Первое же выступление на сцене должно состояться после адаптационного периода.

1 Донотный период. Знакомство с инструментом. 8ч.

2 Овладение штрихом non legato. Знакомство с жанрами музыки 8ч.

3 Знакомство с нотной грамотой. Игра из руки в руку 8ч.

4 Освоение приема игры на staccato и legato 8ч.

5 Знакомство с нотами басового ключа. Жанры фортепианной музыки 8ч.

3. Практическая часть.

Форма занятий индивидуальная.

1)Донотный период. Знакомство с инструментом. с его строением, историей возникновения.Знакомство с понятиями: музыкальный звук, мелодия, ритм (чтение простейших ритмических партитур) и т. д. Постановка рук, корпуса, головы (упражнения на развитие различных групп мышц рук. Кистей, пальцев, координации рук. Первые навыки звукоизвлечения и прикосновения к клавиатуре.

Начинать занятия рекомендуется со знакомства с инструментом. Можно прочитать малышу стихотворение «Фортепиано».

Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль

Ведь нельзя же со слоном спутать трехэтажный дом.

Пой под музыку, пляши-инструменты хороши…

Все: и взрослые и дети инструменты любят эти.

Только знай,у них давно есть название одно:

Не забудь, фортепиано, произносится оно.

Форте-это значит громко, заучи, не будь лентяй,

А пиано-это тихо, ты, дружок, запоминай.

Если руки мыл под краном, подходи к фортепиано.

Это кто там стал опять громко крышкою стучать,

Если крышка упадет, больно пальчики прибьет.

Эти правила просты, выполнять их должен ты.

Заглянув с ребенком внутрь пианино или рояля, надо показать как звучат толстые струны, как тонкие. Надо объяснить ребенку, что фортепиано-поющий инструмент и заставить петь его струнки могут кончики пальцев, которые очень нежно должны погружаться в дно клавиатуры. Главной задачей педагога на данном этапе привить культуру отношения к звуку, научить прикасаться к нему, извлекать его из инструмента. Работа над звуком не может быть в отрыве от работы над правильной посадкой, положением рук и ног. Для освобождения мышц спины,плеч и рук можно использовать следующие упражнения:

«Шалтай Болтай». Встать прямо, опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом

одновременно с этим, увеличивать наклон, а затем, постепенно распрямляться, возвращаясь в исходное положение.

«Мельница» Встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети. Начать раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад-вперед, все выше и выше, пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.

Упражнения «Колобок» и «Мельница» поможет в постановке руки.

«Колобок». Взять кисть ребенка, добившись, что бы она была свободной, и затем крутить руку у запястья, как колобок из теста. «Лепить» таким образом надо по очереди правую и левую руку ребенка.

«Мячик». Расслабленную руку ребенка подбрасывать и ловить, как мячик.

Т. Смирнова в своей авторской программе «Фортепиано. Интенсивный курс» предлагает ряд упражнений на овладение правильной посадкой, на развитие координации движений, на свободу рук и цепкость пальцев, глубину взятия звука.

«Новая и сломанная кукла». Сидеть за инструментом как кукла на витрине (от 2-х до 20 секунд, затем расслабиться (5-10 секунд). Выполнять 5-6 раз.

«Заводная кукла». Сидя за инструментом покачивать туловищем с прямой, напряженной спиной взад и вперед. Затем расслабиться-кончился завод. Во время выполнения упражнения руки свободно лежат на коленях, ноги стоят на подставке.

«Подснежник». Ребенок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях. Педагог играет пьесу П. И. Чайковского «Подснежник». На первую фразу подснежник растет, т. е. правая рука плавно поднимается вверх и опускается. На протяжении всего упражнения кисть должна висеть расслабленная, как цветок подснежника. Подснежник не распускается, как ромашка, его лепестки собраны и опущены вниз. На вторую фразу тоже самое делает левая рука. На третью фразу поднимаются две руки с покачиванием вверху расслабленными кистями.

«Фонарики». Сидя на стуле положить кисти рук на стол. Подтягивать пальцы к ладошке до того момента, пока они не встанут на «подушечки» и не появятся все суставы ладошки и пальцев, так называемые «фонарики.

Овладение штрихом non legato. Знакомство с жанрами музыки.

