Обзор эквалайзер для гитары

Эквалайзер в студии: работаем с гитарным звуком

Не получается сделать так, чтобы гитара хорошо сидела в миксе? С помощью эквалайзера можно решить очень много задач, и вот как он может вам помочь.

Каждый инструмент в группе должен сидеть в своём диапазоне частот. Например, бас гитара и бас-барабан — это нижние частоты. В современной музыке гитару принято настраивать низко, что отражается на прозрачности звучания в худшую сторону. Гитара заползает на бас и бочку, все вместе превращается в нечленораздельную кашу. Бас и бочка размывают гитарный звук, а гитара делает мутными бочку и бас. Есть простой способ решения этой проблемы — низкочастотный обрезной фильтр. Это такой эквалайзер, который обрезает низкие частоты после какой-то определенной, выбранной вами частоты.

Сегодня большинство плагинов эквалайзеров позволяет убирать звук на 48дБ, так что смело режьте гитару ниже 90 Гц. Бас и бочка станут чётче, а гитарный звук станет более упругим.

Работаем в зависимости от контекста

Любой может включить соло трек в музыкальном редакторе и настроить его так, чтобы он круто звучал сам по себе. Но как только добавляются другие инструменты, всё становится намного сложнее. Сочетание инструментов в миксе — это целая наука, но ей можно научиться. Важно понимать, что работать эквалайзером нужно в зависимости от конкретных партий в песне, то есть настройка «накрутил и забыл» — не пройдёт. Слушайте песню и думайте над аранжировкой.

Читайте также:  Синтезатор всех частот всех нот

Всему своё место

Представьте себе гитару, пианино и голос, эти инструменты пересекаются друг с другом в разных частотах. Если нужно сделать голос более ясным и выделить его в пачке, попробуйте поработать с верхами. Хороший вариант — обрезной ВЧ фильтр, который поднимет все частоты выше 2кГц. Гитара и пианино — среднечастотные инструменты, чтобы выделиться из них, нужно забраться повыше. Теперь определитесь, кто будет отвечать за нижнюю середину: пианино или гитара, сделайте соответствующие настройки, то же самое для верхней середины. Например, приберите пианино на частоте 500Гц и поднимите его на частоте 1.5кГц, подчеркнув верхнюю середину, затем поднимите гитару на частоте 400Гц и обрежьте всё, что выше 2кГц, подчеркнув нижнюю середину. Теперь все три инструмента сидят на своих местах в миксе.

Панорамируем в последнюю очередь

Казалось бы, развёл по панораме: гитара слева, пианинка — справа, голос в центре и нет проблем, не так ли? А вот и нет! Хотя в пространстве инструменты не пересекаются, по частотам у них есть всё такое же пересечение. Если правильно обработать инструменты эквалайзером и после этого развести их по панораме, звук станет ещё более разборчивым.

Как я уже написал, “накрутил и забыл” — не годится. Часто гитару нужно поднять в некоторых местах песни, но это не значит, что она должна быть задрана везде. Думайте об эквалайзере, как о ручке громкости, которая регулируется плавно. Найдите частоты, в которых остальные инструменты не присутствуют и поднимайте гитару именно в них. Так гитара станет более выразительной и не будет мешать остальным инструментам. Подход должен быть индивидуальным. Да, у вас со временем сложится понимание, какие частоты в первую очередь стоит проверить, но нужно работать с нуля с каждой записью.

Автоматизация легко прописывается во всех современных музыкальных программах, так что вы сможете выводить отдельные инструменты на передний план в зависимости от места в песне, не поднимая их общую громкость. Точно так же можно будет прятать их на задний план там, где это необходимо.

Громче — не всегда значит громче

Работа с эквалайзером позволяет делать гитару более выразительной или наоборот, менее заметной. Один из способов увести гитару на задний план — оставить только один гитарный трек в миксе.

Если ничего не получается.

Наши уши очень восприимчивы к диапазону 3кГц-4кГц, так что, если вы хотите выделить какой-то инструмент особенно, стоит поднять именно эти частоты. Но будьте осторожны. Слишком сильный подъём сделает звук резким и пронзительным, от него будут уставать уши. Прибавляйте понемногу.

