Обучение подготовительный класс по фортепиано

Дополнительная образовательная программа ФОРТЕПИАНО для учащихся подготовительного отделения
рабочая программа на тему

Программа предназначена для обучения детей 6-7 лет. Срок обучения 1 год. Направленность программы художественно-эстетическая.Представлены следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, варианты программ итогового зачета для поступления в 1 класс, репертуарные сборники, список литературы.

Скачать:

Вложение Размер
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma.docx 10.71 КБ
soderzhanie_podg._gr_f-no.doc 23.5 КБ
poyasnitelnaya_zapiska.docx 19.96 КБ
soderzhanie_izuchaemogo_kursa.docx 21.18 КБ
uchebnotematich_plan.docx 11.49 КБ
varianty_programm_itogovogo_zacheta.docx 17.01 КБ
repertuarnye_sborniki.docx 17.42 КБ
literatura.docx 18.53 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Для учащихся подготовительного отделения

Срок реализации программы – 1 год

Возраст учащихся 6-7 лет

преподаватель класса фортепиано

Предварительный просмотр:

Содержание изучаемого курса………………………………………………6

Варианты программ для поступления в школу…………………..………. 8

Предварительный просмотр:

Направленность данной программы – художественно-эстетическая.

Вид: модифицированная, образовательная. Создана на основе Примерной программы к базисному учебному плану по специальности «Инструментальное исполнительство. Фортепиано» (Издательство «Композитор Санкт –Петербург» 2009), разработанной ГОУ ДПО «Санкт –Петербургский учебно –методический центр по образованию Комитета по культуре. Актуальность программы — в необходимости организации начального этапа обучения с целью выявления индивидуальных природных возможностей ученика, определения динамики их развития, ранней диагностики музыкальных способностей и перспектив дальнейшего обучения. Подготовительный класс помогает дошкольнику плавно и постепенно перейти от игровой к учебной деятельности и совместно с родителями утвердиться в правильности выбора инструмента и рода занятий. Отличительные особенности: демократичный подход в системе контроля и учета успеваемости (отсутствие промежуточной аттестации и традиционных оценок на текущих уроках); гибкий индивидуальный подход в режиме занятий; дробная структура урока, сочетающая разные виды деятельности ученика и учитывающая его возрастные особенности. Программа отражает академическую направленность репертуара, его разнообразие, включает русскую, зарубежную, советскую классику, музыку современных композиторов для детей, дает варианты репертуарных комплексов, позволяющих учесть индивидуальность учащегося и тип его музыкально-исполнительского дарования. Цель программы – выявление и развитие природных индивидуальных возможностей, музыкальных и творческих способностей ученика, создание условий для формирования у дошкольника интереса к музыке, к музыкальной культуре и к фортепианной игре, формирование способностей к дальнейшему обучению. В предлагаемую программу включены методические рекомендации по основным направлениям работы, репертуарные списки, варианты разноуровневых программ итогового зачета.

Формировать практические навыки игры по нотам и наизусть, навыки музицирования и игры в ансамбле с педагогом, изучать нотную грамоту, организовать игровой двигательный аппарат и освоить начальные навыки звукоизвлечения для формирования музыкально-исполнительских умений игры на фортепиано и навыков концертного выступления.

Развивать интерес и желание играть на фортепиано, обогащать музыкальные впечатления ученика, необходимые для формирования музыкальных представлений, развивать комплекс исполнительских и слуховых навыков, мышление, память, музыкальную фантазию, зачатки самостоятельного творчества, эмоциональную отзывчивость и детскую одаренность, формировать музыкальный кругозор.

Воспитывать организованность, осмысленное отношение к занятиям, усидчивость, дисциплину, внимательность, коммуникабельность, положительные нравственные качества; интерес к творческому труду, исполнительскую культуру, эстетический вкус, артистизм; прививать навыки самостоятельности, повышать общий уровень культуры.

-урок (индивидуальный) продолжительностью 1 академический час два раза в неделю

-концертные выступления учащихся

Контроль и учет успеваемости:

— итоговый зачет (вступительный экзамен в 1 класс)

-концертные выступления учащихся (по желанию и возможностям)

Исходя из возрастных и психофизиологических особенностей дошкольников контрольные уроки (промежуточная аттестация) по итогам каждой четверти не проводятся и оценки не выставляются. Своеобразной аттестационной формой, демонстрирующей уровень успеваемости учащихся, могут быть их концертные выступления: классные, тематические, агитационные, культурно-просветительские и другие. Итоговый зачет (итоговая аттестация) проводится в конце учебного года и предполагает исполнение наизусть не менее трех произведений, одно из которых – этюд. Преподаватели анализируют результаты развития учащихся, оценивают их игру по пятибалльной системе. Успешно выполнивших программные требования зачисляют в школу и распределяют по специальностям.

