Обязательно ли изучать фортепиано когда обучаешься пению

Должен ли преподаватель вокала уметь играть на фортепиано?

Конечно неплохо, когда педагог владеет фортепиано, но только не в ущерб основательному знанию техники вокала. По крайней мере он должен знать как играть все гаммы и упражнения, которые используются при работе с голосом. Однако, будьте осторожны с тем учителем, который заменяет знание вокала «треньканьем» по клавишам. Каждый может попросить вас спеть ноту, однако не многие преподаватели могут показать вам, как это нужно сделать. К несчастью, владение навыками игры на фортепиано часто в глазах студентов равнозначно основательному знанию техники вокала, которого у этого педагога как раз и нет. Разучивание песен не заменит вам занятий техникой пения.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГОЛОСА СТУДЕНТА

После нескольких лет занятий, многие певцы сталкиваются еще с большими проблемами. Почему это происходит?

В старших классах, колледжах, а также в частных вокальных студиях учителя часто эксплуатируют таланты своих учеников. Ничему их как следует не уча. Они пользуются природным даром своих подопечных. И, как вы уже заметили, не все студенты благополучно усваивают такие «уроки». Часто после урока пения студенты, не справившиеся с требованиями учителя, начинают считать себя бездарными. На самом деле учитель не понимает, что он делает, а если он что-то и может, то он не в состоянии передать свое знание студентам.

Читайте также:  Анимал джаз ангел по аккордам

НАУКА О ГОЛОСЕ

Что вы можете сказать о преподавателях, которые утверждают, что они учат петь в соответствии с «научными» методами .

Многие преподаватели в недавнем прошлом стали жертвой так называемой «науки о голосе». Когда что-то ассоциируется со словом «наука’, это автоматически приобретает ауру истины. Такая ситуация очень привлекательна как для преподавателей, так и для студентов, которые с радостью хватаются за всё, что дает им надежду разобраться в какой-нибудь очень сложной проблеме.

Естественно ваш голос работает в соответствии с научными принципами. Но эти принципы могут нарушаться теми, кто не умеет ими пользоваться. Авторитетные адепты «науки о голосе» многие годы пытались использовать научные открытия применительно к вокальной технике. Они провели некоторые замечательные наблюдения за голосом во время пения. Но это всего навсего — наблюдения.

Наука, тем не менее, это не только знание, полученное в результате наблюдений, но и практические результаты, полученные на основе этих знаний. Что касается пения, то такие практические результаты могут быть получены только при помощи специальных упражнений, развивающих вокальную координацию, при которой появляется возможность звукоизвлечения в речевой позиции. Самый знаменитый представитель «науки о голосе», из тех, кого я знал, даже не мог петь головным голосом, а в той части его диапазона, в которой он мог петь, все звучало мрачно, утробно и сухо.

В чем же суть «научного» метода?

На самом деле их несколько. Однако их объединяют способы управления мышцами, находящимися внутри и снаружи гортани при помощи команд типа «откройте рот», «опустите язык» и т.д. Некоторые из них подразумевают приведение гортани в нужное положение при помощи рук, что очень опасно, потому что постепенно может нанести вред вашему организму.

Должны ли певцы во время пения открывать рот и опускать язык?

Да, но такая вокальная поза является результатом владения хорошей техникой, но не ее причиной. Приспосабливая голос под какую-либо позу, вы создаёте напряжение, ограничивающее свободу движения связок нарушающее баланс звука и заставляющее слова звучать неестественно.

Но, есть несколько певцов, которые занимались по этим методам. Почему же их голоса звучат хорошо?

Очень трудно определить, была ли у певца естественная склонность к хорошей технике до того, как он начал заниматься с преподавателем. Многие преподаватели сделали себе имя на успешной карьере одного или двух своих студентов. Другие ученики приходят к ним именно потому, что им нравится как поют их знаменитые подопечные. Однако они не знают, что эти знаменитости хорошо пели бы и без помощи этих преподавателей.

АРТИСТЫ В РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Наверное лучше заниматься у того, кто имел успешную артистическую карьеру?

Не обязательно. Многие люди, как впрочем и многие учебные заведения ошибочно считают, что «звезды» обладают уникальной способностью учить других петь. Чаще всего учебный курс «звезд» состоит из описания его (или ее) вокальных возможностей. Это смертельно для певца обладающего меньшими вокальными данными, и очень вредно, для более одаренного певца. «Звезды» могут помочь при изучении репертуара или сценического искусства, но пока они не научатся работать с голосами своих студентов, их помощи следует избегать. Не важно какой ученой степенью обладает преподаватель, или насколько успешна была его артистическая карьера. Он должен знать, как научить каждого студента петь во всем его диапазоне в слитной, легкой манере, без срывов и внезапных изменений качества звука — то есть в речевой позиции.

