Обзор гитар fender stratocaster

Легендарные электрогитары. Fender Stratocaster. Часть 1

П ришла пора нам с вами сворачивать электрогитарную чехарду, и поступим, если вы, конечно, не станете возражать, подобно тому, как у нас всё происходило в предыдущей серии: первая её часть, на редкость длиннющая и занудная, будет в основном – биографической, а также — немного технической, а последующие — станут более-менее хронологической подборкой видеороликов некоторых из знаменитостей и полузабытых героев, игравших и играющих на Fender Stratocaster. Как водится, тем из них, кто в наибольшей степени связан с вынесенным в заголовок инструментом-легендой, будет уделено чуть больше места. Начать правильнее всего будет с главного имени.

К ларенс Леонидас (Лео) Фендер родился 10 августа 1909 года в амбаре на апельсиновой ферме, которая принадлежала его родителям и была расположена между Анахаймом и Фуллертоном в Калифорнии. Амбар был единственной постройкой на ферме. Семья проживала в одной его половине, посередине стоял стог сена, а за ним, на другой половине, — их лошади. Свой первый дом они построили только через год. «Я начал возиться с радио еще в 1922 году, когда учился в начальной школе, еще до того, как в Калифорнии началось постоянное радиовещание. Тогда я собрал свой первый детекторный радиоприемник, который слушал через наушники, а всё, что мы тогда могли слушать, было радиосообщение между островом Каталина и материком». Лео рос в то время, когда электричество и его применение было всё ещё в новинку и будоражило воображение. «Мой дядька держал магазин собственных электротоваров в Санта-Мария в Калифорнии. Он делал аккумуляторы, кое-какое радиооборудование. Обычно он снабжал меня журналами и книгами, в которых описывались опыты с электричеством. Так я и заинтересовался тем, чем сейчас занимаюсь». К тому времени, как Лео в 1928 году окончил школу, он уже прочно подсел на электронику. Электроусиление звука в ту пору находилось в зародышевом состоянии, но он уже занимался этим бизнесом. «Я делал усилители и трансляционное оборудование, которое сдавал оркестрам, игравшим на танцах, на политические митинги, бейсбольные игры, разные развлекательные мероприятия. В электронике 1928-й стал важным годом. Именно тогда появились первые вакуумные лампы АС, что позволило сделать практичный ламповый усилитель. Кроме того, тогда же появились и первые дельные динамики, сконструированные Полом Дженсеном. Благодаря этим прорывам я смог собрать 15-ваттные усилители с достойными по тем временам динамиками. Не так много по сегодняшним меркам, но чертовски больше, чем ничего». Окончив среднюю школу, Лео два года изучал бухгалтерию в училище благодаря стипендии штата. В 1930 он сдал госэкзамены, а в 1932-33 работал в бухгалтерии калифорнийского департамента автотранспорта. Лео открыл своё дело, «Радиоремонт Фендера», в конце 1938 года. «Первые три недели я ходил от дома к дому в поисках работы. После этого у меня было столько радиоприемников для починки, что мне больше никогда не пришлось снова заниматься их поиском». Музыканты стали приносить Лео свои усилители на ремонт, и чем больше он работал с ними, тем больше увлекался усилением звучания музыкальных инструментов. Те схемы, которые он видел в этих усилителях, его в основном не устраивали. Постепенно он начал сам собирать усилители на заказ, и музыкантам они пришлись по вкусу. Немного спустя, Лео вместе с Доком Кауфманом основали K&F (Kauffman&Fender) Manufacturing Corp. Лео, занимаясь ремонтом фонографов, пришёл к выводу, что их сменные механизмы были ненадёжны из-за особенностей конструкции. Фендер с Кауфманом нашли, как они считали, ответ на все проблемы, связанные со сменным устройством и выставили свой чейнджер в витрине конторы Лео, и тот работал круглые сутки почти два месяца без малейших признаков затруднений. Как позже рассказывал Лео, у них с Доком не было денег, чтобы добиваться патента. Компаньоны продали права на своё устройство всего за 5000$. Оно стало прообразом знаменитого проигрывателя «сорокапяток» RCA. Отдавать изобретение за эту небольшую сумму было, конечно, ошибкой, потому что RCA в начале пятидесятых, когда продажи синглов-«сорокопяток» резко выросли, продали, наверное, миллион таких проигрывателей.

