Обучение фортепиано сколько лет

Как происходит обучение в музыкальной школе?

Раньше в музыкальных школах учились по 5 или 7 лет — это зависело от выбранной специальности (то есть от инструмента обучения). Сейчас, в связи с постепенным реформированием этой отрасли образования, сроки обучения изменились. В современных музыкальных школах и школах искусств предлагается две программы на выбор — предпрофессиональная (8 лет) и общеразвивающая (то есть облегченная программа, в среднем, рассчитанная на 3-4 года).

Самый главный предмет в музыкальной школе

Два раза в неделю ученик посещает уроки по специальности, то есть по обучению игре на том инструменте, который он выбрал. Эти уроки проходят в индивидуальной форме. Педагог по специальности считается основным педагогом, главным наставником и обычно работает с учеником, начиная с 1 класса и до самого конца обучения. Как правило, ученик привязывается к своему преподавателю по специальности, смена педагога нередко становится причиной, по которой ученик забрасывает занятия в музыкальной школе.

На уроках специальности происходит непосредственная работа за инструментом, разучивание упражнений и различных пьес, подготовка к экзаменам, концертам и конкурсам. Каждый ученик в течение года должен выполнить определенную программу, которую педагог разрабатывает в индивидуальном плане ученика.

Любе отчеты по выполнению программы происходят публично в виде технических зачетов, выступлений на академических концертах и экзаменах. Весь репертуар выучивается и исполняется наизусть. Эта система здорово работает, и за 7-8 лет, как правило, из мало-мальски способного ученика обязательно выходит прилично играющий музыкант.

Читайте также:  Строй гитары сергея никитина

Музыкально-теоретические дисциплины

Учебный план в музыкальных школах построен таким образом, чтобы дать ученику максимально разностороннее представление о музыке, воспитать в нем не только умелого исполнителя, но и грамотного слушателя, эстетически развитую творческую личность. Решить эти задачи во многом помогают такие предметы, как сольфеджио и музыкальная литература.

Сольфеджио — предмет, на котором много времени уделяется изучению музыкальной грамоты, развитию слуха, музыкального мышления, памяти. Главные формы работы на этих уроках:

  • пение по нотам (развивается навык беглого чтения нот, а также внутреннего «предслышания» того, что записано нотами);
  • анализ элементов музыки на слух (музыка рассматривается как язык со своими правилами и закономерностями, ученикам предлагается определить на слух отдельные созвучия и их красивые цепочки);
  • музыкальный диктант (нотная запись впервые услышанной или хорошо известной мелодии по памяти);
  • пение упражнений (развивает навыки чистого интонирования — то есть чистого пения, помогает осваивать все новые и новые элементы музыкальной речи);
  • пение в ансамбле (совместное пение является эффективным средством развития слуха, так как вынуждает учеников подстраиваться под друг друга, чтобы в результате получалось красивое сочетание голосов);
  • творческие задания (сочинение мелодий, песен, подбор аккомпанемента и много других полезных навыков, которые позволяют чувствовать себя настоящим профессионалом).

Музыкальная литература — прекрасный урок, на котором ученикам предоставляется возможность довольно подробно познакомиться с лучшими произведениями классической музыки, узнать подробности истории музыки, жизни и творчества великих композиторов — Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Шостаковича и других. Изучение музыкальной литературы развивает эрудицию, а знание изучаемых произведений пригодится и на обычных школьных уроках литературы в школе (есть очень много пересечений).

Радость совместного музицирования

В музыкальной школе одним из обязательных считается предмет, на котором учащиеся будут петь или играть на инструментах вместе. Это может быть хор, оркестр или ансамбль (иногда есть все перечисленное). Обычно, хор или оркестр — это самый любимый урок, ведь здесь происходит социализация школьника, здесь он встречается и общается со своими друзьями. Ну и сам процесс совместного занятия музыкой приносит одни лишь положительные эмоции.

Читайте также:  Комбинации для гитары по цифрам

Какие факультативные курсы преподают в музыкальных школах?

Очень часто детям преподают дополнительный инструмент: например, для трубачей или скрипачей это может быть фортепиано, для аккордеониста — домра или гитара.

Из новых современных курсов в некоторых школах можно встретить занятия по игре на электронных инструментах, по музыкальной информатике (занятие творчеством с помощью компьютерных программ для редактирования или создания музыки).

Узнать больше о традициях и культуре родного края позволяют уроки по фольклору, народному творчеству. Понять музыку через движение позволяют уроки ритмики.

Если у учащегося ярко проявляется склонность к сочинению музыки, то и эти способности в школе будут стараться раскрыть, по возможности, организуя для него занятия по композиции.

Как видите, план обучения в музыкальных школах достаточно насыщенный, соответственно, посещение ее может принести много пользы. О том, когда лучше начинать обучение в музыкальной школе мы рассказывали в предыдущем выпуске.

Источник

Сколько лет учится музыкант?

До сих пор в обществе профессия музыканта не считается серьезной. А ведь человек, прежде чем стать профессионалом в своем деле, проделывает долгий тернистый путь.

