Обыгрывание аккордов минорного класса
6 комментарий (-ев) к статье «Обыгрывание аккордов минорного класса»
а где же звуковой файл, чтобы послушать? желательно для каждого примера отдельно.
Блин,забыл выложить:) Сделаю
Весьма полезно! Но почему в некоторых местах руки тянутся сыграть немножко другие ноты? В 9 примере на аккорд Cm вместо C Bb D G странным образом кажется (может именно мне только) интереснее C B D F#.
А на мой взгляд в этой пользы мало. Ну, проиграйте гамму от второй ступени мажорного лада по клавишам самого мажорного лада. Ну, судьба у этой гаммы такая, быть ей дорийской. Это же не вы ее сделали такой? И совсем не напряжетесь, обыгрывая аккорд второй ступени такими нотами, так как они естественны для тональности песни. В целом ведь просто использованы звуки основного тонического лада, а такая интерпретация только все усложняет.
Будучи отнюдь не противником теории в практической музыке, все-таки такой взгляд на построение мелодии, находящейся естественно в определенной тональности, на некоторый аккорд, гармонизирующий эту мелодию, это скорее просто факт, который замечает грамотный музыкант, владеющий дорийскими, миксолидийскими… ладами. На практике же разве что очень одаренный композитор будет сидеть и тупить, сочиняя мелодию, вспоминая, какими же мне ладами рекомендовали обыгрывать в сегодняшнем блюзе минор второй ступени в мажоре, учитывая что я отклонился туда из минора… сделать осознанный выбор, выдавить таки 3-5 нот мелодии и перейти к следующему аккорду. При таком подходе вряд ли выйдет хит, даже при условии соблюдения всех теорий. Скорее всего человек чувствует звучащее у него внутри настроение джаза… и генерирует мелодию лишь меньшей отчасти осознанно. А вот при обратном инжиниринге мы как раз и узнаём все озвученные раскладки. Они окажутся просто естественным складом стиля, а не задумкой автора. Другой вопрос, что такое ощущение музыки, стилей и умение применять это, генерировать мелодии естественным путем достигается, конечно же, широкими теоретическими знаниями и опытом слушания, исполнения, анализа….
Если цель статьи разложить жизнь по полочкам? То она имеет право на жизнь. Если цель — помощь композитору? То как-то сомнительно.
Вы не первый попали в большое заблуждение,которое пытаетесь выдать за истину.Если бы композиторы не искали гаммы и не применяли эти знания на практике,то не было бы вообще никакого развития.Большинство композиторов рождали свой стиль исключительно из теоретических предпосылок.Например,лады Мессиана не могли появиться естественным образом — это результат работы вдохновения и ума.То же самое и с импровизацией.Тот кто думает,что не надо знать гаммы и способы обыгрывания аккордов чаще всего обыгрывает все одно гаммой в результате чего импровизацию уже невозможно слушать через 8 тактов.Послушайте любого известного импровизатора и Вы услышите использование не 10-15 способов обыгрывания,а гораздо большее их количество.Развитие идет только через работу и постоянный поиск,который является теоретическим — практически большую часть невозможно найти.Можете посмотреть любую школу и любой учебник.Ну а лучшее доказательство — это конечно импровизации мастеров и музыка гениев)
Источник
Обыгрывание нот как называется
Бас гитара — великий инструмент. Трудно переоценить роль, которую он играет в современной музыке. Бас гитара создает основу, низкочастотные блоки, на которых строится все музыкальное произведение группы. Парадокс этого удивительного инструмента состоит в том, что учиться играть на бас гитаре очень просто, а вот достичь уровня мастера удается единицам. Многие басисты учатся играть на слух, не понимая природы инструмента и музыки. Скорее всего, вы начали свое обучение с изучения техники и подбора басовой партии своей любимой группы. Вероятно, вы преуспеете в этом, но через некоторое время столкнетесь с проблемой. Для дальнейшего роста вам придется изучать теорию. Я получил от читателей много писем с просьбой научить их играть в предельно короткие сроки. К сожалению, такой системы обучения не существует. Однако теоретическое понимание процессов, происходящих при игре, может значительно ускорить процесс вашего творческого роста.
