Обыгрывание гитары бас гитарой

Обыгрывание гитары бас гитарой

Бас гитара — великий инструмент. Трудно переоценить роль, которую он играет в современной музыке. Бас гитара создает основу, низкочастотные блоки, на которых строится все музыкальное произведение группы. Парадокс этого удивительного инструмента состоит в том, что учиться играть на бас гитаре очень просто, а вот достичь уровня мастера удается единицам. Многие басисты учатся играть на слух, не понимая природы инструмента и музыки. Скорее всего, вы начали свое обучение с изучения техники и подбора басовой партии своей любимой группы. Вероятно, вы преуспеете в этом, но через некоторое время столкнетесь с проблемой. Для дальнейшего роста вам придется изучать теорию. Я получил от читателей много писем с просьбой научить их играть в предельно короткие сроки. К сожалению, такой системы обучения не существует. Однако теоретическое понимание процессов, происходящих при игре, может значительно ускорить процесс вашего творческого роста.

Эта статья поможет басистам разобраться с теорией. В статье я старался не использовать жаргон и опускать детали, бесполезные для бас гитаристов. Так рассмотрение только басового нотоносца позволит значительно сократить статью.

В первой части урока мы познакомимся с мажорными гаммами и пальцевыми позициями для них. Знание гамм позволит значительно развить ваши способности. Эта статья будет полезна для музыкантов всех стилей.

Читайте также:  Йенсен лесная птичка ноты

Прежде чем я начну, хотелось бы сказать пару слов о том, кому адресована эта статья. Статья написана для начинающих басистов и бас гитаристов среднего уровня. Если Вы хорошо подготовлены и находите примеры простыми, пропускайте их, двигайтесь вперед более высокими темпами.

Мажорная гамма, применительно к бас гитаре

Мажорной гаммой называется последовательность нот, отстающих друг от друга на тон или полутон. Мажорные гаммы звучат «естественно». Для того чтобы не возникало проблем с более поздними уроками, давайте подробнее остановимся на мажорной гамме и введем некоторую терминологию. Рассмотрим гамму C мажор.

Мы двигаемся от ноты C(До) до ноты С следующей октавы. Причиной того, что обе эти ноты обозначаются одной буквой, является их природа. Поясню это на примере. Возьмем ноту A(ля). Ее частота составляет 440 ГЦ, тогда ноте A более высокой октавы соответствует частота 880 ГЦ. Таким образом, одноименные ноты различных октав оказались связанны математически. Вообще в музыке очень много математики. Эта информация не понадобится нам в дальнейшем, но я подумал, что она будет интересна для вас.

Вернемся к нашей мажорной гамме. После некоторой работы, Вы обнаружите, что между нотами разное количество полутонов (один полутон соответствует одному ладу на гитаре). При игре ноты на гитаре вы получите следующие промежутки между нотами.

Заметьте, что между одними нотами имеется только один лад, а между другими — два. (Один лад соответствует полутону, два лада — целому тону). Если заменить буквы цифрами, то вы увидите, что название нот не связаны с аппликатурой баса.

1 или основная — 2 лада — 2 — 2 лада — 3 — 1 лад — 4 — 2 лада — 5 — 2 лада — 6 — 2 лада — 7 — 1 лад — 8, октава или снова 1

Полутона в мажорной гамме идут всегда после третьей и седьмой ноты гаммы. Поэтому независимо от того, какая нота является основной нотой, мы будем иметь одинаковую аппликатуру гаммы. Запомните аппликатурный шаблон приведенный ниже. Номера в нем обозначают палец, которым следует играть ноту. Пальцы пронумерованы следующим образом: 1-указательный, 2-средний, 3-безымянный, 4-мизинец. Начните играть гамму со среднего пальца. Это позволит полностью сыграть гамму, не перемещая руку вверх или вниз по грифу. Заранее извиняюсь, если ваш мизинец плохо работает. Самое время начать его развивать.

На рисунке, представленном ниже показано применение аппликатуры мажорной гаммы для получения гаммы G мажор.

Таким образом, вы можете сыграть любую гамму, используя аппликатурный образец. Например, начиная не с третьего, а с шестого лада, мы получим мажорную гамму ноты A#(или Bb). Эта аппликатура также применима и для третьей струны (A)

Если Вы играете на пяти или шестиструнной бас гитаре, вы можете использовать эту аппликатуру и для струны D.

Используя струны E и A, вы можете легко сыграть любую гамму без ошибок. Очень важно знать ноты на струнах E и A, поскольку они будут основой ваших гамм.

Ниже приведены названия нот для 12 ладов струн E и A.