Обычно путь музыканта выглядит так:

музыкальная школа ➡ коллеж искусств ➡ консерватория

Посчитаем в годах?

  1. Детская музыкальная школа8 лет . Окончание ДМШ совпадает с выпуском из девятого класса общеобразовательной школы. (Возможно также учиться меньше лет, по сокращенной программе).
  2. Колледж искусств4 года. Музыкант получает среднее профессиональное образование с возможностью преподавать, быть артистом оркестра, ансамбля, концертмейстером, иллюстратором — зависит от инструмента.
  3. Консерватория4-6 лет (бакалавриат, бакалавриат+магистратура или специалитет). Высшее музыкальное учебное заведение, которое готовит настоящих профессионалов. Как правило, поступление в консерваторию является уже осознанным выбором человека. Также вместо консерватории есть вариант поступления в университет, институт культуры.

Особо заинтересованные дальше могут поступить в ассистентуру-стажировку и получить последипломное образование.

Итак, музыкант получает свою профессию 15-20 лет.

В пунктах описан «среднестатистический» вариант. Есть примеры, когда люди поступают в колледж без музыкальной школы или в консерваторию без ДМШ и колледжа . Чтобы так сделать, нужно обладать талантом. Но обычно перед поступлением люди все равно с кем-то занимаются музыкой.

Кроме того, существуют средние специальные музыкальные школы (ССМШ) , в которых объединены общеобразовательные и музыкальные предметы. «Десятилетки» готовят своих учеников для поступления непосредственно в консерваторию, минуя колледж. Как правило, туда большой конкурс и в них поступают одаренные дети.

Конечно, после прохождения всех ступеней обучения, совершенствование никто не отменял. Музыкант постоянно поддерживает форму, находится в поиске наилучшего звучания и разучивает новые произведения.

Источник

«За» и «против» музыкальной школы

Если вы видите в своём чаде будущего великого музыканта или считаете, что занятия музыкой в музыкальной школе необходимы для гармоничного развития личности, то наверняка подумываете о музыкальной школе. Рассмотрим особенности музыкального образования, чтобы определиться — нужна ли музыкальная школа вашему ребёнку.

Когда начинать учиться музыке?
Преподаватели государственных музыкальных школ обычно сами наведываются в старшие группы детских садов, подбирая будущих учеников, а заниматься музыкой или вокалом в частной школе или развивающем центре можно начинать и с 3. Разница между государственной музыкальной школой и частной заключается в программе: государственное образование предполагает не только обучение игре на музыкальном инструменте, но и сольфеджио, и хоровые (или индивидуальные) вокальные занятия уже на подготовительном отделении. А дети 3-5 лет физически ещё не готовы к столь продолжительным нагрузкам.
Оптимальным для начала серьёзных занятий музыкой считается возраст 6-8 лет, когда дети уже могут достаточно долгое время проводить за партой и заниматься дома самостоятельно, но ещё легко осваивают новые навыки.

Сколько лет учатся в музыкальной школе?
Срок обучения в музыкальной школе будет зависеть от того на каком именно инструменте ребёнок будет обучаться играть, программы и возраста поступившего ребёнка. Обучение игре на фортепиано занимает от 5 до 8 лет; на скрипке – 7; народных (баян, аккордеон, гитара, цимбалы, балалайка, домра) и духовых инструментах (флейта, труба, кларнет, саксофон и пр.) обучают в течение 5 лет, ударные – от 3 до 5 лет.
Музыка — это практические занятия, следовательно, преподаватель может предложить учащемуся остаться на второй год в каком-нибудь классе, если в дальнейшем он захочет поступить в музыкальное училище. Конечно, научиться играть на инструменте можно и за более короткий срок, но документ о музыкальном образовании можно получить только после окончания музыкальной школы.

Как проходят вступительные экзамены в музыкальную школу?
Обычно детей просят:
— спеть какую-нибудь песню (хорошо, когда в репертуаре ребёнка их несколько, и ребенок не растеряется, когда его попросят спеть «ещё что-нибудь»);
— повторить показанное преподавателем сочетание клавиш на фортепиано;
— прохлопать ритм (повторить за преподавателем или самостоятельно «прохлопать» несколько строк из песни).

Какие знания и умения, полученные в музыкальной школе, могут пригодиться человеку в обычной жизни?
— Умение держать спину ровно, т.е. хорошая осанка, которая необходима для успешного овладения большинством музыкальных инструментов.
— Хороший музыкальный вкус, ведь занятия музыкальной литературой и сольфеджио не проходят бесследно.
— Терпение, упорство и трудолюбие. Без этих качеств успешное овладение игрой на инструменте просто невозможно.
— Отсутствие страха перед аудиторией, ведь участвовать в концертах и выступать на публике детям приходится минимум раз в полгода.
— Чувство уважения к себе и опыт побед, которые дают уверенность в собственных силах.