Эта статья поможет басистам разобраться с теорией. В статье я старался не использовать жаргон и опускать детали, бесполезные для бас гитаристов. Так рассмотрение только басового нотоносца позволит значительно сократить статью.
В первой части урока мы познакомимся с мажорными гаммами и пальцевыми позициями для них. Знание гамм позволит значительно развить ваши способности. Эта статья будет полезна для музыкантов всех стилей.
Прежде чем я начну, хотелось бы сказать пару слов о том, кому адресована эта статья. Статья написана для начинающих басистов и бас гитаристов среднего уровня. Если Вы хорошо подготовлены и находите примеры простыми, пропускайте их, двигайтесь вперед более высокими темпами.
Мажорная гамма, применительно к бас гитаре
Мажорной гаммой называется последовательность нот, отстающих друг от друга на тон или полутон. Мажорные гаммы звучат «естественно». Для того чтобы не возникало проблем с более поздними уроками, давайте подробнее остановимся на мажорной гамме и введем некоторую терминологию. Рассмотрим гамму C мажор.
Мы двигаемся от ноты C(До) до ноты С следующей октавы. Причиной того, что обе эти ноты обозначаются одной буквой, является их природа. Поясню это на примере. Возьмем ноту A(ля). Ее частота составляет 440 ГЦ, тогда ноте A более высокой октавы соответствует частота 880 ГЦ. Таким образом, одноименные ноты различных октав оказались связанны математически. Вообще в музыке очень много математики. Эта информация не понадобится нам в дальнейшем, но я подумал, что она будет интересна для вас.
Вернемся к нашей мажорной гамме. После некоторой работы, Вы обнаружите, что между нотами разное количество полутонов (один полутон соответствует одному ладу на гитаре). При игре ноты на гитаре вы получите следующие промежутки между нотами.
Заметьте, что между одними нотами имеется только один лад, а между другими — два. (Один лад соответствует полутону, два лада — целому тону). Если заменить буквы цифрами, то вы увидите, что название нот не связаны с аппликатурой баса.
1 или основная — 2 лада — 2 — 2 лада — 3 — 1 лад — 4 — 2 лада — 5 — 2 лада — 6 — 2 лада — 7 — 1 лад — 8, октава или снова 1
Полутона в мажорной гамме идут всегда после третьей и седьмой ноты гаммы. Поэтому независимо от того, какая нота является основной нотой, мы будем иметь одинаковую аппликатуру гаммы. Запомните аппликатурный шаблон приведенный ниже. Номера в нем обозначают палец, которым следует играть ноту. Пальцы пронумерованы следующим образом: 1-указательный, 2-средний, 3-безымянный, 4-мизинец. Начните играть гамму со среднего пальца. Это позволит полностью сыграть гамму, не перемещая руку вверх или вниз по грифу. Заранее извиняюсь, если ваш мизинец плохо работает. Самое время начать его развивать.
На рисунке, представленном ниже показано применение аппликатуры мажорной гаммы для получения гаммы G мажор.
Таким образом, вы можете сыграть любую гамму, используя аппликатурный образец. Например, начиная не с третьего, а с шестого лада, мы получим мажорную гамму ноты A#(или Bb). Эта аппликатура также применима и для третьей струны (A)
Если Вы играете на пяти или шестиструнной бас гитаре, вы можете использовать эту аппликатуру и для струны D.
Используя струны E и A, вы можете легко сыграть любую гамму без ошибок. Очень важно знать ноты на струнах E и A, поскольку они будут основой ваших гамм.
Ниже приведены названия нот для 12 ладов струн E и A.
Чтобы определить ноты, в статье мы будем обращаться к нотам по номерам, которые они занимают в гамме. Ниже приведена аппликатура мажорной гаммы, где используются не буквенные обозначения нот, а их номера.
Эти номера часто упоминаются в музыке. Прекрасным примером будет стандартный блюзовый образец 1-4-5, который ссылается на номера нот в гамме. Так что если вы играете блюз в тональности A-мажор (используете мажорную гамму, основной нотой которой является A), то Вы должны играть ноты A-D-E. Использование номеров позволяет легко играть песню в любой тональности. (Не надо запоминать струны и лады, достаточно запомнить аппликатуру произведения). Это увеличит вашу гибкость и наверняка ускорит процесс написания музыки в группе.