Чтобы определить ноты, в статье мы будем обращаться к нотам по номерам, которые они занимают в гамме. Ниже приведена аппликатура мажорной гаммы, где используются не буквенные обозначения нот, а их номера.

Эти номера часто упоминаются в музыке. Прекрасным примером будет стандартный блюзовый образец 1-4-5, который ссылается на номера нот в гамме. Так что если вы играете блюз в тональности A-мажор (используете мажорную гамму, основной нотой которой является A), то Вы должны играть ноты A-D-E. Использование номеров позволяет легко играть песню в любой тональности. (Не надо запоминать струны и лады, достаточно запомнить аппликатуру произведения). Это увеличит вашу гибкость и наверняка ускорит процесс написания музыки в группе.

Обыгрывание мажорных аккордов

Для начала давайте разберемся, что из себя представляет мажорный аккорд. Мажорные аккорды нужны создают натурального, полного звука. Их звучание можно охарактеризовать словами «теплый», «богатый». Мажорный аккорд состоит из первой(основной), третьей и пятой нот гаммы. Например аккорд C мажор состоит из нот C-E-G, где C — основная, E — третья и G — пятая ноты гаммы C мажор. На рисунке ниже показано как зажать аккорд на вашей бас гитаре. Обычно мажорные аккорды обозначаются одной буквой, соответствующей основной ноте мажорной гаммы, например «C», «A»; также встречается и такое название: «Cmaj», «Amaj».

(ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА: Обратите внимание, цифра на этой и на приведенных ниже табулатурах означает не номер лада, а смещение относительно указанного сверху табулатуры лада. То есть 2 на струне A это 1+2=3, то есть нота C.)

На обычной шестиструнной гитаре аккорд С мажор играют как C — G — C — E — G. Заметьте, что он состоит из двух нот C, двух нот G и только одной E. Это ограничение, накладываемое на ноту E — третью ноту гаммы, очень важно для бас гитариста. Слишком частое использование третьих нот гаммы делает басовую линюю неуклюжей, выбивающейся из тональности. Поэтому многократная игра рассмотренной вначале статьи аппликатуры не лучший способ создания басовой линии. Лучше придерживаться первой, пятой и восьмой нот гаммы.

Если вы вообще не собираетесь играть третьи ноты (что в принципе приемлемо) этот же рисунок можно играть используя первый(указательный) и третий(безымянный) пальцы. Для многих из вас этот способ будет намного удобнее. Я сам обычно в таких случаях использую первый и третий пальцы.

Таким образом, используя только первую, пятую и восьмую ноты гаммы мы улучшили наш звук. «Мы сидим на основном тоне и отстреливаемся четвертыми нотами.» Немного надуманно, но суть верна. Так поступают многие басисты. Однако это довольно скоро станет скучным и утомительным. Чтобы немного оживить картину добавляют подходные или акцентные ноты. Пожалуй самое простое что мы можем сделать, это добавить к нашему рисунку четвертую и натуральную седьмую ноту гаммы.

Обратите внимание, что седьмая нота, входящая в нашу гаммы, была заменена на натуральную седьмую ноту гаммы. Натуральной седьмой нотой гаммы называется нота, которую вы используете при игре 7-ых аккордов (A7, C7) (это нота находится под основной нотой через струну). Только опытный музыкант может гармонично вставить в мажор седьмую ноту. Натуральная седьмая нота гаммы дает намного более хорошее звучание при обыгрывании мажорного аккорда. Пожалуйста запомните, что натуральная седьмая нота ни когда не должна использоваться при обыгрывании мажорных аккордов с добавленной семеркой, например «Cmaj7» (также в непрофессиональной литературе встречаются обозначения типа C+B: B является седьмой нотой гаммы C мажор). Поэтому до начала работы спросите у гитариста, не использует ли он мажорные седьмые аккорды, хотя сейчас гитаристы тоже часто играют на слух и могут просто не знать названия аккордов.

Да чуть не забыл, как и раньше второй и четвертый пальцы на аппликатуре можно заменить первым и третьим. Поскольку мизинец более слабый палец, бас гитаристы обычно предпочитают использовать именно первый и третий. Используйте четвертую и натуральную седьмую ноты только как акцент к нотам, к которым вы идете. Изменяя их положение на рисунке и двигая шаблон вашего музыкального рисунка вслед за основными нотами аккордов, Вы начнете звучать как большинство хороших бас гитаристов.

Наконец Вы можете добавлять третьи и шестые ноты гаммы. Я всегда стараюсь сократить время звучания этих нот, поэтому обычно играю их восьмыми. Хотя добавление этих нот и придает некий джазовый оттенок, нельзя злоупотреблять ими. Чрезмерное использование третьей и шестой нот гаммы создает ощущение грязи и приводит к потере тональности.