Возраст детей, обучающихся по данной программе, 6 – 7 лет. Срок реализации – 1 год. Важным фактором реализации программы является индивидуальный подбор и использование художественно-педагогического репертуара, музыкальных пособий, красочных сборников, вспомогательного материала (видео, аудио, художественной литературы и др.)

Планируемые результаты освоения программы

По окончании подготовительного класса ученик должен уметь: спеть и подобрать по слуху на фортепиано простейшую мелодию, выполнить простое творческое задание, освоить упражнения на организацию игрового аппарата, познакомиться с основными принципами ансамблевого музицирования, уверенно знать начальную нотную грамоту, играть разными штрихами, выразительно исполнять программу итогового зачета.

Предварительный просмотр:

Содержание изучаемого курса

1.1.Знакомство с фортепиано. Звуковысотные и темброводинамические возможности фортепианного звука. Инструмент и исполнитель. Ориентир в высотном расположении клавиатуры, запоминание названий клавиш — звуков.

1.2.Слушание доступного и разнообразного музыкального материала в исполнении педагога. Определение характера, знакомство с мелодией, ладом, основными жанрами.

1.3.Пение простых попевок, знакомых мелодий, популярных детских и народных песен и подбор их по слуху от любого звука.

1.4.Организация игрового аппарата: естественное ощущение клавиатуры, правильная посадка за инструментом, свобода корпуса и рук, ощущение целостности всех звеньев аппарата, организация пальца, ладони и запястья, формирование свода кисти. Первые упражнения на подготовку к игре. Понятие аппликатурных принципов. Выработка естественного звукоизвлечения и организация слухового контроля. Игра non legato, portamento.

2.1. Освоение нотной грамоты: нотная запись, высота звука,

длительности, размеры, паузы, знаки альтерации. Запись нотами

знакомых мелодий и, наоборот, узнавание мелодий по записи нотами.

Чтение ритмических композиций.

2.2. Чтение нот с листа. Налаживание связи между зрительным и

слуховым восприятием. Распределение внимания между руками.

Свободный ориентир в нотной записи. Выработка умения «смотреть

вперед». Беглое чтение ритмической записи с помощью ритмослогов.

Выработка привычки регулярного чтения с листа.

2.3. Игра в ансамбле с педагогом. Понятия « мелодия», «аккомпанемент» .

Воспитание слухового внимания, умения следить за синхронностью

звучания. Общее дыхание, цезуры, пульс, пианистические движения.

3.1. Освоение штрихов. Знакомство со штрихами и освоение их роли, как основных средств выразительности. Штрихи и характер произведения. Освоение non legato, portamento, legato, staccato руками попеременно, затем – двумя руками вместе. Подготовительные упражнения к игре legato. Пение голосом и пение фортепианным звуком. Развитие слухового внимания. Воспитание культуры звукоизвлечения.

3.2. Выполнение творческих заданий. Формирование умений подбора аккомпанемента к знакомым песенкам, транспонирование простейших мелодий, первоначальные опыты сочинения (продолжить начатую педагогом мелодию, к «вопросительному» предложению сочинить «ответное», варьировать знакомую мелодию и т.д.), подбор к картинкам или словесным портретам соответствующих музыкальных произведений, исполняемых педагогом, легкие домашние оранжировки на синтезаторе и т.д.

3.3. Практические навыки игры по нотам и наизусть. Формирование навыков грамотного разбора текста. Воспитание внимательности, сосредоточенности, правильной домашней подготовки к урокам; освоение способов работы над трудностями. Поэтапная работа над произведением. Умение находить и петь мелодию, понимать ее развитие, кульминацию, вычленять детали; осмысленно запоминать нотный текст. Исполнение произведения в нужном темпе.

Предварительный просмотр:

1.1. Знакомство с фортепиано…………………………………………. 1ч.

1.2. Слушание музыки, определение характера, жанра……. 4ч.

1.3. Пение и подбор по слуху……………………………………………4ч.