ПЕНИЕ В ХОРЕ

Отличаются ли вокальная техника пения в хоре, от сольной техники пения?

Нет. Техника используется одна и та же, поете вы соло или в группе. Однако, руководители хоров иногда просят вас изменить ваш звук (поменять способ пения), чтобы он лучше сливался с другими голосами группы. Это не повредит тем певцам, которые основательно владеют вокальной техникой, но для большинства (тех кто не владеет) это может быть небезопасно. Вы выполните требование — но какой ценой? Певец никогда не должен идти на компромисс с правильной техникой пения в речевой позиции

Источник

10 глупых вопросов педагогу по вокалу. Исчерпывающий FAQ.

«Как научиться петь бысто?», «Можно ли петь на морозе?», «Зачем вокалисту коньяк перед выступлением?», «За сколько занятий вы меня научите петь?».

Эти вопросы часто задают каждому педагогу по вокалу. Мы решили собрать самые странные, смешные и популярные вопросы и ответить на них в нашем вокальном блоге «Уроки вокала школы Staccato». Рассказывает директор и педагог по вокалу Татьяна Четвертных.

Вы научите меня петь как Бейонсе или Фредди Меркюри?

Да, это сделать можно. Может, и не один в один, но очень похоже. Самый главный вопрос: «Зачем вам это нужно?».

Если вы не преследуете цель победить на конкурсе двойников, то это неправильная цель.

Когда профессиональному вокалисту говорят, что он поёт как кто-то, то это скорее обидно замечание, потому что у человека нет своей манеры, харизмы и узнаваемого стиля.

Для меня главное раскрыть природу голоса человека, его настоящий тембр. Разумеется, мы снимаем какие-то фишки у звёзд, учим и нарабатываем вокальные приемы. Но все это для того, чтобы человек умел этим пользоваться когда захочет.

Все мои ученики поют абсолютно по-разному. Потому что главное для вокалиста — это узнаваемость его уникального стиля.

Есть ли суперпедагог, который сможет научить каждого?

Однозначно есть. Главное, чтобы вы с ним нашли общий язык и были на одной эмоциональной волне. И конечно, прежде чем пойти заниматься к тому или иному педагогу, в первую очередь не поленитесь и узнайте о нём.

Что лучше всего показывает работу педагога?

Это достижения его учеников. Если есть интернет, то не составит труда найти видео их выступлений или уроков. Важно, чтобы все ученики были разные, со своей харизмой и уникальной манерой исполнения, а не были копиями друг друга.

Но важно помнить, что педагог — это только 50% вашего успеха. Если ученик не прикладывает сам никаких усилий, то и лучший педагог вас не научит.

Эффективны ли групповые занятия по вокалу?

Групповые занятия — это тренд в обучении, который набрал невероятную популярность в Москве и распространяется по регионам. Мое мнение такое.

Если вы хотите пообщаться, потусить, повеселиться, просто хорошо провести время — то да, это ваш вариант. Если же вы хотите действительно научиться петь, то здесь только, подчеркиваю только индивидуальные занятия с профессиональным педагогом по вокалу.

За сколько занятий я научусь петь?

Я всегда говорю, что если вам педагог скажет точное количество занятий — смело разворачивайтесь и уходите.

Потому что не может быть точного ответа на этот вопрос. Все зависит от ваших исходных данных, вашего трудолюбия, желания. От того, насколько повезло вам с педагогом.

В любом случае прогресс будет от занятия к занятию. Кто-то у меня начинает петь через месяц так, как я сама не ожидала, ну а кем-то мы занимаемся по несколько лет, прежде чем мы добиваемся нужного результата.

Существует ли экспресс методика обучению вокалу?

Нет, такой методики не существует. Обучение вокалу — это длительный процесс. Когда вы научитесь петь простые песни, вам захочется взять более сложные вещи.

И этот процесс может длиться вечно. У меня есть ученики, которые занимаются у меня более 15 лет, при это они являются действующими артистами, а некоторые уже сами преподают.

Со скольких лет нужно заниматься вокалом?

Тут правило очень простое — чем раньше, тем лучше. На моей практике те дети, которые начинали заниматься вокалом с 3 лет, к школе они сильно выделялись на фоне других детей: они были более яркими, более интересными, более общительными, более раскрепощенными.

И есть общеизвестный факт — чем раньше ребёнок начинает заниматься музыкой, тем более успешным он становится в областях, которые, на первый взгляд, никак с ней не связаны: наука, архитектура, бизнес.