Источник

01 Азбука эквализации гитары

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Тема этого месяца – эквализация (EQ). Я бы сказал, что мы тут открываем банку с червями, хотя, скорее, это больше похоже на контейнер в котором 10 000 банок с червями.

Про эквализацию говорить довольно сложно (не говоря уже про то, чтобы ей обучать), т.к. в этом деле не бывает такого, что было бы правильно на все 100%. Для примера возьмем распространённую мысль о том, что чем меньше эквализации вы используете, тем лучше. Ну, в общем случае, это действительно хороший совет, т.к. если переборщить с EQ, то ваши треки будут звучать искусственно и/или резко. Но что, если эта «искусственность» и «резкость» — это именно то, чего вы добиваетесь?

Что же тогда сказать про великие гитары 60х, которые были смикшированы с раздутыми хай-энд EQ? (тут приходят на ум Beatles и Yarbirds). Или те треки, которые были специально сделаны так, чтобы звучать так замкнуто, как это возможно? (Pink Floyd или PJ Harvey). Или эта мрачная, не встречающаяся в природе эквализация, которую используют Nine Inch Nails или другие нойзеры? В общем, есть бесчисленное множество исключений, подтверждающих правило.

Так что, давайте вместо того, чтобы следовать правилам, посмотрим какие есть варианты. Мы рассмотрим несколько общих техник эквализации, а затем попробуем более радикальные случаи. Но сначала быстрый и поверхностный ликбез по принципам эквализации. (Если вам все это известно, то вы можете быть свободны до следующего месяца, когда мы будем рассматривать более интересные случаи.)

Основной EQ-словарик

Чтобы понять, что такое EQ, загуглите “Equalization” (или “equalisation”, если вы британец) – это именно то слово, от которого произошло сокращение “EQ”. Если же все что вам нужно, это пройтись «по верхам», которые будут достаточны для большинства ситуаций – читаем ниже!

Эквализация означает подстройку конкретных частот в звуке. Например, добавление или убирание высоких или низких частот, или выделение или ослабления каких-то частот в середине.

Частота звука (то насколько он высок или низок) измеряется в Гецах (Гц). Диапазон человеческого слуха – это примерно от 20 Гц до 20 000 Гц (20 кГц). Если же вы уже в летах или фанат Motörhead, или и то, и другое, то ваш верхний порог вероятно много ниже.

Звуки музыки содержат в себе множество отдельных частот. Самая низкая частота такого звука называется основной (основная или главная гармоника). Например, главная гармоника струны E в стандартном строе – это примерно 82 Гц, но тут так же есть обертоны (высшие гармоники), которые звучат много выше основной частоты. Если вы запишите звук нижний струны E, а затем отфильтруете обертона от основной гармоники 82 Гц, то услышите, что звук будет тонкий и скудный, но он не исчезнет.

Если транспонировать ноту на октаву выше, то её частота удвоится, если же на октаву ниже, то частота будет меньше в 2 раза. Например, на частоту 440 Гц мы настраиваем ноту первую струну на пятом ладу, т.е. звучит нота A. Если же мы возьмем ноту A на втором ладу третьей струны G, то получим частоту 220 Гц, а открытая струна A даст нам частоту 110 Гц. На бас-гитаре та же открытая струна A даст нам 55 Гц, что ниже гитарного диапазона. Ну а 17 лад на первой струне даст нам 880 Гц.

Хорошая новость для старых гитаристов с плохим слухом. Частотный диапазон электрогитары начинается примерно от 80 Гц (зависит от такого, как вы настроите свою нижнюю струну) и заканчивается примерно 4,5 кГц — это верхняя частота, которую может передать стандартный гитарный динамик. То есть, у вас могут быть проблемы со слухом, но все равно вы будите воспринимать весь диапазон звучания электрогитары. Однако, частотный диапазон звучания акустической гитары много больше.