Овладение штрихом non legato.Слушание музыки: развитие эмоционально-образного восприятия. воображения. Знакомство с основными жанрами музыки (Танец, песня, марш). Пение песенок, подбор по слуху на инструменте, игра простейших песенок каждой рукой отдельно. Коррекция рук.

Для овладения штрихом non legato предлагаются такие упражнения:

«Вешалка». Ребенок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил на них руки и свободно покачал локтями (вешалка-рука, а пальцы- крючок).

«Ванька-Встанька».Со своими учениками я использую свое упражнение. На слово «Ванька» ребенок приготавливает руку на инструменте. На слово «Встанька» встает на ноги, опираясь 3 пальцем на клавишу, садится и бросает свободную руку на колени. Упражнение повторяется много раз на разных нотах.

С первых же уроков нужно предоставлять ребенку возможность исполнять на инструменте простые пьески. Начинать обучение рекомендуется с игры штрихом non legato только третьим пальцем каждой рукой отдельно. Non legato помогает почувствовать вес руки. В этот период предлагается использовать упражнение «Пчелка».

«Пчелка». Выполняется за инструментом. Рука-пчелка-свободно перелетает с клавиши на клавишу- с цветка на цветок-и кончиком пальца-хоботком-проникает в клавишу –в середину цветка.

После закрепления первоначальных навыков игры 3 пальцем, можно переходить к игре 2-м,4-м и только потом 1-м и 5-м пальцем. Учитывая функции последних, лучше начинать игру не каждым из них, а одновременно, то есть с квинт. После игры с квинт можно переходить к игре терций. Сначала 2-м и4-м пальцами, затем 3-м и 4-м пальцами. После того как освоены терции и квинты можно переходить к игре трехзвучных аккордов. Начинать игру на legato следует наиболее сильными пальцами(3-2, затем подключать 4палец (2-3-4, затем 1-й и 5-й пальцы. Переход к пятипальцевому legato происходит на белых клавишах.

Также в раздел вошли в качестве физкультминутки знакомство с жанрами музыки: танец, песня, марш. Ребенку предлагается спеть песенку и подвигаться под танец (вальс, полька) или марш. А также предлагается подбор по слуху легких песенок- попевок.

Знакомство с нотной грамотой. Игра из руки в руку.

Знакомство с нотной грамотой. Первые навыки чтения нот. Игра простейших песенок из руки в руку. Коррекция рук. Закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков.

Нотной грамотой овладеваем посредством игры в «Ноты-картинки» по специальным карточкам с подсказкой-картинкой под каждой ноткой. Например, нотку соль подсказывает солнышко, нотку ре-репка, ми-мишка, фа- фонарик, ля-лягушка, си- синичка, до- дом. Клавиатуру осваиваем благодаря упражнению «Радуга»: рисуем «радугу» рукой от «до» до «до», от «ре» до «ре», от «ми» до «ми» и т. д.

Одновременно с освоением клавиатуры рекомендуется знакомить с ритмической организацией музыки.И начинать разговор следует с понятий: пульса-шагов музыки, темпа, длинных и коротких звуков, ритмического рисунка (чередование длинных и коротких звуков,такта (чередование сильных и слабых долей, тактовой черты и т. д. Развивать ритмические способности ребенка так же следует, используя разнообразные ритмические игры и упражнения. Прохлопывание и протопывание пульса песенок или музыкального произведения, предложенного для прослушивания, прохлопывание ритмического рисунка стихотворений и различных потешек и др.

Для знакомства с длительностями я придумала ритмические карточки:1;И;2;И;3;И;4;И. Из них выкладываются длительности и разнообразные ритмические рисунки.

Освоение приема игры на staccato и legato.

Игра простейших песенок в скрипичном ключе двумя руками. Освоение штрихов legato и staccato. Знакомство ребенка с понятием фразы, ее развитием, динамикой, нюансами. Коррекция рук.

Для освоения игры на staccato я придумала упражнение «старт».

Рука в собранном состоянии лежит на клавиатуре,палец касается клавиши и ждет команды: «На старт, внимание, марш». Ребенок отталкивается от клавиатуры, встряхивая кистью и возвращается в исходное положение.

Начинать игру на legato следует наиболее сильными пальцами(3-2, затем подключать 4палец (2-3-4, затем 1-й и 5-й пальцы. Переход к пятипальцевому legato происходит на белых клавишах.