1.4. Организация игрового аппарата. Первоначальные навыки звукоизвлечения……………………………………………………..4ч.

2.1. Освоение нотной грамоты…………………………………………..3ч.

2.3. Игра в ансамбле с педагогом………………………………………..2ч.

3.2. Выполнение творческих заданий……………………………………1ч.

3.3. Практические навыки игры по нотам. Исполнение пьес, этюдов,

Предварительный просмотр:

Варианты программ для поступления в школу

(по возрастающей степени сложности)

1. Е.Гнесина Этюд №19 (Фортепианная азбука)

2. И.Беркович Этюд Соль мажор (Маленькие этюды)

В.Моцарт Менуэт ре минор

А.Александров Новогодняя полька

3. К.Черни ред.Г.Гермера ч.1 Этюд №1

Предварительный просмотр:

  1. Альбом юного музыканта. Сост. Л.Костромитина, Е.Борисова. СПб.: Композитор, 1997. Вып.1.
  2. Альбом юного музыканта для фортепиано. Пед. репертуар музыкальной школы 1 – 2 год обучения. Сост. М.Андреева, В.Ермаков. М.: «Культура — детям», 1997.
  3. В музыку с радостью. Сост. О.Геталова, И.Визная. СПб.: Композитор, 1999.
  4. Виват, Санкт-Петербург: 12 пьес для фортепиано в 4 руки. А.Смелков. СПб.: «Vt»,2003.
  5. Дом с колокольчиком. Ж.Металлиди. Пьесы и ансамбли для начинающих пианистов. СПб.: Композитор, 1994.
  6. Играем вдвоем. Сост. А.Борзенков. Л.: Музыка, 1990.
  7. Играем с удовольствием. О.Сотникова. Сборник фортепианных ансамблей в 4 руки. СПб.: Композитор, 2005.
  8. Крохе-музыканту 1, 2 ч. Ансамбли по выбору. И.Королькова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  9. Маленькому пианисту. Сост. Б.Милич. Киев: Музична Украiна, 1977.
  10. Музыкальная азбука. Для детей дошкольного возраста. Сост. Н.Перунова. Л.: Советский композитор, 1990.
  11. Музыкальные картинки. Сост. Л.Хересько. Л.: Советский композитор, 1983.
  12. Музыкальные картинки. Первое знакомство ребенка с музыкой. Н.Дьяченко. М.: Музыка, 1992.
  13. Музыкальный сюрприз. Пьесы и ансамбли для начинающих пианистов. Ж.Металлиди. СПб.: Композитор, 1999.
  14. Музыкальная страна. Легкие ансамбли для начинающих пианистов. Сост. А.Веселова. СПб.: Союз художников, 2008.
  15. «Начинаю играть на рояле». Учебное пособие, 1 и 2 ч. Сост. Б. Березовский, А. Борзенков, Е. Сухоцкая. СПб.: Композитор,1999.
  16. Один + один. Сборник ансамблей для начинающих пианистов (пьесы по выбору). Обработка Ю.Литовко. СПб.: Союз художников, 2005.
  17. Первая встреча с музыкой. Сост. А.Артоболевская. М.: Советский композитор, 1986.
  18. Пьесы, сонатины и ансамбли. Сост. С.Барсукова. Л.: Советский композитор.
  19. Пьесы для маленьких и самых маленьких. Сост. Л.Костромитина, Е.Борисова. СПб.: Союз художников, 1999.
  20. Приключения Красной Шапочки. (Для самых маленьких) Е.Соркина. СПб.: НОТА, 2006.
  21. Путь к музыке. Л.Баренбойм, Н.Перунова. Л.: Советский композитор, 1988. Вып.1.
  22. Ребенок за роялем. Сост. Н.Соколова. Л.: Музыка, 1983.
  23. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих. 1 ч. Сост. С.Ляховицкая. Л.: Музыка, 1982.
  24. Сборник ансамблей для фортепиано 1 – 3 кл. ДМШ. В переложении и обработке И.Зубченко. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  25. Сонатины для маленьких и самых маленьких. Сост. Л.Костромитина. СПб.: Союз художников, 2002.
  26. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь 1. О.Булаева, О.Геталова. СПб.: Композитор,1999.
  27. Фортепиано. 1 класс. Ред. Б.Милич. Киев: Музична Украiна, 1986.
  28. Фортепианная тетрадь юного музыканта. Сост. М.Глушенко. Л.: Музыка, 1982.
  29. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 1 класс. Сост. Н.Любомудрова, К.Сорокин, А.Туманян. М.: Музыка,1984.
  30. Хрестоматия маленького пианиста. Ч.1. Сост. А.Артоболевская. М.: Советский композитор, 1986.
  31. Школа игры на фортепиано. Ред. А.Николаев. М.: Советский композитор, 2004.
  32. Школа игры в фортепианном ансамбле. Часть первая. Сост.Л.Салтыкова. М.: Композитор.
  33. Этюды для маленьких и самых маленьких. Сост. Л.Костромитина. СПб.: Союз художников, 1999.
  34. Юный пианист. Вып. 1. Сост. и ред. Л.Ройзман и В.Натансон. М.: Советский композитор, 1974.
  35. «Я музыкантом стать хочу»: Альбом начинающих пианистов, 1 и 2 ч. Сост. В.Игнатьев, Л.Игнатьева. Л.: Советский композитор, 1986, 1989.
  36. «Я учусь играть». Учебное пособие для начинающих пианистов. Сост. О.Сотникова. СПб,: Союз художников, 1999.