Читайте также:  Баста бой с аккордами

Лео Фендер

В 1943 году Лео и Док сконструировали новый звукосниматель, в котором струны проходили через магнитную катушку, а для испытаний датчика они сделали и свою первую гитару. У нее был очень узкий, как у гавайской стил-гитары, корпус. Когда Лео спросили, зачем они сделали такой корпус, он посмеялся и сказал: «Потому что это был самая большая деревяшка, которую Док смог найти». Однако это была обычная шестиструнная гитара с цельным корпусом и грифом с ладами. На ней здорово игралось, звук был великолепным, и когда музыканты прослышали о ней, начали просить её в аренду. Лео говорил, что он составил целый список желающих опробовать инструмент. Они с Доком подали заявку на патент звукоснимателя 26 сентября 1944 года, и 7 декабря получили патент. Лео по-настоящему увлекся работой с электрогитарами и усилителями, он понимал, что это обернётся гораздо большей выгодой, чем ремонт радиоприемников, и убеждал Дока в том, что им нужно расширяться вслед за растущим бизнесом. Но Док опасался вкладывать дополнительные деньги в предприятие с не совсем ясными перспективами. Соглашение о разделении было составлено во второй половине 1945 года, это было дружеское расставание, без обид партнеров. Когда Лео стал единоличным хозяином предприятия, он переименовал его в Fender Electric Instrument Co и начал занимался в Фуллертоне возведением двух ангаров из листового железа. Когда строительство завершилось, он перевел в них свое производство. Как говорил Лео, когда он переехал в эти два ангара, он получил столько места, сколько у него не было никогда в жизни. Однако удобства в них были далеки от идеала. Чтобы воспользоваться туалетом, надо было перейти улицу и еще пройти с квартал до железнодорожной станции. Лео говорит, что в ангарах могло быть и небезопасно. «Где-то году в 1949 мы начали использовать для покрытия корпусов гавайских стил-гитар ацетатное волокно, а чтобы оно оставалось теплым, ставили возле него паяльную лампу. Думаю, если бы что-нибудь случилось, то мы бы взлетели с нашим ангаром до небес. Была такая обстановка, что когда к нам пожаловал инспектор пожарной охраны, он только заглянул в дверь и тут же побежал до ближайшей телефонной будки, звонить нам оттуда, настолько испугался». Не забывал Лео и про усилители: к началу 1947 года Лео построил две новые модели для профессиналов: Pro Amp с мощным 15-дюймовым динамиком, и Dual Professional с двумя десятидюймовыми динамиками. На этих моделях Лео впервые смонтировал панель управления на верхней грани, и это была хорошая идея, поскольку теперь музыкантам было удобнее до неё дотягиваться.

Читайте также:  Акустические гитары какие они бывают

1 948 год стал очень важным в истории Fender. В этом году Лео начал работу над конструкцией его первой цельнокорпусной электрогитары, которую он назовет Broadcaster, а затем изменит это название на Telecaster. В этом году Лео нанял Джорджа Фуллертона, в последствии – своего многолетнего партнёра. Джордж Фуллертон (1923 – 2009), родился в Арканзасе и переехал в Южную Калифорнию в 1940 году. Во время войны служил в Корпусе морской пехоты, а после её окончания работал механиком в Lockheed Aircraft и одновременно учился в вечерней школе. С марта 1948 года – на полной ставке в Fender, принимал участие во всех инновационных проектах фирмы, связанных с разработками цельнокорпусной гитары и усилителей. Покинул фирму в 1970 и присоединился к Фендеру в Music Man, а позже вместе с Фендером и Дэйлом Хайаттом стал соучредителем G&L Musical.

Джордж Фуллертон

М одель с одним звукоснимателем под названием «Esquire» появилась в каталоге Fender, опубликованном весной 1950 года. Будет справедливым сказать, что «испанские» гитары Fender, представленные в 1950 году на выставке в Чикаго, не стали сенсацией дня. Конкуренты охотно упражнялись в остроумии по поводу нового инструмента, называя его «доской», «туалетным сидением со струнами» или «веслом». В конце 1950 года, «испанская» электрогитара Fender с двумя звукоснимателями была официально запущена в национальную дистрибьюцию под именем «Broadcaster», от которого пришлось отказаться в начале 1951 по требованию Fred Gretsch Mfg. Co. в пользу названия Telecaster.