Громкость (или амплитуда, если по-научному) измеряется в децибелах (дБ) [Формально, это не совсем так, тему громкости и мощности мы затрагивали в статье «Зависимость мощности от громкости». Прим. CraSS]. Шелест листвы – это примерно 20 дБ, в то время, как рев реактивного самолета может достигать уровня в 150 дБ. Болевой порог человеческого уха – это примерно 130 дБ. Громкие рок-концерты на записи легко его превышают. При микшировании, большинство манипуляций с EQ делаются все лишь на несколько дБ и лишь иногда могут доходить до ± 20 дБ или больше.

Полоса пропускания — это та полоса частот, на которую влияет эквалайзер. У большинства регулировок тона на гитарах и усилителях полоса пропускания довольно широкая. Узкие полосы пропускания иногда называют «зубцами». Полосу пропускания часто обозначают “Q”.

Фильтрация – это процесс удаления определенных частот. Фильтр низких частот (ФНЧ) вырезает высокие частоты, оставляя в звуке только низкие. Фильтр верхних частот (ФВЧ) делает ровно противоположенное – вырезает низ. Полосовой фильтра влияет только на определенный диапазон частот. Полоса этого фильтра определяется его полосой пропускания.

Если эквалайзер позволяет задать определенную частоту, и он имеет определённую полосу пропускания вокруг этой частоты, то говорят, что это параметрический эквалайзер. Если же вы можете выбирать только частоту, но не полосу пропускания (как на многих бас-гитарах с активной регулировкой тона), то он называется квази-параметрический.

Небольшой тест. Теперь, после всего вышесказанного, приведенные ниже выражения должны обрести для вас смысл.

  • «Гитара звучит как-то тускловато. Прибавь 2 дБ на 2,5 кГц?»
  • «Опа! Гитара заводится, когда я стою рядом с мониторами. Можешь чутка подрезать на 1К?»
  • «Тут у нас басист залип. Давай я опущу гитару в A, а ты усилишь 50 Гц? Может никто и не заметит…»

Вот. Теперь вы можете говорить про EQ, как профи.

Эквалайзер в звуковой цепи

Куда же поставить эквалайзер в цепи гитарного звука, чтобы получилась нужная картинка? Стандартные регулировки тона на гитаре – это фильтры низких частот. Тоже самое с регулировкой тона на большинстве педалей дисторшна. Природа регулировок тона на усилителях может меняться от модели к модели, но обычно Treble – это ФНЧ, Bass – это ФВЧ, а Middle – это полосовой фильтр. На многих бас-гитарах есть квази-параметрическая регулировка средних частот, с раздельным усилением/подавлением определенных частот.

Другими словами, регулировки EQ на гитарах, эффектах и усилителях – это широкополосные фильтры, которые «бьют по площадям». В реалиях записи/микширования инструменты эквализации более тонкие и комплексные. То есть, если регулировка тона на гитаре – это топорик мясника, то студийные EQ – это скальпели.

Заточим наши скальпели.

Типичный EQ-плагин

Гитарист, который пишется, может выбрать множество различных, как железных, так и софтовых эквалайзеров. Но практически все это многообразие предлагает схожую базовую функциональность. В этих примерах я использую EQ-плагин из Apple Logic Pro (Фото 1), но в других эквалайзерах вы найдете примерно все тоже самое.

Конкретно этот плагин – это 8ми полосный EQ. Это означает, что у него есть 8 независимых настраиваемых фильтров, хотя обычно столько и не нужно. Посмотрите на три ряда чисел под каждым диапазоном частот, подкрашенным своим цветом. Верхнее число – это активная частота в Герцах. Среднее число – это усиление или ослабление в дБ, а нижнее число обозначает полосу пропускания.

Давайте посмотрим, какой эффект дает эквалайзер на звук записанной гитары с дисторшном. На Примере 1 нет никакой эквализации, просто звук, снятый микрофоном с усилителя.

На Примере 2 я задействовал самый левый диапазон. ФВЧ отрезает все ниже определенной частоты. Тут выставлено значение в 150 Гц. Послушайте, как это утончает звук.

Самый правый диапазон – это ФНЧ, который действует ровно наоборот. Я выставил фильтр так, что он вырезает все, что ниже 1,1 кГц (Фото 3). Это делает звук более темным и тусклым.

