Обучение нотами для детей

Как быстро выучить ноты детям?

Для многих людей, решивших заняться музыкой, процесс запоминания нот и их названий вызывает определённые трудности. Ведь мало выучить знакомые всем «до, ре, ми, фа, соль, ля, си» — необходимо изучить расположение нот на фортепиано и нотном стане, научиться писать их в разных ключах (скрипичный, басовый, альтовый). Именно поэтому лучше обратиться к опытным преподавателям музыки.

Способы изучения

Существует несколько методов, направленных на запоминание названий звуков. К ним относятся:

  1. Самостоятельное разучивание с помощью наших обучающих статей и проигрывание простых песенок. При таком способе вы вряд ли сможете выучить ноты за 15 минут, однако, и не будете зависеть от редких занятий с преподавателем и его объяснений.
  2. Обучение в музыкальной школе представляет собой углублённый разбор темы. Помимо запоминания названий, дети записывают гаммы и трезвучия в тетради, подписывая каждый звук, учатся читать с листа, а в начальных классах вместе с педагогом проходят тему «Как расположены ноты на пианино?» Практически все учащиеся в первые годы обучения делают себе клавиатуры из картона с записанными названиями нот – такая небольшая хитрость помогает детям, которые не знают, как быстро выучить сольфеджио.

Более продвинутым ученикам можно посоветовать одно упражнение, для выполнения которого потребуются записи простеньких песен и фортепиано. Необходимо, пусть даже в медленном темпе, наигрывать мелодию, стараясь как можно меньше смотреть на клавиатуру. Таким образом будут не только запоминаться названия и звучание нот, но и вырабатываться стойкая мышечная память, которая поможет быстрее ориентироваться при разборе нового музыкального материала на инструменте.

У нас вы можете найти ноты самых популярных детских песен. Помимо нот, разборы песен содержат удобные схемы игры для самых маленьких детей. Ознакомиться с разделом вы можете здесь.

Приведем пример схем игры на пианино для запоминания нот


Полезные советы

Для того чтобы выучить ноты, необходимо запомнить не только их название, но и звучание. Так, вы сможете хорошо ориентироваться на фортепианной клавиатуре, при чтении музыкального произведения с листа, а также сможете улучшить свои слуховые данные. При изучении новых музыкальных произведений или гамм следует пропевать слоговое обозначение всех нот со знаками, к примеру, «ля, си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль-диез, ля». Если вы учите ноты на примере какой-либо тональности, то необходимо запоминать их расположение на нотном стане, обращать внимание на то, где пишутся ключевые знаки. Будет нелишним и записывать весь новый нотный материал в тетрадях в нескольких ключах, указывая название каждой ноты.

Обратите внимание! Только систематические занятия помогут вам уверенно ориентироваться в любом музыкальном произведении, а также во время исполнения пьес на инструменте.

Помните, как и все новое, первые музыкальные занятия могут вызвать у ребенка серьезный интерес. Юные музыканты с интересом воспринимают и сами инструменты. Но, столкнувшись с первыми трудностями, ребенок может полностью утратить желание заниматься дальше. Потому родители должны сделать все, чтобы необходимую информацию ребенок усваивал качественно, и в то же время легко. Основа всей музыкальной науки – знание нот. Родителям нужно понимать, как выучить ноты с ребенком, и как упростить для него эту задачу.

Основные проблемы в изучении нот

Даже дети, которые посещают музыкальную школу, могут столкнуться с проблемами в изучении нотной грамоты. Так, уроки сольфеджио предполагают обучение с первой октавы, а обучение игре на гитаре – со второй. Дети же могут различать ноты первой и второй октавы как нечто совершенно разное, и тогда в их сознании цельная система нотной грамоты просто не складывается. Такая проблема чаще всего касается детей младшего возраста.

Естественно, проблемы возникают у тех, кто музыкальную школу не посещает. С учениками постарше все просто: им можно быстро и просто объяснить основы теории, а вот в случае с малышами на педагога возлагается слишком большая нагрузка. Как же помочь детям выучить ноты? Лучше делать это в несколько этапов.

Разница между верхом и низом

Первое, что стоит сделать – научить малыша понимать разницу между верхом и низом. Различать он должен и на листе тоже – тогда он сможет понять, как движется гамма, и как звуки соотносятся по высоте. Самый простой пример – птички, которые поют «тонкими голосами» и высоко летают, соответственно, «тонкие звуки» — высокие. Такой же пример нужно придумать для низких звуков – с помощью ассоциации дети понимают их очень хорошо. Если малыш не различает понятия высоких и тихих звуков, нужно объяснить, что произноситься тихо могут и высокие, и низкие звуки. Произнесите для него высокие и низкие звуки, чтобы он услышал их и понял еще лучше.