Fender Esquire

З атем пришла очередь идеи создания электрического баса. Еще в середине 40-х начался выпуск бас-гитар Rickenbacker. Фендер: «По правде говоря, выглядела она как метла со звукоснимателем. У нее не было ладов, и играли на ней, как на собачьей будке в вертикальном положении. Чувствовалась потребность в таком инструменте: в сороковые и пятидесятые было много гитаристов, игравших в оркестрах, которые переходили на «вертикальные» басы. С огромными будками было чертовски сложно управляться. Большой проблемой было, например, если исполнитель на таком инструменте ещё и пел. Нужен был транспортабельный бас с ладами, который был бы слышен в оркестре. Если бы у баса были лады, тогда музыканту не надо было бы слушать, попал он в ноту или нет». Чтобы удовлетворить эту потребность, в 1950-м году Лео начал разрабатывать модель бас-гитары. Первые вышедшие из производства басы появились только во второй половине 1951-го, и выглядели они как увеличенные телекастеры. У Лео спрашивали, как родилось название Precision Bass. «Очень просто. Если музыкант зажимает правильный лад – получается правильная нота, точный результат». Стоит помнить, что в то время игра большим пальцем или медиатором не была в моде, поскольку достаточной громкости в звуке на контрабасе можно было добиться лишь шлёпанием или усердным дёрганием струн, что, конечно, сказывалось на качестве и выразительности звука. Бас-гитара в этом плане стала просто спасением для многих бас-гитаристов. Однако вот как описывает очевидец приём Precision Bass на выставке 1951 года: «Те, кто ещё не был уверен, что Лео свихнулся, когда он привез цельнокорпусную гитару, окончательно убедились в этом, когда он показал бас-гитару. Он были убеждены, что только полный идиот станет играть на такой штуке».

Fender Precision Bass

В скоре после этого Лео познакомился с Фредди Таваресом (1913 — 1990). Лео никогда не учился играть или даже настраивать гитару, но он всегда любил музыку – особенно гавайскую. Гаваец по происхождению, Фредди играл в нескольких ансамблях, работал с Бингом Кросби, Элвисом Пресли, Генри Манчини; его педальную стил-гитару можно услышать в знаменитой теме мультфильмов Loony Toons киностудии Warner Bros. “Фредди был восхитительным, прелестным человеком. У него было отличное чувство юмора, он был очень умён, а также был прекрасным музыкантом”. Таварес также был хорошим чертёжником, и, несмотря на то, что Лео Фендер экспериментировал с различными проектами звукоснимателей с момента выпуска Precision Bass, серьёзные разработки началась только после того, как Таварес присоединился к работе над новой гитарой. Для Лео он был настоящей удачей, потому что у Фредди был опыт обращения с чертежами и электросхемами, и он умел играть и на обычной гитаре и басу. Он был просто всем, в чём нуждался Лео в области исследований и разработок. В то время Фредди работал по вызовам на киносъемках и в студиях, и Лео не мог оплачивать ему почасовую работу по тем же ставкам, что он получал на студиях, так что, начиная с марта 1953 года, он просто стал работать на Лео неполный рабочий день. Поначалу Лео это устраивало, но вскоре Фредди уже работал на полную ставку.

Фредди Таварес

Е щё до конца 1953 года все производство Fender переехало в четыре новых железобетонных блока по адресу 500 South Raymond, Fullerton, California. Это было действительно большое событие в ранней истории Fender. Именно здесь компания познает времена своего самого большого роста, здесь она станет одной из самых значительных историй успеха в истории музыкального бизнеса. Здесь Лео проведет свои последние рабочие дни в качестве главы компании, носящей его имя.