«Гномы идут в поход». (Работа над legato). Надо объяснить ребенку, как гномик (пальчик) несет тяжелый рюкзак и передает его другому гномику (другому пальчику).

В связи с legato даем понятие музыкальной фразы. На разном музыкальном материале показываем короткие (состоящие из двух нот) и длинные музыкальные фразы, сравниваем с короткими и длинными музыкальными предложениями. Обязательно играем Ю. Абелева «Осенняя песенка», состоящая из чередования двух залигованных нот.

Знакомство с нотами басового ключа. Жанры фортепианной музыки.

Освоение пьес 2-х и 3-х частной формы. Знакомство с жанрами фортепианной музыки (пьеса, этюд, старинные танцы). Коррекция рук.

Для изучения нот басового ключа я придумала сказку,где живут в согласии два царства-государства: скрипичного и басового ключа. У каждого царства свои законы и правила, где пальцы правой руки служат царству скрипичного ключа, а пальцы левой руки служат царству басового ключа. Проводим сравнительную характеристику расположения нот на нотном стане и на клавиатуре, разучиваем название октав.

В данном разделе преподаватель знакомит ученика с жанрами фортепианной музыки и предлагает ученику разучить этюд, пьесу и старинный танец с небольшим содержанием нот басового ключа.

4. Дидактическая часть.

Репертуар должен быть разнообразным, отвечать педагогическим требованиям на разных этапах обучения и доступный детскому восприятию. Кроме того,при выборе репертуара следует учитывать черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, желания самого ребенка. Правильно выбранный репертуар побуждает ребенка к творческому поиску художественного образа, повышает интерес к занятиям музыкой. В течении адаптационного периода ребенок должен пройти в классе 20-25 разнохарактерных произведений.

Приблизительный репертуарный список.

Представленные в списке пьески ярки, образны и доступны для детского восприятия с одой стороны, а с другой-ценные в методическом плане.Они обеспечивают выполнение ключевых задач: подбор по слуху, освоение штрихов, постепенное включение всех пальцев обеих рук, выработку игры в ансамбле, приобретению слуховых и двигательных навыков, умение слушать себя, пользоваться динамикой.

1.«Азбука игры на фортепиано» составитель С А Барсукова. 2005г.

Песенки-потешки: «Село солнышко», «Дождик», «Сорока», «Солнышко», «Снежный дом», «Одуванчик и др.

2.«Маленькому пианисту» под ред. Б. Милича. 1964г.

Русские народные песни: «Ой, звоны», «Зайчик ты, зайчик», «Петушок», «Как пошли наши подружки», «Наконец настали стужи», М. Раухтвергер «Корова», А. Филиппенко «Новогодняя», Украинская народная песня «перстень», детская песенка «Ходит зайка по саду», детская песенка «Ой, ду-ду», французская детская песенка «Стрекоза», русская народная песня «У ворот, ворот», русская народная песня «Дождик», украинская народная песня «Зайчик и лисичка», Я. Медынь «Одуванчики», Ю. Щуровский «Мышонок», Б. Кабалевский «Ежик», Б. Кабалевский «Маленькая полька», Ж. Колодуб «Вальс», В. Витлин «Кошечка»(ансамбль, русская народная песня «На зеленом лугу» (ансамбль, В. Витлин «Дед Мороз».

3. Н. Соколова «Ребенок за роялем»(сборник ансамблей для фортепиано, 1983г.)

«Баю-бай», «Баба яга», «Колокольчик», «Осень», «Снеговик», «Нарисую кошкин дом», «В облачные перышки», «Серая коза», «Снежная игрушка», Земляника и лягушки».

4.«В музыку с радостью» сост. О. Геталова (2002г.)