Обыгрывание мажорных аккордов
Для начала давайте разберемся, что из себя представляет мажорный аккорд. Мажорные аккорды нужны создают натурального, полного звука. Их звучание можно охарактеризовать словами «теплый», «богатый». Мажорный аккорд состоит из первой(основной), третьей и пятой нот гаммы. Например аккорд C мажор состоит из нот C-E-G, где C — основная, E — третья и G — пятая ноты гаммы C мажор. На рисунке ниже показано как зажать аккорд на вашей бас гитаре. Обычно мажорные аккорды обозначаются одной буквой, соответствующей основной ноте мажорной гаммы, например «C», «A»; также встречается и такое название: «Cmaj», «Amaj».
(ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА: Обратите внимание, цифра на этой и на приведенных ниже табулатурах означает не номер лада, а смещение относительно указанного сверху табулатуры лада. То есть 2 на струне A это 1+2=3, то есть нота C.)
На обычной шестиструнной гитаре аккорд С мажор играют как C — G — C — E — G. Заметьте, что он состоит из двух нот C, двух нот G и только одной E. Это ограничение, накладываемое на ноту E — третью ноту гаммы, очень важно для бас гитариста. Слишком частое использование третьих нот гаммы делает басовую линюю неуклюжей, выбивающейся из тональности. Поэтому многократная игра рассмотренной вначале статьи аппликатуры не лучший способ создания басовой линии. Лучше придерживаться первой, пятой и восьмой нот гаммы.
Если вы вообще не собираетесь играть третьи ноты (что в принципе приемлемо) этот же рисунок можно играть используя первый(указательный) и третий(безымянный) пальцы. Для многих из вас этот способ будет намного удобнее. Я сам обычно в таких случаях использую первый и третий пальцы.
Таким образом, используя только первую, пятую и восьмую ноты гаммы мы улучшили наш звук. «Мы сидим на основном тоне и отстреливаемся четвертыми нотами.» Немного надуманно, но суть верна. Так поступают многие басисты. Однако это довольно скоро станет скучным и утомительным. Чтобы немного оживить картину добавляют подходные или акцентные ноты. Пожалуй самое простое что мы можем сделать, это добавить к нашему рисунку четвертую и натуральную седьмую ноту гаммы.
Обратите внимание, что седьмая нота, входящая в нашу гаммы, была заменена на натуральную седьмую ноту гаммы. Натуральной седьмой нотой гаммы называется нота, которую вы используете при игре 7-ых аккордов (A7, C7) (это нота находится под основной нотой через струну). Только опытный музыкант может гармонично вставить в мажор седьмую ноту. Натуральная седьмая нота гаммы дает намного более хорошее звучание при обыгрывании мажорного аккорда. Пожалуйста запомните, что натуральная седьмая нота ни когда не должна использоваться при обыгрывании мажорных аккордов с добавленной семеркой, например «Cmaj7» (также в непрофессиональной литературе встречаются обозначения типа C+B: B является седьмой нотой гаммы C мажор). Поэтому до начала работы спросите у гитариста, не использует ли он мажорные седьмые аккорды, хотя сейчас гитаристы тоже часто играют на слух и могут просто не знать названия аккордов.
Да чуть не забыл, как и раньше второй и четвертый пальцы на аппликатуре можно заменить первым и третьим. Поскольку мизинец более слабый палец, бас гитаристы обычно предпочитают использовать именно первый и третий. Используйте четвертую и натуральную седьмую ноты только как акцент к нотам, к которым вы идете. Изменяя их положение на рисунке и двигая шаблон вашего музыкального рисунка вслед за основными нотами аккордов, Вы начнете звучать как большинство хороших бас гитаристов.
Наконец Вы можете добавлять третьи и шестые ноты гаммы. Я всегда стараюсь сократить время звучания этих нот, поэтому обычно играю их восьмыми. Хотя добавление этих нот и придает некий джазовый оттенок, нельзя злоупотреблять ими. Чрезмерное использование третьей и шестой нот гаммы создает ощущение грязи и приводит к потере тональности.
Об авторе: Cliff Suttle изучал музыку в течение более чем двадцати лет, включая занятия в Университете Мичигана. В совершенстве владеет фортепьяно, гитарой, и бас-гитарой; в настоящее время играет в рок-группе Middle Earth. Его девиз: Пойми теорию, и сможешь играть на чем — угодно.