Многие музыканты расходятся во мнении относительно того, что было самым значительным вкладом Лео в развитие струнных инструментов – Precision Bass или Stratocaster; но Stratocaster (далее – Strat, Страт), без сомнения, является самой копируемой цельнокорпусной электрогитарой в мире. Мнения также расходятся относительно времени начала его разработки и того, чьи идеи были воплощены в окончательной модели. Strat совершенно точно не был разработан и сделан каким-то одним человеком. По словам Тавареса, когда он начал сотрудничать с Лео в марте 1953 года, никаких чертежей этой гитары не было, и он лично по указаниям Лео начертил формы её корпуса и грифа. По мнению Фредди, основные идеи Лео позаимствовал у известного гитариста Билла Карсона. Фредди рассказывал, что сделать на Strat шесть раздельных бриджевых сёдел было идеей Билла, Биллу же, по его мнению, принадлежит и заслуга оконтуривания корпуса. Билл говорил Лео, что гитара должна «сидеть как рубашка» (он тогда носил рубашки в стиле вестерн, которые обтягивают тело как перчатка). В ответ на предложения Карсона, Лео Фендер и Фредди Таварес сделали прогиб на задней стороне деки и скруглили переднюю сторону; в результате этого получилась гениальная с точки зрения эстетики и эргономики форма. Впервые в истории электрогитар дека приобрела свою уникальную форму, в противовес формам дек, унаследованным от своих кузин — полуакустических гитар.

Билл Карсон

П олностью к заслугам Лео стоит отнести и систему тремоло, хотя она и не была его собственной идеей. Джордж Бичем 26 мая 1936 года подал заявку на патент музыкального инструмента с тремоло, и патент был выдан 4 апреля 1938 года. Пол Бигсби тоже сделал свой первый механизм тремоло до того, как Лео разработал улучшенное тремоло для Страта. Лео подал заявку на патент тремоло-системы, включающей шестисекционный регулируемый бридж, и гнездо подключения под углом 45 градусов, 30 августа 1954 года. Весной 1954, когда модель Fender Stratocaster была представлена взбудораженному, готовящемуся войти в эпоху рок-н-ролла музыкальному миру, он демонстрировал несколько новаторских, если не революционных характеристик. Самым радикальным для того времени нововведениями были система «Synchronized Tremolo» (именно с легкой руки Фендера слово «тремоло» стало использоваться для обозначения конструкции осуществляющей вибрацию струн) и эргономичный дизайн корпуса «Comfort Contour Body». Новая модель также имела еще целый ряд новшеств от Fender, таких как полностью регулируемый бридж с шестью независимыми сёдлами, три звукоснимателя с профилем сердечников и гнездо на верхней деке. Несмотря на большую сложность конструкции по сравнению с Telecaster, Strat в той же мере следовал философии Лео о том, что инструмент предназначен для работы музыканта. Таварес подчеркивает эту концепцию: «Позиция Лео была такова: сделать всё практичным, максимально практичным, и максимально простым… он всегда следовал принципу – проще и легче в обслуживании. Чтобы можно было легко починить». Фендер сам говорит на этот счёт: «Я столько лет проработал с радио и электронным оборудованием, и меня волновала прежде всего утилитарная сторона дела. Это было главнее всего, о внешнем виде думали потом». Таким образом, Strat унаследовал основные параметры предыдущих моделей электрогитар Fender, такие как корпус из ясеня, съемный цельный гриф из клена (без отдельной накладки), асимметричная голова грифа, и простой колковый механизм. Весь комплект звукоснимателей устанавливался на одну пластину, крепящуюся поверх фрезерованного корпуса, так что каждый компонент мог легко быть снят и заменен при необходимости. Самым перспективным новшеством в новой модели была система Synchronized Tremolo. В начале 1950-х тремоло система Bigsby приобретала всё большую популярность, особенно среди исполнителей кантри-и-вестерн. Билл Карсон поясняет: «Ценность тремоло была в том, что стил-гитара в те дни использовалась в большинстве кантри-вестерн и свинговых групп. Когда я работал в студии с приспособлением, которое для меня сделал Лео, я мог делать вибрато в духе стил-гитары, и иногда я получал двойной гонорар за сессию. Вот почему мне нужно было тремоло на гитаре!». Основной проблемой тремоло-систем, выпускавшихся в те дни, было то, что они не всегда точно возвращали строй, что вызывало проблемы. Synchronized Tremolo была завершена в конце 1953 года и через год, 30 августа 1954 года, Фендер подал патентную заявку на «Тремоло систему для струнного инструмента» и патент был выдан 10 апреля 1956 года.