Чешская народная песня «Белка» (ансамбль, Л. Хереско «Ледяная гора», польская народная песня «Два кота», Ею Тиличеева «Спите куклы», Т. Караганов «Гамма-вальс» (ансамбль,А. Красев «Гуси», Ф. Лещинский «Лошадки», А. Березняк «Белка», английская народная песня «Игрушечный медвежонок», В. Благ «Чудак», украинская народная песня «Лепешки», В. Красев «Цветики», Е. Тиличеева «Про елочку», О. Геталова «Рыжий кот», А. Филиппенко «Цыплята», русская народная песня «Как за синею рекой» Б. Берлин «Пони Звездочка, Е. Гнесина «Радуга», О. Геталова «Добрый гном», О. Геталова «Часы», О. Геталова «Лягушки танцуют» О. Геталова «Мяу-мяу», Г. Эрнесакс «Едет паровоз», украинская народная песня «Ой, лопнул обруч», русская народная песня «Тень-тень», Д. Томпсон «Вальс гномов», чешская народная песня «Маленькая Юлька», А. Бородин «Полька» (ансамбль, А. Филиппенко «Я на скрипочке играю» Г. Портнов «Ухти-тухти» (ансамбль, французская народная песня «Большой олень», К. Лонгшамп-Друшкевич «Краковяк», Б. Савельев «Песня кота Леопольда», русская народная песня «Козлик», украинская народная песня «Ой ты, дивчина», М. Качурбина «Мишка с куклой пляшут полечку» (ансамбль).

Дидактический материал: ноты- картинки, ритмические карточки.

5. Список литературы.

Репертуарные сборники для учащихся:

О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью»

С. И. Голованова «Первые шаги» (2000г.)

С. А. Барсукова «Азбука игры на фортепиано (2005г).

Н. Соколова «Ребенок за роялем». Хрестоматия для фортепиано в 4 руки (1983).

И. Королькова «Первые шаги маленького пианиста».

О. Черникова «Дорога к синичке». Ансамбли для тех, кто еще не умеет играть на фортепиано. (2005г).

О. Сотникова «Играем с удовольствием» (2006г.)

Ж. Пересветова «Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги.» (2008г.)

Рекомендуемая методическаялитература для преподавателя:

Как научить играть на рояле. Первые шаги. Серия «Мастер-класс» (2005г.)

Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста» (2002г.)

Е. Королева «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках» (2001г.)

А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» (1997г.)

Л. Баренбойм, Н. Пирунова «Путь к музыке» (1991г.)

Л. Хереско «Музыкальные картинки» (1988г.)

Т. Юдовина. Т. Гальперина «За роялем без слез, или я- детский педагог» (1996г.)

Т. Юдовина, Т. Гальперина «Музыка и вся жизнь» (2007г.)

Игры для детского сада в адаптационный период с детьми трех-четырех лет Иди ко мне Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!».

Индивидуальная программа по предмету «Музыка и пение» для учащихся 1-х классов с глубокой умственной отсталостью МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. БЕЛОЯРСКИЙ» СОГЛАСОВАНО.

Интеллектуальная игра «Береги лес!» по предмету «Человек и мир» для учащихся 2-х классов Интеллектуальная игра «Береги лес!» по предмету «Человек и мир» для учащихся 2-х классов «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить,.

Итоговый контрольно-проверочный тест по предмету «Музыка» в 8 классе Уважаемые педагоги! Предлагаю вам ознакомиться сИтоговым проверочным тестом по предмету «Музыка» в 8 классе. Тест составлен по темам «Традиции.

Картотека игр для детей в адаптационный период Картотека игр для детей в адаптационный период Игра № 1 «Ладушки» Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках.

Презентация «Методический материал для проведения контрольно-проверочной работы в 8 классе по предмету «Музыка» Уважаемые учителя! Как правило, в конце учебного года педагоги проводят контрольно-проверочные работы с учащимися. Мне тоже ежегодно приходилось.

Проект по предмету «Изобразительная деятельность» для учащихся ДШИ «Изготовление и декорирование кокошника» Проект по предмету изобразительная деятельность (подготовительная группа 9-10 лет) Урок изобразительной деятельности. Подготовительная.

Рекомендации для родителей в адаптационный период детей ясельного возраста к условиям ДОУ Детский сад является новым, еще неизвестным, пространством, с новым окружением, новой обстановкой, новыми людьми. В период адаптации малыш.

Час общения для учеников 4 класса в формате урока-проекта учащихся 6 класса «Птичкин день» Птичкин день Разработка учителя географии Горловской ОШ І-ІІІ cт. №25 с углублённым изучением отдельных предметов Сокольниковой Л. А. Форма.

Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано. Из опыта работы Хатхе Сима Айдамировна Преподаватель фортепиано Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Афипсипская детская школа.

Источник

Оцените статью