Об авторе: Cliff Suttle изучал музыку в течение более чем двадцати лет, включая занятия в Университете Мичигана. В совершенстве владеет фортепьяно, гитарой, и бас-гитарой; в настоящее время играет в рок-группе Middle Earth. Его девиз: Пойми теорию, и сможешь играть на чем — угодно.

Источник

Как научиться играть на бас-гитаре

Многим современным басистам пришлось пройти длинный и тяжелый путь, чтобы освоить инструмент. Сейчас же, узнать как играть на бас-гитаре можно легко. Можно записаться на курсы игры на бас гитаре с нуля или овладеть навыком самостоятельно.

Что такое бас-гитара и в чем ее особенность

Бас-гитара — это щипковый струнный инструмент, сделанный в стиле электрогитары, но производящий звуки на более низких частотах. Она издает звук, когда ее металлические басовые струны вибрируют над одним или несколькими звукоснимателями. Затем звукосниматели передают сигнал через кабель в усилитель, что позволяет слышать басы в широком диапазоне громкости.

Выбор бас-гитары

При покупке первой бас-гитары начинающему басисту стоит обратить внимание на важные параметры:

Количество струн

Большинство бас-гитар имеют 4 струны, но некоторые басисты предпочитают 5-ти, 6-ти струнные, и т.д. Тем не менее, большинство партий можно исполнить на 4-струнной гитаре, поэтому начинать играть проще всего именно на ней.

Длина мензуры

Мензура – это рабочая длина струны от бриджа до верхнего порожка грифа. От длины мензуры зависит глубина звучания гитары. Длину мензур обычно обозначают в дюймах, наиболее распространенные гитары со стандартной мензурой (34 дюйма). При выборе гитары стоит обратить внимание, как инструмент чувствуется в руках, не вызывает ли дискомфорт и напряжение.

Наличие ладов

Лады – это промежуток между металлическими порожками на грифе гитары, служит для обозначения нот. Существуют ладовые и безладовые бас-гитары. Особенность безладовой гитары в том, что она обладает характерным дребезжащим звуком, напоминающим звук контрабаса. Играть на таком инструменте новичку будет крайне сложно, так как воспроизводить ноты придется на слух. Неопытному музыканту лучше остановить свой выбор на ладовой гитаре. Обучение игре на бас гитаре такого вида будет даваться легче и вы быстрее почувствуете уверенность в своих силах.

Материал

Корпус бас гитары обычно изготавливают из дерева, хотя нередко могут использовать графит или другие легкие материалы. Определенный материал придает гитаре характерное звучание: например, гитара их твердых сортов дерева – резкий и напористый звук, а из мягких сортов – более глубокий и теплый звук.

Дополнительное оборудование

Кроме основных параметров, нельзя игнорировать дополнительные детали и оборудование:

Комбоусилитель

«Комбик» – это звукоусилитель, который подключается к гитаре с помощью специального кабеля. Без него невозможно услышать «реальный» звук, который издает бас-гитара.

Медиатор

Многие задаются вопросом – играть с помощью медиатора или пальцами? Однозначно, нужно развивать обе техники, так как они позволяют добиться отличительного звучания. С помощью пальцев звук выходит более мягкий, а с помощью медиатора – резкий и точный.

Ремень

Служит поддержкой в игре на бас-гитаре стоя. Идеальный ремень не должен мешать и отвлекать от игры, так что следует серьезно подойти к выбору этого аксессуара.

Учимся играть самостоятельно

Может показаться, что научиться играть на басу не так уж и сложно. Правда в том, что на освоение игры на любом музыкальном инструменте требуются годы напряженной работы и учебы. Важно набраться терпения и регулярно выделять хотя бы пару часов в неделю на игру и обучение.

Положение гитары и гитариста

Чтобы добиться качественного исполнения обязательно нужно правильно удерживать гитару. С помощью ремня нужно надежно зафиксировать инструмент на уровне между бедрами и кистью, обязательно под углом 30 градусов. Играть можно сидя или стоя, при этом руки нужно располагать так, чтобы кисти не сильно сгибались.

Настройка

Базовый строй 4-струнной гитары обозначается E-A-D-G (ми-ля-ре-соль), для 5-струнной B-E-A-D-G (си-ми-ля-ре-соль), пятая струна настраивается на си. Настраивать гитару можно полагаясь на музыкальный слух, либо используя тюнер или специальную компьютерную программу. Последний вариант идеален для новичка до тех пор, пока он не натренируется настраивать инструмент без дополнительных устройств.