А вот причина, по которой на Strat было установлено три датчика, похоже, никак не связана с чисто музыкальными требованиями. С точки зрения звука, потребности музыкантов середины 1950-х были еще довольно консервативны, и комплект из трёх датчиков появился по целому ряду разных причин. Самое простое объяснение предлагает сам Фендер – он использовал три звукоснимателя, потому что у него на складе был запас трёхпозиционных переключателей! Таварес вспоминает: «Лео сказал, что два звукоснимателя есть у всех, поэтому у нас их будет три!» В те времена усилители не выдавали достаточно высоких частот, и от бриджевого датчика требовалось обеспечить «яркие звонкие верха». А наклонно он был установлен для лучшего звука. Фредди поясняет: «Задний звукосниматель скошен по очень важной причине. Если вы извлекаете звук у самого бриджа, все звучит намного ярче, но вы теряете глубину. Поэтому наклон сделан для того, чтобы получить чуть больше «тела» от толстых струн, но сохранить нужную нам яркость».

Г нездо спереди корпуса было удобным и симпатичным нововведением. Идея была поместить гнездо в надежное место, так, чтобы подключенную гитару можно было бы ненадолго поставить к стенке или стулу. Гнездо также становилось более доступным, и музыкантам не приходилось нашаривать его на ощупь. Как и все органы управления на Страте, оно должно было быть под рукой. И последняя, важная деталь – было ещё одно новшество – прошедший сквозь годы классический силуэт головы грифа Fender. Сам Фендер неоднократно вспоминал, как пришел к идее асимметричной головы с шестью колками в ряд на одной стороне. С технической точки зрения он хотел, чтобы струны шли к колкам по прямой линии, а не расходились по сторонам, как на обычной гитаре, а с эстетической точки зрения он позаимствовал идею от хорватских струнных инструментов.

Н овая гитара была готова к официальному дебюту, но еще не имела названия. Последние исследования показывают, что имя «Stratocaster» было придумано не Фендером, а Дональдом Рэнделлом, главой дистрибьютерской фирмы FenderSales Inc. Идея была в сочетании модной в ту пору, в духе космического века, «стратосфертной» темы и запоминающегося суффикса «caster». Вот – то, что дистрибьютеры имели сказать о Stratocaster в 1954 году: «Совершенная цельнокорпусная профессиональная гитара с удобным дизайном корпуса, обеспечивающая все самые тонкие отличительные особенности Fender. Корпус из отборного лиственного дерева (первоначально – ясень, а с 1956 – ольха – М.К.), лакировка с оттенками золотистого санбёрст, гриф из белого клена, белый пикгард (защита деки от ударов плектром-медиатором – М.К.) и многочисленные ослепительные хромированные металлические части. Три передовых регулируемых звукоснимателя, ручка управления громкостью, две ручки регулировки тембра и трёхпозиционный переключатель тембрового режима. Регулируемый бридж Fender обеспечивает точное интонирование и мягкость исполнения. Гриф имеет знаменитый анкер Fender. Stratocaster доступен в варианте с великолепной встроенной системой тремоло или без нее.» На момент появления в продаже «Stratocaster with Synchronized Tremolo» имел цену по прайс-листу 249.5$ (без кейса). Для сравнения Gibson Les Paul Custom и Les Paul GoldTop стоили в сентябре 1954 года (без кейса) 325$ и 225$ соответственно, а Telecaster 189.5$.

С мотрим четыре минуты на то, как изготавливается Страт:

В период 1954-1959 годов Strat считался в первую очередь кантри-гитарой как благодаря своему характерному «твангу», так и постоянной клиентуре Fender того времени. С начала 1957 года Fender стали делать менее адресную рекламу и запустили очень забавную кампанию под слоганом «Вам тоже не захочется расстаться со своей «(«You won`t part with yours either»).