Источник
Обыгрывание мажорных аккордов кварто-квинтовыми интервалами
Существуют разные способы обыгрывания аккордов, и все они происходят в основном по гаммам (ладам) или арпеджио аккордов. В этом уроке я хочу предложить достаточно оригинальный способ обыгрывания мажорных аккордов мелодическими фразами, состоящими из кварто-квинтовых интервалов. Надеюсь, гитаристам хорошо известны эти интервалы, но сегодня они будут представлены в несколько необычной комбинации.
Рассмотрим мелодические фразы, состоящие из квинт и кварт на примере обыгрывания аккорда C (до-мажор). Мажорные аккорды строятся от I-й и IV-й ступени мажорного лада. К этому аккорду могут добавляться ступени: 6, 9 и +7 (maj7), а также #11 (b5).
Начинается этот пример с ноты До (1-я ступень аккорда), за ней следует нота Соль (5-я ступень аккорда) — это основные ноты аккорда, которые образуют интервал квинта. Далее следуют ноты Ре (9-я ступень) и Ля (6-я ступень), которые составляют квартовый интервал.
Следующие ноты — Ми (3-я ступень аккорда), До (1-я ступень) — входят в основу аккорда до-мажор и составляют интервал большой терции.
Стоит заметить, что помимо кварт и квинт в построении мелодических фраз могут участвовать и другие интервалы, но в данной ситуации они служат связующим звеном соединения кварто-квинтовых интервалов.
Завершают эту мелодическую фразу уже встречавшиеся нам ступени аккорда — это ноты Ля и Ре, которые образуют квартовый интервал.
В этом примере мелодическая фраза начинается не с основных нот трезвучия аккорда, а с 6-й и 9-й ступеней аккорда — ноты Ля и Ре, которые образуют квартовый интервал. Кстати, необязательно, чтобы начало каждой мелодической фразы начиналось с основных нот мажорного трезвучия.
Далее следуют ноты: Ми (3-я ступень аккорда) и Ля (6-я ступень), которые составляют интервал кварта, а за ней мы видим две большие секунды: (Ре-Ми) и (Ля-Соль).
Пример 3 повторяет мелодическую фигуру примера 1, но только на один тон выше, поэтому анализировать ее построение нет смысла, а обыгрывает эта мелодическая фраза опять тот же аккорд (Cmaj7).
Этот пример повторяет мелодическое движение нот примера 2 на один тон выше и также обыгрывает аккорд Cmaj7. Естественно, анализировать ее построение нет необходимости.
Первый такт этого примера состоит из трех квинт: (Ми-Си, Ля-Ми, Ми-Си) и одной кварты (Ре-Соль). Второй такт составляют: большая терция (ноты Ми-До), кварта (ноты Ля-Ре), опять большая терция (ноты Соль-Си), а в конце этой фразы находится интервал малой сексты (Ми-До).
Мелодическая фраза этого примера также оригинальна по своему звучанию и прекрасно обыгрывает аккорд Cmaj7. Первый такт этого примера включает в себя интервалы: квинта (Ре-Ля), большая секунда (Соль-Ля), кварта (Ре-Соль) и квинта (Ля-Ми). Второй такт составляют: большая секунда (Ре-Ми), кварта (Ля-Ре), квинта (Ми-Си), большая секунда (Ля-Си).
Пример 7 повторяет мелодическое движение нот предыдущего примера, но только начало ее происходит от другой ноты и другой позиции на грифе гитары. Соотношение интервалов в этом примере идентично предыдущему.
В этом примере обыгрывание аккорда Cmaj7 происходит комбинацией мелодических движений примеров 1 и 2, но только в позиции между 8 и 12 ладами на грифе гитары.
Two-handed tapping. Основы «фортепианной» техники игры на электрогитаре.