Предварительный просмотр:

  1. Азаров Ю. Искусство воспитывать. М., 1985.
  2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.: Советский композитор, 1978.
  3. Асафьев Б. О музыкально-творческих навыках у детей. Сб.: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.
  4. Баренбойм Л. Путь к музицированию. М., 1973.
  5. Выгодский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.
  6. Готсдинер А. Дидактические основы музыкального развития учащихся. Сб.: Вопросы музыкальной педагогики, №1. М., 1980.
  7. Гусинская Л. Урок по специальности – основная форма художественного воспитания детей. Л., 1959.
  8. Достал Ян. Ребенок за роялем. Прага, 1977.
  9. Коган Г. О работе музыканта- педагога. Сб.: Вопросы музыкальной педагогики, №1. М., 1979.
  10. Кон И. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.
  11. Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону : Феникс, 2002.
  12. Как научить играть на рояле. Первые шаги. Сост. С.Грохотов. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2009.
  13. Леонтьев А. Психологические вопросы сознательности учения — известия АПН РСФСР, вып.7. М., 1962.
  14. Маккенон Л. Игра наизусть. Л., 1967.
  15. Маркевич Ф. Психологические факторы в фортепианном обучении. Сб.: Ребенок за роялем. М., 1981.
  16. Москаленко Л. Методика организации пианистического аппарата в первые два года обучения. Новосибирск, 1999.
  17. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
  18. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М.: Музыка, 1980.
  19. Руденко В., Натансон В. Вопросы методики начального музыкального образования. Сб. М., 1981.
  20. Савшинский С. Пианист и его работа.
  21. Сафарова И. Игры для организации пианистических движений (доинструментальный период). Екатеринбург, 1994.
  22. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. Избранные труды. М., 1985.
  23. Тимакин Е. Воспитание пианиста. М.: Советский композитор, 1984.
  24. Фридман Л. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.
  25. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.
  26. Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности. М., 1986.
  27. Челышева Т. Музыкальная педагогика и музыкальная психология. Сб.: Спутник учителя музыки. М., 1993.
  28. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования. М., 1986.
  29. Шацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1986.
  30. Шмит-Шкловская. О воспитании пианистических навыков.
  31. Эльконин Д. Психология игры. М., 1978.
  32. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез. СПб., 1996.
  33. Якобсон П. Психология художественного восприятия. М., 1964.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отсутствие министерской учебной программы по предмету «Музыкальный инструмент Фортепиано» для учащихся подготовительных отделений ДМШ и ДШИ, заставляет преподавателей данного курса составлять свои раб.

Программа для детей 7 — 10 лет.

Музыкальное воспитание осуществляется как в специальных классах, так и в классе общего фортепиано. В процессе занятий по общему фортепиано учащийся должен овладеть техническими приемами игры на фортеп.

Программа отражает требования класса специального фортепиано, задачи по развитию творческих навыков. в нее включены годовые требования, требования по гаммам. Репертуарные списки (этюды, полифонические.

Зиму провожаем,Масленицу встречаем.Масленица-кривошейка.Встретим тебя хорошенько.

Программа расчитана на обучающихся: 16-17 лет и направлена на формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; расширение знаний обучающихся о способах приготовления .

Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования » КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО» направлена на формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; рас.

Источник

Оцените статью