Б удет справедливым сказать, что истинное признание уникальности Strat началось с рок-н-ролла и некоторых самых ярких представителей жанра. В этом смысле Бадди Холли, чья известность помогла гитаре раскрутиться, должен быть признан самым первым «героем Страта».

BUDDY HOLLY & THE CRICKETS That’ll Be The Day (Jerry Allison / Buddy Holly / Norman Petty) 1957

Н е будучи гитаристом-виртуозом, Бадди Холли, тем не менее, просто обязан быть представлен в гитарном пантеоне: во-первых, он, певец и лидер-гитарист в одном лице — сочетание прежде немыслимое, сделал этот футуристично (по тем временам) выглядевший инструмент знакомым практически каждому; во-вторых, привнёс в рок-н-ролл элементы кантри, фолка и джаза. Плюс авторство всех композиций, плюс скромное обаяние очкарика, плюс, конечно же, талант. Если бы судьба отпустила ему чуть больше времени, кто знает, сколько открытий в сочинительстве, музицировании и звукозаписи он ещё смог бы совершить? Но всё закончилось быстро и нелепо: 3 февраля 1959 года частный самолет, мчавший его на очередные гастроли, попал в снежную бурю и разбился вдребезги.

RITCHIE VALENS La Bamba (William Clauson) 1958


В месте с Бадди Холли в катастрофе погиб еще один самородок, игравший на Страте, семнадцатилетний Ричи Валенс, пионер испаноязычного рок-н-ролла, автор хитов»Donna» и «La Bamba». 3 февраля 1959 года было названо «днём, когда умерла музыка».

DICK DALE Medley: Surfin’ & Swingin’ / Misirlou (Milton Leeds / Nicholas Roubanis / Bob Russell / Chaim Tauber / Fred Wise)/ The Wedge (Dick Dale) 1963

Н еобычная манера «короля сёрфа» Дика Дэйла играть на гитаре, держа ее вверх тормашками и задом наперед, привлекла внимание профессионалов. Лео Фендер был удивлён и заинтригован его исполнением, а Барни Кессел, феноменальный джазовый сессионный гитарист, сказал Дэйлу: «Дик, если бы ты только правильно переставил струны, то был бы величайшим гитаристом в мире». На что Дэйл ответил: «А зачем что-то менять, если и так неплохо?» Дэйл: «Гитара, которую дал мне Лео, была правосторонней, а сам я — левша. Я играл, перевернув её наоборот. Позже я спросил Лео, может ли он переместить элементы управления вниз, а то я всё время задеваю их, и звук пропадает. Уходя, он сказал: «Мне понадобится около 7000$ на оборудование, чтобы сделать это», а спустя примерно 2 недели он дал мне гитару с элементами управления внизу». Дэйл не только изобрел новый стиль под названием surf-rock, но и стал отцом Громкого Звука. Прибавьте к этому объемность и теплоту его стаккато: обмотку динамиков, заказанных для него у Фендера, копировали Marshall, но никто не смог скопировать стоваттный «усилитель-трансформатор Дика Дэйла» — Лео умер с этим секретом, не продав его CBS.

THE SHADOWS Apache (Jerry Lordan) 1960

А тем временем ставший обладателем первого Страта в Британии, Хэнк Марвин и аккомпанирующий состав Клиффа Ричарда – The Shadows в июле 1960 выпустили свой инструментальный хит «Apache», тем самым подготовив плацдарм для нового культа Strat. Благодаря The Shadows, Англия стала заказывать тонны Fiesta Red(красных) Стратов. Конечно, фендеромания набрала обороты и при помощи других британских групп, но бум Стратов в Европе начался именно с The Shadows. Марвин: “Сложно сейчас описать, каково это было: увидеть Stratocaster вживую в первый раз. Сейчас им никого не удивишь, ведь все его видели много раз, а в то время складывалось впечатление, что ты видишь инструмент с другой планеты – он просто не был похож на гитару. Нас настолько шокировал его внешний вид, что мы боялись на нём играть“.

Во время своего появления в 1954 Strat был настолько близок к определению “идеальная гитара”, насколько только можно представить. Не было ничего, с чем бы можно было его сравнить. Даже самый известный конкурент Strat – Gibson Les Paul, созданный в 1952 году в качестве ответа на Telecaster, был лишь тенью того, чем станет Strat. На Les Paul, доступном в 1954 году, устанавливался громоздкий бридж с минимальной возможностью отстройки. Только к 1958 году Gibson выпустят классическую модель Les Paul Standard.