Азы деления

Чтобы научить ребенка нотам, дайте ему понять, что такое дробь. Так, ему нужно знать о том, что предмет может быть разделен на половины, четверти. Продемонстрируйте это наглядно, к примеру, на яблоке. Объясните, что аналогичным методом разделяется протяженность звука. Нажав клавишу на пианино, попросите малыша посчитать до четырех. Попросите малыша посчитать еще раз, а ноту в это время нажмите дважды (на раз-два и на три-четыре). Аналогичным образом можно объяснить четвертые и восьмые части.

Знакомство с размерами

Малыша нужно познакомить с размерами, объяснив ему значение цифр, которые можно увидеть в начале строки нот. Нижнее число представляет собой доли, на которые делится целая нота. Вверху видно, сколько нужно таких долей. Пусть малыш потренируется на яблоке. Хорошо, если, начиная учить музыку, ребенок уже знаком с цифрами и хоть немного может считать.

Изучение с лесенкой

Используйте кубики для создания лесенки, где каждая ступенька будет выше предыдущей на высоту одного кубика. Можно взять мелкую игрушку, которая будет ходить по этой лесенке. На кубиках сделайте наклейки, изображающие ноты. Пусть малыш проведет игрушку через все ступеньки, а вы одновременно будете играть гамму с ноты «до». Потом пусть ребенок двигается уже не по всем ступенькам, а через одну, две и так далее, а вы будете играть соответствующие звуки. Так кроме нот ребенок поймет еще и основы интервалов.

Пусть малыш представит нотный стан как эту самую лесенку, а ноты – как ступеньки. Только располагаются они не на кубиках, а на линиях и между линиями. Также можно сделать рисунок большого нотоносца на стене, на котором будут такие же ступеньки, какими они были и при игре с кубиками. Закреплять ноты можно, поднимаясь или спускаясь по обычным лестницам. Если малыш уже понял ноты, воспроизвести их таким необычным способом для него не будет проблемой. Вообще чем креативнее будет ваш подход к обучению малыша, тем лучше. Для названий можно использовать задорные стишки, рифмы которых дадут возможность запомнить ноты весело и быстро.

Помочь выучить ноты поможет наш портал. В разделе музыкального развития Вы найдете множество уроков и статей, которые в игровой форме весело и доступно доносят до малыша азы нотной грамоты. Красочное оформление и оригинальный подход станет для малышей дополнительным бонусом – ребенок усвоит необходимую информацию незаметно для себя самого.

Источник

Ноты для детей 3-6 лет: учимся, играя

Решили обучить ребенка музыкальной грамоте, но опасаетесь, что еще рано? Вы правы, если вашему крохе меньше 6 лет. Ноты для малышей дошкольного возраста – пока еще лишний багаж. Но начинать занятия музыкой нужно уже сейчас! Постепенно вы подготовите свое чадо к освоению нотной грамоты.

Как и когда начинать заниматься музыкой?

В 3 года малыш хорошо понимает речь и уже способен сам что-то рассказывать. Однако изучение нот для детей такого возраста может только затормозить их музыкальное развитие. Поэтому с 3 лет рекомендуется начинать такие занятия, которые не связаны с музыкальной грамотой. Они обычно включают в себя различные игры, ориентированные на следующие цели:

  • развитие понимания высоты и тембра звуков;
  • прослушивание и анализ музыкальных произведений;
  • игру на детских музыкальных инструментах;
  • пение.

С 4-5 лет, когда ребенок уже узнает буквы, можно начинать освоение нотной грамоты – но не раньше, ведь до этого возраста малыш хорошо чувствует музыку и без нее. Так лучше развивается музыкальный слух, и ребенок сможет освоить намного больше произведений.

Развитие музыкальных способностей ребенка 3–6 лет

Для начала попробуйте разыграть с ребенком сказку (лучше с двумя персонажами), где взрослый будет играть роль героя с низким тембром голоса, а ребенок – с высоким (например, волк и лиса). При этом нужно заранее обговорить с ребенком, какие у действующих лиц будут голоса. Если получится, можно поставить сказку с большим количеством персонажей, привлекая к участию других членов семьи. Также можно озвучивать детские игрушки.