Так что обучение музыке — это инвестиция в будущее ребёнка, а соответственно и в будущее родителей.

Каждый ли может научиться петь?

Если у человека нет физических патологий и редких заболеваний, вроде амузии, если человек может разговаривать и слышать, то научиться петь он сможет. Это абсолютно точно. Другое дело, до какого уровня профессионализма сможет дойти ученик.

Лучше, когда педагог одного пола с учеником?

Это миф. Есть два главных фактора при выборе педагога.

Первый — педагог должен быть профессионалом своего дела. Профессионалом с большой буквы. С хорошим опытом преподавания и достижениями учеников.

И второй фактор — это полная эмоциональная совместимость. Обучение — это длительный процесс и если вам некомфортно с педагогом, то нужного результата у вас не получится.

Если я занимаюсь спортом, буду ли я лучше петь?

Однозначно. Если человек занимается спортом, то он по определению находится в лучшем тонусе, более энергичен, чаще в хорошем настроение, что конечно способствует занятиям вокалом.

Очень полезны для вокалиста занятия танцами. Они учат чувствовать музыку и ритм всем телом.

Йога помогает снять внутренние зажимы, которые мешают петь.

Ну и пресс покачать для вокалиста — это тоже полезно.

Что это значит «научиться петь красиво»?

Красота — это абстрактное понятие. Каждый понимает и чувствует красоту по-своему. Вокал — это вкусовщина чистой воды.

Но когда я сижу в жюри на вокальном конкурсе, я оцениваю по определённым критериям, таким как чистота интонации, диапазон, различные вокальные техники, насколько удачно подобран репертуар, сценический образ.

Но даже соблюдение всех вышеперечисленных критериев не делает ваше пение красивым. Самое важное — это искренность исполнения и чтобы исполнитель кайфовал оттого, что он делает и хотел поделиться с миром своими эмоциями.

Поможет ли коньяк перед выступлением?

Для чего пьют коньяк перед выходом на сцену? Чтобы расслабиться и снять стресс перед выступлением. И в этом он действительно хорошо помогает.

Но! Мы помним, что голосовые связки — это часть нашего организма и они расслабятся точно так же как и все остальные мышцы. В итоге мы можем получить уверенное пение мимо нот. А особенно мимо ритма и мимо дикции. Лидер Ленинграда Сергей Шнуров сказал в интервью, что после того как музыка его группы стала быстрее и в песнях появилось больше речетатива — он перестал выходить на сцену нетрезвым, потому что он перестал попадать в ритм. Так что выводы делайте сами.

Мне уже 40, 50, 60. Мне уже поздно начинать петь?

Если есть желание и время — то никогда не поздно начинать.

Самой зрелой моей ученицы было около 60. Она раньше никогда не занималась вокалом, но всю жизнь об этом мечтала. И когда дети выросли и она решила что будет заниматься тем, чем хотела всю жизнь. И начала воплощать свои давние мечты.

Она втайне от всех родных пришла на занятия, но сказала, что никогда не будет выступать на сцене. Но на занятиях мы увидели такой крутой результат, что решили попробовать выступить. И через полгода она уже пела на концерте. Ее первые слова после выступления были: «А когда я смогу выступить снова».

Так что учиться петь — никогда не поздно.

Надо ли выступать на концертах?

Безусловно. Многие ученики, когда только приходят заниматься вокалом говорят, что никогда не будут выступать на концертах, что хотят петь только «для себя». Но через какое-то время, когда у них действительно начинает получаться у них появляется желание выйти на сцену.

В нашей музыкальной школе мы проводим концерты разных уровней: маленькие, душевные «Квартирнички», на которых практически семейная атмосфера и здесь очень комфортно делать свои первые исполнительские шаги. Когда ученики входят во вкус, мы переходим на следующий уровень.

Большие концерты. Здесь ученики получают серьёзный сценический опыт. Они выступают на одной сцене с профессиональными музыкантами, и уже не только перед своими друзьями, а перед большим количеством зрителей. И вот уж после таких выступлений хочется еще и еще, снова и снова выходить на сцену и получать этот невероятный эмоциональный заряд.

Почему после занятия такое классное настроение?

Каждое занятие — это маленький праздник. Это событие.

Если человек ходит регулярно, то прогресс есть от урока к уроку. Ученик может спеть безупречно сложное место в песне и получить такой выброс серотонина и дофамина, что у него буквально вырастают крылья и начинают гореть глаза.

Плюс, общение с педагогом, путь до школы со стаканчиком кофе по центру Петербурга — все это превращается со временем в любимый ритуал и делает жизнь более яркой.

Источник

Оцените статью