В начале 1960-х годов Strat постепенно оттеснялся на второй план за новые Jazzmaster и Jaguar (анонсированные в 1961 году). Две новые модели с асимметричными корпусами и «подвешенными» тремоло постоянно преподносились как новые элитные инструменты, а Strat скоро отошел в брошюрах и каталогах на третье место. Кроме необходимости рекламировать новые модели, которые были намного дороже, и соответственно прибыльнее, чем Strat, Fender ощущали, что музыкальная мода пошла в другом направлении. Но, конечно же, Страт вовсе не собирался окончательно сходить на обочину.

BOB DYLAN Maggie’s Farm (Bob Dylan) 1965

Вместо привычной акустики Боб Дилан взял в руки Страт, когда решил придать своей музыке электрическое звучание – вот так Fender участвует в зарождении фолк-рока: в паре со Стратом солирует Телекастер уже знакомого нам МайклаБлумфилда.

О днако в середине 60-х Европа не была достаточно большим рынком, чтобы компенсировать спад продаж Strat в США. В августе 1965 его каталожная цена была снижена на несколько долларов, а в какой-то момент, Fender даже подумывали снять модель с производства, поскольку по продажам она не могла сравниться с такими новинками, как Mustang. Все жеStrat не был снят с производства и, по иронии судьбы, это может быть результатом важнейшего события, произошедшего в конце 1964 года, приходу CBS.

П окупка компаний Fender Instruments и Fender Sales холдингом Columbia Broadcasting Systems, CBS, официально произошла 5 января 1965 года, но сделка готовилась в течение всего 1964 года. Мотивы, которые побудили Фендера – единоличного владельца Fender Instruments и его партнера Рэнделла, с которым они поровну владели Fender Sales, продать свой бизнес, были довольно простыми. Невероятный успех бизнеса Fender в целом в течение десятилетия, был достижением, которое для Лео и Дона стало невероятным рекордом, и для дальнейшего роста требовались финансовые вливания. С другой стороны здоровье Лео пошатнулось, и он испытывал постоянный упадок сил из-за стрептококковой инфекции, которой он заразился в середине 1950-х. В какой-то момент он решил устраниться, поскольку не мог работать так интенсивно, как хотел бы, и как требовало постоянное развитие бизнеса. В то время CBS стремились диверсифицировать бизнес за пределы своего основного рынка (через два десятилетия все стало наоборот) и искали подходящий объект, инвестиции в который помогли бы сэкономить на налогах. Переговоры начались во второй половине лета 1964 года, и в итоге бизнес Fender был продан за 13 млн. долларов. В кругу гитарных знатоков, эра CBS часто считается САМЫМ крупным переломом в истории Fender. За годы, прошедшие с той поры, оно обросло историями о том, насколько упало качество в те два десятилетия, когда Fender принадлежали CBS. Это событие также привело к понятию «до CBS», которое относится к инструментам, выпущенным до того, как Лео продал компанию. CBS ни в коем случае не шли сознательно на ухудшение качества продукции Fender, и в определенном смысле, стремились к обратному, стараясь усилить стандартизацию и контроль качества. С целью улучшить условия производства, рядом с фабричным корпусами Fender в 1965 году появилось новое здание площадью более 10 тыс. кв. м и с современным оборудованием. Проблема была в том, что всё это не сработало. Корень всех бед заключался в корпоративной бюрократии CBS и формальном подходе к управлению. У Фендера и Рэнделла заключался 5-летний контракт с CBS, по которому они должны были оставаться в компании, чтобы обеспечить плавный переходный период, Рэнделл был назначен генеральным директором Fender Musical Instruments, но не продержался пяти лет, и, в итоге, ушел в апреле 1969 года. Фендер оставался на посту, но как утверждает Таварес: «Лео был нанят CBS в качестве консультанта на 5 лет, но в конце этих 5 лет, он не хотел иметь с ними ничего общего. Я бы сказал: он не хотел иметь с ними ничего общего уже после первого года!». Кроме эмоциональных моментов – в конце концов, речь идет о бизнесе, – начались проблемы с качеством, порожденные главной целью CBS – увеличением производительности. Таварес вспоминает: «Мы внезапно превратились в большую модную корпорацию, в которой много разных департаментов лезло в каждый вопрос, постоянно обсуждались бюджеты, квоты и так далее. Они старались штамповать товар, как можно быстрее!»