Для музыкантов, которые не встречали термин «фортепианная техника», следует пояснить, что в гитарной литературе нет общепринятого названия нового и необычного исполнительского способа игры на гитаре. Один из первых гитаристов, который использовал этот приём — Джимми Уэбстер — назвал его touch system (система касаний); в некоторых изданиях можно встретить и другие называния: «техника tap» или «two-handed tapping» (постукивание двумя руками, двуручный тэппинг). Однако, по мнению многих гитаристов, термин «фортепианная техника» наиболее полно отражает концепцию этой удивительной системы игры, суть которой сводится к следующему: пальцы правой, как и левой руки, извлекают звук лёгкими ударами по струнам между ладов на грифе гитары (существуют и другие способы звукоизвлечения). Обе руки исполняют независимые партии, в результате чего создаётся впечатление, что на гитаре играют два человека. Техника напоминает игру на фортепиано, где бас, богатый аккордовый аккомпанемент, виртуозная импровизация исполняется одним музыкантом на электрогитаре.
«Фортепианная» техника игры на гитаре является качественно новой ступенью в развитии гитарного исполнительского мышления. Новый способ игры не входит в противоречие со стандартной электрогитарной и классической школами. Наоборот, дополняет их необыкновенными по своим возможностям техническими приёмами.
В сочетании «фортепианного» способа игры с новейшими электронно-техническими устройствами (процессорами обработки звука, MIDI-конверторами, клавишными MIDI-контроллерами с гитарным интерфейсом и т.п.) создаётся совершенно удивительная гитарная лексика, открывающая новую страницу в истории гитары.
Помимо исполнения законченных многоголосных сольных произведений, эту технику можно с успехом применять и в ансамблевой игре. Овладев техническими приёмами двуручного звукоизвлечения, гитарист может создавать сверхскоростные яркие соло, полифонические импровизации, богатейший аккордовый аккомпанемент практически во всех стилях музыки, привнося в них свежий, современный колорит звучания.
Как же овладеть этой необычной, удивительной техникой игры? Если сказать просто, то надо выучить отдельно партию правой руки (например, мелодию), выучить партию левой руки (аккомпанемент) и затем сыграть обе партии одновременно. Следует заметить, что в «фортепианной технике» руки могут менять свои функции, т.е. мелодию может играть левая рука, а правая — аккомпанемент.
Вам необходимо преодолеть две сложные ступени. Первое — звукоизвлечение. Если левая рука как-то знакома с принципом игры на грифе (например, легато), то для правой руки это совершенно новая область. Практически вы начинаете учиться играть на гитаре заново. Вторая сложность — это координация действий рук при игре, при которой необходимо следить за игрой двух независимых партий.
Скорее всего, та гитара, на которой вы играете, вполне подойдет для игры «фортепианной» техникой. Специального инструмента данная техника не требует. Желательно, чтобы струны были как можно ближе к грифу, а сами лады не стерты (не продавлены). В этой технике к ладам отношение должно быть особенное. Струны лучше установить 009-042. Старые струны в этой технике использовать невозможно.
Классическим гитаристам при игре техникой two-handed tapping могут мешать ногти.
Правая рука должна опираться на большой палец. Для тренировки возьмите любой несложный пассаж (или мелодию) из нескольких нот и попытайтесь его сыграть одной левой рукой. Далее, точно также попробуйте сыграть правой. Итак, принцип ясен. Для того, чтобы натренировать правую руку, необходимо ей «повторять» игру левой руки. Следите за звуком. Если его нет, значит то, что вы делаете, не совсем правильно. Проанализируйте, в чем причина и на основе этого найдите такие приемы ударов по струнам, при котором появляется ясный звук необходимых нот.
Два нотных стана — верхний для партии правой руки (R), нижний — для левой (L). Над верхним нотным станом располагается табулатура, которая показывает, на какой струне и на каком ладу находится та или иная нота (записанная для правой руки). Аналогично и с табулатурой для партии левой руки, которая расположена под нотным станом — L. Такая нотная запись способна отразить все исполнительские нюансы.
После того, как вы будете правой рукой чисто играть легкие мелодии, можно приступать к изучению этой пьесы. По форме ее можно разделить на 2 части по 4 такта. В первой части этюд основан на стандартной гармонии. Am — E — G — D. Вторая часть тоже проста по гармонии (F — G — C — D — F — E), но чуть сложнее в плане фактуры (и соответственно координации). Начинать лучше с левой руки. Выучите партию аккомпанемента и играйте ее до полного автоматизма. Далее необходимо выучить партию правой руки (без левой) и также отработать до безошибочного исполнения. Затем медленно, отдельно по каждому такту, пытайтесь сыграть обе партии одновременно.
Источник