Далее мы пробуем прослушать музыкальную сказку, например, «Петя и волк» Прокофьева:

  1. Сначала расскажите ребенку сюжет сказки, объясните, какие музыкальные инструменты изображают каждого персонажа, какие они по высоте (например, птичку изображает нежная и мелодичная флейта, дедушку и волка — более низкие инструменты).
  2. Пусть при прослушивании малыш сам попробует определить персонажа по тембру, а вы поможете ему в случае необходимости.

Очень хорошо не только слушать музыку, но и разговаривать о ней. После прослушивания попросите малыша рассказать, что он услышал в этой музыке, какая она. Обычно дети очень хорошо определяют характер мелодии и находят подходящие прилагательные. Если ребенок испытывает в этом трудности, подскажите ему нужные слова. Тем самым малыш не только глубже начнет чувствовать музыку, но и значительно обогатит свой словарный запас.

Также хорошо попросить малыша нарисовать музыку – это способствует лучшему восприятию произведения.

Знакомство с музыкальными инструментами и пение

Большую роль для общего музыкального развития ребенка играет знакомство с различными музыкальными инструментами. Для начала это могут быть несколько детских инструментов, например:

Перед тем как начать знакомство с гитарой, можно взять две лески: потоньше и потолще, – туго натянуть и дать малышу щипнуть их по очереди. Тонкая леска издаст более высокий звук, а толстая — более низкий. Малышу не должно составить большого труда это определить.

После этого можно дать ему детскую гитару: пусть он по очереди щипнет каждую струну и определит ее высоту. Нужно заострить внимание малыша на том, что чем струна толще, тем ниже звук, и наоборот.

Очень полезны для музыкального развития вокально-игровые упражнения, которые основаны на пении несложных мелодий и гамм:

  1. Для начала нарисуйте вместе с ребенком на большом листе лесенку, состоящую из семи ступеней вверх и вниз. По этой «лесенке» вы будете петь гамму (7 постепенно повышающихся, а потом и понижающихся нот). Для этого нужно взять небольшую игрушку, которая будет двигаться по этой «лесенке» вместе с вашим голосом.
  2. Пойте первую ноту (любую), можно на «та-та», «ля-ля» или др. звуки, одновременно ставьте игрушку на 1-ю ступень. Пойте следующую ноту (чуть выше), ставьте игрушку на 2-ю ступень и т. д., а затем, так же по «лесенке», вниз.

Как рассказать про ноты?

Прежде чем познакомить ребенка с нотами, необходимо объяснить ему, что же это такое.

Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество: и высоких, и низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаются либо прямо на этих линейках, либо между ними, могут также быть под и над линейками, и на добавочных линейках, которые мы пририсовываем сверху или снизу.

Нарисуйте нотный стан на большом листе бумаги и на нем напишите ноты подряд (можно раскрасить их разными цветами). Затем вместе с ребенком пропойте их все.

Чтобы ребенок был заинтересован в изучении нот, можно показать ему мультфильм про ноты «До ре ми».

Начало положено – ребенок имеет общее представление о нотах. Только после проявления интереса к нотам можно начинать учить их всерьез (лучше это делать уже в другой день).

Как запоминать ноты и их расположение на нотном стане?

Для начала подготовим все, что нам понадобится:

  • нарисуем на листе бумаги большой нотный стан;
  • вырежем 7 овальных нот размером с 5-рублевую монету.

Желательно, чтобы ноты были цветными, по цветам радуги: так они лучше запоминаются.

Обучение должно проходить в несколько этапов:

  1. Сначала учим три ноты, расположенные на первых трех линейках: ми, соль, си.
  2. Когда ребенок выучит три ноты и сможет определять в разных последовательностях, приступаем к изучению нот, расположенных между линейками: ре, фа, ля.
  3. Когда ребенок освоит и их и сможет определять и те, и другие вперемежку, учим ноту «до», расположенную на добавочной линейке, и «до» 2-й октавы между третьей и четвертой линейкой.
  4. После этого попросите ребенка составить гамму из нот, начиная с «до» 1-й октавы и заканчивая «до» 2-й октавы.
  5. На следующем этапе ребенок выкладывает простые мелодии из нот, выписывает их в альбом и исполняет их на фортепиано. Этот этап ему особенно приятен, ведь он играет по нотам!
  6. После этого можно смело брать детские нотные сборники и определять ноты там.

Когда ребенок уже хорошо определяет все ноты, можно переходить к постепенному изучению всего остального: ключей, длительности, пауз, октав и т. д.

Полезные советы родителям

Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно:

  • использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка;
  • играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»;
  • устраивать «концерты», выступая на них по очереди;
  • в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать;
  • хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям.

Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.

Источник

Оцените статью