Диапазоны 2 и 7 – это обрезные фильтры. Они влияют на все выше или ниже определенной частоты, они могут, как усиливать, так и ослаблять. Усиление низких частот, как на Фото 4, дает эдакий барабанный звук с плотными низами.

Высокочастотный обрезной фильтре (Фото 5) часто используют, что сделать гитарный трек ярче.

Четыре центральных диапазона самые функциональные и мощные. Это полностью параметрические EQ, которые могут усиливать и ослаблять любые частоты на записи с любой полосой пропускания. Установим узкую полосу (Фото 6), это даст нам эдакий похожий на wah-резонанс.

Выставим более широкую полосу пропускания (Фото 7). Это сделает ярче более широкий звуковой диапазон.

И наконец, я выставил полосы EQ так, как это обычно делают для кранчевой гитары (Фото 8).

Что звучит лучше всего? Если слушать отдельно, то, возможно, первый пример, где нет никакой эквализации. Но гитарный трек очень редко бывает один сам по себе. «Правильные» настройки EQ всегда зависят от ситуации. В следующем месяце мы посмотрим на настройки EQ, которые часто встречаются в практике студийной работы.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Эквализация гитары: как и зачем?

Всем привет, с вами диванный гитарный эксперт с 8 летним стажем. К сожалению, многие начинающие гитаристы совершают одни и те же ошибки. Суть одной из таких ошибок заключается примерно в следующем: они думают, что гитарный звук заканчивается на нескольких крутилках на комбике и примочке (которая, к слову, всего лишь одна). То есть, несколько движений по крутилкам — и звук готов.

Обращусь к более компетентным источникам

Преподаватель по игре на гитаре Юрий Шильников (более известный под псевдонимом fredguitarist) отмечает, что один из самый первых признаков, который отличает новичка от профессионала — проверка тембрального окраса перед началом игры. Конечно, в этой мысли он особо выделял перегруз и это понять можно — в современных неакадемических направлениях гитарный звук очень специфический.

А начинающие гитаристы так и вовсе играют на каких-нибудь не особо качественных примочках вроде Death Metal, что, вкупе с дешёвыми гитарами и ещё не сформировавшиеся техникой, даёт больше шума, чем музыки. Поэтому для любого гитариста эквалайзер тоже является важным инструментом.

И да, чем больше полос у эквалайзера — тем тоньше можно настроить звук.

Первое, что хочу сказать: срезание всего, что ниже 60 герц и всего, что выше 16000 герц — это даже не обсуждается. На этих участках диапазона звук гитары не самый приятный. А дальше начинается самое интересное. Частоты с 6000 до 12000 срезать уже не стоит — в этом диапазоне находятся обертоны и призвуки. Корректировать их следует с осторожностью.

Лично я делаю примерно следующим образом

Записываю квадротрек — это когда записывают гитару и четыре раза импортируют в секвенсор. Далее я делаю панорамирование — по два трека вправо и влево. У первых двух треков я срезаю от 0 до 60 и от 13500. У других — от 0 до 60 и от 3500. Да, я не ошибся — два из четырех треков звучат в довольно узком диапазоне — это делается для очень “злого” звучания. А дальше я уменьшаю некоторые неприятные призвуки.

А теперь главная мысль моего текста.

Рекомендуется добиваться серединистого звучания — оно лучше читается в миксе, да и вживую звучит приятно. Это сразу сделать не получится — сначала нужно хотя бы на 10% сформировать свою технику. А после этого уже выкручивайте перегруз и начинайте экспериментировать с эквалайзером.

Отдельно хотелось бы коснуться нестандартной эквализации.

Вот хороший пример нестандартной эквализации гитары.

Делать нестандартную эквализацию рекомендуется только если вы точно знаете, что вы делаете. Например, если у вас несколько своеобразный звук гитары и/или комбика. Или хотите сильно подчеркнуть низкие или высокие частоты.

Надеюсь, я вам дал достаточно информации. А пока что подписываемся на канал и на паблик “ Японский метал ”, комментируем, ставим лайки.

Источник

Оцените статью