THE BEATLES I Am The Walrus (John Lennon / Paul McCartney) 1967

Д жордж Харрисон впервые использовал Strat на сингле ‘Nowhere Man’, вышедшем в начале 1966 года, и выступал с ним публично во время гастролей ‘MagicalMysteryTour’в 1967 году и благотворительной акции «Concert For Bangla Desh» в августе 1971 года. Рэнделл предложил битлам во время их гастролей продукцию Fender, в результате чего вошли в историю знаменитый “rosewood” Телекастер и вручную окрашенный Харрисоном в психоделическую расцветку Страт 1961 года по кличке «Rocky». Харрисон: «Каким бы словом я описал Stratocaster? Я считаю, что Stratocaster абсолютно офигительный».

По словам Рэнделла, за первый год работы новой фабрики производство действительно выросло на 45% процентов. Следует отметить, что на момент совершения сделки у Fender было огромное количество предварительных заказов на некоторые модели, например, на новые Mustang, и само собой, CBS не хотели терять деньги из-за неспособности удовлетворить спрос.

В середине 60-х Strat с его колким и стеклянным звуком не считался подходящим инструментом для рок-н-ролла, поскольку многие гитаристы находились под влиянием британского блюз-рокового бума и таких групп, как Cream, предпочитавших плотное
«мясное» гибсоновское звучание.

П роизводство достигло нижней точки в 1967 году, а второе дыхание Страт обрёл при помощи молодого музыканта Джеймса Маршалла Хендрикса. Группа Jimi Hendrix Experience образовалась в Англии в конце 1966 года, а в начале 1967 года она уже достигла звездного статуса благодаря супер-успешному синглу «Hey Joe». Джими триумфально возвратился в Штаты в июне 1967 года, где он стал гвоздем программы Monterey Pop Festival, извлекая из Stratocaster доселе неслыханные звуки. Там же Хендрикс поджег свой вручную разрисованный Strat, объясняя свой поступок актом любви. «Жертвуйте тем, что вы любите, — объявил он, — Я люблю свою гитару». Вот как это было:

JIMY HENDRIX Purple Haze (Jimi Hendrix) 1969

Д жими Хендрикс выработал новый стиль, который настолько отличался от манеры игры даже самых сильных гитаристов мира, что поверг в шок коллег по цеху. Появление дебютного альбома Хендрикса в корне изменило представление об электрогитаре, раскрыв такую часть гитарного звучания как фидбэк (обратная связь между датчиками и динамиком усилителя) и дисторшн (искажение сигнала). Джими использовал так называемую внефазовую комбинацию бриджевого и среднего датчиков. Пятипозиционный переключатель не устанавливался на Strat вплоть до 1977-го года, поэтому гитаристам приходилось фиксировать стандартный переключатель в промежуточных позициях, например, зубочистками, при желании получить комбинированное звучание. Величие Хендрикса шло от простоты: иногда начинало казаться, что он только-только научился играть, что не знает точно, что играть дальше, что будет через несколько аккордов. Майкл Блумфилд, в ту пору считавшийся одним из лучших блюзовых гитаристов планеты, вспоминает о том, как впервые увидел Хендрикса «живьём»: «Взрыв мегатонной водородной бомбы, сопровождающийся залпами русских «катюш», — я видел их в каком-то кино про войну, — вот, примерно так я бы описал звуки, которые он извлекал из своей гитары. Простейший усилитель, самый обычный «стратокастер», фузз-приставка и «квакер» — на кошмарной громкости он извлекал любой звук, какой только хотел, и при этом играл невероятно чисто. До сих пор не понимаю, как он это делал. Джими стоял в пяти футах от меня и вытворял такое, что после этого концерта я год не мог заставить себя взять в руки гитару».

Источник

Оцените статью