Метод звукоизвлечения

На бас-гитаре звук извлекают чаще всего щипками, реже – боем. В зависимости от музыкальных предпочтений, также можно освоить игру перебором и медиатором. Для лучшего контроля рекомендуется сначала научиться играть пальцами. Перебирать струны нужно подушечками пальцев очень аккуратно, не нужно тянуть и дергать их, это помешает добиться чистого звука.

Глушение неиспользуемых струн

Чтобы добиться чистого звучания без смешивания нот необходимо заглушать струны, что не используются. Во время глушения нескольких струн удобно использовать несколько пальцев, плавным движением.

Октавы

Октава – это интервал между одной и той же нотой, звучащий ниже или выше. Чтобы сыграть ноту на октаву выше нужно сдвинуться на 2 лада вперед и 2 струны вверх. Аналогично, если нужно сыграть ноту на октаву ниже, нужно сдвинуться на 2 лада назад и 2 струны вниз. Ноту нужно играть указательным пальцем, а ее октаву безымянным или мизинцем.

Чередование квинтами

Квинта – это пятая ступень звучания ноты, найти ее достаточно просто. Чтобы перейти на квинту вверх нужно сдвинуться на 2 лада вперед и на 1 струну вверх, если нужно перейти на квинту вниз – нужно оставаться на том же ладу и сдвинуться на струну ниже.

Задача басиста — обеспечивать гармоническую и ритмическую стабильность. Для тренировки этого навыка можно использовать метроном – это устройство, которое издает интервальные щелчки. Его можно настроить на нужный темп и с его помощью научиться попадать в ритм.

Регулярная практика

Как и любой другой навык, игру на гитаре можно развить только при регулярных занятиях. Чтобы быстрее приобрести техничность, желательно заниматься не менее часа в день. Но не стоит переусердствовать, иначе новое занятие быстро надоест. При обучении важно проявить усидчивость и терпение.

Табулатуры

Табулатура – это простой способ записи басовой партии, который не требует знания нотной грамоты. Для каждой струны выделяется отдельная строка, соответственно, для 4 струнной их будет 4, 5 струнной – 5, и т.д. Читаются табулатуры слева направо, ноты воспроизводятся в прямой последовательности.

Табулатура с прописанным ритмом

Гаммы

Играя гаммы можно постепенно оттачивать игру на басу. Если играть гаммы медленно и вдумчиво, это поможет развить координацию, улучшить растяжку пальцев и продвинуть чувство ритма и слух.

Продвинутые техники

Когда все базовые техники освоены, при желании можно переходить на более продвинутый уровень. Сложные техники не всегда могут быть понятны новичку, поэтому стоит взять несколько уроков с преподавателем бас гитары.

Слэппинг

Слэп – техника, при которой звук извлекается быстрым ударом и подцеплением струны снизу в направлении от корпуса гитары. Играя слэпом на бас-гитаре, большой палец нужно расположить параллельно струнам, средний и указательный цепляют струны вверх.

Pull-off

Техника, при которой звук извлекается резким дерганьем струны левой рукой. Чтобы сыграть этот приём от одной ноты к другой, нужно первую ноту сыграть щипком, затем резко сорвать палец левой руки, чтобы воспроизвести нижний звук.

Hammer-on

Прием, при котором нота воспроизводится сильным прижатием струны левой рукой. Когда на одной струне необходимо сыграть 2 ноты, первую можно извлечь щипком, а вторую сильным прижатием пальцем левой руки.

Техника, при которой высота ноты регулируется скольжением пальца прижимающего струну на грифе.

Slide

Прием, при котором после извлечения ноты правой рукой, левая рука скользит по грифу, не отпуская струны.

Sweep

Способ игры, при котором скользящее движение по струнам сочетается с соответствующим ладом.

Тэппинг

Техника игры, когда звук извлекается при помощи лёгких ударов по струнам на грифе. Играть тэппинг можно как одной, так и двумя руками.

Рейк – это игра одним пальцем в переходах, где использование двух и более пальцев отвлекает басиста.

Флажолеты

Прием, в котором извлекается звук-обертон. Получить его можно путем легкого прижатия струны в ее точке деления.

Обучение у профессионалов

Освоить игру на бас-гитаре с нуля без посторонней помощи задача не из легких. Не все могут себе позволить платные уроки игры на бас гитаре для начинающих с частным репетитором, тем не менее, гораздо эффективнее учиться вместе с преподавателем. Можно найти множество школ игры на бас гитаре для начинающих, опираясь на отзывы музыкантов или знакомых.

Источник

Оцените статью