Какие проблемы могут возникать у тех детей, которые учатся в музыкальных школах?
В основном те же, что и у тех, которые в них не учатся. А если серьёзно, то в первую очередь это состояние здоровья. Если детей с астмой и хроническими бронхитами приводят заниматься на духовых инструментах, чтобы укрепить их здоровье, и, кстати, получают хорошие результаты, то сохранение строго фиксированной позы при игре на многих инструментах может стать проблемой. Сутулость, сколиоз, плоскостопие, увы, не редкость среди музыкантов, да и большая локальная нагрузка на предплечья и кисти рук тоже сказывается при интенсивных занятиях. Разнообразные физические нагрузки и здоровый образ жизни для детей, серьёзно занимающихся музыкой – необходимость, а не роскошь. Даже при том, что на музыкальные занятия может уходить до 4 часов в день, нужно находить время для физических упражнений.

Есть ещё одна проблема – отсутствие или постепенное исчезновение интереса к занятиям музыкой. Зачастую детей в музыкальную школу приводят родители, считая своё решение единственно верным. Но не все музыкально одарённые дети хотят быть музыкантами, не у всех из них есть потребность в музыкальном образовании.
Обладатель абсолютного слуха может с удовольствием выучить несколько азиатских языков, а не только с истериками терзать слух соседей скрипкой. Иногда ребёнок хочет просто петь, а не играть, тогда проще отправить его в вокальную студию, чем заставлять посещать музыкальную школу. Бывает, что ребёнку интересен какой-то конкретный инструмент, к примеру, белорусская дуда – разновидность волынки, игре на которой в музыкальной школе не учат, не стоит заставлять его заканчивать музыкальную школу по классу саксофона, только потому, что это «почти бесплатно». Скорее всего, ребёнок забросит саксофон вместе с документом об окончании музыкальной школы куда-нибудь подальше на антресоли, вместо того, чтобы выиграть со своей командой «Евровидение», сразив виртуозной игрой на дуде Европу.

Решать, дорогие родители, отправлять ребёнка в музыкальную школу или нет, конечно, вам, но тратить свою жизнь на учёбу – вашим детям. Принимайте такие решения взвешенно.

Ещё интересные материалы:

Источник

Во сколько лет можно начинать учиться игре на фортепиано

Во сколько лет лучше начать обучение музыке? Во сколько лет отдать ребенка на фортепиано? В каком возрасте уже поздно начинать учиться?

Давайте разберемся по порядку по возрастам

Музыкальные занятия для данного возраста детей должны иметь ознакомительный и общий развивающий характер. Они могут включать элементы музицирования как на самом фортепиано, так и на других музыкальных инструментах, таких как дудочка, треугольник, барабаны, ксилофон, шумовые музыкальные инструменты. Весь учебный материал необходимо давать в игровой форме. Цель таких занятий: развитие музыкальной памяти, мышления, воображения, музыкального слуха. И, конечно же, познакомить ребенка с прекрасным миром музыки и творчества. Нужно знать, что не каждый педагог берется работать с малышами (например, от 1 года до 2 лет), поскольку для этого необходимо иметь опыт работы по специальным методикам.

Обычно именно в этом возрасте отдают детей учиться игре на фортепиано. На занятиях ребята знакомятся с нотной грамотой, учатся подбирать маленькие мелодии по слуху, знакомятся с историей музыки. К концу первого года обучения дети смогут исполнить двумя руками несколько пьес.

3. Младшие школьники (7-10 лет)

Начинать занятия в этом возрасте тоже можно и нужно. В музыкальных школах существуют разные программы, рассчитанные на разное количество лет обучения (от 4 до 8 лет). Выбор программы зависит от цели и возраста ребенка. Однако, стоит помнить, что если ваша цель — профессиональное обучение, то чем старше ребенок, тем больше ему придется занимать дома, догоняя тот материал, который должен был быть освоен в раннем возрасте.

В таком возрасте обычно начинают учиться игре на фортепиано для общего развития. Но есть и исключения. Я лично знаю профессиональных пианистов, которые начали обучение музыке в 13 и 14 лет. Если у подростка есть интерес к музицированию, то он сможет добиться очень хороших результатов в этой области. И неважно во сколько лет он начал играть на фортепиано.

5. Старшие школьники и взрослые (15 — 60+ лет)

В 15 лет наступает период профессионального обучения музыке в колледже. И к этому моменту у ребенка должна быть определенные базовые знания и навыки. Другое дело, если целью обучения является музицирование для себя.

Для общего развития, на любительском уровне можно и нужно начинать учиться абсолютно всем и в любом возрасте. Не стоит бояться не освоить какой-то технический прием или не запомнить большой объем теоретического материала. На самом деле, сложность обучения игре на фортепиано преувеличена как педагогами, так и учениками с целью «показаться важной птицей». Запомните, научиться игре на фортепиано легко! С этой задачей могут справиться даже самые маленькие дети. И они необязательно должны при этом обладать сверх способностями.

Если вам понравилась эта статья, то не забудьте подписаться и поставить пальчик вверх. Всем добра.

Источник

Оцените статью